СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана для обучающихся 8 класса, включающая в себя 12 занятий 

Просмотр содержимого документа
«Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса»

Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса


Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы

Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, фломас­теры, ножницы и скотч, игрушка — «талисман группы», ватман, маркер.

Ход занятия

1. Вводное слово (цель — информирование участников группы о це­лях и форме занятий). Краткое выступление ведущего.

2. Представление (помимо знакомства, способствует изменению стереотипов, связанных с восприятием работы группы как урока, позволяет продемонстрировать стиль взаимоотношений с ведущим группы и ее членами). Подростков приглашают встать в круг в соот­ветствии с алфавитным порядком их полных имен. Затем ведущий называет разные признаки (любимые дела, личностные особенно­сти). Тот, кто считает, что эта особенность у него есть, выходит в центр круга, пожимает всем руку и произносит свое имя.

После этого каждый участник получает возможность выбрать себе тренинговое имя, оформить «визитку», вырезав из бумаги основу нужной формы и используя фломастеры и цветные каранда­ши. Визитка приклеивается с помощью скотча.

В случае появления «отверженных» участников в группе, пас­сивности участников необходимо тактичное вмешательство ведущего (ведущий может поддержать такого ребенка взглядом, словом, или предложить короткую ролевую игру на тему происходящего в группе).

3. Игра «Постройтесь по...» (цель—развитие сплоченности груп­пы через минимальный физический контакт). Необходимо постро­иться в шеренгу по какому-то признаку: по цвету волос (от самого светлого до самого темного), цвету глаз, дате рождения и т. д. В первых построениях можно разговаривать, потом накладывается за­прет на произнесение слов. При этом важно соблюдать условие: психолог идет «проверять» правильность выполнения задания тог­да, когда в шеренге все взяли соседей под руки.

4. Установление правил (регламентирование работы на основе доб­ровольно принятых правил). Обсуждаются трудности, возникшие в предыдущих заданиях. На их основе вырабатываются правила ра­боты группы, которые помогут в дальнейшем избегать таких ситу­аций, например:

□ говорить по одному (может быть, как правило «талисмана» — говорит только тот, у кого в руках в этот момент находится игрушка);

□ не перебивать того, кто говорит;

□ не применять физическую силу в адрес других;

□ не сплетничать о том, кто что сказал на занятии; П никого не оскорблять, не дразнить и т. д.

Кроме того, оговаривается, что в некоторых упражнениях будет использоваться правило «Стоп!» («В этой игре я не участвую»).

Правила записываются на листе ватмана, который постоянно висит на стене во время всех последующих занятий группы. Все расписываются на нем: «Согласен соблюдать!».

5. Рефлексия (цель ассимиляция опыта). Обсуждение итогов занятия: круг «Новое и важное для меня». Выработка ритуала за­вершения занятий, включающего элементы рефлексии («новое и важное для меня»), его проведение.


Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил

Необходимые материалы: талисман, мел, доска.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу). Выработка ритуала приветствия, включающего элементы рефлексии.

2. Упражнение «Зачем нужны правила» (закрепление правил и при­нятие ответственности за их соблюдение). Группа делится на пары (подгруппы) по числу правил, выработанных на прошлом занятии. Каждая подгруппа получает задание обыграть доставшееся ей пра­вило по принципу «Что будет, если его не соблюдать». Готовые сцен­ки представляются остальным. Можно устроить просмотр с угадыванием изображаемого правила. Просмотр заканчивается обсуж­дением. По окончанию задания правила, по желанию ребят, могут быть дополнены.

3. Игра «Стулья» для развития сплоченности группы, формирова­ния мотивации групповой работы, развития эмпатии. Все участни­ки закрывают глаза. Каждый берет в руки стул. Необходимо в аб­солютной тишине построить посреди помещения заданную фигу­ру (круг, треугольник, букву «А» и т. д.) из стульев, и так же, с закрытыми глазами, отойти к стене. По сигналу ведущего глаза можно открыть и посмотреть на содеянное. По ходу упражнения проводятся мини-обсуждения, в которых выясняется, что «вино­ватых» в том, что «ничего не получается», нет — «не получается» у группы, ничей стул не стоит в идеально правильной фигуре.

Игра заканчивается тогда, когда подросткам удается достигнуть сколько-нибудь положительного эффекта (для удобства отслежи­вания динамики получившиеся фигуры зарисовываются на доске). В итоговом обсуждении акцент делается на необходимости правил и важности их соблюдения.

Проявления раздражения и агрессии со стороны отдельных ре­бят в адрес других регулируются на основе правил.

4. Упражнение «Скала» (развивает сплоченность группы через физический контакт, содействует закреплению правил групповой работы). Выбирается водящий. Его задача — пройти через непро­лазные скалы, изображенные другими участниками группы. Они встают вдоль нарисованной на полу мелом черты в различных по­зах. Черта символизирует обрыв. Задача водящего — пройти вдоль

шеренги ребят («скалы») и не свалиться при этом в «пропасть». «Скала» не должна двигаться, толкаться или помогать. В случае неудачи подросток начинает путь сначала. Ведущий может его подстраховывать, помогать. Прошедший маршрут становится «скалой» в конце шеренги, после чего выбирается новый водящий. В роли водящего должен побывать каждый. Обсуждается самочувствие во время выполнения упражнения (в обеих ролях), акцентируется роль группы в успешности прохождения дистанции каждым конкрет­ным человеком.

Агрессивные проявления пресекаются согласно правилам, об­суждаются на итоговом кругу; такие участники требуют особого внимания со стороны психолога. Работает правило «Стоп!»

5. Ритуал завершения занятия (цель ассимиляция опыта, выход из занятия). Во время рефлексии напоминается цель групповой работы для того чтобы связать опыт, полученный на занятии, со «стратегическими» целями работы.


Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей

Необходимые материалы: магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, бланки заданий для упражнения «В школе я словно птица...», ручки, бумага, цветные карандаши, фломастеры, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель включение в работу).

2. Упражнение «В школе я словно птица...» (способствует созда­нию «рефлексивного» настроя, «вентиляции» школьной тревожности по принципу «такие сложности есть не только у меня»). Каждый ра­ботает индивидуально. Все получают бланки с незаконченными предложениями (см. приложение 4). Их необходимо дополнить и сдать ведущему. Ведущий заранее предупреждает, что ответы будут зачитываться анонимно: никто не узнает, чей конкретно ответ сей­час читается. По окончании работы ведущий зачитывает ответы.

Результаты обсуждаются, выделяются наиболее типичные школьные трудности подростков. В итоговом обсуждении подрост­кам предоставляется возможность проанализировать свое состоя­ние во время выполнения упражнения.

3. Рисунок «Мои достижения» (необходим для вербализации лич­ных целей участия в группе). Участники получают задание: «Пред­ставьте себе, что наши занятия уже закончились. Нарисуйте, пожалуйста, себя по окончании занятий» (желательно, чтобы процесс рисования происходил под музыку). После завершения работы ус­траивается просмотр рисунков. Их авторство не оглашается. Зада­ча группы —догадаться, к чему стремится изображенный здесь пер­сонаж. Результаты обсуждаются. Каждый, не называя своего ри­сунка, может поделиться тем, как ему рисовалось. Ведущий жестко придерживается соблюдения правил групповой работы.

4. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).


Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности

Необходимые материалы: бланки для упражнения «Фантом», цветные карандаши, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).

2. Игра «Перебежки» (с названиями учебных предметов) для со­здания рабочего настроя, обращения к школьным заботам. В «шапку» складываются бумажки, на которых написаны названия «нелюби­мых предметов». Ведущий подводит итоги и выбирает три-четыре самых нелюбимых дисциплины. Участники превращаются в соот­ветствующих учителей методом «на первый-второй-третий-четвер-тый рассчитайсь!»

Из круга убирается один стул. Водящий стоит в центре круга. Его задача — сесть в круг. Для этого он говорит: «Пересядьте ...» и называет «физиков», «математиков» и т. д. Если тебя назвали, встать и пересесть на другое место нужно обязательно.

Игра является разминочной и требует глубокого обсуждения только в том случае, если в адрес отдельных учителей раздаются нелицеприятные реплики. Негативные высказывания в адрес от­дельных учителей обсуждаются на общем кругу, находятся поло­жительные стороны их уроков по принципу «перевертышей»: «это хорошо... и это плохо...».

3. Упражнение «Фантом» (цель осознание влияния тревожно­сти на деятельность, формирование мотивации на работу с ней). Каждый получает бланк для упражнения «Фантом» (см. приложение 4). Необходимо отметить штриховкой те части тела, на которых отражается тревожность («Как вы чувствуете, что вам беспокойно»). Рисунки анонимно демонстрируются ведущим всем участникам группы. В обсуждении обобщается влияние тревожности на чело- века, обосновывается необходимость работать с ней.

4. Игра «Бурундучки» (способствует снятию напряжения после упражнения «Фантом», эмоциональной разрядке). Ведущий каждому «на ушко» говорит о том, каким зверем тот будет. После этого все, стоя в кругу, крепко берутся за руки (руки согнуты в локтях).

Ведущий называет какого-то зверя. Его задача — присесть, остальных — крепко держать его. Шутка в том, что ведущий присваивает разные названия всего двум участникам, а всех остальных называет «бурундучками».

Сначала называются единичные звери, а на третий раз — «бу­рундучки», почти все резко приседают и, в итоге, падают. Игра ни­когда не вызывает раздражения, напротив, она сопровождается смехом (служит для эмоциональной разрядки).

5. Ритуал завершения занятий (цель ассимиляция опыта, выход из занятия).


Занятие 5. Разрядка школьной тревожности

Необходимые материалы: магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, бумага, ручки, ножницы, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель включение в работу).

2. Игра «Дотронься до...» для включения участников в работу, эмо­ционального разогрева, создания условий для обращения подростков к своему внутреннему миру. По команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета на одежде другого подростка. Зада­ча: все участники группы должны оказаться сцеплены друг с дру­гом (то есть после очередного названного ведущим цвета каждый участник группы дотрагивается обеими руками до соответствую­щей одежды двух других игроков). Игра проходит весело, сопро­вождается визгом. В итоге обсуждается актуальное состояние каж­дого участника.

3. Упражнение «Маска» (способствует вербализации вариантов «тревожного поведения», «вентиляции» школьной тревожности).

Очень часто бывает так, что мы чувствуем что-то одно, а ведем себя по-другому. То, как мы себя ведем, — это наша «маска». Участни­кам предлагается оформить «маски», которые характерны для них в школе (лучше под музыку).

Учащиеся работают индивидуально. Готовые маски анонимно представляются ведущим группе. Группа обсуждает, что демонст­рирует окружающим такой человек и что он чувствует на самом деле.

Если кто-то испытывает трудности в осознании защитных форм поведения, ведущий, располагающий результатами наблюдения за участником, может предложить ему несколько вариантов на выбор («как это бывает у других»).

4. «Круговой массаж» (цель — снятие остаточного напряжения). Все встают в круг «лицом к спине», и мягкими движениями разми­нают плечевой пояс впереди стоящего. Кто-нибудь может начать дурачиться (проходит само собой, поскольку упражнение расслаб­ляет и способствует групповой сплоченности). В обсуждении вер­бализуются чувства участников. Обсуждение может закончиться выражением благодарности своему «массажисту».

5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из за­нятия).


Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций

Необходимые материалы: карточки для упражнения «Некоторые люди», маски, выполненные на прошлом занятии, цветные каран­даши, фломастеры, талисман, магнитофон, кассета с релаксаци­онной музыкой.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).

2. Упражнение «Некоторые люди» (цель создание рабочей ат­мосферы, способствование обращению к школьной проблематике). Для этого упражнения необходима стопка карточек, в которых описа­ны типичные школьные ситуации, вызывающие беспокойство (см. приложение 4).

Водящий вытаскивает карточку и предполагает, как может чув­ствовать себя человек в такой ситуации. Когда водящий высказал­ся, остальные могут дополнить его высказывание своей точкой зрения. В роли водящего желательно побывать всем. Результаты об­суждаются.

3. Упражнение «Театр» (проработка школьной тревожности пу­тем ее проигрывания «в чужой роли»). Каждый получает маску, ко­торую сделал на прошлом занятии. Группа произвольным образом делится на подгруппы; внутри подгрупп обсуждается, что нарисо­вано на маске. Затем в рамках подгрупп происходит обмен маска­ми. Разыгрывается сценка, в которой каждый играет такое поведе­ние, которое нарисовано на его маске.

Обсуждается самочувствие участников «в чужой маске». Труд­ности в формулировании сценария и моделирования поведения требуют помощи ведущего, знающего специфику школьной тре­вожности участников.

4. «Подснежник» (для снятия остаточного напряжения). Релак­сация с визуализацией (желательно под музыку).

5. Ритуал завершения занятия (цель ассимиляция опыта, выход из занятия).


Занятие 7. Тренировка гибкости поведения

Необходимые материалы: бумага, ручки, ватман, маркер, скотч, магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).

2. Игра «Угадай, кто я» для создания рабочей атмосферы, раскре­пощения. Участники по очереди показывают пантомимы, изобра­жая какое-то помещение в школе. Остальные должны догадаться, какое помещение демонстрируется.

3. Упражнение «Секреты успеха» для развития гибкости поведе­ния. Группа делится на подгруппы. Каждая подгруппа (желательно под музыку) готовит список приемов (способов), которые им по­могают справиться с состоянием тревоги. Трудности в моделиро­вании поведения требуют помощи со стороны ведущего.

По итогам происходит групповое обсуждение, составляется групповая памятка (ватман висит на стене в течение оставшихся занятий). Обсуждаются возможные личные «открытия». Участни­ки получают задание выбрать три-четыре способа совладания с тре­вогой и опробовать их «по жизни».

4. «Солнечный лучик» для обучения саморегуляции. Релаксация с визуализацией (желательно под музыку).

5. Ритуал завершения занятия (цель ассимиляция опыта, выход из занятия).


Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля

Необходимые материалы: магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, бумага, цветные карандаши, фломас­теры, скотч, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель включение в работу).

2. Игра «Замороженные» для создания рабочей атмосферы, пози­тивного настроения, развития навыков эмоционального самоконтро­ля. Участники с помощью приема «Выбор кота Базилио» (см. Программу для первоклассников, занятие 5) делятся на две группы, встают в два круга — внутренний и внешний. Во внутреннем круге стоят «замороженные». Их задача — не реагировать на попытки их рассмешить, предпринимаемые остальными участниками. «Замо­роженные» должны продержаться одну минуту, затем группы ме­няются ролями. Условие: до замороженных нельзя дотрагиваться.

Обсуждается актуальное состояние участников, способы, кото­рыми они справлялись со своими эмоциями. Проявления агрес­сии в адрес «замороженных» должны пресекаться согласно пра­вилам.

3. Обсуждение (цель ассимиляция опыта эмоционального само­контроля). Обсуждается «домашнее задание», предложенное на за­нятии 7.

4. «В лесу» (цель обучение приемам саморегуляции). Релаксация с визуализацией (желательно под музыку).

5. Ритуал завершения занятия (цель ассимиляция опыта, выход из занятия).


Занятие 9. Повышение самооценки участников группы

Необходимые материалы: ватман, маркер, талисман, магнито­фон, кассета с релаксационной музыкой.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель включение в работу).

2. Игра «Встаньте те, кто. ..» для формирования рабочего настроя, установки на рефлексию. Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто...» и называет какое-нибудь качество. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хо­рошего настроения».

3. Упражнение «Кораблик успехов» для повышения самооценки участников через самоанализ достоинств. Участникам предлагается нарисовать корабль с тем условием, чтобы каждая проведенная участником линия означала какое-то его положительное качество. Каждый по очереди рисует одну линию, называя вслух свою хоро­шую черточку. По завершении рисунок остается на стене в поме­щении, где проводится группа. Обсуждаются впечатления от упражнения. В случае затруднений участнику можно предложить варианты положительных качеств или попросить помощи у пози­тивно настроенных к нему членов группы.

4. «Лодка в море» (цель — обучение приемам саморегуляции, повы­шение самооценки). Релаксация и визуализация (желательно под музыку).

5. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).


Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников

Необходимые материалы: талисман, схема безопасного пути че­рез болото, мел.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).

2. Игра «Гомеостат» для создания рабочей атмосферы, установки на групповую работу. Участники выстраиваются в шеренгу. По сиг­налу ведущего можно прыгнуть, повернувшись в любую из четы­рех сторон. Задача — добиться того, чтобы вся группа смотрела в одну сторону.

3. Игра «Болото» (Битянова М. Р., 2001) для развития навыков эффективного общения. На полу мелом рисуется поле 6x6 квадра­тов. Для себя ведущий готовит схему безопасного перехода через болото.

Условия: игра проходит в молчании (за каждое слово игра начина­ется заново); на болоте может находиться только один участник, ос­тальные — на берегу. Группе надо перебраться через болото по кочкам (клеткам). Их не видно, но о них можно узнать от ведущего. Если клет­ка — не кочка, а трясина, ведущий говорит «будь!» и участник возвра­щается на берег. Обсуждаются наиболее эффективные стратегии вза­имодействия (акцентируется важность внимательного отношения к действиям и поступкам другого человека), чувства участников.

4. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).


Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении

Необходимые материалы: тарелка с водой (или крупой), талисман, ватман, клей, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель включение в работу).

2. Упражнение «Тарелка» для создания установки на групповую работу. Все сидят в кругу с закрытыми глазами. Необходимо пере­давать друг другу тарелку, наполненную водой (крупой), так, что­бы не облить (не обсыпать) соседей. Упражнение заканчивается обсуждением.

3. Упражнение «Символ группы» для развития навыков эффектив­ного общения. Работа строится в два этапа. На первом (индивиду­альном) этапе каждый рисует на отдельном листе нечто, выражаю­щее для него сущность группы. На втором этапе все индивидуаль­ные символы необходимо расположить на листе ватмана таким образом, чтобы никому не было обидно, чтобы все были согласны с таким расположением. Обсуждаются результаты. «Символ груп­пы» остается в помещении, где проходят занятия.

4. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).


Занятие 12. Подведение итогов

Необходимые материалы: рисунки, нарисованные на занятии 3, бумага, цветные карандаши, фломастеры, ручки, бланки «Дипло­мов достижений», талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).

2. Разминка для создания рабочего настоя. По выбору участников.

3. Упражнение «Чего я достиг», способствующее осознанию лич­ных достижений. Участники рисуют рисунок «Мои достижения», затем сравнивают его с рисунком, нарисованным на занятии 3, при обсуждении рассказывают о своих достижениях. Затем участники заполняют «Дипломы достижений» (см. приложение 4), в которых расписываются ведущий и все желающие.

4. Ритуал завершения занятий (цель ассимиляция опыта, выход из занятия). В заключительной части занятия ребята могут решить, что делать с теми групповыми «произведениями», которые нахо­дятся в помещении группы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!