СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционного курса "Ритмика" по адаптивной образовательной программе начального ОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для обучающихся ЗПР на 5 лет (1-4 + дополнительной год)

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционного курса "Ритмика" по адаптивной образовательной программе начального ОО»

МБОУ "СШ № 6"




ПРИНЯТА


На заседании педагогического совета

МБОУ «СШ № 6»

протокол от 31.08.2023 № 1

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

__________Шестакова Л.Л.

Приказ № 65 - ОД от «31» августа 2023 г.






Программа

коррекционного курса

коррекционно-развивающих занятий «Ритмика»

по адаптированной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.2)

(срок реализации 5 лет)





Составитель: Бессарабова Светлана Михайловна
учитель музыки









город Смоленск 2023




  1. Пояснительная записка программы курса

Программа составленена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») и на основании Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023); Адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающегося с задержкой психического развития, вариант 7.2 МБОУ «СШ № 6».

Программа коррекционного курса коррекционно-развивающих занятий «Ритмика» обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получившего рекомендацию обучаться по адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающегося с задержкой психического развития, вариант 7.2 отражает современные подходы к образованию.

Освоение программы способствует нормальному развитию ребёнка с ЗПР (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Актуальность Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития (ЗПР) и оценить полученные результаты. Разработанная программа является необходимым условием в создании адаптивной среды, позволяющая обеспечить личностную самореализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.



Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.

Задачи коррекционного курса:

- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального,

личностного развития обучающихся с ЗПР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- развивать эстетическое восприятие через эмоционально-волевою и

познавательную сферу, творческие возможности обучающихся, через обогащение общего и речевого развития, расширение кругозора.

- развивать восприятия музыки;

- формирование правильных, координированных, выразительных и

ритмичных движений под музыку (основных, элементарных гимнастических и танцевальных), правильной осанки, умений выполнять построения и перестроения,

- научиться исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных танцев, импровизировать движения под музыку.

- формировать умение эмоционально, выразительно и ритмично

исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя.


Специфические средства воздействия, свойственные ритмике, способствуют

общему развитию обучающихся с ОВЗ, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию

положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности,

коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая

деятельность обучающихся. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку

разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных

инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой

или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием

кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между

предметами) осуществляется развитие представления обучающихся о пространстве и

умения ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. –

развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для

развития у обучающихся подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и

расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид

деятельности важен в связи с тем, что у обучающихся с ОВЗ часто наблюдается

нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или

вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению

навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает

живой эмоциональный интерес у обучающихся, расширяет их знания, развивает

слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер

(веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального

образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить

приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на

физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функции, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее

начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые

изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий

выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру

мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и

выразительность движений.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств

личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные

танцы и пляски, двигаясь в хороводе, обучающиеся приобретают навыки

организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо общаться друг с другом.

Рабочая программа по ритмике состоит из следующих направлений:

1. Упражнения на ориентировку в пространстве

2. Ритмико-гимнастические упражнения

3. Игры под музыку

4. Танцевальные упражнения

5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами


Место курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями по социальной адаптации.

Программа коррекционного курса коррекционно-развивающих занятий «Ритмика» рассчитана на 33 часа (1 час индивидуальных занятий, 33 учебных недель) в 1 классе и 33 часа (1 час индивидуальных занятий, 33 учебных недели) в 1 дополнительном классе; на 34 часа (1 час индивидуальных занятий, 34 учебных недели) во 2-4 классах.

Программа опирается на следующие принципы:

системность; комплексность;

деятельностный подход; онтогенетический;

общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).


  1. Планируемые результаты освоения курса

Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.


Все наполнение программы начального общего образования (содержание и планируемые результаты обучения) подчиняется современным целям начального образования, которые представлены во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.

Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание ее социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи);

внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

ориентацию на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей (законных представителей);

способность к оценке своей учебной деятельности;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;

ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности

познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию.

В результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся с ЗПР овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.

Регулятивные УУД представлены следующими умениями:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку педагогических работников, других обучающихся, родителей (законных представителей) и других людей;

адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,

использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной деятельности;

осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.

Познавательные УУД представлены следующими умениями:

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

станавливать аналогии;

владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД представлены следующими умениями:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для решения различных коммуникативных задач;

использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.


  1. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел I. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Раздел II. Ритмико-гимнастические упражнения

Раздел III. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Раздел IV. Игры под музыку.

Раздел V. Танцевальные упражнения.


Содержание учебного коррекционного курса

1 класс

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.

Перестроение в круг из шеренги, цепочки.

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

Ритмико-гимнастические упражнения:

1.1 Общеразвивающие упражнения

Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами

(«паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты).

Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы

перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).

Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.

1.2.Упражнения на координацию движений

Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).

Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх.

Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д.

Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими

одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

1.3 Упражнение на расслабление мышц

Имитация отряхивания воды с пальцев.

Свободное круговое движение рук.

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное

сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.

Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук.

Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и

нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе.

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками

одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.

Игры под музыку

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером

музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.).

Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных

подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.

Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в

музыке.

Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.

Танцевальные упражнения

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.

Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах.

Прямой галоп. Маховые движения рук.

Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне,

подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком).

Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.

Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.

Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.


1 дополнительный класс

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.

Перестроение в круг из шеренги, цепочки.

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

Ритмико-гимнастические упражнения

1.1 Общеразвивающие упражнения

Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами

(«паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты).

Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы

перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).

Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.

1.2.Упражнения на координацию движений

Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).

Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх.

Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д.

Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими

одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Отстукивание, прохлопывание, протоптывание простых ритмических рисунков.

1.3 Упражнение на расслабление мышц

Имитация отряхивания воды с пальцев.

Свободноекруговоедвижение рук.

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное

сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.

Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук.

Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и

нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе.

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками

одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.

Игры под музыку Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.).

Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных

подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.

Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в

музыке.

Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.

Танцевальные упражнения

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.

Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах.

Прямой галоп. Маховые движения рук.

Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне,

подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком).

Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.

Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.

Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.


2 класс

Упражнения на ориентировку в пространстве

Введение. Что такое ритмика. Основные танцевальные правила. Приветствие.

Постановка корпуса.

Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала.

Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному.

Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.

Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами.

Ритмико-гимнастические упражнения

1.1 Общеразвивающие упражнения

Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения,

упражнения с лентами.

Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения.

Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс.

Повороты туловища с передачей предмета.

Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс.

Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и

поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.

1.2. Упражнения на координацию движений Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук).

Перекрестное поднимание и опускание рук.

Одновременные движения рук и ног.

Смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно.

Отстукивание, прохлопывание простых ритмических рисунков.

Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.).

Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление

движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения.

Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

1.3. Упражнения на расслабление мышц

Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой.

Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед.

Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения

листьев во время ветра).

Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Круговые движения кистью (напряженное и свободное). Одновременное

сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением.

Упражнения на детских музыкальных инструментах.

Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя

палочками одновременно и поочередно в разных вариациях.

Игры под музыку

Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и

содержание песен.

Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа.

Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением .

Инсценирование доступных песен

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии 1 час

Танцевальные упражнения

Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг.

Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег.

Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с

выбрасыванием ноги вперед.

Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с

поскоками, переменный шаг.

Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением .

Основные движения местных народных танцев.

Итоговый урок.


3 класс

Упражнения на ориентировку в пространстве Введение. Что такое ритмика. Основные танцевальные правила. Приветствие.

Постановка корпуса.

Чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину.

Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три

отдельных маленьких круга.

Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и

обратно в общий круг.

Выполнение движений с предметами.

Ритмико-гимнастические упражнения

1.1 Общеразвивающие упражнения.

Наклоны, повороты и круговые движения головы.

Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в

стороны с движениями рук.

Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону,

медленное возвращение в исходное положение.

Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни.

Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону.

Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку

осанки.

1.2. Упражнения на координацию движений.

Упражнения на сложную координацию движений с предметами. Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических

рисунков.

Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.

1.3. Упражнения на расслабление мышц.

Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц.

Поднятие рук вверх, вытягивание корпуса — стойка на полупальцах,

Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Упражнение для кистей рук с барабанными палочками.

Исполнение гаммы на детском пианино в пределах одной октавы. Разучивание несложных мелодий.

Исполнение различных ритмов на барабане и бубне.

Игры под музыку

Музыкальные игры с предметами.

Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя

для этого известные элементы движений и танца.

Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Смена ролей в импровизации.

Действия с воображаемыми предметами.

Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.

Игра «Узнай по голосу»

Танцевальные упражнения

Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег.

Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с

выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением.

Движения парами: боковой галоп, поскоки.

Основные движения народных танцев.

Итоговый урок.


4 класс

Упражнения на ориентировку в пространстве

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.

Построение в шахматном порядке.

Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их

Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол.

Сохранение правильной дистанции во всех видах построений.

Упражнения с предметами.

Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения.

Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам.

Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким

изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей

рук. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.

Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в

стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.

Упражнения на выработку осанки.

1.2. Упражнения на координацию движений.

Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей.

Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой

сменой темпа движений.

Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на

голени.

Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании

хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).

1.3. Упражнение на расслабление мышц.

Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и

корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»).

Имитация распускающегося цветка(с позиции приседание на корточки).

Имитация увядающего (с позиции приседание на корточки).

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак).

Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.

Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино.

Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма

знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни. Игры под музыку

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке.

Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных

движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций.

Игры с пением, речевым сопровождением.

Инсценирование музыкальных сказок, песен.

Танцевальные упражнения

Упражнения на различение элементов народных танцев.

Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут.

Пружинящий бег.

Поскоки с продвижением назад (спиной).

Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах.

Разучивание народных танцев.


Формы организации и виды деятельности

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии:

  • индивидуальные;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия:

  • беседа;

  • наблюдение.

  • по дидактической цели:

  • вводные занятия;

  • занятия по углублению знаний;

  • практическое занятие с элементами игр и игровых элементов;

  • слушание, чтение текстов;

  • словесное рисование;

  • наблюдение.

Виды деятельности:

  • игровая;

  • познавательная;

  • проблемно-ценностное общение.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть социальный педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающегося.

Тематическое планирование 5 лет

1 класс

п/п


Тема


Кол-во

часов


Основное содержание

Раздел I. Упражнения на ориентировку в пространстве

1

Введение. Что такое ритмика. Правильное исходное положение

1

Содержание этого раздела составляют упражнения

помогающие обучающимся ориентироваться в

пространстве. Правильное исходное положение.

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с

отбрасыванием правой ноги вперед и с

оттягиванием носка. Построение в круг из шеренги, цепочки.

Ориентировка в направлении движений

вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.


2

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с

отбрасыванием прямой ноги вперед

и оттягиванием носка

1

3

Перестроение в круг из шеренги, цепочки

1

4

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга

1

5

Выполнение простых движений с

предметами во время ходьбы

1

Раздел II. Ритмико–гимнастические упражнения


1

    1. Общеразвивающие упражнения.

Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»)

1

Основное содержание этого раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения,

способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Также в раздел входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений – научить обучающихся согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

2

Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты)

1

3

Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку)

1

4

Выполнение простых движений с

предметами во время ходьбы

1

5

Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые

движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны,

вставание на полупальцы

1

6

Упражнения на выработку осанки

1

7

1.2.Упражнения на координацию движений

Перекрестное поднимание и

опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).

Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх

1

8

Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д.

1

9

Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и

обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом

1

10

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых

ритмических рисунков

1

11

1.3. Упражнение на расслабление мышц

Имитация отряхивания воды с пальцев

1

12

Свободное круговое движение рук

1

13

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник)

1

Раздел III. Упражнения с детскими музыкальными инструментами

1

Движения кистей рук в разных направлениях.

Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки

1

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

Движение кистей рук в разных направлениях. Поочередное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.

Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке.

Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук.

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет с проговариванием стихов, попевок и без них.

2

Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в

музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих.

Выделение пальцев рук

1

3

Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе

1

4

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них

1

Раздел IV. Игры под музыку

1

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий)

1

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить обучающихся создавать музыкально-двигательный образ. После того как обучающиеся научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен, а в дальнейшем и хорошо известных сказок. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамико (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).

Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий танцевальный бег сменяется стремительным спортивным; легкое подпрыгивание – тяжелым и т.д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах (повадки зверей и птиц, движение

транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.

Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.

Музыкальные игры с предметами.

Игры с пением или речевым сопровождением.

2

Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.)

1

3

Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки

1

4

Передача притопами, хлопками и другими движениями резких

акцентов в музыке

1

5

Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением

1

Раздел V. Танцевальные упражнения

1

Знакомство с танцевальными

движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах

1

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер.

Разучивая танцы и пляски, обучающиеся знакомятся с их названиями, а также с основными движениями этих танцев.

Исполнение танцев разных народов приобщает

обучающихся к народной культуре, умению находить в движениях характерны особенности танцев разных национальностей.

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.

Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.

Маховые движения рук.

Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.

Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами,

кружением, хлопками.

2

Прямой галоп. Маховые движения рук

1

3

Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком)

1

4

Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку 1час

1

5

Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте

1

6

Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками

1



1 дополнительный класс



п/п


Тема


Кол-во

часов


Основное содержание

Раздел I. Упражнения на ориентировку в пространстве

1

Правильное исходное положение

1

Содержание этого раздела составляют упражнения, помогающие обучающимся ориентироваться в пространстве.

Правильное исходное положение.

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием правой ноги вперед и с оттягиванием носка.

Построение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

2

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с

отбрасыванием прямой ноги вперед

и оттягиванием носка

1

3

Перестроение в круг из шеренги, цепочки

1

4

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга

1

5

Выполнение простых движений с

предметами во время ходьбы

1

Раздел II. Ритмико–гимнастические упражнения


1

    1. Общеразвивающие упражнения.

Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»)

1

Основное содержание этого раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения,

способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Также в раздел входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений – научить обучающихся согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

2

Движения рук в разных

направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты)

1

3

Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку)

1

4

Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч)

1

5

Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые

движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы

1

6

Упражнения на выработку осанки

1

7

1.2.Упражнения на координацию движений

Перекрестное поднимание и

опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).

Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх

1

8

Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д.

1

9

Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и

обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом

1

10

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых

ритмических рисунков

1

11

1.3. Упражнение на расслабление мышц

Имитация отряхивания воды с пальцев

1

12

Свободное круговое движение рук

1

13

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник)

1

Раздел III. Упражнения с детскими музыкальными инструментами

1

Движения кистей рук в разных направлениях.

Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки

1

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

Движение кистей рук в разных направлениях. Поочередное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.

Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке.

Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук.

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет с проговариванием стихов, попевок и без них.

2

Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в

музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих.

Выделение пальцев рук

1

3

Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе

1

4

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них

1

Раздел IV. Игры под музыку

1

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий)

1

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить обучающихся создавать музыкально-двигательный образ. После того как обучающиеся научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен, а в дальнейшем и хорошо известных сказок. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамико (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).

Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий танцевальный бег сменяется стремительным спортивным; легкое подпрыгивание – тяжелым и т.д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах (повадки зверей и птиц, движение

транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.

Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.

Музыкальные игры с предметами.

Игры с пением или речевым сопровождением.

2

Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.)

1

3

Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки

1

4

Передача притопами, хлопками и другими движениями резких

акцентов в музыке

1

5

Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением

1

Раздел V. Танцевальные упражнения

1

Знакомство с танцевальными

движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах

1

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер.

Разучивая танцы и пляски, обучающиеся знакомятся с их названиями, а также с основными движениями этих танцев.

Исполнение танцев разных народов приобщает

обучающихся к народной культуре, умению находить в движениях характерны особенности танцев разных национальностей.

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.

Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.

Маховые движения рук.

Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.

Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами,

кружением, хлопками.

2

Прямой галоп. Маховые движения рук

1

3

Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком)

1

4

Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку 1час

1

5

Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте

1

6

Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками

1



2 класс



п/п


Тема


Кол-во

часов


Основное содержание



Раздел I. Упражнения на ориентировку в пространстве



1

Введение. Что такое ритмика. Основные

танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса

1

Содержание этого раздела составляют упражнения, помогающие обучающимся ориентироваться в пространстве.

Правильное исходное положение.

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием правой ноги вперед и с оттягиванием носка.

Построение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.



2

Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала

1



3

Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.

Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному

1



4

Построение круга из шеренги и из движения врассыпную

1



5

Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами

1



Раздел II. Ритмико–гимнастические упражнения




1

1.1 Общеразвивающие упражнения

Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой,

круговые движения, упражнения с лентами

1

Основное содержание этого раздела составляют ритмико- гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Также в раздел входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений – научить

обучающихся согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность

обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.



2

Наклоны и повороты головы вперед, назад, в

стороны, круговые движения

1



3

Наклоны и повороты туловища в сочетании с

движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс

1



4

Повороты туловища с передачей предмета

1



5

Резкое поднимание согнутых в колене ног,

как при маршировке. Сгибание и разгибание

ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на

выработку осанки.

1



6

Упражнения на выработку осанки

1



7

1.2. Упражнения на координацию движений Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук)

1



8

Перекрестное поднимание и опускание рук

1



9

Отстукивание, прохлопывание простых

ритмических рисунков

1



10

Смена позиций рук отдельно каждой и

обеими одновременноритмических рисунков

1



11

1.3. Упражнения на расслабление мышц

Свободное падение рук с исходного положения в

стороны или перед собой. Раскачивание рук

поочередно и вместе вперед, назад, вправо,

влево в положении стоя и наклонившись вперед

1



12

Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра)

1



13

Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед

(как при игре в футбол)

1



Раздел III. Упражнения с детскими музыкальными инструментами



1

Круговые движения кистью (напряженное и свободное).

Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с

постепенным ускорением.

1

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных

упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения,

сопоставление пальцев.

Движение кистей рук в разных направлениях.

Поочередное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.

Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке.

Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук.

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет с проговариванием стихов, попевок и без них.



2

Упражнения на детских музыкальных инструментах

1



3

Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя

палочками одновременно и поочередно в разных вариациях

1





1



Раздел IV. Игры под музыку



1

Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержание песен

1

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить обучающихся создавать музыкально-двигательный образ. После того как обучающиеся научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен, а в дальнейшем и хорошо известных сказок.

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).

Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий танцевальный бег сменяется

стремительным спортивным; легкое подпрыгивание – тяжелым и т.д.).

Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах (повадки зверей и птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.

Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.

Музыкальные игры с предметами.

Игры с пением или речевым сопровождением



2

Самостоятельное создание музыкально-

двигательного образа

1



3

Музыкальные игры с предметами.

1



4

Игры с пением и речевым сопровождением

1



5

Инсценирование доступных песен

1



6

Прохлопывание

ритмического рисунка

прозвучавшей мелодии

1



Раздел V. Танцевальные упражнения



1

Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг

1

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер.

Разучивая танцы и пляски, обучающиеся знакомятся с их названиями, а также с основными движениями этих танцев.

Исполнение танцев разных народов приобщает

обучающихся к народной культуре, умению находить в движениях характерны особенности танцев разных национальностей.

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.

Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.

Маховые движения рук.

Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.

Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.



2

Неторопливый

танцевальный бег, стремительный бег

1



3

Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки.

Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед

1



4

Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с

продвижением, шаг с поскоками, переменный

шаг

1



5

Движения парами: бег,

ходьба с приседанием,

кружение с

продвижением

1



6

Основные движения местных народных танцев

1



7

Итоговый урок






  1. класс

п/п


Тема


Кол-во

часов


Основное содержание

Раздел I. Упражнения на ориентировку в пространстве

1

Основные танцевальные правила. Приветствие.

Постановка корпуса

1

Содержание этого раздела составляют упражнения, помогающие обучающимся ориентироваться в пространстве.

Правильное исходное положение.

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием правой ноги вперед и с оттягиванием носка.

Построение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

2

Чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину

1

3

Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга

1

4

Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг

1

5

Выполнение движений с предметами

1

Раздел II. Ритмико–гимнастические упражнения


1

    1. Общеразвивающие упражнения.

Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук

1

Основное содержание этого раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения,

способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Также в раздел входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений – научить обучающихся согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

2

Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты

туловища вперед, в стороны с движениями рук

1

3

Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение

1

4

Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни

1

5

Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону

1

6

Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки

1

7

1.2. Упражнения на координацию движений. Упражнения на сложную координацию движений с предметами

1

8

Одновременноеотхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков

1

9

Самостоятельное составление простых ритмических рисунков

1


10

Протопывание того, что учитель прохлопал, и

наоборот

1


11

1.3. Упражнения на расслабление мышц.

Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц

1


12

Поднятие рук вверх, вытягивание корпуса — стойка на полупальцах

1


13

Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону



Раздел III. Упражнения с детскими музыкальными инструментами

1

Упражнение для кистей рук с барабанными палочками


Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с

напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

Движение кистей рук в разных направлениях. Поочередное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с

напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

Движение кистей рук в разных направлениях. Поочередное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.

Противопоставление первого пальца

2

Исполнение гаммы на детском пианино в пределах одной октавы


3

Разучивание несложных мелодий


4

Исполнение различных ритмов на барабане и бубне


Раздел IV. Игры под музыку

1

Музыкальные игры с предметами

1

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить обучающихся создавать музыкально-двигательный образ. После того как обучающиеся научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен, а в дальнейшем и хорошо известных сказок. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой

(громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).

Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий танцевальный бег сменяется стремительным спортивным;

легкое подпрыгивание – тяжелым и т.д.).

2

Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца

1

3

Упражнения в передаче игровых образов при

инсценировке песен. Смена ролей в импровизации

1

4

Действия с воображаемыми предметами

1

5

Подвижные игры с пением и речевым сопровождением

1

6

Игра «Узнай по голосу»

1

Раздел V. Танцевальные упражнения

1

Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег

1

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер.

Разучивая танцы и пляски, обучающиеся знакомятся с их названиями, а также с основными движениями этих танцев.

Исполнение танцев разных народов приобщает обучающихся к народной культуре, умению находить в движениях характерны особенности танцев разных национальностей

Знакомство с танцевальными движениями.

2

Сильные поскоки, боковой галоп

1

3

Элементы русской пляски: приставные шаги с

приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку

1

4

Движение по музыку: боковой галоп, поскоки

1

5

Основные движения народных танцев

1

6

Итоговый урок

1




4 класс

п/п


Тема


Кол-во

часов


Основное содержание

Раздел I. Упражнения на ориентировку в пространстве

1

Ходьба по центру зала, умение намечать

диагональные линии из угла в угол

1

Содержание этого раздела составляют упражнения, помогающие обучающимся ориентироваться в пространстве.

Правильное исходное положение.

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием правой ноги вперед и с оттягиванием носка.

Построение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

2

Упражнения с предметами

1

3

Движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.


1

4

Ходьбы с подбрасыванием мяча и с ударами мяча об пол во время движения

1

5

Сохранение правильной дистанции во время движения

1

Раздел II. Ритмико–гимнастические упражнения


6

1.2 Общеразвивающие упражнения.
Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в

стороны


1

Основное содержание этого раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения,

способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Также в раздел входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений – научить обучающихся согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

7

Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения

руки к плечам

1

8

Круговые движения плеч, замедленные, с

постоянным ускорением, с резким изменением

темпа движений.

1

9

Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук

1

10

Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе

1

11

Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп

1

12

Упражнения на выработку осанки

1

13

1.2. Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных

движений рук, ног, туловища, кистей

1

14

Выполнение упражнений под музыку с постепенным

ускорением, с резкой сменой темпа движений

1


15

Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени

1


16

Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами

(погремушками, бубном, барабаном)

1


17

1.3. Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой

«петрушка»

1


18

Имитация распускающегося цветка (с позиции приседание на корточки)

1


19

Имитация увядающего цветка (с позиции приседание

на корточки)



Раздел III. Упражнения с детскими музыкальными инструментами

20

Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак)

1

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с

напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Движение кистей рук в разных направлениях.

Поочередное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.

Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет с проговариванием стихов, попевок и без них.

21

Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным

ускорением, с резким изменением темпа и

плавности движений

1

22

Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино

1

23

Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни

1

Раздел IV. Игры под музыку

24

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке

1

Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах (повадки зверей и птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.

Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Игры с пением или речевым сопровождением

25

Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии

1

26

Разучивание и придумывание вариантов танцевальных движений, их комбинирование

1

27

Игры с пением, речевым сопровождением

1

28

Инсценирование песен

1

Раздел V. Танцевальные упражнения

29

Упражнения на различение элементов народных танцев

1

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, обучающиеся знакомятся с их названиями, а также с основными движениями этих

танцев.

Исполнение танцев разных народов приобщает обучающихся к народной культуре
Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.


30

Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут

1

31

Пружинящий бег

1

32

Поскоки с продвижением назад (спиной)

1

33

Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах

1

34

Разучивание народных танцев

1





Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

1. «Коррекционная ритмика комплекс практических материалов и

технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР».

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы -

М.:«Просвещение», 2010 год.

3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

4. DVD «Школа танцев для детей»

5. Единая коллекция - http://collection.crossedu.

ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f45b76-f453-552f31d9b164

6. Компьютер

7. Музыкальный центр

8. Мультимедийный проектор

9. Ленты, музыкальные инструменты и т.п.

10. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

11. Детские музыкальные инструменты: бубен, детское пианино.