СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА художественно-этнической направленности школьного летнего лагеря дневного пребывания детей в МКОУ – Филипповской СОШ рамках проекта «АРТ-студия СОК» «В ГОСТЯХ У БЕРЕНДЕЯ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация отдыха и занятости обучающихся в летний период.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА художественно-этнической направленности школьного летнего лагеря дневного пребывания детей в МКОУ – Филипповской СОШ рамках проекта «АРТ-студия СОК» «В ГОСТЯХ У БЕРЕНДЕЯ»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ордынского района Новосибирской области –

Филипповская средняя общеобразовательная школа



ПРИНЯТО

Решение педагогического совета

протокол от




УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________В.В.Лапшина




ПРОГРАММА

художественно-этнической направленности

школьного летнего лагеря дневного пребывания

детей в МКОУ – Филипповской СОШ

рамках проекта «АРТ-студия СОК»


«В ГОСТЯХ У БЕРЕНДЕЯ»


Автор-составитель программы:

Манидина Светлана Евгеньевна-

старшая вожатая

МКОУ - Филипповской СОШ





Филиппово 2020



«…..Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия….

В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

М.И. Калинин

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Полное наименование

программы

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей художественно-этнической направленности «В гостях у Берендея»

Основание для разработки программы

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Конвенция о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1989 г.

  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации и реализацией Национального стандарта Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления (введён в действие с 01.01.2009 г. от 27.12.2007 г. №565-ст).

  • Распоряжение Главы Ордынского района «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в летний период».

Автор-составитель

программы

Манидина Светлана Евгеньевна- старшая вожатая МКОУ - Филипповской СОШ

Адрес организации

Село Филиппово

Ордынского района

Новосибирской области

Улица Школьная 12

Направленность программы

художественно-этническая

Срок реализации программы

Июнь 2020 года, 18 дней

С 1 по 25 июня

Цель программы

Организация отдыха и занятости обучающихся в летний период.

Задачи программы

  • Создать оптимальные условия для полноценного отдыха; творческого развития личности ребёнка через знакомство с народными ремёслами, русской народной культурой.

  • Развивать у детей интерес к русской народной культуре.

  • Обучить детей специальным ЗУН в области русских народных ремёслах, через включение в образовательный процесс.

  • Способствовать развитию у детей творческих способностей.

  • Формировать у детей творческие умения и навыки группового и коллективного труда, нравственные качества личности (честность, долг, уважительное и бережное отношение к традициям народной культуры, уважение к взрослым и сверстникам).

  • Реализовать творческий потенциал детей в совместной деятельности.

Целевые группы

Дети 6-15 лет.

Общее количество детей в отряде 10-15 человек.

Краткое содержание

Летний лагерь с дневным пребыванием детей «В гостях у Берендея» на базе МКОУ –Филипповской СОШ организует работу в течение одной смены (18 дней) общим охватом 60 человек.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью передачи русских народных культурно-духовных норм и образцов: нравственных (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь и т.д.); социальных (трудолюбие, профессия, семья, здоровье и т.д.); политических (гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.) детям для сохранения традиций преемственности поколений, национальной и культурной самоидентификации детей.

Новизна программы заключается в том, что вся деятельность состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурных мероприятий основанных на русских народных духовных и культурных традициях, и призвана помочь обучающимся декоративно – прикладным творчеством, реализовать свои природные задатки. Это должно впоследствии способствовать осознанному выбору профессии, а приобретённые личностные качества - становлению ребёнка как нравственной личности и ответственного гражданина.

Механизм реализации: игровая модель смены, в ходе которой дети выполняют тематические задания и стараются всегда соблюдать 5 правил, которые они должны знать, всегда помнить и никогда не забывать, чтобы быть учениками Мастера. Выполнив все условия, они становятся учениками Мастера.

Ожидаемый результат

  1. У детей сформированы: знания о русских народных ремёслах; творческий опыт в процессе конструирования; творческие умения и навыки группового и коллективного труда, нравственные качества личности.

  2. У детей развиты творческие способности, художественный вкус.

  3. Дети творчески самореализуются в учебной, игровой, музыкально-творческой деятельности на основе традиционной русской культуры.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Поэтому школьный лагерь с дневным пребыванием является для детей уникальной возможностью с пользой провести время в период каникул.

Дети в возрасте от 6 до 15 лет смогут глубже изучить народные ремёсла, интересно и плодотворно провести время под руководством опытных педагогов, принять участие в различных мероприятиях по тематической направленности, получить новые знания, умения и навыки в области народных ремёсел.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников.

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, реализацией Национального стандарта Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введён в действие с 01.01.2009 г. от 27.12.2007 г. №565-ст).

Ориентируясь на Распоряжение Главы Ордынского района «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период», руководство МКОУ - Филипповской СОШ определило задачу по созданию благоприятных условий для летнего отдыха обучающихся .

Решению этой проблемы способствует организация работы летнего лагеря по художественной, краеведческой, социально-педагогической направленности.

Помимо этого, актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью передачи русских народных культурно-духовных норм и образцов: нравственных (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь и т.д.); социальных (трудолюбие, профессия, семья, здоровье и т.д.); политических (гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.) – детям для сохранения преемственности поколений, национальной и культурной самоидентификации.

Вопросы создания условий для развития традиционной народной культуры и участия в сохранении, возрождении и развития народных промыслов нашли отражение в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. №3612 -1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (4) и в «Общероссийской программе развития воспитания в системе образования России» (12).

Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть самодостаточным в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с обратным. Достижения современности так быстро и активно входят в повседневную жизнь любого ребенка, что культура и быт не только далеких предков, но и поколений еще живущих людей является для него тайной за семью печатями. На снятие этих противоречий и направлена наша программа.

Преимущество данной программы выражено в поиске современных моделей воспитания и необходимости возрождения лучших образцов народной педагогики. Еще К.Д.Ушинский считал, что на воспитание большое влияние оказывают национальные особенности, культура народа, его быт и история.

Народная культура должна предстать перед детьми в своей целостности. Это значит, что разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены как органические составные части единого целого – народной исторической памяти, народного самосознания.

Условия летнего лагеря как нельзя лучше подходят для организации системной работы по ознакомлению детей и подростков с народной культурой. В этом и состоят актуальность и педагогическая целесообразность данной программы.

Включение детей в процесс деятельности является актуальной, перспективной задачей как с точки зрения государственного и общественного заказа, так и с точки зрения детей. Эта программа позволяет приобщить детей к таким традиционным ремёслам, как: роспись по дереву и керамике, изготовление народных игрушек и сувениров. А это с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, развивает эстетические чувства, учит отличать подлинное искусство от подделок массового искусства; с другой стороны, предоставляет возможность овладеть навыками профессиональной деятельности в данных ремёслах, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Заключается в том, что вся деятельность состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурных мероприятий основанных на русских народных духовных и культурных традициях, и призвана помочь обучающимся реализовать свои природные способности. Это должно способствовать в дальнейшем осознанному выбору профессии, а приобретённые личностные качества становлению ребёнка как нравственной личности и ответственного гражданина.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОГРАММЫ
  • Физическое здоровье – это энергетический потенциал организма, который обуславливает нормальное функционирование всех систем и органов человека.

  • Народная игра – деятельность ребёнка в условных ситуациях, моделирующих реальные; способ передачи бытового и ритуально-обрядового опыта.

  • Народное ремесло – искусное владение какой-либо ручной деятельностью с соблюдением традиционных правил.

  • Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки и диалекты, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремёсла и т.д.


ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ


Цель: Приобщение детей и подростков к духовному богатству народа, а так же создание условий для всестороннего развития личности ребенка через привлечение внимания к вопросам развития народных традиций и сохранения культурно-исторического наследия.

Задачи:
  • Создать оптимальные условия для полноценного отдыха; творческого развития личности ребёнка через знакомство с народными ремёслами, с русской народной культурой;

  • Развивать у детей интерес к прошлому, настоящему и будущему Родины, родного края, к национальным корням; учить детей находить, хранить и

передавать эти традиции последующим поколениям;

  • Воспитывать у школьников чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к культурному наследию прошлого;

  • Возрождать связь поколений через организацию и проведение совместных творческих и общественно-полезных дел;

  • Содействовать укреплению здоровья ребенка, полноценному физическому и психическому развитию, привитию навыков здорового образа жизни;

  • Способствовать формированию навыков культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры, формированию у школьников навыков общения и толерантности

  • Формировать у детей творческие умения и навыки группового и коллективного труда, нравственные качества личности (человеколюбие, честность, уважительное и бережное отношение к традициям народной культуры, уважение к взрослым и сверстникам).

  • Обучить детей специальным ЗУН в области русских народных ремёслах, через включение в образовательный процесс.

  • Формировать умение сотрудничать со сверстниками во внеучебное время.

  • расширять кругозор детей в области истории, культуры, традиций русского народа;

  • возрождать народные традиции через организацию и проведение народных игр, праздников, выставок и др.;

  • включить детей в активную образовательную и воспитательную деятельность;

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. рассчитана на 18 рабочих дней, ориентирована на детей в возрасте от 6 до 15 лет. В лагере будут отдыхать 60 обучающихся.


КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ


Время, человек, его помыслы, мечты, надежды – все обращено к будущему. Опережая в мыслях сегодняшний день, мы не должны забывать о прошлом. Все, что есть ценного в нашей культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовных традиций.

Наша память о прошлом Родины живет в нас необъяснимо, сама собой. Есть память песен, есть память цвета на флаге, есть память ухоженного или заброшенного памятника. Память – это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и день вчерашний, настоящее и прошлое. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих. А оставили они нам несметные богатства: народные песни, частушки, сказки, бывальщины, пословицы, поговорки, добрые русские избы с прекрасными образцами народного рукотворчества – предметами крестьянского быта, одним словом музыкальный, поэтический, изобразительный фольклор.

Сколько всего передали нам в наследство наши неистощимые на выдумку, мудрые предки! Бери, наслаждайся, радуйся, дари эту красоту другим! Но для всего этого необходимо быть еще человеком с развитыми чувствами, с развитой душой, отзывчивым сердцем. Ибо только душа дает человеку и вдохновение, и право наслаждаться, испытывать радость от встречи с прекрасным, помогает постичь науку добра. Без великой работы души самое главное не войдет в тебя, не станет частью тебя самого.

Школьные каникулы – время «погружения» в память прошлого. Именно в дни каникул можно и должно совершить «экскурсию» в прошлое родного края, отчего дома, вспомнить то, что забывать нельзя.

В связи с этим нами было принято решение строить работу лагеря на основе знакомства детей с народными традициями.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.

Программа расширяет и углубляет знания детей об истории и традиционной культуре родного края, приобщает детей к духовно-нравственным ценностям, заложенным в народной культуре. А вместе с тем предоставляет им возможность активного отдыха и оздоровления в летний период.

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи.


ПРИНЦИПЫ

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей и подростков опирается на следующие принципы:

  1. Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех творческих способностей ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.

  2. Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.

  3. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

  4. Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

  5. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.

  6. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

  7. Принцип коллективности предполагает организацию творческих дел совместными усилиями педагогического коллектива и воспитанников. Такой подход позволяет каждому внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, практические, интеллектуальные, трудовые.

  8. Принцип гуманизации, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом образовательно-воспитательный процесс, строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

  9. Принцип индивидуализации и дифференциации развитие каждого ребенка относительно его возрастных, индивидуальных характеристик, имеющегося социального и жизненного опыта, мотивов деятельности, с учетом интересов группы, коллектива. дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает

 Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

 Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

 Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

 Активное участие детей во всех видах деятельности.



ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основными методами организации деятельности являются:

    • Метод игры (игры отбираются в соответствии с поставленной целью);

    • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

    • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);

    • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).



А так же: мастер-классы, беседы, практикумы, конкурсы, личный пример, убеждение, похвала, поощрение, наглядные и др.

Формы воспитательной работы

Работа осуществляется в индивидуальных, групповых, коллективных формах.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В основу организации деятельности положены личностно-ориентированные технологии воспитания:

  1. с отдельными участниками,

  2. работа в малых группах,

  3. работа в коллективе (отряде).

В работе применяются игровые технологии, здоровьесберегающая технология подготовки и проведения КТД (коллективно-творческих дел).


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ:

  1. Укрепление у школьников осознанного отношения к себе, как к носителю культурного наследия своего народа.

  2. Знания детей о разных видах народного творчества.


  1. Самореализация детей в различных сферах творческой и трудовой деятельности, освоение нового социального опыта; сформированность нравственных, коммуникативных, умений и качеств;

  2. Приобретение навыков сотрудничества со сверстниками во внеучебное время, соблюдение правил поведения и общения.

  3. Сформированность начальных трудовых знаний и умений в работе с глиной, солёным тестом, деревом, красками, берестой

  4. Повышение уровня творческой активности и успешности детей.


АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

Программа ориентирована на обучающихся в возрасте от 6 до 15 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отрядах. Всего отрядов – 3-5, в каждом не более 15 человек.

Преимущество при зачислении в лагерь с дневным пребыванием детей и подростков имеют дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети-инвалиды, дети, лишившиеся попечения родителей.

Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлением родителей или лиц, их заменяющих, оплаты путёвки и наличии медицинской справки.

Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.

Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностями.

Воспитатели - 8 человек, начальник лагеря -1 человек, старший вожатый – 1 человек, художник-оформитель -1 человек, спортивный инструктор – 1 человек.


КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


п/п

Критерии

Показатели

Способы отслеживания результатов

1.

самореализация детей в различных сферах творческой и трудовой деятельности, освоение нового социального опыта;

  • качественные показатели проведенных мероприятий и социально-значимых дел;

  • наличие творческого продукта (сценарии мероприятий, концерты, представления, наличие фотоматериалов и др.)

  • наблюдение;

  • рефлексия;

  • собеседование;

  • игровые способы;

  • карта оценки мероприятий.


2.

сформированность начальных трудовых знаний и умений в работе с глиной, деревом, красками.

  • наличие творческого продукта (поделки, рисунки, выставки, сценарии конкурсов по теме ремёсел, наличие фотоматериалов);

  • наблюдение;

  • рефлексия;

  • анкетирование;

  • методика выявления познавательной активности участников лагеря;

3.

сформированность нравственных, коммуникативных, умений и качеств;


  • личностные культурные достижения детей, выраженные в умении конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;


  • диагностика изучения представлений о нравственных качествах (Методика Г.М. Фригман, Т.А.Пушкина, И.А.Каплунович);

  • изучение уровня самооценки;

  • психологическая атмосфера в коллективе (Л.Г. Жедунова)

4.

повышение уровня творческой активности и успешности детей



  • количественные и качественные показатели участия детей в деятельности лагеря;

  • удовлетворённость деятельностью лагеря;

  • публикации в средствах массовой информации;

  • наличие фотоматериала.

  • наблюдение;

  • рефлексия;

  • уровень удовлетворенности детей, родителей жизнедеятельностью летнего лагеря (модифицированный вариант методики Е.Н. Степанова).

5.

успешность реализации программы «Академия ремёсел»

  • востребованность программы в следующем году.

  • анализ реализации программы «Академия ремёсел» за июнь 2020г.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Реализация целей и задач смены по программе «В гостях у Берендея» осуществляется по нескольким направлениям:

  • Спортивно – оздоровительная работа;

  • Гражданско – патриотическое и нравственное воспитание;

  • Художественно – эстетическое развитие детей;

  • Досугово – развлекательное;

  • Экологическое;


СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа «В гостях у Берендея» реализуется летом 2020 года на базе МКОУ – Филипповской СОШ в течение одной смены продолжительностью 18 дней.

Основные направления деятельности лагеря

Направления

Задачи

Ожидаемый результат

Образовательно-творческое

  • приобщение детей к занятиям по различным видам творчества, проведение конкурсов, праздников, концертов и т.д;

  • позволит включить детей в организацию и проведение гражданско-патриотических мероприятий, участие в которых будет способствовать формированию у них патриотических знаний, чувств, отношений, активной гражданской позиции. Расширить кругозор детей в области истории, культуры, традиций русского народа

  • создать условия для реализации и развития творческого потенциала, разносторонних интересов и увлечений детей;

  • воспитывать у детей отношение к жизни, обществу, культуре своего народа;

  • формировать нравственные качества личности, соучастие, сопереживание и т.д.;

  • развивать фантазию, воображение, смекалку.

  • сформированность ЗУН по народным ремёслам; потребности к прекрасному;

  • мотивация к самореализации в творчестве, познавательной и практической,

  • активное участие в культурно - массовой жизни лагеря;

  • развитие самооценки и быть справедливым к чужим достижениям;

  • овладение навыками общения и коллективного творчества

Культурно-нравственное

  • проведение народных игр и спортивных соревнований (лапта, городки, третий лишний, гуси-лебеди, палочка-выручалочка, весёлые старты, пионербол и др.).


  • формировать активную жизненную позицию воспитанников;

  • воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

  • развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

  • приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно - значимой деятельности;

  • потребность и умение выражать себя в различных видах деятельности;

  • общественно полезной деятельности;

  • осознание детьми приоритета нравственных основ труда

Интеллектуально-познавательное

  • проведение конкурсов, викторин и мероприятий интеллектуальной направленности

  • создать условия для выявления интеллектуальных, спортивных способностей детей через познавательную и творческую и спортивную деятельность;

  • сформировать первоначальные навыки коллективной работы;

  • побуждать интерес к новой информации

  • воспитывать уважение к интеллектуальному труду и его результатам

  • потребность и умение выражать себя в различных видах интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности;

  • сформированность навыков групповой и коллективной работы;

  • приобретение знаний и умение применять их в реальной жизни









ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ СМЕНЫ

Мероприятия этой смены объединены одной темой – путешествие современного ребенка в мир прошлого. Они органически сочетают в себе сказочно-занимательные и культурно-познавательные аспекты, что позволяет изложить этнографический материал в доступной форме и одновременно придают ему яркую эмоциональную окраску.

Программа «В гостях у Берендея» имеет свою сюжетную линию.

Все участники смены отправляются в путь и попадают в Сказочный город. В городе живут берендеи - Мастера, которые сами любят заниматься народным творчеством и могут научить этому других. Встречает детей царь Берендей, который рассказывает о своем городе-царстве, о правилах и порядках в нем.

На протяжении смены дети осваивают элементы народных ремёсел, выполняет творческие работы, участвуют в коллективных творческих и физкультурных мероприятиях. Активно занимаясь изучением ремёсел и участвуя в мероприятиях, они смогут стать учениками Мастеров.

Чтобы стать учениками Мастеров, для этого необходимо всегда стараться помнить и соблюдать 4 правила Берендеева государства:

- Во-первых, они смогут сделать много полезных вещей в своей жизни, но только если они доверятся зову своего сердца. И дадут другим людям то, чем обладают сами.

-Во-вторых: они могут испытывать трудности, оттачивая свои навыки и умения, преодолевая их. Но эти трудности необходимы, чтобы они стали сильнее.

-В-третьих: У них будет возможность исправить любую ошибку, которую они допустят.

-В-четвертых: Вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, они должны продолжать выполнять то, что обязались сделать. Таким образом, оставить о себе хорошую память.



СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ

Программа предусматривает материальные и моральные формы поощрения участников смены с целью развития мотивации у участников проекта в построении Мозайки.

Моральные формы поощрения:

  • Похвала индивидуальная и публичная;

  • Поздравление на линейке;

  • благодарственные письма в адрес родителей;

  • грамоты, дипломы.

Материальные формы поощрения:

Игровая валюта («смальта») зарабатывается коллективно, индивидуально, группами детей.

В течение смены ежедневно фондом выплачивается игровая валюта – смальта. Цветные кусочки смальты можно заработать индивидуально или коллективно за активное участие в мероприятиях, победу в них или выполняя задания, предлагаемые главным советом лагеря. В течение каждого дня участники набирают баллы. В конце дня подводят итоги.

В зале, где проводятся коллективные мероприятия, вывешивается будущая мозаика (результат общей работы всей смены), представляющая собой эскиз на большом листе бумаги. Смальта собирается и наклеивается на основной шаблон общей мозайки. Участникам предстоит в течение 18 дней создать одну большую картину, которая по окончании смены станет отличной фотозоной.

Если же у отряда нет необходимых частей для их рисунка, в конце смены проводится общий сбор, где можно обменять валюту - смальту на необходимые цвета и создать образ своей части мозаики.

Педагогический коллектив, вожатые являются помощниками и составляют фонд помощи и поддержки.

В конце смены всем детям будут раздаваться созданные ими же памятные сувениры.



КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПООЩРЕНИЯ



Формы

поощрения

Как заработать

Игровые деньги («смальта»)

-организация отрядом мероприятий (победа в конкурсах);

-выполнение (индивидуальное, групповое, коллективное) заданий по мероприятиям.

Индивидуальные формы поощрения

Как заработать

Грамоты лагеря.

По итогам смены за активное участие в жизни лагеря.

Дипломы

За победу в спортивных, творческих, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах.

Благодарственное письмо

За участие семьи в реализации программы смены.



Наказание: оплата игровой валютой (количество определяется начальником лагеря)

  • за замечания

  • за поведение

  • за оскорбления и обзывание

  • за повышение голоса.


Вся работа лагеря состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурных мероприятий и реализуется в четыре этапа.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Этапы реализации программы

Задачи

Содержание

Результат

1-й этап - подготовительный (апрель – май 2020 года)


Подготовить нормативно-правовую базу и программно-методическое обеспечение деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»

  • подбор кадров;

  • утверждение программы деятельности лагеря с дневным пребыванием «Слобода Мастеровая» и перспективного плана работы на заседании педагогического совета;

  • подготовка методических материалов и материально-технической базы;

  • проведение инструктивных совещаний с работниками лагеря.

приказы по МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» об организации летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Азбука ремёсел», методические материалы для работы в лагере.

2-й этап – организационный (1-3 день смены)

  • запустить программу «Слобода Мастеровая»;

  • создать условия для адаптации детей в лагере.

  • погружение в программу;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

  • проведение диагностики по выявлению творческих способностей детей, ЗНУ по направлению деятельности;

  • изучение ожиданий детей от пребывания в лагере.

  • знакомство детей с содержанием смены;

  • корректировка плана работы с учётом пожеланий детей.

3-й этап – основной (4-17 день смены)

  • предоставить возможность каждому ребёнку реализовать свой творческий потенциал и показать свои возможности;

  • реализация игрового сюжета;

  • формирование знаний, умений и навыков по народным ремёслам;

  • удовлетворение интересов и потребностей ребёнка в разнообразных видах деятельности.

  • общелагерные и отрядные коллективно-творческие дела в соответствии с распорядком дня: интеллектуальные, физкультурные игры, конкурсы, игровые программы и т.д.;

  • организация системы стимулов личностного и коллективного роста; аналитическая деятельность.

  • осознание ребёнком своей причастности к духовно-нравственной культуре русского народа;

  • сформированность у детей ЗУН по народным промыслам;

  • становление активной жизненной позиции;

  • приобретение детьми опыта участия в различных видах деятельности;

  • сформированность нравственных качеств - доброжелательность, доброта, сопереживание, уважение, милосердие и др.

4-й этап – итоговый (18 день смены)

Подвести итоги смены.

  • аналитическая деятельность;

  • закрытие смены (награждение по итогам);

  • итоговая диагностика по результатам работы лагеря.

Выработка перспективы деятельности лагеря в летний период в связи полученными результатами.


Образовательный процесс в летнем лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в МКОУ – Филипповской СОШ предусматривает различные формы воспитания и обучения, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Под руководством педагога-психолога проводятся диагностические исследования на выявление нравственных качеств и изучения уровня самооценки, уровня комфортности и взаимоотношений в детском коллективе, удовлетворенности детей и родителей жизнедеятельностью летних площадок.

МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА



Наименование методики

Сроки проведения

Изучение социального заказа на организацию летнего отдыха, занятости обучающихся

апрель

Изучение уровня самооценки

организационный, итоговый периоды смены

Диагностика изучения представлений о нравственных качествах (Методика Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович)

основной период каждой смены

Психологическая атмосфера в коллективе

(Л.Г. Жедунова)

организационный, итоговый периоды смены

Уровень удовлетворенности детей, родителей жизнедеятельностью летнего лагеря (модифицированный вариант методики Е.Н. Степанова).

итоговый период смены





ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность, активизирует лидерские и организаторские качества.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют, укрепить физические и психологические силы детей и подростков.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае, народных традициях и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.


Физическое и психическое оздоровление детей, позитивное отношение к здоровому образу жизни и режиму дня.

Привитие навыков самообслуживания, элементов санитарно-гигиенической культуры.

Выявление, раскрытие и развитие творческих способностей, инициативности и активности детей.

Развитие у детей навыков культурного поведения, общения, толерантности, общекультурных ценностей и социальных навыков посредством волонтерского движения.

Эмоциональное удовлетворение потребностей детей с ОВЗ в общении, игровой, познавательной и творческой деятельности через приемы арт-терапии.

Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.

Осознанное отношение детей и подростков к культуре коренных народов Севера. Расширение представления о внутреннем убранстве и предметах быта в мансийской избе.

Приобщение к истокам традиционной культуры, пониманию народных игр, обычаев и традиций народов ханты и манси.

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ



08.00

общий сбор, завтрак

08.30-11.30


распределение поручений, решение орг. вопросов и др., занятия народными ремёслами, мероприятия

11.40-12.40

работа команд, работа по подготовке дел, игровой фольклор

13.20- 13.30

общие дела

13.30- 13.50

обед

14.00-15.00

мероприятия, анализ дня

15.00

уход домой



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Разработка учебно-методических комплексов по направлениям деятельности лагеря.

  • Формирование методической копилки, специальной литературы по различным направлениям образовательной, воспитательной и досуговой деятельности.

  • Отбор педагогически-целесообразных форм работы с детьми.

  • Организация работы на основе программирования, планирования, анализа.

  • Психолого-педагогическое сопровождение.

  • Подготовка отчетной документации.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ


п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности лагеря на базе МКОУ – Филипповской СОШ

Апрель - май

Начальник лагеря

2

Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Воспитатели

3

Еженедельное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря, воспитатели.

4

Анкетирование детей и родителей в конце смены, позволяющие выявить оправдание ожиданий.

Последний день ожиданий

Воспитатели, педагог-психолог

5

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха лагеря за смену.

В конце смены

Педагог-психолог

ПАРТНЕРЫ

Музей

Библиотека

Сельский Дк

Администрация сельского совета



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММы



Назначение

помещения

Кол-во

помещений

Материальное

оснащение

Применение

Комната для занятий

1

Столы, стулья, глина, стеки, краски, кисти, лак

Организация учебных занятий

Игровая комната

1

Наборы развивающих игр, бумага для рисования, краски, фломастеры, карандаши, пазлы и др.

Организация досуга

Актовый зал

1

Музыкальное, компьютерное оборудование, канцелярские принадлежности

Организация и проведение ключевых мероприятий

Медицинский кабинет

1

Специальный медицинский инвентарь

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Столовая

1

Специальный инвентарь.

Организация питания

Стадион

1

Футбольное поле, футбольные ворота, полоса препятствия, перекладины, полоса препятствий.

Футбольное поле, футбольные ворота, беговая дорожка, перекладины.

Спортивный зал

1

Спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, гимнастические палки и т.д.

Занятия физкультурой, соревнования

Библиотека

1

Разнообразная литература для детей.

Поиск необходимой информации

















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст]: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя и др.); – М.: Просвещение, 2010.- 159 с. – 159 с.: ил.

  2. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Григорьев Д.В. Куприянов Б.В / – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).

  3. Ершова, Л.В. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: программа и темат. Планирование / Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Шпикалова Т.Я. и др./ - М.: Просвещение, 2008. – 92 с. : ил.

  4. Морохин, В.Н. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия [Текст]: Учеб. Пособие для филол. спец. вузов /Сот.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 1986. – 399 с.

  5. «Общероссийская программа развития воспитания в системе образования России».

  6. Рассохатская, О.В./Летняя творческая школа в рамках проекта «Содружество» по программе художественно-эстетической направленности «Музыкальный фольклор Сибири» для обучающихся 7-18 лет/. – Нижневартовск, 2011.

  7. Русскова, Л.В. /Русские народные подвижные игры [Текст]: Пособие для воспитателей дет. Сада /.– М.; Просвещение, 1986. – 79 с., ил.

  8. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. «-е изд., стер. – М.: генезис, 2003. – 160 с.: ил.

  9. Якуб, С.К., Ионова, Л.И. Вспомним забытые игры [Текст]: / Якуб С.К., Ионова Л.И. / Науч. Худож. Лит. / Худ. – М.: дет. лит., 1988. – 159 с.



НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка».

  2. Закон РФ «Об образовании».

  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка».

  4. Закон РФ «Об общественных объединениях и организациях».

  5. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».

  6. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков».

  7. Типовое Положение «Об учреждении дополнительного образования детей».

  8. Постановление Главы города «Об утверждении основных мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних и молодежи в 2014 году».

  9. СанПиН в учреждении дополнительного образования детей 2.4.4.1251-03 от 3.04.2003 № 27.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!