Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Российская гимназия №59
ПРИНЯТА на заседании методического совета от «__» ___________ 20___г Протокол № ___ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Российская гимназия №59 _________ Е.А.Бугдашкина «___»___________ 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
по формированию навыков безопасного поведения на дороге
и пропаганде Правил дорожного движения
«Десант дорожной безопасности: школа ЮИД «Форсаж»
Возраст обучающихся: 11 -12 лет (5-6 классы)
Срок реализации программы: 2020-2021 уч.г.
Автор-составитель: Вишнякова Е.Д.,
заместитель директора по ВР
г. Улан-Удэ
2020 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по формированию навыков безопасного поведения на дороге и пропаганде Правил дорожного движения «Десант дорожной безопасности: Школа ЮИД «Форсаж» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240 – V «Об образовании в Республики Бурятия», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Данная Программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для учащихся 4-7 классов (10-13 лет) гимназии, активно интересующихся ПДД и участвующих в работе отряда ЮИД в гимназии. Программа рассчитана на 1 год обучения (72 часа, с периодичностью 2 часа в неделю).
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. По данным статистики ГИБДД, ежедневно на дорогах России гибнут до 10 детей и около сотни несовершеннолетних получают травмы. На территории г. Улан-Удэ, согласно официальной статистике, за 11 месяцев 2019 года зарегистрировано 76 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, в результате которых 81 ребенок получил травмы различной степени тяжести, 2 несовершеннолетних погибли. Большинство участников ДТП – дети–пешеходы и дети–велосипедисты. Эти данные говорят о низкой культуре участников дорожного движения, отсутствии у подрастающего поколения достаточных знаний о поведении на дорогах. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Дети школьного возраста часто не контролируют ситуацию, а ситуация захватывает ребенка настолько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности.
Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие-это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни граждан России. В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетных.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Работа по Программе «Школа ЮИД «Форсаж» позволит стать ответственным участником дорожного движения не только учащимся, членам ЮИД, но и широкому кругу ребят, которым помогут стать более компетентными юные инспектора движения.
Цель программы: воспитание навыков безопасного поведения на дороге и улице,
предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, повышение правовой культуры в сфере безопасного движения.
Задачи программы:
- повысить у обучающихся уровень знаний по ПДД;
- помочь обучающимся усвоить требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
-создать условия для выработки у обучающихся навыков по оказанию первой медицинской помощи;
- развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- сформировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
-развивать творческий потенциал, коммуникативные способности обучающихся в рамках работы по пропаганде ПДД среди своих сверстников;
Программа предполагает индивидуальные, групповые занятия, проведение массовых мероприятий, социальных акций, как в гимназии, так и на микрорайоне совместно с отделом профилактики ГИБДД. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, то с этой целью используются следующие формы проведения занятий:
тематические занятия (лекции, практикумы) по ПДД и основам оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП;
игровые тренинги по ПДД;
разбор дорожных ситуаций в настольных и в ролевых играх;
экскурсии в ГИБДД, экскурсии по городу;
конкурсы, соревнования, КВН, викторины разного уровня;
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
выпуск стенгазет, памяток, листовок для участников дорожного движения;
разработка проектов по ПДД;
встреча и беседы с инспекторами отдела пропаганды ГИБДД, совместные социальные акции по ПДД;
просмотр тематических видеофильмов;
Участие ЮИД в городских и Всероссийских акциях по профилактике ДТП;
выступление агитбригады ЮИД на классных часах;
практические занятия в виде «лабораторных работ» и др.
Особенностью программы является её практико-ориентированный характер. Учащиеся, охваченные данной Программой, будет владеть не только теоретическими знаниями в области ПДД, но и будут научены безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, смогут принять меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.
Программа является инновационной, т.к. работа по ней предполагает также формирование функционально грамотной личности. В процессе работы по программе у учащихся формируется читательская функциональная грамотность, что позволяет уметь извлекать или, можно сказать, «считывать» информацию с разного рода схем, карт, дорожных знаков и указателей, формируются глобальные компетенции. Внедрение современных, значительно улучшенных практик, методов в реализацию данной программы позволит получить качественный результат.
Данная Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются
- формах и методах обучения – тренинги, лекции, практикумы, разработке и реализации проектов, олимпиады;
- методах контроля и управления образовательным процессом – тестирование, анализ результатов конкурсов, деловая игра;
- средства обучения – тесты, видеофильмы, компьютер, мультимедийные презентации, инфозона, интерактивная доска.
Для повышения эффективности реализации программы и достижения ее цели, допускается участие в занятиях приглашенных специалистов из числа сотрудников отдела профилактики ГИБДД, медицинского работника гимназии, специалистов МЧС.
Учебный план:
№ | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов |
| | | Общее | Теория | Практика |
1. | Знакомство с деятельностью и положением об отрядах юных инспекторов движения | Беседа | 2ч. | 1 | 1 |
2. | Основные понятия и термины ПДД | Лекция/практикум | 2ч. | 1 | 1 |
3. | Изучение основных понятий и терминов по ПДД | Интерактивное занятие | 3ч. | 1 | 2 |
4. | Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения | Беседа | 4ч. | 2 | 2 |
5. | Азбука дорожной безопасности | Лекции | 2ч. | 2 | - |
6 | Подготовка агит.выступления по ПДД | Инсценировка. | 4ч. | 1 | 3 |
7 | ПДД – законы улиц и дорог | Беседа | 2ч. | 1 | 1 |
8 | Рейд на перекрёсток «Внимание – дети!» | Экскурсия | 1ч. | - | 1 |
9 | Лабораторный урок. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей | Лабораторный урок. | 1ч. | - | 1 |
10 | Дорожные знаки и их виды, дополнительные средства информации | Лаборатория читательской грамотности | 5ч. | 2 | 3 |
11 | Акция «Берегись автомобиля!» | Социальная профилактическая Акция | 1ч. | - | 1 |
12 | Оформление выставки рисунков по ПДД | Творческая лаборатория | 1ч. | - | 1 |
13 | Акция «За безопасность движения» среди учащихся | Социальная профилактическая Акция | 1ч. | - | 1 |
14 | Травмы. Виды травм, их классификация | Лекция/практикум | 3ч. | 2 | 1 |
15 | Первая мед. помощь при ДТП | Практические занятия | 3ч. | - | 3 |
16 | Практикум Первая мед.помощь при ДТП | Зачет, контрольное занятие | 2ч. | 1 | 1 |
17 | Для чего нужно знать статистику травматизма | Дискуссия | 1ч. | 1 | - |
18 | Рейд на перекрёсток «Всегда ли пешеход помнит о светофоре?» | Лабораторный урок. | 1ч. | - | 1 |
19 | «Каждому должно быть ясно – на дороге кататься опасно!» | Интерактивное занятие | 2ч. | 1 | 1 |
20 | Правила поведения на дороге в зимний период | Беседа | 2ч. | 1 | 1 |
21 | Викторина «Кто лучше знает ПДД» | Викторина | 1ч. | 1 | - |
22 | Правила дорожного движения – наши друзья | Интерактивное занятие | 2ч. | - | 2 |
23 | Правила дорожного движения за городом | Беседа | 2ч. | 2 | - |
24 | Виды светофоров и их назначение | Лекция | 1ч. | 1 | - |
25 | Светофор – мой друг Викторина «Светофор» | Викторина | 1ч. | 1 | - |
26 | Разгадывание и составление кроссвордов по ПДД «Перейди улицу» | Практикум | 2ч. | - | 2 |
27 | Рейд на перекрёсток «Вежливый водитель» | Лабораторный урок. | 2ч. | 1 | 1 |
28 | Элементы улиц и дорог: виды перекрёстков и дорожная разметка | Лаборатория читательской грамотности | 3ч. | 1 | 2 |
29 | Правила поведения в общественном транспорте | Беседа | 1ч. | 1 | - |
30 | Подготовка агитбригады «Безопасное колесо» | Практическое творческое занятие | 3ч. | 1 | 2 |
31 | Велосипедист на дороге: правила для велосипедистов. | Лекция/практикум решения ситуационных заданий по ПДД | 2ч. | 1 | 1 |
32 | Практическое занятие по вождению велосипеда | Практикум | 2ч. | - | 2 |
33 | Фестиваль безопасных дорог | Фестиваль | 2ч. | - | 2 |
34 | Конкурс родителей и детей на знание ПДД и решение дорожных ситуаций «Семейный автомобиль» | Конкурс | 2ч. | - | 2 |
35 | Олимпиада «Юный эксперт ПДД» | Олимпиада | 2ч | 1 | 1 |
36 | Итоговое занятие | Подведение итогов | 1ч. | - | 1 |
Итого | 72 ч. | | |
Содержание Программы:
№ | Тема занятия | Содержание | Общее количество часов |
| | Теория | Практика |
1. | Знакомство с деятельностью и положением об отрядах юных инспекторов движения (2ч.). | Виды деятельности, цели и задачи юных инспекторов движения, документы, регламентирующие работу ЮИД | Обсуждение и составление Плана работы ЮИД | 2ч. |
2. | Основные понятия и термины ПДД | Терминология, использующаяся в ПДД | выполнение заданий на знание и понимание терминов ПДД | 2ч. |
3. | Изучение основных понятий и терминов по ПДД | Повторение основных понятий и терминов | выполнение заданий на знание и понимание терминов ПДД | 3ч. |
4. | Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения | Беседа о Правах, обязанностях и ответственности участников дорожного движения | Решение практических заданий по ПДД, мини -проекты | 4ч. |
5. | Азбука дорожной безопасности | Обобщение знаний по ПДД | - | 2ч. |
6 | Подготовка агит.выступления по ПДД | Инсценировка. Разработка сценария | Практическая подготовка, репетиции | 4ч. |
7 | ПДД – законы улиц и дорог | Просмотр обучающих видеофильмов, обсуждение их содержания | Мини-проекты: «Памятка безопасности» | 2ч. |
8 | Рейд на перекрёсток «Внимание – дети!» | - | Экскурсия- наблюдение за поведением детей на дороге, анализ ситуации, распространение листовок по ПДД | 1ч. |
9 | Лабораторный урок. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей | - | Наблюдение за поведением пешеходов и водителей | 1ч. |
10 | Дорожные знаки и их виды, дополнительные средства информации | Виды дорожных знаков и их назначение | Поиск информации по дорожным знакам | 5ч. |
11 | Акция «Берегись автомобиля!» | | Изготовление и распространение памяток безопасности и правильного поведения на дороге, соц.опрос. | 1ч. |
12 | Оформление выставки рисунков по ПДД | | Творческая лаборатория: подготовка рисунков к выставке и ее оформление | 1ч. |
13 | Акция «За безопасность движения» среди учащихся | | «Открытая» беседа с учащимися по соблюдении ПДД | 1ч. |
14 | Травмы. Виды травм, их классификация | Травмы. Виды травм, их классификация | Отработка практических навыков по оказанию первой помощи | 3ч. |
15 | Первая мед. помощь при ДТП | | Практические Занятия: Отработка практических навыков по оказанию первой помощи | 3ч. |
16 | Практикум Первая мед.помощь при ДТП | | Зачет, контрольное занятие: Отработка практических навыков по оказанию первой помощи | 2ч. |
17 | Для чего нужно знать статистику травматизма | Обсуждение имеющейся статистики ДТП, цели информирования населения о статистике ДТП | | 1ч. |
18 | Рейд на перекрёсток «Всегда ли пешеход помнит о светофоре?» | | Лабораторный урок: наблюдение и анализ поведения пешеходов | 1ч. |
19 | «Каждому должно быть ясно – на дороге кататься опасно!» | | Интерактивное занятие: применение правил в игре | 2ч. |
20 | Правила поведения на дороге в зимний период | Правила поведение на дороге в зимнее время, ношение световозвращающих элементов, безопасное поведение в ситуации гололеда | Интерактивное занятие: применение правил в игре | 2ч. |
21 | Викторина «Кто лучше знает ПДД» | Викторина по ПДД, обобщение | | 1ч. |
22 | Правила дорожного движения – наши друзья | | Интерактивное занятие на повторение ПДД | 2ч. |
23 | Правила дорожного движения за городом | Знакомство с правилами поведения на дороге вне населенных пунктов | | 2ч. |
24 | Виды светофоров и их назначение | Познакомить с видами светофоров и их назначением | | 1ч. |
25 | Светофор – мой друг Викторина «Светофор» | Викторина по истории создания светофоров, их разновидностей | | 1ч. |
26 | Разгадывание и составление кроссвордов по ПДД «Перейди улицу» | | Повторение знаний по ПДД | 2ч. |
27 | Рейд на перекрёсток «Вежливый водитель» | Правила пешеходов и водителей | Наблюдение и анализ ситуации | 2ч. |
28 | Элементы улиц и дорог: виды перекрёстков и дорожная разметка | Виды перекрёстков и дорожная разметка | Решение практических заданий и ситуационных заданий | 3ч. |
29 | Правила поведения в общественном транспорте | Правила поведения в общественном транспорте | | 1ч. |
30 | Подготовка агитбригады «Безопасное колесо» | Повторение ПДД | Разработка сценария и репетиции выступления агитбригады | 3ч. |
31 | Велосипедист на дороге: правила для велосипедистов. | Правила для велосипедистов. | Решения ситуационных заданий по ПДД | 2ч. |
32 | Практическое занятие по вождению велосипеда | | Практическое вождение велосипеда | 2ч. |
33 | Фестиваль безопасных дорог | | Проведение общешкольного праздника ПДД | 2ч. |
34 | Конкурс родителей и детей на знание ПДД и решение дорожных ситуаций «Семейный автомобиль» | | Конкурс на знание ПДД и решение дорожных ситуаций | 2ч. |
35 | Олимпиада «Юный эксперт ПДД» | Повторение изученной теории по ПДД | Выполнение олимпиадных тестов и заданий с развернутым ответом | 2ч |
36 | Итоговое занятие | Подведение итогов | | 1ч. |
Итого | | 72ч. |
Ожидаемые результаты освоения программы:
Обучающийся будет знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения РФ;
общие положения Правил дорожного движения РФ;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке;
Обучающийся будет уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Для проведения занятий используются учебный кабинет №4 с полным техническим оснащением: проектор, принтер, компьютер, маркерная доска, мебель. В кабинете есть доступ в интернет, соответствует нормам информационной безопасности (фильтры). Кабинет №1 – спортивный зал для практических занятий. Все помещения соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Для эффективной реализации Программы дополнительно сформирована заявка для улучшения материально- технической базы.
Оценка достижений результатов.
Результаты усвоения программы оцениваются посредством тестов, зачетов, результатов викторин, конкурсов и статистике отсутствия ДТП с учащимися.
Список литературы
Для учащихся:
1. Правила дорожного движения Российской Федерации
Для учителя:
1. Правила дорожного движения Российской Федерации
2. Кирьянова В.Н. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Методическое пособие - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007
3. Методические рекомендации: для органов управления образования и образовательных учреждений - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
4. Оривенко Л.П. Уроки по Правилам дорожного движения, Екатеринбург: «Калан», 2000.
5. Рыбин А.Л.Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей,М: «Просвещение»,2008.
6. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения, М: «Глобус».
28