Программа
индивидуальной работы
со слабоуспевающими учащимися
по предмету «Математика»
3 класс
2022 – 2023 учебный год
Всего часов на учебный год: 9 часов
Количество часов в месяц: 1 час
Составлена в соответствии с программой по математике к учебникам для 3 классов общеобразовательных школ авторов М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
.
Учебники: «Математика » 3 класс - М.: Просвещение, 2015.
Составитель:
Соболева Арина, студентка Ш-32 группы.
2022 г.
Пояснительная записка
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а так же весь комплекс проблем, который может сложиться у ребёнка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у обучающихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребёнка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по иностранному языку учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.
Цель программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по математике;
- формировать у учащихся приемов общих и специфических
умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи программы:
создание системы внеурочной работы, дополнительного образования
учащихся.
развитие групповых, индивидуальных и дистанционных форм внеурочной
деятельности.
повышать ответственность родителей за обучение детей;
Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Обучающихся:
-Получение знаний за курс 3 класс
-Выбор форм получения знаний.
Родителей:
-В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
-В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
-Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
индивидуализация образовательного процесса;
обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
диалоговая форма обучения;
игровые формы;
памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
устные и письменные опросы;
самостоятельные и проверочные работы;
предметные тесты;
собеседования;
контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
Указание алгоритма решения или выполнения.
Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
Объяснение хода выполнения подобного задания.
Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
Выдача ответа или результата выполнения задания.
Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
Постановка наводящих вопросов.
Указание правил, на основании которых выполняется задание.
Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
Неуспевающий ученик – это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорости мышления и выполнения операций, который показывают обучающеюся рядом с ним дети.
Список слабоуспевающих обучающихся в 2022-2023 учебный год
Зайцев Назар;
Жижков Максим.
Класс | Ф.И. учащихся | Причины слабой успеваемости | Пути решения |
1 | Зайцев Назар | У ученика проявляется частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по математике. Слабый уровень знаний за 2 класс, гиперреактивность, рассеянное внимание. Низкая техника чтения, слабый контроль со стороны родителей, систематическое невыполнение домашних заданий. | Контроль за выполнением домашних заданий; Индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями. |
2 | Жижков Максим | У ученика проявляется частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по математике. Слабый уровень знаний за 2 класс, рассеянное внимание. Отсутствие навыков самостоятельности в работе, низкая техника письма. Индивидуальные особенности. | Контроль за выполнением домашних заданий; Индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями. |
План работы со слабоуспевающими учащимися
по математике 3 класс
на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Срок |
1. | Контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала за предыдущий учебный год для определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях учащихся. | Сентябрь |
2. | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком. | Октябрь-ноябрь |
3. | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. | Беседы с родителями и самими учащимися для установления причин отставания слабоуспевающих учащихся. | В течение учебного года. |
5. | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. | В течение учебного года. |
6. | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года. |
7. | Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях. | В течение учебного года. |
8. | Систематическое определение уровня знаний по каждой теме (опрашивать регулярно) со своевременным выставлением оценок, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик в течение года же не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года. |
9. | Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса (по возможности вести тематический учет знаний по предмету обучающихся всего класса). | В течение учебного года. |
10. | Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. | В течение учебного года. |
Тематическое планирование
на 1 четверть 2022 -2023 учебный год
№ п/п | Предмет | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые мероприятия | Сроки исполнения |
1 | Математика | Нумерация чисел в пределах 1000. Арифметические действия. Сложение и вычитание. Арифметические действия. Умножение и деление. Умножение и деление. Порядок выполнения действий. Многозначные числа. Запись и сравнение чисел. Умножение и деление на 10, 100. 1000. Единицы длины, площади. Многозначные числа. Повторение. | 1 час | Контрольный срез знаний за предыдущий год. Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях. Беседы с родителями и слабоуспевающими учащимися. Консультации. Дифференцированные задания при организации сам.работы. Различные виды опроса на уроках. Систематическое определение уровня знаний по каждой теме. Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости. Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся. Дополнительные (индив.) занятия со слабоуспевающими учащимися. | Сентябрь- октябрь |
на 2 четверть 2022-2023 учебный год
№ п/п | Предмет | Тема занятия | Кол – во часов | Планируемые мероприятия | Сроки исполнения |
1 | Математика | Многозначные числа. Единицы массы, времени. Многозначные числа. Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач. Решение задач. Сложение и вычитание многозначных чисел. Письменные приемы умножения. Письменные приемы деления. Умножение и деление. Повторение. | 1 час | Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях. Беседы с родителями и слабоуспевающими учащимися. Дифференцированные задания при организации сам.работы. Различные виды опроса на уроках.(устный, письменный, индивидуальный). Систематическое определение уровня знаний по каждой теме. Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости. Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся. Дополнительные занятия со слабоуспевающими учащимися. | Ноябрь - декабрь |
на 3 четверть 2022-2023 учебный год
№ п/п | Предмет | Тема занятия | Кол – во часов | Планируемые мероприятия | Сроки исполнения |
1 | Математика | Умножение и деление на однозначное число. Решение задач на движение. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Перестановка множителей. Деление с остатком. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Умножение и деление. Повторение. Письменное умножение на двузначное число. Письменное умножение на трехзначное число. Письменные случаи деления. | 1,5 час | Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы. Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях. Собеседование с родителями и слабоуспевающими учащимися. Консультации Дифференцированные задания при организации сам.работы. Дифференцированные домашние задания. Различные виды опроса на уроках.(устный, письменный, индивидуальный). Систематическое определение уровня знаний по каждой теме. Определение динамики уровня знаний. Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости. Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся. Дополнительные занятия со слабоуспевающими учащимися. | Январь – март. |
на 4 четверть 2022-2023 учебный год
№ п/п | Предмет | Тема занятия | Кол – во часов | Планируемые мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Математика | Письменное деление на двузначное число. Закрепление изученного. Решение задач. Письменное деление на трехзначное число. Деление с остатком. Умножение и деление. Повторение. Сложение и вычитание. Повторение. Геометрические фигуры. Величины. Закрепление изученного. | 1 час | Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы. Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях. Собеседование с родителями и слабоуспевающими учащимися. Консультации Дифференцированные задания при организации сам.работы. Дифференцированные домашние задания. Различные виды опроса на уроках.(устный, письменный, индивидуальный). Систематическое определение уровня знаний по каждой теме. Определение динамики уровня знаний. Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости. Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся. Дополнительные занятия со слабоуспевающими учащимися. | Апрель – май. |
Работа со слабоуспевающими детьми
№ | Темы работы со слабыми детьми |
Математика |
1. | Нумерация чисел в пределах 1000. |
2. | Арифметические действия. Сложение и вычитание. |
3. | Арифметические действия. Умножение и деление. |
4. | Умножение и деление. Порядок выполнения действий. |
5. | Многозначные числа. Запись и сравнение чисел. |
6. | Умножение и деление на 10, 100, 1000. |
7. | Единицы длины, площади. |
8. | Многозначные числа. Повторение |
9. | Единицы времени. |
10. | Устные и письменные приемы вычислений. |
11. | Решение задач. |
12 | Сложение и вычитание многозначных чисел. |
13. | Письменные приемы умножения. |
14. | Письменные приемы деления. |
15. | Умножение и деление. Повторение. |
16. | Умножение и деление на однозначное число. |
17. | Решение задач на движение. |
18. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. |
19. | Перестановка множителей. |
20. | Деление с остатком. |
21. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
22. | Умножение и деление. Повторение. |
23. | Письменное умножение на двузначное число. |
24. | Письменное умножение на трехзначное число. |
25. | Письменные случаи деления. |
26. | Письменное деление на двузначное число. |
27. | Закрепление изученного материала. Решение задач. |
28. | Письменное деление на трехзначное число. |
29. | Деление с остатком. |
30. | Умножение и деление. Повторение |
31. | Сложение и вычитание. Повторение |
32. | Геометрические фигуры. Величины. Повторение. |
33. | Самостоятельная работа |
34. | Контрольная работа. |
Прогнозируемый результат
Обучающиеся должны знать/уметь:
выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
выполнять деление с остатком;
находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;
решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел,
решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы);
различать окружность и круг;
строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника,
находить площадь многоугольника.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.