СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуальных логопдических занятий по логопедии в 6 классе.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи.

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальных логопдических занятий по логопедии в 6 классе.»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «школа-интернат№12»



УТВЕРЖДАЮ

Директор

КГБОУ ШИ№12

___________ М.В. Лопатин














ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОПЕДИИ В 6 КЛАССЕ.














Составила

Задорожная Наталья Владимировна,

учитель-логопед









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

(в соответствии со стандартом)

Логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальных коррекционных классов за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- выраженная дислексия;

-дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.


Общая характеристика предмета(курса)

Как и любая программа, «Адаптированная программа логопедических занятий для детей с умственной отсталостью» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода- опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса, где обучаются также дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я.Рубинштейн, М.С Певзнер.

Рабочая программа составлена на основе:

-Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

-Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.

- Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.

-Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.

-Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:

-Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

-Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983

-Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984


Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 6 классе –68 часов (2 часа в неделю). Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований. Коррекционная работа проводится в форме индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:

-ликвидировать проявления речевой патологии;

-содействовать усвоению программы по родному языку;

-сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

-сформировать когнитивные и общеучебные навыки.


Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса)

6 класс:

Предметные:

-Правильно артикулировать и произносить звуки, соотносить их с соответствующими буквами. Дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки.

- Проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов.

-Уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем. Активизировать усвоенную лексику через речевую практику.

-Находить однокоренные слова. Делать морфемный анализ слов. Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

-Дифференцировать приставки и предлоги. Объяснять лексическое значение слов.

-Согласовывать слова в предложении. Грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно произносить их.

-Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение, предложение с обращениями.

-Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов.

-Писать изложение текста по плану. Писать творческие сочинения на заданную тему.


Общеучебные умения:

-Действовать в новых условиях.

- Свободно владеть вербальными средствами общения.

-Составлять алгоритм действий.

-Владеть приемами самоконтроля и оценки деятельности.


Средства контроля

-Четвертные проверочные работы, тематические проверочные работы, диктанты, тесты. Обследование на начало учебного года и конец учебного года.































Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 6 классе.

п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ДАТА

I четверть 17ч.


Обследование

2


Фонематический уровень

1

Звуки речи. Буквы

1


2

Гласные звуки. Согласные звуки

1


3

Безударные гласные

1


4

Звонкие и глухие согласные

1


5

Твердые и мягкие согласные

1


6

Непроизносимые согласные

1


7

Двойные согласные

1


Морфологический уровень

8

Состав слова. Однокоренные слова

1


9

Корень, окончание, приставка, суффикс

2


10

Образование слов с помощью приставок

1


11

Образование слов при помощи суффиксов

1


12

Приставка и предлог

1


Лексический уровень

13

Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя прилагательное,

глагол)

1


14

Изменение существительных по числам

1


II четверть 15ч.

15

Изменение существительных по падежам

3


16

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных (ед.

число)


3


17

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных (мн.

число)


3


18

Контрольно-тренировочный текст на закрепление предложно-падежных

конструкций


1


19

Род прилагательных

1


20

Изменение прилагательных по числам

2


21

Словосочетание. Главное и зависимое слово

2


III четверть 18ч.

22

Согласование прилагательных с существительными в роде

2


23

Согласование прилагательных с существительными в числе

2


24

Изменение прилагательных по падежам. Согласование с существительными

2


25

Контрольно-тренировочный тест

1


Синтаксический уровень

26

Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания.

1


27

Главные и второстепенные члены предложений

2


28

Нахождение слов, связанных с подлежащим

2


29

Нахождение слов, связанных со сказуемым

2


30

Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные)

2


31

Конструирование предложений с однородными членами

1


32

Конструирование предложений с обращениями

1


IV четверть 18 ч.


33

Конструирование сложных предложений

2


34

Конструирование сложных предложений с союзами и, а, но

2


Связная речь

35

Работа с деформированным текстом: Составление рассказов из данных вразброс

предложений

2


36

Работа с деформированным текстом: Составление двух рассказов из данных

вразброс предложений

2


37

Пересказы текстов: подробный пересказ

1


38

Пересказы текстов: выборочный пересказ

1


39

Пересказы текстов: краткий пересказ

1


40

Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии

1


41

Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу


1


42

Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам

1


43

Работа с текстом: изложение рассказов по вопросам

1


44

Работа с текстом: изложение рассказов по словам-действиям

1


45

Работа с текстом: изложение рассказов по плану

1


46

Контрольный диктант за год

1


ИТОГО ЗА ГОД.

68 ЧАСОВ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!