Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ордынского района Новосибирской области –
Филипповская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО Решение педагогического совета протокол от | | УТВЕРЖДАЮ Директор _________В.В.Лапшина |
ПРОГРАММА
художественно-этнической направленности
школьного летнего лагеря дневного пребывания
детей в МКОУ – Филипповской СОШ
рамках проекта «АРТ-студия СОК»
«В ГОСТЯХ У БЕРЕНДЕЯ»
Автор-составитель программы:
Манидина Светлана Евгеньевна-
старшая вожатая
МКОУ - Филипповской СОШ
Филиппово 2020
«…..Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия….
В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
М.И. Калинин
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы | Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей художественно-этнической направленности «В гостях у Берендея» |
Основание для разработки программы | Закон Российской Федерации «Об образовании» Конвенция о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1989 г. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Федеральный закон от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации и реализацией Национального стандарта Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления (введён в действие с 01.01.2009 г. от 27.12.2007 г. №565-ст). Распоряжение Главы Ордынского района «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в летний период». |
Автор-составитель программы | Манидина Светлана Евгеньевна- старшая вожатая МКОУ - Филипповской СОШ |
Адрес организации | Село Филиппово Ордынского района Новосибирской области Улица Школьная 12 |
Направленность программы | художественно-этническая |
Срок реализации программы | Июнь 2020 года, 18 дней С 1 по 25 июня |
Цель программы | Организация отдыха и занятости обучающихся в летний период. |
Задачи программы | Создать оптимальные условия для полноценного отдыха; творческого развития личности ребёнка через знакомство с народными ремёслами, русской народной культурой. Развивать у детей интерес к русской народной культуре. Обучить детей специальным ЗУН в области русских народных ремёслах, через включение в образовательный процесс. Способствовать развитию у детей творческих способностей. Формировать у детей творческие умения и навыки группового и коллективного труда, нравственные качества личности (честность, долг, уважительное и бережное отношение к традициям народной культуры, уважение к взрослым и сверстникам). Реализовать творческий потенциал детей в совместной деятельности. |
Целевые группы | Дети 6-15 лет. Общее количество детей в отряде 10-15 человек. |
Краткое содержание | Летний лагерь с дневным пребыванием детей «В гостях у Берендея» на базе МКОУ –Филипповской СОШ организует работу в течение одной смены (18 дней) общим охватом 60 человек. Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью передачи русских народных культурно-духовных норм и образцов: нравственных (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь и т.д.); социальных (трудолюбие, профессия, семья, здоровье и т.д.); политических (гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.) детям для сохранения традиций преемственности поколений, национальной и культурной самоидентификации детей. Новизна программы заключается в том, что вся деятельность состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурных мероприятий основанных на русских народных духовных и культурных традициях, и призвана помочь обучающимся декоративно – прикладным творчеством, реализовать свои природные задатки. Это должно впоследствии способствовать осознанному выбору профессии, а приобретённые личностные качества - становлению ребёнка как нравственной личности и ответственного гражданина. Механизм реализации: игровая модель смены, в ходе которой дети выполняют тематические задания и стараются всегда соблюдать 5 правил, которые они должны знать, всегда помнить и никогда не забывать, чтобы быть учениками Мастера. Выполнив все условия, они становятся учениками Мастера. |
Ожидаемый результат | У детей сформированы: знания о русских народных ремёслах; творческий опыт в процессе конструирования; творческие умения и навыки группового и коллективного труда, нравственные качества личности. У детей развиты творческие способности, художественный вкус. Дети творчески самореализуются в учебной, игровой, музыкально-творческой деятельности на основе традиционной русской культуры. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Поэтому школьный лагерь с дневным пребыванием является для детей уникальной возможностью с пользой провести время в период каникул.
Дети в возрасте от 6 до 15 лет смогут глубже изучить народные ремёсла, интересно и плодотворно провести время под руководством опытных педагогов, принять участие в различных мероприятиях по тематической направленности, получить новые знания, умения и навыки в области народных ремёсел.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников.
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, реализацией Национального стандарта Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введён в действие с 01.01.2009 г. от 27.12.2007 г. №565-ст).
Ориентируясь на Распоряжение Главы Ордынского района «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период», руководство МКОУ - Филипповской СОШ определило задачу по созданию благоприятных условий для летнего отдыха обучающихся .
Решению этой проблемы способствует организация работы летнего лагеря по художественной, краеведческой, социально-педагогической направленности.
Помимо этого, актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью передачи русских народных культурно-духовных норм и образцов: нравственных (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь и т.д.); социальных (трудолюбие, профессия, семья, здоровье и т.д.); политических (гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.) – детям для сохранения преемственности поколений, национальной и культурной самоидентификации.
Вопросы создания условий для развития традиционной народной культуры и участия в сохранении, возрождении и развития народных промыслов нашли отражение в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. №3612 -1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (4) и в «Общероссийской программе развития воспитания в системе образования России» (12).
Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть самодостаточным в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с обратным. Достижения современности так быстро и активно входят в повседневную жизнь любого ребенка, что культура и быт не только далеких предков, но и поколений еще живущих людей является для него тайной за семью печатями. На снятие этих противоречий и направлена наша программа.
Преимущество данной программы выражено в поиске современных моделей воспитания и необходимости возрождения лучших образцов народной педагогики. Еще К.Д.Ушинский считал, что на воспитание большое влияние оказывают национальные особенности, культура народа, его быт и история.
Народная культура должна предстать перед детьми в своей целостности. Это значит, что разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены как органические составные части единого целого – народной исторической памяти, народного самосознания.
Условия летнего лагеря как нельзя лучше подходят для организации системной работы по ознакомлению детей и подростков с народной культурой. В этом и состоят актуальность и педагогическая целесообразность данной программы.
Включение детей в процесс деятельности является актуальной, перспективной задачей как с точки зрения государственного и общественного заказа, так и с точки зрения детей. Эта программа позволяет приобщить детей к таким традиционным ремёслам, как: роспись по дереву и керамике, изготовление народных игрушек и сувениров. А это с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, развивает эстетические чувства, учит отличать подлинное искусство от подделок массового искусства; с другой стороны, предоставляет возможность овладеть навыками профессиональной деятельности в данных ремёслах, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Заключается в том, что вся деятельность состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурных мероприятий основанных на русских народных духовных и культурных традициях, и призвана помочь обучающимся реализовать свои природные способности. Это должно способствовать в дальнейшем осознанному выбору профессии, а приобретённые личностные качества становлению ребёнка как нравственной личности и ответственного гражданина.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОГРАММЫ
Физическое здоровье – это энергетический потенциал организма, который обуславливает нормальное функционирование всех систем и органов человека.
Народная игра – деятельность ребёнка в условных ситуациях, моделирующих реальные; способ передачи бытового и ритуально-обрядового опыта.
Народное ремесло – искусное владение какой-либо ручной деятельностью с соблюдением традиционных правил.
Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки и диалекты, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремёсла и т.д.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ
Цель: Приобщение детей и подростков к духовному богатству народа, а так же создание условий для всестороннего развития личности ребенка через привлечение внимания к вопросам развития народных традиций и сохранения культурно-исторического наследия.
Задачи:
Создать оптимальные условия для полноценного отдыха; творческого развития личности ребёнка через знакомство с народными ремёслами, с русской народной культурой;
Развивать у детей интерес к прошлому, настоящему и будущему Родины, родного края, к национальным корням; учить детей находить, хранить и
передавать эти традиции последующим поколениям;
Воспитывать у школьников чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к культурному наследию прошлого;
Возрождать связь поколений через организацию и проведение совместных творческих и общественно-полезных дел;
Содействовать укреплению здоровья ребенка, полноценному физическому и психическому развитию, привитию навыков здорового образа жизни;
Способствовать формированию навыков культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры, формированию у школьников навыков общения и толерантности
Формировать у детей творческие умения и навыки группового и коллективного труда, нравственные качества личности (человеколюбие, честность, уважительное и бережное отношение к традициям народной культуры, уважение к взрослым и сверстникам).
Обучить детей специальным ЗУН в области русских народных ремёслах, через включение в образовательный процесс.
Формировать умение сотрудничать со сверстниками во внеучебное время.
расширять кругозор детей в области истории, культуры, традиций русского народа;
возрождать народные традиции через организацию и проведение народных игр, праздников, выставок и др.;
включить детей в активную образовательную и воспитательную деятельность;
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. рассчитана на 18 рабочих дней, ориентирована на детей в возрасте от 6 до 15 лет. В лагере будут отдыхать 60 обучающихся.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Время, человек, его помыслы, мечты, надежды – все обращено к будущему. Опережая в мыслях сегодняшний день, мы не должны забывать о прошлом. Все, что есть ценного в нашей культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовных традиций.
Наша память о прошлом Родины живет в нас необъяснимо, сама собой. Есть память песен, есть память цвета на флаге, есть память ухоженного или заброшенного памятника. Память – это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и день вчерашний, настоящее и прошлое. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих. А оставили они нам несметные богатства: народные песни, частушки, сказки, бывальщины, пословицы, поговорки, добрые русские избы с прекрасными образцами народного рукотворчества – предметами крестьянского быта, одним словом музыкальный, поэтический, изобразительный фольклор.
Сколько всего передали нам в наследство наши неистощимые на выдумку, мудрые предки! Бери, наслаждайся, радуйся, дари эту красоту другим! Но для всего этого необходимо быть еще человеком с развитыми чувствами, с развитой душой, отзывчивым сердцем. Ибо только душа дает человеку и вдохновение, и право наслаждаться, испытывать радость от встречи с прекрасным, помогает постичь науку добра. Без великой работы души самое главное не войдет в тебя, не станет частью тебя самого.
Школьные каникулы – время «погружения» в память прошлого. Именно в дни каникул можно и должно совершить «экскурсию» в прошлое родного края, отчего дома, вспомнить то, что забывать нельзя.
В связи с этим нами было принято решение строить работу лагеря на основе знакомства детей с народными традициями.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.
Программа расширяет и углубляет знания детей об истории и традиционной культуре родного края, приобщает детей к духовно-нравственным ценностям, заложенным в народной культуре. А вместе с тем предоставляет им возможность активного отдыха и оздоровления в летний период.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи.
ПРИНЦИПЫ
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех творческих способностей ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип коллективности предполагает организацию творческих дел совместными усилиями педагогического коллектива и воспитанников. Такой подход позволяет каждому внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, практические, интеллектуальные, трудовые.
Принцип гуманизации, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом образовательно-воспитательный процесс, строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
Принцип индивидуализации и дифференциации – развитие каждого ребенка относительно его возрастных, индивидуальных характеристик, имеющегося социального и жизненного опыта, мотивов деятельности, с учетом интересов группы, коллектива. дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает
Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
Активное участие детей во всех видах деятельности.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
А так же: мастер-классы, беседы, практикумы, конкурсы, личный пример, убеждение, похвала, поощрение, наглядные и др.
Формы воспитательной работы
Работа осуществляется в индивидуальных, групповых, коллективных формах.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В основу организации деятельности положены личностно-ориентированные технологии воспитания:
с отдельными участниками,
работа в малых группах,
работа в коллективе (отряде).
В работе применяются игровые технологии, здоровьесберегающая технология подготовки и проведения КТД (коллективно-творческих дел).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ:
Укрепление у школьников осознанного отношения к себе, как к носителю культурного наследия своего народа.
Знания детей о разных видах народного творчества.
Самореализация детей в различных сферах творческой и трудовой деятельности, освоение нового социального опыта; сформированность нравственных, коммуникативных, умений и качеств;
Приобретение навыков сотрудничества со сверстниками во внеучебное время, соблюдение правил поведения и общения.
Сформированность начальных трудовых знаний и умений в работе с глиной, солёным тестом, деревом, красками, берестой
Повышение уровня творческой активности и успешности детей.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на обучающихся в возрасте от 6 до 15 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отрядах. Всего отрядов – 3-5, в каждом не более 15 человек.
Преимущество при зачислении в лагерь с дневным пребыванием детей и подростков имеют дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети-инвалиды, дети, лишившиеся попечения родителей.
Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлением родителей или лиц, их заменяющих, оплаты путёвки и наличии медицинской справки.
Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностями.
Воспитатели - 8 человек, начальник лагеря -1 человек, старший вожатый – 1 человек, художник-оформитель -1 человек, спортивный инструктор – 1 человек.
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Критерии | Показатели | Способы отслеживания результатов |
1. | самореализация детей в различных сферах творческой и трудовой деятельности, освоение нового социального опыта; | качественные показатели проведенных мероприятий и социально-значимых дел; наличие творческого продукта (сценарии мероприятий, концерты, представления, наличие фотоматериалов и др.) | |
2. | сформированность начальных трудовых знаний и умений в работе с глиной, деревом, красками. | наличие творческого продукта (поделки, рисунки, выставки, сценарии конкурсов по теме ремёсел, наличие фотоматериалов); | |
3. | сформированность нравственных, коммуникативных, умений и качеств; | личностные культурные достижения детей, выраженные в умении конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; | диагностика изучения представлений о нравственных качествах (Методика Г.М. Фригман, Т.А.Пушкина, И.А.Каплунович); изучение уровня самооценки; психологическая атмосфера в коллективе (Л.Г. Жедунова) |
4. | повышение уровня творческой активности и успешности детей | количественные и качественные показатели участия детей в деятельности лагеря; удовлетворённость деятельностью лагеря; публикации в средствах массовой информации; наличие фотоматериала. | наблюдение; рефлексия; уровень удовлетворенности детей, родителей жизнедеятельностью летнего лагеря (модифицированный вариант методики Е.Н. Степанова). |
5. | успешность реализации программы «Академия ремёсел» | | |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация целей и задач смены по программе «В гостях у Берендея» осуществляется по нескольким направлениям:
Спортивно – оздоровительная работа;
Гражданско – патриотическое и нравственное воспитание;
Художественно – эстетическое развитие детей;
Досугово – развлекательное;
Экологическое;
СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «В гостях у Берендея» реализуется летом 2020 года на базе МКОУ – Филипповской СОШ в течение одной смены продолжительностью 18 дней.
Основные направления деятельности лагеря
Направления | Задачи | Ожидаемый результат |
Образовательно-творческое приобщение детей к занятиям по различным видам творчества, проведение конкурсов, праздников, концертов и т.д; позволит включить детей в организацию и проведение гражданско-патриотических мероприятий, участие в которых будет способствовать формированию у них патриотических знаний, чувств, отношений, активной гражданской позиции. Расширить кругозор детей в области истории, культуры, традиций русского народа | создать условия для реализации и развития творческого потенциала, разносторонних интересов и увлечений детей; воспитывать у детей отношение к жизни, обществу, культуре своего народа; формировать нравственные качества личности, соучастие, сопереживание и т.д.; развивать фантазию, воображение, смекалку. | сформированность ЗУН по народным ремёслам; потребности к прекрасному; мотивация к самореализации в творчестве, познавательной и практической, активное участие в культурно - массовой жизни лагеря; развитие самооценки и быть справедливым к чужим достижениям; овладение навыками общения и коллективного творчества |
Культурно-нравственное проведение народных игр и спортивных соревнований (лапта, городки, третий лишний, гуси-лебеди, палочка-выручалочка, весёлые старты, пионербол и др.). | формировать активную жизненную позицию воспитанников; воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов; развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке | приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно - значимой деятельности; потребность и умение выражать себя в различных видах деятельности; общественно полезной деятельности; осознание детьми приоритета нравственных основ труда |
Интеллектуально-познавательное проведение конкурсов, викторин и мероприятий интеллектуальной направленности | создать условия для выявления интеллектуальных, спортивных способностей детей через познавательную и творческую и спортивную деятельность; сформировать первоначальные навыки коллективной работы; побуждать интерес к новой информации воспитывать уважение к интеллектуальному труду и его результатам | потребность и умение выражать себя в различных видах интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности; сформированность навыков групповой и коллективной работы; приобретение знаний и умение применять их в реальной жизни |
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ СМЕНЫ
Мероприятия этой смены объединены одной темой – путешествие современного ребенка в мир прошлого. Они органически сочетают в себе сказочно-занимательные и культурно-познавательные аспекты, что позволяет изложить этнографический материал в доступной форме и одновременно придают ему яркую эмоциональную окраску.
Программа «В гостях у Берендея» имеет свою сюжетную линию.
Все участники смены отправляются в путь и попадают в Сказочный город. В городе живут берендеи - Мастера, которые сами любят заниматься народным творчеством и могут научить этому других. Встречает детей царь Берендей, который рассказывает о своем городе-царстве, о правилах и порядках в нем.
На протяжении смены дети осваивают элементы народных ремёсел, выполняет творческие работы, участвуют в коллективных творческих и физкультурных мероприятиях. Активно занимаясь изучением ремёсел и участвуя в мероприятиях, они смогут стать учениками Мастеров.
Чтобы стать учениками Мастеров, для этого необходимо всегда стараться помнить и соблюдать 4 правила Берендеева государства:
- Во-первых, они смогут сделать много полезных вещей в своей жизни, но только если они доверятся зову своего сердца. И дадут другим людям то, чем обладают сами.
-Во-вторых: они могут испытывать трудности, оттачивая свои навыки и умения, преодолевая их. Но эти трудности необходимы, чтобы они стали сильнее.
-В-третьих: У них будет возможность исправить любую ошибку, которую они допустят.
-В-четвертых: Вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, они должны продолжать выполнять то, что обязались сделать. Таким образом, оставить о себе хорошую память.
СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ
Программа предусматривает материальные и моральные формы поощрения участников смены с целью развития мотивации у участников проекта в построении Мозайки.
Моральные формы поощрения:
Материальные формы поощрения:
Игровая валюта («смальта») зарабатывается коллективно, индивидуально, группами детей.
В течение смены ежедневно фондом выплачивается игровая валюта – смальта. Цветные кусочки смальты можно заработать индивидуально или коллективно за активное участие в мероприятиях, победу в них или выполняя задания, предлагаемые главным советом лагеря. В течение каждого дня участники набирают баллы. В конце дня подводят итоги.
В зале, где проводятся коллективные мероприятия, вывешивается будущая мозаика (результат общей работы всей смены), представляющая собой эскиз на большом листе бумаги. Смальта собирается и наклеивается на основной шаблон общей мозайки. Участникам предстоит в течение 18 дней создать одну большую картину, которая по окончании смены станет отличной фотозоной.
Если же у отряда нет необходимых частей для их рисунка, в конце смены проводится общий сбор, где можно обменять валюту - смальту на необходимые цвета и создать образ своей части мозаики.
Педагогический коллектив, вожатые являются помощниками и составляют фонд помощи и поддержки.
В конце смены всем детям будут раздаваться созданные ими же памятные сувениры.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПООЩРЕНИЯ
Формы поощрения | Как заработать |
Игровые деньги («смальта») | -организация отрядом мероприятий (победа в конкурсах); -выполнение (индивидуальное, групповое, коллективное) заданий по мероприятиям. |
Индивидуальные формы поощрения | Как заработать |
Грамоты лагеря. | По итогам смены за активное участие в жизни лагеря. |
Дипломы | За победу в спортивных, творческих, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах. |
Благодарственное письмо | За участие семьи в реализации программы смены. |
Наказание: оплата игровой валютой (количество определяется начальником лагеря)
Вся работа лагеря состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурных мероприятий и реализуется в четыре этапа.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы реализации программы | Задачи | Содержание | Результат |
1-й этап - подготовительный (апрель – май 2020 года) | Подготовить нормативно-правовую базу и программно-методическое обеспечение деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» | подбор кадров; утверждение программы деятельности лагеря с дневным пребыванием «Слобода Мастеровая» и перспективного плана работы на заседании педагогического совета; подготовка методических материалов и материально-технической базы; проведение инструктивных совещаний с работниками лагеря. | приказы по МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» об организации летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Азбука ремёсел», методические материалы для работы в лагере. |
2-й этап – организационный (1-3 день смены) | запустить программу «Слобода Мастеровая»; создать условия для адаптации детей в лагере. | погружение в программу; знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря; проведение диагностики по выявлению творческих способностей детей, ЗНУ по направлению деятельности; изучение ожиданий детей от пребывания в лагере. | знакомство детей с содержанием смены; корректировка плана работы с учётом пожеланий детей. |
3-й этап – основной (4-17 день смены) | предоставить возможность каждому ребёнку реализовать свой творческий потенциал и показать свои возможности; реализация игрового сюжета; формирование знаний, умений и навыков по народным ремёслам; удовлетворение интересов и потребностей ребёнка в разнообразных видах деятельности. | общелагерные и отрядные коллективно-творческие дела в соответствии с распорядком дня: интеллектуальные, физкультурные игры, конкурсы, игровые программы и т.д.; организация системы стимулов личностного и коллективного роста; аналитическая деятельность. | осознание ребёнком своей причастности к духовно-нравственной культуре русского народа; сформированность у детей ЗУН по народным промыслам; становление активной жизненной позиции; приобретение детьми опыта участия в различных видах деятельности; сформированность нравственных качеств - доброжелательность, доброта, сопереживание, уважение, милосердие и др. |
4-й этап – итоговый (18 день смены) | Подвести итоги смены. | аналитическая деятельность; закрытие смены (награждение по итогам); итоговая диагностика по результатам работы лагеря. | Выработка перспективы деятельности лагеря в летний период в связи полученными результатами. |
Образовательный процесс в летнем лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в МКОУ – Филипповской СОШ предусматривает различные формы воспитания и обучения, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Под руководством педагога-психолога проводятся диагностические исследования на выявление нравственных качеств и изучения уровня самооценки, уровня комфортности и взаимоотношений в детском коллективе, удовлетворенности детей и родителей жизнедеятельностью летних площадок.
МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Наименование методики | Сроки проведения |
Изучение социального заказа на организацию летнего отдыха, занятости обучающихся | апрель |
Изучение уровня самооценки | организационный, итоговый периоды смены |
Диагностика изучения представлений о нравственных качествах (Методика Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович) | основной период каждой смены |
Психологическая атмосфера в коллективе (Л.Г. Жедунова) | организационный, итоговый периоды смены |
Уровень удовлетворенности детей, родителей жизнедеятельностью летнего лагеря (модифицированный вариант методики Е.Н. Степанова). | итоговый период смены |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность, активизирует лидерские и организаторские качества.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют, укрепить физические и психологические силы детей и подростков.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае, народных традициях и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Физическое и психическое оздоровление детей, позитивное отношение к здоровому образу жизни и режиму дня.
Привитие навыков самообслуживания, элементов санитарно-гигиенической культуры.
Выявление, раскрытие и развитие творческих способностей, инициативности и активности детей.
Развитие у детей навыков культурного поведения, общения, толерантности, общекультурных ценностей и социальных навыков посредством волонтерского движения.
Эмоциональное удовлетворение потребностей детей с ОВЗ в общении, игровой, познавательной и творческой деятельности через приемы арт-терапии.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Осознанное отношение детей и подростков к культуре коренных народов Севера. Расширение представления о внутреннем убранстве и предметах быта в мансийской избе.
Приобщение к истокам традиционной культуры, пониманию народных игр, обычаев и традиций народов ханты и манси.
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
08.00 | общий сбор, завтрак |
08.30-11.30 | распределение поручений, решение орг. вопросов и др., занятия народными ремёслами, мероприятия |
11.40-12.40 | работа команд, работа по подготовке дел, игровой фольклор |
13.20- 13.30 | общие дела |
13.30- 13.50 | обед |
14.00-15.00 | мероприятия, анализ дня |
15.00 | уход домой |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Разработка учебно-методических комплексов по направлениям деятельности лагеря.
Формирование методической копилки, специальной литературы по различным направлениям образовательной, воспитательной и досуговой деятельности.
Отбор педагогически-целесообразных форм работы с детьми.
Организация работы на основе программирования, планирования, анализа.
Психолого-педагогическое сопровождение.
Подготовка отчетной документации.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1 | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности лагеря на базе МКОУ – Филипповской СОШ | Апрель - май | Начальник лагеря |
2 | Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | Воспитатели |
3 | Еженедельное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение смены | Начальник лагеря, воспитатели. |
4 | Анкетирование детей и родителей в конце смены, позволяющие выявить оправдание ожиданий. | Последний день ожиданий | Воспитатели, педагог-психолог |
5 | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха лагеря за смену. | В конце смены | Педагог-психолог |
ПАРТНЕРЫ
Музей
Библиотека
Сельский Дк
Администрация сельского совета
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММы
Назначение помещения | Кол-во помещений | Материальное оснащение | Применение |
Комната для занятий | 1 | Столы, стулья, глина, стеки, краски, кисти, лак | Организация учебных занятий |
Игровая комната | 1 | Наборы развивающих игр, бумага для рисования, краски, фломастеры, карандаши, пазлы и др. | Организация досуга |
Актовый зал | 1 | Музыкальное, компьютерное оборудование, канцелярские принадлежности | Организация и проведение ключевых мероприятий |
Медицинский кабинет | 1 | Специальный медицинский инвентарь | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены |
Столовая | 1 | Специальный инвентарь. | Организация питания |
Стадион | 1 | Футбольное поле, футбольные ворота, полоса препятствия, перекладины, полоса препятствий. | Футбольное поле, футбольные ворота, беговая дорожка, перекладины. |
Спортивный зал | 1 | Спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, гимнастические палки и т.д. | Занятия физкультурой, соревнования |
Библиотека | 1 | Разнообразная литература для детей. | Поиск необходимой информации |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст]: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя и др.); – М.: Просвещение, 2010.- 159 с. – 159 с.: ил.
Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Григорьев Д.В. Куприянов Б.В / – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).
Ершова, Л.В. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: программа и темат. Планирование / Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Шпикалова Т.Я. и др./ - М.: Просвещение, 2008. – 92 с. : ил.
Морохин, В.Н. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия [Текст]: Учеб. Пособие для филол. спец. вузов /Сот.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 1986. – 399 с.
«Общероссийская программа развития воспитания в системе образования России».
Рассохатская, О.В./Летняя творческая школа в рамках проекта «Содружество» по программе художественно-эстетической направленности «Музыкальный фольклор Сибири» для обучающихся 7-18 лет/. – Нижневартовск, 2011.
Русскова, Л.В. /Русские народные подвижные игры [Текст]: Пособие для воспитателей дет. Сада /.– М.; Просвещение, 1986. – 79 с., ил.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. «-е изд., стер. – М.: генезис, 2003. – 160 с.: ил.
Якуб, С.К., Ионова, Л.И. Вспомним забытые игры [Текст]: / Якуб С.К., Ионова Л.И. / Науч. Худож. Лит. / Худ. – М.: дет. лит., 1988. – 159 с.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Конвенция ООН «О правах ребенка».
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка».
Закон РФ «Об общественных объединениях и организациях».
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».
Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков».
Типовое Положение «Об учреждении дополнительного образования детей».
Постановление Главы города «Об утверждении основных мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних и молодежи в 2014 году».
СанПиН в учреждении дополнительного образования детей 2.4.4.1251-03 от 3.04.2003 № 27.