СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционного блока "По ступенькам к звуку"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся с НОДА (вариант 6.2) и учащихся с общим недоразвитием речи.

Цель курса:

Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Программа направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии учащихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность для дальнейшей успешной социализации учащихся.

Важнейшая роль в освоении программы принадлежит овладению речью импрессивной (понимание), экспрессивной (говорение), письменной. Для преодоления недоразвития речи у учащихся необходимо проводить работу на нескольких уровнях:

  1. Диагностико-подготовительный этап:

-диагностика состояния звукопроизношения, анатомического строения артикуляционного аппарата, речевой моторики, состояния дыхательной и голосовой функций;

- диагностика особенностей динамической стороны речи, состояния фонематического восприятия (слухопроизностительной дифференциации звуков речи), фонематического анализа и синтеза;

- исследование понимания речи, лексики и грамматического строя экспрессивной речи;

- диагностика состояние связной речи.

  1. Фонетический уровень:

- формирование четкой, точной артикуляции; работать над управляемым артикуляционным аппаратом; приучать детей оценивать мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, слов. Система упражнений по воспитанию акустико-артикуляционных дифференцировок включает постепенно усложняющие задания: от сопоставления изолированных фонем звуков к дифференциации фонем в слогах, словах, текстах в произношении по слуху и на письме.

  1. Работа по коррекции звукопроизношения:

- укреплять мышцы губ, языка с помощью массажа;

- устранить дефект в произнесении звуков;

- развивать умение оценивать мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, слов;

- формировать четкую точную артикуляцию;

- совершенствовать умения по выполнению артикуляционной и дыхательной гимнастики;

- автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, фразах и в свободной речи.

  1. Работа на лексическом уровне и развитие связной речи:

- количественный рост словаря;

-качественное обогащение словаря;

-очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов;

- упражнение в слоговом и морфологическом анализе-синтезе слов так и морфем;

- формировать умение пересказывать текст со зрительной опорой (картинному плану);

- формировать умение составлять описательные рассказы (приём || описания), составлять рассказы по серии картин и по одной сюжетной картинке.

  1. Работа с конструктором «Развитие».

Буквенный конструктор «Развитие» - дидактическое пособие – игра. Он включает в себя 23 элемента печатных букв русского алфавита. Конструктор способствует освоению детьми букв русского алфавита. В ходе занятий с конструктором учащиеся осваивают следующие умения:

- правильно произносить звуки и называть буквы;

- не смешивать буквы друг с другом;

Конструктор способствует развитию речевого слуха, моторики рук, зрительного внимания и памяти, пространственного восприятия и представления, усидчивости и целеустремленности.

  1. Работа на грамматическом уровне:

- сформировать умение свободно оперировать определёнными моделями синтаксических конструкций;

- обогащение словаря.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционного блока "По ступенькам к звуку"»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа №3»








Утверждаю

Директор школы И.Л.Шадрина__________

Приказ №____________

от «_____»____________2020г.







Программа по коррекции речевых нарушений

у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) и

у учащихся с общим недоразвитием речи (III уровень)

(подготовительный класс, 1 класс)

«По ступенькам к звуку»






Составил: учитель-логопед А.Н.Малинкова






Ачинск, 2020г.


Пояснительная записка.


Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся с НОДА (вариант 6.2) и учащихся с общим недоразвитием речи.

Цель курса:

Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Программа направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии учащихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность для дальнейшей успешной социализации учащихся.

Важнейшая роль в освоении программы принадлежит овладению речью импрессивной (понимание), экспрессивной (говорение), письменной. Для преодоления недоразвития речи у учащихся необходимо проводить работу на нескольких уровнях:

  1. Диагностико-подготовительный этап:

-диагностика состояния звукопроизношения, анатомического строения артикуляционного аппарата, речевой моторики, состояния дыхательной и голосовой функций;

- диагностика особенностей динамической стороны речи, состояния фонематического восприятия (слухопроизностительной дифференциации звуков речи), фонематического анализа и синтеза;

- исследование понимания речи, лексики и грамматического строя экспрессивной речи;

- диагностика состояние связной речи.

  1. Фонетический уровень:

- формирование четкой, точной артикуляции; работать над управляемым артикуляционным аппаратом; приучать детей оценивать мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, слов. Система упражнений по воспитанию акустико-артикуляционных дифференцировок включает постепенно усложняющие задания: от сопоставления изолированных фонем звуков к дифференциации фонем в слогах, словах, текстах в произношении по слуху и на письме.

  1. Работа по коррекции звукопроизношения:

- укреплять мышцы губ, языка с помощью массажа;

- устранить дефект в произнесении звуков;

- развивать умение оценивать мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, слов;

- формировать четкую точную артикуляцию;

- совершенствовать умения по выполнению артикуляционной и дыхательной гимнастики;

- автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, фразах и в свободной речи.

  1. Работа на лексическом уровне и развитие связной речи:

- количественный рост словаря;

-качественное обогащение словаря;

-очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов;

- упражнение в слоговом и морфологическом анализе-синтезе слов так и морфем;

- формировать умение пересказывать текст со зрительной опорой (картинному плану);

- формировать умение составлять описательные рассказы (приём || описания), составлять рассказы по серии картин и по одной сюжетной картинке.

  1. Работа с конструктором «Развитие».

Буквенный конструктор «Развитие» - дидактическое пособие – игра. Он включает в себя 23 элемента печатных букв русского алфавита. Конструктор способствует освоению детьми букв русского алфавита. В ходе занятий с конструктором учащиеся осваивают следующие умения:

- правильно произносить звуки и называть буквы;

- не смешивать буквы друг с другом;

Конструктор способствует развитию речевого слуха, моторики рук, зрительного внимания и памяти, пространственного восприятия и представления, усидчивости и целеустремленности.

  1. Работа на грамматическом уровне:

- сформировать умение свободно оперировать определёнными моделями синтаксических конструкций;

- обогащение словаря.



Поурочный годовой план работы

с учащимися подготовительного класса, 1 класса.



Форма работы: индивидуальное занятие

Периодичность: 2 раза в неделю по 20 минут.

Общее количество занятий: 66

Недели

Кол-во занятий

Работа на фонетическом уровне

Работа по коррекции звукопроизношения

Работа на лексическом уровне и развитие связной речи

Работа с конструктором

Работа на грамматическом уровне

1

2

3

4

5

6

7

Сентябрь

I

II

1-4

Диагностико-подготовительный этап.

Диагностика состояния звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизностительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

III

5

Выделение начального гласного

Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа

Фрукты

Конструирование буквы а

Предлоги на, в, под

6

Анализ ряда [а, о], выделение [о] в слове

Коррекция произношения звука [с]

Овощи

Конструиров. букв а, о

Предлоги на, в, под

IV

7

8

Анализ ряда [а, о, и], выделение [и] в слове

Коррекция произношения звука [с]

Фрукты – овощи

Конструиров. букв а, о, и

Предлоги по, за, на. Наречия высоко, низко, вверху.

Октябрь

I

9

10

Анализ ряда

[а, о, и, ы], выделение [ы] в словах типа шары

Коррекция произношения звука [с]

Птицы (перелётные и домашние)

Конструиров. буквы а

Согласование прилагательных с существительными в роде

II

11

12

Анализ ряда

[а, о, и, ы, у], выделение [у] в слове

Коррекция произношения звука [с]

Деревья

Конструиров. букв а, о, и, ы. переконструир. букв и-ы

Именительный падеж, множественное число существительных

III

13

14

Анализ слогов на, но, ни, ны. Анализ слова Нина

Коррекция произношения звука [с]

Цветы

Конструиров. букв а, о, и, ы, у, н

Согласование прилагательных с существительными в роде

IV

15

16

Анализ слогов са, со, сы, си, слов сани, осы, оси

Коррекция произношения звука [с]

Ягоды

Составление слов о-са, са-ни, на-сос, сос-на

Согласование прилагательных с существительными в роде

Ноябрь

II

17

18

Анализ слогов ка, ко, ку, ки. Преобразование слов сук – сок – сон – сны. Сравнение слов сок – соки.

Коррекция произношения звука [л]

Лес

Конструирование буквы к. переконструирование букв к-и-ы-н-ы-и

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде

III

19

20

Анализ и чтение слогов то, то, ты, ту, ти.

Коррекция произношения звука [л]

Грибы

Конструирование буквы т. Составление из букв слов ка-нат, ка-на-ты, нит-ки

Согласование прилагательных с существительными в роде

IV

21

22

анализ и чтение слогов ла, ло, лу, лы, ли

Коррекция произношения звука [л]

Посуда

Конструирование буквы л. Составление из букв слов стол, стул, лук

Предлоги на, в, под

Декабрь

I

23

24

Анализ и чтение слогов ра, ро, ру, ры, ри. Анализ слов рана - Ира

Уточнение артикуляции [р] и коррекция [р’]

Мебель

Конструирование буквы р. Преобразование слов рак-лак-лук-сук-сок.

Предлоги за, между, перед

II

25

26

Анализ слов типа Вова – слава

Уточнение артикуляции [р] и коррекция [р’]

Инструменты

Конструирование буквы в.

Именительный падеж, множественное число существительных

III

27

28

Анализ и чтение слов типа ели, ела, ел. Буква е показатель мягкости в слогах не, ке, те, се, ре, ле.

Уточнение артикуляции [р] и коррекция [р’]

Цвет и форма предметов

Конструирование буквы е. переконструирование букв е-ш-е

Именительный падеж, множественное число существительных

IV

29

30

Анализ и чтение слогов па, пу, по, пы, пи, пе

Уточнение артикуляции [п] и коррекция звука [р’]

Домашние животные

Конструирование буквы п.

Предлоги над, под, из-под

Январь

II

31

32

Анализ и чтение слогов ма, мо, мы, ме, ми

Уточнение артикуляции [м] и коррекция звука [р’]

Дикие животные

Конструирование буквы м. преобразование слов лампа-лапа, мак-рак.

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде

III

33

34

Анализ и чтение слогов за, зо, зу, зе, зи. Звукобуквенный анализ слов косы – козы; роса-роза.

Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа

Домашние и дикие животные (Детёныши животных)

Конструирование буквы з.

Предлоги над, под, из-под

IV

35

36

Анализ и чтение слогов ба, бо, бу, бы, би, бе

Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [ч]

Транспорт (водный, воздушный, наземный)

Конструирование буквы б.

Согласование прилагательных с существительными в роде

Февраль

I

37

38

Анализ и чтение слогов да, до, ду, ды, ди, де. Звукобуквенный анализ слов Дима – Тима.

Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [ч]

Одежда

Конструирование буквы д.

Согласование прилагательных с существительными в роде

II

39

40

[йа] (я) в начале слова и после гласных

Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [ч]

Головные уборы

Конструирование буквы я-ы-р-я.

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде

III

41

42

Анализ и чтение слогов ча, чо, чу, че, чи. Образование существительных речка, тучка, лисичка, сестричка при помощи суффикса -к-

Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [ч]

Уход за одеждой и обувью

Конструирование буквы ч.

Предлоги в, на, с, из

IV

43

44

Дифференциация слов хор-хорь, жар-жарь, гуси-гусь, день-деньки.

Уточнение произношения мягких согласных в конце и середине слова. Коррекция звука [ш]

Времена года

Конструирование буквы ь.

Антонимические приставки

Март

I

45

46

Анализ и чтение слогов ша, ше, ши, шо, шу. Звукобуквенный анализ слов каска-кашка, миска-мишка.

Уточнение произношения мягких согласных в конце и середине слова. Коррекция звука [ш]

12 месяцев

Конструирование буквы ш.

Антонимические приставки

II

47

48

Анализ и чтение слогов жа, жо, жу, же, жи.. Звукобуквенный анализ слов коза-кожа, шар-жар.

Уточнение артикуляции [ж] в сравнении с [з], [щ]

Насекомые

Конструирование буквы ж.

Приставки на согласную. Ъ после приставок

III

49

50

[йо] (ё) в начале слова и после гласных.

Анализ и чтение слов ёж ёлочка, ёжик, ёлка.

Уточнение артикуляции изолированных звуков, звуков в начале слова и после гласных. Отработка чёткого произношения слогов с мягкими согласными перед буквой ё

Имена людей

Конструирование буквы ё. игра «угадай имена детей»

Наречия пространственного значения

IV

51

52

[й] в конце слов май, дай, в середине слов майка, зайка.

Уточнение артикуляции [й], сравнение с [и]. Коррекция [ц]

Семья

Конструирование буквы й.

Приставки и предлоги пространственного значения

Апрель

I

53

54

Анализ и чтение слогов ах, ох, ух, ха, хо, хе, хи, ху.. Звукобуквенный анализ слов Дима – Тима.

Уточнение артикуляции [х], сравнение с [к]. Коррекция [ц]

Мой дом

Конструирование буквы х.

Согласование прилагательных с существительными в роде

II

55

Чтение текста.

Творческий пересказ.

Уточнение артикуляции изученных звуков

Творческий пересказ.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок


56

Буква ю вначале слова: юра, юля, юла; в конце слова мою, булую. Буква ю – показатель мягкости согласных.

Уточнение артикуляции изолированного звука [йу], звука в начале слова и после гласных. Отработка чёткого произношения слогов с мягкими согласными перед буквой ю и слогов с мягкими согласными перед буквой ё. Коррекция [ц]

Мой город

Конструирование буквы ю. игра «Назови ласково»

Приставки и предлоги пространственного значения

III

57

Повторение

Уточнение артикуляции изученных звуков

Релаксация : «Дрёма», «Песенка», «Ветер-ветерок», «Жарко-холодно». Упражнения «Песенка», «Музыкант», «Эхо».

Артикуляционные и дыхательные упражнения. Голосовые упражнения.


58

Анализ и чтение слогов ас-ац, ос-оц..

Уточнение артикуляции [ц], сравнение с артикуляцией [с]

Зоопарк

Конструирование буквы ц.

Приставки и предлоги пространственного значения

IV

59

Анализ и чтение слов эхо, экран.

Уточнение артикуляции [э], сравнение с артикуляцией [йэ]

Рыбы

Конструирование буквы э.

Приставки и предлоги пространственного значения


60

Слоговая таблица

Уточнение артикуляции изученных звуков

Релаксация: «Волшебный сон».

Краткие ответы на вопросы по сюжетной картине с соблюдением изученных правил речи. Сначала сопряжено, затем отражённо. Игры «Посмотри и ответь», «Посмотри и запомни».

Автоматизированная речь: перечисление дней недели, месяцев.

Май

I

61

62

Закрепление дыхательных, голосовых упражнений. Автоматизация поставленных звуков. Массаж лицевой мускулатуры. Массаж пальцев. Кинезиологические упражнения. Комплекс упражнений «Читаем вместе». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

II

63

Составление описательного рассказа. Автоматизация поставленных звуков. Самомассаж лица, шеи. Комплекс упражнений «Читаем вместе». Пересказ рассказа К.Ушинского «Лиса Патрикеевна». Определение прилагательных.


64

Тренировка свободной речи.

Творческий пересказ.


Релаксация под  «Звуки живой природы».

Творческий пересказ.

Задания:

-Составьте конец рассказа по его началу.

-Составьте начало рассказа по его концу.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок  Сутеева и  Радлова по алгоритму:                          

-Рассмотрите картинки.

-Опишите героев.

-Назовите последовательность происходящих действий.

Расскажите, соблюдая последовательность.


III

65

66

Итоговая логопедическая диагностика. Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики логопедической работы. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.