ПРОГРАММА «Юнармейского» движения
Приложение 2 к приказу ГБПОУ РО «ЧМПТ»
от «_____»_______________2022 г. №_____
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Чертковский многопрофильный техникум» (ЧМПТ)
Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете И.о. директора ЧМПТ
протокол № ___от __________ ___________ А. В. Данцев
«___» _______ 2022 г.
Согласовано
На заседании студенческого совета
Протокол №___от ___________
ПРОГРАММА
«Юнармейского» движения в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»
с. Осиково
2022 г.
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы «Юнармеец» для обучающихся I - II курсов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2016 года № 01/476-16-24 «О внедрении санитарных норм и правил»;
Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев (и др.) – М., Федеральный институт развития образования;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.
Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.
Программа воспитания ГБПОУ РО «ЧМПТ» на 2021-2025 гг.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности подростков, активного и социально значимого взаимодействия личности и коллектива. В основе Программы – традиционная воспитательная система техникума, основными составляющими которой являются:
- изучение истории Отечества и своей малой родины;
- воспитание уважения к ратным трудовым подвигам русского народа;
- сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса;
- обучение начальной военной подготовке;
- интеллектуально-познавательное воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданско-патриотического воспитание;
- социально-ориентированное воспитание;
- трудовое воспитание;
- эстетическое развитие.
Целевое назначение
Цель Программы: всестороннее развитие личности подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; воспитание любви к малой Родине и Отечеству, а также сохранение и преумножение патриотических традиций; формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Задачи Программы:
- развитие, позиционирование и активное использование успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по военно-патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей обучающихся;
- способствование укреплению престижа службы в Вооруженных Силах РФ и правоохранительных органах;
- создание условий для увеличения численности молодежи, успешно выполнившей нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
- развитие активного взаимодействия и сотрудничества в сфере патриотического воспитания с гражданскими, военными и ветеранскими организациями;
- развитие волонтёрского движения;
- информационное обеспечение патриотического воспитания, освещение событий и явлений патриотической направленности в средствах массовой информации;
- формирование исследовательского интереса детей к темам истории и краеведения;
- формирование правовой и политической культуры, становление общественно активной личности;
- привлечение обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;
- почитание государственных символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна и другой российской символики, исторических святынь Отечества;
- популяризация подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времён до современности, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, а также граждан, награждённых за великие заслуги перед государством и обществом, за достижения и успехи в профессиональной деятельности;
- формирование и совершенствование культуры речи, сохранение чистоты и богатства русского языка как средства общегосударственного межнационального общения;
- развитие культуры использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству других народов, формирование толерантных межличностных отношений;
- развитие профориентационной работы; укрепление престижа службы в Вооружённых Силах РФ и правоохранительных органах, престижа профессии военного;
- развитие коллектива юнармейского отряда (создание традиций, воспитание самостоятельности, ответственности в подготовке и проведении мероприятий и т.д.);
- содействие укреплению семьи и ее нравственных устоев от воспитания любви к родной семье, родному краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
Принципы, лежащие в основе программы развития:
- принцип гуманитаризации (формирование нравственности и духовности на основе общекультурных и национальных патриотических традиций);
- принцип гуманизации (обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, личностного и индивидуального подхода);
- принцип развивающего военно-патриотического воспитания (целеполагание, планирование, реализация, рефлексия, постановка новых целей);
- принцип демократизации (реализация педагогики сотрудничества, самоорганизации и самоопределение в выборе путей развития);
- принцип добровольности участия;
- принцип взаимодействия, равноправия и сотрудничества;
-принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей юнармейцев;
- принцип самостоятельности и ответственности.
Сопутствующие направления реализации программы:
-волонтёрство (участие в волонтёрских акциях и проектах);
-экологическая работа (участие в мероприятиях и акциях экологической направленности);
-творческая деятельность (участие в творческих мероприятиях различного уровня).
Содержание деятельности.
Программой предусмотрена организация воспитания и развития юнармейцев в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» посредством деятельности юнармейского отряда техникума. Используются разнообразные формы работы с юнармейцами: военно-спортивные игры, походы, марш-броски, тематические беседы, экскурсии, спортивные соревнования, дни юнармейца, деловые игры, викторины, просмотры кинофильмов гражданско-патриотической тематики; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, «детьми войны», выпускниками-военнослужащими, представителями военного комиссариата, МЧС, МВД России, пожарной охраны и другие. Юнармейцы привлекаются для участия в различных акциях, олимпиадах, конференциях, проектах, фестивалях ГТО, смотрах строя и песни, конкурсах и выставках художественного творчества.
Методы работы рассчитаны как на индивидуальный подход, так и на групповой:
-частично-поисковый метод (реализация через решение творческих задач);
-алгоритмический метод (обучение по схемам ориентировочной деятельности);
-наглядный метод (использование в процессе обучение ТСО, наглядной агитационной литературы);
-творческий метод (решение задач практической и теоретической направленности, учебных ситуаций, тренингов, участие в интеллектуальных и творческих играх и т.д.).
В программе по собственной инициативе могут участвовать все органы государственной власти, общественные организации (объединения), научные и творческие союзы и организации.
Система взаимодействия отряда
Взаимодействие внутри ГБПОУ РО «ЧМПТ» | Взаимодействие внутри ВВПОД «Юнармия» | Внешнее взаимодействие |
-педагогический коллектив (помощь в организации мероприятий для юнармейцев); - администрация (помощь в организации мероприятий для юнармейцев); -педагог-психолог (проведение игр на сплочение коллектива отряда); - медицинский работник (помощь в получении первичных медицинских знаний); - родители (помощь в организации мероприятий для юнармейцев); - юнармейские отряды (организация обмена опытом; наставничество более опытных юнармейцев). | - юнармейские отряды Чертковского муниципального района (районные соревнования, организация обмена опытом); - региональный штаб ВВПОД «Юнармия» (областные соревнования, проекты и акции); - главный штаб ВВПОД «Юнармия» (всероссийские проекты и акции). | - штаб Ростовского регионального отделения «Юнармия» (методическая помощь); - Отдел молодёжи и спорта муниципального района (организация совместных мероприятий); - военный комиссариат (встреча с работниками, беседа, ознакомление с армейской жизнью); - ОМВД России по Чертковскому району (товарищеская спортивная встреча); - пожарная часть и МЧС (встреча с работниками, экскурсия); -ДК (организация совместных мероприятий, связанных с творческой деятельностью); -ДЮСШ (совместное мероприятие; получение первичных туристических навыков); - СМИ (освещение деятельности юнармейского отряда). |
Основные направления Программы
- духовно-нравственное развитие
программа носит воспитательный характер и развивают в подростках целый спектр качеств. «ЮНАРМИЯ» даёт ценностную ориентацию, формирует нравственную позицию, раскрывает духовный потенциал личности. В процессе освоения программ данного направления у ребят развиваются такие душевные чувства как доброта, сочувствие, совестливость и такие нравственные качества как честность, верность, достоинство, любовь к Родине, родной культуре и народу.
Важный аспект направления — развитие экологического сознания, увеличение интереса к освоению национально-культурного наследия России, укреплению желания сохранять и приумножать ее национальные и природные богатства. Также у юнармейцев формируется ценностное отношение к труду и трудолюбию, воспитывается чувство бережного отношения к результатам труда.
«ЮНАРМИЯ» развивает в ребятах отношение к институту семьи, отцу, матери, роду, памяти предков и учит уважительному отношению к старшим.
- социальное развитие
данное направление формирует чёткое осознание подростком своей принадлежности к обществу. «ЮНАРМИЯ» воспитывает в ребятах умение взаимодействовать друг с другом; выявляет способность к критическому мышлению, учит делать самостоятельный выбор, обозначать проблемы и находить их решение, быть неравнодушными к проблемам общества, страны, окружающей..среды.
Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность - качества, характеризующие настоящего гражданина своей страны, формируются у ребят в рядах «ЮНАРМИИ». В процессе специальных программ юнармейцы овладевают основами правовой культуры, получают навыки оценки различных событий и процессов в обществе и государстве, осваивают мир человеческих отношений, обучаясь принятым нормам и правилам поведения.
- социальное развитие
двигательная активность - одно из необходимых условий здорового развития. Отличительной чертой юнармейца является хорошая физическая подготовка. Здоровый образ жизни наполняет бодростью и энергией, даёт радость и уверенность в жизни, заряжает позитивом.
Спорт развивает физическую форму, укрепляет сердечно-сосудистую систему и отлично компенсирует многочасовые пребывания за школьной партой, телевизором, компьютером. «ЮНАРМИЯ» создает возможность юношам и девушкам укреплять своё здоровье, становиться сильными, ловкими и выносливыми. Программы данного направления закаливают характер и приучают к спортивной дисциплине, взаимопомощи, способствуют действиям в команде.
- интеллектуальное развитие
одной из приоритетных программ «ЮНАРМИИ» является создание условий для развития интеллектуального потенциала каждого юнармейца. Интеллект проявляется в мыслительных процессах подростка и охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую.
Цель программы - формирование у подростков способности к пользованию различными типами мышления, умение анализировать события, делать самостоятельные выводы и обобщения, свободно пользоваться всем богатством языка. Важной стороной интеллектуального развития является освоение уникальных общеобразовательных программ, включающих в себя определённый объем основных научных знаний о мире в различных областях.
Юнармейцы получают конкретные знания и практический опыт, обучаясь у ведущих педагогов и наставников, ездят в экспедиции, посещают культурно-исторические объекты.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
Основным результатом реализации настоящей Программы ожидается формирование и становление единой системы гражданско-патриотического воспитания в рамках образовательного пространства посёлка, отвечающей задачам развития современного российского общества.
Ожидаемые результаты:
1. В техникуме как в отдельной образовательной системе:
- Совершенствование системы и обогащение содержания гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- Вовлечение в систему патриотического воспитания всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе современного выпускника:
- В познавательной сфере: развитие навыков начальной подготовки, активизации и повышение интереса обучающихся к изучению истории Отечества, повышение уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества, повышение интереса к военно-прикладным видам спорта, гуманитарным и естественно-географическим наукам, литературе, музыке, изобразительному искусству.
- В историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность судьбе предыдущих поколений.
- В социальной сфере: способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства, готовность к выполнению долга защиты Отечества.
- В духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших человеческих ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Настоящая Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации настоящей Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЮНАРМЕЙСКОГО» ОТРЯДА
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Духовно-нравственное развитие
№ | Тема | Форма проведения |
1 | «О любви и войне». | литературно-музыкальная композиция |
2 | «Через века, через года помните…» | урок мужества, посвященный освобождению Краснодара от немецко-фашистских захватчиков |
3 | «Знай и люби свой край». | классный час с презентацией |
4 | «Последний поход» (в память о погибшем экипаже АПРК «Курск». | классный час |
5 | «У войны недетское лицо» | Творческий вечер |
6 | Мы – русские, мы – россияне». | классный час |
7 | День воина-интернационалиста». | классный вечер |
8 | "Человек и закон". | деловая игра |
9 | Автомат Калашникова. Разборка и сборка АКМ. | практическое занятие |
10 | Огневая подготовка. Стрельба из пневматической винтовки. | практическое занятие |
11 | Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия. | практическое занятие |
Социальное развитие
№ | Тема | Форма проведения |
1 | “Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”. | “Уроки нравственности” |
2 | «Золотое правило нравственности» | “Уроки нравственности” |
3 | “В чём смысл жизни?” | дискуссия |
4 | “Как стать счастливым?” | дискуссия |
5 | «И в шутку и всерьез». | вечер, посвящённый 8 марта. |
6 | «Будем милосердны к старости!» | “Уроки нравственности” |
7 | «Карманные деньги» | дискуссия |
8 | «Соборы и храмы Югры» | классный час |
Физическое и спортивное развитие
№ | Тема | Форма проведения |
1 | День борьбы со СПИДом. | классный час с приглашением медработника |
2 | «Наследственные болезни». | беседа |
3 | «Лучшая игра с мячом. История баскетбола» | классный час с презентацией |
4 | «Олимпийские игры. История». | классный час с презентацией |
5 | «Быть здоровым – жить в радости». | классный час |
6 | «Наши олимпийские чемпионы» | классный час с презентацией |
7 | «Народные виды спорта: пекарь» | спортивная игра |
8 | «Движение – жизнь!» | беседа |
Интеллектуальное развитие
№ | Тема | Форма проведения |
1 | «Оружие победы» | классный час с презентацией |
2 | Русский музей: виртуальный филиал | Экскурсия в музейно-выставочный центр г. Когалыма |
3 | «Единая промышленная карта» | Проектная деятельность |
4 | «Красная книга Югры» | классный час с презентацией |
5 | «Книги — это переплетенные люди» | Экскурсия в центральную библиотечную систему г. Когалыма |
6 | «Занимательная наука: психология» | классный час с презентацией |
7 | «Города - герои» | виртуальная экскурсия |
8 | «Экотуризм» | Туристический поход |
Методическое обеспечение программы
• Формы занятий по каждой теме отражены в содержании программы (практические упражнения, тесты, тренировки)
• Для осуществления образовательного процесса необходим следующий дидактический материал: наглядные пособия по темам, раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся, учебные занятия для индивидуальной и групповой работы, тесты и др.
• Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедиа аппаратура, пневматической оружие, противогазы, ватно-марлевые повязки, макет автомата.