СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "Мой мир".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - создать условия для коррекции эмоционально-волевой сферы, компенсации нарушенных функций и развития моторики школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "Мой мир".»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»



Утверждаю

Директор школы И. Л. Шадрина

Приказ №

от « »августа 2020









Программа

коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате

«Мой мир»















Педагог-психолог: Ваганова И.К.







Пояснительная записка

Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказать различное воздействие на психические и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстановительное, успокаивающее, расслабляющее.

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. У детей с ОВЗ сужен круг общения, дети редко выходят за рамки двух ведущих коллективов (семья и школьный коллектив), наблюдается оторванность от общественной жизни, отмечаются трудности в усвоении накопленного социального опыта, что ведет к изменению всей социальной позиции, отношения к окружающему, к искажению ведущей деятельности и общения.

Данные проблемы требуют создания особых условий, способствующих вовлечению ребенка в окружающую действительность. Одним из таких условий может стать организация полифункциональной мультисенсорной и интерактивной среды.

Данная программа – дополнительное средство помощи детям в системе коррекционно-развивающих мероприятий.

Программа состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения развития.

Данная программа включает в себя 22 коррекционно-развивающих занятий, 8 диагностических (4 вначале учебного года, 4 в конце учебного года), продолжительностью 20-30 минут с периодичностью встреч 1 раз в неделю.

Цель программы – создать условия для коррекции эмоционально-волевой сферы, компенсации нарушенных функций и развития моторики школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  • развитие умения выражать свои эмоции;

  • коррекция и развитие сенсорной, эмоционально-волевой, познавательной сферы;

  • развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции;

  • развитие внимания, воображения;

  • развитие цветовосприятия;

  • снятие психоэмоционального напряжения;

  • развитие коммуникативных навыков

  • развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния;

  • создание условий для формирования положительного эмоционального отношения к совместной деятельности;

  • развитие общей и мелкой моторики.

Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается входной и итоговой диагностикой, посредством наблюдений психолога, педагогов, родителей.

Противопоказания

Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности.

Состав групп: обучающиеся школы, которым ПМПК рекомендовано сопровождение педагога-психолога, количество участников 5-7 человек, включая взрослых.

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Ориентировочная структура занятия:

1.Ритуал приветствия (установление контакта психолога с детьми, создание эмоционального настроя в группе)

2. Разминка (может состоять из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук)

3.Основная часть (направлена на решение задач данной программы, в нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация)

4. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия).

5. Ритуал прощания.

При реализации программы используются следующие техники:

  • когнитивно-поведенческие

  • арт-терапевтические

  • телесноориентированная терапия

  • игровые методы

  • сказкотерапия

  • цвето-светотерапия

  • направленное воображение

  • ароматерапия

  • звукотерапия

  • психогимнастика

  • методы релаксации

  • уделяется внимание дыхательным упражнениям и обучению самомассажу.

Оборудование сенсорной комнаты:

- Сухой интерактивный бассейн с шариками

- Фиброоптические волокна «Звездный дождь»

- Пуфик-кресло

- Сенсорный уголок с мерцающими фиброоптическими нитями

- Пузырьковая колонна

- Световой стол для рисования песком

- Мягкий конструктор, пазлы

- Пучок фиброоптических волокон

- Светильник с рыбками

- Сенсорная тропа

Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, пластилин, фломастеры, восковые мелки.





Тематическое планирование диагностических занятий

сроки

цель

методики

оборудование

1

сентябрь,

май

Диагностика общей осведомленности

анкета

бланки

2

сентябрь,

май

Диагностика памяти, внимания

«10 слов», «сравни картинки», «найди отличия», «зашумленные картинки», «проставь значки», «домик»

Картинки, бланки.

3

сентябрь,

май

Диагностика мышления

«парные аналогии», «4 лишний», «исключение понятий», «выделение существенных признаков», пословицы, поговорки, метафоры.

Картинки, бланки.

4

сентябрь,

май

Диагностика воображения, эмоционального состояния

«придумай рассказ», «круги», «кактус», «несуществующее животное», «рисунок семьи»

Картинки, бланки.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

п/п

Тема

Цель

Упражнения

1

«Знакомство»









Знакомство с интерактивной средой темной сенсорной комнаты;

формирование интереса к работе с оборудованием; установление доверия между психологом и детьми;

ознакомление с работой в группе;

выбор ритуала приветствия и ритуала прощания; снятие психоэмоционального напряжения.

Вступительное слово (беседа), показ оборудования.

Создание свода правил «Можно, нужно и нельзя»

Выбор ритуалов

«Писатели звездных историй» (релаксация)

Ритуал прощания

2

«Веселые цвета»

развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков.

Ритуал приветствия

«Разложи и познакомь цвета»

«Найди отличия»

«Экстрасенс»

Рефлексия

Ритуал прощания

3

«Знакомство с водой»

коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков, мышечная релаксация.


Ритуал приветствия

«Дельфинчики»

«Подводное царство»

«Блестящая вода»

Рефлексия

Релаксация «Волшебное озеро»

Ритуал прощания

4

«Живые пальчики»


развитие мелкой моторики, воображения, внимания; улучшение представлений об окружающем мире

Ритуал приветствия

«Волшебный цветок»

«Веселые медузы»

«Побежали-побежали»

«Рисунки на спине»

«Ёжик»

Рефлексия

Ритуал прощания

5

«Сквозь звезды»


снятие эмоционального напряжения, развитие воображения

Ритуал приветствия

«Садимся на космический корабль»

«Звездная прогулка»

«Веселая планета»

Рефлексия

«Космический сон» (релаксация)

Ритуал прощания

6

«Веселые перемены»


развитие координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения.


Ритуал приветствия

«Заклинание»

«Веселые перемены»

Рефлексия

Релаксация «Солнечный зайчик»

Ритуал прощания

7

«Волшебный объем и цвет»


расширение представления о цветах, простых геометрических формах; развитие мелкую моторику, тактильные ощущения.

Ритуал приветствия

«Здравствуйте, пальчики»

«Вода из шариков»

«Кубики, квадратики»

«Играю с радугой»

Рефлексия

Ритуал прощания

8

«Игра с настроением»

формирование умение различать настроение, улучшить представление о собственном теле; развитие мелкой моторики, внимания, воображения; коррекция эмоциональной сферы.

Ритуал приветствия

Гимнастика «Дождик поливай»

«Игра с настроением»

Рефлексия

Ритуал прощания

9

«Что такое хорошо?»

развитие коммуникативных навыков, обучение самомассажу рук.

Ритуал приветствия

«Эстафета хороших новостей»

Самомассаж

«Доброе тепло»

Ритуал прощания

10

«Дружба начинается с улыбки»

снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных и зрительных анализаторов; стимулирование воображения, развитие пространственного восприятия, формирование умения подражать

Ритуал приветствия

«Море шариков»

"Обезьянки"

"Рыбки"

Релаксация

Ритуал прощания

11

«Маленький художник»

развитие мелкой моторики, формирование коммуникативных навыков, развитие воображения, восприятия

Ритуал приветствия

«Игра «Шарфики»»

«Маленький художник»

Рефлексия

«Отдых на море»

Ритуал прощания

12

«Полетаем»

развитие мышления, воображения кинестетических ощущений, самосознания.

Ритуал приветствия

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

«Собери картинку»

«Ковер-самолет»

Рефлексия

Ритуал прощания

13

«Постройка»

развитие общей моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие внимания, памяти.

Ритуал приветствия

Гимнастика для глаз «Пузырьки»

«Башенка-радуга»

«Строим дом»

«Сердечки»

Ритуал прощания

14

«Путешествие в сказочный лес»

развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, снятие психоэмоционального напряжения

Ритуал приветствия

«Болото с кочками»

«Угадай предмет»

«Звездный дождь»

Рефлексия

Ритуал прощания

15

«Играем с котенком»

развитие общей моторики, внимания, снятие эмоционального напряжения.

Ритуал приветствия

«Какое у меня сегодня настроение?»

«Найди котенка»

«Как котята»

«Топ- топ»

Рефлексия

Ритуал прощания

16

«Веселая обезьянка»


развитие внимания, формирование умения подражать, развитие мимики.

Ритуал приветствия

«Насосики»

«На прогулку»

«Чудесный мешочек»

«Обезьянки»

«Кричалки, шепталки, молчалки»

Релаксация «Радуга»

Ритуал выхода

17

Космос”

нормализация эмоционально-волевой сферы, расширение представлений детей о космосе, развитие навыка речевого общения, зрительного восприятия, внимания

Ритуал приветствия

«Включай мотор!»

«Найди звезду»

«Звездный дождь»

«Приземление»

Рефлексия

Ритуал прощания

18

«Цирк, цирк, цирк»

формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях, обучение способам поднятия настроения, саморегуляция психического состояния

Ритуал приветствия

«Веселая зарядка»

«Клоуны»

«Живая свеча»

Рефлексия

Ритуал выхода

19

«Лесная школа»

развитие операций ассоциативного мышления, воссоздающего воображения, коррекция восприятия,  развитие гибкости сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира

Ритуал приветствия

«Кто я?»

«Внимательные лапки»

«Волшебный круг»

«Ручки-липучки»

«Сказочный сон»

Ритуал выхода

20

«Путешествие»

снятие мышечного, эмоционального напряжения

снижение уровня тревожности

развитие коммуникативных навыков

развитие умения контролировать свои эмоции

«Волшебный парашют»

«Волшебное солнышко», «Глазки бегают по кругу»

«Задуваем свечу», «Волшебные дорожки»

«Солдат и тряпичная кукла»

21

«Дружная семейка!»


«Настроение»

«Пальчики здороваются»

«Дыхательная гимнастика»

«Рисунки на спине»

«Семейный фотоальбом»

Ритуал прощания

22

«Прощальное занятие»

завершение программы, подведение итогов.

Ритуал приветствия

Пожелания-комплименты

Прощание с Кошечкой

Прощальный подарок

Ритуал прощания