СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Кем быть?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена  для  обучения  глухих учащихся (вариант 1.2.), слабослышащих учащихся (вариант 2.2.), для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – вариант 1.3; 2.3.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Кем быть?"»

Программа «Кем быть» по ФГОС

предназначена  для  обучения глухих учащихся (вариант 1.2.), слабослышащих учащихся (вариант 2.2.), для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – вариант 1.3; 2.3.


Пояснительная записка


Жизненное самоопределение учащихся с нарушением слуха, их социальная адаптация и интеграция в разных формах трудовой и культурной жизни общества неразрывно связана с получением образования и выбором профессиональной деятельности, что позволяет добиться высокого уровня развития личности слабослышащего или глухого ребенка и включить его в экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Жизнь в условиях рыночной экономики предъявляет к выпускникам с нарушением слуха очень жесткие требования. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умению адаптироваться к социальным условиям, налаживать производственные отношения.

Практика показывает, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Проведенное с учащимися 10 и 11 классов анкетирование (Н. Ярошевич) выявило, что у 70% выпускников отмечается завышенная личная самооценка, между тем, как профессиональная самооценка занижена. Выпускники школ считают, что они не могут работать там, где хотели бы, вследствие: нарушения слуха, «барьера» в общении со слышащими, отсутствия информации о возможных рабочих местах для инвалидов.

Половина учащихся не имеют представления, какие документы надо оформить при поступлении на работу не владеют информацией о льготах при устройстве инвалидов на работу, о наличии мест по интересующей специальности.

Оценка учащимися с нарушением слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовкой. Профессиональная ориентация остается важным направлением в работе педагогов в школе-интернате для детей с нарушением слуха.

Профессиональная ориентация – это не только выбор школьником профессии одной на всю жизнь, но и формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней, исполнить свой статус человека общества.

Для того, чтобы профессиональное самоопределение учащихся с недостатками слуха было успешным, педагогами КГБОУ Минусинской общеобразовательной школы-интерната была разработана программа по профориентации «Кем быть?» на основе пособия М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» для учащихся 6 - 13 классов. На изучение данной программы отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Основной целью профориентационной работы с неслышащими учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.

Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития. Это предполагает:

  • сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;

  • информированность о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;

  • знакомство с путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей;

  • формирование умения правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью;

  • участие в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия для знакомства с различными видами труда и профессиями;

  • знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей;

  • приобретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе деловых, ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;

  • проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.

В процессе ознакомления с профессиями и трудовой деятельностью учащихся входят в мир социально-исторического опыта, у них формируются системные знания о труде и восприятие труда как важнейшей социально значимой деятельности.


Цели и задачи программы


Программа по профориентации «Кем быть?» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей и задач.

Цель программы: формирование у неслышащих подростков готовности к осознанному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального, жизненного и личностного развития.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с миром профессий и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, создавать мотивацию к осознанному выбору профессии.

  2. Формировать у учащихся адекватное понимание своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей.

  3. Учить соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда.

  4. Учить оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования, анализировать перспективы, моделировать план профессионального развития (ближайший и перспективный).

  5. Формировать чувства ответственности за свои действия и решения.


Контингент


Программа предназначена  для  обучения глухих учащихся (вариант 1.2.), слабослышащих учащихся (вариант 2.2.), для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – вариант 1.3;2.3.



Основные разделы программы


Программа рассчитана на 8 лет и включает в себя 2 раздела с 7 – 13 класс: «Человек и профессия», «Трудоустройство». В 6 классе учащиеся изучают только 1 раздел - «Человек и профессия».

В разделе «Человек и профессия» определяется отношение человека, как члена общества к профессии, которая обеспечит его жизнедеятельность и сосуществование в обществе. Из всего многообразия существующих профессий выделены те, которыми могут овладеть люди с недостатками слуха в связи с ограниченными возможностями. Рассматриваются квалификационные характеристики профессий, возможные варианты овладения теми или иными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Даются определения личностным качествам человека, которые помогут ученику достичь высокого профессионального мастерства, предугадать карьерный рост.

В разделе «Трудоустройство» изучаются такие темы, как «Куда подростку можно устроиться на работу», «Варианты временной работы», «Документы, необходимые для поступления на работу», «Учреждения и отделы по трудоустройству», «Трудовые права несовершеннолетних», «Поступление на работу», «Заполнение документов при трудоустройстве», «Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков», «Закон о занятости населения», «Порядок увольнения», «Порядок предоставления отпуска», «Основы трудовых отношений», «Варианты поиска работы», «Кодекс законов о труде», «Характеристика современного рынка труда», «Правила устройства на работу», «Социальные гарантии работающим инвалидам» и др. Обучающиеся и воспитанники изучают виды документов для поступления на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию, практикуются в написании заявления о приеме на работу, автобиографии, резюме, анкеты; посещают отделы или учреждения по трудоустройству.


Формы и методы работы


Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Поисково-зондирующий

6 -7 классы

Сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН

- встречи с интересными; людьми (профессионалами);

- экскурсии;

- ролевые игры;

- конкурсы;

- практическая, трудовая, общественно-значимая работа;

- информационные часы, беседы;

- кружки по интересам;

- просмотр телепрограмм, видеофильмов о людях различных профессий.

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии.

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии, занятия со школьным психологом, социальным педагогом;

- анкетирование учащихся;

-ведение дневников экскурсий;

- деловые игры;

- групповые беседы;

- дискуссии;

- информация о рабочих профессиях, профессиях промышленных предприятий, профессиях сферы бытовых услуг и обслуживания;

- наблюдение за работой взрослых и знакомство с результатами труда;

- знакомство с правилами выбора профессии.

Учащиеся

10-11(12 -13) классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессии.


- встречи с выпускниками школы и работниками предприятий;

- моделирование ситуаций;

- мозговой штурм, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал;

- индивидуальные и групповые консультации психолога, социального подагога;

- диагностика;

- практикум самопознания;

- составление профессиограмм, презентаций своих будущих профессий и т.д;

- праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.


Основные условия осознанного выбора профессии


  • информированность о многообразии мира профессий;

  • знание общественных потребностей в определенных специалистах в конкретном регионе;

  • адекватное представление о себе и своих возможностях;

  • наличие реальных жизненных и профессиональных планов.


Эффективность профориентационных мероприятий напрямую зависит от степени обеспечения данных условий.


Ожидаемые результаты


Реализация данной Программы позволит:


- повысить уровень знаний о мире профессий;

- осознать свои личные особенности, интересы и склонности;

- сопоставлять свои возможности с требованиями выбираемых профессий;

- прогнозировать план к достижению профессиональной цели;

- освоить основные принципы построения профессиональной карьеры и навыки поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 

Сопоставление требований ФГОС и формируемой школой профориентационной компетентности обучающихся ООО и СОО


Требования ФГОС

Содержание

Личностные:














- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

- формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

- формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

Метапредметные:

регулятивные УУД

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей.




Портрет выпускника на ступени ООО:

знающий:

трудовые традиции своей семьи, правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения, адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха; общие сведения о профессиях на рынке труда; о социальных гарантиях работающим инвалидам; о факторах, влияющих на выбор профессии; адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха.

умеющий:

составлять личный профессиональный план, резюме, анкету; оформлять договор (контракт), заявление о приёме на работу; презентовать свои личностные и деловые качества; программировать карьерный рост, возможность повышения квалификации.

проявляющий:

профессиональный интерес к совершенствованию ЗУН в выбранной профессии.




Портрет выпускника на ступени СОО:

знающий:

пути получения профессионального образования; рынок образовательных услуг города; востребованность в профессиях; правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; общие представления о трудовом законодательстве.

умеющий:

оценить собственные возможности, при выборе профессии; подготовить документы для трудоустройства на работу; сделать свой выбор в профессии и добиться успеха; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

проявляющий:

профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям карьерного роста в данной профессии.


В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов в зависимости от возможностей учащихся.


Формы текущего и итогового контроля:


  • анкетирование;

  • тестирование с целью определения соответствия намеченной профессии со способностями и возможностями школьника;

  • сочинения, рефераты о выбранных профессиях;

  • кроссворды, викторины, праздники;

  • круглый стол «Путевка в жизнь»;

  • наличие у выпускника плана профессионального развития на ближайшее время.


Тематический план

Программа рассчитана на 8 лет обучения (с 6 по 13 класс). Обучение проходит на базе образовательного учреждения в виде занятий с основной группой (4- 6 человек). Количество часов, необходимых для проведения занятий по программе: 1 час в неделю, 34 часа в год.


Варианты 1.2.


6 класс.

Раздел, тема

Глухие

1.2


Раздел I Человек и профессия


Профессии родителей.

3

Анкета по выявлению учебных интересов. Анкета по выявлению учебных интересов (автор - С.С. Гриншпун).

2

Профессии нашего города.

3

Тестирование «Отношение к нравственным нормам поведения» (автор - Е.Н. Прошицкая).

2

Труд как основа жизнеобеспечения и благополучия.

2

Востребованные профессии в Красноярском крае.

3

Встречи с представителями профессий.

5

Выбор в жизни человека.

Мир профессий и профессиональный выбор.

3

Профессиональные качества человека.

3

Игра - путешествие «Планеты профессий».

2

Труд и творчество.

2

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

Урок КВН по профориентации: Защита профессий

3


Итого часов:

34


Личностные УУД:

  • знаком с профессиями родителей, знает о значении труда в жизни человека;

  • умеет уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

Регулятивные УУД:

  • пользуется источниками информации о мире профессий и труда;

  • при­нимает цели и произвольно включается в деятельность, сле­дует предложенному плану и работает в общем темпе.

Коммуникативные УУД:

  • развивает навыки активного слушания, взаимодействия в группе, ведение диалога и монолога.

  • сотрудничает с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные У УД:

  • знает профессии родителей, профессиональные качества человека; значение труда в жизни человека.



7 класс.

Раздел, тема

Глухие

1.2


Раздел I Человек и профессия

31ч

Выбор в жизни человека.

Мир профессий и профессиональный выбор.

2

Типы профессий. (Человек- человек, человек- природа, человек - художественный образ, человек- техника). Формула профессии.

2

Психологическая карта профессий. Анкета «Ориентация». (И. Л. Соломин).

3

Совершаем выбор (тестирование).

2

Профориентационная игра «Ассоциации».

2

Профессии пищевой промышленности (тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов). Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

16

Встречи с представителями профессий.

4


Раздел II Трудоустройства

3

Как подростку устроиться на работу.

3


Итого часов:

34

Личностные УУД:

  • знаком с профессиями тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов, проявляет интерес к выбору профессии.



Регулятивные УУД:

  • пользуется источниками информации о мире профессий и труда;

  • при­нимает цели и произвольно включается в деятельность, сле­дует предложенному плану и работает в общем темпе;

  • осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • развивать навыки активного слушания, взаимодействия в группе, ведение диалога и монолога;

  • сотрудничает с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях.


Предметные УУД:

  • знает типы профессий, как устроиться на работу, профессии пищевой промышленности, требования данных профессий к человеку.



8 класс

Раздел, тема

Глухие

1.2

Раздел I. Человек и профессия.

29 ч.

Темперамент и выбор профессии. Влияние темперамента на выбор профессии.

4

Что такое профессия, специальность, должность.

3

Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей).

3

Рабочие профессии: штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

7

Профессии: косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

5

Встречи с мастерами – профессионалами.

5

Профориентационная игра «Угадай профессию».

2

Раздел II. Трудоустройство.

1.

Куда подростку можно устроиться на работу. Как устроиться на работу (собеседование, самопрезентация). Документы, необходимые для поступления на работу (перечень).

5


Итого часов:

34 ч


Личностные УУД:

  • знаком с профессиями: штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь, косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

  • адекватно понимает свои психологические особенности, способности и возможности при выборе профессии.

  • сформирована позитивная моральная самооценка возможностей для самоактуализации и первичного жизненного самоопределения личности.

Регулятивные УУД:

  • использует в учебной деятельности справочную литературу, периодическую печать, интернет - ресурсы о мире профессий и труда, ориентируется в мире профессий;

  • сформирована рефлексивная самооценка своих возможностей управления;

  • осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умеет слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Предметные УУД:

  • знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование; общие сведения о профессиях косметолога, парикмахера, мастера наращивания ногтей и маникюра, рабочих профессиях - автослесаря, слесаря-сантехника, слесаря-ремонтника, штукатура-маляра; требования к данным профессиям; куда и как подростку устроиться на работу.


9 класс.

Раздел, тема

Глухие

1.2


Раздел I. Человек и профессия -

21 ч

Здоровье и выбор профессии.

2

Интересы, склонности, способности (профдиагностика)

3

Профессии промышленных предприятий: токарь - фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

6

Профессии сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

6

Встречи с мастерами – профессионалами.

4


Раздел II. Трудоустройство

13ч

Резюме. Выбор предложенной работы. Трудоустройство в отделе кадров. Отдел по трудоустройству молодежи.

2

Поступление на работу. Обращение, собеседование и заполнение документов при трудоустройстве (заявление, анкета, резюме).

4

Написание резюме, заявления, автобиографии (практикум).

4

Правила и порядок увольнения и предоставления отпуска. Практикум по заполнению заявления на увольнение, на предоставление отпуска.

3


Итого:

34 ч


Личностные УУД:

  • знаком профессиями промышленных предприятий: токарь - фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник; сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик и требованиями профессии к человеку, профессиональными личностными качествами, училищами, обеспечивающих начальное профессиональное образовании и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, оценивает собственные возможности при выборе профессии.

  • дает квалификационные характеристики изученным профессиям, соизмеряет свои способности и требования к специальности, умеет презентовать свои личностные качества.

  • умеет составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме.

Регулятивные УУД:

  • получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству;

  • осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.


Коммуникативные УУД:

  • умеет слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

  • вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействиях (учебных, бытовых, трудовых и др.).


Предметные УД:

  • знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование, свои склонности, интересы и увлечения при выборе профессии; общие сведения о профессии токаря - фрезеровщика, станочника широкого профиля, заточника, слесаря-ремонтника, швеи, обувщика; условия труда, требования данных профессий к человеку, учреждения и отделы по трудоустройству; трудовые права несовершеннолетних; правила оформления на работу; правила и порядок увольнения и предоставления отпуска.



10 класс.

Раздел, тема

Глухие

1.2

Раздел I. Человек и профессия

22 ч.

Цели профессиональной деятельности.

Самообразование, саморазвитие и выбор профессии. Личные профессиональные цели.

4

Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности.

4

Справочно-информационная карта ссузов для учащихся с проблемами слуха г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.

6

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся класса.

8

Раздел II. Трудоустройство

12 ч.

Закон о занятости населения.

1

Основы трудовых отношений.

1

Безработица. Порядок признания безработным (перечень документов, написание заявления).

3

Варианты поиска работы (кадровое агентство, биржа труда, знакомые, объявления, средства массовой информации)

3

Кодекс законов о труде. Работа подростков.

2

Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков.

2

Итого часов:

34 ч


Личностные УУД:


  • оценивает собственные возможности при выборе профессии; получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования;

  • сформированы первоначальные профессиональные намерения и интересы в выборе профессии;

  • определяет свой профессиональный тип личности; конструирует образ будущей профессии.

Регулятивные УУД:

  • получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству;

  • информирован о наиболее распространенных видах труда;

  • принимает ответственность за свой выбор организации своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умеет слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • управляет поведением партнера через контроль коррекцию, оценку действий, умеет убеждать.


Предметные УУД:

  • знает закон о занятости населения; общие сведения о выбранных профессиях; требованиях, предъявляемые данными профессиями к человеку; основными качествами, которыми должен обладать работающий; виды работ и профессий, запрещенных для подростков; варианты поиска работы; адреса ССУЗов г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.

  • умеет писать заявление на постановку на учёт по безработице;

  • готов к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.


11класс.


Раздел, тема

Глухие

1.2

Раздел I. Человек и профессия

19 ч

Комплексная диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей): анкетирование, на предмет выбранной специальности (профессии).

5

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

9

Выбор пути и способа получения профессионального образования. Личные и профессиональные цели. Составление первичного профессионального плана выпускника.

5

Раздел II. Трудоустройство

15 ч

1

Варианты временной работы. Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования. ЦЗН. Ярмарка вакансий.

6

2

Поступление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление (заявление, анкета, резюме, трудовой договор, контракт). Правила устройства на работу.

6

3

Социальные гарантии работающим инвалидам.


3


Итого часов:

34 ч


Личностные УУД:

  • оценивает собственные возможности, при выборе профессии.

  • проявлять: профессиональный интерес к совершенствованию ЗУН в выбранной профессии, программирует карьерный рост, возможность повышения квалификации, обеспечение жизненных потребностей;

  • умеет составлять личный профессиональный план, резюме, анкету; писать заявление о приёме на работу; оформлять договор (контракт); презентовать свои личностные и деловые качества.

  • знаком с путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психологических возможностей.


Регулятивные УУД:

  • получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные об учебных учреждениях от Центра занятости;

  • осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, поисковых сервисов, строит запросы для поиска информации, анализирует результаты поиска.


Коммуникативные УУД:

  • имеются умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе деловых, ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;

  • использует доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.


Предметные УУД:


  • знает правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; правила написания резюме; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; о социальных гарантиях работающим инвалидам; о факторах, влияющих на выбор профессии; адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха.



12 класс.


Раздел, тема

Глухие

1.2

Раздел I. Человек и профессия

19 ч.

Это мой выбор – диагностика профессиональных ориентаций учащихся. Я и мои профессиональные способности. Здоровье и выбор профессий. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.

5

Суть жизненного и профессионального самоопределения (диспут).

2

Личный профессиональный план, как элемент профессионального самоопределения. Планирование профессионального пути.

3

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

9

Раздел II. Трудоустройство


15 ч.

1

Источники информации о мире профессий и труда.

2

2

Молодежная безработица – что это такое? Спрос на рынке труда. Центр занятости населения. Постановка на учет в ЦЗН.

5

3

Технология поиска работы. Необходимые умения при поиске работы. Агентства по трудоустройству. Самопрезентация (как "подать" себя на собеседовании). Что такое испытательный срок и в чем особенности этого периода начала работы.

5

4

Деловая игра «Трудоустройство».

3


Итого часов:

34 ч


Личностные УУД:


  • соотносит свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составляет личный профессиональный план и мобильно изменяет его;

  • оценивает собственные возможности при выборе профессии;

  • проявляет профессиональный интерес к совершенствованию знаний, умений и навыков в выбранной профессии;

  • готов к профессиональной переориентации в условиях динамики рынка труда.

  • уважительно относится к труду и людям труда, принимает участие в социально значимом труде;

  • готов к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития;

  • адекватно понимает свои собственные психологические особенности, способности и возможности с требованиями конкретной профессии.


Регулятивные УУД:

  • получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные об учебных учреждениях от Центра занятости;

  • умеет пользоваться источниками информации о мире профессий и труда, умеет самопрезентовать себя при собеседовании;

  • самостоятельно определяет цели своего обучения, ставит и формулирует для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • самостоятельно планирует пути достижения целей.

  • информирован о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;

Коммуникативные УУД:

  • умеет слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

  • вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействиях (учебных, бытовых, трудовых и др.).

Предметные УУД:

  • знает сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;

  • проводит профессиональный анализ профессий и соотносит требования профессий с его личными достижениями; умеет пользоваться услугами центра занятости населения.


13 класс.

Раздел, тема

Глухие

1.2

Раздел I. Человек и профессия-

19 ч.

1

Мое видение будущей профессии. Диагностика «Осведомленность о  рынке труда».

3

2

Экзамен как профессиональное достижение выпускника.

3

3

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

9

4

«Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха» (встречи с успешными  выпускниками школы).

4

Раздел II. Трудоустройство -

15 ч.

1

Пути получения профессии. Рынок образовательных услуг города. Востребованность в профессиях.

3

2

Порядок приема в учебные заведения. Игра – погружение «У меня все получится!» (собеседование  в приемной комиссии).

3

3

Состояние рынка труда и место выпускников в условиях рыночной экономики. ЦЗН. Ярмарка вакансий. «Правила поведения на рынке труда».

3

4

Как правильно настроиться на поиск работы.

2

5

Как правильно подготовить документы для трудоустройства. Подготовка и оформление документов. «Технология эффективного собеседования» (подготовка к собеседованию, встреча с работодателем, основные принципы  ведения деловой беседы).

4


Итого:

34 ч


Личностные УУД:

  • оценивает собственные возможности при выборе профессии и готов к осознанному профессиональному самоопределению;

  • ответственно относится к учению, готов и способен к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

  • проявляет профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям карьерного роста в данной профессии.

  • оценивает возможности получения профессии и дальнейшего образования, анализирует перспективы, моделирует план профессионального развития (ближайший и перспективный);

  • сформированы чувства ответственности за свои действия и решения.


Регулятивные УУД:


  • получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости;

  • анализирует информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования.


Коммуникативные УУД:

  • прогнозирует и планирует свои профориентационно значимые действия; действует в социуме или рабочей группе;

  • вступает в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально - производственного окружения, умеет презентовать себя на рынке труда;


Предметные УУД:

  • знает пути получения профессии; рынок образовательных услуг города; востребованность в профессиях; правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, медицинские и квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; общие представления о трудовом законодательстве.

  • соотносит собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставляет выбор с ситуацией на рынке труда.



Варианты 2.2.

6 класс.

Раздел, тема

Слабослышащие

2.2

Раздел I. Человек и профессия

34 ч

1

Профессии родителей.

3

2

Анкета по выявлению учебных интересов. Анкета по выявлению учебных интересов (автор - С.С. Гриншпун).

1

3

Профессии нашего города.

3

4

Тестирование «Потребности в достижениях».

1

5

Тестирование «Отношение к нравственным нормам поведения» (автор - Е.Н. Прошицкая).

1

6

Труд как основа жизнеобеспечения и благополучия.

2

7

Престижные профессии. Мифы и реальность.

2

8

Востребованные профессии в Красноярском крае.

2

9

Встречи с представителями профессий.

5

10

Выбор в жизни человека.

Мир профессий и профессиональный выбор.

2

11

Профессиональные качества человека.

3

12

Игра - путешествие «Планеты профессий».

2

13

Труд и творчество.

2

14

Информационные коммуникативные технологии основа моей будущей профессии.

1

15

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

16

Урок КВН по профориентации: Защита профессий

3


Итого часов:

34


Личностные УУД:

  • знаком с профессиями родителей, профессиями нашего города, знает о значении труда в жизни человека;

  • умеет уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • умеет оценивать собственные возможности при выборе профессии.



Предметные У УД:

  • знает профессии родителей, востребованные профессии в городе и Красноярском крае, профессиональные качества человека; значение труда в жизни человека.

Регулятивные УУД:

  • пользуется источниками информации о мире профессий и труда, ориентируется в мире профессий;

  • при­нимает цели и произвольно включается в деятельность, сле­дует предложенному плану и работает в общем темпе;

  • осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • развивает навыки активного слушания, взаимодействия в группе, ведение диалога и монолога.

  • сотрудничает с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относится, со­переживает, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействует с людьми.

7 класс.

Раздел, тема

Слабослышащие

2.2

Раздел I. Человек и профессия

32 ч

1

Выбор в жизни человека.

Мир профессий и профессиональный выбор.

2

2

Типы профессий. (Человек- человек, человек- природа, человек - художественный образ, человек- техника). Формула профессии.

2

3

Профессиональные качества человека.

2

4

Психологическая карта профессий. Анкета «Ориентация». (И. Л. Соломин).

2

5

Совершаем выбор (тестирование).

2

6

Профориентационная игра «Ассоциации».

2

7

Профессии пищевой промышленности (тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов). Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

16

8

Встречи с представителями профессий.

4

Раздел II. Трудоустройство

1

Как подростку устроиться на работу.

2


Итого часов:

34

Личностные УУД:

  • знаком с профессиями тестовод, пекарь, кондитер, повар, технолог, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов, проявляет интерес к выбору профессии;

  • адекватно понимает свои психологические особенности, способности и возможности при выборе профессии.


Предметные УУД:

  • знает типы профессий, как устроиться на работу, профессии пищевой промышленности, требования данных профессий к человеку.


Регулятивные УУД:

  • пользуется источниками информации о мире профессий и труда, ориентируется в мире профессий;

  • при­нимает цели и произвольно включается в деятельность, сле­дует предложенному плану и работает в общем темпе;

  • осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • развивать навыки активного слушания, взаимодействия в группе, ведение диалога и монолога;

  • сотрудничает со взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относится, со­переживает, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействует с людьми.


8 класс

Раздел, тема

Слабослышащие

2.2

Раздел I. Человек и профессия.

29 ч.

1

Сущность профессионального самоопределения, сфера профессиональных предпочтений учащихся.

2

2

Требования профессии к человеку. Профессиональные качества человека.

2

3

Темперамент и выбор профессии. Влияние темперамента на выбор профессии.

2

4

Что такое профессия, специальность, должность.

1

5

Профессиональная квалификация и мастерство.

1

6

Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей).

3

7

Рабочие профессии: штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

7

8

Профессии: косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

5

9

Встречи с мастерами – профессионалами.

4

10

Профориентационная игра «Угадай профессию».

2

Раздел II. Трудоустройство.

1.

Куда подростку можно устроиться на работу. Как устроиться на работу (собеседование, самопрезентация). Документы, необходимые для поступления на работу (перечень).

5


Итого часов:

34 ч


Личностные УУД:

  • знаком с профессиями: штукатур-маляр, слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь, косметолог, парикмахер, мастер наращивания ногтей и маникюра и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

  • адекватно понимает свои психологические особенности, способности и возможности при выборе профессии.



Предметные УУД:

  • знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование; общие сведения о профессиях косметолога, парикмахера, мастера наращивания ногтей и маникюра, рабочих профессиях- автослесаря, слесаря-сантехника, слесаря-ремонтника, штукатура-маляра; требования к данным профессиям; о влиянии личностных качеств на выбор профессии; куда и как подростку устроиться на работу.

Регулятивные УУД:

  • - использует в учебной деятельности справочную литературу, периодическую печать, интернет- ресурсы о мире профессий и труда, ориентируется в мире профессий;

  • осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умеет слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;


9 класс.

Раздел, тема

Слабослышащие

2.2

1

Раздел I. Человек и профессия

21 ч.

2

Профессиональная деятельность и социальный статус человека.

1

3

Здоровье и выбор профессии.

1

4

Интересы, склонности, способности (профдиагностика)

3

5

Профориентационная игра «Новый город».

2

6

Профессии промышленных предприятий: токарь - фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

5

7

Профессии сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

5

8

Встречи с мастерами – профессионалами.

4


Раздел II. Трудоустройство.

13ч

1

Резюме. Выбор предложенной работы. Трудоустройство в отделе кадров. Отдел по трудоустройству молодежи.

2

2

Трудовые права несовершеннолетних.

1

3

Поступление на работу. Обращение, собеседование и заполнение документов при трудоустройстве (заявление, анкета, резюме).

4

4

Написание резюме, заявления, автобиографии (практикум).

4

5

Правила и порядок увольнения и предоставления отпуска. (Практикум по заполнению заявления на увольнение, на предоставление отпуска).

2


Итого:

34 ч


Личностные УУД:

  • знаком профессиями промышленных предприятий: токарь - фрезеровщик, станочник широкого профиля, заточник, слесарь-ремонтник; сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик и требованиями профессии к человеку, профессиональными личностными качествами, училищами, обеспечивающих начальное профессиональное образовании и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, оценивает собственные возможности при выборе профессии.

  • дает квалификационные характеристики изученным профессиям, соизмеряет свои способности и требования к специальности, умеет презентовать свои личностные качества.

  • умеет составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме.

  • проявляет профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям.


Предметные УД:

  • знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование, свои склонности, интересы и увлечения при выборе профессии; общие сведения о профессии токаря - фрезеровщика, станочника широкого профиля, заточника, слесаря-ремонтника, швеи, обувщика; условия труда, требования данных профессий к человеку, учреждения и отделы по трудоустройству; трудовые права несовершеннолетних; правила оформления на работу; правила и порядок увольнения и предоставления отпуска.

Регулятивные УУД:

  • получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству;

  • осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности; обладает готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.


Коммуникативные УУД:

  • умеет слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

  • вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействиях (учебных, бытовых, трудовых и др.).



10 класс.

Раздел, тема

Слабослышащие

2.2

Раздел I. Человек и профессия


22 ч.

1

Цели профессиональной деятельности.

Самообразование, саморазвитие и выбор профессии. Личные профессиональные цели.

3

2

Профориентационная игра « Человек – человек». Культура общения и профессионализм.

2

3

Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности.

3

4

Справочно-информационная карта ссузов для учащихся с проблемами слуха г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.

6

5

Технология профессионального самоопределения в условиях меняющегося рынка труда.

1

6

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся класса.

7

Раздел II. Трудоустройство

12 ч.

1

Закон о занятости населения.

1

2

Основы трудовых отношений.

1

3

Безработица. Порядок признания безработным (перечень документов, написание заявления).

3

4

Варианты поиска работы (кадровое агентство, биржа труда, знакомые, объявления, средства массовой информации)

3

5

Кодекс законов о труде. Работа подростков.

2

6

Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков.

2


Итого часов:

34 ч


Личностные УУД:


  • оценивает собственные возможности при выборе профессии; получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования;

  • сформированы первоначальные профессиональные намерения и интересы в выборе профессии, проявляет профессиональный интерес к нюансам выбранной профессии, деловым качествам, способностям в данной профессии;

  • определяет свой профессиональный тип личности; конструирует образ будущей профессии.

Предметные УУД:

  • знает закон о занятости населения; общие сведения о выбранных профессиях; требованиях, предъявляемые данными профессиями к человеку; основными качествами, которыми должен обладать работающий; виды работ и профессий, запрещенных для подростков; варианты поиска работы; адреса ссузов г. Красноярска и Красноярского края, регионов РФ.

  • умеет писать заявление на постановку на учёт по безработице;

  • готов к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда.


Регулятивные УУД:

  • получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; учреждениях и отделах по трудоустройству;

  • информирован о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;

  • сформированы навыки прогнозирования как предвидение будущих событий и развития процесса обучения;

  • принимает ответственность за свой выбор организации своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умеет слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • управляет поведением партнера через контроль коррекцию, оценку действий, умеет убеждать.


11класс.

Раздел, тема

Слабослышащие

2.2

Раздел I. Человек и профессия



19 ч

1

Комплексная диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей): анкетирование, на предмет выбранной специальности (профессии).

4

2

Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Типичные ошибки при выборе профессионального пути.

2

3

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

9

4

Выбор пути и способа получения профессионального образования. Личные и профессиональные цели. Составление первичного профессионального плана выпускника.

4

Раздел II. Трудоустройство

15 ч

1

Варианты временной работы. Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования. ЦЗН. Ярмарка вакансий.

5

2

Поступление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление (заявление, анкета, резюме, трудовой договор, контракт). Правила устройства на работу.

6

3

Как добиться успеха при устройстве на работу. Собеседование при приёме на работу.

2

4

Социальные гарантии работающим инвалидам.

2


Итого часов:

34 ч



Личностные УУД:

  • оценивает собственные возможности, при выборе профессии.

  • проявлять: профессиональный интерес к совершенствованию ЗУН в выбранной профессии, программирует карьерный рост, возможность повышения квалификации, обеспечение жизненных потребностей;

  • умеет составлять личный профессиональный план, резюме, анкету; писать заявление о приёме на работу; оформлять договор (контракт); презентовать свои личностные и деловые качества.

  • знаком с путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психологических возможностей.


Предметные УУД:


  • знает правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; правила написания резюме; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; о социальных гарантиях работающим инвалидам; о факторах, влияющих на выбор профессии; адреса средних профессиональных учреждений для учащихся с проблемами слуха.

Регулятивные УУД:

  • получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости, пользуется сведениями о путях получения профессионального образования

  • осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, поисковых сервисов, строит запросы для поиска информации, анализирует результаты поиска.


Коммуникативные УУД:

  • имеются умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе деловых, ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;

  • использует доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.


12 класс.

Раздел, тема

Слабослышащие

2.2

Раздел I. Человек и профессия

19 ч.

1

Это мой выбор – диагностика профессиональных ориентаций учащихся. Я и мои профессиональные способности. Здоровье и выбор профессий. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.

4

2

Что влияет на выбор профессии. Характер и темперамент в профессиональном становлении личности.

2

3

Суть жизненного и профессионального самоопределения (диспут).

1

4

Личный профессиональный план, как элемент профессионального самоопределения. Планирование профессионального пути.

2

5

Профессии, где вы можете себя реализовать.

1

6

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

9

Раздел II. Трудоустройство


15 ч.

1

Источники информации о мире профессий и труда.

2

2

Молодежная безработица – что это такое? Спрос на рынке труда. Центр занятости населения. Постановка на учет в ЦЗН.

5

3

Технология поиска работы. Необходимые умения при поиске работы. Агентства по трудоустройству. Самопрезентация (как "подать" себя на собеседовании). Что такое испытательный срок и в чем особенности этого периода начала работы.

5

4

Мое право на труд.

2

5

Деловая игра «Трудоустройство».

1


Итого часов:

34 ч

Личностные УУД:

  • соотносит свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составляет личный профессиональный план и мобильно изменяет его;

  • проявляет профессиональный интерес к совершенствованию знаний, умений и навыков в выбранной профессии, программирует карьерный рост, возможность повышения квалификации, обеспечение жизненных потребностей;

  • готов к профессиональной переориентации в условиях динамики рынка труда.


Предметные УУД:

  • знает сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;

  • проводит профессиональный анализ профессий и соотносит требования профессий с его личными достижениями; умеет пользоваться услугами центра занятости населения;

  • Знает технологию поиска работы в условиях меняющегося рынка труда (развитие умения выбирать).


Регулятивные УУД:

  • получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости;

  • самостоятельно определяет цели своего обучения, ставит и формулирует для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • самостоятельно планирует пути достижения целей.

Коммуникативные УУД:

  • умеет слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

  • вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействиях (учебных, бытовых, трудовых и др.).


13 класс.

Раздел, тема

Слабослышащие

2.2

Раздел I. Человек и профессия-

18 ч.

1

Мое видение будущей профессии. Диагностика «Осведомленность о  рынке труда».

2

2



3

Межличностные отношения в профессиональной деятельности (методика «Эмпатия», «Диалог», «Стратегия выхода из конфликта».


3

4

Цикл занятий, экскурсии по выбранным профессиям учащихся выпускных классов.

9

5

Социально – психологический портрет современного профессионала.

1

6

Профессии с большой перспективой. Рейтинг профессий.

1

7

«Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха» (встречи с успешными  выпускниками школы).


2

Раздел II. Трудоустройство

16ч.

1

Пути получения профессии. Рынок образовательных услуг города.

1

2

Порядок приема в учебные заведения. Игра – погружение «У меня все получится!» (собеседование  в приемной комиссии).

2

3

ЦЗН. Ярмарка вакансий

2

4

«День приема на работу»

-игровая процедура  прохождения  собеседования приема на работу

- обсуждения, известные правила, выделенные Д. Карнеги

2

5

«Моя карьера»

- анкета «Самоанализ возможного будущего»

, сложности подстерегающие на пути.


2

6

«Правила поведения на рынке труда»

- как правильно настроиться на поиск работы

-правила позитивного влияния на работодателя

- установки, которые  мешают достигать успеха в ситуации трудоустройства

4


«Мой обдуманный выбор»

- основной и запасной выбора  профессии

- принятие решения.

3


Итого:

34 ч


Личностные УУД:

  • ответственно относится к учению, готов и способен к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

  • проявляет профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям, возможностям карьерного роста в данной профессии.

  • оценивает возможности получения профессии и дальнейшего образования, анализирует перспективы, моделирует план профессионального развития (ближайший и перспективный);

  • сформированы чувства ответственности за свои действия и решения.


Предметные УУД:

  • знает пути получения профессии; рынок образовательных услуг города; востребованность в профессиях; правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения; общие сведения о новых профессиях на рынке труда; требования, медицинские и квалификационные характеристики, предъявляемые к данным профессиям; общие представления о трудовом законодательстве.

  • соотносит собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставляет выбор с ситуацией на рынке труда.

Регулятивные УУД:

  • получает из разнообразных источников и осмысливает социальную информацию об учебных учреждениях; систематизирует и анализирует полученные данные о учебных учреждениях от Центра занятости;

  • анализирует информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользуется сведениями о путях получения профессионального образования.


Коммуникативные УУД:

  • вступает в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально- производственно окружения¸, умеет презентовать себя на рынке труда;



Вариант 1.3,2.3 ОВЗ.

6 класс. 1.3,2.3 ОВЗ.


Раздел, тема

1.3,2.3 ОВЗ

Теория

Практика

Раздел I. Человек и профессия 34 ч

1

Профессии родителей.

1

3

2

Анкета по выявлению учебных интересов. Анкета по выявлению учебных интересов. (автор - С.С. Гриншпун).

-

2

3

Профессии нашего города.

1

2

4

Тестирование «Отношение к нравственным нормам поведения». (автор - Е.Н. Прошицкая).

__

3

5

Труд как основа жизнеобеспечения и благополучия.

1

1

7

Востребованные профессии в Красноярском крае.

2

1

8

Встречи с представителями профессий.


4

9

Профессиональные качества человека.

2

3

10

Игра - путешествие «Планеты профессий».


5

11

Профориентационная игра «Угадай профессию»

-

3


Итого часов:

7

27


Базовые учебные действия:

Личностные УД:

  • -знаком с профессиями родителей, профессиями нашего города, знает о значении труда в жизни человека;

  • - умеет уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • - умеет оценивать собственные возможности при выборе профессии.

Предметные УД:

  • знает о профессиях родителей, востребованные профессии в городе и Красноярском крае, профессиональные качества человека; значение труда в жизни человека.



7 класс. 1.3,2.3 ОВЗ

Раздел, тема

1.3,2.3 ОВЗ

Теория

Практика

Раздел I. Человек и профессия

31 ч

Выбор в жизни человека.

Мир профессий и профессиональный выбор.

1


1

2

Типы профессий. (Человек- человек, человек- природа, человек – художественный образ, человек- техника). Формула профессии.

1

3

3

Совершаем выбор (тестирование).

-

3

4

Профориентационная игра «Ассоциации».

-

2

5

Профессии пищевой промышленности (тестовод, пекарь, изготовитель пищевых полуфабрикатов). Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

6


10

6

Встречи с представителями профессий.

-

4

Раздел II. Трудоустройство 3ч.

Как подростку устроиться на работу.

1

2

Итого часов:

9

25


мнение


Основная форма и методы профориентационной игры,

тренинга

Основная форма- индивидуальная работа

Методы: метод опроса, метод самоанализа

Разделы (темы) по программе «Технология» (по

классам), где можно использовать идею игры

Идею этой игры можно использовать в разделе

«Современное производство и профессиональное

самоопределение» в теме «Профессиональная карьера и

профессиональный образ» для 8-9 классов по ФГОС

Определить цель и сформировать результаты с учетом

возраста учащихся в соответствии с ФГОС

Цель и результаты описаны выше.

Использование игровых технологий помогает подросткам

подготовиться к взрослой жизни, позволяет освободиться

от шаблонов, выйти за пределы стереотипных моделей

поведения, осуществлять поиск нестандартных решений,

отрабатывать коммуникативные умения, являющиеся

залогом успеха во многих профессиях.

План-проект урока с использованием идеи

1)Этап подготовки. Начинается с разработки сценария

2)Ввод в игру, ориентация участников и экспертов

3) Непосредственно игровая деятельность

4) Заключительный этап. Дискуссия,

обсуждение, рефлексия

Занятие проводится в классе и рассчитано на один урок,

но может быть организовано и как комплекс таких

занятий, которое уже будет включать больше

профориентационных игр и упражнений и представлять

целостную учебную программу


Цель: дать учащимся возможность в полушутливой форме

соотнести свои качества для жизни с ценностями, со

своими представлениями о порядочности.

Задача: формирование готовности человека к

размышлениям о себе и своей жизни, что предполагает

духовный поиск, переживания и определенные

внутренние противоречия (сопоставления разных

внутренних, субъективных позиций и ориентаций

человека)

Компентенции, формируемые в ходе проведения

профориентационной игры, тренинга

Личностные: патриотизм, формирование основ базовых

национальных ценностей, становление гуманистических и

демократических ценностных ориентаций

Регулятивные: владение основами самоконтроля,

самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности

Познавательные: умение определять понятия, создавать

обобщения, устанавливать аналогии, причинно-

следственные связи, строить

Базовые учебные действия:

Личностные УД:

  • -знаком с профессии пищевой промышленности: тестовод, пекарь, изготовитель пищевых полуфабрикатов, проявляет интерес к выбору профессии;

  • - адекватно понимает свои психологические особенности, способности и возможности при выборе профессии.

Предметные УД:

  • - знает типы профессий, как устроиться на работу, профессии пищевой промышленности, требования данных профессий к человеку.

8 класс. 1.3,2.3 ОВЗ


Раздел, тема

1.3,2.3 ОВЗ

Теория

Практика


Раздел I. Человек и профессияч

29ч

Требования профессии к человеку. Профессиональные качества человека.

1

2

Темперамент и выбор профессии. Влияние темперамента на выбор профессии.

2

5

Что такое профессия, специальность, должность.

1

2

Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей).

-

3

Рабочие профессии: - (слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь). Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

2

3

Профессия парикмахер. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

-

2

Встречи с мастерами – профессионалами.

-

4

Профориентационная игра «Угадай профессию».

-

2


Раздел II. Трудоустройство

5 ч

1.

Куда подростку можно устроиться на работу. Как устроиться на работу (собеседование, самопрезентация). Документы, необходимые для поступления на работу (перечень).

2

3


Итого:

8 ч

26 ч


Базовые учебные действия:

Личностные УД:

  • -знаком с профессиями: слесарь-сантехник, слесарь – ремонтник оборудования, автослесарь, парикмахер и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку;

  • - адекватно понимает свои психологические особенности, способности и возможности при выборе профессии.


Предметные УД:

  • Знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование; общие сведения о профессии парикмахера, автослесаря, слесаря-сантехника, слесаря-ремонтника; требования к данным профессиям; о влиянии личностных качеств на выбор профессии; куда и как подростку устроиться на работу.


9 класс. 1.3,2.3 ОВЗ.



Раздел, тема

1.3,2.3 ОВЗ



Теория

Практика


Раздел I. Человек и профессия-


18 ч.


Здоровье и выбор профессии.

1

-

Интересы, склонности, способности (профдиагностика).

-

4

Профессии промышленных предприятий: токарь, заточник, слесарь-ремонтник. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

-

5

Профессии сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик. Требования профессии к человеку, профессиональные личностные качества, училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.

-

4

Встречи с мастерами – профессионалами.

-

4


Раздел II. Трудоустройство-

16 ч.

Резюме. Выбор предложенной работы. Трудоустройство в отделе кадров.

1

1

Трудоустройство. Обращение, собеседование и заполнение документов при приеме на работу (практикум по написанию заявления, анкеты).

1

4

Трудовые права несовершеннолетних.

1

1

Написание резюме, заявления, автобиографии (практикум).

-

5

Правила и порядок увольнения и предоставления отпуска. Практикум по заполнению заявления на увольнение, на предоставление отпуска.

-

2


Итого:

4 ч

30 ч

Базовые учебные действия:

Личностные УД:

  • знаком профессиями промышленных предприятий: токарь, заточник, слесарь-ремонтник; сферы бытовых услуг и обслуживания: швея, обувщик, профессиональными личностными качествами, училищами, обеспечивающих начальное профессиональное образовании и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, оценивает собственные возможности при выборе профессии;

  • дает квалификационные характеристики изученным профессиям, соизмеряет свои способности и требования к специальности, умеет презентовать свои личностные качества;

  • проявляет профессиональный интерес к выбранной профессии, деловым качествам, способностям.


Предметные УД:

  • знает адреса училищ, обеспечивающих начальное профессиональное образование, свои склонности, интересы и увлечения при выборе профессии; общие сведения о профессии заточника, слесаря-ремонтника, токаря, швеи, обувщика, условия труда; требования данных профессий к человеку; учреждения и отделы по трудоустройству; трудовые права несовершеннолетних; правила оформления на работу; правила и порядок увольнения и предоставления отпуска;

  • умеет составлять резюме, заявление, анкету.



Литература


  1. Волкова Н.А. и др. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Волгоград. Учитель, 2002

  2. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – Москва. Просвещение, 2000

  3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс). Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под ред. Л.А. Обуховой – Москва. ВАКО, 2005

  4. Михайлов А.А. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 кл. – Москва. Просвещение, 2005

  5. Хрипков А.Г. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации. – Москва. Педагогика, 2001

  6. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классы в школе: «Моя будущая профессия». - Ростов – на - Дону. Феникс, 2007

  7. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Санкт-Петербург. Питер, 2007

  8. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – Москва. Сфера, 2006

  9. Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – Москва. Генезис, 2006

  10. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.П. Классные часы в 10-11классах. (Серия «Сердце отдаю детям») - Ростов - на – Дону. Феникс, 2004

  11. Пряжников H.C. Профориентация в школе: игры, упражнения, вопросники 8-11 кл. - Москва. ВАКО, 2008

  12. Профориентация старшеклассников: сборник учебно-метод. Материалов /Сост., ред. коммент. T.B. Черниковой. — Волгоград. Учитель, 2007






34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!