Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачинская школа № 3»
Утверждаю
Директор школы И. Л. Шадрина
Приказ №
от « »августа 2020
Программа
коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате
«Мой мир»
Педагог-психолог: Ваганова И.К.
Пояснительная записка
Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказать различное воздействие на психические и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстановительное, успокаивающее, расслабляющее.
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. У детей с ОВЗ сужен круг общения, дети редко выходят за рамки двух ведущих коллективов (семья и школьный коллектив), наблюдается оторванность от общественной жизни, отмечаются трудности в усвоении накопленного социального опыта, что ведет к изменению всей социальной позиции, отношения к окружающему, к искажению ведущей деятельности и общения.
Данные проблемы требуют создания особых условий, способствующих вовлечению ребенка в окружающую действительность. Одним из таких условий может стать организация полифункциональной мультисенсорной и интерактивной среды.
Данная программа – дополнительное средство помощи детям в системе коррекционно-развивающих мероприятий.
Программа состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения развития.
Данная программа включает в себя 22 коррекционно-развивающих занятий, 8 диагностических (4 вначале учебного года, 4 в конце учебного года), продолжительностью 20-30 минут с периодичностью встреч 1 раз в неделю.
Цель программы – создать условия для коррекции эмоционально-волевой сферы, компенсации нарушенных функций и развития моторики школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
развитие умения выражать свои эмоции;
коррекция и развитие сенсорной, эмоционально-волевой, познавательной сферы;
развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции;
развитие внимания, воображения;
развитие цветовосприятия;
снятие психоэмоционального напряжения;
развитие коммуникативных навыков
развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния;
создание условий для формирования положительного эмоционального отношения к совместной деятельности;
развитие общей и мелкой моторики.
Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается входной и итоговой диагностикой, посредством наблюдений психолога, педагогов, родителей.
Противопоказания
Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности.
Состав групп: обучающиеся школы, которым ПМПК рекомендовано сопровождение педагога-психолога, количество участников 5-7 человек, включая взрослых.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Ориентировочная структура занятия:
1.Ритуал приветствия (установление контакта психолога с детьми, создание эмоционального настроя в группе)
2. Разминка (может состоять из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук)
3.Основная часть (направлена на решение задач данной программы, в нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация)
4. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия).
5. Ритуал прощания.
При реализации программы используются следующие техники:
когнитивно-поведенческие
арт-терапевтические
телесноориентированная терапия
игровые методы
сказкотерапия
цвето-светотерапия
направленное воображение
ароматерапия
звукотерапия
психогимнастика
методы релаксации
уделяется внимание дыхательным упражнениям и обучению самомассажу.
Оборудование сенсорной комнаты:
- Сухой интерактивный бассейн с шариками
- Фиброоптические волокна «Звездный дождь»
- Пуфик-кресло
- Сенсорный уголок с мерцающими фиброоптическими нитями
- Пузырьковая колонна
- Световой стол для рисования песком
- Мягкий конструктор, пазлы
- Пучок фиброоптических волокон
- Светильник с рыбками
- Сенсорная тропа
Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, пластилин, фломастеры, восковые мелки.
Тематическое планирование диагностических занятий
№ | сроки | цель | методики | оборудование |
1 | сентябрь, май | Диагностика общей осведомленности | анкета | бланки |
2 | сентябрь, май | Диагностика памяти, внимания | «10 слов», «сравни картинки», «найди отличия», «зашумленные картинки», «проставь значки», «домик» | Картинки, бланки. |
3 | сентябрь, май | Диагностика мышления | «парные аналогии», «4 лишний», «исключение понятий», «выделение существенных признаков», пословицы, поговорки, метафоры. | Картинки, бланки. |
4 | сентябрь, май | Диагностика воображения, эмоционального состояния | «придумай рассказ», «круги», «кактус», «несуществующее животное», «рисунок семьи» | Картинки, бланки. |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
№ п/п | Тема | Цель | Упражнения |
1 | «Знакомство» | Знакомство с интерактивной средой темной сенсорной комнаты; формирование интереса к работе с оборудованием; установление доверия между психологом и детьми; ознакомление с работой в группе; выбор ритуала приветствия и ритуала прощания; снятие психоэмоционального напряжения. | Вступительное слово (беседа), показ оборудования. Создание свода правил «Можно, нужно и нельзя» Выбор ритуалов «Писатели звездных историй» (релаксация) Ритуал прощания |
2 | «Веселые цвета» | развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков. | Ритуал приветствия «Разложи и познакомь цвета» «Найди отличия» «Экстрасенс» Рефлексия Ритуал прощания |
3 | «Знакомство с водой» | коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков, мышечная релаксация. | Ритуал приветствия «Дельфинчики» «Подводное царство» «Блестящая вода» Рефлексия Релаксация «Волшебное озеро» Ритуал прощания |
4 | «Живые пальчики» | развитие мелкой моторики, воображения, внимания; улучшение представлений об окружающем мире | Ритуал приветствия «Волшебный цветок» «Веселые медузы» «Побежали-побежали» «Рисунки на спине» «Ёжик» Рефлексия Ритуал прощания |
5 | «Сквозь звезды» | снятие эмоционального напряжения, развитие воображения | Ритуал приветствия «Садимся на космический корабль» «Звездная прогулка» «Веселая планета» Рефлексия «Космический сон» (релаксация) Ритуал прощания |
6 | «Веселые перемены» | развитие координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения. | Ритуал приветствия «Заклинание» «Веселые перемены» Рефлексия Релаксация «Солнечный зайчик» Ритуал прощания |
7 | «Волшебный объем и цвет» | расширение представления о цветах, простых геометрических формах; развитие мелкую моторику, тактильные ощущения. | Ритуал приветствия «Здравствуйте, пальчики» «Вода из шариков» «Кубики, квадратики» «Играю с радугой» Рефлексия Ритуал прощания |
8 | «Игра с настроением» | формирование умение различать настроение, улучшить представление о собственном теле; развитие мелкой моторики, внимания, воображения; коррекция эмоциональной сферы. | Ритуал приветствия Гимнастика «Дождик поливай» «Игра с настроением» Рефлексия Ритуал прощания |
9 | «Что такое хорошо?» | развитие коммуникативных навыков, обучение самомассажу рук. | Ритуал приветствия «Эстафета хороших новостей» Самомассаж «Доброе тепло» Ритуал прощания |
10 | «Дружба начинается с улыбки» | снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных и зрительных анализаторов; стимулирование воображения, развитие пространственного восприятия, формирование умения подражать | Ритуал приветствия «Море шариков» "Обезьянки" "Рыбки" Релаксация Ритуал прощания |
11 | «Маленький художник» | развитие мелкой моторики, формирование коммуникативных навыков, развитие воображения, восприятия | Ритуал приветствия «Игра «Шарфики»» «Маленький художник» Рефлексия «Отдых на море» Ритуал прощания |
12 | «Полетаем» | развитие мышления, воображения кинестетических ощущений, самосознания. | Ритуал приветствия Дыхательная гимнастика «Ветерок» «Собери картинку» «Ковер-самолет» Рефлексия Ритуал прощания |
13 | «Постройка» | развитие общей моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие внимания, памяти. | Ритуал приветствия Гимнастика для глаз «Пузырьки» «Башенка-радуга» «Строим дом» «Сердечки» Ритуал прощания |
14 | «Путешествие в сказочный лес» | развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, снятие психоэмоционального напряжения | Ритуал приветствия «Болото с кочками» «Угадай предмет» «Звездный дождь» Рефлексия Ритуал прощания |
15 | «Играем с котенком» | развитие общей моторики, внимания, снятие эмоционального напряжения. | Ритуал приветствия «Какое у меня сегодня настроение?» «Найди котенка» «Как котята» «Топ- топ» Рефлексия Ритуал прощания |
16 | «Веселая обезьянка» | развитие внимания, формирование умения подражать, развитие мимики. | Ритуал приветствия «Насосики» «На прогулку» «Чудесный мешочек» «Обезьянки» «Кричалки, шепталки, молчалки» Релаксация «Радуга» Ритуал выхода |
17 | “Космос” | нормализация эмоционально-волевой сферы, расширение представлений детей о космосе, развитие навыка речевого общения, зрительного восприятия, внимания | Ритуал приветствия «Включай мотор!» «Найди звезду» «Звездный дождь» «Приземление» Рефлексия Ритуал прощания |
18 | «Цирк, цирк, цирк» | формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях, обучение способам поднятия настроения, саморегуляция психического состояния | Ритуал приветствия «Веселая зарядка» «Клоуны» «Живая свеча» Рефлексия Ритуал выхода |
19 | «Лесная школа» | развитие операций ассоциативного мышления, воссоздающего воображения, коррекция восприятия, развитие гибкости сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира | Ритуал приветствия «Кто я?» «Внимательные лапки» «Волшебный круг» «Ручки-липучки» «Сказочный сон» Ритуал выхода |
20 | «Путешествие» | снятие мышечного, эмоционального напряжения снижение уровня тревожности развитие коммуникативных навыков развитие умения контролировать свои эмоции | «Волшебный парашют» «Волшебное солнышко», «Глазки бегают по кругу» «Задуваем свечу», «Волшебные дорожки» «Солдат и тряпичная кукла» |
21 | «Дружная семейка!» | | «Настроение» «Пальчики здороваются» «Дыхательная гимнастика» «Рисунки на спине» «Семейный фотоальбом» Ритуал прощания |
22 | «Прощальное занятие» | завершение программы, подведение итогов. | Ритуал приветствия Пожелания-комплименты Прощание с Кошечкой Прощальный подарок Ритуал прощания |