СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ЮН ЭКО

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа объединения

дополнительного образования

 «Юный эколог»

педагога дополнительного образования

Алтуховой Татьяны Александровны

(возраст с 9 до 11 лет, срок реализации – 3 года)  

Просмотр содержимого документа
«Программа ЮН ЭКО»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МОШКОВСКОГО РАЙОНА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«МОШКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Мошковского района





Рассмотрена и одобрена на

педагогическом совете ДДТ

№_________от ___________

«Утверждаю»

Директор МКОУ ДОД

«Мошковский

Дом детского творчества»

Мошковского района


____________ Т.В. Чугуева

_________________ 2016г.






Образовательная программа объединения

дополнительного образования

«Юный эколог»

педагога дополнительного образования

Алтуховой Татьяны Александровны

(возраст с 9 до 11 лет, срок реализации – 3 года)






МКОУ Большевистская СОШ


Адрес: с. Сарапулка,

Ул. Зеленая, 8








2016 г

Пояснительная записка

Настоящая программа носит познавательно-исследовательский характер и дает возможность повлиять на развитие экологическое мышление обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она построена на местном краеведческом материале и связана с изучением природы родного края.

Комплексный подход к составлению программы дает возможность обучающимся проявить себя индивидуально при выполнении познавательных задач, в выборе занятий по интересующей их проблеме.

Составление программы предусматривает опыт и базовые знания обучающихся, полученных по природоведению, географии, биологии, экологии, ОБЖ.

Программа объединения рассчитана на группу обучающихся 5-6 классов, что позволяет дифференцированно подходить к проведению занятий. Возраст детей – 9-11 лет. Эти дети дружат между собой, любознательны, с удовольствием участвуют в различных видах исследовательской деятельности.

Вид группы профильный, состав постоянный, набор детей свободный - по желанию.

Программа экологического объединения рассчитана на 3 года. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Режим занятий в соответствии с программой: 116 часов годовых, 4 часа в неделю - по два занятия.

Занятия осуществляются как в кабинете биологии в форме беседы, лекций, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния кружающей среды, а также увеличение физической активности обучающихся и оздоровление их.

Цель программы: развитие у обучающихся системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.

Методы и формы обучения:

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;

– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);

– самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий:

интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, самостоятельная работа обучающихся, олимпиады.

Формы подведения итогов реализации программы:

- участие обучающихся в олимпиадах по биологии, экологии;

- участие обучающихся в районных конкурсах по экологии.

- выступление на районной научно-практической конференции «Юность. Наука, Культура».










Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:


Обчающиеся должны знать:

  • что такое природа;

  • правила поведения в природе;

  • основы мониторинга окружающей среды;

  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

  • глобальные экологические проблемы;

  • разнообразие растений и животных.


Обчающиеся должны уметь:

  • оценивать экологическую ситуацию;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • участвовать в природоохранных акциях;

  • работать с научной литературой;

  • использовать различные методы мониторинга в практических работах;

  • применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;

  • представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.

  • выполнять учебные рефераты, презентации;

  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.


Формы подведения итогов реализации программы:


• фотовыставки;

• учебно-исследовательские конференции;

• соревнования, КВН;

• выставки планшетов;

• демонстрация презентаций, экологических представлений;

• участие в конкурсах различного уровня, олимпиадах.





















Учебно-тематический план первого года обучения

(4 часа в неделю)


п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практические занятия

В классе

На местности

1

Введение.

2

2

-

-

2

Что такое экология

46

16

20

10

3

Экология и люди

24

10

6

8

4

Охрана природы

40

12

26

2

5

Заключительное занятие

(подготовка и проведение)

4

2

2

-


Всего:

116

42

54

20



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 года:

- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

















































Содержание образовательной программы первого года обучения

(4 часа в неделю)


Заня

тия



Тема занятия

Теорети

ческое

занятие/час

Практические

занятия

В классе/час

На мест

ности/час

1-

Введение. Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ

2



-

-

Тема 1. Что такое экология (46ч. –т/16ч; п/30ч)

2

Что такое экология?

2



3

Чем занимаются экологи

2



4

«День защиты животных» -4 октября


2


5

Что происходит осенью в неживой природе


2



6

Растения и животные осенью

2



7

Растения и животные осенью

2



8

Фенологические наблюдения. Приметы осени


2


9

Как оформить фенологический дневник


2


10

Значение ведения наблюдений для человека и народного хозяйства


2


11

Экскурсия: Знакомство с растениями и животными леса



2

12

Составление отчета об экскурсии «Знакомство с растениями и животными леса»



2

13

Составление отчета об экскурсии «Знакомство с растениями и животными леса»



2

14


Типы взаимодействия организмов

2



15


Законы экологических отношений

2



16


Человек и природа

2



17


Экскурсия №2
Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сооб­ществе видов села.



2

18

Составление отчета об экскурсии «Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сооб­ществе видов села »


2


19

Составление отчета об экскурсии «Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сооб­ществе видов села »


2


20

Экскурсия №3
Влияние человека на сообщество окрестностей села.



2

21

Составление отчета об экскурсии «Влияние человека на сообщество окрестностей села».


2



22

Фенологические наблюдения. Приметы зимы


2


23

Оформление фенологического дневника


2


24

Оформление фенологического дневника



2




итого

16

20

10

Тема 2. Экология и люди (24ч. –т/10;п/14)

25

Жалобная книга природы

2



26

Место человека в мире природы

2



27

Человек – верный сын природы

2



28


Место человека в мире природы

2



29

Уроки экологической этики

2



30

Угадай экологический знак



2

31

Угадай экологический знак



2

32

Экскурсия: «Чьи следы?»



2

33

Чьи следы?


2


34

Экскурсия – наблюдение «Экологическая карта села»



2

35

Экологическая карта села



2




36

Экологическая карта села



2




итого

10

6

8

Тема3. Охрана природы(40ч-т/38;п/2)

37

Почему надо защищать природу?

2



38

Охраняемые природные территории


2



39

Что делать для сохранения вымирающих видов?

2



40

Невидимые нити


2


41

Невидимые нити


2


42

О редких видах

2



43

Причины сокращения численности редких живых существ

2



44

Знакомство с охраняемыми растениями нашей области


2


45

Знакомство с охраняемыми животными нашей области


2


46

Красная Книга


2



47

Они навсегда исчезли с лица Земли


2


48

Они навсегда исчезли с лица Земли


2


49

Причины исчезнувших видов с лица Земли.



2


50

Редкие виды растений и животных нашего края, их охрана.



2


51

Заповедные места нашей области.


2


52

День птиц


2


53

День птиц


2


54

Приметы весны



2


55

Экскурсия «Фенологические наблюдения за растениями и животными».




2

56

Фенологический год



2





Итого:

12

26

2

Тема 4. Подготовка и проведение заключительного занятия

в объединения (4ч-т/2;п/2 ч)

57

Подведем итоги

2



58

Подведем итоги


2



Итого

2

2



Всего

42

54

20



































Учебно-тематический план второго года обучения

(4 часа в неделю)


п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практические занятия

В классе

На местности


Введение.

4

4

-

-

1

Организмы и окружающая среда

20

6

2

12

2

Факторы неживой природы

80

40

40

-

3

Факторы живой природы

8

4

4

-


Заключительное занятие

(подготовка и проведение)

4

2

2

-


Всего:

116

56

48

12


Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 года:

- умение проводить опыты, исследования;

- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- умение заниматься проектной деятельностью.






















Содержание образовательной программы второго года обучения

(4 часа в неделю)




Заня

тия



Тема занятия

Теорети

Ческое

занятие/час

Практическое

занятие

В классе/час

На мест

ности/час

Введение (4 ч.т/4;п/0)

1-


Введение. Цели и задачи кружка « Юный эколог». Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.

2



2

«День защиты животных» Международные экологические акции

-4 октября- деловая игра

2






Итого:

4

-

-

Тема 1.Организмы и окружающая среда (20ч.-т/2;п/12)

3


Приметы осени

2



4

Фенологический дневник


2


5

Типы экосистем

2



6

Типы экосистем

2



7

Растения и животные экосистемы леса (окрестности села Сарапулка)




2

8

Растения и животные экосистемы леса (окрестности села Сарапулка)




2

9

Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе видов села



2

10

Экологические группы животных



2

11

Роль животных в сообществе села



2

12

Влияние человека на сообщество парка





2



Итого:

6

2

12


Тема 2.Факторы неживой природы (80ч.-т/40;п/40)

13


Зимние приметы

2



14

Фенологический дневник


2


15

Фенологический дневник


2


16

Солнечный свет и тепло


2



17

Солнце – источник тепла и света для живых организмов


2



18

Теплолюбивые и холодостойкие растения


2



19

Приспособления животных к сезонным изменениям температуры


2



20

Светолюбивые и теневыносливые растения


2



21

Строение листа камелии и герани


2


22

Влияние света на рост и развитие растений


2


23

Влияние света на рост и развитие растений


2


24

Роль света в жизни животных.


2



25

Экологические биоритмы

2



26

Солнце и свет в нашей жизни


2


27

Солнце и свет в нашей жизни


2


28

Значение воздуха в жизни организмов

2



29

Значение воздуха в жизни организмов

2



30

Как сохранить воздух чистым

2



31

Практическая работа


2


32

Значение воды для живых организмов

2



33

Влияние воды и тепла на прорастание растений


2


34

Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги


2



35

Причины загрязнения воды


2



36

Дефицит воды и ее экономия


2


37

Сохраним планету


2


38

Сохраним планету


2


39

Значение почвы для живых организмов

2



40

Невидимые нити


2


41

Разнообразие живых обитателей почвы

2



42

Животный мир почвы

2



43

Разрушение и загрязнение почвы

2



44

Нитраты, мусор, почва и человек


2



45

Меры по повышению плодородия почвы


2



46

Почва- дитя Солнца


2


47

Почва- дитя Солнца


2


48

Международные экологические акции

День птиц


2


49

День птиц


2


50

Сезоны года и факторы среды


2


51

Весна и ее приметы


2


52

Фенологические наблюдения


2



Итого:

40

40

-

Тема 3. Факторы живой природы (8ч.-т/4;п/0)

53

Международные экологические акции

День Земли (22 апреля)


2



54

Международные экологические акции

День Земли (22 апреля)

2



55

Фенологический год


2



Признаки весны


2



Признаки весны




56

Фенологический год


2



Итого:

4

4


Подготовка и проведение заключительного занятия

в объединения (4ч.-т/2;п/2)


57

Подготовка заключительного занятия

2



58

Стендовый доклад, его подготовка и оформление


2



Итого:

2

2



Всего:

56

48

12

































Содержание образовательной программы третьего года обучения

(4 часа в неделю)



п/п

тема

Всего часов

Теория

Практические занятия

В классе

На местности


Введение.

6

6

_

_

1

Человек и окружающая среда

14

14

_

_

2

Экосистема села как среда жизни человека

22

6

10

6

3

Растения села и человек

20

8

10

2

4

Животные села и человек

22

10

8

4

5

Природа окрестностей села и отдых людей

28

10

10

8


Заключительное занятие

(подготовка и проведение)

4

_

4



Всего:

116

54

42

20



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 года:


- знание основных экологических проблем села, региона, форм и методов охраны окружающей среды.

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.





















Содержание образовательной программы третьего года обучения

(4 часа в неделю)



Заня

тия



Тема занятия

Теорети

ческое

занятие/ч

Практическое

занятие

В классе/ч

На мест

ности/ч

Введение (6 ч.-т/6ч;п/0))

1-

Введение. Цели и задачи кружка « Юный эколог». Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.

2



2

«День защиты животных» Международные экологические акции

-4 октября- деловая игра(Подготовка)

2



3

«День защиты животных» Международные экологические акции

-4 октября- деловая игра (Проведение)

2




Всего:

6

-

-

Тема1. Человек и окружающая среда (14 ч.-т/14;п/0)

4

Место человека среди живых организмов

2



5

Экологические связи человека

2



6

Влияние человека на окружающую среду.

2



7

Изменения природы древним человеком

2



8

Изменения природы современным человеком

2



9

Современное состояние окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения

2



10

Современное состояние окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения

2




Всего:

14

-

-

Тема 2.Экосистема села как среда жизни человека (22ч-т/6;п/16)

11

Село - природный дом человека.

2



12

Село как экосистема

2



13

Структура наземных экосистем поселения

2



14

Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития. Краеведческое исследование


2


15

Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития. Краеведческое исследование


2


16

Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития


2


17

Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села



2

18

Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села



2

19

Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села



2

20

Составление отчета по теме «Экосистема села как среда жизни человека»


2


21

Составление отчета по теме «Экосистема села как среда жизни человека»


2



Всего:

6

10

6

Тема 3.Растения села и человек (20 ч-т/8;п/12)

22

Методы определения растений и кустарников, составление инвентаризационных карточек.

2



23

Методы определения растений и кустарников, составление инвентаризационных карточек.


2


24

Деревья и кустарники, используемые в озеленении (паспортизация растений)

2



25

Деревья и кустарники, используемые в озеленении(паспортизация растений)


2


26

Растения – индикаторы чистоты воздуха

2



27

Выявление в окрестностях села охраняемых и редких видов растений.


2


28

Паспортизация растений окрестности села охраняемых и редких видов.

2



29

Паспортизация растений окрестности села охраняемых и редких видов.


2


30

Фенологические наблюдения



2

31

Составление отчета по теме «Растения села и человек»


2



Всего:

8

10

2

Тема 4.Животные села и человек (22 ч.-т/10;п/12)

32

Связь человека с животными

2



33

Пути проникновения животных в урбанизированную среду

2



34

Сведения о видовом составе животных села

2



35

Изучение видового состава птиц села


2


36

Изучение видового состава птиц села


2


37

Определение численности птиц путем визуального учета.



2

38

Определение численности птиц путем визуального учета.



2

39

Место и роль беспозвоночных и птиц в пищевых цепях

2



40

Влияние человека на животных села (фактор беспокойства, подкормка)

2



41

Международные экологические акции. «День птиц»


2


42

Международные экологические акции. «День птиц»


2



Всего:

10

8

4

Тема 5. Природа нашей местности и отдых людей (28 ч.-т/10;п/20.)

43

Охрана природ как антропогенный фактор

2



44

Понятие об охране природы как деятельности человека

2



45

Понятие о положительном и отрицательном влиянии антропогенного фактора

2



46

Зона отдыха, ее значение для сохранения здоровья жителей.


2


47

Составление картосхем дорожно-тропиночной сети местности.


2


48

Составление картосхем дорожно-тропиночной сети местности.


2


49

Оценка влияния вытаптывания на растительность и почвенную фауну.



2

50

Изучение скорости зарастания костровищ



2

51

Изучение скорости зарастания костровищ



2

52

Изучение факторов беспокойства видовой состав зверей и птиц

2



53

Учет разорения муравейников.



2

54

Любить природу – значит охранять от невзгод, беречь и сохранять для потомков.

2



55

Международные экологические акции. «День Земли»


2


56

Международные экологические акции. «День Земли»


2



Всего:

10

10

8

Заключительное занятие (4 ч.-т/0;п/4.))


57

Подготовка заключительного занятия


2


58

Заключительное занятие


2



Итого :

-

4

0


Всего 116:

54

42

20





























Методическое обеспечение программы.


  1. Разработки экскурсий

  2. Рекомендации по проведению практических работ

  3. Методики по исследовательской работе

  4. Тематика исследовательской работы

  5. Дидактический материал:

– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

– карточки-задания для усвоения нового материала;

– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

– викторины по каждому изучаемому разделу;

– кроссворды по каждому изучаемому разделу;

– тесты по каждому изучаемому разделу;

– загадки по каждому изучаемому разделу;

– биологические задачи;

– экологические игры, сказки, ситуации;

– рабочие альбомы.




Техническое оснащение занятий:

  1. Компьютеры

  2. Мультимедийный проектор

  3. Принтер

  4. Сканер

  5. Цифровой фотоаппарат


























Литература для учителя:



  1. Экология: спецкурсы и факультативы для школы. Новосибирск: НГПУ, 1999

  2. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1995

  3. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. М.: Просвещение, 2000

  4. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

  5. Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.

  6. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

  7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996




Литература для учающихся:


    1. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешь на уроке.

    2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998

    3. Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.

    4. Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.

    5. Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 1999.

    6. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

    7. Биология в таблицах.6-11 классы (Текст): справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. -4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002.






57