СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа юные туристы

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Программа «Юные туристы» имеет туристско-краеведческую направленность и развивает у обучающихся познавательные, исследовательские навыки  по изуче-нию природы, истории и культуры родного края.

Просмотр содержимого документа
«Программа юные туристы»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

с углубленным изучением отдельных предметов»



Рассмотрена и рекомендована

к утверждению методическим

советом МАОУ СОШ № 22

Протокол № 1 от 29.08. 2018

Утверждена приказом

МАОУ СОШ № 22

от 30.08.2018 № 984







Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ»

для учащихся 9-11 лет

Срок реализации программы 1 год



Направленность программы дополнительного образования – туристско-краеведческая

Уровень программы – базовый

Автор: Кислякова Валентина Серафимовна, педагог дополнительного образования









Тамбов 2018


Информационная карта


Название организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов»

Название программы


Юные туристы


Ф. И. О. автора

Кислякова Валентина Серафимовна -педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №22 г. Тамбова

Опыт руководителя объединения: участие в горных походах 2 и 3 категорий сложности зима горы Хибины Кольский п-ов Мурманской области: март 1983, 1984 гг.

Допуск руководства многочисленными походами

1 категории сложности

(Пеших, лыжных, байдарочных, велосипедных походов).

Область применения программы


Дополнительное образование детей

Направленность


Туристско-краеведческая

Тип


Модифицированная

Вид

Общеобразовательная (общеразвивающая)

Уровень

«Базовый»

Возраст обучающихся


10 – 13 лет

Продолжительность обучения


1 год

Заключение методического совета

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению методическим

советом МАОУ СОШ № 22

Протокол № 5 от 18.04. 2019


Пояснительная записка.

Программа «Юные туристы» имеет туристско-краеведческую направленность и развивает у обучающихся познавательные, исследовательские навыки по изуче-нию природы, истории и культуры родного края.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведе-ния в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, гражданском воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Образовательная программа специально разработана в целях сопровождения отдельных категорий учащихся, а именно для детей с девиантным поведением.

Образовательная программа специально разработана в целях сопровождения отдельных категорий учащихся, а именно для детей группы соц.риска.

Образовательная программа специально разработана в целях формирования патриотического самосознания учащихся.

В процессе обучения школьники будут знакомиться с деятельностью знаменитых людей, живших в разное время на тамбовщине и оставивших огромный след в развитии и процветании нашего края (Г.Р.Державин, Г.В. Чичерин, В.И.Агапкин, С.В.Рахманинов, И.А.Шатров, Войно-Ясенецкий Лука, И.В.Мичурин), Герои Великой Отечественной войны и труженики тыла прославившие наш край (Зоя и Шура Космодемьянские, В.Е.Глазков, Л.С.Демин)


Реализация данной программы крайне важна и актуальна, так как детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих всестороннему развитию личности, формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.

Рабочая программа «Юные туристы» составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся основной школы и соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам:

Федеральный уровень:

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

09.11.20180г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г., №1726-р);

- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11).

Региональный уровень:

- Концепция развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020 годы (утверждена распоряжением администрации

Тамбовской области от 22.07.2015 №326-р);

- Региональный приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области» (утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 25.07.2017 №707).

Программа направлена на достижение планируемых результатов.

Дифференциация в среде молодежи: деление на нищих и богатых; городских детей и детей из сельских районов; подростков, активно занятых в учебное и свободное время и подростков, предоставленных себе.

Увеличение числа семей, не способных выйти из кризиса без внешней поддержки; семей, где родители употребляют алкоголь или другие ПАВ, не имеют работы, лишены успешного семейного опыта и вследствие всего перечисленного не уделяют внимания своим детям. Беспризорные и безнадзорные дети, лишенные любви и внимания, становятся легкими жертвами неблагоприятных обстоятельств и впоследствии пополняют замкнутый круг социального сиротства.

Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. был внедрен термин «дети, нуждающиеся в помощи государства». В начале 2000-ных годов число этих детей неуклонно росло. Речь идет не только о детях, оставшихся без попечения родителей, но и детях из алкоголизированных, неблагополучных семей, о тех детях которые из-за пренебрежения их нуждами замкнуты ограниченными представлениями о мире, имеют задержки речевого и интеллектуального развития; о школьниках, хронически неуспевающих и выпавших из учебного процесса; о несовершеннолетних преступниках. Все они нуждаются в реабилитации, и услуга по сопровождению ребенка в социальном пространстве- одна из возможностей предоставить им реабилитацию.

Педагогическая целесообразность: педагогическая целесообразность объясняется в воспитании у обучающихся физической культуры, устойчивой тяги к здоровому образу жизни и популяризации занятий спортом на открытом воздухе. В экскурсиях и походах учащиеся глубже познают окружающую природу в целом, природу родного края, закаляют здоровье, учатся организовывать свой досуг, развивают смекалку и находчивость. Данный курс способствует  расширению и углублению знаний по школьным курсам географии, биологии, экологии, краеведению и ОБЖ и пропагандирует здоровый образ жизни.


Новизна программы заключается в том, что внедряя в практику туристическую деятельность, у учащихся формируются нравственные качества, познаётся окружающий мир, укрепляется здоровье. Новизна программы продиктована её востребованностью в период становления новых государственных стандартов в образовании.

Отличительной особенностью данной программы от уже

существующих в этой области заключаются в том, что происходит обучение по смежным видам спорта: лыжные гонки, спортивное ориентирование, легкая атлетика.

Ведущие идеи программы (формируемые компетенции):

-развитие мотивации к туристической деятельности

-ознакомление с азами самодеятельного туризма

-формирование коммуникативной деятельности.

-привитие потребности в здоровом образе жизни.

Цель программы:

-максимальное содействие всестороннему развитию и воспитанию личности ребенка, удовлетворение естественной потребности учащихся в непосредственном познании мира, своего края и потребности в здоровом образе жизни;

-отвлечение их от асоциальной среды на основе продуктивной туристско- краеведческой деятельности, социальная и психологическая реабилитация.


Основные задачи программы:

Обучающие задачи:

-обучение основам техники туризма и краеведческого поиска;

-обучение детей специальным знаниям и навыкам, позволяющим выживать в природных и экстремальных условиях;

Развивающие задачи:

-привитие интереса к знаниям туризмом и краеведением, как познавательной, активной, оздоровительной и досуговой деятельности;

-укрепление здоровья и привитие здорового образа жизни;

-привитие любви к труду и умения трудиться;

-расширение знаний об окружающем мире.

Воспитывающие задачи:

-воспитание коллективизма, чувства товарищества, взаимовыручки,

доброжелательности:

-физическое воспитание

-навыков здорового образа жизни

-воспитание экологической культуры поведения на природе- во время походов, экскурсий, путешествий.

Реабилитационные задачи:

-мотивация учащихся к познавательной деятельности в сфере досуговых технологий;

-усвоение учащимися социально-правовой нормативности;

-коррекция целостных установок учащихся:

-формирование позитивной «Я»-концепции учащихся;

-освоение учащимися социальных ролей;

-развитие самоконтроля и формирование самосознания учащихся.


Ожидаемые результаты:

Личностные:

-выработать самостоятельность, смелость,

-уметь быстро принимать единственно правильное решение, уверенность в себе.

-воспитать чувство патриотизма и любви к Родине.

Метапредметные:

-составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

-проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы.

-ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

Предметные:

-делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;

-ставить палатку, разводить костер, готовить пищу.

Способом определения результативности является

-активность учащихся на занятиях;

-степень участия учащихся в туристских походах, туристских соревнованиях и слетах.

Форма отчетности: собранные в многодневном путешествии материалы частично обрабатываются сразу по возвращении из похода, а окончательно - с началом занятий в школе.

Составление коллекций, отчетов, изготовление иллюстрированной схемы маршрута, оформление дневника, подготовка к вечеру являются заключительным этапом путешествия.












Содержание программы:

Изучение курса начинается с раздела «Краеведение. Изучение родного края».

В этом разделе учащиеся изучают историю, природу и культуру родного края – свою малую родину. Знакомятся с туристскими объектами и маршрутами нашей области.

Учащиеся осуществляют сбор материалов по истории, экономике, культуре родного края; проводят наблюдения и исследования в лесу, на реке; наблюдения над сезонными явлениями природы. Ведут личный и групповой дневник. Знакомятся с мероприятиями при подготовке и во время проведения походов и путешествий, обеспечивающие охрану природы.


Второй раздел курса «Основы туристской подготовки» освещает вопросы по непосредственной подготовке учащихся к туристскому походу. Знакомит ребят с необходимым туристским снаряжением, организацией туристского быта, подведением итогов похода также готовятся к выживанию в экстремальных случаях в походе.


Третий раздел «Топография и ориентирование» знакомит учащихся с компасом и масштабами, условными знаками карт, дает знания по спортивному ориентированию на местности.


Четвертый раздел «Вязка узлов. Обвязок. Работа с веревкой»

знакомит учащихся с правилами наведения перильных переправ, осуществлению организации технике безопасности при переправах, знанию вязки и применению использования туристских узлов, карабинов, грудной и поясной обвязок.


В пятом разделе «Основы гигиены и доврачебная помощь» учащиеся изучают общие гигиенические требования в походе. Учатся оказывать первую (доврачебную) помощь в летних и зимних походах. Изготовлять носилки из подручных материалов и переносить пострадавшего. Составляют набор походной аптечки.


В шестом разделе «Инструкторская подготовка» учащиеся проходят

специальную подготовку к летнему многодневному походу. Сюда входит:

составление плана подготовки, распределение обязанностей,

детальная разработка маршрута похода, изготовление картосхем маршрута; определение набора продуктов и их приобретение. Составление сметы; пробная укладка снаряжения и оборудования, продуктов, аптечки. Медосмотр участников и проверка умения плавать.


Седьмой раздел включает в себя проведение туристского похода или участие туристском слете, где учащиеся отрабатывают туристские умения и навыки полученные на теоретических и практических занятиях объединения «Юные туристы».



Планируемые результаты: в конце изучения кура программы «Юные туристы» учащиеся должны знать:

-требования техники безопасности в походе;

-перечень личного и группового снаряжения;

-правила обустройства бивуака;

-состав походной аптечки.

-типы костров и их назначение;

-правила охраны природы;

-нормы личной и общественной гигиены;

-особенности приготовления пищи в летних и зимних условиях.

Уметь:

-ориентироваться по карте с помощью компаса, по местным предметам;

-правильно определять место бивака и установить лагерь;

-рассчитать необходимый набор продуктов;

-оборудовать и разжечь костер;
-вязать основные туристические узлы;

-выполнять общие обязанности участника похода.

-оформлять результаты похода.

Владеть навыками:

-организации и проведения однодневного туристского похода;

-правильно определять место бивака и разбить палаточный городок;

-разжечь костер при любых условиях погоды;

-приготовить пищу на костре;

-подготовки отчета о туристском походе.





















Содержание тем курса программы «Юные туристы»


№ п.п

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Прак.

1.

Изучение родного края. Краеведение.

14

10

2

1.1

Туристские путешествия, история развития туризма края.

2



1.2

Наш край.

10



1.3

Краеведческие наблюдения. Изучение и охрана природы.

2



2.

Основы туристской подготовки.

16

10

6

2.1

Туристское снаряжение.

4



2.2

Туристский быт.

6



2.3

Организация туристского путешествия.

4



2.4

Подведение итогов похода.

2



3.

Топография и ориентирование.

12



3.1

Карта. Масштаб. Условные знаки. Компас.

8



3.2

Способы ориентирования.

6



4.

Вязка узлов. Обвязки. Работа с веревкой

10



4.1

Изучение основных необходимых узлов в туризме.

6



4.2

Знакомство с туристскими обвязками.

Использование фабричных обвязок и возможность связать грудную и поясную обвязку из свободной веревкой.

2



4.3

Работа с веревкой и карабинами. Наведение простейших переправ с использованием веревок и карабинов.

2



5.

Основы гигиены и доврачебная помощь.

14



5.1

Личная гигиена туриста.

2



5.2

Первая (доврачебная) помощь в походе.

12



6.

Инструкторская подготовка.

6

2

4

6.1

Специальная подготовка к летнему многодневному походу.




6.2

Преодоление препятствий в походе.

6



6.3

Особенности лыжных походов.

4



7.

Туристское путешествие или участие в турслете

-

-

-


Итого за период обучения.

72






1. Краеведение. Изучение родного края.

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма.

Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. История развития туризма в России и Тамбовской области.

Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный.

Участие в походах дает возможность юным путешественникам выполнить нормы на значки «Юный турист», «Турист России», юношеских спортивных разрядов по туризму.

1.2. Наш край.

История основания крепости Тамбов.

Географическое положение, природные особенности (почва, растительный и животный мир, полезные ископаемые). Съедобные и ядовитые ягоды, грибы, лекарственные растения края. Перечень растений, животных, обитающих в нашем крае, занесенных в «Красную книгу»; растения, запрещенные к сбору.

Рельеф. Климат. Реки и озера. Наиболее известные замечательные уголки природы, заповедники, заказники края.

Административное деление края. Население края. Транспортные магистрали.

История городов Тамбовской области.

Практические занятия.

Экскурсии в краеведческие и мемориальные музеи, музеи боевой славы, народные музеи предприятий, школ. Экскурсии на с\х предприятия, на стройки, в научно-исследовательские учреждения, на железную дорогу, к исто­рическим памятникам и памятным местам.

1.3. Краеведческие наблюдения. Изучение и охрана природы.

Сбор материалов по истории, экономике, культуре родного края; наблюдения и исследования в лесу, на реке; наблюдения над сезонными явлениями природы; [коллекционирование; изучение почв, полезных ископаемых и т. п.

Личный и групповой дневник, фотографирование и зарисовки в походе.

Формы участия школьников, юных туристов в охране, очистке лесов, борьбе с вредителями леса, охране рек и водоемов от загрязнения .Наиболее известные замечательные уголки природы, заповедники, заказники вашего края.

Мероприятия при подготовке и во время проведения походов и путешествий, обеспечивающие охрану природы. Правила организации привалов и ночлегов в полевых условиях.

2. Основы туристской подготовки.

2.1. Туристское снаряжение.

Необходимое групповое и личное снаряжение в зависимости от района путешествия, способа передвижения, времени года и погоды, длительности похода. Виды рюкзаков и палаток. Походная постель, костровые принадлежности, колья и колышки для установки палаток, очаги, ведра, крючки для подвешивания посуды. Комплектование ремонтного набора, медицинской аптечки.

Практические занятия. Составление списков личного и группового снаряжения. Ознакомление с имеющимся снаряжением. Установка палаток, устройство очага. Упаковка снаряжения и укладка рюкзака.

2.2. Туристский быт.

Выбор места для бивака (с учетом правил охраны природы). Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные меры. Различные типы костров. Сушка и ремонт одежды и обуви. Набор продуктов. Меню, хранение продуктов. Приготовление пищи. Использование ягод и грибов. Режим дня в походе и на дневке. Игры в походе.

Практические занятия.

Составление наборов продуктов и меню на одно-, двух-, трехдневный поход. Приобретение продуктов, установка и снятие палаток, разжигание костров, приготовление пищи.

2.3. Организация туристского путешествия.

Распределение обязанностей в группе. План подготовки к путешествию. Ознакомление с районом путешествия. Подбор литературы и карт. Нормы переходов. Разработка маршрутов одно-, двухдневного похода и многодневного путешествия.

Практические занятия.

Составление вариантов смет, писем в организации по месту проведения похода (путешествия).

2.4. Подведение итогов похода. Изготовление в результате похода, путешествия, экскурсии фотографий, рисунков.

Практические занятия. Составление паспорта и схемы маршрута (после каждого похода). Изготовление коллекций, альбомов фотоснимков, иллюстрированных карт или схем маршрутов, макетов, выпуск стенгазет, бюллетеней о походах и т. д. Тщательная обработка и окончательное редактирование путевого дневника.

3. Топография и ориентирование.

3.1. Карта. Масштаб. Условные знаки. Компас .

Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Масштаб линейный и численный. Устройство компаса и пользование им. Движение по азимуту; сохранение заданного направления. Определение расстояний до видимых предметов.

Практические занятия.

Изготовление таблицы или отдельных карточек топографических знаков. «Путешествия по карте». Топографические игры, решение топографических задач. Определение азимутов на местности. Движение по азимуту.

3.2. Способы ориентирования.

Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов. Различные виды соревнований по ориентированию на местности.

Практические занятия. Пользование картой или схемой маршрута, нахождение точки своего стояния, пользование компасом, определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Участие в школьных и районных (городских) туристских соревнованиях и соревнованиях по ориентированию на местности.

4. Вязка туристических узлов. Обвязки. Работа с веревкой.

4.1.Изучение основных необходимых узлов в туризме:

Одной веревкой без опоры:

1.Австрийский проводник 2.Двойной проводник

Одной веревкой на опоре:

1.Булинь 2.Стремя 3.Проводник 4.Схватывающий 5.Штык

С помощью двух веревок без опоры:

1.Прямой 2.Грепвайн 3.Брамшкотовый 4.Встречный

4.2.Знакомство с туристскими обвязками.

Использование фабричных обвязок и возможность связать грудную и поясную обвязку из свободной веревки.

4.3. Работа с веревкой и карабинами.

Наведение простейших переправ с использованием веревок и карабинов.

5. Основы гигиены и доврачебная помощь- 14 часов.

5.1. Личная гигиена туриста.

Общие гигиенические требования в походе. Умывание, купание, закаливание. Поддержание чистоты тела, ног. Меры для предупреждения потертостей при ходьбе. Требования к одежде и обуви. Приемы самоконтроля. Питьевой режим. Обеззараживание воды.

5.2. Первая (доврачебная) помощь в походе.

Помощь при тепловом солнечном и ударах. Различных мелких травмах. Помощь при желудочных и простудных заболеваниях. При тепловом и солнечном ожогах.

Первая доврачебная помощь при обморожениях, кровотечениях, переломах.

Состав походной аптечки. Правила транспортировки пострадавшего.

Практические занятия. Оказание первой доврачебной помощи и переноска пострадавшего. Изготовление носилок из подручных материалов.

6. Инструкторская подготовка.

6.1. Особенности велосипедных, байдарочных, пеших, лыжных походов.

Особенности подбора туристского снаряжения, ремонтного набора, одежды, обуви, организации привалов и ночевок при участии в различных видах туристских походов. Понятие о категорийности походов.

6.2. Преодоление препятствий в походе.

Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха; обязанности ведущего и замыкающего. Обеспечение безопасности в походе.

Практические занятия. Обучение преодолению препятствий (в зависимости от способов передвижения и района путешествия).

Овладение приемами, обеспечивающими безопасность.

6.3. Специальная подготовка к летнему многодневному походу.

Составление плана подготовки и распределение обязанностей.

Практические занятия. Детальная разработка маршрута путешествия, графика и плана работы, изготовление картосхем маршрута; определение набора продуктов и их приобретение. Составление сметы; пробная укладка снаряжения и оборудования, продуктов, аптечки; практика в выполнении порученных краеведческих наблюдений и фиксации их и других обязанностей, в том числе санитара, завхоза и т.д. Медосмотр участников и проверка умения плавать.

7. Туристское путешествие или участие в туристском слете

Проведение контрольного тренировочного похода с полным комплектом снаряжения и проверкой выполнения отдельных, разделов работ в походе ответственными исполнителями.

Возраст учащихся, участвующих в реализации программы 10-13 лет.

При приеме в данное объединение необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка

Срок реализации данной программы 1 год.

На освоение данной общеобразовательной программы дается 72 часа.


Форма и режим занятий: при реализации программы используются следующие формы обучения:

-коллективная (работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами);

-индивидуальная (направленная, непосредственно на подготовку

обучающегося - спортсмена).

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть, где обучающиеся на местности отрабатывают ранее полученные теоретические знания. Программа обучения рассчитан на 72 часа, занятия проводятся один раз в неделю – 45х2.


Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация:

-практические задания, тестирование, анкетирование, анализ результатов конкурсов, соревнований

-походы выходного дня, экскурсии (событийный туризм).

Итоговая аттестация:

-туристские походы, соревнования, туристские слеты.


Оборудование, приборы и программные средства:

Для реализации программы «Юные туристы» необходимо:

- классная комната с партами или столами, с наличием стульев для каждого обучающего;

- доска, мел;

- техническое оснащение кабинета (компьютер, принтер, проектор);

- образцы туристского снаряжения: (рюкзак, коврик, спальный мешок, котелок, компас, концы веревок, карабины и т.д);

-наличие топографических и спортивных карт области, атласы Тамбовской области;

-готовые призентации по темам









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для РУКОВОДИТЕЛЯ:


1.Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в систе­ме дополнительного образования детей. - М.: ЦДЮТиК, 2001.


2. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. — М., ЦРИБ
«Турист», 1992.


3.Остапец АА. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М.: ЦДЮТиК, 2001.


4. Ривкин ЕЮ. Организация туристической работы со школьниками. - М.: АРК-ТИ.2001.


5. Ротштейн Л,М. Туристская игротека. Выпуск 3. - М.: ЦДЮТиК, 2001.

6.  Константинов Ю.С, Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М.: ЦДЮ­ТиК, 2002.


7. Энциклопедия туриста. — М., Научное издательство «Большая Россий­
ская энциклопедия», 1993.


8. Моргунова Т.В. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентиро­ванию. - М.: ЦДЮТиК, 2003.


9. Дротов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. - М.: ФЦДЮТиК, 2004.


10. Ярошенко В.В., Козлова Ю.В. «В поход с классом». Пособие для классного руководителя. М., Творческий Центр, 2004г.


11. Приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293 «Об      утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности».


12.Тамбовская энциклопедия. Под ред. Л.Г.Протасова. Тамбов, 2004.


13 Новиков А.Л. «Учебно-познавательные игры с элементами топографии» В помощь туристскому организатору. М., Федеральный центр детско-юношеского туризма, 2004г.


14. Бардин К. В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для ШКОЛЬНИКА:


1.Жихарев A.M. Собираемся в поход. - Ярославль. Академия развития, 2004.


2.Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. - М.: Национальная ака­демия туризма, 2005.


3.Константинов Ю.С, Глаголева О Л. Уроки ориентирования. - М.: ФЦДЮТиК, 2005.


4.«Школа безопасности». Временные правила организации и проведения сорев­нований учащихся Российской Федерации. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.


5. Ротштейн Л.М. Слагаемые успеха (из опыта туристско-краеведческой работы). -М.: ЦДЮТиК, 2003.


6. Ориентирование в России и СССР. / Сост. Константинов Ю.С, Огородников Е.И., Елизаров В.Л., Лосев А.С. - М.: ЦДЮТиК, 2003.


7. Туристская игротека. Сб. 4. - М.: ЦДЮТиК, 2003.


8. Куликов В.М., Роштейн Л.М., Константинова Ю.В. Словарь юного туриста. -М.: ЦДЮТиК, 2003.


9. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: Сборник статей и конкурс­ных работ. - М.: ЦДЮТиК, 2003.


10.Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование. - М.: Издательский центр «Академия», 2004


11. Остапец А.А. «На маршруте туристы - следопыты». Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1987г.


12. «В краю дубрав и золотистых нив». Под ред. проф. Ф.Н. Милькова. Воронеж, 1987г.


13. Атлас Тамбовской области (четвертое издание), 1999.


14. Реки Тамбовской области. Тамбов, 1991.


15. Материалы журнала «Турист» разных лет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!