СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа КРЗ 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся 7 класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Специальная (коррекционная ) школа-интернат № 62 III-IV вида»








ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для обучающихся 7 класса

на 2020-2021 учебный год













Составитель:

учитель русского языка и литературы

Дашинова Ирина Петровна









Улан-Удэ,2020

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку с учащимся 7 класса, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Отражая обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализуя основные идеи стандарта второго поколения для основной школы, данная программа направлена на коррекцию отклонений в развитии познавательной деятельности, формирование и развитие грамматико – аналитических навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнение пробелов в их знаниях, пропедевтику изучения трудных тем, обогащение и расширение словаря и речевое развитие в целом.

Учебные занятия по русскому языку для учащихся с ограниченными возможностями здоровья рассчитаны на 2 часа в неделю и составляют 68 часов: продолжительность учебного года 34 недели

Цель коррекционной работы – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Задачи программы:

Образовательные:

Посредством формирования  и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания  и навыки, которые имеются  у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.

Развивающие:

Развивать познавательную активность учащихся.

Развивать  общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.

Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.

Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.

          В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся   к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы

Виды деятельности учащихся

-выполнение заданий по словесной инструкции;

-выполнение заданий по образцу;

-составление опорных таблиц и схем;

- устные высказывания на лингвистическую тему с опорой на таблицы и схемы; диктанты;

-конструирование предложений с данными элементами, по заданной модели;

-преобразование предложений (синтаксическая синонимия);

-составление небольших текстов с использованием изучаемых языковых явлений;

-анализ и редактирование предложений с грамматическими ошибками.

Коррекционные занятия имеют следующую направленность:

-восполнение пробелов предшествующего развития;

-коррекция дефекта;

-подготовка к усвоению программного материала.

Материал    урока    отбирается    в    зависимости    от    имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание  уделяется     предметно-практической  деятельности. Создается возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач:   формирования пространственных   представлений, умения сравнивать, обобщать   предметы  и  явления, анализировать   слова  и   предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.

При работе с каждым типом упражнений, заданий важно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий, поддерживая постоянный интерес к занятиям.

   При выполнении упражнений следует исключить ситуацию неудач. Реакция на ошибки должна быть формой помощи.

   Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.

             Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Программа коррекционных занятий включает следующие аспекты:

1. Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.

Цель – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно – практической деятельности учащихся: работе по схемам ,таблицам, алгоритмам и др . Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

2. Пропедевтика изучения трудных тем.

Некоторые темы, включенные в содержание программы требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего материала.

3. Восполнение пробелов в знаниях.

В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков

учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.

4. Развитие речи.

На каждом коррекционном занятии ведётся работа по развитию речи для обогащения содержательной стороны высказываний учащихся, формирования и развития умения строить текст. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения языковых единиц с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

На занятиях предусматривается обучение составлению монологического высказывания по теме, анализ текста, конструирование предложений, составление мини-текстов с использованием изучаемых языковых единиц.





№ п/п

ФИ обучающегося

Рекомендации учителю

Совершенствование

речеведчес-ких умений

граммакико-орфографиче-ских умений

навыков правописа-ния

самоконт-

роля и

самопро-

верки

техни-ки чтения

пунк-туаци-онных умений

1


***

+





2


***

+

+





3


***


+


+



4


***

+

+




+

5


***

+


+

+



6


***

+


+




7


***


+


+




С данной категорией обучающихся организованы коррекционно-развивающие занятия по русскому языку.

Цель: содействие развитию обучающегося, нуждающегося в коррекции речи и пробелов знаний по русскому языку.

Задачи:

  • формировать фонематический слух;

  • совершенствовать речеведческие, орфографические умения, навыки грамотного письма в практической деятельности;

  • способствовать становлению личностных качеств обучающегося (ответственности, самоконтроля, коммуникативных качеств);

  • повышать мотивацию к обучению.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся во внеурочное время. Организуются в форме групповых консультаций продолжительностью до 20 минут. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, всего в течение учебного года – 68 занятий.



Содержание программы

занятия

Дата

Тема

Планируемый результат

1

1 неделя

Входная диагностика. (Приложение 1)

Получит возможность продемонстрировать свои практические умения по изученным ранее орфограммам.

2

1 неделя

Анализ входной диагностики.

Коррекция умений соблюдать требования к оформлению записей в тетрадях.

Получит возможность проанализировать свои ошибки.

Сумеет правильно подписывать тетрадь, оформлять и располагать записи в тетради в соответствии с принятыми нормами.

3-4

2 неделя

Упражнение в синтаксическом и пунктуационном разборе.

Получит возможность научиться самостоятельно выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.

5-6

3 неделя

Упражнение в определении лексического значения слова. Коррекция умения использовать в речи фразеологизмы.

Научиться самостоятельно определять лексическое значение слова, получит возможность находить фразеологизмы и использовать их в речи.

7-8

4 неделя

Упражнение в фонетическом разборе.

Получит возможность научиться самостоятельно выполнять фонетический разбор.

9-10

5 неделя

Упражнение в морфемном и словообразовательном разборе.

Получит возможность научиться самостоятельно выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

11-12

6 неделя

Упражнение в морфологическом разборе.

Получит возможность научиться самостоятельно выполнять морфологический разбор.

13-14

7 неделя

Коррекция умения определять основные признаки текста и разные стили речи.

Получит возможность научиться работать с текстом: определять тему и микротему, основную мысль, определять стиль речи.

15-16

8 неделя

Упражнение в нахождении причастий и их склонении.

Научится самостоятельно находить причастия и их склонять.

17-18

9 неделя

Коррекция умения выделять причастный оборот.

Получит возможность научиться самостоятельно оформлять причастный оборот.

19-20

10 неделя

Коррекция умения писать сочинение.


Формируется умение писать сочинение.

21-22

11 неделя

Упражнение в образовании действительных и страдательных причастий.

Научится самостоятельно различать действительные и страдательные причастия.

23-24

12 неделя

Упражнение в морфологическом разборе причастия.


Научится самостоятельно определять морфологические признаки причастия.

25-26

13 неделя

Коррекция умения определять разные виды орфограмм в причастиях.

Формируется умение орфографически правильно писать имена причастия.

27-28

14 неделя

Коррекция умения определять разные виды орфограмм в причастиях.

Формируется умение орфографически правильно писать причастия.

29-30

15 неделя

Упражнение в письме под диктовку текста, включаю­щего основные орфограммы и пунктограммы. Самопроверка написанного текста.

Формируется умение орфографически и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включаю­щий основные орфограммы и пунктограммы; проверять написанное. Получит возможность тренироваться распознавать орфограммы и пунктограммы, встретившиеся в тексте.

31-32

16 неделя

Коррекция умения писать изложение.


Формируется умение писать изложение.

33

17 неделя

Промежуточная диагностика.

(Приложение 2)

Получит возможность сопоставить свои практические умения по изученным орфограммам.

34

17 неделя

Анализ промежуточной диагностики.

Получит возможность проанализировать свои ошибки.


35-36

18 неделя

Упражнение в нахождении деепричастий.


Научится самостоятельно находить деепричастия.

37-38

19 неделя

Коррекция умения выделять деепричастный оборот.

Получит возможность научиться самостоятельно оформлять деепричастный оборот.

39-40

20 неделя

Коррекция умения определять разные виды орфограмм в деепричастиях.

Формируется умение орфографически правильно писать деепричастия.

41-42

21 неделя

Упражнение в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Научится самостоятельно различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

43-44

22 неделя

Упражнение в морфологическом разборе деепричастия.

Научится самостоятельно определять морфологические признаки деепричастия.

45-46

23 неделя

Упражнение в письме под диктовку текста, включаю­щего основные орфограммы и пунктограммы. Самопроверка написанного текста.

Формируется умение орфографически и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включаю­щий основные орфограммы и пунктограммы; проверять написанное. Получит возможность тренироваться распознавать орфограммы и пунктограммы, встретившиеся в тексте.

47-48

24 неделя

Упражнение в нахождении наречий.



Научится самостоятельно находить наречия.

49-50

25 неделя

Упражнение в определении разрядов наречий по значению.

Научится самостоятельно определять разряды наречий по значению.

51-52

26 неделя

Упражнение в определении степени сравнения наречий.

Научится самостоятельно определять степени сравнения наречий.

53-54

27 неделя

Упражнение в морфологическом разборе наречия.

Научится самостоятельно определять морфологические признаки наречия.

55-56

28 неделя

Коррекция умения определять разные виды орфограмм в наречиях.

Формируется умение орфографически правильно писать наречия.

57-58

29 неделя

Коррекция умения писать сочинение-отзыв.


Формируется умение писать сочинение.

59-60

30 неделя

Упражнение в нахождении слов категории состояния и их морфологическом разборе.

Научится самостоятельно находить слова категории состояния и самостоятельно определять их морфологические признаки.

61-62

31 неделя

Упражнение в нахождении и употреблении предлогов.

Научится самостоятельно находить предлоги и правильно их употреблять.

63-64

32 неделя

Упражнение в нахождении и употреблении союзов.

Научится самостоятельно находить союзы и правильно их употреблять.

65

33 неделя

Упражнение в нахождении и употреблении частиц.

Научится самостоятельно находить частицы и правильно их употреблять.

66

33 неделя

Упражнение в нахождении и употреблении междометий.

Научится самостоятельно находить междометия и правильно их употреблять.

67-68

34 неделя

Итоговая диагностика.

(Приложение 3)

Анализ итоговой диагностики. Коррекция овладения грамматическими нормами русского литературного языка


Получит возможность применить полученные знания в практической деятельности.

Получит возможность проанализировать свои ошибки.

Получит возможность овладеть грамматическими нормами русского литературного языка.



Приложение 1

Входная диагностика

Задание: Прочитай внимательно текст, озаглавь его. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой скобки.


***

(Не)прошло и недели, как нач..лись (у)нас пр..ключения. Как(то) вечером мы пр..гуливались по дачному шо..е. Шо..е было пустынно, н..кого (не)было видно, кроме какой(то) ст..рушки в пл..точ..ке с х..зяйстве..ой сумкой в руке. Когда ст..рушка поравнялась (с)нами, (Т,т)узик вдруг клацнул зубами и вцепился в х..зяйстве..ную сумку. Я в испуге дернул за пов..док (Т,т)узик отск..чил и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной п..слышался (не)громкий крик Колбаса

Я выхватил колбасу ударил ею (Т,т)узика по г..л..ве а потом издали покл..нился ст..рушке и пол..жил колбасный батон на шо..е, подстелив н..совой пл..ток.



Приключения Тузика

Не прошло и недели, как начались у нас приключения. Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе. Шоссе было пустынно, никого не было видно, кроме какой-то старушки в платочке с хозяйственной сумкой в руке. Когда старушка поравнялась с нами, Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в хозяйственную сумку. Я в испуге дернул за поводок, Тузик отскочил, и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной послышался негромкий крик: «Колбаса!»

Я выхватил колбасу, ударил ею Тузика по голове, а потом издали поклонился старушке и положил колбасный батон на шоссе, подстелив носовой платок.


Анализ входной диагностики

1. Работу выполняли _____ обучающихся

2. Допустили ошибки:

- пропуск и замена букв ____ обучающихся

- в написании проверяемых безударных гласных ____ обучающихся

- в написании чередующихся гласных ____ обучающихся

- в написании непроверяемых безударных гласных ____ обучающихся

- в написании словарных слов ____ обучающихся

- в написании ЧК ____ обучающихся

- в написании заглавной буквы в начале предложения ____ обучающихся

- в написании не с разными частями речи ____ обучающихся

- в написании имён собственных ____ обучающихся

- в написании местоимений ____ обучающихся

- в написании имён прилагательных ____ обучающихся

- в написании предлогов ____ обучающихся

- в расстановке знаков в конце предложения ____ обучающихся

- в расстановке знаков препинания при однородных членах предложения _____ обучающихся

- в расстановке знаков препинания в сложном предложении ____ обучающихся

- в расстановке знаков препинания при прямой речи ____ обучающихся

3. Выполнили дополнительное задание:

- правильно озаглавили текст _____ обучающихся

- не озаглавили текст ____ обучающихся

- заголовок не соответствует теме текста ____ обучающихся


Учитель: _____________ /__________________________/


«___» _________ 20__г.

Приложение 2

Промежуточная диагностика

Задание:

1. Прочитай внимательно текст, озаглавь его.

2. Выпиши три слова с разными орфограммами.

3. Выполни морфемный разбор одного слова (на выбор).

4. В выделенном предложении определи все части речи.

5. Подчеркни грамматическую основу в предложениях со звёздочками.


***

Солнышко2 еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом.

Вслед за пчелами поднимается Саня.* Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки.* Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту.* Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных2 домиков. Работы немного.

А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.






Анализ промежуточной диагностики

1. Работу выполняли _____ обучающихся

2. Выполнили дополнительное задание:

- правильно озаглавили текст _____ обучающихся

- не озаглавили текст ____ обучающихся

- заголовок не соответствует теме текста ____ обучающихся

- допустили ошибки при определении вида орфограмм ____ обучающихся

- допустили ошибки при выполнении морфемного разбора ____ обучающихся

- допустили ошибки при определении частей речи ___ обучающихся

- допустили ошибки при определении грамматической основы предложения.


Учитель: _____________ /__________________________/

«___» _________ 20__г.
















Приложение 3

Итоговая диагностика

Задание: Прочитай внимательно текст, озаглавь его. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Выполни морфологический разбор любой части речи и синтаксический разбор предложения.

***

Тр..пинки это большие искатели пр..ключений. Это смелость и отвага. Они там, где трудно. Где идут по одному. Где нужен вн..мательный глаз чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.

Тр..пинки это первопроходцы, это ручейки у большой реки. Они  хр..нители тайн чудес пр..хлады и солнеч..ного света ярко сверкающего.

Тр..пинки это детство, где больше искренности, ч..стоты и д..броты. Особые чу..ства вызывают тр..пинки уже зар..стающие травой. Их начинают обж..вать сердитые шмели и любопытные муравьи. Всё чаще слышен ш..рох невидимых ящериц. Рядом с тр..пинкой устраивают гнезда птич..ки.

Лишь ровные п..лоски распластанного под..рожника напоминают о былой ж..зни когда-то спеш..щей тр..пинки4.

Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один а рядом с ним его верные друзья и вн..мательные слушатели радио насте..ые часы кошка да с..бака.

Тропинки

Тропинки – это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где трудно. Где идут по одному. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.

Тропинки – это первопроходцы, это ручейки у большой реки. Они  хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света, ярко сверкающего.

Тропинки – это детство, где больше искренности, чистоты и доброты. Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой. Их начинают обживать сердитые шмели и любопытные муравьи. Всё чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинкой устраивают гнезда птички.

Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки4.

Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.

Анализ итоговой диагностики

1. Работу выполняли _____ обучающихся

2. Допустили ошибки:

- в написании проверяемых безударных гласных ____ обучающихся

- в написании чередующихся гласных ____ обучающихся

- в написании непроверяемых безударных гласных ____ обучающихся

- в написании словарных слов ____ обучающихся

- в написании ЧК, ЧН ____ обучающихся

- в орфограммах имён прилагательных ____ обучающихся

- в орфограммах местоимений ____ обучающихся

- в орфограммах причастий ___ обучающихся

- в расстановке знаков препинания при однородных членах предложения _____ обучающихся

- в расстановке знаков препинания при причастном обороте _____ обучающихся

- в расстановке знаков препинания в сложном предложении ____ обучающихся.

3. Выполнили дополнительное задание:

- правильно озаглавили текст _____ обучающихся

- не озаглавили текст ____ обучающихся

- заголовок не соответствует теме текста ____ обучающихся

- правильно выполнили морфологический разбор ____ обучающихся

- правильно выполнили синтаксический разбор ____ обучающихся


Учитель: _____________ /__________________________/

«___» _________ 20__г.