муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский»
Свердловской области
СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР __________/______________ «_____»_____________2020 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________/О.А.Чувашова «_____»_____________2020 |
Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы
учителя-дефектолога
адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
(Вариант – 7.1)
Участники программы: учащиеся 4 класса
Срок реализации программы: январь - май, 2020 год
Составитель программы: учитель-дефектолог: Белова Яна Леонидовна
пос.Уральский,
2020 год
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи программы:
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с зпр консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:
― через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных занятий;
― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);
― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
― разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;
― социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.
Консультативная работа включает:
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающимуся в освоении общеобразовательной программы.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Планируемые результаты реализации программы.
Реализация рабочей программы направлена на достижение у обучающихся младших школьников с ЗПР личностных, предметных, метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты, включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач, а также обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:
-сформированность адекватной самооценки (осознание своих возможностей в учебе и другой деятельности, умении брать на себя ответственность);
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование позитивного отношения к учебной деятельности, ее социальной значимости;
- уважительное отношение к иному мнению;
- развитость этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- мотивация к творчеству.
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовые учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их использования в процессе учебной и межличностной деятельности:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- познавательная активность (интерес к новым знаниям);
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных);
- умение рассуждать в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- умение планировать свои действия, умение их контролировать и оценивать;
- умение понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности, способность к конструктивным действиям;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей;
- умение рассуждать, соотносить к известным понятиям на уровне соответствующим индивидуальным возможностям;
- умение ставить цель и определять пути ее достижения;
- осуществление контроля в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
- уметь самостоятельно выполнять алгоритм учебных действий;
- осознано строить речевые высказывания, в соответствии с коммуникативными задачами.
- овладение навыками общения, умение выслушать, вести диалог, обратиться с просьбой, уважительно относиться к иному мнению;
- умение корректно выразить свои чувства: недовольство отказ, просьбу;
- готовность конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы других
- умение задавать вопросы;
- умение контролировать действия партнёра;
Предметными результатами являются умения:
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 4 класса
В результате изучения курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» ученик должен
Знать:
Алгоритм сравнения предметов, явлений
Уметь:
Выделять признаки предметов и явлений.
Узнавать предметы, явлений по заданным признакам.
Выделять существенные признаки предметов и явлений
Обобщать простейшие понятия
Выявлять закономерность в заданиях типа продолжения ряда чисел, фигур, слов, действий.
Находить сходство и отличие предметов, изображений
Находить скрытый смысл в рассказах, пословицах
Запоминать информацию при помощи приёма - классификации
Содержание программы курса «Коррекция и развитие познавательных процессов»
Раздел | Содержание тем коррекционного курса |
Восприятие | Развитие зрительно – пространственного восприятия и воображения, пространственных представлений, мелкой моторики. |
Внимание | Развитие произвольного внимания. |
Мышление | Развитие анализа, синтеза, обобщения, классификации. |
Память | Развитие слуховой, образной и зрительной памяти, произвольного внимания. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). |
Развитие математических представлений | Количество и счёт. Величина. Пространственные и временные представления. Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии. |
Развитие навыков чтения и письма | Развитие речи: артикуляции, грамматических навыков. Расширение словарного запаса. Речевые разминки, чтение и заучивание скороговорок. Развитие фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза. |
Тематический план курса «Коррекция и развитие познавательных процессов»
4 класс
№ п/п | Тема программы, тема урока. | Кол-во часов |
| Диагностика | 1 |
Восприятие – 4 часа |
| Упражнение "Загадочные контуры" | 1 |
| Графический диктант с усложненными заданиями | 1 |
| Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) | 1 |
| Дорисовывание симметричной половины изображения | 1 |
| Внимание. Память. | 5 |
| Упражнение "Найди отличия". Узнавание предмета по словесному описанию | 1 |
| Весёлый счёт. Дидактическая игра «Лабиринт» | 1 |
| Игра «Что изменилось" Нахождение нелепиц на картинках. Игра "Запомни слова" | 1 |
| Нахождение недостающей фигуры. Узнавание предмета по одному элементу | 1 |
| Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | 1 |
Мышление – 4 часа |
| Комбинаторные задачи | 1 |
| Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, | 1 |
| Нахождение закономерностей | 1 |
| Решение логических задач | 1 |
Развитие математических представлений – 10 часов |
| Решение магических квадратов | 1 |
| Графический диктант | 1 |
| Магические цепочки | 1 |
| Решение магических цепочек | 1 |
| Игра "Найди закономерность" | 1 |
| Путешествие в город Кругов | 1 |
| Игра "Составь поезд". Игра "Засели жильцов" | 1 |
| Пропущенные цифры | 1 |
| Решение задач. Нахождение закономерностей | 1 |
| Составление комбинаций | 1 |
Развитие навыков чтения и письма – 10 часов |
| Звуки и буквы. Слоги и слова. Слогообразующая роль гласного | 1 |
| Ударение | 1 |
| Деление слов на слоги | 1 |
| Составление предложений с заданными словами | 1 |
| Предложение | 1 |
| Скороговорки | 1 |
| Совершенствование техники чтения. Игра "Слово в слове" | 1 |
| Способ чтения. Упражнение "Наборщик" | 1 |
| Чётка дикция, правильность, выразительность чтения. Викторина | 1 |
| Слова длинные и короткие. Страна "Читай-ка" | 1 |
ИТОГО по ПРОГРАММЕ – 34 ЧАСА (17 часов занятия по 40 минут) |
15