СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа изучения обучающихся правилам дорожного движения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  изучения обучающихся   правилам дорожного движения

Просмотр содержимого документа
«Программа изучения обучающихся правилам дорожного движения»



Пояснительная записка

Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общества, но именно сейчас, в условиях автомобильной революции, наиболее обострилась ситуация, связанная с дорожно – транспортным травматизмом. В условиях интенсивного движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдается большое количество несчастных случаев с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений.

Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Одним из путей решения этой задачи в процессе образования является обучение человека правильно себя вести на дороге и в транспорте.

Цель данной программы – организация подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении.

Основные задачи:

  • сформировать у учащихся специальные знания, умения, практические навыки и привычки безопасного движения;

  • выработать привычки безопасного поведения на дороге и улице;

  • познакомить с окружающим миром: дорожными знаками на улицах села, элементами дороги, транспортными средствами;

  • воспитывать дисциплинированность, основанной как на специфических требованиях дорожно – транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.

Программа рассчитана на обучающихся 1 — 11классов, модифицированная, написана в соответствии с программами курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а также с Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Содержательна часть программы

1-4 классы (10 часов)

Дорога в общеобразовательную организацию и домой. Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, с трамвайными путями, загородная дорога. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.

Обучающиеся должны знать:

  • правила перехода улиц по сигналам светофора;

  • правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

  • правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;

  • правила движения индивидуально, группами и в колоннах. правила езды на велосипеде.

Обучающиеся должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;

  • безопасно вести себя по соседству с жилым домом (во дворе, в жилой зоне, на тротуаре);

  • передвигаться в группе; дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;

  • ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.

5 – 7 классы(10 часов)

В 5-7 классах рекомендуется изучать правила дорожного движения с постоянным углублением и рассмотрением боле сложных вопросов по Правилам дорожного движения. Причины и условия, способствующие возникновению ДТП. От вредных привычек к трагедии на дороге. Поведение участников и очевидцев ДТП. Основные понятия и термины Правил дорожного движения. Элементы дороги. Дороги в городе и сельской местности. Дорожные знаки и знаки дополнительной информации. Дорожная разметка проезжей части дорог и улиц. Двустороннее и одностороннее движение. Перекрестки и их виды. Сигналы светофора с дополнительной секцией. Правила движения пешеходов и безопасного поведения на проезжей части дороги. Движение транспортных средств. Движение по сельским дорогам. Устройство велосипеда и мопеда. Движение на велосипеде и мопеде. Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мопеде. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила перевозки детей и подростков на транспортных средствах. Правила поведения на железной дороге. Правила поведения на посадочных площадках и транспорте. Оказание первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях, ожогах, переломах и других видах травм).

Обучающиеся должны знать:

  • дорожные знаки;

  • правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;

  • правила движения индивидуально, группами и в колоннах;

  • правила езды на велосипеде и мопеде;

  • правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мопеде;

Обучающиеся должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;

  • передвигаться в группе, в колонне;

  • дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;

  • ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;

  • оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, переломах и других видах травм).

8 – 11 классы (10 часов)

В старших классах целесообразно проведение профилактических бесед и лекций с повторением основных положений Правил дорожного движения для пешеходов, водителей, пассажиров. История создания правил дорожного движения и дорожных знаков. История автотранспорта и меры по обеспечению технической безопасности. Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда. Движение на велосипеде группами. Велоэстафета.

Движение пешеходов группами и в колоннах. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. Правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере. Правила перевозки грузов. Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, ожогах, черепно – мозговых травмах, переломах. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

Обучающиеся должны знать:

  • дорожные знаки и знаки дополнительной информации;

  • правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;

  • правила поведения участников дорожного движения;

  • устройство велосипеда, мопеда;

  • правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере; правила перевозки груза;

  • правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно – принудительные меры воздействия.

Обучающиеся должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;

  • передвигаться в группе, в колонне;

  • дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;

  • ориентироваться в дорожной обстановке;

  • определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;

  • оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, черепно – мозговых травмах, переломах)




Тематическое планирование

1 класс

Название темы

Сроки

1

Дорога в школу и домой

Сентябрь

2

Наша улица. Село, деревня, где мы живем

Октябрь

3

Движение пешеходов по улицам и дорогам

Ноябрь

4

Общие правила перехода улиц и дорог

Декабрь

5

Дорожные знаки

Январь

6

Где можно играть

Февраль

7

Мы – пассажиры

Март

8

Правила поведения при катании на велосипеде и роликах

Апрель

9

Обобщающее занятие. Решение задач по ПДД

Май

10

Безопасное поведение на улице во время каникул

Май


2 класс

Название темы

Сроки

1

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Повторение ПДД

Сентябрь

2

Наземный транспорт

Октябрь

3

Обязанности пассажиров. Общественный транспорт

Ноябрь

4

Элементы улиц и дорог

Декабрь

5

Движение пешеходов по улицам и дорогам

Январь

6

Правила перехода улиц и дорог

Февраль

7

Дорожные знаки

Март

8

Правила поведения при катании на велосипеде и роликах

Апрель

9

Обобщающее занятие. Решение задач по ПДД

Май

10

Безопасное поведение на улице во время каникул

Май


3 класс

Название темы

Сроки

1

Опасные участки дороги на пути в школу

Сентябрь

2

Правила перехода улицы

Октябрь

3

Дорожная разметка

Ноябрь

4

Дорожные знаки

Декабрь

5

Мы – пассажиры. Наши права

Январь

6

Берегись автомобиля

Февраль

7

Правила дорожного движения

Март

8

Вечерняя дорога

Апрель

9

Правила поведения при катании на велосипеде и роликах

Апрель

10

Безопасное поведение на улице во время каникул

Май



4 класс

Название темы

Сроки

1

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах

Сентябрь

2

Светофор и дорожные знаки

Сентябрь

3

Типы перекрестков

Октябрь

4

Правила перехода проезжей части дороги

Ноябрь

5

Остановочный и тормозной путь автомобиля

Декабрь

6

Правила перехода железной дороги

Январь

7

Правила езды на велосипеде

Февраль

8

Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте

Март

9

Экскурсия «Я – пешеход»

Апрель

10

Безопасное поведение на улице во время каникул

Май


5 класс

Название темы

Сроки

1

Опасные участки дороги на пути в школу

Сентябрь

2

Правила поведения на автобусе

Октябрь

3

Правила поведения при переходе улицы

Ноябрь

4

Основные понятия и термины ПДД

Декабрь

5

Осторожно, гололед!

Январь

6

Элементы улиц и дорог

Февраль

7

Пешеход. Дорога. Автомобиль

Март

8

Перекресток и правила его перехода

Апрель

9

Памятка велосипедисту

Апрель

10

«Красный, желтый, зеленый» - тематическая игра

Май


6 класс

Название темы

Сроки

1

Правила дорожного движения и их история

Сентябрь

2

Причины ДТП. Скрытые опасности на дорогах. «Дорожные ловушки»

Октябрь

3

Общие положения, основные понятия и термины, принятые в ПДД

Ноябрь

4

Дорога, элементы дороги. Перекрестки

Декабрь

5

Знаки для пешеходов и водителей

Январь

6

Труд водителя

Февраль

7

Правила дорожного движения для велосипедистов

Март

8

Оказание первой медицинской помощи при ДТП

Апрель

9

Где можно и где нельзя играть. Мы пассажиры

Апрель

10

Игра – путешествие «Волшебный автобус»

Май




7 класс

Название темы

Сроки

1

Правила дорожного движения и их история

Сентябрь

2

Причины ДТП. Скрытые опасности на дорогах.

Октябрь

3

Общие положения, основные понятия и термины, принятые в ПДД

Ноябрь

4

Дорога, элементы дороги. Перекрестки

Декабрь

5

Знаки для пешеходов и водителей

Январь

6

Сигналы светофора

Февраль

7

Правила поведения в общественном транспорте

Март

8

Оказание первой медицинской помощи при ДТП

Апрель

9

Правила дорожного движения для велосипедистов

Апрель

10

Игра – путешествие «Волшебный автобус»

Май


8 класс

Название темы

Сроки

1

Улицы и движение в населенном пункте

Сентябрь

2

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

Октябрь

3

Общие положения, основные понятия и термины, принятые в ПДД

Ноябрь

4

Обязанности пешеходов

Декабрь

5

Элементы улиц и дорог

Январь

6

Пешеходные переходы

Февраль

7

Приоритет движения транспортных средств

Март

8

Правила перевозки людей

Апрель

9

Детский дорожный травматизм

Апрель

10

Безопасное поведение на улице во время каникул

Май


9 класс

Название темы

Сроки

1

Правила дорожного движения и их история создания

Сентябрь

2

Общие положения, основные понятия и термины, принятые в ПДД

Октябрь

3

Ответственность за нарушение ПДД

Ноябрь

4

Знаки для пешеходов и водителей. Разметка проезжей части улиц и дорог

Декабрь

5

Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.

Январь

6

Правила поведения участников дорожного движения.

Февраль

7

Причины ДТП. Скрытые опасности на дорогах. «Дорожные ловушки»

Март

8

Поведение участников и очевидцев ДТП.

Апрель

9

Оказание первой медицинской помощи при ДТП

Апрель

10

Контрольная работа по ПДД

Май




10 класс

Название темы

Сроки

1

История дорожных знаков

Сентябрь

2

История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения

Октябрь

3

Ответственность за нарушение ПДД

Ноябрь

4

Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

Декабрь

5

Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами

Январь

6

Правила поведения участников дорожного движения.

Февраль

7

Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях.

Март

8

Поведение участников и очевидцев ДТП.

Апрель

9

Оказание первой медицинской помощи при ДТП

Апрель

10

Контрольная работа по ПДД

Май


11 класс

Название темы

Сроки

1

История дорожных знаков

Сентябрь

2

История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения

Октябрь

3

Ответственность за нарушение ПДД

Ноябрь

4

Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

Декабрь

5

Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами

Январь

6

Правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере.

Февраль

7

Права и обязанности пешехода

Март

8

Поведение участников и очевидцев ДТП.

Апрель

9

Оказание первой медицинской помощи при ДТП

Апрель

10

Экзамен по ПДД

Май

Методическая часть

В образовательном процессе должны быть реализованы следующие принципы:

  • принцип развивающего обучения;

  • принцип преемственности;

  • принцип последовательности и постепенности;

  • принцип доступности;

  • принцип наглядности;

  • принцип единства воспитания и обучения.

При обучении наиболее целесообразны следующие формы проведения занятий: традиционный урок, урок-игра (игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры и др.), экскурсия, самостоятельная работа с наглядными средствами обучения, работа на специальных тренажерах.

Целесообразно использовать устные методы изложения материала: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, лекция. А также применять в образовательном процессе современные информационно – коммуникационные технологии и другие инновационные методы обучения.

Учитель должен знать Правила дорожного движения, уметь их преломлять, не искажая сути, на доступный и понятный детям язык, дозируя необходимую информацию в соответствии с возрастом учащихся.

Особенность обучения Правилам дорожного движения состоит в том, что в отличие от других учебных дисциплин учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах

Диагностическая часть

Проверка знаний, умений и навыков может быть организована через систему контрольных срезов, общешкольного зачета по знанию Правил дорожного движения, систему игр «Азбука дороги» для младших и средних классов, конкурса рисунков «Безопаснее колесо».


Литература

Для учащихся:

1. Правила дорожного движения Российской Федерации

Для учителя:

1. Правила дорожного движения Российской Федерации

2. Кирьянова В.Н. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Методическое пособие — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007

3. Методические рекомендации: для органов управления образования и образовательных учреждений — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.

4. Оривенко Л.П. Уроки по Правилам дорожного движения, Екатеринбург: «Калан», 2000.

5. Рыбин А.Л.Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей,М: «Просвещение»,2008.

6. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения, М: «Глобус».

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения правил дорожного движения ученик должен знать/понимать:

1. Где должны ходить пешеходы.

2. Почему нельзя ходить на проезжей части.

3. Части улиц и дорог.

4. Как надо переходить улицу.

5. Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки.

6. Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров.

7. Как надо пересекать перекресток.

8. Свой путь в школу и обратно.

9. О переходе улицы группой.

10. Места ожидания общественного транспорта.

11. Правила поведения в общественном транспорте.

12. Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай.

13. Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы.

14. Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках.

15. Для чего служит пешеходная дорожка.

16. Правила движения пешеходов на загородной дороге.

17. Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время.

18. Сигналы регулировщика.

19. Для чего служат дорожные знаки.

20. Группы дорожных знаков.

21. Что такое тормозной путь транспорта. От чего зависит тормозной путь транспорта?

22. Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.

Уметь.

1. Пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на транспорте.

2. Нарисовать свой путь в школу. Дорожные знаки, встречающиеся на этом пути.

3. Различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение).

4. Применять на практике полученные знания.