Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02
с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по НМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Программа коррекционно - развивающих занятий
Класс: 1
Учебный год: 2020-2021
Педагог-психолог: Истомина И.С.
с. Новая - Брянь
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционной работе разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» и следующих нормативно - правовых документов:
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы. По отношению к умственно отсталому ребенку не действуют традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия. Преодоление трудностей, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии происходят в сфере образования и с помощью его средств. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. Данная «Программа» носит коррекционно-развивающий характер. В ней предусмотрено разностороннее развитие детей, коррекция недостатков интеллектуального и речевого развития детей в различных видах деятельности. Она предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющих умственную отсталость.
Цель: создание системы комплексного сопровождения в образовательном учреждении, реализующую АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, позволяющую учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, а также формирование у будущих выпускников знаний об окружающем мире, коррекция и развитие психических процессов.
Задачами являются:
коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников;
пробудить познавательную и творческую активность ребенка;
развивать непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия, наблюдательность, воображение;
совершенствовать моторные функции;
формировать навыки произвольного поведения.
Общая характеристика коррекционного курса
1. Диагностическое направление
Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
2. Коррекционное направление
Коррекционное направление работы представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации являются групповые и индивидуальные занятия. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом журнале.
3. Аналитическое направление
Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Основные направления коррекционной работы
«Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов», «Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков», «Кинестетическое и кинетическое развитие», «Тактильно-двигательное восприятие», «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти», «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти», «Восприятие пространства», «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти», «Восприятие времени», Индивидуальные занятия.
Место коррекционного курса в учебном плане
Курс « Коррекционно – развивающие занятия » представлен в коррекционной области учебного плана 1 класса, занятия проводятся во внеурочное время. На курс « Коррекционно – развивающие занятия » в 1 классе отводится 3 занятия в неделю, курс рассчитан на 96 занятий (32 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты освоения курса:
1) Воспитывать самостоятельность, ответственность;
2) Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца;
3) Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности;
4) Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку;
5) Вырабатывать положительные привычки поведения.
Предметные результаты освоения курса:
1) Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте);
2) Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно);
3) Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание;
4) Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память;
5) Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту);
6) Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу;
7) Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
Содержание коррекционного курса
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных групповых и индивидуальных занятий (5).
2. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (19).
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.
Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором.
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый).
Конструирование фигур и предметов из составляющих частей. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале
3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (17).
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.
Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
4. Кинестетическое и кинетическое развитие (6).
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.
Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела.
Формирование выразительности движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Индивидуальные занятия.
5.Тактильно-двигательное восприятие (6).
Плоскостные фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
6. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков (6).
Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
7. Восприятие пространства (14).
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела.
Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…).
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Графические диктанты.
8. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (9).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей).
Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.
Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
9. Восприятие времени (9). Сутки. Части суток. Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
10. Обследование детей. Диагностирование высших психических функций (5).
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество занятий |
1. | Диагностический блок | 5 |
2. | Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов | 19 |
2.1. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. | 3 |
2.2. | Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. | 3 |
2.3. | Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. | 4 |
2.4. | Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). | 3 |
2.5. | Конструирование фигур и предметов из составляющих частей. | 3 |
2.4. | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале | 3 |
3. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 17 |
3.1. | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. | 3 |
3.2. | Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). | 3 |
3.3. | Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. | 3 |
3.4. | Обводка, штриховка по трафарету. | 4 |
3.5. | Аппликация. Сгибание бумаги. | 4 |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 6 |
4.1. | Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. | 3 |
4.2. | Формирование выразительности движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). | 3 |
5. | Тактильно-двигательное восприятие | 6 |
5.1. | Плоскостные фигуры и предметы, их величины. | 3 |
5.2. | Работа с пластилином (раскатывание). | 3 |
6. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 6 |
6.1. | Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. | 3 |
6.2. | Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. | 3 |
7. | Восприятие пространства | 14 |
7.1. | Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. | 3 |
7.2. | Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). | 3 |
7.3. | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). | 4 |
7.4. | Графические диктанты. | 4 |
8. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 9 |
8.1. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). | 3 |
8.2. | Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. | 3 |
8.3. | Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. | 3 |
9. | Восприятие времени | 9 |
9.1. | Сутки. Части суток. Обозначение в речи временных представлений. | 5 |
9.2. | Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. | 4 |
11. | Обследование детей. Диагностирование высших психических функций | 5 |
Планируемый результат:
Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.
Соотносить свои действия с поставленной целью.
Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.
Повысить успеваемость по разным школьным предметам, уровень интеллектуального развития.
Изменения эмоционального состояния.
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Технические средства обучения, компьютерные инструменты обучения. Коммуникативные папки и альбомы, карточки со словами, кассы букв, трафареты, сенсорные доски, сенсорные коробки, сюжетные и предметные картинки, разнообразный предметный и изобразительный дидактический материал.
Календарно – тематический план
№ | Дата | Занятия | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
1 | | Занятие№ 1-5 | Обследование детей, для коррекционных занятий. | Диагностики: диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича |
2 | | Занятие№6 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Найди отличия» Релаксация |
3 | | Занятие№7 | Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур | Приветствие Психогимнастика Упр. «Да, нет» Упр. «На что похоже» Релаксация |
4 | | Занятие№8 | Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Найди отличия» Релаксация |
5 | | Занятие№9 | Классификация предметов и их изображений по форме. | Приветствие Психогимнастика. Упр. «Найди предмет» Упр. «Послушай, сообрази, покажи» Релаксация |
6 | | Занятие№10 | Классификация предметов и их изображений по показу. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Точки» Релаксация |
7 | | Занятие№11 | Работа с геометрическим конструктором. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Сделай по образцу» Упр. «Подбери заплатку» Релаксация |
8 | | Занятие№12 | Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, обозначение словом. | Приветствие Психогимнастика «Четвертый лишний» «Поставь правильно» Релаксация |
9 | | Занятие№13 | Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, обозначение словом. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Послушай, запомни, выполни» «Назови, одним словом» Релаксация |
10 | | Занятие№14 | Сопоставление двух предметов контрастных величин по ширине, толщине; обозначение словом. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант «Найди путь» «Продолжи ряд» Релаксация |
11 | | Занятие№15 | Сопоставление двух предметов контрастных величин по ширине, толщине; обозначение словом. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Большие и маленькие» Релаксация |
12 | | Занятие№16 | Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). | Приветствие Психогимнастика Упр. «Волшебный круг» Упр. «Радуга» Релаксация |
13 | | Занятие№17 | Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Найди нужный» Релаксация. |
14 | | Занятие№18 | Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). | Приветствие Психогимнастика Упр. «Нарисуй по цвету» Упр. «Радуга» Релаксация |
15 | | Занятие№19 | Конструирование фигур и предметов из составляющих частей. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Лабиринт» Упр. «Большие и маленькие» Релаксация |
16 | | Занятие№20 | Конструирование фигур и предметов из составляющих частей. | Приветствие Психогимнастика. Упр. «Солнце, заборчик, камешки» Упр. «Запомни порядок» Релаксация. |
17 | | Занятие№21 | Конструирование фигур и предметов из составляющих частей. | Приветствие Психогимнастика Угадай по описанию Упр. «Точки» Релаксация |
18 | | Занятие№22 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Бег ассоциаций» Упр. «Собери картинку» Релаксация |
19 | | Занятие№23 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале | Приветствие Психогимнастика Упр. «Собери предмет» Упр. «Найди пару» Релаксация |
20 | | Занятие№24 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале | Приветствие Психогимнастик Упр. «Цепочка» Игра «Хлопки» Релаксация |
21 | | Занятие№25 | Развитие крупной моторики. | Приветствие Психогимнастика « Сделай так» Лабиринт Релаксация |
22 | | Занятие№26 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. | Приветствие Психогимнастика «Сделай сам» Запрещённое движение Релаксация |
23 | | Занятие№27 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Покажи» Релаксация |
24 | | Занятие№28 | Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). | Приветствие Психогимнастика «Запрещённое движение» «Сделай так» Релаксация |
25 | | Занятие№29 | Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). | Приветствие Психогимнастика «Повтори» Упр. «Да, нет» Релаксация |
26 | | Занятие№30 | Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). | Приветствие Психогимнастика Упр. «Сделай так» Упр. «На что похоже» Релаксация |
27 | | Занятие№31 | Пальчиковая гимнастика. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Пальчиковая гимнастика. Релаксация |
28 | | Занятие№32 | Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант «Расставь точки» Релаксация |
29 | | Занятие№33 | Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Лабиринт Релаксация. |
30 | | Занятие№34 | Обводка, штриховка по трафарету. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Нарисуй по точкам» Релаксация |
31 | | Занятие№35 | Обводка, штриховка по трафарету. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Запиши число по точкам» Релаксация |
32 | | Занятие№36 | Обводка, штриховка по трафарету. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Обведи» Релаксация |
33 | | Занятие№37 | Обводка, штриховка по трафарету. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант «Дорисуй по образцу» Релаксация |
34 | | Занятие№38 | Аппликация. | Приветствие Психогимнастика «Мяч» Релаксация |
35 | | Занятие№39 | Аппликация. | Приветствие Психогимнастика «Рыбка» Релаксация |
36 | | Занятие№40 | Сгибание бумаги. | Приветствие Психогимнастика Оригами Релаксация |
37 | | Занятие№41 | Сгибание бумаги. | Приветствие Психогимнастик Оригами Релаксация |
38 | | Занятие№42 | Формирование ощущений от различных поз и движений тела. | Приветствие Психогимнастика. Упр. «Делай как я» Игра «Море волнуется» Релаксация. |
39 | | Занятие№43 | Формирование ощущений от верхних и нижних конечностей, | Приветствие Психогимнастика Упр. «Повтори» Игра «Хлопки, прыжки» Релаксация |
40 | | Занятие№44 | Формирование ощущений от различных поз и движений тела, головы. | Приветствие Психогимнастика Игра «Хлопки, прыжки» Упр. «Делай как я» Релаксация |
41 | | Занятие№45 | Формирование выразительности движений (имитация повадок зверей). | Приветствие Психогимнастика Упр. «Выполни по образцу» Имитация повадок зверей Релаксация |
42 | | Занятие№46 | Формирование выразительности движений (игра на различных музыкальных инструментах). | Приветствие Психогимнастика Запрещённое движение Игра на музыкальных инструментах Релаксация |
43 | | Занятие№47 | Формирование выразительности движений (импровизация певца, танцора). | Приветствие Психогимнастика Импровизация певца, танцора. Релаксация |
44 | | Занятие№48 | Плоскостные предметы и их величины. | Приветствие Психогимнастика «Угадай по описанию» «Выполни по образцу» Релаксация |
45 | | Занятие№49 | Плоскостные фигуры и их величины. | Приветствие Психогимнастика «Найди пару» «Угадай по описанию» Релаксация |
46 | | Занятие№50 | Плоскостные фигуры и предметы, их величины. | Приветствие Психогимнастика «Найди ошибки» «Выполни по образцу» Релаксация |
47 | | Занятие№51 | Работа с пластилином (раскатывание). | Приветствие Психогимнастика Батоны, булочки Релаксация |
48 | | Занятие№52 | Работа с пластилином (раскатывание). | Приветствие Психогимнастика Колбаски, сосиски Релаксаци |
49 | | Занятие№53 | Работа с пластилином (раскатывание). | Приветствие Психогимнастика Посуда Релаксация |
50 | | Занятие№54 | Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) | Приветствие Психогимнастика «Что звучит?» Релаксация |
51 | | Занятие№55 | Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) | Приветствие Психогимнастика «Что звучит?» Релаксация. |
52 | | Занятие№56 | Различение музыкальных звуков. | Приветствие Психогимнастика. «Угадай что играет» «Сочини музыку». Релаксация. |
53 | | Занятие№57 | Различение неречевых звуков. | Приветствие Психогимнастика «Как звучит?» Релаксация. |
54 | | Занятие№58 | Различение речевых звуков. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Подскажи словечко» Релаксация |
55 | | Занятие№59 | Подражание неречевым и речевым звукам. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Подскажи словечко» «Как звучит?» Релаксация |
56 | | Занятие№60 | Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки. | Приветствие Психогимнастика. Угадай по описанию Выполни по образцу Релаксация |
57 | | Занятие№61 | Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой ноги. | Приветствие Психогимнастика Выполни по образцу «Найди пару» Релаксация |
58 | | Занятие№62 | Ориентировка на собственном теле: правой/левой части тела. | Приветствие Психогимнастика «Найди ошибки» «Найди пару» Релаксация |
59 | | Занятие№63 | Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). | Приветствие Психогимнастика «Где кто живет?» «Нарисуй дорожку» Релаксация |
60 | | Занятие№64 | Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). | Приветствие Психогимнастика Лабиринт «Где кто живет?» Релаксация |
61 | | Занятие№65 | Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). | Приветствие Психогимнастика «Найди путь» Лабиринт Релаксация |
62 | | Занятие№66 | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). | Приветствие Психогимнастика. Графический диктант «Четвертый лишний» Релаксация |
63 | | Занятие№67 | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Составление предложения из слов» Релаксация |
64 | | Занятие№68 | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). | Приветствие Психогимнастика Упр. «Речь с движениями» «Найди путь» Релаксация |
65 | | Занятие№69 | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Большие и маленькие» Релаксация |
66 | | Занятие№70 | Графические диктанты. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Солнце, заборчик, камешки» Релаксация |
67 | | Занятие№71 | Графические диктанты. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Упр. «Подскажи словечко» Релаксация |
68 | | Занятие№72 | Графические диктанты. | Приветствие Психогимнастика Угадай по описанию Упр. «Точки» Релаксация |
69 | | Занятие№73 | Графические диктанты. | Приветствие Психогимнастика Графический диктант Лабиринт Релаксация |
70 | | Занятие№74 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 1-2 деталей). | Приветствие Психогимнастика Упр. «Цепочка предметов» Упр. «Что лишнее?» Релаксация |
71 | | Занятие№75 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). | Приветствие Психогимнастика Упр. «Что в сундучке?» «Посмотри и раскажи» Релаксация. |
72 | | Занятие№76 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 3-5 деталей). | Приветствие Психогимнастика Упр. «Речь с движениями» Упр. «Что лишнее?» Релаксация |
73 | | Занятие№77 | Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Что в сундучке?» Упр. «Найди отличия» Релаксация |
74 | | Занятие№78 | Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Найди отличия» Упр. «Что общего?» Релаксация |
75 | | Занятие№79 | Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Что лишнее?» Упр. «Что в сундучке?» Релаксация |
76 | | Занятие№80 | Определение изменений в предъявленном ряду. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Что лишнее?» Упр. «Через стекло» Релаксация |
77 | | Занятие№81 | Нахождение «лишней» игрушки. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Через стекло» Упр. « Где живет?» Релаксация |
78 | | Занятие№82 | Нахождение «лишней» картинки. | Приветствие Психогимнастика Упр. «Правильно найди» «Что лишнее?» Релаксация |
79 | | Занятие№83 | Сутки. | Приветствие Психогимнастика Упражнения на графической модели «Суточный домик». Релаксация |
80 | | Занятие№84 | Части суток. | Приветствие Психогимнастика Упражнения на графической модели «Суточный домик». Релаксация |
81 | | Занятие№85 | Сутки. Части суток. | Приветствие Психогимнастика «Что когда мы делаем?» Релаксация |
82 | | Занятие№86 | Обозначение в речи временных представлений. | Приветствие Психогимнастика «Сколько время?» Релаксация |
83 | | Занятие№87 | Обозначение в речи временных представлений. | Приветствие Психогимнастика «Когда это бывает?» Релаксация |
84 | | Занятие№88 | Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. | Приветствие Психогимнастика Дидактическая игра: «Неделька». «Угадай, в какой день недели это было?» Релаксация |
85 | | Занятие№89 | Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. | Приветствие Психогимнастика Дидактическая игра: «Неделька». «Угадай, в какой день недели это было?» Релаксация |
86 | | Занятие№90 | Месяца года | Приветствие Психогимнастика Дидактическая игра: «Месяцы». Релаксация |
87 | | Занятие№91 | Месяца года | Приветствие Психогимнастика Дидактическая игра: «Месяцы». Релаксация |
88 | | Занятие №92 -96 | Обследование детей. Диагностирование высших психических функций. | Диагностики: диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича |
Занятия проводятся 3 раз в неделю.
Все занятия построены следующим образом:
Приветствие (2 мин).
Упражнение на развитие моторики (пальчиковые игры) (3 мин).
Познавательные упражнения (коррекционно-развивающий блок) (8 мин).
Релаксация, психогимнастика (2мин)
Кроме того, упражнения коррекционно-развивающего блока построены таким образом, чтобы обеспечить постоянное переключение видов деятельности ребенка, таким образом уменьшить утомляемость во время занятия.
Список литературы:
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.
Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.
Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1–4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.
Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.
Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.
Шевердина Н.А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288с
Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003.
Литература для детей:
Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». - СПб.: «Союз», 1997.
2. Стрелкова Л. П. «Уроки сказки». -М: Педагогика, 1989
3. Умайская А. А. «Волшебные точки». - М.: 1987.
4. Демирчоглян Г. Г. «Гимнастика для глаз». - М: «ФиС», 1988.
5. Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа 2000. – №5. – С. 61-62.
Литература для родителей:
1. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». - Ярославль: «Академия развития», 2001.
2. Локалова Р. П. «90 уроков психологического развития младших школьников». - М.: 1995.
3. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума» - М: 1997 Степанова О.А.,Рыдзе О.А.
Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
Новотворцева Н. В. «Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов». - Ярославль: «Академия развития», 1997.
Пиминова Е.П.. Пальчиковые игры / Е.П.Пименова.– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 221 с.
Есафьева Г.П. Учимся рисовать. / Художник Афоничева Е.А.–Ярославль: Академия развития, 2007.– 80 с.