«Утверждаю»
Директор ФГКОУ «СОШ №6»
__________ Турсунова М.Т.
«__»___________2019г.
Рабочая программа
«Коррекция эмоционально-волевой сферы подростка»
Для учащейся 8 «В» класса
(индивидуальная форма работы)
Составитель программы:
Чевычалова Галина Анатольевна
Педагог-психолог
г. Душанбе 2019
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Повышенная тревожность может возникнуть в любом возрасте. Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Для помощи подростку необходима коррекция эмоционально-волевой сферы. Стремление подростка к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности, нарушений эмоционально – волевой сферы. Многие подростки не умеют выражать свои эмоции. Иногда им сложно с этим справиться. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность и нестабильность в эмоционально – волевой сфере.
Актуальность данной разработки обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно – развивающей программы для работы с несовершеннолетними подросткового возраста.
Научное обоснование программы.
В современной психологии проблема тревожности и коррекции эмоционально – волевой сферы является одной из наиболее актуальных. Усложняющие задачи, выдвигаемые в ходе общественного развития и связанные с ними эмоциональные и физические перегрузки, последствия информационного взрыва, обострение социальных проблем, приводят к повышению влияние стрессового фактора на человеческую жизнь. Поэтому феномен тревожности и эмоциональной не стабильности становится наиболее важным проявлением развития личности.
Направленность программы
Предварительные диагностические обследования, наблюдения подростков и анализ этих данных показали, что коррекционную работу с тревожными, эмоционально не стабильными подростками целесообразно проводить:
• по повышению самооценки подростка;
• по обучению несовершеннолетних способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
• по отработке навыков владения собой в ситуациях, эмоционально травмирующих подростка;
Следовательно, коррекционно-развивающую направленность данной программы обеспечивает подбор игр и упражнений, методик, направленных на развитие эмоциональной стабильности, повышение самооценки, расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей.
Предложенные игры и упражнения, методики рассчитаны на подростковый возраст и соответствуют специфике развития несовершеннолетних данной категории.
Работа по всем направлениям может проводиться как параллельно, так, и последовательно.
Показание к применению программы.
Данную программу целесообразно использовать в работе с подростками, у которых выявлены проблемы эмоционально – волевой сферы.
Работа по программе ведется в индивидуальной и групповой форме.
Используемое оборудование для занятий общедоступно и если требует, то минимальных материальных затрат. При этом важно, чтобы коррекция носила комплексный характер и была тесно связана с тактикой воспитания, применяемой педагогами и родителями.
Обоснование содержания программы.
При структурировании занятий учитывался возраст участников программы. В рамках программы у подростка есть возможность проявить свои лучшие личностные качества и быть успешным участником программы, так как предложенный спектр занятий даёт возможность показать свои сильные стороны. В программе используются игровая деятельность, тренинговые упражнения, рисуночная терапия. Подобранные упражнения направлены на снижение уровня тревожности через снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки, общение.
Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения подростка в значимых, в том числе оценочных ситуациях.
Для эффективного воздействия занятий на личность подростка необходимо соблюдать следующие условия: осторожно оценивать результат деятельности несовершеннолетнего, создавать на занятиях такой климат, который о безусловном принятия и понимании подростка.
Цель программы : Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте. Раскрытие важность формирования эмоционально-волевой сферы, подбор методик изучения эмоционально-волевой сферы. Формирование навыков саморегуляции, конструктивного общения, гармонизации, социализации детей.
Задачи программы:
1. Развить навыки конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками, развитие эмоционально-волевой регуляции, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающей средой, социальную направленность .
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Формировать эмоционально-волевые качества личности: самосознание, адекватную самооценку, самоконтроль, стремление к победе.
4. Изучить проблему развития эмоций и воли в подростковом возрасте, стимулировать социально направленную активность.
Гипотеза программы: Подросток в большей степени подвержен негативному влиянию, сильные эмоции блокируют разумное решение.
Методы: опрос, анкетирование, наблюдение, самооценка, коррекционно-развивающие игры, тренинги, упражнения, беседы.
Ожидаемые результаты
1. Приобщение подростков к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа, формирование потребностей личности ребенка к дальнейшему осознанному стремлению в духовном обогащении.
2. Развитие у детей способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, воспитание чувства собственного достоинства.
3. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Учебно – тематический план
Тема | Содержание | Отметка о выполнении | Количество часов |
Занятие 1 | Диагностика коммуникативных умений и навыков. Знакомство | | 40 мин |
Занятие 2 | «Я и эмоции» | | 40 мин |
Занятие 3 | Формирование адекватной самооценки. «Быть собой» | | 40 мин |
Занятие 4 | Познание своего Я «Сад чувств» | | 40 мин |
Занятие 5 | «Все грани гармонии» | | 40 мин |
Занятие 6 | Расширение круга близких людей | | 40 мин |
Занятие 7 | Как вести переговоры | | 40 мин |
Занятие 8 | Преодоление трудных ситуаций | | 40 мин |
Занятие 9 | Рисуем мандалы. Арт-терапия | | 40 мин |
Занятие 10 | Итоговое занятие | | 40 мин |
1 Занятие: «Диагностика коммуникативных умений и навыков. Знакомство»
Цель: Установление с подростком доверительных отношений. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу. Проведение диагностики для выявления уровня тревожности и самооценки подростка.
Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко
1. Приветствие.
Установления контакта с подростком. Создание мотивации на дальнейшую работу.
Первичное тестирование эмоционально-личностной сферы подростка с использованием методик: «Диагностика принятия других» В. Фей; тест Люшер; диагностика самооценки. , ; измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация
2. Упражнение «Знакомство».
Цель: познакомиться с подростком, определить чувства на момент начала индивидуальной работы, ожидания и потребности ребенка.
Инструкция: подросток и ведущие, по очереди садятся на стул и называет свое имя, возраст, что нравиться делать, что хорошо получается и животное, которым хотел бы быть и почему.
Упражнение «Маска»
Цель: снятие напряжения и разрешение внутренних конфликтов у подростка.
Инструкция: подростку предлагается смастерить себе маску для сказочного бала. Потом предлагается разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.
По окончанию истории ведущий обсуждает с подростком упражнение.
Обратная связь
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростком занятием, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение.
Релаксация и рефлексия. Нарисовать образ цветка с каким ты сейчас себя ассоциируешь?
2 Занятие: «Я и эмоции»
Цель занятия:
1 Занятие: Как справиться с плохим настроением
Цель занятия: Развить умение самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Оборудование:
• Альбомные листы
• Цветные карандаши, фломастеры.
Содержание занятия.
Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую себя хорошо». Воспроизведите их в своём воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надёжное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете. Нарисуйте это место и назовите эти ощущения.
Упражнение «Мусорное ведро»
Психолог показывает мусорное ведро и просит несовершеннолетних объяснить, что, по их мнению, символизирует мусорное ведро. Ребятам предлагается написать на листочке все плохое, негативные моменты из своей жизни. Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.
Ребята описывают негативные моменты своей жизни, комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Психолог помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например, от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения.
Упражнение «Что будет если...?»
Цель: Коррекция самооценки
Содержание: ребенку предлагается придумать что будет если все те ожидания, которые от него ждут не сбудутся, а потом что будет если они сбудутся.
Примечания: психолог должен эти ожидания утрировать, что бы показать их абсурдность.
Релаксация и рефлексия. Нарисовать образ с каким ты сейчас себя ассоциируешь? (краски или карандаши)
3. Занятие: формирование адекватной самооценки. «Быть собой»
Цель занятия: развить способности понимания своего состояния и состояния других людей.
Содержание занятия:
Упражнение «Я подарок для человечества»
Каждый человек-это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность.
Итак, подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества.
Аргументируйте своё утверждение, например, «Я подарок для человечества, так как я…»
Упражнение «Письмо себе, любимому»
Сейчас вы напишите письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятия высказывают своё мнение) Вы сами. Напишите письмо себе, любимому.
Рефлексия:
• С каким чувством писали письмо?
• Кто хочет прочитать или пересказать своё письмо?
• Любовь - или другое отношение - чаще не в содержании, а в интонации, окраске, нюансах.
По ходу психолог может давать комментарии.
Стоит обратить внимание на то, как кто – то себя же и поучает, кто – то смотрит на себя снизу вверх, кто – то делится с собой теплом и нежностью, кто- то с собой на дружеской ноге, кто – то радуется себе, близкому, а кто – то тоскует по тому, каким он был когда – то.
4. Занятие: познание своего Я «Сад чувств».
Цель занятия: Восстановить внутреннее равновесие.
Оборудование:
• бумага и карандаши;
• «Камень повествования» - яркий поделочный камень, примерно с кулак размером, который дети могли бы держать в руках;
• Аудиокассета с записью спокойной музыки серии «RELAX»)
Содержание игры:
Все удобно сядьте. Давайте поговорим о том, что для вас тяжело и что происходит, когда вы чувствуете напряжение. Вы огорчаетесь? Или у вас болит голова или живот? Или вы не можете сосредоточиться и делаете очень много ошибок? Многое в жизни вызывает у нас тяжёлое состояние: когда мы испытываем страх перед контрольной; когда мы на кого-нибудь сильно рассердимся, когда мы плохо выспались или поссорились с родителями. Но и хорошие вещи могут вызвать у нас напряжение, например, когда мы чрезмерно радуемся своему дню рождения, так что даже не можем заснуть.
Думали ли вы о том, что вызывает у вас напряжение, приводит вас к стрессу? И как он у вас проявляется? Подумайте об этом минутку в тишине. Теперь будет говорить только кто-нибудь один из вас.
Этот ребенок должен будет взять камень повествования. Все остальные будут внимательно слушать.
Сначала пусть каждый подросток расскажет о своей ситуации, а Вы напишите на листе список разных возможных ситуаций. Во второй части занятия вернитесь к этому списку и обсудите с ребятами, что можно сделать, чтобы справиться с напряжением.
( Занятие можно проводить в сенсорной комнате с использованием музыки серии «RELAX»)
Удобно сядьте и закройте глаза. Я хочу вам показать, как в плохие времена можно пополнить запас внутреннего спокойствия и обрести свежие силы. Три раза глубоко вздохните и слушайте внимательно мой голос. Теперь вздохните глубоко и попрощайтесь с садом. Ты знаешь, что ты всегда сможешь туда вернуться. Потянись и открой глаза.
Возьми лист бумаги и нарисуй свой сад.
Рефлексия упражнения:
• Знакома ли тебе тревога, которая приносит пользу?
• Что происходит с твоим телом, когда ты испытываешь тревогу?
• Что делают твои родители, когда тревожатся?
• Достаточно ли тебе перемены, чтобы отдохнуть и «заправиться» энергией?
• Что больше всего тебе понравилось в воображаемом саду?
• Что доставило тебе наибольшую радость в твоей прогулке по саду: прекрасный вид, дивные звуки, запахи или вкусная еда?
Упражнение "Сдвинь камень"
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
Ход игры: Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая, мягкая, отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.
5 Занятие: «Все грани гармонии»
Приветствие
Уточнение у подростка о его самочувствии. Попросить рассказать о том, что произошло хорошего с ним за неделю.
Упражнение «Все грани гармонии»»
Цель: помочь подростку научиться справляться с трудностями.
Материал: набор психологических открыток с притчами.
Упражнение «Мое настроение»
Цель: снятие эмоционального напряжения подростка
Инструкция: подростку предлагается, используя пластилин вылепить свое настроение на данный момент времени.
По завершению упражнения ведущий обсуждает с подростком упражнение.
Проведение итоговой диагностики.
Цель: определение результативности проведенной работы и наличие изменений эмоционально-личностной сферы подростка с использованием методик: «Диагностика принятия других» В. Фей; тест Люшер; диагностика самооценки; измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация.
Обратная связь
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростком занятием, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение.
6 Занятие: «Расширение круга близких людей»
Роль общения в жизни, необходимость совершенствования навыков общения
Цель: Отработка навыков коммуникативного поведения. Коррекция эмоциональной сферы подростка на основе навыков адекватного эмоционального реагирования.
Уточнение у подростка о его самочувствии. Попросить рассказать о том, что произошло хорошего с ним за неделю.
Упражнения «Наши чувства и близкие»
Цель: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.
Инструкция: ведущий: «Мне хочется узнать, сколько слов, обозначающих различные чувства, ты можешь назвать за одну минуту. Ты будешь называть, а я считать.
Теперь напиши, пожалуйста, какие чувства ты испытываешь в школе (1 минута).
А теперь вспомни значимую для тебя ситуацию. Можешь ли ты описать ее на языке чувств? (2-3 минуты)»
Вопросы для обсуждения:
С кем ты говоришь о своих чувствах? О каких чувствах тебе бывает легче говорить? О каком чувстве тебе говорить труднее? Какое чувство нравиться тебе больше и почему? Какое чувство тебе не нравится? Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах?
Упражнение «Уметь говорить НЕТ»
Цель: овладение навыками позитивного поведения.
Инструкция: Иногда мы делаем то, что от нас ждут другие, даже если мы этого не хотим. Например, друг приглашает тебя пойти вместе с ним в кино. А у тебя в этот день нет настроения, идти в кино. Надо ли тебе в этом случае идти или нет? Ты чувствуешь, что должен это сделать, ведь это же твой друг. Но в то же время ты знаешь, что тебе самому этого не хочется. У тебя были другие планы.
Я думаю, что тебе это знакомо. Вспомни и опиши два-три случая, когда кто-нибудь ждал от тебя того, чего тебе делать не хотелось, и, несмотря на свое нежелание, ты все-таки сделал. Как ты при этом себя чувствовал?
Опиши два-три случая, когда ты не сделал того, чего хотели от тебя (друзья, родители или кто-то еще). Как ты себя чувствовал?
Вопросы для обсуждения:
Каким людям тебе труднееговорить «Нет»? Каким людям тебе легче всего говорить «Нет»? Если ты хочешь выполнить желание другого человека, говоришь ли ты ему четкое «Да»? Когда подросток должен делать то, что от него ждут, а когда не должен?
Релаксационное упражнение «Полет к звезде»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов; отработка навыка рефлексии.
Инструкция: «Когда рождается человек, то на небе загорается его звезда, чтобы светить ему весь его век. Она горит так ярко, что её спасательной энергии хватает на долгие-долгие годы, она оберегает нас, спасает, даёт надежду и силы.
И сегодня я предлагаю совершить тебе путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт к звезде, к своей звезде.
Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай глубокий вдох и выдох…
Ты чувствуете, как твои ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и ты начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрит вниз: всё, что раньше тебя окружало (дома…, улицы…, деревья…, парки…, машины…) всё становится маленьким, едва заметным.
А если ты поднимешь голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Ты летишь сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на твоих ладонях. Ты стремительно летишь мимо холодных комет, а сейчас пролетаешь мимо солнца. Почувствуй его приятное тепло, пусть оно согреет тебя. Ты путешествуешь по огромному небесному миру, встречаешь различные звёзды… А где же Твоя звезда?.. Вот…она… Посмотрит, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная?.. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?
Дотронься до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём ты нуждаетесь, что тебе так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения…
А теперь обязательно улыбнись ей и поблагодари свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…
А теперь тебе необходимо возвращаться домой. Попрощайся со своей звездой и пообещай, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги ты будешь помнить, что у вас есть ОНА…, ты будешь помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…
Почувствуй, как постепенно тяжелеют твои ноги, а тело становится грузным… ты начинаешь свой путь обратно, домой. Ты летишь сквозь пушистые облака, потрогай их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Ты стремительно летишь мимо холодных комет, а сейчас пролетаешь мимо Солнца.
Если ты поднимешь голову вверх, то увидишь всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты, облака), постепенно становится всё меньше и меньше… Вот – приближающаяся Земля. Реки, озёра, луга, парки, дома, люди… всё - становится более крупным, более заметным…
Сохрани в памяти эти чувства, которые ты испытал сегодня… И пусть твоя звезда далеко, но каждый раз, как только ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы…просто навести ее, соверши это необычное путешествие…
Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате…
Обратная связь
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростком занятием, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение.
7 Занятие «Как вести переговоры»
Конкретные навыки общения. Карточки с ситуациями, релаксационная музыка, магнитофон
Уточнение у подростка о его самочувствии. Попросить рассказать о том, что произошло хорошего с ним за неделю.
Упражнение «Зеркало»
Цель: развитие у подростка чувства эмпатии.
Инструкция: Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения ведущего - как зеркальный образ. Через 5 минут меняются ролями. По окончании задания подросток делится своими ощущениями.
Упражнение «Краткий аутотренинг».
Цель: научить подростка расслабляться и снимать эмоциональное напряжению.
Инструкция: подросток садится в удобную позу. Ведущий начинает упражнение.
«Дышите ровно. Расслабьтесь. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся тяжелыми. Дышите ровно, глубоко. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся еще тяжелей. Дышите ровно.
Вы перестаете ощущать свои ноги и руки. Вы парите в воздухе. Перед Вашими глазами всплывают самые приятные случаи из Вашей жизни. Вы вспоминаете и видите перед собой самое приятное, самое хорошее, что случилось с Вами за последнее время. Вы чувствуете себя полным бодрости и энергии.
Сейчас я буду считать до трех. При слове «три» Вы откроете глаза и будете чувствовать себя свежими и бодрыми. Раз, Два, три».
Работа по карточка и презентации.
Обратная связь
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростком занятием, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение.
8 Занятие: «Преодоление трудных ситуаций»
Навыки преодоления стресса
Приветствие
Уточнение у подростка о его самочувствии. Попросить рассказать о том, что произошло хорошего с ним за неделю.
Упражнение «Левша»
Цель: снятие эмоционального напряжения и активизировать работу обоих полушарий.
Инструкция: подростку предлагается изобразить на листе бумаги любой рисунок, но с одним условием. Рисовать можно только левой рукой (Если у подростка ведущая рука левая, то рисовать можно только правой). По окончанию упражнения ведущий уточняет у подроста, что было самое сложное в выполнении упражнения.
Упражнение «Развитие»
Цель: повышение самооценки подростка.
Инструкция: ведущий читает текст, предназначенный для визуализации:
«Сядьте удобнее. Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в саду, где растут разные деревья. Все они интересны, но одно из них привлекает ваше внимание. Посмотрите внимательно, что это за дерево?...
Какой у него ствол, ветки? В каких условиях оно растет? Представьте, что вы становитесь этим деревом, ваше тело – это ствол, хорошо укоренный в земле, от ствола отходят ветви с листьями. Какой они формы? Если на дереве цветы или плоды?
Ваши корни пронизываю землю, из которых поступают питательные вещества… Земля питает дерево своими соками, и оно набирается сил… Ваши ветви распрямляются, тянутся вверх, листья, цветы или плоды растут… Солнышко согревает и дарит дереву свое тепло… Вы чувствуете прилив сил и энергию внутри себя…
Удержите это ощущение…
А сейчас открой глаза и вернись в комнату»
По завершению упражнения подростку предлагается нарисовать свое дерево на бумаге и поделиться своими впечатлениями.
Обратная связь
Цель: выяснить степень удовлетворенности подростком занятием, закрепить положительные эмоции, позитивное настроение.
9. Занятие: Рисуем чувства. Арт-терапия
Цель занятия: Научить выражать подростков свои чувства, внутренне разрядить ребят. Поднять самооценку.
Оборудование: Бумага и карандаши.
Содержание игры:
Возьмите бумагу и нарисуйте, как вы себя в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие вашему чувству. Вы можете царапать, можете рисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, всё, что вам хочется.
Я буду ходить по рядам, и вы мне скажите, какое чувство вы хотите показать своим рисунком. Я запишу это слово, и вы сможете его потом приписать на свою картинку.
Ребята сами могут написать чувство на рисунке. Важно, чтобы каждый ребенок смог показать свой рисунок, а Вы положительно оценили его: так, чтобы дети поняли, что подобное рисование – хорошая возможность заметить и назвать свои собственные чувства. Поговорите также с ребятами о том, что они могут делать и делают, когда им скучно; когда они волнуются; когда ревнуют…
Рефлексия упражнения:
• Какое чувство тебе больше всего нравится?
• Какое чувство тебе не нравится?
• С каким чувством ты идёшь утром в школу?
• Когда ты радуешься?
• Когда ты злишься?
Упражнение "Апельсин (или лимон)"
Цель: обучение подростка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).
«Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает...»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
10. Занятие: итоговое занятие
Цель занятия: Научить выражать подростков свои чувства, внутренне разрядить ребят. Поднять самооценку.
Оборудование: Бумага карандаш, краски, раскраски, фломастеры.
Упражнение «Коллаж»
Цель: развитие у подростка чувства эмпатии.
Составь коллаж «Мои ценности» Подумай что для тебя важно? Можешь дорисовать важные для тебя вещи и подписать.
Рефлексия.
• Какие таланты ты у себя обнаружила во время занятий?
• Что нового узнала?
• Что было трудно?
• Что понравилось?