«Согласовано»
Заместитель директора
По УВР_____________
/Иванова/ С.Е.
От «__»__________2016г
ПРОГРАММА
История России 19 век
По учебнику А.А.Данилов; Л.Г.Косулин;
8 класс (34 ч)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2014) и адаптирована к учебнику: Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России. 19 век М.: Просвещение, 2014
Выполнил: учитель истории и обществознания Тартыев А.С.
ИСТОРИЯ РОССИИ XIX в.
Основными целями данной программы являются:
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов,
основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры,
воспитание уважения к истории, традициям своего и других народов.
Основные задачи рабочей программы направлены на воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Уделяется внимание проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать даты и ключевые события истории России XIX в. (годы царствования императоров, «великих реформ», политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813 -1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.); характерные, существенные черты социально-экономического развития и политического строя России в XIX в.; положение разных слоев населения; внутреннею и внешнюю политику самодержавия; идеологии и практики общественных движений XIXв. (консервативных, либеральных, радикальных); место, обстоятельства, участников событий 1812 г., 1825 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.; крупнейших государственных и общественных деятелей России XIX в.; выдающихся представителей и достижения российской культуры; полководцев и участников военных компаний;термины и понятия значительных процессов и основных событий.
Должны уметь:
соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России XIX в.;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; показывать на исторической карте территории, вошедшие в состав России в XIX в., места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов (Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, капиталистические отношения, реформа, контрреформы, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция); выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России XIX в., достижениям отечественной культуры данного периода.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Глава 1. Россия в первой половине 19 века………………………………………….7-134
Глава 2. Россия во второй половине 19 века………………………………………134-281
Россия в XIX в. (43 ч.)
Россия в первой четверти XIX в.
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический и политический строй.
Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. «Негласный комитет». Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. Учреждение Государственного совета.
Внешняя политика в 1801- 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы и силы сторон. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Цели заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.
Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение. Тайные массовые организации. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.
Россия во второй четверти XIX в.
Династический кризис1825 г. Смерть Александра I. Восстание 14 декабря 1825 г., его значение и последствия.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Ужесточение контроля над обществом. Свод законов Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева.
Внешняя политика в 1826-1849 гг. Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Восточный вопрос. Национальная политика самодержавия. Кавказская война.
Общественное движение 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853-1856 гг. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Культура и быт в первой половине XIX в. Сословный характер образования. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре. Литература. Золотой век поэзии. Критический реализм. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов России.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Начало правления Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос. Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.
Пореформенное развитие страны. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии.
Революционное движение в пореформенный период. Революционное народничество. Народнические организации 60-70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра II. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги.
Внутренняя политика Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика.
Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.
Положение основных слоев российского общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство. Разночинная интеллигенция. Усиление расслоения крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие культуры во второй половине XIX в. Школьная реформа. Научные достижения. Критический реализм в литературе. Журналистика. Общественно-политическое значение передвижников. «Могучая кучка». Русская опера. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Урбанизация. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Тематическое планирование
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во ч | № параграфов Д/З | Элементы содержания образования. Основные понятия и термины | Дата проведения |
| |
1 | Вводное занятие | 1 | | Актуализировать знания по курсу истории России18 в. Называть и характеризовать основные этапы отечественной истории XIX в., раскрывать критерии (основания) периодизации Планировать деятельность по изучению истории России XX в. | | |
Тема 1. Россия на рубеже XIX-ХХ вв. (10 ч.) | | |
2 | Внутренняя политика Александра I d 1801-1806г | 1 | 1 | Территориальная и национальная структура Российской империи; сословия, с\х, промышленность, политический строй России. Многоконфессиональный, мещане, «капиталистые» крестьяне, отходничество, разложение феодальной системы и складывание капитализма. | | |
3 | Внешняя политика в в 1801г-1812г | 1 | 2 | Личность императора Александра, «Негласный комитет», реформы Сперанского. «Негласный комитет», Вольные хлебопашцы, либерализм, самодержавная власть, манифест, реформа, амнистия, министерство | | |
4 | Реформаторская деятельность Сперанского | 1 | 3 | Личность реформатора Сперанского, проведенные им реформыю Отруби, выход из общины | | |
5 | Отечественная война 1812г | 1 | 4 | Вторжение Наполеона в Россию, Бородинское сражение, совет в Филях и оставление Москвы, отступление и гибель «Великой армии» | | |
6 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 | 1 | 5 | Начало заграничных походов русской армии, поражение Наполеона, Венский конгресс, «Священный союз», восточная политика Александра | | |
7 | Внутренняя политика Александра 1 в 1815г-1825г | 1 | 6 | Польская конституция, реформаторский проект Новосильцева, отказ от проведения реформ в начале 20-х гг., военные поселения, итоги внутренней политики. | | |
8 | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812года | 1 | 7 | Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг | | |
9 | Общественные движения при Александре1 | 1 | 8 | Зарождение организованного общественного движения, первые тайные общества, власть и тайные общества. Общественное движение. Либерализм, масонство, тайное общество, разделение властей, Конституция. | | |
10 | Династический кризис 1825г. Выступления декабристов. | 1 | 9 | Династический кризис, восстание 14 декабря 1825 г., суд над декабристами, историческое значение восстания. , временное правительство, картечь, декабристы. | | |
11 | Внутренняя политика Николая1 | 1 | Выводы к разделу 1 | | | |
| | |
12 | Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.19в | 1 | 11 | Личность Николая I, укрепление государственного аппарата и социальной базы самодержавной власти, попытки решения аграрного вопроса, усиление борьбы с революционными настроениями, РПЦ и государство. | | |
13 | Внешняя политика Николая1 в 1826-1849гг.. | 1 | 12 | Революции в Европе, война с Турцией, война с Ираном, обострение русско-английских отношений, Россия и Центральная Азия.
Политика России на Кавказе, причины войны, военные действия. | | |
14 | Общественные движения в годы правления Николая1 | 1 | 13 | Особенности общественного движения 30-50-х гг.XIX в., консервативное и либеральное движения, западники и славянофилы, кружки 20-30-х гг. XIX в. революционное движение, Чаадаев. | | |
15 | Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя. | 1 | 14 | Причины войны, силы сторон, ход военных действий, героическая оборона Севастополя, Парижский конгресс. | | |
16 | Образование и наука | 1 | 15 | Система образования, грамотность в России, развитие наук. | | |
17 | Русские первооткрыватели путешественники | 1 | 16 | Знать русских первооткрывателей и путешественников, систематизировать материал, составлять таблицу. | | |
18 | Художественная культура | 1 | 17 | Особенности развития художественной культуры в 1-й половине XIX века, русская литература, театр, музыка, живопись, | | |
19 | Быт и обычаи | 1 | Выводы к разделу 2 | Жилище, одежда, питание, досуг и обычаи, семья и семейные обряды. | | |
20 | Контрольная работа Россия в первой половине 19 века | | | | | |
Глава 2 Россия во второй половине 19 века | | |
21 | Накануне отмены крепостного права | 1 | 19 | Подготовка крестьянской реформы, основные положения реформы 19 февраля 1861 г., значение отмены крепостного права | | |
22 | Крестьянская реформа 1861года | 1 | 20 | основные положения реформы 19 февраля 1861 г., значение отмены крепостного права | | |
23 | Либеральные реформы 60-70 | 2 | 21-22 | Реформы местного самоуправления, судебная, военные реформы, реформы в области просвещения. | | |
24 | Либеральные реформы 60-70 | 1 | 21-22 | Реформы местного самоуправления, судебная, военные реформы, реформы в области просвещения. | | |
25 | Национальная политика Александра 2 | 1 | 23 | | | |
26 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | 1 | 24 | Развитие с\х, промышленности в первые годы после отмены крепостного права, финансовая политика и ж\д строительство, промышленный подъём. | | |
27 | Общественные движения либералы и консерваторы | 1 | 25-27 | Цели и состав радикального движения, отношение к крестьянской реформе, идеи Чернышевского, революционное народничество. | | |
28 | Внешняя политика Александра 2 | 1 | 28-32 | Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг. XIX в., европейская политика, завершение Кавказской войны, политика России в Средней Азии, Дальневосточная политика, продажа Аляски. | | |
29 | Положение основных слоев общества | 1 | 33-34 | Сравнивать положение различных слоев населения в пореформенной России; анализировать документы, делать выводы. | | |
30 | Общественное движение в 80-90 | 1 | 35-37 | Разгром народнического движения, новое в либеральном движении, начало рабочего движения, марксизм в России. | | |
31 | Архитектура, музыка театр | 1 | 38-39 | Русская живопись, критический реализм, архитектура, скульптура, музыка, театр, народное творчество | | |
32 | Контрольная работа Россия во 2 половине 19 века | 1 | Выводы к разделу 4 | | | |
| | |
33 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | 1 | 40 | Рост населения в пореформенной России, улучшение качества жизни горожан, жизнь и быт городских «верхов», жизнь и быт городских окраин, досуг горожан, изменения в деревенской жизни. | | |
34 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | 1 | 40 | Рост населения в пореформенной России, улучшение качества жизни горожан, жизнь и быт городских «верхов», жизнь и быт городских окраин, досуг горожан, изменения в деревенской жизни. | | |