СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа “Я – гражданин России”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа “Я – гражданин России”»

Программа “Я – гражданин России”

  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. 

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

 Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.  Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.   

Цель:  создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

-создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

-воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения.  Все занятия проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.

 Формы организации внеурочной деятельности: 

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

-Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная)

-Беседы

-Сообщения

-Встречи с интересными людьми

-Литературно – музыкальные композиции

-Просмотр и обсуждение видеоматериала 

-Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

-Творческие конкурсы

-Показательные выступления

-Ролевые игры

-Праздники

-Викторины

-Творческие проекты, презентации

-Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

Программа внеурочной деятельности  «Я - гражданин России» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.

Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

 

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, презентации и творческие проекты.

 

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», фотовыставка «Я и моя семья», презентации, творческие проекты.

 

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:  умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок.

 

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:  осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница»,  «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы».

 

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:  убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.  

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.  

 

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Мероприятия:  круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

  Планируемые результаты освоения обучающимися программы  внеурочной деятельности.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по

 гражданско - патриотическому  направлению является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести   обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности:

В ходе реализация программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России»:

обучающиеся 1 класса должны знать:

- правила поведения в школе;

- понимать значение слов «гражданин», «Отечество», «Родина», «Символы государства»;

- получить представление о законах РФ.

- стараться быть заботливыми и внимательными по отношению к окружающим людям.

уметь:

- уметь пользоваться правилами ученика

- научиться понимать, что в мире людей существуют определенные законы и правила

- применять на  практике  знания о правилах поведения в школе

обучающиеся 2 класса должны знать:

- такие нравственные устои семьи, как взаимопомощь, уважение к родителям и старшим, забота о младших и старших.

- принятие личностью национальных ценностей, национальных духовных традиций

уметь:

- понимать, чувствовать,  оценивать самого себя, творить добро

- знать  поэтов и писателей нашего города

         - применять на практике знания о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

 обучающиеся 3 класса должны знать:

         - знать значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, народы России, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности.

уметь:

         - использовать источники изучения прошлого для приобретения первоначальных историко-краеведческих знаний; ориентироваться в периодах нашей истории, в конкретных датах; пользоваться картой, рассказывать о родной стране, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

обучающиеся 4 класса должны знать:

     - знать значения ключевых слов: государство, гражданин России, гражданин мира.

     -  государственные символы

     -  искусство, культура.

     - знание поворотных моментов в истории государства и наиболее значимых событий   материальной и духовной культуры страны.

     -владеть общеучебными умениями (наблюдения, слушания, чтения; классификации и обобщения; самопроверки и самоконтроля; логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов)

 уметь :

    - использовать источники изучения прошлого для приобретения     первоначальных историко-краеведческих знаний;

    - ориентироваться в периодах нашей истории, в конкретных датах;

    - пользоваться картой, рассказывать о родной стране, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

 

Формы и средства контроля

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой; 

Анкета «Необитаемый остров»;  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);

Изучение самооценки личности младшего школьника; 

Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

Проектная методика «Автопортрет».

 

 

 

 

 









 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год  «Маленькие Россияне»  - 33ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Цели и задачи

Предлагаемые формы проведения

1. Праздник первого звонка.

1

- знакомство с  классом

Урок - знакомство.

2-3. Мой школьный дом.

2

- знакомство с лицеем и лицейским двором

Экскурсия по школе и школьному двору.

4 . Правила поведения в школе.

1

-ознакомить с правилами поведения в школе;   выработать навыки и привычки поведения

Урок – игра.

5. Моя школа

1

- создание проекта по истории своего учебного заведения

Проект «Моя школа в истории Самары».

6. Я, ты, мы.

1

-воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения

Игра- знакомство.

7. Кто, что любит делать.

1

-формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств

Конкурс викторина.   

8. Дары природы.

1

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности

 Конкурс поделок из природного материала.

9. Моя семья моя радость.

1

-показать значимость семьи в жизни человека; воспитывать уважение к семейным традициям

 

Урок- беседа

10-11. Кто, мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

2

-воспитывать чувство уважения к старшему поколению.                  

Урок - беседа

12-14. Мое семейное древо.

3

- представить свою семью; учить уважать семейные традиции; составить семейное древо.

Проект-презентация - конкурс семейных деревьев.

15-17. История моего города.

3

-ознакомить с историей образования родного города, с символами города; прививать любовь к своему городу.

Презентация- проект « Как бы я изменил свой город».

18. Мой сосед по парте.

1

- ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека;

Час откровенного разговора. Портрет друга.

19. Законы жизни в классе..

1

- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга

Урок – игра

20.Школа вежливости.

1

-повторить свод правил поведения людей в их отношении к окружающим

Беседа.

21. Они защищают Родину.

1

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения

Конкурс стихов.

22-23. Загляните в мамины глаза.

2

воспитывать семьянина, любящего своих родителей

 

Праздник.

24-25. Встречаем Масленицу.

2

- расширить знания  о жанрах устного народного творчества (Масленичные песни); познакомить с традициями русского народа

Праздник

26. Планета просит помощи.

1

ознакомить с понятием «культура мира»; формировать позитивное отношение к окружающему миру

Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

 

27. Мягкие лапки, а в лапках царапки.

1

формировать знания об окружающем мире; воспитывать внимательное отношение к растениям и  животным

Викторина.

28. Поклон тебе, солдат России.

1

- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа

Конкурс стихов.

29. Мои родные – защитники Родины.

1

- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа

Фотовыставка.

30. Маленькие герои большой войны.

1

воспитывать гордость за героев страны, патриотизм

Урок Мужества. 

31-32. Самый красивый школьный двор.

2

- воспитывать трудолюбие; формировать чувство прекрасного; прививать любовь к растениям

Акция.

33. С чего начинается Родина?

1

- воспитывать чувство коллективизма; развивать силу, ловкость; пропагандировать здоровый образ жизни

КВН.

 



















Содержание программы:

1 год  «Маленькие Россияне» - 33ч.

Общий годовой план работы составляет -33ч.

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.  Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. Диагностика

2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.  Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.  Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки. Создание творческого проекта.

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего города.  Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.  Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.  

4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции. Создание творческого проекта.

5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.  Мои права и обязанности. Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Создание творческого проекта.

6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.  Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.  Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год «Моя Малая Родина» - 34 ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Цели и задачи

Предлагаемые формы проведения

1.Урок Мира.

1

– формирование гражданского отношения к Отечеству

Урок - беседа

2-3. Мой любимый город.

2

-формирование гражданского отношения к своей малой Родине

Урок–презентация « Как бы я изменил свой город»

Защита творческих проектов

4-6. Мой район.

 

3

- знакомство с историей своего района ,-создание проекта

 «Мой район в истории Самары» Сюжетная игра

7-9. Символы моего города.

3

- ознакомление с символами своего родного города, формирование гражданского отношения к малой родине

Проект – презентация 

«Мой символ города».

10. Мой самарский кумир.

1

- знакомство с известными людьми родного города

Проект – презентация

« Мой самарский кумир»

11. Я – ученик.

1

- формирование гражданского отношения к школе

Беседа с творческим заданием.

12. Я люблю свою школу.

1

-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу

Конкурс сочинений.

 

13-14.Школьная символика (гимн, герб, флаг).

2

- знакомство с символикой учебного заведения

Проект « Символы лицея»

15. Моя любимая мамочка.

1

формировать уважение к членам семьи; воспитывать семьянина, любящего своих родителей

Творческая презентация.

16-18. Мой дом.

3

-формирование гражданского отношения к своей семье

Урок - презентация « Дом в истории Самары»

19. День добрых волшебников.

1

-формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей

Вывешивание кормушек.

20. Мы и наши права.

1

-формирование гражданского отношения к себе

Урок – игра.

21.По каким правилам мы живем в школе?

1

-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы

Игра.

22. Об отце говорю с уважением.

1

-формировать уважение к членам семьи;  воспитывать семьянина, любящего своих родителей

Конкурс сочинений.

23-24.Широкая масленица.

2

- расширить знания  о жанрах устного народного творчества (Масленичные песни); познакомить с традициями русского народа

Праздник

25. День птиц.

1

-формировать знания об окружающем мире; воспитывать внимательное отношение к растениям и  животным

Выставка рисунков.

26-27. След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

2

-развивать общественную активность обучающихся, преданность к Отчизне

Экскурсия в музей.

28-30. На защите города.

3

-воспитывать у учащихся сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения

Презентация проект

« Воинская память моей семьи» Концерт

31-32. Открытка ветерану.

2

-организация поздравления ветеранов

Конкурс рисунков.

33-34. Знай и люби свой край.

3

- актуализация знаний полученных  за год

Викторина.

  

2 год «Моя Малая Родина» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34ч.

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика.

2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений.  Создание творческого проекта.

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь.  Широкая Масленица. Экскурсии в музеи, вернисажи. Создание творческого проекта.

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.  Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Создание творческого проекта.

6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Знай и люби свой край.Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

   

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год «Россия – Родина моя» - 34ч

 

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Цели и задачи

Предлагаемые формы проведения

1. Знакомства с символами Российского государства.

1

-формирование гражданского отношения к Отечеству.

Беседа.

2.  Мой класс – моя семья.

1

-формирование гражданского отношения к школе.

Эвристическая беседа.

 

3.  Осень в родном городе.

1

-формирование гражданского отношения к планете Земля.

 Фотоконкурс

Концерт «Золотая осень»

4.  Животные из Красной книги.

1

-формировать знания об окружающем мире; воспитывать внимательное отношение к растениям и  животным

Просмотр видеофильма.

Ролевые игры

5.  Кому нужна моя помощь?

1

-формирование гражданского отношения к себе.

Разведка добрых дел.

6.  Люблю тебя, моя Россия.

1

-воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Музыкальный час.

7.   Мои любимые книги.

1

- формирование любви к чтению, книгам

Выставка книг.

Мини спектакли

8-9.  Мы все такие разные.

2

-формирование гражданского отношения к себе

Конкурс рисунков.

Сценки разных стран

10.   Путешествие по стране.

1

-формирование гражданского отношения к Отечеству.

 Интеллектуальная игра.

11. Золотые бабушкины руки.

1

-формирование гражданского отношения к своей семье.

Театральное представление

12.  Город, в котором я живу.

1

-продолжить знакомство с историей образования родного города, прививать любовь к своему городу.

Конкурс рисунков.

Миниатюры «Мой город»

13. Моя семья – моя радость.

 

 

1

-формирование гражданского отношения к своей семье

Беседа с творческим заданием.

Спортивная эстафета «Наша дружная семья»

14. По каким правилам мы живем.

1

-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, воспитывать сознательную готовность выполнять Устав лицея

Ролевая игра «Самоуправление»

15.  Новогодние зарисовки.

1

-формирование отношения к искусству

Конкурс газет.

16-17  Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.

2

-формирование отношения к искусству

Заочное путешествие. 

Мини спектакли.

18.  Кто что любит и умеет делать.

1

-формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств

Викторина.

19.  Для чего я рожден?

1

-формирование гражданского отношения к себе

Беседа с творческим заданием.

20-21. Животные – рекордсмены.

2

-формировать знания об окружающем мире; воспитывать внимательное отношение к растениям и  животным

Просмотр видеофильма.

Защита творческих проектов.

22.  Там, где погиб неизвестный солдат.

1

- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа

Концерт «Чтобы помнили»

23.  Они служили в Армии.

1

- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа

Конкурс сочинений о службе в Армии родных.

24.  О подвигах женщин в военное время.

1

-развивать общественную активность обучающихся, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости

Просмотр и обсуждение фильма.

25. У моих родителей – золотые руки.

1

-формирование гражданского отношения к своей семье

Выставка семейных поделок. 

26-27.  Дорогая моя столица.

2

-формирование гражданского отношения к Отечеству

 Заочное путешествие.

Ролевая игра «Столица вчера, сегодня, завтра»

28-29. Судьба Земли – наша судьба.

2

-формирование гражданского отношения к планете Земля

Круглый стол.

30.  Наша школа в будущем.

 

1

-формирование гражданского отношения к школе

Конкурс сочинений.

 

31. День птиц.

1

-формировать знания об окружающем мире; воспитывать внимательное отношение к растениям и  животным

Викторина.

 

32. История страны в названиях улиц.

1

- ознакомление с улицами родного города, формирование гражданского отношения к малой родине

 Презентация. Инсценировка «Мы из прошлого»

33-34. Что мы узнали за год?

2

-актуализация знаний полученных  за год

Эвристическая беседа.

Защита творческих проектов.

 

  

 3 год «Россия – Родина моя» - 34ч.

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.

2.“Я и семья”(6 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Почему меня так назвали.

Моя семья – моя радость. У моих родителей – золотые руки.  Панорама добрых дел.

Золотые бабушкины руки. Народный лечебник.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3.“Я и культура”(5 ч) – формирование отношения к искусству. Люблю тебя, моя Россия. Мои любимые книги. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.  Новогодняя сказка.     

4.“Я и школа”(5 ч) – формирование гражданского отношения к школе. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Наша школа в будущем.  По каким правилам мы живем.  Мастерская по изготовлению сувениров.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика.

5.“Я и мое Отечество”(9 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Знакомства с символами Российского государства. Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц.  Путешествие по стране. Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества!  О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.

Судьба Земли – наша судьба.  

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

 

                             









Список литературы для учителя

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf //www.ipkps.bsu.edu.ru

4.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. -  9 - 13с.

6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

8. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

9. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

10. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

11. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

12. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

13.Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

14. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

15. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

16.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!