Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Специальная (коррекционная ) школа-интернат № 62 III-IV вида»
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для обучающихся 7 класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Дашинова Ирина Петровна
Улан-Удэ,2020
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку с учащимся 7 класса, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Отражая обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализуя основные идеи стандарта второго поколения для основной школы, данная программа направлена на коррекцию отклонений в развитии познавательной деятельности, формирование и развитие грамматико – аналитических навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнение пробелов в их знаниях, пропедевтику изучения трудных тем, обогащение и расширение словаря и речевое развитие в целом.
Учебные занятия по русскому языку для учащихся с ограниченными возможностями здоровья рассчитаны на 2 часа в неделю и составляют 68 часов: продолжительность учебного года 34 недели
Цель коррекционной работы – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Задачи программы:
Образовательные:
Посредством формирования и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
Развивающие:
Развивать познавательную активность учащихся.
Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы
Виды деятельности учащихся
-выполнение заданий по словесной инструкции;
-выполнение заданий по образцу;
-составление опорных таблиц и схем;
- устные высказывания на лингвистическую тему с опорой на таблицы и схемы; диктанты;
-конструирование предложений с данными элементами, по заданной модели;
-преобразование предложений (синтаксическая синонимия);
-составление небольших текстов с использованием изучаемых языковых явлений;
-анализ и редактирование предложений с грамматическими ошибками.
Коррекционные занятия имеют следующую направленность:
-восполнение пробелов предшествующего развития;
-коррекция дефекта;
-подготовка к усвоению программного материала.
Материал урока отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание уделяется предметно-практической деятельности. Создается возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.
При работе с каждым типом упражнений, заданий важно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий, поддерживая постоянный интерес к занятиям.
При выполнении упражнений следует исключить ситуацию неудач. Реакция на ошибки должна быть формой помощи.
Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.
Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Программа коррекционных занятий включает следующие аспекты:
1. Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно – практической деятельности учащихся: работе по схемам ,таблицам, алгоритмам и др . Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
2. Пропедевтика изучения трудных тем.
Некоторые темы, включенные в содержание программы требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего материала.
3. Восполнение пробелов в знаниях.
В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков
учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.
4. Развитие речи.
На каждом коррекционном занятии ведётся работа по развитию речи для обогащения содержательной стороны высказываний учащихся, формирования и развития умения строить текст. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения языковых единиц с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
На занятиях предусматривается обучение составлению монологического высказывания по теме, анализ текста, конструирование предложений, составление мини-текстов с использованием изучаемых языковых единиц.
№ п/п | ФИ обучающегося | Рекомендации учителю |
Совершенствование |
речеведчес-ких умений | граммакико-орфографиче-ских умений | навыков правописа-ния | самоконт- роля и самопро- верки | техни-ки чтения | пунк-туаци-онных умений |
1 | *** | | + | | | | |
2 | *** | + | + | | | | |
3 | *** | | + | | + | | |
4 | *** | + | + | | | | + |
5 | *** | + | | + | + | | |
6 | *** | + | | + | | | |
7 | *** | | + | | + | | |
С данной категорией обучающихся организованы коррекционно-развивающие занятия по русскому языку.
Цель: содействие развитию обучающегося, нуждающегося в коррекции речи и пробелов знаний по русскому языку.
Задачи:
формировать фонематический слух;
совершенствовать речеведческие, орфографические умения, навыки грамотного письма в практической деятельности;
способствовать становлению личностных качеств обучающегося (ответственности, самоконтроля, коммуникативных качеств);
повышать мотивацию к обучению.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся во внеурочное время. Организуются в форме групповых консультаций продолжительностью до 20 минут. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, всего в течение учебного года – 68 занятий.
Содержание программы
№ занятия | Дата | Тема | Планируемый результат |
1 | 1 неделя | Входная диагностика. (Приложение 1) | Получит возможность продемонстрировать свои практические умения по изученным ранее орфограммам. |
2 | 1 неделя | Анализ входной диагностики. Коррекция умений соблюдать требования к оформлению записей в тетрадях. | Получит возможность проанализировать свои ошибки. Сумеет правильно подписывать тетрадь, оформлять и располагать записи в тетради в соответствии с принятыми нормами. |
3-4 | 2 неделя | Упражнение в синтаксическом и пунктуационном разборе. | Получит возможность научиться самостоятельно выполнять синтаксический и пунктуационный разбор. |
5-6 | 3 неделя | Упражнение в определении лексического значения слова. Коррекция умения использовать в речи фразеологизмы. | Научиться самостоятельно определять лексическое значение слова, получит возможность находить фразеологизмы и использовать их в речи. |
7-8 | 4 неделя | Упражнение в фонетическом разборе. | Получит возможность научиться самостоятельно выполнять фонетический разбор. |
9-10 | 5 неделя | Упражнение в морфемном и словообразовательном разборе. | Получит возможность научиться самостоятельно выполнять морфемный и словообразовательный разбор. |
11-12 | 6 неделя | Упражнение в морфологическом разборе. | Получит возможность научиться самостоятельно выполнять морфологический разбор. |
13-14 | 7 неделя | Коррекция умения определять основные признаки текста и разные стили речи. | Получит возможность научиться работать с текстом: определять тему и микротему, основную мысль, определять стиль речи. |
15-16 | 8 неделя | Упражнение в нахождении причастий и их склонении. | Научится самостоятельно находить причастия и их склонять. |
17-18 | 9 неделя | Коррекция умения выделять причастный оборот. | Получит возможность научиться самостоятельно оформлять причастный оборот. |
19-20 | 10 неделя | Коррекция умения писать сочинение. | Формируется умение писать сочинение. |
21-22 | 11 неделя | Упражнение в образовании действительных и страдательных причастий. | Научится самостоятельно различать действительные и страдательные причастия. |
23-24 | 12 неделя | Упражнение в морфологическом разборе причастия. | Научится самостоятельно определять морфологические признаки причастия. |
25-26 | 13 неделя | Коррекция умения определять разные виды орфограмм в причастиях. | Формируется умение орфографически правильно писать имена причастия. |
27-28 | 14 неделя | Коррекция умения определять разные виды орфограмм в причастиях. | Формируется умение орфографически правильно писать причастия. |
29-30 | 15 неделя | Упражнение в письме под диктовку текста, включающего основные орфограммы и пунктограммы. Самопроверка написанного текста. | Формируется умение орфографически и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий основные орфограммы и пунктограммы; проверять написанное. Получит возможность тренироваться распознавать орфограммы и пунктограммы, встретившиеся в тексте. |
31-32 | 16 неделя | Коррекция умения писать изложение. | Формируется умение писать изложение. |
33 | 17 неделя | Промежуточная диагностика. (Приложение 2) | Получит возможность сопоставить свои практические умения по изученным орфограммам. |
34 | 17 неделя | Анализ промежуточной диагностики. | Получит возможность проанализировать свои ошибки. |
35-36 | 18 неделя | Упражнение в нахождении деепричастий. | Научится самостоятельно находить деепричастия. |
37-38 | 19 неделя | Коррекция умения выделять деепричастный оборот. | Получит возможность научиться самостоятельно оформлять деепричастный оборот. |
39-40 | 20 неделя | Коррекция умения определять разные виды орфограмм в деепричастиях. | Формируется умение орфографически правильно писать деепричастия. |
41-42 | 21 неделя | Упражнение в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида. | Научится самостоятельно различать деепричастия совершенного и несовершенного вида. |
43-44 | 22 неделя | Упражнение в морфологическом разборе деепричастия. | Научится самостоятельно определять морфологические признаки деепричастия. |
45-46 | 23 неделя | Упражнение в письме под диктовку текста, включающего основные орфограммы и пунктограммы. Самопроверка написанного текста. | Формируется умение орфографически и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий основные орфограммы и пунктограммы; проверять написанное. Получит возможность тренироваться распознавать орфограммы и пунктограммы, встретившиеся в тексте. |
47-48 | 24 неделя | Упражнение в нахождении наречий. | Научится самостоятельно находить наречия. |
49-50 | 25 неделя | Упражнение в определении разрядов наречий по значению. | Научится самостоятельно определять разряды наречий по значению. |
51-52 | 26 неделя | Упражнение в определении степени сравнения наречий. | Научится самостоятельно определять степени сравнения наречий. |
53-54 | 27 неделя | Упражнение в морфологическом разборе наречия. | Научится самостоятельно определять морфологические признаки наречия. |
55-56 | 28 неделя | Коррекция умения определять разные виды орфограмм в наречиях. | Формируется умение орфографически правильно писать наречия. |
57-58 | 29 неделя | Коррекция умения писать сочинение-отзыв. | Формируется умение писать сочинение. |
59-60 | 30 неделя | Упражнение в нахождении слов категории состояния и их морфологическом разборе. | Научится самостоятельно находить слова категории состояния и самостоятельно определять их морфологические признаки. |
61-62 | 31 неделя | Упражнение в нахождении и употреблении предлогов. | Научится самостоятельно находить предлоги и правильно их употреблять. |
63-64 | 32 неделя | Упражнение в нахождении и употреблении союзов. | Научится самостоятельно находить союзы и правильно их употреблять. |
65 | 33 неделя | Упражнение в нахождении и употреблении частиц. | Научится самостоятельно находить частицы и правильно их употреблять. |
66 | 33 неделя | Упражнение в нахождении и употреблении междометий. | Научится самостоятельно находить междометия и правильно их употреблять. |
67-68 | 34 неделя | Итоговая диагностика. (Приложение 3) Анализ итоговой диагностики. Коррекция овладения грамматическими нормами русского литературного языка | Получит возможность применить полученные знания в практической деятельности. Получит возможность проанализировать свои ошибки. Получит возможность овладеть грамматическими нормами русского литературного языка. |
Приложение 1
Входная диагностика
Задание: Прочитай внимательно текст, озаглавь его. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой скобки.
***
(Не)прошло и недели, как нач..лись (у)нас пр..ключения. Как(то) вечером мы пр..гуливались по дачному шо..е. Шо..е было пустынно, н..кого (не)было видно, кроме какой(то) ст..рушки в пл..точ..ке с х..зяйстве..ой сумкой в руке. Когда ст..рушка поравнялась (с)нами, (Т,т)узик вдруг клацнул зубами и вцепился в х..зяйстве..ную сумку. Я в испуге дернул за пов..док (Т,т)узик отск..чил и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной п..слышался (не)громкий крик Колбаса
Я выхватил колбасу ударил ею (Т,т)узика по г..л..ве а потом издали покл..нился ст..рушке и пол..жил колбасный батон на шо..е, подстелив н..совой пл..ток.
Приключения Тузика
Не прошло и недели, как начались у нас приключения. Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе. Шоссе было пустынно, никого не было видно, кроме какой-то старушки в платочке с хозяйственной сумкой в руке. Когда старушка поравнялась с нами, Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в хозяйственную сумку. Я в испуге дернул за поводок, Тузик отскочил, и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной послышался негромкий крик: «Колбаса!»
Я выхватил колбасу, ударил ею Тузика по голове, а потом издали поклонился старушке и положил колбасный батон на шоссе, подстелив носовой платок.
Анализ входной диагностики
1. Работу выполняли _____ обучающихся
2. Допустили ошибки:
- пропуск и замена букв ____ обучающихся
- в написании проверяемых безударных гласных ____ обучающихся
- в написании чередующихся гласных ____ обучающихся
- в написании непроверяемых безударных гласных ____ обучающихся
- в написании словарных слов ____ обучающихся
- в написании ЧК ____ обучающихся
- в написании заглавной буквы в начале предложения ____ обучающихся
- в написании не с разными частями речи ____ обучающихся
- в написании имён собственных ____ обучающихся
- в написании местоимений ____ обучающихся
- в написании имён прилагательных ____ обучающихся
- в написании предлогов ____ обучающихся
- в расстановке знаков в конце предложения ____ обучающихся
- в расстановке знаков препинания при однородных членах предложения _____ обучающихся
- в расстановке знаков препинания в сложном предложении ____ обучающихся
- в расстановке знаков препинания при прямой речи ____ обучающихся
3. Выполнили дополнительное задание:
- правильно озаглавили текст _____ обучающихся
- не озаглавили текст ____ обучающихся
- заголовок не соответствует теме текста ____ обучающихся
Учитель: _____________ /__________________________/
«___» _________ 20__г.
Приложение 2
Промежуточная диагностика
Задание:
1. Прочитай внимательно текст, озаглавь его.
2. Выпиши три слова с разными орфограммами.
3. Выполни морфемный разбор одного слова (на выбор).
4. В выделенном предложении определи все части речи.
5. Подчеркни грамматическую основу в предложениях со звёздочками.
***
Солнышко2 еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом.
Вслед за пчелами поднимается Саня.* Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки.* Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту.* Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных2 домиков. Работы немного.
А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.
Анализ промежуточной диагностики
1. Работу выполняли _____ обучающихся
2. Выполнили дополнительное задание:
- правильно озаглавили текст _____ обучающихся
- не озаглавили текст ____ обучающихся
- заголовок не соответствует теме текста ____ обучающихся
- допустили ошибки при определении вида орфограмм ____ обучающихся
- допустили ошибки при выполнении морфемного разбора ____ обучающихся
- допустили ошибки при определении частей речи ___ обучающихся
- допустили ошибки при определении грамматической основы предложения.
Учитель: _____________ /__________________________/
«___» _________ 20__г.
Приложение 3
Итоговая диагностика
Задание: Прочитай внимательно текст, озаглавь его. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Выполни морфологический разбор любой части речи и синтаксический разбор предложения.
***
Тр..пинки это большие искатели пр..ключений. Это смелость и отвага. Они там, где трудно. Где идут по одному. Где нужен вн..мательный глаз чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.
Тр..пинки это первопроходцы, это ручейки у большой реки. Они хр..нители тайн чудес пр..хлады и солнеч..ного света ярко сверкающего.
Тр..пинки это детство, где больше искренности, ч..стоты и д..броты. Особые чу..ства вызывают тр..пинки уже зар..стающие травой. Их начинают обж..вать сердитые шмели и любопытные муравьи. Всё чаще слышен ш..рох невидимых ящериц. Рядом с тр..пинкой устраивают гнезда птич..ки.
Лишь ровные п..лоски распластанного под..рожника напоминают о былой ж..зни когда-то спеш..щей тр..пинки4.
Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один а рядом с ним его верные друзья и вн..мательные слушатели радио насте..ые часы кошка да с..бака.
Тропинки
Тропинки – это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где трудно. Где идут по одному. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.
Тропинки – это первопроходцы, это ручейки у большой реки. Они хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света, ярко сверкающего.
Тропинки – это детство, где больше искренности, чистоты и доброты. Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой. Их начинают обживать сердитые шмели и любопытные муравьи. Всё чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинкой устраивают гнезда птички.
Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки4.
Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.
Анализ итоговой диагностики
1. Работу выполняли _____ обучающихся
2. Допустили ошибки:
- в написании проверяемых безударных гласных ____ обучающихся
- в написании чередующихся гласных ____ обучающихся
- в написании непроверяемых безударных гласных ____ обучающихся
- в написании словарных слов ____ обучающихся
- в написании ЧК, ЧН ____ обучающихся
- в орфограммах имён прилагательных ____ обучающихся
- в орфограммах местоимений ____ обучающихся
- в орфограммах причастий ___ обучающихся
- в расстановке знаков препинания при однородных членах предложения _____ обучающихся
- в расстановке знаков препинания при причастном обороте _____ обучающихся
- в расстановке знаков препинания в сложном предложении ____ обучающихся.
3. Выполнили дополнительное задание:
- правильно озаглавили текст _____ обучающихся
- не озаглавили текст ____ обучающихся
- заголовок не соответствует теме текста ____ обучающихся
- правильно выполнили морфологический разбор ____ обучающихся
- правильно выполнили синтаксический разбор ____ обучающихся
Учитель: _____________ /__________________________/
«___» _________ 20__г.