СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа гражданско - патриотического воспитания студентов техникума «Я – патриот и гражданин России»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое сознание - часть общественного сознания, раскрывающая отношение человека «к самому себе как субъекту служения Отечеству, определяющая готовность молодого человека к самостоятельному осознанному выбору линии поведения, деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа гражданско - патриотического воспитания студентов техникума «Я – патриот и гражданин России»»

СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»











Программа

гражданско - патриотического воспитания
студентов техникума

«Я – патриот и гражданин России»

(на 2022 -2025 годы)





Разработал: мастер п/о 

Воронова Н. А.










г. Ярцево

2022 г.

Паспорт

Паспорт программы гражданско - патриотического воспитания студентов техникума «Я – патриот и гражданин России» СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум» на 2022-2025г».

Наименование Программы

Программа гражданско - патриотического воспитания студентов колледжа «Я – патриот и гражданин России» СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум» на 2022-2025г»

Разработчик

Программы

Воронова Н.А., мастер производственного обучения, классный руководитель гр.22 Эл-1

Сроки реализации Программы

2018 - 2023годы

Основание для

разработки

Программы

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012 г.;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция РФ;

  • Семейный кодекс РФ;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

  • Программа воспитательной деятельности в СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»;

  • Устав Техникума

Цель Программы

  • совершенствование системы патриотического воспитания студентов колледжа.

  • создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

  • подготовка студентов к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.

  • изучить нормы общественной жизни, законы, ее регулирующие, и деятельность общественных институтов;

  • познакомить с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;

  • воспитать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства;

  • расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру и гражданскую грамотность.

Задачи программы

Создать условия для усвоения обучающимися основных ценностей и понятий гражданского общества;

- изучить нормы общественной жизни, законы, ее регулирующие, и деятельность общественных институтов;

  • познакомить с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;

  • воспитать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства;

Ожидаемые

результаты

Выработка новых форм и методов работы по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию студентов;

  • формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну;

  • воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению;

  • формирование сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности;

  • достижение сформированности у студентов гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии.

Участники

реализации

Программы

Группа студентов 22Эл-1, мастер производственного обучения (классный руководитель),родители студентов.



















СОДЕРЖАНИЕ



Введение

  1. Цели и задачи программы

  2. Приоритетные направления деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  3. Условия успешной реализации гражданско-патриотического воспитания

  4. Показатели эффективности работы по реализации проекта гражданско­патриотического воспитания студентов

  5. Информационные источники

  6. Приложение Анкеты для социологического исследования





















Введение

Программа гражданско - патриотического воспитания студентов в ЯИТ направлена на формирование основ гражданской идентичности, патриотического сознания студентов на основе современных подходов в воспитании.

Патриотическое сознание - часть общественного сознания, раскрывающая отношение человека «к самому себе как субъекту служения Отечеству, определяющая готовность молодого человека к самостоятельному осознанному выбору линии поведения, деятельности. Данное личностное образование определяется уровнем информированности о себе, о малой и большой Родине, её истории, осознанием и оценкой своих личностных качеств, возможностей и их соответствием идеалам служения Отечеству и своим ближним. С понятием «патриотическое сознание» тесно связано понятие «гражданская идентичность».

«Гражданская идентичность» рассматривается учеными с разных позиций: это и «результат соотнесения индивидом себя с обществом во всех социокультурных измерениях, результатом которого становится отождествление индивидом себя с государством, обществом, страной, формирование набора установок, критериев и параметров соотнесения себя с группами «своих» и «чужих». Это и «осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл», это и «оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства».

Проблема формирования гражданской идентичности, патриотического сознания у студентов актуальна. Патриотическое сознание обеспечивает осознание себя гражданином и патриотом своей страны, способствует повышению личностного потенциала, открытию новых путей его развития. Формирование гражданской идентичности является основой гражданской компетентности человека: его мировоззрения, отношения к нравственным ценностям, к родной стране, другим нациям и народам.


1. Цели и задачи программы

Главная цель программы

Создание условий для воспитания высоконравственного гражданина России, имеющего активную жизненную позицию, разделяющего российские традиционные духовные ценности, обладающего актуальными знаниями и умениями, способного реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готового к мирному созиданию и защите Родины посредством использования ресурсов воспитательного потенциала студенческого самоуправления.

Основными задачами реализации программы являются:

  1. Осуществление научного и методического сопровождения гражданско - патриотического воспитания студентов преподавателями колледжа:

  • вовлечение студентов в участие и написание исследовательских работ в сфере гражданско - патриотического воспитания;

  • совершенствование работы кураторов, повышение их квалификации в области гражданско - патриотического воспитания;

  1. Совершенствование и развитие имеющихся, успешно зарекомендовавших себя в колледже форм и методов работы по гражданско- патриотическому воспитанию, с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей студентов:

  • реорганизация органов студенческого самоуправления, обеспечение условий реализации Программы;

  • содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности, гордости за исторические и современные достижения страны и ее граждан, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов,

  • воспитание студентов в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, создание условий для

реализации конституционных прав студентов, их обязанностей по выполнению гражданского и воинского долга;

  • активизация интереса к изучению истории России и формирования чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;

  • углубление знаний студентов о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России, повышение интереса студентов к научному, литературному, историческому и т.д.;

  1. Развитие у студентов чувства гордости, глубокого уважения и почитания к символам государства - Гербу, Флагу, Гимну Российской Федерации, а также символам родного города и Смоленской области и их историческим памятникам;

  • развитие интереса студентов к отечественной науке, культуре, литературе, а также деятельности россиян - видных представителей науки, культуры, образования, промышленности, других сфер, в т.ч. и видных деятелей родного края;

  • популяризация подвигов Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, в т.ч. героев земляков, достижений и успехов профессионалов различных сфер деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны;

  1. Сотрудничество с учреждениями культуры, молодежной политики, необщественными и некоммерческими организациями по популяризации идей патриотизма;

  2. Участие в волонтерском движении в техникуме, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания:

  • создание условий для воспитания у студентов чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России, путём вовлечения их в волонтерскую практику;





  1. Приоритетные направления деятельности по гражданско-­патриотическому воспитанию Решению поставленных целей и задач должна способствовать деятельность в следующих направлениях

  • Гражданское;

  • Патриотическое

  • Интеллектуальное

  • Духовно-нравственное

  • Развитие самоуправления



  1. Условия успешной реализации гражданско-патриотического воспитания





Нормативно-правовые условия:

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско - патриотического воспитания в колледж строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:

  • Государственные программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы” ;

  • Собрания методических рекомендаций о взаимодействии

образовательного учреждения с семьей”.

  • обеспечение педагогической целостности воспитательно - образовательного процесса;

  • осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса;

  • обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.

Организационные условия:

  • ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно - образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;

  • профилактика противоправного поведения;

  • создание условий для самореализации каждого ученика;

  • актуализация демократических установок в жизнедеятельности училищного сообщества;

  • развитие лидерских качеств и привлечение членов училищного самоуправления к решению социально значимых проблем;

  • сотрудничество с социумом;

  • включение студентов в реальные социально значимые дела.

Кадровые условия:

  • развитие профессиональной компетентности преподаватели, целью

которой является позитивное преобразование профессиональной позиции педагога как воспитателя в области гражданско -

патриотического воспитания.

  • обеспечение педагогами комфортных условий для студентов в учебной работе;

  • создание условий для развития способностей педагога, его профессиональной деятельности, самосовершенствования.

Методическое обеспечение:

  • обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;

  • повышение уровня теоретической (предметной) и психо лого - педагогической подготовки учителей в области гражданско­патриотического воспитания;

  • обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;

  • работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно - методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.


Ожидаемые результаты:

  • качественный рост воспитанности подростков;

  • достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;

  • активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;

  • способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

Показатели эффективности работы по реализации программы гражданско- патриотического воспитания студентов «ЯИТ»

При оценке результатов состояния эффективности работы по реализации проекта гражданско- патриотического воспитания студентов в ЯИТ работы целесообразно рассматривать следующие показатели:

  1. глубокое и прочное усвоение знаний и умение применять эти знания, принципы и убеждения в повседневной учебной, научно­исследовательской, общественно-политической и трудовой деятельности;

  2. показатели учебной и трудовой дисциплины коллективов;

  3. степень овладения специализацией;

  4. степень участия студентов в научных исследованиях и разработках;

  5. уровень нравственной культуры студентов ;

  6. уровень морально-психологической атмосферы в ученических коллективах, отсутствие правонарушений и аморальных поступков.

В практике организации работы показателями эффективности ее организации могут быть:

  • оперативность коллектива в совершенствованииучебно -

воспитательного процесса;

  • уровень организации внеучебной воспитательной работы;

  • сбор и анализ информации о результатах воспитательного процесса;

  • степень участия в управлении учебно-воспитательным процессом училищного самоуправления;

Показателями эффективности социального развития личности студента являются:

  • инициативное и творческое стремление к достижению общественно значимого результата в профессиональной и гражданской активности;

  • умение подходить к оценке общественных явлений с четких гуманистических и демократических позиций;

  • определение личностью своих перспектив, выработка собственной долгосрочной, стратегической жизненной программы, выбор конкретного идеала, жизненной цели, основных путей и нравственных принципов ее достижения;

  • деловые качества: единство слова и дела; система познавательных и творческих способностей, самостоятельность и продуктивность; гармоническое единство в проявлении профессионального мастерства, научно-исследовательских, педагогических и организаторских способностей, умения доводить до конца начатое дело; умение устанавливать нормальные взаимоотношения с членами коллектива; способность отстаивать до конца принципиальную общественно значимую позицию; способность к критике и самокритике;

  • активность личности в основных позициях: общественно-политических, профессионально-трудовых и нравственно-культурных, степень активности и результативность;

  • уровень самовоспитания, характеризуемый самопознанием и самооценкой, самоорганизацией, самоконтролем и саморегуляцией, самодеятельностью и самоутверждением.

Все перечисленные показатели эффективности развития личности каждого выпускника позволяют определить эффективность воспитательной работы в колледже.

Совершенствование программно - методической базы воспитания.

2.Создание системы мониторинга качества воспитания.

3.Обновление содержания, форм, методик воспитательной деятельности, внедрение новых технологий работы по формированию у студентов культуры ценностного самоопределения и потенциала гражданского действия.

4.Главным ожидаемым результатом и итогом работы педагогического коллектива училища является модель личности выпускника.

Это личность, готовая к осознанному выбору и усвоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

Личность, способная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность; личность, способная реализовать себя в жизни; личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры; личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности

общечеловеческими ценностями нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора,

самовыражения.








ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Конституция Российской Федерации. - Ростов н/Д, 2004. - 64 с.

  2. Федеральный закон РФ «О днях воинской славы и памятных датах России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.soldati-

  3. Федеральный закон "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" [Электронный ресурс] - Режим доступа^ир://Ьа5е.соп5иЬа^.ги/соп5/с§1/оп11пе.с§1?гец=Сос;

  4. Проект ФЗ "О патриотическом воспитании граждан Российской

Федерации" [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://fpvestnik.ru/zakonoCatelstvo/proekt-fz-o-patrioticheskom-vospitanii/

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //archives.ru/programs/patriot_2015. shtml

  2. В.В.Путин о патриотическом воспитании [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.odnako.org/blogs/show_20685/

  3. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: - ru Wikipedia.org

  4. Герцог, Г. Г. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: учеб. пособие / Г.А.Герцог, ГОУиН Чел. обл., ЧелИРПО.- Челябинск, 2003. - 136 с.

  5. Зачёсова, Е. В. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века [Электронный ресурс] / Е.В.Зачёсова. - Режим доступа: http: //www.yspu.yar.ru.

  6. К 200-летнему юбилею Бородинской битвы телеканал "Россия" представляет серию мини-фильмов об известных и безымянных героях Отечественной войны 1812 года, о мужественных, самоотверженных людях, о тех, кто спас страну от наполеоновского нашествия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: youtube.com watch?

  7. Как написать аннотацию, рецензию, составить список литературы [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://www.zabspu.ru. - Загл. с экрана.

  8. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова // Методист. - 2004. - №1. - С. 42.

  9. Российский патриотизм сегодня [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N7_2004/7_01 .htm

  10. Семенина В.А. Патриотическое воспитание в библиотеках как системная, планомерная и скоординированная деятельность

[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biblio-ul-shool28.ru/2010/12

  1. Требования к исследовательской творческой работе НОУ: метод.

рекомендации / Сост.: И. Ю.Пентишкина, М.А.Важенина; МОиН

Челяб.обл., ЧелИРПО. - Челябинск, 2010. - 44 с.

Анкеты для социологического исследования
Дорогой друг!

В колледже проводится исследование мнения учащихся о патриотическом воспитании. Просим тебя ответить на вопросы анкеты.

Считаешь ли ты себя патриотом?

  1. Да 2. Нет 3. Частично 4. Не знаю

По каким признакам или высказываниям ты определяешь для себя понятие «патриотизм»?

  1. Г ордость за принадлежность к своей нации, народу

  2. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения

  3. Любовь к родному дому, городу, стране

  4. Верность национальной культуре, традициям, укладу жизни

  5. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы моё государство было самым мощным и уважаемым в мире

  6. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи

  1. Патриотизм - это лишь романтический образ, литературная выдумка

  1. Другое

Если ты не смог определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина твоего непонимания?

  1. Нет желания

  2. Считаю это не актуальным.

С твоей точки зрения, какую часть россиян можно назвать патриотами?

  1. Большинство

  2. Половину

  3. Меньшинство

  4. Никого

  5. Затрудняюсь ответит

Кто, на твой взгляд, в большей степени воспитывает патриотизм у молодёжи?

  1. Школа

  2. Родители

  3. Окружающие люди, друзья

  4. СМИ

  5. Органы власти

  6. Религиозные организации

Есть ли что-то такое, чем ты, как гражданин России мог бы гордиться? (возможны до 5 вариантов ответов)

  1. История страны

  2. Победа в Великой Отечественной войне

  3. Культурное наследие

  4. Научные открытия и достижения

  5. Первенство России в какой-то сфере жизни общества

  6. Природные богатства России

  7. Принадлежность к своей национальности

  8. Положение России в мировом сообществе

  9. Другой вариант

  10. Гордиться нечем

Как ты считаешь, нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи?

  1. Нужно

  2. Не нужно

  3. Мне безразлично

Существует ли, по твоему мнению, необходимость создания системы патриотического воспитания для развития патриотизма у каждого гражданина России с детских лет?

  1. Существует

  2. Такой необходимости нет

  3. Затрудняюсь ответить

Укажи, кем или чем ты гордишься (конкретные фамилии, события, факты)


Напиши, если знаешь, кто эти люди, в какой период истории они жили

К.Минин


Петр Первый


А. Невский


А.В.Суворов


М.И.Кутузов


П.И.Чайковский


И.В. Сталин


А. Матросов


Г.К.Жуков


А. П. Маресьев


Г. Уланова


А.Д. Сахаров


Ю.А.Гагарин


В.И.Ленин


С.М.Киров













Дорогой друг!

В колледже проводится исследование отношения к службе в армии. Просим тебя анонимно ответить на вопросы анкеты.

Как ты относишься к службе в рядах Вооруженных Сил?

  1. Воинская служба представляется интересной и привлекательной

  2. Настоящий мужчина должен пройти службу в армии

  3. Служба в армии необходима обществу, и я рассматриваю ее как выполнение гражданского долга

  4. Служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я постараюсь найти способ избежать ее

  5. Служба в армии должна быть только по желанию

Кто (или что) в наибольшей степени повлиял(о) на твоё отношение к службе в Вооруженных Силах?

  1. Семья

  2. Друзья, знакомые, особенно отслужившие в армии

  3. Средства массовой информации

  4. Учителя в школе, преподаватели в техникуме

  5. События, происходящие в обществе; характерные изменения в сознании молодежи

Какие взаимоотношения, по твоему мнению, преобладают в современной армии?

  1. Товарищество, поддержка, взаимовыручка

  2. Унижения, оскорбления, издевательство

  3. Каждый живёт сам по себе, выживает, как сможет.

По твоему мнению, какие факторы, прежде всего, вызывают отказы призывников служить в армии (укажи не более 3-х вариантов)

  1. Отсутствие патриотизма

  2. Низкий престиж военной службы

  3. Разлука с близкими, друзьями

  4. Боязнь унижений и издевательства

  5. Бытовая неустроенность

  6. Затрудняюсь ответить

Как ты относишься к ослаблению России как мировой державы, к падению ее престижа?

  1. Мне очень больно осознавать это

  2. С тревогой и обеспокоенностью

  3. Отношусь к этому спокойно

  4. Мне это безразлично

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!