МБОУ «Солнечнодолинская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак
Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
_____ .___ Приказ № ___от _______________
Дата Дата
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Первые шаги моего исследования »
для 4 класса
учителя начальных классов
Юррэ Марины Александровны
_______________ учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги моего исследования» предназначена для обучающихся 4 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Согласно учебному плану МБОУ «Солнечнодолинская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак на внеурочную деятельность «Первые шаги моего исследования» отведено в 4 классе 34 часа (1 час в неделю), 34 учебные недели.
Цель : выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи :
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
-мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
1. Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные универсальные учебные действия
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- высказывать суждения и делать умозаключения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание,
- владеть диалогической формой речи;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметными результатами реализации программы общеинтеллектуального направления по внеурочной деятельности «Первые шаги моего исследования» является:
Обучающиеся должны знать:
-цели и задачи исследовательской деятельности;
- как проводить исследование;
-источники информации;
-требования к оформлению работ;
-оформление работы4
-как делать презентацию;
- как проводить тематические учебные исследования.
Обучающиеся должны уметь:
- характеризовать понятие «исследование», «исследователи»;
- использовать основной круг понятий при проведении исследования «этапы работы»,
«методы исследования», «тема исследования», «предмет исследования», «научный факт»;
- описывать и сравнивать основные методы исследования;
- «Использовать различные источники информации;
- соблюдать правила оформления списка используемой литературы;
- владеть основными методами исследования «эксперимент», «наблюдение»,
«анкетирование»;
- осуществлять мыслительные операции «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение»,
«выводы»;
- отбирать материал для темы исследования;
- соблюдать требования к оформлению работы;
- представлять результаты своей работы в виде доклада;
- уметь делать презентацию;
- проводить исследования по разным темам;
- оформлять работы правильно, последовательно.
2. Содержание внеурочной деятельности
Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся |
Занятие 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь | Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». |
Занятие 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования | Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». |
Занятия 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. |
Занятия 5-6. Какими могут быть проекты? | Знакомство с видами проектов. Работа в группах. |
Занятия 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез | Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. |
Занятия 9-10. Планирование работы | Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». |
Занятия 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии | Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. |
Занятия 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. |
Занятия 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования | Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. |
Занятия 19-21. Анализ прочитанной литературы | Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу ,используемую в проекте. |
Занятия 22-23. Исследование объектов | Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. |
Занятие 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. |
Занятие 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. |
Занятие 28. Как сделать сообщение о результатах исследования | Составление плана работы. Требования к сообщению. |
Занятие 29-30. Оформление работы | Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. |
Занятие 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | Работа на компьютере – создание презентации. |
Занятие 33. Мини конференция по итогам собственных исследований | Выступления учащихся с презентацией своих проектов. |
Занятие 34. Анализ исследовательской деятельности | Анализ своей проектной деятельности. |
Формы, виды и методы работы.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
3.Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 |
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 |
9-10 | Планирование работы. | 2 |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 |
22-23 | Исследование объектов. | 2 |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 |
29-30 | Оформление работы. | 2 |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 |
33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 |
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого 34 часа |
Приложение 1
МБОУ «Солнечнодолинская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
« » 20 г.
Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА _____________ УЧЕБНЫЙ ГОД
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВЫЕ ШАГИ МОЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ» ДЛЯ 4 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Юррэ М.А.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 | | |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 | | |
| |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | | |
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 | | |
| |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 | | |
| |
9-10 | Планирование работы. | 2 | | |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 | | |
| |
| |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 | | |
| |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 | | |
| |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 | | |
| |
| |
22-23 | Исследование объектов. | 2 | | |
| |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 | | |
| |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | | |
| |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 | | |
29-30 | Оформление работы. | 2 | | |
| |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 | | |
| |
33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 | | |
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | | |
Итого 34 часа | | |