СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ИЗО ООО 5-8 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по изобразительному искусству для 5-8 классов. Разработана на основе авторской программы В.С. Кузина и др.

Просмотр содержимого документа
«Программа ИЗО ООО 5-8 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Раисинская средняя школа»

Убинского района Новосибирской области



«Рассмотрено» «Согласовано»

На заседании МО учителей Заместитель директора по УВР

эстетико - оздоровительного _____________

и естественно - научного цикла « »_______________ 20 г

Протокол №____________

от « »____________ 20 г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета « Изобразительное искусство»

для основного общего образования (5-8 классы)

Срок освоения программы: 4 года







Составитель: учитель ИЗО

Гусакова М.В.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; • Закон Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 01.09. 2013г.).

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 ).

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (изобразительное искусство), Министерство образования и науки РФ, 2010 год; 

  • Авторской программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев и др.– 5-е изд., переработанное. – М.: Дрофа, 2013.);

  • Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ.

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России.

  • Учебного плана МКОУ «Раисинская средняя школа» на 20 -20 учебный год;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Раисинская средняя школа».

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-9 классов разработана на основе авторской программы С.П.Ломова «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа» 2013г. и ориентирована на учебники С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В. Кармазиной «Изобразительное искусство». 5 класс, «Изобразительное искусство». 6 класс, «Изобразительное искусство». 7 класс, «Изобразительное искусство». 8 класс.

Цель программы:

содействовать приобщению к национальному и мировому культурному наследию, формированию у обучающихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, реализации творческого потенциала для успешной социализации личности ребенка средствами изобразительного искусства.

Задачи реализации программы:

  • знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;

  • формирование представлений о выразительных средст­вах живописи, графики, декоративно- прикладного искусст­ва, скульптуры, дизайна, архитектуры;

  • овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, раз­нообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • развитие наглядно-образного, ассоциативного и логи­ческого мышления, пространственных представлений, худо­жественных и творческих способностей, интуиции, фанта­зии, эмоционально-эстетического восприятия действитель­ности;

  • воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональ­ной России и других стран.




Место учебного предмета в учебном плане

Обучение ИЗО в 5-8 классах осуществляется по авторской программе С.П. Ломова для общеобразовательных учреждений 5-9 классов.

Количество часов в год в 5-7 классах – по авторской программе – по 35ч, в 8-ом классе 17ч., по учебному плану 20 -20 уч. г.- в 5-7 классах по 35ч., в 8-ом классе-17ч. Количество часов в неделю – 1 ч.- (5-7кл), 0,5ч.- (8кл).




Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.


Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Определять последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Планируемые результаты изучения предмета

«Изобразительное искусство»

В результате изучения изобразительного искусства на ступени основного общего образования у обучающихся:

• будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально – ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое

представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

• появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

• установится осознанное уважение и принятие традиций,

самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество»,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

• научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ- средств;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности(рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально - ценностное отношение к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально

оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём,

фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать

пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические,

растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом

местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художествен- творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Содержание курса

5 класс (35 ч)

Рисование с натуры (8 ч)

Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.

Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности.


Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч)

Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, интерьера комнаты, пейзажа.

Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.

Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.

Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.


Декоративная работа, аппликация, художественное конструирование и дизайн (10 ч)

Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира.

Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина и Мезень. Керамика Гжели, Скопина, Опошни. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Сюжетно-декоративная народная роспись прялок как образец русского народного искусства. Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства.

Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн.


Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч)

Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.


Планируемые образовательные результаты освоения курса

изобразительного искусства в 5 классе:

Личностные результаты:

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

— основы гражданской идентичности — чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;

— мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;

— ориентация на образец поведения «хорошего ученика», на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

— эстетические потребности, ценности и чувства.


Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

-умение использовать полученную информацию;

-планирование учебного сотрудничества: работа в группе, в паре;

-умение вести диалог;

-принимать мнение партнера;

-аргументация своей позиции;

-умение представить результат практической работы в группе;


Познавательные УУД:

— способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

— умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— умение соблюдать последовательность выполнения изображения;

— умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;

— умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

— умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Регулятивные УУД:

- умение определять проблему;

-постановка цели;

-применение технологий;

-умение предвидеть возможные результаты своей деятельности;

-самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

-оценка собственного продвижения;


Предметные результаты:

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

— отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

— первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

— композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

— основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

— особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;

— основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна;

— ведущие художественные музеи России и мира;

— памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.

Обучающиеся должны уметь:


— рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

— изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);

— использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

— самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.


































Содержание курса.

6 класс

Рисование с натуры (рисунок, живопись). (8 часов)

Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции. Рисование с натуры, а так же по представлению фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание к труду и результатам труда человека.

Рисование на темы и иллюстрирование.(12 часов)

Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Использование в тематических рисунках простейших законы перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.

Декоративная работа. (10 часов)

Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном изобразительном искусстве как специфическом типе народного творчества в системе культуры. Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества- профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров. Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов народного костюма. Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.

Лепка. Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.

Аппликация. Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. (5часов)

Беседы проводятся во время занятий при объяснении материала. Основные темы бесед:

-картины русской жизни в произведениях художников 19 в., в творчестве передвижников;

-значительные события русской истории в произведениях В. Сурикова, В. Васнецова и др. русских художников;

-образы русского фольклора в творчестве В. Васнецова, М. Врубеля;

-образы выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников;

-красота пейзажа в русской живописи;

-натюрморт в русской и советской живописи;

-Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт- Петербурге - величайшие достижения русских зодчих;

-красота спорта в изобразительном искусстве.



Требования к уровню усвоения учебного предмета.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 6 класса к концу учебного года должен знать/понимать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно- прикладном искусстве;

- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;

- центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);

- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;

-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- искусств и памятники родного края;

- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;

- ведущие художественные музеи России и других стран;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.

Уметь:

- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, движение, равновесие, композиция);

- видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.

- рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

- создать художественный образ в композициях;

- выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

– осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

– понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

– освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

– воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере:

–овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

в познавательной сфере:

– развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

– овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Мета предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

– формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

– умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

– обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

– умение подходить эстетически к любому виду деятельности;

– готовность к осознанному выбору;

в познавательной сфере:

– развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

– формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

– развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

– получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:

в ценностно-ориентационной сфере:

– эмоционально- ценностное отношение к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;

– воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;

– активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

– уважать культуру своего Отечества, выраженную в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

– воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в познавательной сфере:

– художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества;

– понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов пластических искусств;

– воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

– ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

– диалогически подходить к освоению произведения искусства;

– понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;

в трудовой сфере:

– применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).










































Содержание курса.

7 класс


Рисование с натуры (8 ч)

Трехмерное восприятие картины мира. Законы линейной перспективы. Перспектива прямоугольника и круга. Обратная перспектива в средневековом изобразительном искусстве. Явление световой перспективы. Построение вспомогательных формообразующих частей. Теория теней. Светотеневые характеристики предметов. Длина и направление падающих теней.

Изменение восприятия объемной формы. Пограничный контраст в условиях естественного и искусственного освещения.

Передача в рисунках конструкции, пропорций, пространственного расположения, перспективного сокращения, объема, тональных отношений изображаемых объектов, а также художественной образности предметов.

Цвет как средство выражения переживания от встречи с прекрасным.

Живописные отношения и пространство в натюрморте.

Особенности изображения предметов первого и второго плана. Световая и цветовая перспектива в пейзаже. Особенности выполнения рисунка мягкими художественными материалами (уголь, сангина).

Изображение с натуры предметов быта, природы, гипсовых моделей орнаментов, деталей архитектуры, натюрмортов, развитие умения видеть их красоту. Особенности построения предметов сложной формы.

Изображение головы человека: пропорции, характерные черты, мимика. Наброски и зарисовки фигуры человека. Особенности работы художника над образом изображаемого человека.

Задания по рисунку: выполнение натюрмортов, составленных из простых предметов быта в условиях контрастного освещения мягкими графическими материалами; выполнение линейно-конструктивного рисунка отдельных предметов сложной формы (например самовар); изображение головы и фигуры человека; выполнение графических упражнений.

Задания по живописи: выполнение натюрмортов в различных техниках: алла прима, лессировка; выполнение упражнений с цветом: светлотный контраст, цветовой контраст, последовательный контраст; выполнение этюдов на определение цветовых отношений в пейзаже.

Рисование на темы, по памяти и представлению (13 ч)

Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия, сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.

Композиционные закономерности (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.). Многофигурная композиция в закрытом и открытом пространстве. Сравнительная характеристика двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.).

Условности передачи пространства в книжной иллюстрации. Создание художественного образа. Творчество ведущих художников-иллюстраторов.

Задания по живописи и рисунку:

рисование по памяти и представлению: натюрморты в техниках трафарет, пуантилизм, с ограничением цветовой палитры; зарисовки деталей архитектуры, зарисовки головы и фигуры человека.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10ч)

Флористический дизайн. Европейское искусство оформления букетов и японское искусство икебаны: стили и основные художественные приемы.

Интерьеры общественных и жилых зданий. Рукотворная красота, созданная архитекторами, дизайнерами, художниками. Красота монументальной декоративной живописи — мозаики, фрески, витражи. Задачи и принципы монументального искусства. Качества монументального искусства: строгие обобщенные формы, соразмерная содержанию динамика, долговечность используемых материалов.

Древнейшие украшения интерьеров — настенные росписи. Фреска — одна из техник стенных росписей. Техника мозаики, история возникновения и развития. Античная, византийская, современная мозаики.

Средневековый витраж. Витражные окна романского и готического стилей. Витражные геральдические композиции. Современное витражное искусство. Витражи станций московского метро.

Искусство изготовления декоративных тканей: гобелен, батик.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Музеи как объекты научного исследования. Художественные музеи как достижение человеческой цивилизации, как возможность хранить и делать доступными людям уникальные творения искусства. Классификация художественных музеев. Знаменитые художественные музеи мира и России.


Результаты освоения курса изобразительного искусства в 7 классе

Личностные результаты

У обучающихся должны быть сформированы:

  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • самооценка, умение адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; умение осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение уважать себя и верить в успех;

  • морально-этические суждения, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;

  • воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные способности.

Метапредметные результаты

У обучающихся должны быть сформированы:

  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;

  • умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • умение представлять информацию средствами ИКТ в графическом виде: таблицы, графики и пр.

Предметные результаты освоения курса

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;

  • систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • видеть прекрасное в предметах и явлениях, в произведениях изобразительного и ДПИ; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;

  • в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;

  • изображать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и натюрморты, человека с передачей его пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;

  • при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

  • определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

  • при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;

  • сопоставлять двух героев литературного произведения, средствами художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого и т. д.;

  • в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла;




















Содержание курса

8 класс (17 ч)

Рисование с натуры (6 ч)

Изображение натюрмортов из предметов быта, искусства, труда; гипсовых орнаментов. Линейная и воздушная перспектива. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью.

Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерный жанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе и под случайным углом зрения. Предмет в среде, пространство интерьера согласно его функциональному предназначению.

Элементарные сведения об анатомии человека. Конструктивные особенности строения фигуры человека. Изображение с натуры фигуры человека. Равновесие фигуры в пространстве. Понятия «площадь опоры», «центр тяжести».

Примерные задания по рисунку:

а) линейные и силуэтные наброски фигуры человека;

б) линейная зарисовка интерьера во фронтальной проекции;

в) линейно-конструктивная зарисовка интерьера, расположенного под случайным углом зрения;

г) изображение фигуры человека: спереди, сбоку, сзади в положении сидя и стоя, в движении.

Примерные задания по живописи:

а) этюды пейзажа и натюрморта пастелью;

б) упражнения: изображение предметов быта в условиях

естественного и искусственного освещения;

в) натюрморт со свечой.

Рисование на темы, по памяти и представлению (6 ч)

Виды печатной графики: ксилография, линогравюра (выпуклая гравюра); резцовая гравюра, офорт, литография (углубленная гравюра). Станковая графика, газетно-журнальная и книжная графика, плакат, компьютерная и промышленная графика.

Пейзажная живопись. Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники, работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж.

Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др.

Разработка сюжетной композиции на историческую или современную тему с выполнением поисковых композиционных эскизов.

Примерные задания по графике и живописи:

а) графическая композиция в технике гратографии;

б) многоплановый пейзаж в декоративном стиле, создание

с помощью цветового контраста иллюзии пространства.

Примерные задания по композиции:

а) создание сюжетной статической композиции на тему:

«Как прекрасен этот мир» («Зимнее утро», «Пейзаж в сумерки», «Мир пустыни» и др.);

б) создание сюжетной динамической композиции на тему «Движение — это жизнь» («На тренировке», «Мотогонки», «Гимнасты», «На катке», «Танец моего народа», «Наша дискотека» и др.).

Проекты:

а) «Книжная графика и офорты В. Фаворского»:

— презентация о творчестве В. Фаворского;

— сообщение о создании серии гравюр к «Слову о полку

Игореве» В. Фаворского;

б) «Выразительность произведений великих художников»:

— презентация о произведениях известных художников.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (5 ч)

Монументальная роспись в стиле византийской мозаики (эскиз интерьера, композиционные решения мозаичного изображения, имитация композиции в технике аппликации). Возможности использования средств компьютерной графики для изображения интерьера, мозаичного панно.

Элементарные основы компьютерной графики. Конструкторская графика: плоские изображения (проекции, сечения) и пространственные (трехмерные) изображения. Художественная и рекламная графика.

Примерные задания по дизайну:

а) эскиз панно, мозаики или витража;

б) эскиз рекламного плаката.


Планируемые образовательные результаты освоения курса

изобразительного искусства в 8 классе:

Личностные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

— внутренняя позиция обучающегося, основанная на поиске и установлении личностного смысла («значения для себя») учения;

— способность к самооценке, самоконтролю;

— владение познавательной и личной рефлексией;

— мотивация к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

— умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализациии искать средства ее осуществления;

— умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;

— умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;

— умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

— виды и жанры изобразительного искусства;

— прикладное искусство и дизайн;

— ведущие музеи мира и России;

— последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

— систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

Обучающиеся должны уметь:

— самостоятельно проводить развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

— активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

— самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.


Учебно-тематический план курса «Изобразительное искусство»


Виды занятий

Кол-во часов

5 класс

Кол-во часов

6 класс

Кол-во часов

7 класс

Кол-во часов

8 класс

Рисование с натуры

8

8

8

6

Рисование на темы, по памяти и представлению

13

13

13

6

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

10

10

10

5

Беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас

3

3

3

В процессе

Итого

34

34

34

17

Тематическое планирование . 5 класс.

Тема раздела.

Кол-во час

1

Рисунок

9

2

Живопись

10

3

Композиция.

4

4

Архитектура.

2

5

Скульптура.

3

6

ДПИ.

4

7

Беседы об искусстве

3


Всего

35

Тематическое планирование. 6 класс.

Тема раздела

Кол-во час

1

Рисунок .

12

2

Живопись.

12

3

Композиция.

2

4

Декоративное искусство.

3

5

Дизайн.

2

6

Беседы об искусстве.

4


Всего

35

Тематическое планирование. 7 класс.

Тема раздела

Кол-во час

1

Рисунок .

12

2

Живопись.

7

3

Композиция.

4

4

Декоративное искусство.

6

5

Дизайн.

2

6

Беседы об искусстве.

4


Всего

35

Тематическое планирование. 8 класс.

Тема раздела

Кол-во час

1

Рисунок .

6

2

Живопись.

5

3

Композиция.

3

5

Дизайн.

3

6

Беседы

В процессе занятий


Всего

17











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!