УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МОШКОВСКОГО РАЙОНА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«МОШКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Мошковского района
Рассмотрена и одобрена на педагогическом совете ДДТ №_________от ___________ | «Утверждаю» Директор МКОУ ДОД «Мошковский Дом детского творчества» Мошковского района ____________ Т.В. Чугуева _________________ 2016г. |
Образовательная программа объединения
дополнительного образования
«Юный эколог»
педагога дополнительного образования
Алтуховой Татьяны Александровны
(возраст с 9 до 11 лет, срок реализации – 3 года)
МКОУ Большевистская СОШ
Адрес: с. Сарапулка,
Ул. Зеленая, 8
2016 г
Пояснительная записка
Настоящая программа носит познавательно-исследовательский характер и дает возможность повлиять на развитие экологическое мышление обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она построена на местном краеведческом материале и связана с изучением природы родного края.
Комплексный подход к составлению программы дает возможность обучающимся проявить себя индивидуально при выполнении познавательных задач, в выборе занятий по интересующей их проблеме.
Составление программы предусматривает опыт и базовые знания обучающихся, полученных по природоведению, географии, биологии, экологии, ОБЖ.
Программа объединения рассчитана на группу обучающихся 5-6 классов, что позволяет дифференцированно подходить к проведению занятий. Возраст детей – 9-11 лет. Эти дети дружат между собой, любознательны, с удовольствием участвуют в различных видах исследовательской деятельности.
Вид группы профильный, состав постоянный, набор детей свободный - по желанию.
Программа экологического объединения рассчитана на 3 года. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.
Режим занятий в соответствии с программой: 116 часов годовых, 4 часа в неделю - по два занятия.
Занятия осуществляются как в кабинете биологии в форме беседы, лекций, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния кружающей среды, а также увеличение физической активности обучающихся и оздоровление их.
Цель программы: развитие у обучающихся системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.
Методы и формы обучения:
– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;
– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);
– самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий:
интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, самостоятельная работа обучающихся, олимпиады.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие обучающихся в олимпиадах по биологии, экологии;
- участие обучающихся в районных конкурсах по экологии.
- выступление на районной научно-практической конференции «Юность. Наука, Культура».
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обчающиеся должны знать:
что такое природа;
правила поведения в природе;
основы мониторинга окружающей среды;
основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
глобальные экологические проблемы;
разнообразие растений и животных.
Обчающиеся должны уметь:
оценивать экологическую ситуацию;
выполнять правила поведения в природе;
участвовать в природоохранных акциях;
работать с научной литературой;
использовать различные методы мониторинга в практических работах;
применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;
представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.
выполнять учебные рефераты, презентации;
самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Формы подведения итогов реализации программы:
• фотовыставки;
• учебно-исследовательские конференции;
• соревнования, КВН;
• выставки планшетов;
• демонстрация презентаций, экологических представлений;
• участие в конкурсах различного уровня, олимпиадах.
Учебно-тематический план первого года обучения
(4 часа в неделю)
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | Теория | Практические занятия |
В классе | На местности |
1 | Введение. | 2 | 2 | - | - |
2 | Что такое экология | 46 | 16 | 20 | 10 |
3 | Экология и люди | 24 | 10 | 6 | 8 |
4 | Охрана природы | 40 | 12 | 26 | 2 |
5 | Заключительное занятие (подготовка и проведение) | 4 | 2 | 2 | - |
| Всего: | 116 | 42 | 54 | 20 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 года:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активное участие в коллективной познавательной деятельности.
Содержание образовательной программы первого года обучения
(4 часа в неделю)
№ Заня тия | Тема занятия | Теорети ческое занятие/час | Практические занятия |
В классе/час | На мест ности/час |
1- | Введение. Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ | 2 | - | - |
Тема 1. Что такое экология (46ч. –т/16ч; п/30ч)
|
2 | Что такое экология? | 2 | | |
3 | Чем занимаются экологи | 2 | | |
4 | «День защиты животных» -4 октября | | 2 | |
5 | Что происходит осенью в неживой природе | 2 | | |
6 | Растения и животные осенью | 2 | | |
7 | Растения и животные осенью | 2 | | |
8 | Фенологические наблюдения. Приметы осени | | 2 | |
9 | Как оформить фенологический дневник | | 2 | |
10 | Значение ведения наблюдений для человека и народного хозяйства | | 2 | |
11 | Экскурсия: Знакомство с растениями и животными леса | | | 2 |
12 | Составление отчета об экскурсии «Знакомство с растениями и животными леса» | | | 2 |
13 | Составление отчета об экскурсии «Знакомство с растениями и животными леса» | | | 2 |
14 | Типы взаимодействия организмов | 2 | | |
15 | Законы экологических отношений | 2 | | |
16 | Человек и природа | 2 | | |
17 | Экскурсия №2 Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе видов села. | | | 2 |
18 | Составление отчета об экскурсии «Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе видов села » | | 2 | |
19 | Составление отчета об экскурсии «Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе видов села » | | 2 | |
20 | Экскурсия №3 Влияние человека на сообщество окрестностей села. | | | 2 |
21 | Составление отчета об экскурсии «Влияние человека на сообщество окрестностей села». | | 2 | |
22 | Фенологические наблюдения. Приметы зимы | | 2 | |
23 | Оформление фенологического дневника | | 2 | |
24 | Оформление фенологического дневника | | 2 | |
итого | 16 | 20 | 10 |
Тема 2. Экология и люди (24ч. –т/10;п/14)
|
25 | Жалобная книга природы | 2 | | |
26 | Место человека в мире природы | 2 | | |
27 | Человек – верный сын природы | 2 | | |
28 | Место человека в мире природы | 2 | | |
29 | Уроки экологической этики | 2 | | |
30 | Угадай экологический знак | | | 2 |
31 | Угадай экологический знак | | | 2 |
32 | Экскурсия: «Чьи следы?» | | | 2 |
33 | Чьи следы? | | 2 | |
34 | Экскурсия – наблюдение «Экологическая карта села» | | | 2 |
35 | Экологическая карта села | | 2 | |
36 | Экологическая карта села | | 2 | |
| итого | 10 | 6 | 8 |
Тема3. Охрана природы(40ч-т/38;п/2)
|
37 | Почему надо защищать природу? | 2 | | |
38 | Охраняемые природные территории | 2 | | |
39 | Что делать для сохранения вымирающих видов? | 2 | | |
40 | Невидимые нити | | 2 | |
41 | Невидимые нити | | 2 | |
42 | О редких видах | 2 | | |
43 | Причины сокращения численности редких живых существ | 2 | | |
44 | Знакомство с охраняемыми растениями нашей области | | 2 | |
45 | Знакомство с охраняемыми животными нашей области | | 2 | |
46 | Красная Книга | 2 | | |
47 | Они навсегда исчезли с лица Земли | | 2 | |
48 | Они навсегда исчезли с лица Земли | | 2 | |
49 | Причины исчезнувших видов с лица Земли. | | 2 | |
50 | Редкие виды растений и животных нашего края, их охрана. | | 2 | |
51 | Заповедные места нашей области.
| | 2 | |
52 | День птиц | | 2 | |
53 | День птиц | | 2 | |
54 | Приметы весны | | 2 | |
55 | Экскурсия «Фенологические наблюдения за растениями и животными». | | | 2 |
56 | Фенологический год | | 2 | |
| Итого: | 12 | 26 | 2 |
Тема 4. Подготовка и проведение заключительного занятия в объединения (4ч-т/2;п/2 ч) |
57 | Подведем итоги | 2 | | |
58 | Подведем итоги | | 2 | |
| Итого | 2 | 2 | |
| Всего | 42 | 54 | 20 |
Учебно-тематический план второго года обучения
(4 часа в неделю)
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | Теория | Практические занятия |
В классе | На местности |
| Введение. | 4 | 4 | - | - |
1 | Организмы и окружающая среда
| 20 | 6 | 2 | 12 |
2 | Факторы неживой природы | 80 | 40 | 40 | - |
3 | Факторы живой природы | 8 | 4 | 4 | - |
| Заключительное занятие (подготовка и проведение) | 4 | 2 | 2 | - |
| Всего: | 116 | 56 | 48 | 12 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 года:
- умение проводить опыты, исследования;
- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- умение заниматься проектной деятельностью.
Содержание образовательной программы второго года обучения
(4 часа в неделю)
№ Заня тия | Тема занятия | Теорети Ческое занятие/час | Практическое занятие |
В классе/час | На мест ности/час |
Введение (4 ч.т/4;п/0) |
1- | Введение. Цели и задачи кружка « Юный эколог». Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ. | 2 | | |
2 | «День защиты животных» Международные экологические акции -4 октября- деловая игра | 2 | | |
| Итого: | 4 | - | - |
Тема 1.Организмы и окружающая среда (20ч.-т/2;п/12)
|
3 | Приметы осени | 2 | | |
4 | Фенологический дневник | | 2 | |
5 | Типы экосистем | 2 | | |
6 | Типы экосистем | 2 | | |
7 | Растения и животные экосистемы леса (окрестности села Сарапулка) | | | 2 |
8 | Растения и животные экосистемы леса (окрестности села Сарапулка) | | | 2 |
9 | Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе видов села | | | 2 |
10 | Экологические группы животных | | | 2 |
11 | Роль животных в сообществе села | | | 2 |
12 | Влияние человека на сообщество парка | | | 2 |
| Итого: | 6 | 2 | 12 |
|
Тема 2.Факторы неживой природы (80ч.-т/40;п/40)
|
13 | Зимние приметы | 2 | | |
14 | Фенологический дневник | | 2 | |
15 | Фенологический дневник | | 2 | |
16 | Солнечный свет и тепло | 2 | | |
17 | Солнце – источник тепла и света для живых организмов | 2 | | |
18 | Теплолюбивые и холодостойкие растения | 2 | | |
19 | Приспособления животных к сезонным изменениям температуры | 2 | | |
20 | Светолюбивые и теневыносливые растения | 2 | | |
21 | Строение листа камелии и герани | | 2 | |
22 | Влияние света на рост и развитие растений | | 2 | |
23 | Влияние света на рост и развитие растений | | 2 | |
24 | Роль света в жизни животных. | 2 | | |
25 | Экологические биоритмы
| 2 | | |
26 | Солнце и свет в нашей жизни | | 2 | |
27 | Солнце и свет в нашей жизни | | 2 | |
28 | Значение воздуха в жизни организмов | 2 | | |
29 | Значение воздуха в жизни организмов | 2 | | |
30 | Как сохранить воздух чистым
| 2 | | |
31 | Практическая работа | | 2 | |
32 | Значение воды для живых организмов | 2 | | |
33 | Влияние воды и тепла на прорастание растений | | 2 | |
34 | Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги | 2 | | |
35 | Причины загрязнения воды | 2 | | |
36 | Дефицит воды и ее экономия | | 2 | |
37 | Сохраним планету | | 2 | |
38 | Сохраним планету | | 2 | |
39 | Значение почвы для живых организмов | 2 | | |
40 | Невидимые нити | | 2 | |
41 | Разнообразие живых обитателей почвы | 2 | | |
42 | Животный мир почвы | 2 | | |
43 | Разрушение и загрязнение почвы | 2 | | |
44 | Нитраты, мусор, почва и человек | 2 | | |
45 | Меры по повышению плодородия почвы | 2 | | |
46 | Почва- дитя Солнца | | 2 | |
47 | Почва- дитя Солнца | | 2 | |
48 | Международные экологические акции День птиц | | 2 | |
49 | День птиц | | 2 | |
50 | Сезоны года и факторы среды | | 2 | |
51 | Весна и ее приметы | | 2 | |
52 | Фенологические наблюдения | | 2 | |
| Итого: | 40 | 40 | - |
Тема 3. Факторы живой природы (8ч.-т/4;п/0)
|
53 | Международные экологические акции День Земли (22 апреля) | 2 | | |
54 | Международные экологические акции День Земли (22 апреля) | 2 | | |
55 | Фенологический год | | 2 | |
| Признаки весны | | 2 | |
| Признаки весны | | | |
56 | Фенологический год | | 2 | |
| Итого: | 4 | 4 | |
Подготовка и проведение заключительного занятия в объединения (4ч.-т/2;п/2) |
57 | Подготовка заключительного занятия | 2 | | |
58 | Стендовый доклад, его подготовка и оформление | | 2 | |
| Итого: | 2 | 2 | |
| Всего: | 56 | 48 | 12 |
Содержание образовательной программы третьего года обучения
(4 часа в неделю)
№ п/п | тема | Всего часов | Теория | Практические занятия |
В классе | На местности |
| Введение. | 6 | 6 | _ | _ |
1 | Человек и окружающая среда
| 14 | 14 | _ | _ |
2 | Экосистема села как среда жизни человека | 22 | 6 | 10 | 6 |
3 | Растения села и человек | 20 | 8 | 10 | 2 |
4 | Животные села и человек | 22 | 10 | 8 | 4 |
5 | Природа окрестностей села и отдых людей | 28 | 10 | 10 | 8 |
| Заключительное занятие (подготовка и проведение) | 4 | _ | 4 | |
| Всего: | 116 | 54 | 42 | 20 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 года:
- знание основных экологических проблем села, региона, форм и методов охраны окружающей среды.
- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.
Содержание образовательной программы третьего года обучения
(4 часа в неделю)
№ Заня тия | Тема занятия | Теорети ческое занятие/ч | Практическое занятие |
В классе/ч | На мест ности/ч |
Введение (6 ч.-т/6ч;п/0)) |
1- | Введение. Цели и задачи кружка « Юный эколог». Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ. | 2 | | |
2 | «День защиты животных» Международные экологические акции -4 октября- деловая игра(Подготовка) | 2 | | |
3 | «День защиты животных» Международные экологические акции -4 октября- деловая игра (Проведение) | 2 | | |
| Всего: | 6 | - | - |
Тема1. Человек и окружающая среда (14 ч.-т/14;п/0) |
4 | Место человека среди живых организмов | 2 | | |
5 | Экологические связи человека | 2 | | |
6 | Влияние человека на окружающую среду. | 2 | | |
7 | Изменения природы древним человеком | 2 | | |
8 | Изменения природы современным человеком | 2 | | |
9 | Современное состояние окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения | 2 | | |
10 | Современное состояние окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения | 2 | | |
| Всего: | 14 | - | - |
Тема 2.Экосистема села как среда жизни человека (22ч-т/6;п/16) |
11 | Село - природный дом человека. | 2 | | |
12 | Село как экосистема | 2 | | |
13 | Структура наземных экосистем поселения | 2 | | |
14 | Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития. Краеведческое исследование | | 2 | |
15 | Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития. Краеведческое исследование | | 2 | |
16 | Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития | | 2 | |
17 | Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села | | | 2 |
18 | Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села | | | 2 |
19 | Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села | | | 2 |
20 | Составление отчета по теме «Экосистема села как среда жизни человека» | | 2 | |
21 | Составление отчета по теме «Экосистема села как среда жизни человека» | | 2 | |
| Всего: | 6 | 10 | 6 |
Тема 3.Растения села и человек (20 ч-т/8;п/12) |
22 | Методы определения растений и кустарников, составление инвентаризационных карточек. | 2 | | |
23 | Методы определения растений и кустарников, составление инвентаризационных карточек. | | 2 | |
24 | Деревья и кустарники, используемые в озеленении (паспортизация растений) | 2 | | |
25 | Деревья и кустарники, используемые в озеленении(паспортизация растений) | | 2 | |
26 | Растения – индикаторы чистоты воздуха | 2 | | |
27 | Выявление в окрестностях села охраняемых и редких видов растений. | | 2 | |
28 | Паспортизация растений окрестности села охраняемых и редких видов. | 2 | | |
29 | Паспортизация растений окрестности села охраняемых и редких видов. | | 2 | |
30 | Фенологические наблюдения | | | 2 |
31 | Составление отчета по теме «Растения села и человек» | | 2 | |
| Всего: | 8 | 10 | 2 |
Тема 4.Животные села и человек (22 ч.-т/10;п/12) |
32 | Связь человека с животными | 2 | | |
33 | Пути проникновения животных в урбанизированную среду | 2 | | |
34 | Сведения о видовом составе животных села | 2 | | |
35 | Изучение видового состава птиц села | | 2 | |
36 | Изучение видового состава птиц села | | 2 | |
37 | Определение численности птиц путем визуального учета. | | | 2 |
38 | Определение численности птиц путем визуального учета. | | | 2 |
39 | Место и роль беспозвоночных и птиц в пищевых цепях | 2 | | |
40 | Влияние человека на животных села (фактор беспокойства, подкормка) | 2 | | |
41 | Международные экологические акции. «День птиц» | | 2 | |
42 | Международные экологические акции. «День птиц» | | 2 | |
| Всего: | 10 | 8 | 4 |
Тема 5. Природа нашей местности и отдых людей (28 ч.-т/10;п/20.) |
43 | Охрана природ как антропогенный фактор | 2 | | |
44 | Понятие об охране природы как деятельности человека | 2 | | |
45 | Понятие о положительном и отрицательном влиянии антропогенного фактора | 2 | | |
46 | Зона отдыха, ее значение для сохранения здоровья жителей. | | 2 | |
47 | Составление картосхем дорожно-тропиночной сети местности. | | 2 | |
48 | Составление картосхем дорожно-тропиночной сети местности. | | 2 | |
49 | Оценка влияния вытаптывания на растительность и почвенную фауну. | | | 2 |
50 | Изучение скорости зарастания костровищ | | | 2 |
51 | Изучение скорости зарастания костровищ | | | 2 |
52 | Изучение факторов беспокойства видовой состав зверей и птиц | 2 | | |
53 | Учет разорения муравейников. | | | 2 |
54 | Любить природу – значит охранять от невзгод, беречь и сохранять для потомков. | 2 | | |
55 | Международные экологические акции. «День Земли» | | 2 | |
56 | Международные экологические акции. «День Земли» | | 2 | |
| Всего: | 10 | 10 | 8 |
Заключительное занятие (4 ч.-т/0;п/4.)) |
57 | Подготовка заключительного занятия | | 2 | |
58 | Заключительное занятие | | 2 | |
| Итого : | - | 4 | 0 |
| Всего 116: | 54 | 42 | 20 |
Методическое обеспечение программы.
Разработки экскурсий
Рекомендации по проведению практических работ
Методики по исследовательской работе
Тематика исследовательской работы
Дидактический материал:
– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
– карточки-задания для усвоения нового материала;
– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
– викторины по каждому изучаемому разделу;
– кроссворды по каждому изучаемому разделу;
– тесты по каждому изучаемому разделу;
– загадки по каждому изучаемому разделу;
– биологические задачи;
– экологические игры, сказки, ситуации;
– рабочие альбомы.
Техническое оснащение занятий:
Компьютеры
Мультимедийный проектор
Принтер
Сканер
Цифровой фотоаппарат
Литература для учителя:
Экология: спецкурсы и факультативы для школы. Новосибирск: НГПУ, 1999
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1995
Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. М.: Просвещение, 2000
Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.
Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996
Литература для учающихся:
Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешь на уроке.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998
Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.
Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 1999.
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
Биология в таблицах.6-11 классы (Текст): справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. -4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002.
57