Рабочая программа
Танцевально-хоровой студии «Домисолька»
1-4 класс
Составитель: Толмачева Л.В.
учитель нач.классов,
высшая категория
МКОУ «Бубчиковская СОШ».
2015
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Домисолька» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием учебно - методических комплектов: «Корифей» издательско-торговый дом Музыка Нестандартные уроки, , Москва «Вако», 2006г Москва «Вако» Праздники и развлечения.
Программа рассчитана на учащихся 3 класса на 34 учебных часа ( из расчета 1час в неделю).
Цель: развитие музыкально-творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса .
Задачи:
1. Привитие любви к музыке.
3 Развитие индивидуальных творческих способностей детей на основе исполняемых песен и проводимых музыкальных игр.
2. Создание атмосферы радости, увлеченности, успешности значимости каждого учащегося. Формирование потребности в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности:
- хоровое и ансамблевое пение;
- слушание различных произведений;
- добавление элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой
Формирование универсальных учебных действий:
Предметные
Учащиеся научатся правилам пения, пониманию истоков музыки и её взаимосвязи с жизнью.
Научатся передавать настроение музыки в пении.
Осмысленно владеть способами певческой деятельности.
Дети получат возможность расширить музыкальный кругозор, а так же представлять широкой публике результаты собственной музыкально- творческой деятельности.
Регулятивные
Дети приобретают опыт выразительно исполнять песни и танцы , составлять исполнительский план вокального и танцевального сочинения. Импровизировать «музыкальные разговоры» и танцы различного характера.
Познавательные
Учащиеся научатся сочинять короткие мелодии – попевки, определять характер, настроение и жанровую основу песен - попевок , участвовать в коллективной творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении в танце, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
Коммуникативные
Учащиеся научатся исполнять танцы, инсценировать песни, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками, оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.
Учащиеся получат возможность научиться передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности
Предполагаемым результатом обучения является:
-Наличие интереса к музыкальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в играх, импровизациях, в концертах).
-Умение двигаться под музыку, культура поведения на сцене.
Контроль и учет успеваемости осуществляются в формах прослушивания и выступления на праздниках и конкурсах.
Тематическое планирование кружка «Домисолька» 1-2 класс
№п\п | Темы занятий | Всего часов | теория | практика | Контроль, дата |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по т\б | 1 | 1 | | |
2 | Массовые танцы к празднику осени | 1 | | 1 | |
3 | Песни к празднику осени | 1 | 1 | | |
4 | Праздник осени | 1 | | 1 | праздник |
5 | Песни из муз. сказок | 1 | | 1 | |
6 | Музыкальное соревнование «Танцевальная массовка» | 1 | | 1 | |
7-9 | Песни и танцы ко Дню матери | 3 | | 1 | выступление |
10 | Хороводы к елке | 1 | | 1 | |
11 | Здравствуй, здравствуй, Новый год!(хороводы) | 1 | | 1 | праздник |
12-13 | Здравствуй, здравствуй, Новый год!(хороводы, песни) | 2 | | 2 | |
14 | Здравствуй, здравствуй, Новый год! | 1 | | 1 | праздник |
15 | Рождественские игры. Шуточные песни. | 1 | | 1 | конкурс |
16 | Песни о друзьях | 1 | | 1 | |
17 | Песни о России. | 1 | | 1 | . |
18-19 | Подражательные движения | 2 | | 2 | |
20 | Народные песни и танцы | 1 | | 1 | |
21-22 | Песни об армии | 2 | 1 | 1 | |
23-24 | Танец «Яблочко» | 2 | | 1 | |
25 | Песни и танцы к 8марта | 1 | | 1 | |
26 | Песни и танцы к 8марта | 1 | | 1 | |
27 | Масленица. | 1 | | 1 | |
28 | Инсценировки песен | 1 | | 1 | конкурс |
29 | Музыкальные ребусы | 1 | 1 | | |
30 | Знакомство с сюжетами из опер . Играем в оперу. | 1 | | 1 | |
29 | Знакомство с сюжетами из балетов. | 1 | 1 | | |
30-31 | Песни к Дню Победы | 2 | | 1 | |
32 | Где мы были… | 1 | | 1 | |
33 | Частушки | 1 | | 1 | конкурс |
34 | Отчётный концерт. | 1 | | | |
Учебно-тематическое планирование
Третий год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Мелодия в темпе музыкального движения | 2 | - | 2 |
2. | Азбука классического танца | 4 | 2 | 2 |
3. | Ритмика | 4 | 1 | 3 |
4. | Танец сегодня | 3 | 1 | 2 |
5. | Общеразвивающие упражнения | 4 | - | 4 |
6. | Русские народные танцы | 2 | - | 2 |
7. | Репитиционно-постановочная работа | 8 | 1 | 7 |
8. | Игровые технологии | 4 | - | 4 |
9. | Индивидуальные занятия | 2 | 1 | 1 |
10. | Итоговые занятия и досуговые мероприятия | 1 | - | 1 |
| Итого: | 34 | 6 | 28 |
Игровые технологии программы:
- Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства»
Примерный репертуар песен
Песни о школе: «Если б не было школ». Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Песня первоклассника». Муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана; «Вот тогда ты пожалеешь Кулакова». Муз. Г. Струве, сл. Ф.Лаубе; «Игра». Муз. Шаинского, сл.Р.Рождественского.
Песни осени: «Осень». Муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Некрасовой, «Осень постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова.
Песни о друзьях: «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка». Муз. Б.Савельева, сл.М. Пляцковского; «Если с другом вышел путь». Муз.В. Шаинского, сл. М.Танича ; «Ты, да я, да мы с тобой». Муз. В.Иванова, сл. М.Пляцковского из к/ф «Тихие троечники».
Песни о России, о Мире: «Ромашковая Русь». Муз. Ю.Чикова, сл. М.Пляцковского; «Солнечная песенка». Сл. и муз. Степана Булдакова.
Песни о маме, доме, семье: «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной; «Папа может». Муз. В.Шаинского, сл. М.Танича; «Золотая свадьба». Муз. Р.Паулса, сл. И.Резника; «Моя мама лучшая на свете» Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского ,
Песни о животных: «Про Мурзика». Муз. А.Варламов, сл. Р. Паниной; «Розовый слон», Муз. С.Пожлакова, сл. Г.Горбовского; «33 коровы». Муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева,
Песни о зиме: «Если б не было зимы»из м/ф «Зима в Простоквашино». Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина; «Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева.
Шуточные песни: «Посиделки» муз. А.Варламова; «Монолог сына» или «Детская воздухоплавательная». Муз. и сл. Е. Егорова
Песни 8 марта: «5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева; «Наши мама самые красивые»; «Когда моя бабуля приходит в гости к нам»; «Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.
Песни Победы: «Несовместимы дети и война». Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского; «Вальс Победы». Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.
Песни лета: «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.
Р. S.
Занятия в кружке могут быть продолжены и в 4- ом классе, где программа будет иметь те же содержательные разделы, что и в 1-ом. С каждым годом будет меняться лишь репертуар, и освоение программы пойдет с большей степенью глубины и самостоятельности.
Упражнения для развития чувства ритма
1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком ( без хлопка)
- Стоят шеренгой, тактируют.
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).
2. «Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум - бум - бум!
Целый день играет ежик,
Бум - бум - бум!
С барабаном за плечами,
Бум - бум - бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он
Бум - бум - бум!
Барабан в саду забыл он
Бум - бум - бум!
Ночью яблоки срывались
Бум - бум - бум!
И удары раздавались
Бум - бум - бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум - бум - бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум - бум - бум!
3. Учитель говорит:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
4. «Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш - кыш (свободное движение рук)
Хлоп - хлоп (в ладоши)
Шлеп - шлеп (по коленям)
Топ - топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.
5. На фланелеграфе выложить ритм:
Короткие звуки - узкие полоски, длинные звуки - широкие полоски.
Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.
6. Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
7. Игра: «Хлопот в такт».
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.
8. Игра: «Музыкальные топотушки».
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.
9. Показ рукой - ударение на каждое слово.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
(Можно прыгать как зайчики).
10. В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо - 2 раза.
А потом вдруг... в ямку бух! (приседают).
11. «Перевертушки»
На эти слова должны быстро повернуться.
Ой, чки, чки, чки, огурчики.
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.
12. «Сыграй, как я».
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.
13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши.
Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс руки, поклон).
14. Пение с движением руки по движению мелодии.
Сила звука: открывать ладонь и закрывать.
Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.
План-конспект занятия по хореографии "Путешествие в страну танца"
Цель занятия: Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального искусства.
Задачи:
Заинтересовать детей, осуществив их знакомство со спецификой хореографического искусства
Способствовать развитию творческого воображения.
Создать атмосферу творческого единения педагога с детьми.
Возраст детей: 8-9 лет.
Оборудование
для педагога: фортепиано, магнитофон, диск с музыкальным материалом, лошадка из воздушных шариков и повозка, наполненная воздушными шарами;
для детей: коврики, воздушные шары.
Продолжительность занятия: 45 минут
План занятия
1. Организационный момент ( 5 мин.)
2. Основная часть (35 мин.)
3. Подведение итогов занятия (5 мин.)
Ход занятия
1. Оргмомент
Вход детей в зал под музыку, построение в шеренгу, перестроение в линии.
Педагог: Здравствуйте, дети! Педагог делает поклон.
Педагог: Вы знаете, что это за движение? Это поклон. Вот таким образом, вместо привычного "Здравствуйте!", принято приветствовать друг друга в мире танца.
Говорит " Лошарик" (звучит аудиозапись):
На Лошарика взгляните,
Здравствуйте, мои друзья!
Педагог: Приветствуем тебя, уважаемый Лошарик. Но у нас есть своё традиционное приветствие. Это поклон. И сейчас мы поприветствуем Лошарика .
Итак, все подтянулись. Пятки вместе, носки врозь.
1-и 2-и-музыкальное вступление;
3-и-голову наклонить;
4-и-голову поднять в исходное положение.
Дети исполняют поклон.
Путешествовать хотите?
С приглашеньем прибыл я.
Педагог: О каком приглашении говорит Лошарик?
Педагог достаёт из повозки конверт с посланием и зачитывает его:
Всех девчонок и мальчишек
Приглашаю в сказку.
В страну танцев собирайтесь,
Слушайте подсказку:
Не ходите просто так
По лесной опушке,
А с вниманьем отнеситесь
К зайчику, лягушке.
Повторять вам предстоит
Каждое движение,
Ведь и жителям лесным
Нужно уважение!
Гибкость, ловкость проявите,
В страну танцев вы войдите.
Ну что же, ребята, давайте исполнимся решимости и смело отправимся в путь.
2. Основная часть
Педагог:
Отправляемся в поход.
Много нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог:
Дальше по лесу шагаем.
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог:
Это чей же видим дом?
Кто же, кто хозяин в нём?
Здесь живёт лесной народ.
Он танцует и поёт.
Педагог:
А сейчас мы пойдём по дорожке.
Перестраиваемся в 2 диагонали.
Педагог обращается к 1 диагонали:
Зайчик быстрый скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы, ребятишки.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог обращается ко 2 диагонали:
В этом домике на ёлке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И всё с танцами дружили.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог - к 1 диагонали:
Видим: скачут по опушке
Две зелёные лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок -
Прыгать весело, дружок!
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог - ко 2 диагонали:
Мышка - серая норушка -
Быстро навостряет ушки.
Будет прыгать и плясать -
Просто глаз не оторвать.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог:
Дружно за руки возьмёмся.
В круг, ребята, соберёмся!
Педагог:
Мы пойдём сначала вправо - раз, два, три.
А потом пойдём мы влево - раз, два, три.
А потом мы разойдёмся - раз, два, три.
А потом мы соберёмся - раз, два, три.
Посидим, отдохнём, в руки коврики возьмём.
Дети расходятся на свои места и раскладывают коврики.
Педагог:
Мордочкой кручу, верчу,
Быть красивой я хочу.
Ну а хвостик мой пушистый
Убегает быстро, быстро.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог:
Я колючий - ну и что же.
Должен быть колючим ёжик.
А в комочек я свернусь
И клубочком покачусь.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Ребята! Долго мы с вами шли.
К избушке подошли.
Сейчас отдохнём
И чайку попьём.
Педагог: Вот и чайник закипел.
Педагог просит детей изобразить чайник.
Педагог: Пар пошёл ( набираем воздух и выдыхаем).
Запел (дети издают звуки).
Разлили мы чай по чашечкам, но мы такие с вами неосторожные, выпал чайник у нас из рук и разбился. Дети через прыжок опускаются на пол, показывая, как чайник разбивается.
Педагог: А после обеда надо отдохнуть.
Я на солнышке лежу.
Я на солнышко гляжу.
Всё лежу и лежу.
И на солнышко гляжу.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог:
А теперь все дружно встали,
Коврики свои собрали.
Дети сложили коврики и убрали их на свои места.
Педагог: Мы с вами отдохнули и отправляемся в путь.
Упражнение: топ-топ-топ-3 раза топаем.
Хлоп-хлоп-хлоп-3 раза хлопаем.
Скок-скок-скок-3 раза прыгаем.
Поворот - повернулись вокруг себя.
Чем дальше мы идём, тем ближе к стране танцев.
Слышу: музыка звучит, танцевать нам всем велит.
Вдали раздаётся музыка.
Педагог: Ребята! Что это мы слышим? Какая-то незнакомая музыка. Давайте попробуем под неё станцевать.
Педагог показывает упражнения с элементами русского танца, дети повторяют.
Вдали раздаётся мелодия классической музыки.
Педагог показывает упражнения: деревья, море, птицы, снежинки, дети повторяют.
Вдали раздаётся эстрадная музыка.
Педагог показывает упражнения с элементами эстрадного танца, дети повторяют.
Говорит "Лошарик":
Что ж, весёлых испытаний
Вами с честью пройден круг!
Нам пришла пора прощаться-
До свиданья, милый друг!
Чтоб хранить воспоминанья
О чудесном этом дне,
Вам Лошарик дарит шарик:
Подходите все ко мне!
Дети берут по два шарика и с помощью педагога исполняют танец "Шарики - лошарики".
3. Итоги занятия
Педагог обращается к ребятам:
Вы молодцы! Мы сумели преодолеть все препятствия.
Наше путешествие закончилось.
А теперь, мои дорогие, ответьте: что вам запомнилось?
Что вам не понравилось? (Ответы детей).
Педагог подводит итог:
На следующем занятии мы с вами познакомимся с другими жителями страны танцев.
Нам пора прощаться, домой возвращаться. Но перед тем, как мы исполним поклон, я хочу вам вручить приглашения на наше следующее занятие. Жду вас снова!
Педагог раздаёт детям приглашения.
А сейчас поклон. Исходное положение - пятки вместе, носки врозь.
1-и, 2-и-музыкальное вступление.
3-и- голову наклонить
4-и- исходное положение.
Педагог: Урок закончен.
Дети: Спасибо, до свидания!
Дети перестраиваются в колонну и под музыку покидают танцевальный зал.
Список литературы
1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.
2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
3. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.
4. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.
5. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
6. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
7. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
8. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
9. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:
10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
12. Игры в школе. - М.: ACT, 2000.
13. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.
14. Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.
15. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002.
16. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург, 2003.
17. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Пр