Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Игровая студия»составлена на основе авторской программы Д.В.Григорьев, Б.В. Куприянов «Внеурочная программа игровой деятельности школьников» (Программы внеурочной деятельности, Д.В.Григорьев, Б.В. Куприянов, Москва «Просвещение» 2011г.). Программа предназначена для общеобразовательных школ.
Актуальность:
В системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.
Главным направлением деятельности занятий является работа, имеющая воспитательную значимость. Работа организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия должны решать общеобразовательные задачи, способствовать игровому и нравственному воспитанию.
Отличительной особенностью игровой деятельности школьников является освоение ими такой специфической разновидности взаимодействия, как партнёрство. Партнёры-вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Партнёрство невозможно представить без переговоров и взаимоконтроля за соблюдением договорённости-всё это имеется в игре и может стать предметом осмысления учащимися.
Учащиеся должны осознать необходимость и целесообразность игр. Следует обращать внимание на развитие игровых способностей детей, их активности и самостоятельности. Игра детей должна быть разнообразна, как по характеру, так и по объему и посильным для данной возрастной группы.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, пособности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игра как специфическая детская деятельность неоднородна.
Программа игровой деятельности школьнивов основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности.
Программа предусматривает следующие виды игр: интеллектуально-познавательные, подвижные, настольные, игра-драматизация, ситуативная игра-упражнение, игра на кооперацию, игра на местности, игра-приключение.
Цель - воспитание двигательной активности младших школьников, нравственное и физическое развитие.
Основные задачи:
- познакомить детей с разнообразием игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учетом особенностей участников, условий и обстоятельств,
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоциональночувственную сферу,
- оптимизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время,
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Возраст детей: 7-8 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год , 2022-2023 учебный год
Формы и режим работы:
Занятия организуются во внеурочное время. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, демонстрация, заучивание), так и нетрадиционные (познавательные, настольные игры, викторины, праздники, соревнования ).
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего в 1 классе 33 часа. Продолжительность одного занятия 35 минут.
Формы подведения итогов: по завершению курса проходит спортивное соревнование.
Учебно- тематическое планирование 1класс. Содержание курса.
1. Первая встреча с игрой 2 часа
Игра и жизнь, Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Игра и дети. Игра и взрослые. Многообразие игр.
2. Интеллектуальнопознавательные игры (викторины)- 6 часов
Интеллектуальнопознавательная игра-соревнование в информированности и сообразительности. Правила викторины. Викторины на правила дорожного движения, поведения в общественных местах (школе, транспорте, на улице).
3. Подвижные игры - 8 часов.
Подвижные игры. Сюжетные игры. Правила подвижных игр. Роли в играх: водящий, судья, организатор. Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий. Простые подвижные игры: правила и виды. Игры с музыкальным сопровождением.
4. Настольные игры - 7 часов
Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игра в шашкиклассическая настольная игра. Правили игры в шашки. Настольные игры на бумаге (крестики-нолики. Настольные игры в компании (домино и лото). Правило настольных игр в домино и лото.
5. Игры-драматизации - 6 часов
Ситуация в игре: участники (игровые роли), задачи и способы их решения участниками. Игровые диалоги-импровизации с игрушками. Сюжеты игр «В школе», «В гостях», «Экстремальная ситуация», «Добро как практическое волшебство»
6. Ситуативные игры - упражнения - 4 часа
Парное взаимодействие в игре. Влияние па партнёра, избирательная реакция на влияние, противостояние влиянию
Итого 33
Метапредметными результатами является формирование (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Информационно-методическое обеспечение
1. Пособия
Печатные пособия:
Программы внеурочной деятельности, Д.В.Григорьев, Б.В. Куприянов, Москва «Просвещение» 2011г.
Игры и развлечения в группе продлённого дня /Е.М.Минский.-М. Просвещение, 1983г.
2. Оборудование
Учебное оборудование:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Учебный стол
Учебный стул
Учительский стол
Учительский стул
Оборудование для обучающихся:
Игры:
Настольные игры, лото, домино.
Спортивный инвентарь:
Скакалки, большие мячи, малые мячи, кегли, флажки, обручи.
Техническое оборудование:
Компьютер
Магнитофон
Мультимедийный проектор