Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы и скотч, игрушка — «талисман группы», ватман, маркер.
Ход занятия
1. Вводное слово (цель — информирование участников группы о целях и форме занятий). Краткое выступление ведущего.
2. Представление (помимо знакомства, способствует изменению стереотипов, связанных с восприятием работы группы как урока, позволяет продемонстрировать стиль взаимоотношений с ведущим группы и ее членами). Подростков приглашают встать в круг в соответствии с алфавитным порядком их полных имен. Затем ведущий называет разные признаки (любимые дела, личностные особенности). Тот, кто считает, что эта особенность у него есть, выходит в центр круга, пожимает всем руку и произносит свое имя.
После этого каждый участник получает возможность выбрать себе тренинговое имя, оформить «визитку», вырезав из бумаги основу нужной формы и используя фломастеры и цветные карандаши. Визитка приклеивается с помощью скотча.
В случае появления «отверженных» участников в группе, пассивности участников необходимо тактичное вмешательство ведущего (ведущий может поддержать такого ребенка взглядом, словом, или предложить короткую ролевую игру на тему происходящего в группе).
3. Игра «Постройтесь по...» (цель—развитие сплоченности группы через минимальный физический контакт). Необходимо построиться в шеренгу по какому-то признаку: по цвету волос (от самого светлого до самого темного), цвету глаз, дате рождения и т. д. В первых построениях можно разговаривать, потом накладывается запрет на произнесение слов. При этом важно соблюдать условие: психолог идет «проверять» правильность выполнения задания тогда, когда в шеренге все взяли соседей под руки.
4. Установление правил (регламентирование работы на основе добровольно принятых правил). Обсуждаются трудности, возникшие в предыдущих заданиях. На их основе вырабатываются правила работы группы, которые помогут в дальнейшем избегать таких ситуаций, например:
□ говорить по одному (может быть, как правило «талисмана» — говорит только тот, у кого в руках в этот момент находится игрушка);
□ не перебивать того, кто говорит;
□ не применять физическую силу в адрес других;
□ не сплетничать о том, кто что сказал на занятии; П никого не оскорблять, не дразнить и т. д.
Кроме того, оговаривается, что в некоторых упражнениях будет использоваться правило «Стоп!» («В этой игре я не участвую»).
Правила записываются на листе ватмана, который постоянно висит на стене во время всех последующих занятий группы. Все расписываются на нем: «Согласен соблюдать!».
5. Рефлексия (цель — ассимиляция опыта). Обсуждение итогов занятия: круг «Новое и важное для меня». Выработка ритуала завершения занятий, включающего элементы рефлексии («новое и важное для меня»), его проведение.
Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
Необходимые материалы: талисман, мел, доска.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу). Выработка ритуала приветствия, включающего элементы рефлексии.
2. Упражнение «Зачем нужны правила» (закрепление правил и принятие ответственности за их соблюдение). Группа делится на пары (подгруппы) по числу правил, выработанных на прошлом занятии. Каждая подгруппа получает задание обыграть доставшееся ей правило по принципу «Что будет, если его не соблюдать». Готовые сценки представляются остальным. Можно устроить просмотр с угадыванием изображаемого правила. Просмотр заканчивается обсуждением. По окончанию задания правила, по желанию ребят, могут быть дополнены.
3. Игра «Стулья» для развития сплоченности группы, формирования мотивации групповой работы, развития эмпатии. Все участники закрывают глаза. Каждый берет в руки стул. Необходимо в абсолютной тишине построить посреди помещения заданную фигуру (круг, треугольник, букву «А» и т. д.) из стульев, и так же, с закрытыми глазами, отойти к стене. По сигналу ведущего глаза можно открыть и посмотреть на содеянное. По ходу упражнения проводятся мини-обсуждения, в которых выясняется, что «виноватых» в том, что «ничего не получается», нет — «не получается» у группы, ничей стул не стоит в идеально правильной фигуре.
Игра заканчивается тогда, когда подросткам удается достигнуть сколько-нибудь положительного эффекта (для удобства отслеживания динамики получившиеся фигуры зарисовываются на доске). В итоговом обсуждении акцент делается на необходимости правил и важности их соблюдения.
Проявления раздражения и агрессии со стороны отдельных ребят в адрес других регулируются на основе правил.
4. Упражнение «Скала» (развивает сплоченность группы через физический контакт, содействует закреплению правил групповой работы). Выбирается водящий. Его задача — пройти через непролазные скалы, изображенные другими участниками группы. Они встают вдоль нарисованной на полу мелом черты в различных позах. Черта символизирует обрыв. Задача водящего — пройти вдоль
шеренги ребят («скалы») и не свалиться при этом в «пропасть». «Скала» не должна двигаться, толкаться или помогать. В случае неудачи подросток начинает путь сначала. Ведущий может его подстраховывать, помогать. Прошедший маршрут становится «скалой» в конце шеренги, после чего выбирается новый водящий. В роли водящего должен побывать каждый. Обсуждается самочувствие во время выполнения упражнения (в обеих ролях), акцентируется роль группы в успешности прохождения дистанции каждым конкретным человеком.
Агрессивные проявления пресекаются согласно правилам, обсуждаются на итоговом кругу; такие участники требуют особого внимания со стороны психолога. Работает правило «Стоп!»
5. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия). Во время рефлексии напоминается цель групповой работы для того чтобы связать опыт, полученный на занятии, со «стратегическими» целями работы.
Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
Необходимые материалы: магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, бланки заданий для упражнения «В школе я словно птица...», ручки, бумага, цветные карандаши, фломастеры, талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
2. Упражнение «В школе я словно птица...» (способствует созданию «рефлексивного» настроя, «вентиляции» школьной тревожности по принципу «такие сложности есть не только у меня»). Каждый работает индивидуально. Все получают бланки с незаконченными предложениями (см. приложение 4). Их необходимо дополнить и сдать ведущему. Ведущий заранее предупреждает, что ответы будут зачитываться анонимно: никто не узнает, чей конкретно ответ сейчас читается. По окончании работы ведущий зачитывает ответы.
Результаты обсуждаются, выделяются наиболее типичные школьные трудности подростков. В итоговом обсуждении подросткам предоставляется возможность проанализировать свое состояние во время выполнения упражнения.
3. Рисунок «Мои достижения» (необходим для вербализации личных целей участия в группе). Участники получают задание: «Представьте себе, что наши занятия уже закончились. Нарисуйте, пожалуйста, себя по окончании занятий» (желательно, чтобы процесс рисования происходил под музыку). После завершения работы устраивается просмотр рисунков. Их авторство не оглашается. Задача группы —догадаться, к чему стремится изображенный здесь персонаж. Результаты обсуждаются. Каждый, не называя своего рисунка, может поделиться тем, как ему рисовалось. Ведущий жестко придерживается соблюдения правил групповой работы.
4. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности
Необходимые материалы: бланки для упражнения «Фантом», цветные карандаши, талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
2. Игра «Перебежки» (с названиями учебных предметов) для создания рабочего настроя, обращения к школьным заботам. В «шапку» складываются бумажки, на которых написаны названия «нелюбимых предметов». Ведущий подводит итоги и выбирает три-четыре самых нелюбимых дисциплины. Участники превращаются в соответствующих учителей методом «на первый-второй-третий-четвер-тый рассчитайсь!»
Из круга убирается один стул. Водящий стоит в центре круга. Его задача — сесть в круг. Для этого он говорит: «Пересядьте ...» и называет «физиков», «математиков» и т. д. Если тебя назвали, встать и пересесть на другое место нужно обязательно.
Игра является разминочной и требует глубокого обсуждения только в том случае, если в адрес отдельных учителей раздаются нелицеприятные реплики. Негативные высказывания в адрес отдельных учителей обсуждаются на общем кругу, находятся положительные стороны их уроков по принципу «перевертышей»: «это хорошо... и это плохо...».
3. Упражнение «Фантом» (цель — осознание влияния тревожности на деятельность, формирование мотивации на работу с ней). Каждый получает бланк для упражнения «Фантом» (см. приложение 4). Необходимо отметить штриховкой те части тела, на которых отражается тревожность («Как вы чувствуете, что вам беспокойно»). Рисунки анонимно демонстрируются ведущим всем участникам группы. В обсуждении обобщается влияние тревожности на чело- века, обосновывается необходимость работать с ней.
4. Игра «Бурундучки» (способствует снятию напряжения после упражнения «Фантом», эмоциональной разрядке). Ведущий каждому «на ушко» говорит о том, каким зверем тот будет. После этого все, стоя в кругу, крепко берутся за руки (руки согнуты в локтях).
Ведущий называет какого-то зверя. Его задача — присесть, остальных — крепко держать его. Шутка в том, что ведущий присваивает разные названия всего двум участникам, а всех остальных называет «бурундучками».
Сначала называются единичные звери, а на третий раз — «бурундучки», почти все резко приседают и, в итоге, падают. Игра никогда не вызывает раздражения, напротив, она сопровождается смехом (служит для эмоциональной разрядки).
5. Ритуал завершения занятий (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
Необходимые материалы: магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, бумага, ручки, ножницы, талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
2. Игра «Дотронься до...» для включения участников в работу, эмоционального разогрева, создания условий для обращения подростков к своему внутреннему миру. По команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета на одежде другого подростка. Задача: все участники группы должны оказаться сцеплены друг с другом (то есть после очередного названного ведущим цвета каждый участник группы дотрагивается обеими руками до соответствующей одежды двух других игроков). Игра проходит весело, сопровождается визгом. В итоге обсуждается актуальное состояние каждого участника.
3. Упражнение «Маска» (способствует вербализации вариантов «тревожного поведения», «вентиляции» школьной тревожности).
Очень часто бывает так, что мы чувствуем что-то одно, а ведем себя по-другому. То, как мы себя ведем, — это наша «маска». Участникам предлагается оформить «маски», которые характерны для них в школе (лучше под музыку).
Учащиеся работают индивидуально. Готовые маски анонимно представляются ведущим группе. Группа обсуждает, что демонстрирует окружающим такой человек и что он чувствует на самом деле.
Если кто-то испытывает трудности в осознании защитных форм поведения, ведущий, располагающий результатами наблюдения за участником, может предложить ему несколько вариантов на выбор («как это бывает у других»).
4. «Круговой массаж» (цель — снятие остаточного напряжения). Все встают в круг «лицом к спине», и мягкими движениями разминают плечевой пояс впереди стоящего. Кто-нибудь может начать дурачиться (проходит само собой, поскольку упражнение расслабляет и способствует групповой сплоченности). В обсуждении вербализуются чувства участников. Обсуждение может закончиться выражением благодарности своему «массажисту».
5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций
Необходимые материалы: карточки для упражнения «Некоторые люди», маски, выполненные на прошлом занятии, цветные карандаши, фломастеры, талисман, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
2. Упражнение «Некоторые люди» (цель — создание рабочей атмосферы, способствование обращению к школьной проблематике). Для этого упражнения необходима стопка карточек, в которых описаны типичные школьные ситуации, вызывающие беспокойство (см. приложение 4).
Водящий вытаскивает карточку и предполагает, как может чувствовать себя человек в такой ситуации. Когда водящий высказался, остальные могут дополнить его высказывание своей точкой зрения. В роли водящего желательно побывать всем. Результаты обсуждаются.
3. Упражнение «Театр» (проработка школьной тревожности путем ее проигрывания «в чужой роли»). Каждый получает маску, которую сделал на прошлом занятии. Группа произвольным образом делится на подгруппы; внутри подгрупп обсуждается, что нарисовано на маске. Затем в рамках подгрупп происходит обмен масками. Разыгрывается сценка, в которой каждый играет такое поведение, которое нарисовано на его маске.
Обсуждается самочувствие участников «в чужой маске». Трудности в формулировании сценария и моделирования поведения требуют помощи ведущего, знающего специфику школьной тревожности участников.
4. «Подснежник» (для снятия остаточного напряжения). Релаксация с визуализацией (желательно под музыку).
5. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 7. Тренировка гибкости поведения
Необходимые материалы: бумага, ручки, ватман, маркер, скотч, магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
2. Игра «Угадай, кто я» для создания рабочей атмосферы, раскрепощения. Участники по очереди показывают пантомимы, изображая какое-то помещение в школе. Остальные должны догадаться, какое помещение демонстрируется.
3. Упражнение «Секреты успеха» для развития гибкости поведения. Группа делится на подгруппы. Каждая подгруппа (желательно под музыку) готовит список приемов (способов), которые им помогают справиться с состоянием тревоги. Трудности в моделировании поведения требуют помощи со стороны ведущего.
По итогам происходит групповое обсуждение, составляется групповая памятка (ватман висит на стене в течение оставшихся занятий). Обсуждаются возможные личные «открытия». Участники получают задание выбрать три-четыре способа совладания с тревогой и опробовать их «по жизни».
4. «Солнечный лучик» для обучения саморегуляции. Релаксация с визуализацией (желательно под музыку).
5. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля
Необходимые материалы: магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, бумага, цветные карандаши, фломастеры, скотч, талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
2. Игра «Замороженные» для создания рабочей атмосферы, позитивного настроения, развития навыков эмоционального самоконтроля. Участники с помощью приема «Выбор кота Базилио» (см. Программу для первоклассников, занятие 5) делятся на две группы, встают в два круга — внутренний и внешний. Во внутреннем круге стоят «замороженные». Их задача — не реагировать на попытки их рассмешить, предпринимаемые остальными участниками. «Замороженные» должны продержаться одну минуту, затем группы меняются ролями. Условие: до замороженных нельзя дотрагиваться.
Обсуждается актуальное состояние участников, способы, которыми они справлялись со своими эмоциями. Проявления агрессии в адрес «замороженных» должны пресекаться согласно правилам.
3. Обсуждение (цель — ассимиляция опыта эмоционального самоконтроля). Обсуждается «домашнее задание», предложенное на занятии 7.
4. «В лесу» (цель — обучение приемам саморегуляции). Релаксация с визуализацией (желательно под музыку).
5. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
Необходимые материалы: ватман, маркер, талисман, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
2. Игра «Встаньте те, кто. ..» для формирования рабочего настроя, установки на рефлексию. Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто...» и называет какое-нибудь качество. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения».
3. Упражнение «Кораблик успехов» для повышения самооценки участников через самоанализ достоинств. Участникам предлагается нарисовать корабль с тем условием, чтобы каждая проведенная участником линия означала какое-то его положительное качество. Каждый по очереди рисует одну линию, называя вслух свою хорошую черточку. По завершении рисунок остается на стене в помещении, где проводится группа. Обсуждаются впечатления от упражнения. В случае затруднений участнику можно предложить варианты положительных качеств или попросить помощи у позитивно настроенных к нему членов группы.
4. «Лодка в море» (цель — обучение приемам саморегуляции, повышение самооценки). Релаксация и визуализация (желательно под музыку).
5. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
Необходимые материалы: талисман, схема безопасного пути через болото, мел.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
2. Игра «Гомеостат» для создания рабочей атмосферы, установки на групповую работу. Участники выстраиваются в шеренгу. По сигналу ведущего можно прыгнуть, повернувшись в любую из четырех сторон. Задача — добиться того, чтобы вся группа смотрела в одну сторону.
3. Игра «Болото» (Битянова М. Р., 2001) для развития навыков эффективного общения. На полу мелом рисуется поле 6x6 квадратов. Для себя ведущий готовит схему безопасного перехода через болото.
Условия: игра проходит в молчании (за каждое слово игра начинается заново); на болоте может находиться только один участник, остальные — на берегу. Группе надо перебраться через болото по кочкам (клеткам). Их не видно, но о них можно узнать от ведущего. Если клетка — не кочка, а трясина, ведущий говорит «будь!» и участник возвращается на берег. Обсуждаются наиболее эффективные стратегии взаимодействия (акцентируется важность внимательного отношения к действиям и поступкам другого человека), чувства участников.
4. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
Необходимые материалы: тарелка с водой (или крупой), талисман, ватман, клей, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
2. Упражнение «Тарелка» для создания установки на групповую работу. Все сидят в кругу с закрытыми глазами. Необходимо передавать друг другу тарелку, наполненную водой (крупой), так, чтобы не облить (не обсыпать) соседей. Упражнение заканчивается обсуждением.
3. Упражнение «Символ группы» для развития навыков эффективного общения. Работа строится в два этапа. На первом (индивидуальном) этапе каждый рисует на отдельном листе нечто, выражающее для него сущность группы. На втором этапе все индивидуальные символы необходимо расположить на листе ватмана таким образом, чтобы никому не было обидно, чтобы все были согласны с таким расположением. Обсуждаются результаты. «Символ группы» остается в помещении, где проходят занятия.
4. Ритуал завершения занятия (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 12. Подведение итогов
Необходимые материалы: рисунки, нарисованные на занятии 3, бумага, цветные карандаши, фломастеры, ручки, бланки «Дипломов достижений», талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
2. Разминка для создания рабочего настоя. По выбору участников.
3. Упражнение «Чего я достиг», способствующее осознанию личных достижений. Участники рисуют рисунок «Мои достижения», затем сравнивают его с рисунком, нарисованным на занятии 3, при обсуждении рассказывают о своих достижениях. Затем участники заполняют «Дипломы достижений» (см. приложение 4), в которых расписываются ведущий и все желающие.
4. Ритуал завершения занятий (цель — ассимиляция опыта, выход из занятия). В заключительной части занятия ребята могут решить, что делать с теми групповыми «произведениями», которые находятся в помещении группы.