СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающихся занятий для учащихся с ЗПР (вариант 7.1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающихся занятий для учащихся с ЗПР (вариант 7.1)»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский»

Свердловской области





СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________/______________

«_____»_____________2020


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________/О.А.Чувашова

«_____»_____________2020







Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

учителя-дефектолога


адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся

с задержкой психического развития

(Вариант – 7.1)



Участники программы: учащиеся 4 класса

Срок реализации программы: январь - май, 2020 год

Составитель программы: учитель-дефектолог: Белова Яна Леонидовна












пос.Уральский,

2020 год




Пояснительная записка

Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи программы:

- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;

- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с зпр консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет от­но­ше­ние работников организации, которые призваны оказывать каждому обу­ча­ю­щемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов кор­рек­ци­онной работы: цели и задач, направлений осуществления и со­держания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ кор­ре­к­ци­он­ной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и воз­мо­ж­но­с­тей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обе­с­пе­чи­ва­ю­щий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в де­ятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важ­ного уча­с­т­ни­ка коррекционной работы, оказывающего существенное вли­яние на процесс раз­ви­тия ребенка и успешность его интеграции в общество.

Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

― через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных занятий;

― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

  1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

― составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);

― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;

― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;

― разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;

― социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.

Консультативная работа включает:

― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;

― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающимуся в освоении общеобразовательной программы.

  1. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.

Информационно-просветительская работа включает:

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;

― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР.

При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.

Планируемые результаты реализации программы.

Реализация рабочей программы направлена на достижение у обучающихся младших школьников с ЗПР личностных, предметных, метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

Личностные результаты, включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач, а также обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:

-сформированность адекватной самооценки (осознание своих возможностей в учебе и другой деятельности, умении брать на себя ответственность);

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование позитивного отношения к учебной деятельности, ее социальной значимости;

- уважительное отношение к иному мнению;

- развитость этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- мотивация к творчеству.

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовые учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их использования в процессе учебной и межличностной деятельности:

  • Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

- познавательная активность (интерес к новым знаниям);

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных);

- умение рассуждать в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • Регулятивные:

- умение планировать свои действия, умение их контролировать и оценивать;

- умение понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности, способность к конструктивным действиям;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей;

- умение рассуждать, соотносить к известным понятиям на уровне соответствующим индивидуальным возможностям;

- умение ставить цель и определять пути ее достижения;

- осуществление контроля в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;

- уметь самостоятельно выполнять алгоритм учебных действий;

- осознано строить речевые высказывания, в соответствии с коммуникативными задачами.

  • Коммуникативные:

- овладение навыками общения, умение выслушать, вести диалог, обратиться с просьбой, уважительно относиться к иному мнению;

- умение корректно выразить свои чувства: недовольство отказ, просьбу;

- готовность конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы других

- умение задавать вопросы;

- умение контролировать действия партнёра;

Предметными результатами являются умения:

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии;

- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 4 класса

В результате изучения курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» ученик должен

Знать:

  • Алгоритм сравнения предметов, явлений

Уметь:

  • Выделять признаки предметов и явлений.

  • Узнавать предметы, явлений по заданным признакам.

  • Выделять существенные признаки предметов и явлений

  • Обобщать простейшие понятия

  • Выявлять закономерность в заданиях типа продолжения ряда чисел, фигур, слов, действий.

  • Находить сходство и отличие предметов, изображений

  • Находить скрытый смысл в рассказах, пословицах

  • Запоминать информацию при помощи приёма - классификации


Содержание программы курса «Коррекция и развитие познавательных процессов»


Раздел

Содержание тем коррекционного курса

Восприятие

Развитие  зрительно – пространственного  восприятия  и  воображения, пространственных представлений, мелкой моторики.

Внимание

Развитие произвольного внимания.

Мышление

Развитие  анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Память

Развитие  слуховой, образной  и  зрительной  памяти, произвольного  внимания. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки).

Развитие математических представлений

Количество и счёт. Величина. Пространственные и временные представления. Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Развитие навыков чтения и письма

Развитие речи: артикуляции, грамматических навыков.

Расширение словарного запаса. Речевые разминки, чтение и заучивание скороговорок. Развитие фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза.



Тематический план курса «Коррекция и развитие познавательных процессов»

4 класс

п/п

Тема программы, тема урока.

Кол-во

часов

Диагностика

1

Восприятие – 4 часа

Упражнение "Загадочные контуры"

1

Графический диктант с усложненными заданиями

1

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

1

Дорисовывание симметричной половины изображения

1


Внимание. Память.

5

Упражнение "Найди отличия". Узнавание предмета по словесному описанию

1

Весёлый счёт. Дидактическая игра «Лабиринт»

1

Игра «Что изменилось" Нахождение нелепиц на картинках. Игра "Запомни слова"

1

Нахождение недостающей фигуры. Узнавание предмета по одному элементу

1

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

1

Мышление – 4 часа

Комбинаторные задачи

1

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам,

1

Нахождение закономерностей

1

Решение логических задач

1

Развитие математических представлений – 10 часов

Решение магических квадратов

1

Графический диктант

1

Магические цепочки

1

Решение магических цепочек

1

Игра "Найди закономерность"

1

Путешествие в город Кругов

1

Игра "Составь поезд". Игра "Засели жильцов"

1

Пропущенные цифры

1

Решение задач. Нахождение закономерностей

1

Составление комбинаций

1

Развитие навыков чтения и письма – 10 часов

Звуки и буквы. Слоги и слова. Слогообразующая роль гласного

1

Ударение

1

Деление слов на слоги

1

Составление предложений с заданными словами

1

Предложение

1

Скороговорки

1

Совершенствование техники чтения. Игра "Слово в слове"

1

Способ чтения. Упражнение "Наборщик"

1

Чётка дикция, правильность, выразительность чтения. Викторина

1

Слова длинные и короткие. Страна "Читай-ка"

1

ИТОГО по ПРОГРАММЕ – 34 ЧАСА (17 часов занятия по 40 минут)



15