СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающей работы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающей работы»

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»




«Согласовано»



Родитель…



Дата

«Утверждаю»


Директор школы…


Дата












ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



учащегося 2 класса



Иванов Иван Иванович



Возраст: 8 лет













Ответственный за реализацию программы:



Громова Д., Иванова Т., Зырянова К., Кунгурцева А.

















Камышлов 2019

Индивидуальная образовательная программа

на 2019-2020 учебный год


Пояснительная записка.

Индивидуальная образовательная программа для обучающегося 2-го класса, Иванова Ивана Ивановича составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) и УМК «Школа России».

Иванов Иван Иванович, 21.11.2011 года рождения, обучающийся 2 класса МАОУ ООШ №7 КГО, проживающей по адресу: Камышловский р-н, ул. Сказочная, д.1 кв.1

В данное ОО Ваня поступил 1 сентября 2018 года в первый класс. Детский сад мальчик не посещал, к обучению в школе был не готов. Физическое развитие соответствует возрастным показателям. Общая и мелкая моторика развита слабо. Диагностируется общее недоразвитие речи. Наблюдается двигательное беспокойство, неусидчивость, заторможенность. Мотивация к учебной деятельности сформирована недостаточно, преобладают игровые мотивы. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция со стороны педагога. Наблюдается низкая работоспособность и темп деятельности. Внимание рассеянное, затрудняется в переключении внимания с одного вида деятельности на другой, легко отвлекается даже в отсутствии внешних раздражителей. Оперативная память ниже нормы. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, ребенку требуется обучающая помощь. Затрудняется в выделении существенных признаков предметов и явлений. Помощь педагога принимает с трудом. Кругозор узок, имеет не достаточные сведения о себе, своей семье, слабо ориентируется в явлениях и предметах окружающей жизни.

Сформированность учебных навыков:

По математике: счетные операции в пределах 10 выполняет с помощью учителя, счетных палочек. Задачи самостоятельно не решает, не понимает способа решения, требуется педагогическая помощь, разъяснения. Постоянно забывает орфографический режим в тетради.

Чтение: техника чтения не соответствует норме, читает по слогам. Плохо понимает смысл прочитанного. Запоминает небольшие стихи и пересказывает без выражения.

Русский язык: списывает с рукописного и печатного текста, при этом допускает незначительные ошибки. Под диктовку пишет очень медленно, приходится много раз повторять слова. В тетрадях пишет чисто, но не видит строчку.

Особенности устной речи: затрудняется в поиске слов при составлении рассказов и пересказе текста. Ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок. Словарный запас беден. Приходится «вытягивать» каждое слово.

По характеру мальчик упрямый, неуверенный в себе, обидчивый, несобранный. В коллективе отношения не ровные, ни с кем не дружит, чаще находится один. Навыки самообслуживания привиты.

Представления об окружающем снижены. Эмоционально-волевая сфера нарушена. Временное, зрительно-вербальное восприятие сформировано недостаточно. Парциальная несформированность высших психических функций. Несформированность языковых и речевых средств. Снижение познавательной деятельности.


Цель программы: создание условий для развития ребенка с ЗПР, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социальную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

  1. определение индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающейся с ЗПР;

  2. определение и создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации обучающегося в ОО и освоению адаптированной основной образовательной программы (АООП) НОО в соответствии с рекомендациями ПМПК;

  3. оказание помощи в адаптации, социализации обучающегося с ЗПР;

  4. оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка.



Индивидуальный учебный план

на 2019-2020 учебный год

Образовательный компонент

Русский язык – 5 часов в неделю, 170 часов в год;

Литературное чтение – 3 часа в неделю, 102 часа в год;

Математика – 4 часа в неделю, 132 часа в год;

Окружающий мир – 2 часа в неделю, 68 часов в год;

Физическая культура – 3часа в неделю, 102 часа в год;

Музыка – 1 час в неделю, 34 часа в год;

Технология – 1 час в неделю, 34 часа в год;

Изобразительное искусство –1 час в неделю, 34 часа в год;

Коррекционный компонент

Занятия с логопедом – 3 часа

Консультации с психологом – 2 часа

Дефектолог – 2 часа

Воспитательная работа

Кружок «Умелые ручки» - 2 час


Содержание программы

Программа составлена на основе программы «Школа России». Индивидуальная программа по каждому предмету состоит из трёх компонентов: образовательного, воспитательного и коррекционного.

Ожидаемый результат

К окончанию курса дисциплин ребёнок должен иметь элементарные понятия о предметах, разбираться в несложных понятиях, выполнять простые задания, предложенные учителем самостоятельно.

Ф.И. ученика Иванов Иван Иванович класс 2

Направление работы

Цели, задачи

Формы, приемы, методы работы

Ожидаемый результат

Требования к реализации

программы *

Образовательный компонент (учитель предметник)

Цель: выявить особые образовательные потребности детей, обусловленные особенностями развития познавательной сферы.

Приемы, методы работы: интегрированная деятельность, упражнения, игры (дидактические, развивающие, подвижные), рассматривание, наблюдение, чтение, показ презентаций.

Ваня имеет трудности в обучении письму: не запоминает орфограммы; звуковой анализ слов делать не может; не может дать общее представление о речи (устной и письменной); членить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги; раскрыть особенности звуков; вычленять отдельные звуки в словах; графически обозначать слово, слог, предложение.

ИОП по Русскому языку.

Фонематический слух, навыки слушания и говорения не развиты. На вопросы Ваня отвечает односложно, не может выразить своё мнение, составить рассказ по картинке или по серии картинок. Мелкая моторика руки развита плохо. Ваня может писать буквы, соблюдая рабочую строку, переписывать слова и предложения, написанные письменными буквами, при этом соблюдает начало и конец предложения. Списывать с печатного образца и писать под диктовку буквы, слоги, слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, не может.

Ожидаемый результат

В результате освоения курса русского языка во 2 классе ученик научился:

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие парные и непарные, твёрдые, мягкие); не смешивать понятия «звук» и «буква»;

  • делить слово на слоги, ставить ударение;

  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука;

  • обозначать мягкость согласных звуков на письме

  • определять количество букв и звуков в слове

  • писать прописную букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

  • ставить пунктуационные знаки в конце предложения;

  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

  • читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 10-20 слов в минуту;

  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

ИОП по Литературному чтению.

Ваня читает слова по слогам только при помощи учителя, так как плохо запоминает буквы. Он не понимает смысл прочитанного, не может ответить на поставленные вопросы без помощи учителя. Не может дать полный ответ на поставленный вопрос, все ответы односложные. Может выучить наизусть небольшие стихотворения. Не может выделить главную мысль небольшого текста. Образовательные задачи, которые поставлены в этом учебном году – формирование фонематического восприятия, сознательного, правильного и выразительного чтения вслух и про себя, обогащение словарного запаса, развитие речи.

Ожидаемый результат

В результате освоения курса литературного чтения во 2 классе ученик научится:

- читать по слогам небольшие предложения и связные тексты, состоящие из слов несложной структуры;

- переходить от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми слова вслух, увеличивать скорость чтения.

- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

- отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст, пересказывать услышанное по вопросам учителя или по иллюстрациям;

- соблюдать соответствующую громкость и темп высказывания;

- знать наизусть 3—5 стихотворений;

- темп чтения 19-25 слов в минуту.

ИОП по математике.

Ваня имеет трудности в овладении математическими знаниями и навыками. Ученик ошибается при счёте до десяти, не знает обратный счет. Не знает состав чисел первого десятка, не понимает последовательность чисел при счёте. Не может без ошибок различать объекты (предметы, группы предметов) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета. Ваня не может сравнивать числа в пределах десяти. Не может объяснить, как образуются числа в числовом ряду. Ваня выполняет сложение и вычитание только по линейки и с помощью раздаточного материала. Пространственное воображение не развито, путает геометрические фигуры. Ученик правильно пишет все цифры по образцу (срисовывает).

Ожидаемый результат

В результате освоения курса математики во 2 классе будет знать:

-названия и последовательность чисел от 0 до 20;

-названия и обозначение действий сложения и вычитания;

-таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;

будет уметь:

-считать предметы в пределах 20;

-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;

-находить значение числового выражения в 1-2 в пределах 10 (без скобок)

-решать задачи в 1 действие.

ИОП по окружающему миру.

Ваня имеет представление об окружающем мире, знает некоторых представителей животного и растительного мира, имеет представления об охране окружающей среды. Программа направлена на расширение его знаний, развитие внимания, умения сравнивать внешнее и внутреннее строение, делать выводы, способствует развитию речи.

Ожидаемый результат

В результате освоения курса окружающий мир ученик будет знать:

  • названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

  • правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

  • активно участвовать в беседе;

  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;

  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на  пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила дорожного движения.

ИОП по изобразительному искусству.

Ваня не имеет представления о видах художественной деятельности. Не может различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками. Не знает способы и приёмы обработки различных материалов. Не может организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами; передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов.

Ожидаемый результат

В результате освоения курса изобразительное искусство ученик будет:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись);

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов.

Уметь:

- составлять композиции с учётом замысла;

- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

- конструировать из природных материалов;

- пользоваться простейшими приёмами лепки

ИОП по музыке.

Ваня не знает о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии, не имеет общего представления о музыкальной картине мира. Ваня не знает основные закономерности музыкального искусства, основ музыкальной культуры родного края, воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям. Ваня любит петь детские песни, слушать музыку, участвовать в художественной самодеятельности.

Ожидаемый результат

В результате освоения курса музыки ученик будет:

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение);

-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- знать и исполнять 5-6 детских песен.

ИОП по технологии.

Ваня не знакома с технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, не умеет подбирать необходимые ма­териалы и инструменты; не знаком со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира. Ваня любит работать с пластилином, цветной бумагой и картоном с удовольствием занимается с конструктором.

Ожидаемый результат

В результате освоения курса технологии ученик будет:

- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;

  • называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;

  • организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);

  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;

  • различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;

  • проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;

  • объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).

уметь:

- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

  • конструировать из природных материалов;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки.

ИОП по физической культуре.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития. У Ольги плохо развита координация движения. Не умеет выполнять комплексы физических упражнений, слабо развита моторика рук и ног. Ваня любит играть с мячом, прыгать через скакалку, играть в подвижные игры.

Ожидаемый результат

В результате освоения курса физической культуры Ваня будет иметь представление:

• о способах и особенностях движений и передвижений человека;

• о физических качествах и общих правилах их тестирования;

• об общих и индивидуальных основах личной гигиены, закаливающих процедур ;

• о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

уметь:

• правильно выполнять комплексы УГГ;

• правильно выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие координации, гибкости, силы, формирования правильной осанки;

• контролировать режимы нагрузок по внешним признакам утомления, самочувствию ;

• выполнять прыжок в длину с места, метать мяч на дальность, в цель, пробегать 30 м ; выполнять строевые упражнения на месте, упражнения в лазании и перелезании, правила переноски лыж.

Коррекционный компонент (психолог / логопед / педагог ЛФК/ врач/ учитель предметник**)

Цель: осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии ребенка.

Приемы, методы работы: интегрированная деятельность, игровые упражнения, игры (дидактические, подвижные, развивающие), игры –экспериментирования, рассматривание, беседа, игра-драматизация, хороводная игра с пением.

По Русскому языку.

  1. Проводить коррекцию грамматического строя речи учащегося;

  2. Работать над увеличением объёма зрительных, слуховых, моторных восприятий; совершенствовать точность восприятий;

  3. Работать над усвоением знаний, умений и навыков при помощи произвольного осознанного запоминания; формировать полноту воспроизведения словесного материала, развивать словесно – логическую, образную, зрительную память;

  4. Формировать навыки самоконтроля, развивать целеустремлённость внимания;

  5. Воспитывать самооценку, самоконтроль;

  6. Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования; развивать функции фонематического анализа и синтеза; расширять активный словарь;

  7. Развивать умения делать словесно – логические обобщения; развивать мыслительную и творческую деятельность;

  8. Развивать самостоятельность, инициативу, умение руководствоваться не только близкими, но и далёкими мотивами;

Развивать способности к творческой деятель­ности.

По литературному чтению.

У ученицы наблюдается нарушение техники чтения, вследствие нарушения звукопроизношения и темпа, нарушения прослеживания строки, понимание смысла вследствие психо-речевого недоразвития. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов: чтение слоговых таблиц, опора на предварительный и тщательный анализ текста и словарную работу, громкое чтение, прослеживание строки с помощью линейки.

ИОП по математике.

По причине снижения способности запоминать, недостаточного развития всех видов памяти на уроках активно будут использованы зрительные опорные карточки. Для компенсации нарушений представлений о натуральном виде чисел и о счетных операциях обучение будет проходить с опорой на предметно-практическую деятельность, с использование счетной линейки, цифрового ряда, цифрового домино, счетных палочек и других счетных материалов. Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу включены упражнения на выработку внимания, наблюдения, устного счёта; для коррекции мелкой моторики руки – различные задания графического характера.

ИОП по окружающему миру.

- развитие артикуляционной моторики;

-развитие высших психических функций;

-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

-развитие речи, владение техникой речи;

-расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

-совершенствование связной речи;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

ИОП по изобразительному искусству.

- развитие артикуляционной моторики;

-расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

-совершенствование связной речи;

ИОП по музыке.

- развитие артикуляционной моторики;

-расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

-совершенствование связной речи;

ИОП по технологии.

У Вани наблюдается нарушение ориентировки в пространстве и на плоскости, недоразвитие общей и мелкой моторики. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов: опора на графические схемы, словесный анализ, использование зрительных опор, применение ориентиров на листе, пальчиковая гимнастика.

ИОП по физической культуре.

- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

- формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, физических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.);

- коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

- формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры.

Коррекционный компонент (психолог/логопед/психиатр)

Рекомендации ПМПК:

  1. Наблюдение врача-психиатра;

  2. Занятия с логопедом. (Работа над базовыми психическими процессами, обеспечивающими речевую деятельность. Развитие моторной сферы. Формирование фонематических процессов. Обучение нормативному звукопроизношению.)

Занятия с педагогом-психологом. (Выявление особенностей эмоциональной и волевой сфер, личностных особенностей, характера взаимодействия со сверстниками, родителями и другими людьми. Коррекция социальной микросреды, в которой обучается ребёнок. Психологическая помощь учителю в создании конструктивного взаимодействия с родителями ребенка с ЗПР)

Воспитательный компонент*** лассный руководитель / воспитатель/ педагог доп. образования / родитель)

Цель: создание условий для нравственного развития личности ребёнка с ЗПР.

Приемы, методы работы: интегрированная деятельность, целевые прогулки, упражнения, игры (дидактические, подвижные), рассматривание, наблюдение, чтение, беседа, досуг.

По Русскому языку.

На уроках русского языка воспитывать уважение к русской речи. Любовь к Родине. Формировать желание красиво и правильно говорить, и писать, избавиться от «лишних» слов и выражений. Расширить словарный запас.

По литературному чтению.

На уроках литературы воспитывается чувство уважения к истории русского народа, к его героям и творчеству; воспитания патриотизма. Формируются представления о сказочном и реальном событии, о нравственных и безнравственных поступках, стремление к совершению положительных поступков.

По математике.

Основными воспитательными задачами являются: формирование чувства аккуратности, ответственности за полученный результат, стремления к завершению начатого дела. Воспитывать интерес к урокам математики.

По окружающему миру.

Полученные знания помогут ученику лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Воспитывать уважение к окружающей среде.

По изобразительному искусству.

Воспитывать эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представление о добре и зле, воспитание уважения к культуре народов России и других стран.

По музыке.

- воспитывать интерес к музыкальному искусству, любви к ближнему, к своему народу, к Родине;

- воспитывать уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности.

По технологии.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс­кий народ и историю России.

По физической культуре.

Воспитывать эстетические чувства, интерес ученика к физической культуре, обогащение нравственного опыта, представление о добре и зле, воспитание уважения к культуре народов России и других стран, воспитание чувства коллективизма.

  1. Воспитательный компонент.

  2. По вторникам и четвергам ребёнок посещает занятия кружка «Помоги себе сам» (специальная коррекционная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР), которую ведёт Бородина М.О., имеющая образование педагога – психолога.




ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ

Цель: взаимодействие с семьей воспитанника для обеспечения полноценного развития ребенка.

Задачи

Мероприятия

Дата проведения

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

- индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)

- консультации родителей по темам: "Организация свободного времени дома", "Реализация ИОП в домашних условиях", "Двигательное развитие ребенка", "Формирование предметно-практической деятельности"

   

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации ИОП, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

- участие родителей в разработке ИОП

- посещение родителями уроков/занятий

- консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы – посещение на дому

   

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации ИОП и результатах ее освоения

- информирование электронными средствами

- личные встречи, беседы

   

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

- привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий

- 1 сентября - День знаний

   


Заключение: таким образом, можно сделать вывод о том, что данная индивидуальная образовательная программа способствует реализации цели, а именно созданию условий для развития ребенка с ЗПР, оказанию системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социальную среду. Рекомендуется постоянно осуществлять контроль динамики развития познавательных процессов и уровень освоения адаптированной основной образовательной программы, а также организовывать взаимодействие с различными субъектами, для благоприятного протекания процесса адаптации и социализации ребёнка.