Пояснительная записка
Каждый год, как все учебные заведения, наш техникум гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в техникум является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.
Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.
И конечно очень важно разглядеть одаренного ребенка и продолжить формировать его личность.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Способностями – называют индивидуальные особенностями личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом – называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой – либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой – то определенной сфере.
Основание для составления индивидуальной программы
Нормативно- правовые основания:
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон об образовании.
- Устав Комсомольского –на-Амуре лесопромышленного техникума.
- Локальные акты Комсомольского –на-Амуре лесопромышленного техникума.
Цель программы:
- Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в колледже для успешного развития индивидуальности подростка.
Задачи программы:
1. Поддерживать высокую учебную мотивацию студента.
2. Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
3. Формировать умения учиться –ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
4. Содействовать индивидуализации воспитания и образования подростка.
5. Сохранение и укрепление здоровья учащегося.
6. Создание условий для активного сотрудничества родителей и педагогов.
Этапы работы над программой
Объект программы – студент 1 курса , гр.11 «Машинист строительных и дорожных машин»- Джабаров Карен.
1 этап – диагностический
На этом этапе собирается и активизируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование) По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча со студентом и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предлагается:
-постановка цели на предстоящий учебный год
-выявление проблем и имеющихся ресурсов
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение студента, выявление его индивидуальных способностей. Установление контакта с родителями.
2 этап – разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.
Разработка и реализация индивидуальной программы. Вовлечение учащейся в разнообразные виды деятельности: игру, учебу, творчество, спортивную деятельность.
Цель: реализация индивидуальной программы развития подростка.
3 этап – саморазвитие
Научить студента самостоятельно добывать знания, развивать активность. Цель: отслеживание результатов деятельности.
Индивидуальная программа развития одаренного подростка
Студент 2 курса 1 курса , гр.11 «Машинист строительных и дорожных машин»- Джабаров Карен
Этап 1 – диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный |
1 | Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | Педагог- психолог Ткачева А.В. |
2 | Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация» Цель: определить характер и наличие учебной мотивации | 1-2 неделя сентября | Социальный педагог Ящук И.Н. |
3 | Методика Климова И.И. «Карта интересов» | 3-4 неделя сентября | Педагог- психолог Ткачева А.В. Социальный педагог Ящук И.Н. |
4 | Опросник Айзенка. Личностные особенности | 3-4 неделя сентября | Педагог- психолог Ткачева А.В. |
5 | Тест на определение уровня тревожности. Автор - Филлипс | 3-4 неделя ноября | Педагог- психолог Ткачева А.В. |
6 | Социометрия. Автор - Дж.Морено | 3-4 неделя декабря | Педагог- психолог Ткачева А.В. |
7 | Встреча с родителями, беседа о личных интересах, поведении дома с друзьями | В течение учебного года | Социальный педагог Ящук И.Н. |
Этап 2. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута
Цель - реализация индивидуальной программы развития подростка.
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный |
1 | Разработка индивидуального маршрута одаренного подростка | 1 неделя октября | Социальный педагог Ящук И.Н. |
2 | Составление индивидуального плана воспитательной работы, исходя из личностных качеств подростка | 1 неделя октября | Социальный педагог Ящук И.Н. |
3 | Составление индивидуального плана психологического сопровождения обучающегося | 1 неделя октября | Педагог- психолог Ткачева А.В. |
4 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей | 2 неделя октября | Социальный педагог Ящук И.Н., Педагог- психолог Ткачева А.В. |
5 | Совместная работа с педагогами-предметниками (согласно выявленному перечню приоритетных для подростка предметов): | В течение учебного года | Социальный педагог Ящук И.Н., Педагог- психолог Ткачева А.В.; Преподаватели - предметники |
Этап 3. Саморазвитие
Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»
Предмет | Причина выбора | Форма работы | Ожидаемые результаты |
Обществознание | Проявление повышенного интереса к выбранному предмету | Индивидуальные и дистанционные консультации | Результативное участие в городских конкурсах и олимпиадах по предмету «Обществознинае» |
История России | Проявление повышенного интереса к выбранному предмету | Индивидуальные и дистанционные консультации | Результативное участие в городских конкурсах и олимпиадах по предмету «История» |
Английский язык | Проявление повышенного интереса к выбранному предмету | Индивидуальные и дистанционные консультации | Результативное участие в городских конкурсах и олимпиадах по предмету «Английский язык» |
.
.
Результат
Подготовка к участию в региональном и муниципальном этапах городских, краевых и всероссийских олимпиад. Получение высоких результатов. Дальнейшее развите студента.
Самооценка:
«Что я хотел?»
«Что я сделал для достижения цели?»
«Чему научился?»
«Что необходимо сделать ещё?»
Социальный педагог: И.Н. Ящук