Программа “Я – гражданин России”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
-создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
-воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения. Все занятия проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Формы организации внеурочной деятельности:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
-Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная)
-Беседы
-Сообщения
-Встречи с интересными людьми
-Литературно – музыкальные композиции
-Просмотр и обсуждение видеоматериала
-Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
-Творческие конкурсы
-Показательные выступления
-Ролевые игры
-Праздники
-Викторины
-Творческие проекты, презентации
-Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.
Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, презентации и творческие проекты.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», фотовыставка «Я и моя семья», презентации, творческие проекты.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
гражданско - патриотическому направлению является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности:
В ходе реализация программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России»:
обучающиеся 1 класса должны знать:
- правила поведения в школе;
- понимать значение слов «гражданин», «Отечество», «Родина», «Символы государства»;
- получить представление о законах РФ.
- стараться быть заботливыми и внимательными по отношению к окружающим людям.
уметь:
- уметь пользоваться правилами ученика
- научиться понимать, что в мире людей существуют определенные законы и правила
- применять на практике знания о правилах поведения в школе
обучающиеся 2 класса должны знать:
- такие нравственные устои семьи, как взаимопомощь, уважение к родителям и старшим, забота о младших и старших.
- принятие личностью национальных ценностей, национальных духовных традиций
уметь:
- понимать, чувствовать, оценивать самого себя, творить добро
- знать поэтов и писателей нашего города
- применять на практике знания о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
обучающиеся 3 класса должны знать:
- знать значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, народы России, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности.
уметь:
- использовать источники изучения прошлого для приобретения первоначальных историко-краеведческих знаний; ориентироваться в периодах нашей истории, в конкретных датах; пользоваться картой, рассказывать о родной стране, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
обучающиеся 4 класса должны знать:
- знать значения ключевых слов: государство, гражданин России, гражданин мира.
- государственные символы
- искусство, культура.
- знание поворотных моментов в истории государства и наиболее значимых событий материальной и духовной культуры страны.
-владеть общеучебными умениями (наблюдения, слушания, чтения; классификации и обобщения; самопроверки и самоконтроля; логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов)
уметь :
- использовать источники изучения прошлого для приобретения первоначальных историко-краеведческих знаний;
- ориентироваться в периодах нашей истории, в конкретных датах;
- пользоваться картой, рассказывать о родной стране, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
Формы и средства контроля
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
Изучение самооценки личности младшего школьника;
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
Проектная методика «Автопортрет».
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год «Маленькие Россияне» - 33ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Цели и задачи | Предлагаемые формы проведения |
1. Праздник первого звонка. | 1 | - знакомство с классом | Урок - знакомство. |
2-3. Мой школьный дом. | 2 | - знакомство с лицеем и лицейским двором | Экскурсия по школе и школьному двору. |
4 . Правила поведения в школе. | 1 | -ознакомить с правилами поведения в школе; выработать навыки и привычки поведения | Урок – игра. |
5. Моя школа | 1 | - создание проекта по истории своего учебного заведения | Проект «Моя школа в истории Самары». |
6. Я, ты, мы. | 1 | -воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения | Игра- знакомство. |
7. Кто, что любит делать. | 1 | -формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств | Конкурс викторина. |
8. Дары природы. | 1 | -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности | Конкурс поделок из природного материала. |
9. Моя семья моя радость. | 1 | -показать значимость семьи в жизни человека; воспитывать уважение к семейным традициям | Урок- беседа |
10-11. Кто, мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 2 | -воспитывать чувство уважения к старшему поколению. | Урок - беседа |
12-14. Мое семейное древо. | 3 | - представить свою семью; учить уважать семейные традиции; составить семейное древо. | Проект-презентация - конкурс семейных деревьев. |
15-17. История моего города. | 3 | -ознакомить с историей образования родного города, с символами города; прививать любовь к своему городу. | Презентация- проект « Как бы я изменил свой город». |
18. Мой сосед по парте. | 1 | - ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; | Час откровенного разговора. Портрет друга. |
19. Законы жизни в классе.. | 1 | - учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга | Урок – игра |
20.Школа вежливости. | 1 | -повторить свод правил поведения людей в их отношении к окружающим | Беседа. |
21. Они защищают Родину. | 1 | - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения | Конкурс стихов. |
22-23. Загляните в мамины глаза. | 2 | воспитывать семьянина, любящего своих родителей | Праздник. |
24-25. Встречаем Масленицу. | 2 | - расширить знания о жанрах устного народного творчества (Масленичные песни); познакомить с традициями русского народа | Праздник |
26. Планета просит помощи. | 1 | ознакомить с понятием «культура мира»; формировать позитивное отношение к окружающему миру | Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. |
27. Мягкие лапки, а в лапках царапки. | 1 | формировать знания об окружающем мире; воспитывать внимательное отношение к растениям и животным | Викторина. |
28. Поклон тебе, солдат России. | 1 | - формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа | Конкурс стихов. |
29. Мои родные – защитники Родины. | 1 | - формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа | Фотовыставка. |
30. Маленькие герои большой войны. | 1 | воспитывать гордость за героев страны, патриотизм | Урок Мужества. |
31-32. Самый красивый школьный двор. | 2 | - воспитывать трудолюбие; формировать чувство прекрасного; прививать любовь к растениям | Акция. |
33. С чего начинается Родина? | 1 | - воспитывать чувство коллективизма; развивать силу, ловкость; пропагандировать здоровый образ жизни | КВН. |
Содержание программы:
1 год «Маленькие Россияне» - 33ч.
Общий годовой план работы составляет -33ч.
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки. Создание творческого проекта.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу. Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции. Создание творческого проекта.
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Создание творческого проекта.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год «Моя Малая Родина» - 34 ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Цели и задачи | Предлагаемые формы проведения |
1.Урок Мира. | 1 | – формирование гражданского отношения к Отечеству | Урок - беседа |
2-3. Мой любимый город. | 2 | -формирование гражданского отношения к своей малой Родине | Урок–презентация « Как бы я изменил свой город» Защита творческих проектов |
4-6. Мой район. | 3 | - знакомство с историей своего района ,-создание проекта | «Мой район в истории Самары» Сюжетная игра |
7-9. Символы моего города. | 3 | - ознакомление с символами своего родного города, формирование гражданского отношения к малой родине | Проект – презентация «Мой символ города». |
10. Мой самарский кумир. | 1 | - знакомство с известными людьми родного города | Проект – презентация « Мой самарский кумир» |
11. Я – ученик. | 1 | - формирование гражданского отношения к школе | Беседа с творческим заданием. |
12. Я люблю свою школу. | 1 | -формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу | Конкурс сочинений. |
13-14.Школьная символика (гимн, герб, флаг). | 2 | - знакомство с символикой учебного заведения | Проект « Символы лицея» |
15. Моя любимая мамочка. | 1 | формировать уважение к членам семьи; воспитывать семьянина, любящего своих родителей | Творческая презентация. |
16-18. Мой дом. | 3 | -формирование гражданского отношения к своей семье | Урок - презентация « Дом в истории Самары» |
19. День добрых волшебников. | 1 | -формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей | Вывешивание кормушек. |
20. Мы и наши права. | 1 | -формирование гражданского отношения к себе | Урок – игра. |
21.По каким правилам мы живем в школе? | 1 | -формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы | Игра. |
22. Об отце говорю с уважением. | 1 | -формировать уважение к членам семьи; воспитывать семьянина, любящего своих родителей | Конкурс сочинений. |
23-24.Широкая масленица. | 2 | - расширить знания о жанрах устного народного творчества (Масленичные песни); познакомить с традициями русского народа | Праздник |
25. День птиц. | 1 | -формировать знания об окружающем мире; воспитывать внимательное отношение к растениям и животным | Выставка рисунков. |
26-27. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | 2 | -развивать общественную активность обучающихся, преданность к Отчизне | Экскурсия в музей. |
28-30. На защите города. | 3 | -воспитывать у учащихся сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения | Презентация проект « Воинская память моей семьи» Концерт |
31-32. Открытка ветерану. | 2 | -организация поздравления ветеранов | Конкурс рисунков. |
33-34. Знай и люби свой край. | 3 | - актуализация знаний полученных за год | Викторина. |
2 год «Моя Малая Родина» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч.
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений. Создание творческого проекта.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица. Экскурсии в музеи, вернисажи. Создание творческого проекта.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Создание творческого проекта.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Знай и люби свой край.Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год «Россия – Родина моя» - 34ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Цели и задачи | Предлагаемые формы проведения |
1. Знакомства с символами Российского государства. | 1 | -формирование гражданского отношения к Отечеству. | Беседа. |
2. Мой класс – моя семья. | 1 | -формирование гражданского отношения к школе. | Эвристическая беседа. |
3. Осень в родном городе. | 1 | -формирование гражданского отношения к планете Земля. | Фотоконкурс Концерт «Золотая осень» |
4. Животные из Красной книги. | 1 | -формировать знания об окружающем мире; воспитывать внимательное отношение к растениям и животным | Просмотр видеофильма. Ролевые игры |
5. Кому нужна моя помощь? | 1 | -формирование гражданского отношения к себе. | Разведка добрых дел. |
6. Люблю тебя, моя Россия. | 1 | -воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. | Музыкальный час. |
7. Мои любимые книги. | 1 | - формирование любви к чтению, книгам | Выставка книг. Мини спектакли |
8-9. Мы все такие разные. | 2 | -формирование гражданского отношения к себе | Конкурс рисунков. Сценки разных стран |
10. Путешествие по стране. | 1 | -формирование гражданского отношения к Отечеству. | Интеллектуальная игра. |
11. Золотые бабушкины руки. | 1 | -формирование гражданского отношения к своей семье. | Театральное представление |
12. Город, в котором я живу. | 1 | -продолжить знакомство с историей образования родного города, прививать любовь к своему городу. | Конкурс рисунков. Миниатюры «Мой город» |
13. Моя семья – моя радость. | 1 | -формирование гражданского отношения к своей семье | Беседа с творческим заданием. Спортивная эстафета «Наша дружная семья» |
14. По каким правилам мы живем. | 1 | -формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, воспитывать сознательную готовность выполнять Устав лицея | Ролевая игра «Самоуправление» |
15. Новогодние зарисовки. | 1 | -формирование отношения к искусству | Конкурс газет. |
16-17 Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. | 2 | -формирование отношения к искусству | Заочное путешествие. Мини спектакли. |
18. Кто что любит и умеет делать. | 1 | -формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств | Викторина. |
19. Для чего я рожден? | 1 | -формирование гражданского отношения к себе | Беседа с творческим заданием. |
20-21. Животные – рекордсмены. | 2 | -формировать знания об окружающем мире; воспитывать внимательное отношение к растениям и животным | Просмотр видеофильма. Защита творческих проектов. |
22. Там, где погиб неизвестный солдат. | 1 | - формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа | Концерт «Чтобы помнили» |
23. Они служили в Армии. | 1 | - формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа | Конкурс сочинений о службе в Армии родных. |
24. О подвигах женщин в военное время. | 1 | -развивать общественную активность обучающихся, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости | Просмотр и обсуждение фильма. |
25. У моих родителей – золотые руки. | 1 | -формирование гражданского отношения к своей семье | Выставка семейных поделок. |
26-27. Дорогая моя столица. | 2 | -формирование гражданского отношения к Отечеству | Заочное путешествие. Ролевая игра «Столица вчера, сегодня, завтра» |
28-29. Судьба Земли – наша судьба. | 2 | -формирование гражданского отношения к планете Земля | Круглый стол. |
30. Наша школа в будущем. | 1 | -формирование гражданского отношения к школе | Конкурс сочинений. |
31. День птиц. | 1 | -формировать знания об окружающем мире; воспитывать внимательное отношение к растениям и животным | Викторина. |
32. История страны в названиях улиц. | 1 | - ознакомление с улицами родного города, формирование гражданского отношения к малой родине | Презентация. Инсценировка «Мы из прошлого» |
33-34. Что мы узнали за год? | 2 | -актуализация знаний полученных за год | Эвристическая беседа. Защита творческих проектов. |
3 год «Россия – Родина моя» - 34ч.
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.
2.“Я и семья”(6 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Почему меня так назвали.
Моя семья – моя радость. У моих родителей – золотые руки. Панорама добрых дел.
Золотые бабушкины руки. Народный лечебник.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(5 ч) – формирование отношения к искусству. Люблю тебя, моя Россия. Мои любимые книги. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
4.“Я и школа”(5 ч) – формирование гражданского отношения к школе. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Наша школа в будущем. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика.
5.“Я и мое Отечество”(9 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами Российского государства. Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц. Путешествие по стране. Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.
Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
Список литературы для учителя
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf //www.ipkps.bsu.edu.ru
4.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.
6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
8. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
9. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
10. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
11. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
12. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
13.Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
14. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
15. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
16.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.