СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ЮИД (34 часа)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 5-7 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Программа ЮИД (34 часа)»

I. Пояснительная записка.



Рабочая программа внеурочной деятельности “Юные инспектора движения” разработана для занятий с обучающимися 5-7 классов.



Данная программа составлена на основе:

1.ФГОС ООО, утверждённой приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 №1897;

2.Основной образовательной программы ООО МБОУ «СОШ №17»;

3.Учебного плана МБОУ «СОШ №17» на 2017-2018 учебный год;



Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 5-7 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.



Цель:

 формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности

жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями

и практического их применения в повседневной жизни;

 вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-

транспортного травматизма;

 ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих

безопасность дорожного движения;

 обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного

образовательного процесса.


Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

 приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения

(ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода,

водителя велосипеда (мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся

движения механических транспортных средств;

 овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» -

ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда

участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на

дороге соответствует их бытовым привычкам;

 развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению

безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций

и оценке возможных опасностей;

 ознакомление с работой современных технических устройств, используемых в

различных службах ГИБДД;

 обучение приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в

дорожно-транспортных происшествиях;

 привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;

 вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма;

 воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность

других участников дорожного движения.


Программа внеурочной деятельности «Школа дорожной безопасности» состоит

из трёх основных разделов:

«Юные инспекторы движения», «Обеспечение безопасности дорожного движения»,

«Основы медицинских знаний» и включает в себя три основных вида деятельности:

 обучение на основе современных педагогических технологий по формированию у

обучающихся культуры безопасного поведения на дороге;

 обучение на основе метода проектов и исследовательской деятельности;

 практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков

безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для

этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных

упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности. Программа внеурочной деятельности предусматривает групповую и

коллективную работу обучающихся, совместную деятельность обучающихся и

родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и

мероприятий по безопасности дорожного движения.

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.

Методы контроля: устный опрос, зачет, практические работы, викторины,

кроссворды.

Место занятий в учебном плане

 Срок реализации программы – 3 года.

 Общее количество часов в год – 34 часа в 5-7 классах.

 Количество часов в неделю – 1 час.

 Направление программы: социальное.

 Программа рассчитана на детей 11-13 лет.

 Категория участников: обучающиеся 5-7 классов.

Организация внеурочной деятельности

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

• занимательность;

• научность;

• сознательность и активность;

• наглядность;

• доступность;

• связь теории с практикой;

• индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

• тематические занятия

• игровые тренинги

• разбор дорожных ситуаций на настольных играх

• экскурсии

• конкурсы, соревнования, КВН, викторины

• изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

• выпуск стенгазет

• разработка проектов по ПДД

• встреча с работниками ГИБДД

• просмотр видеофильмов.

Основные методы и технологии

• технология разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология обучения в сотрудничестве;

• технология педагогической мастерской


Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.


Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.


Условия реализации программы

1. Место проведения (классные кабинеты, асфальтированная площадка, спортивный зал).

2. Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и напольные игры по ПДД, канцтовары и др.).

3. Кадровое обеспечение (заместитель директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель ЮИД, инспектор ГИБДД).

4. Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по ПДД, и др.).


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

По окончании изучения программы обучающимися должны быть достигнуты:

Личностные результаты:

 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил

поведения на транспорте и на дорогах;

 принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное,

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и

достигать в нём взаимопонимания;

 уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

 осознание ответственности человека за общее благополучие;

 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем

на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и

нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к

собственным поступкам;

 этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-

нравственная отзывчивость;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно

полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности

жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного

отношения к окружающей среде;

 положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе

«Школа дорожной безопасности»;

 способность к самооценке.

Метапредметные результаты:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области

безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее

решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин-

тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 умение ставить и формулировать проблемы;

 навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в

том числе творческого характера;

 установление причинно-следственных связей;

 формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий;

 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

 формирование умений взаимодействовать с окружающими.


С этой целью планируется у обучающихся формирование следующих

универсальных учебных действий:

 познавательные как способность применять для решения практических задач

различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и

др.);

 регулятивные как владение способами организации, планирования различных

видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской,

творческой), понимание специфики каждой;

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других

людей по исправлению допущенных ошибок;

- умение выделить и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно

усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и

результата действия с требованиями конкретной задачи.

 коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме

речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение

рассуждением, описанием повествованием;

- работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


II. Содержание курса внеурочной деятельности

1 год обучения (5 класс)

Раздел 1. «Юные инспектора движения» (9 часов)

Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. (1 час)

Изучение Инструкций по технике безопасности.

Тема 1.2. Входное тестирование. (2 часа)

Прохождение обучающимися входного тестирования на знания правил дорожного

движения.

Тема 1.3. Отряды Юных инспекторов движения. (2 часа)

Знакомство с Положением о детских и подростковых объединениях в сфере

безопасности дорожного движения отрядах юных инспекторов движения.

Тема 1.4. Подготовка к конкурсу-фестивалю «Безопасное колесо». (4 часа)

Знакомство с положением о конкурсе-фестивале «Безопасное колесо».

Практические и теоретические занятия по основным видам соревнований.

Соревнования обучающихся по этапам областного конкурса «Безопасное колесо»

(этапы по выбору учителя).

Раздел 2: «Обеспечение безопасности дорожного движения» (24 часа)

Тема 2.1. Современные транспортные средства – источник повышенной

опасности. (1 час)

Краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Понятие

остановочного и тормозного пути автомобиля. Активная и пассивная безопасность

автомобиля. Из истории конструкции автомобиля, велосипеда.

Тема 2.2. Чрезвычайные ситуации на транспорте. (2 часа)

Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Отличие ЧС от аварии, дорожно-

транспортного происшествия (ДТП). Поведение при столкновении автомобилей, при

пожаре в автомобиле. Средства пожаротушения в автомобиле. Падение автомобиля в

воду, попадание молнии в автомобиль.

Виды наземного общественного транспорта. Метро и опасности при пользовании

им (на эскалаторе, на платформе в вагоне метро).

Железнодорожный транспорт и опасности при пользовании им. Поведение при

пожаре в поезде.

Водный транспорт. Средства спасения. Действия при пожаре, эвакуация.

Нахождение в море.

Воздушный транспорт. Предварительные меры безопасности. Поведение во время

аварии, при пожаре в самолете. Из истории развития видов транспорта.

Тема 2.3. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Дорога – зона

повышенной опасности. (1 час)

Из истории дорог. Элементы дороги. Дисциплина на дороге. Обязанности

пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на

тротуаре. Движение по дороге группой. Движение в жилых зонах. Наиболее опасные

места на дороге. Опасности по дороге в школу.

Тема 2.4. Дорожно-транспортные происшествия. (1 час)

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Виды ДТП. Причины и

последствия ДТП. ДТП, связанные с велосипедистами, катанием на роликах и др.

Зависимость ДТП от поведения на дороге человека, от конструкции автомобиля, от

состояния дороги Понятие дорожной «ловушки». Из истории ДТП.

Тема 2.5. Элементы улиц и дорог. Знаки дорожного движения. (3 часа)

Виды и элементы дорог. Разметка. Разновидности горизонтальной и вертикальной

разметки. Разметка для пешеходов и велосипедистов. Временная дорожная разметка.

Знакомство со знаками дорожного движения (предупреждающие знаки, знаки

приоритета, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные

знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички)).

Тема 2.6. Пешеходные переходы. (1 час)

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила

перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или

перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.

Тема 2.7. Нерегулируемые перекрёстки. (2 часа)

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные

ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне образовательного учреждения.

Тема 2.8. Регулируемые перекрестки. Светофор. (2 часа)

Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из

истории светофора.

Тема 2.9. Остановочный путь и скорость автомобиля. (1 час)

Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь.

Особенности движения пешеходов в различное время суток.

Тема 2.10. Где можно и где нельзя играть детям? (1 час)

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность

игры вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в

микрорайоне школы и дома.

Тема 2.11. Велосипед. Правила дорожного движения для велосипедистов. (9

часов)

История создания велосипеда, его устройство. Возрастные ограничения по

управлению велосипедом. Правила вождения, маневрирования. Сигналы, подаваемые

во время движения. Движение группы велосипедистов. Велосипедная дорожка,

особенности движения на ней.

Раздел 3. Итоговое тестирование. (1 час)

Тема 3.1. Зачёт по правилам дорожного движения. (1час)

Тестирование по ПДД. Соревнования «Безопасное колесо», «Школа

безопасности»

2 год обучения (6 класс)

Раздел 1. «Юные инспектора движения» (4 часа)

Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. (2 часа)

Вводный инструктаж на рабочем месте. Дорога – зона повышенной опасности.

Информация ГИБДД о ДТП в районе и городе, анализ информации ГИБДД.

Психология пешехода. Культура безопасного поведения на дорогах.

Тема 1.2. Входное тестирование. (1 час)

Прохождение обучающимися входного тестирования на знания Правил

дорожного движения (тест составляется учителем с учетом уровня знаний

обучающихся). Компьютерное тестирование по билетам для теоретических экзаменов

на право управления транспортными средствами категории «А» и «В». Пояснения

своих ответов обучающимися. Совместный анализ ответов обучающимися с

пояснениями учителя.

Тема 1.3. Ветераны ГАИ. Помним и гордимся! (1 час)

История создания ГАИ. Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда

службы инспекции дорожного движения. Основные направления работы. Назначение

инспекции, работа отделов по направлениям, специальности ГИБДД.

Раздел 2. «Обеспечение безопасности дорожного движения» (23 часа)

Тема 2.1. Дорожные опасности нашего города (населенного пункта) (1 час)

Знакомство со статистикой ДТП в населённом пункте по месту жительства. Какие

дорожные опасности могут встретиться ребёнку во время движения в образовательное

учреждение. Что значит «культура безопасности поведения»?

Тема 2.2. Дорожно-транспортные происшествия. (1 час)

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Причины и последствия ДТП.

ДТП, связанные с велосипедистами, катанием на санках, роликах, скейтбордах и др.

Сотовый телефон и ДТП. Понятие дорожной «ловушки». Из истории ДТП.

Коллективный анализ причин ДТП. Как не попасть в ДТП?

Тема 2.3. Остановочный путь и скорость автомобиля. (1 час)

Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь.

Реакция водителя. Реакция пешехода. Определение безопасного расстояния до

приближающихся транспортных средств. Особенности движения пешеходов в

различное время суток и в разных погодных условиях.

Тема 2.4. Световозвращательные элементы. (2 часа)

Для чего нужны световозвращательные элементы (СВЭ). Применение СВЭ на

транспортных средствах, велосипедах, одежде. Разновидности и характеристики СВЭ.

Подготовка и проведение акции «Нашсветовозвращатель» («Купи фликер» и т.п.).

Тема 2.5. Нерегулируемые перекрестки. (1 час)

Понятие нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части на

нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на

нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

Составление памятки «Правила перехода дороги по пешеходному переходу на

нерегулируемом перекрестке». Тренировка перехода проезжей части на

нерегулируемом перекрестке на школьной транспортной площадке.

Тема 2.6. Регулируемые перекрестки. Светофор. Светофор, его особенности для

пешеходов и для велосипедистов. (2 часа)

Назначение светофора. Значение сигналов трехсекционного светофора с одной и

двумя дополнительными секциями. Пешеходный светофор. Светофорный объект, его

работа.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.

Составление памятки «Правила перехода дороги на регулируемом пешеходном

переходе».

Тема 2.7. Поездка в автобусе, троллейбусе, в трамвае. (1час)

Общественный транспорт. Обязанности пассажиров. Опасные ситуации,

связанные с посадкой и высадкой из общественного транспорта (переход дороги при

движении на остановку, ожидание транспортного средства на остановке, выход из

автобуса, троллейбуса, трамвая (для двух типов трамвайных остановок), переход

проезжей части после выхода из транспортного средства).

Тема 2.8. Перевозка пассажиров. (1 час)

Правила безопасного поведения детей при перевозках их на грузовых и легковых

автомобилях. Опасные ситуации при перевозке пассажиров. Ремни безопасности.

Понятие о подушках безопасности. Правила перевозки на мотоцикле и мотоцикле с

коляской, мотороллере, мокике. Запрещение перевозки пассажиров на грузовых

мотороллерах.

Тема 2.9. Велосипед. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях

площадки для фигурного вождения велосипеда. (6 часов)

История создания велосипеда. Устройство и конструкции современных

велосипедов.

Требования к оборудованию велосипеда. Световозвращательные элементы.

Обеспечение видимости велосипедиста водителями других транспортных средств.

Зеркала заднего вида. Одежда велосипедиста.

Требования к движению велосипедистов. Возрастные ограничения по управлению

велосипедом. Правила движения велосипедистов по проезжей части. Действия,

запрещенные велосипедистам ПДД.

Правила маневрирования на велосипеде. Сигналы, подаваемые во время

движения. Движение группы велосипедистов. Велосипедная дорожка, особенности

движения на ней. Перевозка грузов и пассажиров на велосипеде (мопеде).

Проверка технического состояния велосипеда. Инструменты и приспособления

для регулировки и ремонта велосипеда. Тренировка в накачивании шин до нужного

давления, регулировки руля, натяжения цепи, замены колес.

Разучивание и выполнение элементов фигурного вождения велосипеда.

Подготовка к участию в соревнованиях по этапам областного конкурса

«Безопасное колесо» (этапы по выбору учителя).

Тема 2.10. Тренинг по безопасному вождению на автоплощадке. (1 час)

Освоение приемов безопасного падения. Вводный инструктаж. Практические

занятия по удержанию равновесия, езде по прямой асфальтированной дорожке.

Тема 2.11. Освоение правил работы с электронными экзаменаторами. (2 часа)

Понятие электронного экзаменатора. Виды и технические особенности

электронных экзаменаторов. Вопросы и ответы на итоговое тестирование с помощью

экзаменатора.

Тема 2.12. Административная и уголовная ответственность за нарушение Правил

дорожного движения. (1 час)

Знакомство со статьями административной и уголовной ответственность за

нарушение ПДД пешеходами, велосипедистами.

Тема 2.13. Подготовка игр, конкурсов, викторин по правилам безопасного

дорожного движения на знание Правил дорожного движения для обучающихся

начальной школы. (3 часа)

Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам

безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории

транспортных средств и на знание правил дорожного движения.

Раздел 3. «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП» (6 часов)

Тема 3.1. Состав и назначение автомобильной аптечки. Классификация

возможных травм. (1 час)

Правила поведения при ДТП. Классификация возможных травм Автомобильная

аптечка первой медицинской помощи: состав, применение. Способы транспортировки

пострадавших.

Тема 3.2. Оказание ПМП при ушибах. (2 часа)

Экипировка велосипедиста и скейтбордиста. Виды травм. Порядок оказания

первой доврачебной помощи при ушибах специальными и подручными медицинскими

средствами.

Тема 3.3. Оказание ПМП при кровотечениях. (1 час)

Виды кровотечений. Вызов экстренных служб. Порядок оказания первой

доврачебной помощи при различных видах кровотечений специальными и подручными

медицинскими средствами. Экстренная реанимационная помощь.

Тема 3.4. Оказание ПМП при переломах. (2 часа)

Переломы и первая помощь при них. Специальные медицинские и подручные

иммобилизационные средства. Способы транспортировки пострадавших.

Раздел 4. Итоговое тестирование (1 час)

Тема 4.1. Основы обеспечения безопасности дорожного движения (1 час)

Прохождение обучающимися тестирования на знания Правил дорожного

движения (тест составляется учителем с учетом уровня знаний обучающихся).

Компьютерное тестирование по билетам для теоретических экзаменов на право

управления транспортными средствами категории «А» и «В». Пояснения своих ответов

обучающимися. Совместный анализ ответов обучающимися с пояснениями учителя.

Сравнение с результатами входного контроля.

3 год обучения (7 класс)

Раздел 1. «Юные инспектора движения» (2 часа)

Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. (1 час)

Подведение итогов 2-х лет обучения по программе «Школа дорожной

безопасности», прохождение обучающимися входного тестирования по темам

предыдущего года обучения.

Инструктаж по технике безопасности во время практических и теоретических

занятий. Изучение Инструкций по безопасности на дорогах для пешеходов,

пассажиров общественного транспорта, водителей велосипедов.

Тема 1.2. ГИБДД – основные направления работы по предупреждения детского

дорожно-транспортного травматизма (1 час)

История создания ГИБДД. Взаимодействие УГИБДД и отрядов ЮИД в

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Встречи с сотрудниками

ГИБДД. Знакомство с техническим оснащением инспекции.

Раздел 2. «Обеспечение безопасности дорожного движения» (24 часа)

Тема 2.1. Правила для пешеходов и водителей велосипедов. (1 час)

Общие обязанности пешеходов. Поведение на дорогах и парковых зонах. Мой

двор. Запрещается, разрешается. В мире дорожных знаков. Обязанности

велосипедистов.

Тема 2.2. Действия пешеходов в различных условиях. (1 час)

Определение таких понятий, как «Участник дорожного движения», «Пешеход»,

«Дорога», «Тротуар», «Обочина», «Пешеходный переход». Разбор дорожной

обстановки на маршруте «Дорога в школу и домой», определение опасных для

движения мест.

Тема 2.3. Движение пешеходов и велосипедистов в населенном пункте и вне

населенного пункта. (1 час)

Знаки дорожного движения, обозначающие нахождение в населенном пункте и

вне его. Особенности движения пешеходов и велосипедистов в населенном пункте.

Особенности движения пешеходов и велосипедистов вне населенного пункта.

Тема 2.4. Действия велосипедистов при совершении маневров. (1 час)

Действия велосипедистов перед началом маневров. Подача сигналов

велосипедистом при совершении маневров. Опасности на дороге при совершении

маневров.

Тема 2.5. Особенности маневрирования велосипеде в условиях площадки для

фигурного вождения велосипеда. (2 час)

Освоение приемов безопасного падения. Движение и маневрирование на

площадке. Оборудование для фигурного вождения. Отработка практических навыков

фигурного вождения.

Тема 2.6. Виды перекрестков и правила разъезда на них. (1 час)

Определение понятия перекрестка. Правила разъезда на нерегулируемом

перекрестке. Правила разъезда на регулируемом перекрестке. Разбор движения

пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках

Тема 2.7. Знаки регулировщика. Значение сигналов регулировщика. (1 час)

Выполнение сигналов. Разрешенные направления движения при различных

сигналах регулировщика.

Тема 2.8. Светофор, его особенности для пешеходов и для велосипедистов.

Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при

переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора.

Тема 2.9. Особенности устройства велосипеда. (1 час)

Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда. Виды и

техническая характеристика велосипедов. Устройство. Основные узлы и агрегаты

велосипеда.

Тема 2.10. Подготовка велосипеда, подготовка велосипеда к походу. (1 час)

Неполная разборка и сборка велосипеда. Полная разборка и регулировка узлов

велосипеда. Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда.

Проверка исправности и работоспособности узлов и агрегатов велосипеда. Требования

по допуску к эксплуатации вело транспорта.

Тема 2.11. Порядок движения группы велосипедистов. (1 час)

Правила, которые необходимо соблюдать при движении в велосипедной

колонне. Понятие ведущий, замыкающий, десятник, дежурный. Знаки, подаваемые

велосипедистами в колоннах.

Тема 2.12. Основные приемы профилактических и ремонтных работ с

велосипедом. (2 часа)

Важность содержания транспортного средства в хорошем техническом

состоянии. Значение исправности тормозов. Сборка и разборка велосипеда. Замена

колеса. Умение разбортовать колесо, найти повреждение камеры, забортовать колесо.

Умение регулировать руль, седло. Смазка цепи, звездочек. Способы определения и

устранения возможных неисправностей.

Тема 2.13. Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте.

(1 час)

Опасность выезда на оживленную улицу. Также опасность въезда в туннель, на

эстакаду или мост, где обычно высока скорость движения транспорта. Планирование

безопасного маршрута.

Тема 2.14. Виды и назначение автогородков и автоплощадок. Безопасность при

занятиях в автогородке и на автоплощадке. Вождение в автогородке. (1 час)

Знакомство с понятиями автогородок и автоплощадка. Виды покрытий городков.

Используемые элементы дорожной разметки. Светофоры. Знаки. Малые архитектурные

формы. Требования безопасности при проектировании и установке автогородков и

автоплощадок. Езда с ускорением. Правильное начало движения и торможение. Разгон

по прямой. Отработка техники старта. Способы торможения. Прохождение прямых на

максимальной скорости (без заноса). Развитие координации, ловкости, умения

удерживать равновесие. Движение и маневрирование на площадке. Техника

преодоления трассы с c различными препятствиями на ней. Способы и техника обгона

на трассе.

Тема 2.15. Тренинг по безопасному вождению на автоплощадке. (1 час)

Освоение приемов безопасного падения. Вводный инструктаж. Практические

занятия по удержанию равновесия, езде по прямой асфальтированной дорожке.

Тема 2.16. Ответственность за нарушение ПДД. (1 час)

Административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД

пешеходами, велосипедистами.

Тема 2.17. Освоение правил работы с электронными экзаменаторами.

(1 час)

Понятие электронного экзаменатора. Виды и технические особенности

электронных экзаменаторов. Вопросы и ответы на итоговое тестирование с помощью

экзаменатора.

Тема 2.18. Подготовка игр, конкурсов, викторин по правилам безопасного

дорожного движения и на знание правил дорожного движения для обучающихся

начальной школы. (4 часа)

Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам

безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории

транспортных средств и на знание правил дорожного движения.

Раздел 3. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. (7 часов)

Тема 3.1. Состав и назначение автомобильной аптечки. Классификация

возможных травм при ДТП. (2 часа)

Состав и назначение автомобильной аптечки. Классификация возможных травм

и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП. Обработка ран. Виды

перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки

пострадавших.

Тема 3.2. Оказание ПМП при ушибах. (1 час)

Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о

травмах и объеме первой помощи. Правила обработки ссадин и ушибов.

Тема 3.3. Оказание ПМП при кровотечениях. (2 часа)

Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о

травмах и объеме первой помощи.

Раны и виды кровотечений. Правила наложения повязок при ранении и

кровотечении. Способы остановки кровотечений.

Тема 3.4. Оказание ПМП при травмах опорно-двигательного аппарата. (2 час)

Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о

травмах и объеме первой помощи.

Закрытые травмы. Повреждение позвоночника, травма живота, травма

тазобедренной кости, черепно-мозговая травма. Повреждение конечностей.

Раздел 4. Итоговое тестирование. (1 час)

Тема 4.1. Основы обеспечение безопасности дорожного движения. (1 час)

Тестирование по основным вопросам безопасности дорожного движения.



III. Тематическое планирование



Тематическое планирование 5 класс – 34 часа



N п/п

Дата проведения

Тема занятия

Раздел 1. «Юные инспектора движения» (9 часов)

1


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. (1 час)

2


Входное тестирование на знания ПДД

3


Обсуждение результатов входного тестирования, разбор ошибок.

4


Знакомство с Положением об отрядах юных инспекторов движения.

5


Выбор командира, актива. Обсуждение задач на год.

6


История создания ГАИ - ГИБДД

7


История ПДД

8


ПДД в разных странах мира

9


Итоговое занятие.

Раздел 2: «Обеспечение безопасности дорожного движения» (24 часа)

1


Современные транспортные средства – источник повышенной

опасности.

2


Краткие сведения и ТХ транспортных средств.

3


Личный транспорт. Правила поведения при ДТП.

4


Общественный транспорт. Правила поведения при ДТП и ЧС

5


Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

6


Дорожно-транспортные происшествия

7


Виды и элементы дорог.

8


Разметка, ее разновидности.

9


Знакомство со знаками дорожного движения

10


Пешеходные переходы.

11


Нерегулируемые перекрёстки.

12


Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы

13


Светофор. Типы светофоров.

14


Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.

15


Остановочный путь и скорость автомобиля.

16


Где можно и где нельзя играть детям?

17


История создания велосипеда.

18


Устройство велосипеда.

19


Поломки велосипеда, ремонт своими руками.

20


Возрастные ограничения по управлению велосипедом.

21


Правила вождения, маневрирования.

22


Сигналы, подаваемые во время движения.

23


Движение группы велосипедистов.

24


Велосипедная дорожка, особенности движения на ней.

Раздел 3. Итоговое тестирование. (1 час)

1


Зачёт по правилам дорожного движения.







Тематическое планирование 6 класс – 34 часа









N п/п

Дата проведения

Тема занятия

Раздел 1. «Юные инспектора движения» (4 часа)

1


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2


Психология пешехода. Культура безопасного поведения на дорогах.

3


Входное тестирование по ПДД.

4


История ГАИ-ГИБДД. Помним и гордимся!

Раздел 2. «Обеспечение безопасности дорожного движения» (23 часа)

1


Дорожные опасности нашего города

2


Дорожно-транспортные происшествия.

3


Остановочный путь и скорость автомобиля.

4


Световозвращательные элементы.

5


Разновидности и характеристики СВЭ.

6


Нерегулируемые перекрестки.

7


Регулируемые перекрестки.

8


Светофор, его особенности для пешеходов и велосипедистов.

9


Поездка в автобусе, троллейбусе, в трамвае.

10


Перевозка пассажиров.

11


История создания велосипеда.

12


Устройство и конструкции современных велосипедов.

13


Требования к оборудованию велосипеда.

14


Требования к движению велосипедистов.

15


Правила движения велосипедистов по проезжей части.

16


Проверка технического состояния и ремонт велосипеда.

17


Тренинг по безопасному вождению на площадке

18


Понятие электронного экзаменатора.

19


Итоговое тестирование с помощью экзаменатора.

20


Административная и уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

21


Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств дляобучающихся начальной школы.

22


Подготовка конкурсазнание правил дорожного движениядля обучающихся начальной школы.

23


Организация соревнований по правилам безопасного дорожного движениядля обучающихся начальной школы.

Раздел 3. «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП» (6 часов)

1


Состав и назначение автомобильной аптечки. Классификация

возможных травм.

2


Экипировка велосипедиста и скейтбордиста. Виды травм.

3


Порядок оказания первой доврачебной помощи при ушибах.

4


Оказание ПМП при кровотечениях.

5


Оказание ПМП при переломах.

6


Способы транспортировки пострадавших.

Раздел 4. Итоговое тестирование (1 час)

1


Прохождение обучающимися тестирования на знания Правил дорожного движения









Тематическое планирование 7 класс – 34 часа









N п/п

Дата проведения

Тема занятия

Раздел 1. «Юные инспектора движения» (2 часа)

1


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2


ГИБДД – основные направления работы по предупреждению детскогодорожно-транспортного травматизма

Раздел 2. «Обеспечение безопасности дорожного движения» (24 часа)

1


Правила для пешеходов и водителей велосипедов.

2


Действия пешеходов в различных условиях.

3


Движение пешеходов и велосипедистов в населенном пункте и вненаселенного пункта.

4


Действия велосипедистов при совершении маневров.

5


Движение и маневрирование на велосипеде на площадке.

6


Отработка практических навыков фигурного вождения.

7


Виды перекрестков и правила разъезда на них.

8


Знаки регулировщика. Значение сигналов регулировщика.

9


Светофор, его особенности для пешеходов и для велосипедистов.

10


Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.

11


Особенности устройства велосипеда.

12


Подготовка велосипеда, подготовка велосипеда к походу.

13


Порядок движения группы велосипедистов.

14


Основные приемы профилактических и ремонтных работ с

велосипедом.

15


Способы определения и устранения возможных неисправностей.

16


Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте.

17


Виды и назначение автогородков и автоплощадок.

18


Тренинг по безопасному вождению на автоплощадке.

19


Ответственность за нарушение ПДД.

20


Освоение правил работы с электронными экзаменаторами.

21


Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств дляобучающихся начальной школы.

22


Подготовка конкурсазнание правил дорожного движениядля обучающихся начальной школы.

23


Организация соревнований по правилам безопасного дорожного движениядля обучающихся начальной школы.

24


Организация утренников, смотров, викторин, КВНа по правилам

безопасного дорожного движения.

Раздел 3. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. (7 часов)

1


Состав и назначение автомобильной аптечки.

2


Классификация возможных травм при ДТП.

3


Оказание ПМП при ушибах.

4


Раны и виды кровотечений.

5


Правила наложения повязок при ранении и кровотечении.

6


Понятие о травмах и объеме первой помощи.

7


Закрытые травмы. Повреждение конечностей.

Раздел 4. Итоговое тестирование. (1 час)

1


Основы обеспечение безопасности дорожного движения.Тестирование.





В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 5,6,7-го класса должны знать:

• опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;

• безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

• типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

• опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

• места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;

• название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

Правила:

• перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

• перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

• перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

• воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

• движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);

• движения группы детей в сопровождении взрослых;

• этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

• безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.

Учащиеся 5-го класса должны уметь:

• переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

• правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

• перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

• перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.

• переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

• обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;

при посадке и высадке из общественного транспорта;

• ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

• не создавать помех движению транспорта;

• определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

• дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.

Учащиеся 6 – 7 -го класса, кроме перечисленного для 5-го класса, должны знать:

• что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

А также Правила:

• перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

• перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;

• перехода железной дороги.

• ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

• переходить железнодорожные пути;

• переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

• осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

• устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

• познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

• понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;

• самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию право послушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Методическое обеспечение программы:



Методическое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения.



Ресурсное обеспечение программы;



технические средства обучения: компьютер, принтер, интерактивная доска.



Список источников информации для учителя



- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001

года, № 196-ФЗ.

- Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета

Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.

Введены в действие с 1.07.2003 года.

- Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.

- «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного

травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.

- Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.

- В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

- Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.

- Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.

- Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.

- В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006 – 224 с.

- Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006. – 150 с.

- Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.

- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательна работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.

- Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»

Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги.

Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе..

ОБЖ для детей. - М. «Просвещение»,1998.

История транспорта. – СПб, 2002г.

Открытия и изобретения. – М.: РОСМЭН,2011г.



Использованные медиаресурсы и Интернет-ресурсы



www.scientific.ru

www.phys.msu.ru

www.edios.ru



Список литературы для родителей и обучающихся



- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.

- Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

- Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.

- Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

- Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

- Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!