Программа «Кем быть» по ФГОС
предназначена для обучения глухих учащихся (вариант 1.2.), слабослышащих учащихся (вариант 2.2.), для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – вариант 1.3; 2.3.
Пояснительная записка
Жизненное самоопределение учащихся с нарушением слуха, их социальная адаптация и интеграция в разных формах трудовой и культурной жизни общества неразрывно связана с получением образования и выбором профессиональной деятельности, что позволяет добиться высокого уровня развития личности слабослышащего или глухого ребенка и включить его в экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Жизнь в условиях рыночной экономики предъявляет к выпускникам с нарушением слуха очень жесткие требования. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умению адаптироваться к социальным условиям, налаживать производственные отношения.
Практика показывает, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Проведенное с учащимися 10 и 11 классов анкетирование (Н. Ярошевич) выявило, что у 70% выпускников отмечается завышенная личная самооценка, между тем, как профессиональная самооценка занижена. Выпускники школ считают, что они не могут работать там, где хотели бы, вследствие: нарушения слуха, «барьера» в общении со слышащими, отсутствия информации о возможных рабочих местах для инвалидов.
Половина учащихся не имеют представления, какие документы надо оформить при поступлении на работу не владеют информацией о льготах при устройстве инвалидов на работу, о наличии мест по интересующей специальности.
Оценка учащимися с нарушением слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовкой. Профессиональная ориентация остается важным направлением в работе педагогов в школе-интернате для детей с нарушением слуха.
Профессиональная ориентация – это не только выбор школьником профессии одной на всю жизнь, но и формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней, исполнить свой статус человека общества.
Для того, чтобы профессиональное самоопределение учащихся с недостатками слуха было успешным, педагогами КГБОУ Минусинской общеобразовательной школы-интерната была разработана программа по профориентации «Кем быть?» на основе пособия М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» для учащихся 6 - 13 классов. На изучение данной программы отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Основной целью профориентационной работы с неслышащими учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.
Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития. Это предполагает:
сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
информированность о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;
знакомство с путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей;
формирование умения правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью;
участие в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия для знакомства с различными видами труда и профессиями;
знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей;
приобретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе деловых, ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;
проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.
В процессе ознакомления с профессиями и трудовой деятельностью учащихся входят в мир социально-исторического опыта, у них формируются системные знания о труде и восприятие труда как важнейшей социально значимой деятельности.
Цели и задачи программы
Программа по профориентации «Кем быть?» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей и задач.
Цель программы: формирование у неслышащих подростков готовности к осознанному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального, жизненного и личностного развития.
Задачи:
Познакомить учащихся с миром профессий и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, создавать мотивацию к осознанному выбору профессии.
Формировать у учащихся адекватное понимание своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей.
Учить соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда.
Учить оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования, анализировать перспективы, моделировать план профессионального развития (ближайший и перспективный).
Формировать чувства ответственности за свои действия и решения.
Контингент
Программа предназначена для обучения глухих учащихся (вариант 1.2.), слабослышащих учащихся (вариант 2.2.), для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – вариант 1.3;2.3.
Основные разделы программы
Программа рассчитана на 8 лет и включает в себя 2 раздела с 7 – 13 класс: «Человек и профессия», «Трудоустройство». В 6 классе учащиеся изучают только 1 раздел - «Человек и профессия».
В разделе «Человек и профессия» определяется отношение человека, как члена общества к профессии, которая обеспечит его жизнедеятельность и сосуществование в обществе. Из всего многообразия существующих профессий выделены те, которыми могут овладеть люди с недостатками слуха в связи с ограниченными возможностями. Рассматриваются квалификационные характеристики профессий, возможные варианты овладения теми или иными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Даются определения личностным качествам человека, которые помогут ученику достичь высокого профессионального мастерства, предугадать карьерный рост.
В разделе «Трудоустройство» изучаются такие темы, как «Куда подростку можно устроиться на работу», «Варианты временной работы», «Документы, необходимые для поступления на работу», «Учреждения и отделы по трудоустройству», «Трудовые права несовершеннолетних», «Поступление на работу», «Заполнение документов при трудоустройстве», «Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков», «Закон о занятости населения», «Порядок увольнения», «Порядок предоставления отпуска», «Основы трудовых отношений», «Варианты поиска работы», «Кодекс законов о труде», «Характеристика современного рынка труда», «Правила устройства на работу», «Социальные гарантии работающим инвалидам» и др. Обучающиеся и воспитанники изучают виды документов для поступления на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию, практикуются в написании заявления о приеме на работу, автобиографии, резюме, анкеты; посещают отделы или учреждения по трудоустройству.
Формы и методы работы
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап | Возрастные особенности | Формы профориентационной работы |
Поисково-зондирующий 6 -7 классы | Сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН | - встречи с интересными; людьми (профессионалами); - экскурсии; - ролевые игры; - конкурсы; - практическая, трудовая, общественно-значимая работа; - информационные часы, беседы; - кружки по интересам; - просмотр телепрограмм, видеофильмов о людях различных профессий. |
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы | Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка | - элективные курсы, уроки технологии, занятия со школьным психологом, социальным педагогом; - анкетирование учащихся; -ведение дневников экскурсий; - деловые игры; - групповые беседы; - дискуссии; - информация о рабочих профессиях, профессиях промышленных предприятий, профессиях сферы бытовых услуг и обслуживания; - наблюдение за работой взрослых и знакомство с результатами труда; - знакомство с правилами выбора профессии. |
Учащиеся 10-11(12 -13) классов | Период уточнения социально-профессионального статуса. Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессии. | - встречи с выпускниками школы и работниками предприятий; - моделирование ситуаций; - мозговой штурм, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал; - индивидуальные и групповые консультации психолога, социального подагога; - диагностика; - практикум самопознания; - составление профессиограмм, презентаций своих будущих профессий и т.д; - праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д. |
Основные условия осознанного выбора профессии
информированность о многообразии мира профессий;
знание общественных потребностей в определенных специалистах в конкретном регионе;
адекватное представление о себе и своих возможностях;
наличие реальных жизненных и профессиональных планов.
Эффективность профориентационных мероприятий напрямую зависит от степени обеспечения данных условий.
Ожидаемые результаты
Реализация данной Программы позволит:
- повысить уровень знаний о мире профессий;
- осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
- сопоставлять свои возможности с требованиями выбираемых профессий;
- прогнозировать план к достижению профессиональной цели;
- освоить основные принципы построения профессиональной карьеры и навыки поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Сопоставление требований ФГОС и формируемой школой профориентационной компетентности обучающихся ООО и СОО
Требования ФГОС | Содержание |
Личностные: | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; - формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. |
- формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. |
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; |
Метапредметные: регулятивные УУД | - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; |
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей. |
Портрет выпускника на ступени ООО:
знающий:
трудовые традиции своей семьи, правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения, адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха; общие сведения о профессиях на рынке труда; о социальных гарантиях работающим инвалидам; о факторах, влияющих на выбор профессии; адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха.
умеющий:
составлять личный профессиональный план, резюме, анкету; оформлять договор (контракт), заявление о приёме на работу; презентовать свои личностные и деловые качества; программировать карьерный рост, возможность повышения квалификации.
проявляющий:
профессиональный интерес к совершенствованию ЗУН в выбранной профессии.
Портрет выпускника на ступени СОО:
знающий:
пути получения профессионального образования; рынок образовательных услуг города; востребованность в профессиях; правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; общие представления о трудовом законодательстве.
умеющий:
оценить собственные возможности, при выборе профессии; подготовить документы для трудоустройства на работу; сделать свой выбор в профессии и добиться успеха; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.
проявляющий:
профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям карьерного роста в данной профессии.
В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов в зависимости от возможностей учащихся.
Формы текущего и итогового контроля:
анкетирование;
тестирование с целью определения соответствия намеченной профессии со способностями и возможностями школьника;
сочинения, рефераты о выбранных профессиях;
кроссворды, викторины, праздники;
круглый стол «Путевка в жизнь»;
наличие у выпускника плана профессионального развития на ближайшее время.
Тематический план
Программа рассчитана на 8 лет обучения (с 6 по 13 класс). Обучение проходит на базе образовательного учреждения в виде занятий с основной группой (4- 6 человек). Количество часов, необходимых для проведения занятий по программе: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Варианты 1.2.
6 класс.
№ | Раздел, тема | Глухие 1.2 |
| Раздел I Человек и профессия | |
-
| Профессии родителей. | 3 |
-
| Анкета по выявлению учебных интересов. Анкета по выявлению учебных интересов (автор - С.С. Гриншпун). | 2 |
-
| Профессии нашего города. | 3 |
-
| Тестирование «Отношение к нравственным нормам поведения» (автор - Е.Н. Прошицкая). | 2 |
-
| Труд как основа жизнеобеспечения и благополучия. | 2 |
-
| Востребованные профессии в Красноярском крае. | 3 |
-
| Встречи с представителями профессий. | 5 |
-
| Выбор в жизни человека. Мир профессий и профессиональный выбор. | 3 |
-
| Профессиональные качества человека. | 3 |
-
| Игра - путешествие «Планеты профессий». | 2 |
-
| Труд и творчество. | 2 |
-
| Профориентационная игра «Угадай профессию» | 1 |
-
| Урок КВН по профориентации: Защита профессий | 3 |
| Итого часов: | 34 |
Личностные УУД:
знаком с профессиями родителей, знает о значении труда в жизни человека;
умеет уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
Регулятивные УУД:
пользуется источниками информации о мире профессий и труда;
принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе.
Коммуникативные УУД:
развивает навыки активного слушания, взаимодействия в группе, ведение диалога и монолога.
сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные У УД:
7 класс.
№ | Раздел, тема | Глухие 1.2 |
| Раздел I Человек и профессия | 31ч |
-
| Выбор в жизни человека. Мир профессий и профессиональный выбор. | 2 |
-
| Типы профессий. (Человек- человек, человек- природа, человек - художественный образ, человек- техника). Формула профессии. | 2 |
-
| Психологическая карта профессий. Анкета «Ориентация». (И. Л. Соломин). | 3 |
-
| Совершаем выбор (тестирование). | 2 |
-
| Профориентационная игра «Ассоциации». | 2 |
-
| Профессии пищевой промышленности (тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов). Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 16 |
-
| Встречи с представителями профессий. | 4 |
| Раздел II Трудоустройства | 3 |
-
| Как подростку устроиться на работу. | 3 |
| Итого часов: | 34 |
Личностные УУД:
знаком с профессиями тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов, проявляет интерес к выбору профессии.
Регулятивные УУД:
пользуется источниками информации о мире профессий и труда;
принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе;
осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
развивать навыки активного слушания, взаимодействия в группе, ведение диалога и монолога;
сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные УУД:
знает типы профессий, как устроиться на работу, профессии пищевой промышленности, требования данных профессий к человеку.
8 класс
№ | Раздел, тема | Глухие 1.2 |
Раздел I. Человек и профессия. | 29 ч. |
-
| Темперамент и выбор профессии. Влияние темперамента на выбор профессии. | 4 |
-
| Что такое профессия, специальность, должность. | 3 |
-
| Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). | 3 |
-
| Рабочие профессии: штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 7 |
-
| Профессии: косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 5 |
-
| Встречи с мастерами – профессионалами. | 5 |
-
| Профориентационная игра «Угадай профессию». | 2 |
Раздел II. Трудоустройство. | 5ч |
1. | Куда подростку можно устроиться на работу. Как устроиться на работу (собеседование, самопрезентация). Документы, необходимые для поступления на работу (перечень). | 5 |
| Итого часов: | 34 ч |
Личностные УУД:
знаком с профессиями: штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь, косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.
адекватно понимает свои психологические особенности, способности и возможности при выборе профессии.
сформирована позитивная моральная самооценка возможностей для самоактуализации и первичного жизненного самоопределения личности.
Регулятивные УУД:
использует в учебной деятельности справочную литературу, периодическую печать, интернет - ресурсы о мире профессий и труда, ориентируется в мире профессий;
сформирована рефлексивная самооценка своих возможностей управления;
осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Предметные УУД:
знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование; общие сведения о профессиях косметолога, парикмахера, мастера наращивания ногтей и маникюра, рабочих профессиях - автослесаря, слесаря-сантехника, слесаря-ремонтника, штукатура-маляра; требования к данным профессиям; куда и как подростку устроиться на работу.
9 класс.
№ | Раздел, тема | Глухие 1.2 |
| Раздел I. Человек и профессия - | 21 ч |
-
| Здоровье и выбор профессии. | 2 |
-
| Интересы, склонности, способности (профдиагностика) | 3 |
-
| Профессии промышленных предприятий: токарь - фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 6 |
-
| Профессии сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 6 |
-
| Встречи с мастерами – профессионалами. | 4 |
| Раздел II. Трудоустройство | 13ч |
-
| Резюме. Выбор предложенной работы. Трудоустройство в отделе кадров. Отдел по трудоустройству молодежи. | 2 |
-
| Поступление на работу. Обращение, собеседование и заполнение документов при трудоустройстве (заявление, анкета, резюме). | 4 |
-
| Написание резюме, заявления, автобиографии (практикум). | 4 |
-
| Правила и порядок увольнения и предоставления отпуска. Практикум по заполнению заявления на увольнение, на предоставление отпуска. | 3 |
| Итого: | 34 ч |
Личностные УУД:
знаком профессиями промышленных предприятий: токарь - фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник; сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик и требованиями профессии к человеку, профессиональными личностными качествами, училищами, обеспечивающих начальное профессиональное образовании и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, оценивает собственные возможности при выборе профессии.
дает квалификационные характеристики изученным профессиям, соизмеряет свои способности и требования к специальности, умеет презентовать свои личностные качества.
умеет составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме.
Регулятивные УУД:
получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству;
осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.
Коммуникативные УУД:
умеет слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействиях (учебных, бытовых, трудовых и др.).
Предметные УД:
знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование, свои склонности, интересы и увлечения при выборе профессии; общие сведения о профессии токаря - фрезеровщика, станочника широкого профиля, заточника, слесаря-ремонтника, швеи, обувщика; условия труда, требования данных профессий к человеку, учреждения и отделы по трудоустройству; трудовые права несовершеннолетних; правила оформления на работу; правила и порядок увольнения и предоставления отпуска.
10 класс.
№ | Раздел, тема | Глухие 1.2 |
Раздел I. Человек и профессия | 22 ч. |
-
| Цели профессиональной деятельности. Самообразование, саморазвитие и выбор профессии. Личные профессиональные цели. | 4 |
-
| Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. | 4 |
-
| Справочно-информационная карта ссузов для учащихся с проблемами слуха г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ. | 6 |
-
| Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся класса. | 8 |
Раздел II. Трудоустройство | 12 ч. |
-
| Закон о занятости населения. | 1 |
-
| Основы трудовых отношений. | 1 |
-
| Безработица. Порядок признания безработным (перечень документов, написание заявления). | 3 |
-
| Варианты поиска работы (кадровое агентство, биржа труда, знакомые, объявления, средства массовой информации) | 3 |
-
| Кодекс законов о труде. Работа подростков. | 2 |
-
| Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков. | 2 |
-
| Итого часов: | 34 ч |
Личностные УУД:
оценивает собственные возможности при выборе профессии; получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования;
сформированы первоначальные профессиональные намерения и интересы в выборе профессии;
определяет свой профессиональный тип личности; конструирует образ будущей профессии.
Регулятивные УУД:
получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству;
информирован о наиболее распространенных видах труда;
принимает ответственность за свой выбор организации своей учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
умеет слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
управляет поведением партнера через контроль коррекцию, оценку действий, умеет убеждать.
Предметные УУД:
знает закон о занятости населения; общие сведения о выбранных профессиях; требованиях, предъявляемые данными профессиями к человеку; основными качествами, которыми должен обладать работающий; виды работ и профессий, запрещенных для подростков; варианты поиска работы; адреса ССУЗов г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.
умеет писать заявление на постановку на учёт по безработице;
готов к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.
11класс.
№ | Раздел, тема | Глухие 1.2 |
Раздел I. Человек и профессия | 19 ч |
-
| Комплексная диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей): анкетирование, на предмет выбранной специальности (профессии). | 5 |
-
| Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов. | 9 |
-
| Выбор пути и способа получения профессионального образования. Личные и профессиональные цели. Составление первичного профессионального плана выпускника. | 5 |
Раздел II. Трудоустройство | 15 ч |
1 | Варианты временной работы. Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования. ЦЗН. Ярмарка вакансий. | 6 |
2 | Поступление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление (заявление, анкета, резюме, трудовой договор, контракт). Правила устройства на работу. | 6 |
3 | Социальные гарантии работающим инвалидам. | 3 |
| Итого часов: | 34 ч |
Личностные УУД:
оценивает собственные возможности, при выборе профессии.
проявлять: профессиональный интерес к совершенствованию ЗУН в выбранной профессии, программирует карьерный рост, возможность повышения квалификации, обеспечение жизненных потребностей;
умеет составлять личный профессиональный план, резюме, анкету; писать заявление о приёме на работу; оформлять договор (контракт); презентовать свои личностные и деловые качества.
знаком с путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психологических возможностей.
Регулятивные УУД:
получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные об учебных учреждениях от Центра занятости;
осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, поисковых сервисов, строит запросы для поиска информации, анализирует результаты поиска.
Коммуникативные УУД:
имеются умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе деловых, ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;
использует доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные УУД:
знает правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; правила написания резюме; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; о социальных гарантиях работающим инвалидам; о факторах, влияющих на выбор профессии; адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха.
12 класс.
№ | Раздел, тема | Глухие 1.2 |
Раздел I. Человек и профессия | 19 ч. |
-
| Это мой выбор – диагностика профессиональных ориентаций учащихся. Я и мои профессиональные способности. Здоровье и выбор профессий. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. | 5 |
-
| Суть жизненного и профессионального самоопределения (диспут). | 2 |
-
| Личный профессиональный план, как элемент профессионального самоопределения. Планирование профессионального пути. | 3 |
-
| Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов. | 9 |
Раздел II. Трудоустройство | 15 ч. |
1 | Источники информации о мире профессий и труда. | 2 |
2 | Молодежная безработица – что это такое? Спрос на рынке труда. Центр занятости населения. Постановка на учет в ЦЗН. | 5 |
3 | Технология поиска работы. Необходимые умения при поиске работы. Агентства по трудоустройству. Самопрезентация (как "подать" себя на собеседовании). Что такое испытательный срок и в чем особенности этого периода начала работы. | 5 |
4 | Деловая игра «Трудоустройство». | 3 |
| Итого часов: | 34 ч |
Личностные УУД:
соотносит свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составляет личный профессиональный план и мобильно изменяет его;
оценивает собственные возможности при выборе профессии;
проявляет профессиональный интерес к совершенствованию знаний, умений и навыков в выбранной профессии;
готов к профессиональной переориентации в условиях динамики рынка труда.
уважительно относится к труду и людям труда, принимает участие в социально значимом труде;
готов к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития;
адекватно понимает свои собственные психологические особенности, способности и возможности с требованиями конкретной профессии.
Регулятивные УУД:
получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные об учебных учреждениях от Центра занятости;
умеет пользоваться источниками информации о мире профессий и труда, умеет самопрезентовать себя при собеседовании;
самостоятельно определяет цели своего обучения, ставит и формулирует для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планирует пути достижения целей.
информирован о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;
Коммуникативные УУД:
умеет слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействиях (учебных, бытовых, трудовых и др.).
Предметные УУД:
знает сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;
проводит профессиональный анализ профессий и соотносит требования профессий с его личными достижениями; умеет пользоваться услугами центра занятости населения.
13 класс.
№ | Раздел, тема | Глухие 1.2 |
Раздел I. Человек и профессия- | 19 ч. |
1 | Мое видение будущей профессии. Диагностика «Осведомленность о рынке труда». | 3 |
2 | Экзамен как профессиональное достижение выпускника. | 3 |
3 | Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов. | 9 |
4 | «Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха» (встречи с успешными выпускниками школы). | 4 |
Раздел II. Трудоустройство - | 15 ч. |
1 | Пути получения профессии. Рынок образовательных услуг города. Востребованность в профессиях. | 3 |
2 | Порядок приема в учебные заведения. Игра – погружение «У меня все получится!» (собеседование в приемной комиссии). | 3 |
3 | Состояние рынка труда и место выпускников в условиях рыночной экономики. ЦЗН. Ярмарка вакансий. «Правила поведения на рынке труда». | 3 |
4 | Как правильно настроиться на поиск работы. | 2 |
5 | Как правильно подготовить документы для трудоустройства. Подготовка и оформление документов. «Технология эффективного собеседования» (подготовка к собеседованию, встреча с работодателем, основные принципы ведения деловой беседы). | 4 |
| Итого: | 34 ч |
Личностные УУД:
ответственно относится к учению, готов и способен к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
проявляет профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям карьерного роста в данной профессии.
оценивает возможности получения профессии и дальнейшего образования, анализирует перспективы, моделирует план профессионального развития (ближайший и перспективный);
сформированы чувства ответственности за свои действия и решения.
Регулятивные УУД:
получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости;
анализирует информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования.
Коммуникативные УУД:
прогнозирует и планирует свои профориентационно значимые действия; действует в социуме или рабочей группе;
вступает в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально - производственного окружения, умеет презентовать себя на рынке труда;
Предметные УУД:
знает пути получения профессии; рынок образовательных услуг города; востребованность в профессиях; правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, медицинские и квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; общие представления о трудовом законодательстве.
соотносит собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставляет выбор с ситуацией на рынке труда.
Варианты 2.2.
6 класс.
№ | Раздел, тема | Слабослышащие 2.2 |
Раздел I. Человек и профессия | 34 ч |
1 | Профессии родителей. | 3 |
2 | Анкета по выявлению учебных интересов. Анкета по выявлению учебных интересов (автор - С.С. Гриншпун). | 1 |
3 | Профессии нашего города. | 3 |
4 | Тестирование «Потребности в достижениях». | 1 |
5 | Тестирование «Отношение к нравственным нормам поведения» (автор - Е.Н. Прошицкая). | 1 |
6 | Труд как основа жизнеобеспечения и благополучия. | 2 |
7 | Престижные профессии. Мифы и реальность. | 2 |
8 | Востребованные профессии в Красноярском крае. | 2 |
9 | Встречи с представителями профессий. | 5 |
10 | Выбор в жизни человека. Мир профессий и профессиональный выбор. | 2 |
11 | Профессиональные качества человека. | 3 |
12 | Игра - путешествие «Планеты профессий». | 2 |
13 | Труд и творчество. | 2 |
14 | Информационные коммуникативные технологии основа моей будущей профессии. | 1 |
15 | Профориентационная игра «Угадай профессию» | 1 |
16 | Урок КВН по профориентации: Защита профессий | 3 |
| Итого часов: | 34 |
Личностные УУД:
знаком с профессиями родителей, профессиями нашего города, знает о значении труда в жизни человека;
умеет уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
умеет оценивать собственные возможности при выборе профессии.
Предметные У УД:
Регулятивные УУД:
пользуется источниками информации о мире профессий и труда, ориентируется в мире профессий;
принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе;
осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.
Коммуникативные УУД:
развивает навыки активного слушания, взаимодействия в группе, ведение диалога и монолога.
сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.
-
7 класс.
№ | Раздел, тема | Слабослышащие 2.2 |
Раздел I. Человек и профессия | 32 ч |
1 | Выбор в жизни человека. Мир профессий и профессиональный выбор. | 2 |
2 | Типы профессий. (Человек- человек, человек- природа, человек - художественный образ, человек- техника). Формула профессии. | 2 |
3 | Профессиональные качества человека. | 2 |
4 | Психологическая карта профессий. Анкета «Ориентация». (И. Л. Соломин). | 2 |
5 | Совершаем выбор (тестирование). | 2 |
6 | Профориентационная игра «Ассоциации». | 2 |
7 | Профессии пищевой промышленности (тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов). Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 16 |
8 | Встречи с представителями профессий. | 4 |
Раздел II. Трудоустройство | 2ч |
1 | Как подростку устроиться на работу. | 2 |
| Итого часов: | 34 |
Личностные УУД:
знаком с профессиями тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов, проявляет интерес к выбору профессии;
адекватно понимает свои психологические особенности, способности и возможности при выборе профессии.
Предметные УУД:
знает типы профессий, как устроиться на работу, профессии пищевой промышленности, требования данных профессий к человеку.
Регулятивные УУД:
пользуется источниками информации о мире профессий и труда, ориентируется в мире профессий;
принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе;
осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.
Коммуникативные УУД:
развивать навыки активного слушания, взаимодействия в группе, ведение диалога и монолога;
сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.
8 класс
№ | Раздел, тема | Слабослышащие 2.2 |
Раздел I. Человек и профессия. | 29 ч. |
1 | Сущность профессионального самоопределения, сфера профессиональных предпочтений учащихся. | 2 |
2 | Требования профессии к человеку. Профессиональные качества человека. | 2 |
3 | Темперамент и выбор профессии. Влияние темперамента на выбор профессии. | 2 |
4 | Что такое профессия, специальность, должность. | 1 |
5 | Профессиональная квалификация и мастерство. | 1 |
6 | Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). | 3 |
7 | Рабочие профессии: штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 7 |
8 | Профессии: косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 5 |
9 | Встречи с мастерами – профессионалами. | 4 |
10 | Профориентационная игра «Угадай профессию». | 2 |
Раздел II. Трудоустройство. | 5ч |
1. | Куда подростку можно устроиться на работу. Как устроиться на работу (собеседование, самопрезентация). Документы, необходимые для поступления на работу (перечень). | 5 |
| Итого часов: | 34 ч |
Личностные УУД:
знаком с профессиями: штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь, косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.
адекватно понимает свои психологические особенности, способности и возможности при выборе профессии.
Предметные УУД:
знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование; общие сведения о профессиях косметолога, парикмахера, мастера наращивания ногтей и маникюра, рабочих профессиях- автослесаря, слесаря-сантехника, слесаря-ремонтника, штукатура-маляра; требования к данным профессиям; о влиянии личностных качеств на выбор профессии; куда и как подростку устроиться на работу.
Регулятивные УУД:
- использует в учебной деятельности справочную литературу, периодическую печать, интернет- ресурсы о мире профессий и труда, ориентируется в мире профессий;
осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
9 класс.
№ | Раздел, тема | Слабослышащие 2.2 |
1 | Раздел I. Человек и профессия | 21 ч. |
2 | Профессиональная деятельность и социальный статус человека. | 1 |
3 | Здоровье и выбор профессии. | 1 |
4 | Интересы, склонности, способности (профдиагностика) | 3 |
5 | Профориентационная игра «Новый город». | 2 |
6 | Профессии промышленных предприятий: токарь - фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 5 |
7 | Профессии сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 5 |
8 | Встречи с мастерами – профессионалами. | 4 |
| Раздел II. Трудоустройство. | 13ч |
1 | Резюме. Выбор предложенной работы. Трудоустройство в отделе кадров. Отдел по трудоустройству молодежи. | 2 |
2 | Трудовые права несовершеннолетних. | 1 |
3 | Поступление на работу. Обращение, собеседование и заполнение документов при трудоустройстве (заявление, анкета, резюме). | 4 |
4 | Написание резюме, заявления, автобиографии (практикум). | 4 |
5 | Правила и порядок увольнения и предоставления отпуска. (Практикум по заполнению заявления на увольнение, на предоставление отпуска). | 2 |
| Итого: | 34 ч |
Личностные УУД:
знаком профессиями промышленных предприятий: токарь - фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник; сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик и требованиями профессии к человеку, профессиональными личностными качествами, училищами, обеспечивающих начальное профессиональное образовании и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, оценивает собственные возможности при выборе профессии.
дает квалификационные характеристики изученным профессиям, соизмеряет свои способности и требования к специальности, умеет презентовать свои личностные качества.
умеет составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме.
проявляет профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям.
Предметные УД:
знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование, свои склонности, интересы и увлечения при выборе профессии; общие сведения о профессии токаря - фрезеровщика, станочника широкого профиля, заточника, слесаря-ремонтника, швеи, обувщика; условия труда, требования данных профессий к человеку, учреждения и отделы по трудоустройству; трудовые права несовершеннолетних; правила оформления на работу; правила и порядок увольнения и предоставления отпуска.
Регулятивные УУД:
получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству;
осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.
Коммуникативные УУД:
умеет слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействиях (учебных, бытовых, трудовых и др.).
10 класс.
№ | Раздел, тема | Слабослышащие 2.2 |
Раздел I. Человек и профессия | 22 ч. |
1 | Цели профессиональной деятельности. Самообразование, саморазвитие и выбор профессии. Личные профессиональные цели. | 3 |
2 | Профориентационная игра « Человек – человек». Культура общения и профессионализм. | 2 |
3 | Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. | 3 |
4 | Справочно-информационная карта ссузов для учащихся с проблемами слуха г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ. | 6 |
5 | Технология профессионального самоопределения в условиях меняющегося рынка труда. | 1 |
6 | Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся класса. | 7 |
Раздел II. Трудоустройство | 12 ч. |
1 | Закон о занятости населения. | 1 |
2 | Основы трудовых отношений. | 1 |
3 | Безработица. Порядок признания безработным (перечень документов, написание заявления). | 3 |
4 | Варианты поиска работы (кадровое агентство, биржа труда, знакомые, объявления, средства массовой информации) | 3 |
5 | Кодекс законов о труде. Работа подростков. | 2 |
6 | Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков. | 2 |
| Итого часов: | 34 ч |
Личностные УУД:
оценивает собственные возможности при выборе профессии; получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования;
сформированы первоначальные профессиональные намерения и интересы в выборе профессии, проявляет профессиональный интерес к нюансам выбранной профессии, деловым качествам, способностям в данной профессии;
определяет свой профессиональный тип личности; конструирует образ будущей профессии.
Предметные УУД:
знает закон о занятости населения; общие сведения о выбранных профессиях; требованиях, предъявляемые данными профессиями к человеку; основными качествами, которыми должен обладать работающий; виды работ и профессий, запрещенных для подростков; варианты поиска работы; адреса ссузов г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.
умеет писать заявление на постановку на учёт по безработице;
готов к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.
Регулятивные УУД:
получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству;
информирован о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;
сформированы навыки прогнозирования как предвидение будущих событий и развития процесса обучения;
принимает ответственность за свой выбор организации своей учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умеет слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
управляет поведением партнера через контроль коррекцию, оценку действий, умеет убеждать.
11класс.
№ | Раздел, тема | Слабослышащие 2.2 |
Раздел I. Человек и профессия | 19 ч |
1 | Комплексная диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей): анкетирование, на предмет выбранной специальности (профессии). | 4 |
2 | Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Типичные ошибки при выборе профессионального пути. | 2 |
3 | Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов. | 9 |
4 | Выбор пути и способа получения профессионального образования. Личные и профессиональные цели. Составление первичного профессионального плана выпускника. | 4 |
Раздел II. Трудоустройство | 15 ч |
1 | Варианты временной работы. Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования. ЦЗН. Ярмарка вакансий. | 5 |
2 | Поступление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление (заявление, анкета, резюме, трудовой договор, контракт). Правила устройства на работу. | 6 |
3 | Как добиться успеха при устройстве на работу. Собеседование при приёме на работу. | 2 |
4 | Социальные гарантии работающим инвалидам. | 2 |
| Итого часов: | 34 ч |
Личностные УУД:
оценивает собственные возможности, при выборе профессии.
проявлять: профессиональный интерес к совершенствованию ЗУН в выбранной профессии, программирует карьерный рост, возможность повышения квалификации, обеспечение жизненных потребностей;
умеет составлять личный профессиональный план, резюме, анкету; писать заявление о приёме на работу; оформлять договор (контракт); презентовать свои личностные и деловые качества.
знаком с путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психологических возможностей.
Предметные УУД:
знает правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; правила написания резюме; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; о социальных гарантиях работающим инвалидам; о факторах, влияющих на выбор профессии; адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха.
Регулятивные УУД:
получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости, пользуется сведениями о путях получения профессионального образования
осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, поисковых сервисов, строит запросы для поиска информации, анализирует результаты поиска.
Коммуникативные УУД:
имеются умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе деловых, ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;
использует доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
12 класс.
№ | Раздел, тема | Слабослышащие 2.2 |
Раздел I. Человек и профессия | 19 ч. |
1 | Это мой выбор – диагностика профессиональных ориентаций учащихся. Я и мои профессиональные способности. Здоровье и выбор профессий. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. | 4 |
2 | Что влияет на выбор профессии. Характер и темперамент в профессиональном становлении личности. | 2 |
3 | Суть жизненного и профессионального самоопределения (диспут). | 1 |
4 | Личный профессиональный план, как элемент профессионального самоопределения. Планирование профессионального пути. | 2 |
5 | Профессии, где вы можете себя реализовать. | 1 |
6 | Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов. | 9 |
Раздел II. Трудоустройство | 15 ч. |
1 | Источники информации о мире профессий и труда. | 2 |
2 | Молодежная безработица – что это такое? Спрос на рынке труда. Центр занятости населения. Постановка на учет в ЦЗН. | 5 |
3 | Технология поиска работы. Необходимые умения при поиске работы. Агентства по трудоустройству. Самопрезентация (как "подать" себя на собеседовании). Что такое испытательный срок и в чем особенности этого периода начала работы. | 5 |
4 | Мое право на труд. | 2 |
5 | Деловая игра «Трудоустройство». | 1 |
| Итого часов: | 34 ч |
Личностные УУД:
соотносит свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составляет личный профессиональный план и мобильно изменяет его;
проявляет профессиональный интерес к совершенствованию знаний, умений и навыков в выбранной профессии, программирует карьерный рост, возможность повышения квалификации, обеспечение жизненных потребностей;
готов к профессиональной переориентации в условиях динамики рынка труда.
Предметные УУД:
знает сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;
проводит профессиональный анализ профессий и соотносит требования профессий с его личными достижениями; умеет пользоваться услугами центра занятости населения;
Знает технологию поиска работы в условиях меняющегося рынка труда (развитие умения выбирать).
Регулятивные УУД:
получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости;
самостоятельно определяет цели своего обучения, ставит и формулирует для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планирует пути достижения целей.
Коммуникативные УУД:
умеет слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействиях (учебных, бытовых, трудовых и др.).
13 класс.
№ | Раздел, тема | Слабослышащие 2.2 |
Раздел I. Человек и профессия- | 18 ч. |
1 | Мое видение будущей профессии. Диагностика «Осведомленность о рынке труда». | 2 |
2 | | |
3 | Межличностные отношения в профессиональной деятельности (методика «Эмпатия», «Диалог», «Стратегия выхода из конфликта». | 3 |
4 | Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов. | 9 |
5 | Социально – психологический портрет современного профессионала. | 1 |
6 | Профессии с большой перспективой. Рейтинг профессий. | 1 |
7 | «Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха» (встречи с успешными выпускниками школы). | 2 |
Раздел II. Трудоустройство | 16ч. |
1 | Пути получения профессии. Рынок образовательных услуг города. | 1 |
2 | Порядок приема в учебные заведения. Игра – погружение «У меня все получится!» (собеседование в приемной комиссии). | 2 |
3 | ЦЗН. Ярмарка вакансий | 2 |
4 | «День приема на работу» -игровая процедура прохождения собеседования приема на работу - обсуждения, известные правила, выделенные Д. Карнеги | 2 |
5 | «Моя карьера» - анкета «Самоанализ возможного будущего» , сложности подстерегающие на пути. | 2 |
6 | «Правила поведения на рынке труда» - как правильно настроиться на поиск работы -правила позитивного влияния на работодателя - установки, которые мешают достигать успеха в ситуации трудоустройства | 4 |
| «Мой обдуманный выбор» - основной и запасной выбора профессии - принятие решения. | 3 |
| Итого: | 34 ч |
Личностные УУД:
ответственно относится к учению, готов и способен к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
проявляет профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям карьерного роста в данной профессии.
оценивает возможности получения профессии и дальнейшего образования, анализирует перспективы, моделирует план профессионального развития (ближайший и перспективный);
сформированы чувства ответственности за свои действия и решения.
Предметные УУД:
знает пути получения профессии; рынок образовательных услуг города; востребованность в профессиях; правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, медицинские и квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; общие представления о трудовом законодательстве.
соотносит собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставляет выбор с ситуацией на рынке труда.
Регулятивные УУД:
получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости;
анализирует информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования.
Коммуникативные УУД:
Вариант 1.3,2.3 ОВЗ.
6 класс. 1.3,2.3 ОВЗ.
№ | Раздел, тема | 1.3,2.3 ОВЗ |
Теория | Практика |
Раздел I. Человек и профессия 34 ч |
1 | Профессии родителей. | 1 | 3 |
2 | Анкета по выявлению учебных интересов. Анкета по выявлению учебных интересов. (автор - С.С. Гриншпун). | - | 2 |
3 | Профессии нашего города. | 1 | 2 |
4 | Тестирование «Отношение к нравственным нормам поведения». (автор - Е.Н. Прошицкая). | __ | 3 |
5 | Труд как основа жизнеобеспечения и благополучия. | 1 | 1 |
7 | Востребованные профессии в Красноярском крае. | 2 | 1 |
8 | Встречи с представителями профессий. | | 4 |
9 | Профессиональные качества человека. | 2 | 3 |
10 | Игра - путешествие «Планеты профессий». | | 5 |
11 | Профориентационная игра «Угадай профессию» | - | 3 |
| Итого часов: | 7 | 27 |
Базовые учебные действия:
Личностные УД:
-знаком с профессиями родителей, профессиями нашего города, знает о значении труда в жизни человека;
- умеет уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- умеет оценивать собственные возможности при выборе профессии.
Предметные УД:
7 класс. 1.3,2.3 ОВЗ
№ | Раздел, тема | 1.3,2.3 ОВЗ |
Теория | Практика |
Раздел I. Человек и профессия | 31 ч |
-
| Выбор в жизни человека. Мир профессий и профессиональный выбор. | 1 | 1 |
2 | Типы профессий. (Человек- человек, человек- природа, человек – художественный образ, человек- техника). Формула профессии. | 1 | 3 |
3 | Совершаем выбор (тестирование). | - | 3 |
4 | Профориентационная игра «Ассоциации». | - | 2 |
5 | Профессии пищевой промышленности (тестовод, пекарь, изготовитель пищевых полуфабрикатов). Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 6 | 10 |
6 | Встречи с представителями профессий. | - | 4 |
Раздел II. Трудоустройство 3ч. |
-
| Как подростку устроиться на работу. | 1 | 2 |
Итого часов: | 9 | 25 |
мнение
Основная форма и методы профориентационной игры,
тренинга
Основная форма- индивидуальная работа
Методы: метод опроса, метод самоанализа
Разделы (темы) по программе «Технология» (по
классам), где можно использовать идею игры
Идею этой игры можно использовать в разделе
«Современное производство и профессиональное
самоопределение» в теме «Профессиональная карьера и
профессиональный образ» для 8-9 классов по ФГОС
Определить цель и сформировать результаты с учетом
возраста учащихся в соответствии с ФГОС
Цель и результаты описаны выше.
Использование игровых технологий помогает подросткам
подготовиться к взрослой жизни, позволяет освободиться
от шаблонов, выйти за пределы стереотипных моделей
поведения, осуществлять поиск нестандартных решений,
отрабатывать коммуникативные умения, являющиеся
залогом успеха во многих профессиях.
План-проект урока с использованием идеи
1)Этап подготовки. Начинается с разработки сценария
2)Ввод в игру, ориентация участников и экспертов
3) Непосредственно игровая деятельность
4) Заключительный этап. Дискуссия,
обсуждение, рефлексия
Занятие проводится в классе и рассчитано на один урок,
но может быть организовано и как комплекс таких
занятий, которое уже будет включать больше
профориентационных игр и упражнений и представлять
целостную учебную программу
Цель: дать учащимся возможность в полушутливой форме
соотнести свои качества для жизни с ценностями, со
своими представлениями о порядочности.
Задача: формирование готовности человека к
размышлениям о себе и своей жизни, что предполагает
духовный поиск, переживания и определенные
внутренние противоречия (сопоставления разных
внутренних, субъективных позиций и ориентаций
человека)
Компентенции, формируемые в ходе проведения
профориентационной игры, тренинга
Личностные: патриотизм, формирование основ базовых
национальных ценностей, становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций
Регулятивные: владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности
Познавательные: умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, причинно-
следственные связи, строить
Базовые учебные действия:
Личностные УД:
-знаком с профессии пищевой промышленности: тестовод, пекарь, изготовитель пищевых полуфабрикатов, проявляет интерес к выбору профессии;
- адекватно понимает свои психологические особенности, способности и возможности при выборе профессии.
Предметные УД:
- знает типы профессий, как устроиться на работу, профессии пищевой промышленности, требования данных профессий к человеку.
8 класс. 1.3,2.3 ОВЗ
№ | Раздел, тема | 1.3,2.3 ОВЗ |
Теория | Практика |
| Раздел I. Человек и профессияч | 29ч |
-
| Требования профессии к человеку. Профессиональные качества человека. | 1 | 2 |
-
| Темперамент и выбор профессии. Влияние темперамента на выбор профессии. | 2 | 5 |
-
| Что такое профессия, специальность, должность. | 1 | 2 |
-
| Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). | - | 3 |
-
| Рабочие профессии: - (слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь). Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | 2 | 3 |
-
| Профессия парикмахер. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | - | 2 |
-
| Встречи с мастерами – профессионалами. | - | 4 |
-
| Профориентационная игра «Угадай профессию». | - | 2 |
| Раздел II. Трудоустройство | 5 ч |
1. | Куда подростку можно устроиться на работу. Как устроиться на работу (собеседование, самопрезентация). Документы, необходимые для поступления на работу (перечень). | 2 | 3 |
| Итого: | 8 ч | 26 ч |
Базовые учебные действия:
Личностные УД:
-знаком с профессиями: слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь, парикмахер и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку;
- адекватно понимает свои психологические особенности, способности и возможности при выборе профессии.
Предметные УД:
Знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование; общие сведения о профессии парикмахера, автослесаря, слесаря-сантехника, слесаря-ремонтника; требования к данным профессиям; о влиянии личностных качеств на выбор профессии; куда и как подростку устроиться на работу.
9 класс. 1.3,2.3 ОВЗ.
№ | Раздел, тема | 1.3,2.3 ОВЗ |
| | Теория | Практика |
| Раздел I. Человек и профессия- | 18 ч. |
-
| Здоровье и выбор профессии. | 1 | - |
-
| Интересы, склонности, способности (профдиагностика). | - | 4 |
-
| Профессии промышленных предприятий: токарь, заточник, слесарь-ремонтник. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | - | 5 |
-
| Профессии сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. | - | 4 |
-
| Встречи с мастерами – профессионалами. | - | 4 |
| Раздел II. Трудоустройство- | 16 ч. |
-
| Резюме. Выбор предложенной работы. Трудоустройство в отделе кадров. | 1 | 1 |
-
| Трудоустройство. Обращение, собеседование и заполнение документов при приеме на работу (практикум по написанию заявления, анкеты). | 1 | 4 |
-
| Трудовые права несовершеннолетних. | 1 | 1 |
-
| Написание резюме, заявления, автобиографии (практикум). | - | 5 |
-
| Правила и порядок увольнения и предоставления отпуска. Практикум по заполнению заявления на увольнение, на предоставление отпуска. | - | 2 |
| Итого: | 4 ч | 30 ч |
Базовые учебные действия:
Личностные УД:
знаком профессиями промышленных предприятий: токарь, заточник, слесарь-ремонтник; сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик, профессиональными личностными качествами, училищами, обеспечивающих начальное профессиональное образовании и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, оценивает собственные возможности при выборе профессии;
дает квалификационные характеристики изученным профессиям, соизмеряет свои способности и требования к специальности, умеет презентовать свои личностные качества;
проявляет профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям.
Предметные УД:
знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование, свои склонности, интересы и увлечения при выборе профессии; общие сведения о профессии заточника, слесаря-ремонтника, токаря, швеи, обувщика, условия труда; требования данных профессий к человеку; учреждения и отделы по трудоустройству; трудовые права несовершеннолетних; правила оформления на работу; правила и порядок увольнения и предоставления отпуска;
Литература
Волкова Н.А. и др. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Волгоград. Учитель, 2002
Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – Москва. Просвещение, 2000
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс). Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под ред. Л.А. Обуховой – Москва. ВАКО, 2005
Михайлов А.А. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 кл. – Москва. Просвещение, 2005
Хрипков А.Г. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации. – Москва. Педагогика, 2001
Дик Н.Ф. Лучшие профильные классы в школе: «Моя будущая профессия». - Ростов – на - Дону. Феникс, 2007
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Санкт-Петербург. Питер, 2007
Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – Москва. Сфера, 2006
Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – Москва. Генезис, 2006
Сгибнева Е.П., Солдатова Т.П. Классные часы в 10-11классах. (Серия «Сердце отдаю детям») - Ростов - на – Дону. Феникс, 2004
Пряжников H.C. Профориентация в школе: игры, упражнения, вопросники 8-11 кл. - Москва. ВАКО, 2008
Профориентация старшеклассников: сборник учебно-метод. Материалов /Сост., ред. коммент. T.B. Черниковой. — Волгоград. Учитель, 2007
34