Пояснительная записка
Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности первоклассников являются следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован в Минюсте России 22 .12. 2009, регистрационный № 17785);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16);
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 № 13-51-28/13);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г.).
Содержание программы
Работа над певческой установкой и дыханием. (6 часов)
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. (6 часов)
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией.(9 часов)
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Формирование чувства ансамбля.(8 часов)
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (4 часа)
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(1 класс)
В результате обучения пению в вокальной группе воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
-на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года петь выразительно, осмысленно.
Планируемые результаты
Личностные | чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; формирование доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, этических чувств; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. |
Метапредметные | овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров; |
Предметные | формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. |
Учебно-тематический план
(1 класс)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | теория | практика |
1. | Певческая установка. Певческое дыхание. | 6 | 1 | 5 |
2. | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 6 | 1 | 5 |
3. | Работа над дикцией и артикуляцией | 9 | 2 | 7 |
4. | Формирование чувства ансамбля. | 8 | 1 | 7 |
5. | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 4 | | 4 |
Итого: | 33 | 5 | 28 |
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Кол-во час | Дата план | Дата факт |
Певческая установка. Певческое дыхание. (6ч.) |
1 | Вводное занятие. Первичная диагностика | 1 | | |
2 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 1 | | |
3 | Знакомство с песней. Певческая установка. Работа над дикцией в разучиваемой песне. | 1 | | |
4 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Работа над звукообразованием в разучиваемой песне. | 1 | | |
5 | Различные характеры дыхания. Работа над ритмом в разучиваемой песне. | 1 | | |
6 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Соединение с фонограммой. | 1 | | |
Музыкальный звук. Высота звука. (6ч.) |
7 | Музыкальный звук. Высота звука. | 1 | | |
8 | Знакомство с песней. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 1 | | |
9 | Мягкая атака звука. Пение нон легато и легато. | 1 | | |
10 | Мягкая атака звука. Работа над дыханием в разучиваемой песне. | 1 | | |
11 | Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | 1 | | |
12 | Работа над звуковедением. Работа над выразительностью исполнения. | | | |
Работа над дикцией и артикуляцией. (9ч.) |
13 | В мире загадочных звуков: композитор, исполнитель, слушатель. Знакомство с песней. | 1 | | |
14 | Дикция и артикуляция. Работа над звукообразованием в разучиваемой песне. | 1 | | |
15 | Работа над дикцией в разучиваемой песне. | 1 | | |
16 | Развитие согласованности артикуляционных органов. Работа над выразительностью исполнения. | 1 | | |
17 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Соединение с фонограммой. | 1 | | |
18 | Знакомство с песней. Дикция и артикуляция. Работа над звукообразованием. | 1 | | |
19 | Работа над дыханием в разучиваемой песне. | 1 | | |
20 | Работа над выразительностью исполнения. | 1 | | |
21 | Интонация и сценический образ при исполнении песни. | 1 | | |
Формирование чувства ансамбля. (8ч.) |
22 | В мире загадочных звуков: краски музыки Знакомство с песней. | 1 | | |
23 | Формирование чувства ансамбля. Работа над звукообразованием в разучиваемой песне. | 1 | | |
24 | Выработка ритмической устойчивости Работа над дикцией в разучиваемой песне. | 1 | | |
25 | Выработка активного унисона. | 1 | | |
26 | Работа над ритмом в разучиваемой песне. | 1 | | |
27 | Знакомство с песней. Устойчивое интонирование одноголосого пения. | 1 | | |
28 | Работа над дыханием в разучиваемой песне. Работа над выразительностью исполнения. | 1 | | |
29 | Формирование чувства ансамбля. Соединение с фонограммой. | 1 | | |
Формирование сценической культуры.(4ч.) |
30 | Работа с фонограммой. Работа над выразительностью исполнения. | 1 | | |
31 | Интонация и сценический образ при исполнении песни. | 1 | | |
32 | Работа над звукообразованием в разучиваемой песне. Работа над дикцией. | 1 | | |
33 | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Выступление на празднике. | 1 | | |
| Итого | 33 | | |
Примерный репертуарный список
Народные песни
Русская народная песня «Я на камушке сижу»
Русская народная песня «Земелюшка-чернозем»
Русская народная песня «Два веселых гуся»
Музыка из кино и мультфильмов
Ю.Чичков «Что такое Новый год?» из м/ф «Что такое Новый год?», сл. М.Пляцковского
Б.Савельев «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда», сл. М.Пляцковского
В.Шаинский «Улыбка» из м/ф «Улыбка», сл. М.Пляцковского
М.Дунаевский «33 коровы» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!», сл. Н.Олев
Е. Крылатов «Заводные игрушки» из к/ф «Приключения Электроника», сл Ю.Энтина
Крылатов Е. «Снежинка» из к/ф «Чародеи», сл. Л.Дербенева
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты (фортепиано), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски.
Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
ЛИТЕРАТУРА,
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПЕДАГОГАМ
1. Артоболевская, А. А. Первые встречи с искусством / А. А. Артоболевская. – М. : Просвещение, 1995.
2. Арнхейм, Р. А. Искусство и визуальное восприятие / Р. А. Арнхейм. – М. : Прогресс, 1974.
3. Брагинская, Ж. И. Время и песня / Ж. И. Брагинская. – М. : Профиздат, 1986.
4. Взаимодействие и синтез искусств. – Л. : Наука, 1978.
5. Вообрази себе. Поиграем, помечтаем. – М. : Эйдос, 1994.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.
7. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1966.
8. Выготский, Л. С. Гимнастика чувств / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1985.
9. Журавлев, А. П. Звук и смысл / А. П. Журавлев. – М. : Просвещение, 1991.
10. Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. – 2-е изд. – М. : ИФ «Образование в документах», 2001.
11. Злотников, В. К. Родство искусств / В. К. Злотников // Искусство в школе, 1993.
12. Из истории музыкального воспитания : хрестоматия / сост. О. А. Апраксина. – М. : Просвещение, 1990.
13. Калашников, А. Г. Что такое педагогический процесс / А. Г. Калашников // Советская производственно-трудовая школа. – М. : Просвещение, 1926.
14. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, 20 ноября 1989 г.) – ЮНИСЕФ, 1999.
15. Кленов, Арк. С. Там, где музыка живет / Арк. С. Кленов. – 3-е изд., испр. – М. : Педагогика-Пресс, 1994. – 152 с. : ил. – ISBN 5-7155-0651-4.
16. Лазарев, В. С. Как разработать программу развития школы : методич. пособ. для руководителей образовательных учреждений / В. С. Лазарев, М. М. Поташник. – М. : Новая школа, 1993.
17. Мелик-Пашаев, А. А. Трансформация детской игры в творчество / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская // Искусство в школе. – М. : Просвещение, 1994.
18. Михайлов, М. К. Этюды о стиле в музыке / М. К. Михайлов. – М. : Музыка, 1990.
19. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. – М. : Музыка, 1988.
20. Пособие для музыкального самообразования. – М. : Музыка, 2000.
ЛИТЕРАТУРА,
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ
1. Басина, Н. Э. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н. Э. Басина, О. А. Суслова. – М. : Линка-Пресс, 1997. – 146 с.
2. Манакова, И. П. Дети. Мир звуков. Музыка / И. П. Манаков, Н. Г. Салмина. – Свердловск, 1991. – 123 с.
3. Энциклопедия для юных музыкантов / авт.-сост. И. Ю. Куберский. – СПб. : Золотой век, 1996. – 576 с.
8