СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционных занятий "Развитие памяти, внимания и мышления у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения -детей с задержкой психического развития. Данная программа – это курс специальных индивидуальных занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности обучающегося с ОВЗ, разработанная с использованием возможностей ИКТ технологии в сочетании с игровыми практическими заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционных занятий "Развитие памяти, внимания и мышления у младших школьников"»



Согласовано

зав.учебной частью

Рассмотрено

На заседании методического объединения

Руководитель МО











ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«Развитие памяти, внимания и мышления у младших школьников»

для детей 7 - 9 лет

Субботина Светлана Ивановна

учитель начальных классов

высшей категории

МАОУ СОШ №211имени Л.И.Сидоренко

г.Новосибирска



Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения -детей с задержкой психического развития.


Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

  • Закон РФ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными 
    возможностями здоровья и детьми-инвалидами.(Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);



Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.

В рамках ФГОС начального общего образования есть обязательное направление коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизация отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.



Коррекционная работа с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития, должна строиться с учетом неоднородности данного контингента детей. Необходимо учитывать форму и степень тяжести задержки психического развития. Процесс коррекции должен проходить в контексте деятельности, доступной ребенку (игровая, учебная и пр.). Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо 4 Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)..неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Таким образом, чтобы ребёнок с ОВЗ смог осваивать программу НОО, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

Данная программа – это курс специальных индивидуальных занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности обучающегося с ОВЗ, разработанная с использованием возможностей ИКТ технологии в сочетании с игровыми практическими заданиями. (Приложение 1,2)

Использование в программе информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, эффективными с точки зрения развития ребёнка, способствует формированию ключевых компетенций. Использование ИКТ позволяет привнести эффект наглядности и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном воздействии, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека.

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату развития данной категории детей.

Также применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным.

Цель программы: Развитие интеллектуально-познавательного потенциала младшего школьника с отставанием или нарушениями в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы через систему коррекционно-развивающих занятий.

Задачи программы:

  1. Познакомить с понятиями внимания, памяти, мышления детей с ОВЗ;

  2. Повысить мотивацию развития этих процессов; корректировать и развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; формирование умения делать простые выводы и умозаключения

  3. Развивать все виды внимания, памяти и мышления детей с ОВЗ; увеличение объема внимания и памяти; развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

  4. Формировать интерес детей к саморегуляции психических процессов, своего поведения.

  5. Способствовать укреплению психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

Участники программы – дети 7-9лет.

Форма организации - индивидуальная

Основные методы – упражнения, игры, ЭОР.

Количество занятий -34, продолжительность занятий-30 минут.

Критерии и механизм отслеживания: Первичная диагностика, итоговая диагностика.

( методики: “10 слов”, “10 предметов”, “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.

  1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

  2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащегося, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации процесса познания таким образом, чтобы у учащегося развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимся по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Индивидуальные занятия проводит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Принципами построения занятий являются:

1) частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие;

2) повторяемость программного материала. Младшим школьникам с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая – чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая – для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуальных занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении, в связи с чем, важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Прогнозируемый результат. У детей, прошедших курс занятий по данной программе,

- повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;

- увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;

- формируются приёмы запоминания;

- повышается уровень развития смысловой памяти, мышления;

- формируется самостоятельность в выполнении заданий;

-повышается интерес к учебной деятельности.

По результатам пройденного курса ребенок будет иметь возможность осознания необходимости и саморегуляции познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, их свойств и видов, понимать и выполнять инструкцию, анализировать, сопоставлять сравнивать, делать выводы и, главное, применять в жизни.

Методы и приемы, используемые в программе: диагностика, наблюдение, дидактические игры и упражнения, ЭОР.

Особенностью разработанной программы считаю использование традиционных методических разработок с возможностями ИКТ-технологий.

Тема

Используемые упражнения и игры

Приложение

1

Занятие №1

«Первичная диагностика»

Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест».

Методика «Узнавание недорисованных, неправильно нарисованных предметов»

Методика «Запомни слова», «Запомни числа».

https://vsetesti.ru/323/





Приложение№1

2

Занятие №2 Развитие и коррекция устойчивости внимания, восприятия:

Упражнение «Корректоры» С.А.Шмаков

Развитие и коррекция слуховой памяти: Запоминание слов и чисел.

Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Игра «Ключ к неизвестному»

Работа в тетради:

"Графический диктант"


https://znanio.ru/media/programma_individualnyh_korrektsionnyh_zanyatij_dlya_uchaschihsya_s_zpr_razvitie_vnimaniya_pamyati_myshleniya_i_dr-118677/139654



http://pedsovet.su/load/340-1-0-38880

(развитие внимания и памяти )


Приложение№1

3

Занятие №3 Развитие и коррекция устойчивости внимания, восприятия:

Упражнение «Кто за кем?»

Развитие и коррекция слуховой памяти:

Воспроизведение текста.

Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Игра «Ключ к неизвестному»

Работа в тетради:

"Графический диктант"


https://znanio.ru/media/programma_individualnyh_korrektsionnyh_zanyatij_dlya_uchaschihsya_s_zpr_razvitie_vnimaniya_pamyati_myshleniya_i_dr-118677/139654




http://pedsovet.su/load/340-1-0-38880

(развитие внимания и памяти )


Приложение№1

4

Занятие №4

Развитие и коррекция устойчивости внимания, восприятия:

Упражнение «Зигзаг на доске».

Развитие и коррекция слуховой памяти:

Мнемический ряд.

Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Игра «Ключ к неизвестному».

Работа в тетради:

"Графический диктант".


http://pedsovet.su/load/340-1-0-38880

(развитие внимания и памяти )





https://infourok.ru/material.html?mid=24642

(тренажёр на развитие памяти)



https://cepia.ru/razvitie-mishleniya

(развитие мышления)




Приложение№1

5

Занятие №5

Развитие и коррекция устойчивости внимания, восприятия:

Упражнение "Найди отличия",

Развитие и коррекция слуховой памяти:

Гений памяти.

Работа в тетради:

"Графический диктант".


https://cepia.ru/razvitie-mishleniya

(развитие мышления)


Приложение№1

6

Занятие №6

Развитие и коррекция распределения внимания, восприятия:

Упражнение С.А.Шмаков «Найти смысл».


Развитие и коррекция зрительной памяти:

Методика «Запомни фигуры, картинки».

Развитие и коррекция мышления:

Игра «Ключ к неизвестному».


Работа в тетради:

"Графический диктант".


https://infourok.ru/korrekcionnie-uprazhneniya-na-razvitie-pamyati-vnimaniya-mishleniya-dlya-mladshih-shkolnikov-1537878.html

(развитие внимания младших школьников)



https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/04/23/igry-dlya-razvitiya-vnimaniya-pamyati-i-myshleniya



Приложение№1

7

Занятие №7

Развитие и коррекция распределения внимания, восприятия:

Упражнение С.А.Шмаков «Считай правильно».

Развитие и коррекция зрительной памяти:

Методика "Запомни парочки".

Работа в тетради:

"Графический диктант".


https://infourok.ru/korrekcionnie-uprazhneniya-na-razvitie-pamyati-vnimaniya-mishleniya-dlya-mladshih-shkolnikov-1537878.html


Приложение№1

8

Занятие №8

Развитие и коррекция распределения внимания, восприятия:

Упражнение С.А.Шмаков «Знаковый тест».

Развитие и коррекция зрительной памяти:

Методика "Запомни и нарисуй».

Работа в тетради:

"Графический диктант".

https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/


Приложение№1

9

Занятие №9

Развитие и коррекция распределения внимания, восприятия:

Упражнение С.А.Шмаков "Сравни картинки".

Развитие и коррекция зрительной памяти:

Методика "Весёлые таблицы"

Работа в тетради:

"Графический диктант".

https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/


Приложение№1

10

Занятие №10

Развитие и коррекция распределения внимания, восприятия:

Упражнения С.А.Шмаков “Съедобное - не съедобное”

Развитие и коррекция зрительной памяти:

Методика «Запомни фигуры, картинки».

Работа в тетради:

"Графический диктант".

https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/


Приложение№1

11

Занятие №11

Развитие концентрации и устойчивости внимания, восприятия:"

Упражнение «Лабиринты».

Развитие и коррекция памяти:

"Пиктограммы"

Развитие и коррекция мышления:

Упражнение «Найди слово»


Работа в тетради:

"Графический диктант", "Корректурная проба"



https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/

(развивающие игры на внимание и память 8 лет

Зрительное внимание; витражи_на память)

https://infourok.ru/material.html?mid=24642

(тренажёр на развитие памяти)


https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikov



Приложение№1

12

Занятие №12

Развитие концентрации и устойчивости внимания, восприятия:"

Развитие и коррекция памяти:

"Пиктограммы".

Развитие и коррекция мышления:

Упражнение «Найди слово»


https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/

(развивающие игры на внимание и память 8 лет

Зрительное внимание; витражи_на память)

https://infourok.ru/material.html?mid=24642

(тренажёр на развитие памяти)


Приложение№1

13

Занятие №13

Развитие концентрации и устойчивости внимания, восприятия:"

Методика «Перепутанные линии».

Развитие и коррекция памяти:

"Запомни и нарисуй».

Развитие и коррекция мышления:

Упражнение «Найди слово».

Работа в тетради:

"Графический диктант".





https://infourok.ru/material.html?mid=24642

(тренажёр на развитие памяти)




https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikov


Приложение№1

14

Занятие №14

Развитие концентрации и устойчивости внимания, восприятия:"

Упражнение «Запомни предмет».

Развитие и коррекция памяти:

"Запомни и нарисуй».

Развитие и коррекция мышления:

Упражнение «Найди слово»

Работа в тетради:

"Корректурная проба".

https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/

(развивающие игры на внимание и память 8 лет

Зрительное внимание; витражи_на память)

https://infourok.ru/material.html?mid=24642

(тренажёр на развитие памяти)


https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikov


Приложение№1

15

Занятие №15

Развитие концентрации и устойчивости внимания, восприятия:"

Упражнение «Птица - не птица".

Развитие и коррекция памяти:

"Весёлые таблицы".

Развитие и коррекция мышления:

Упражнение «Найди слово».

Работа в тетради:

"Корректурная проба".


https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/

(развивающие игры на внимание и память 8 лет

Зрительное внимание; витражи_на память)

https://infourok.ru/material.html?mid=24642

(тренажёр на развитие памяти)


https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikov


Приложение№1

16

Занятие №16

Развитие концентрации и устойчивости внимания, восприятия:"

Игра " Чего не стало".

Развитие и коррекция памяти:

"Весёлые таблицы".

Развитие и коррекция мышления:

Упражнение «Найди слово».

Работа в тетради:

"Корректурная проба".

https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/

(развивающие игры на внимание и память 8 лет

Зрительное внимание; витражи_на память)

https://infourok.ru/material.html?mid=24642

(тренажёр на развитие памяти)


https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikov


Приложение№1

17

Занятие №17

Развитие произвольного внимания, восприятия:

Игры «Слухачи».

Развитие и коррекция памяти:

"Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай".


Развитие и коррекция мышления:

Упражнение "Нелогичные ассоциации"

Работа в тетради:

"Нарисуй по образцу” (по клеткам)



https://umnazia.ru/?utm_medium=cpc&utm_source=google&utm_campaign=1626562281&utm_content=65601971161&utm_term=kwd-312268932625(онлайн-платформа на развитие памяти внимания)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/522633/(развитие зрительной памяти)

http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl



Приложение№1

18

Занятие №18

Развитие произвольного внимания, восприятия:

Игра «Пишущая машинка».

Развитие и коррекция памяти:

"Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай".

Развитие и коррекция мышления:

Упражнение "Нелогичные ассоциации"

Работа в тетради:

"Нарисуй по образцу” (по клеткам)


https://umnazia.ru/?utm_medium=cpc&utm_source=google&utm_campaign=1626562281&utm_content=65601971161&utm_term=kwd-312268932625(онлайн-платформа на развитие памяти внимания)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/522633/(развитие зрительной памяти)

http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl


Приложение№1

19

Занятие №19

Развитие произвольного внимания, восприятия:

Игра "Бывает- не бывает".

Развитие и коррекция памяти:

"Посмотри на картинку, а запомни слово".

Развитие и коррекция мышления:

Упражнение "Нелогичные ассоциации"

Работа в тетради:

"Нарисуй по образцу” (по клеткам)


https://umnazia.ru/?utm_medium=cpc&utm_source=google&utm_campaign=1626562281&utm_content=65601971161&utm_term=kwd-312268932625(онлайн-платформа на развитие памяти внимания)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/522633/(развитие зрительной памяти)

http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl


Приложение№1

20

Занятие №20

Развитие произвольного внимания, восприятия:

Игра "Цифровая таблица".

Развитие и коррекция памяти:

"Посмотри на картинку, а запомни слово".

Развитие и коррекция мышления:

Упражнение "Нелогичные ассоциации"

Работа в тетради:

"Нарисуй по образцу” (по клеткам)


https://umnazia.ru/?utm_medium=cpc&utm_source=google&utm_campaign=1626562281&utm_content=65601971161&utm_term=kwd-312268932625(онлайн-платформа на развитие памяти внимания)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/522633/(развитие зрительной памяти)

http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl


Приложение№1

21

Занятие №21

Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания, восприятия:

«В магазине зеркал».

Развитие и коррекция слуховой памяти:

Упражнение «Маленький рассказ».

Развитие ассоциативного мышления:

Упражнение "На что это похоже"?

Работа в тетради:

"Нарисуй по образцу” (по клеткам)



https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/

(развивающие игры на внимание и память 8 лет

Зрительное внимание; витражи_на память)

https://wikium.ru/start

(тренажёры на развитие памяти)


http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl


Приложение№1

22

Занятие №22

Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания, восприятия:

«Исключение лишнего».

Развитие и коррекция слуховой памяти:

«Стихи и образы»

Развитие ассоциативного мышления:

Упражнение "На что это похоже"?

Работа в тетради:

"Нарисуй по образцу” (по клеткам).

https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/

(развивающие игры на внимание и память 8 лет

Зрительное внимание; витражи_на память)

https://wikium.ru/start

(тренажёры на развитие памяти)


http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl


Приложение№1

23

Занятие №23

Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания, восприятия:

«Исключение лишнего».

Развитие и коррекция слуховой памяти:

"Послушай внимательно и повтори".

Развитие ассоциативного мышления:

Упражнение "На что это похоже"?

Работа в тетради:

"Нарисуй по образцу” (по клеткам).

https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/

(развивающие игры на внимание и память 8 лет

Зрительное внимание; витражи_на память)

https://wikium.ru/start

(тренажёры на развитие памяти)


http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl


Приложение№1

24

Занятие №24

Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания, восприятия:

«Найди отличие».

Развитие и коррекция слуховой памяти:

"Послушай внимательно и повтори".

Развитие ассоциативного мышления:

Упражнение "На что это похоже"?

Работа в тетради:

"Расставь значки".

https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/

(развивающие игры на внимание и память 8 лет

Зрительное внимание; витражи_на память)

https://wikium.ru/start

(тренажёры на развитие памяти)


http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl


Приложение№1

25

Занятие №25

Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания, восприятия:

«Найди отличие».

Развитие и коррекция слуховой памяти:

"Посмотри на картинку, а запомни слово".

Развитие ассоциативного мышления:

Упражнение "На что это похоже"?

Работа в тетради:

"Расставь значки".

https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-klass/

(развивающие игры на внимание и память 8 лет

Зрительное внимание; витражи_на память)

https://wikium.ru/start

(тренажёры на развитие памяти)


http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl


Приложение№1

26

Занятие №26

Развитие произвольного внимания, восприятия:

Игра «Лото».

Развитие и коррекция слуховой памяти:

«Назови идею», «Учимся запоминать надолго»

"Пересказ"", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

Развитие мышления:

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Работа в тетради:

"Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Корректурная проба"



http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632336/

(развитие внимания)

https://infourok.ru/material.html?mid=24642

(тренажёр на развитие памяти)


http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl



Приложение№1

27

Занятие №27

Развитие произвольного внимания, восприятия:

«Найди двух одинаковых животных».

Развитие и коррекция слуховой памяти:

«Учимся запоминать надолго»

Развитие мышления:

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Работа в тетради:

"Нарисуй по образцу” (по клеткам)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632336/

(развитие внимания)

https://infourok.ru/material.html?mid=24642

(тренажёр на развитие памяти)


http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl


Приложение№1

28

Занятие №28

Развитие произвольного внимания, восприятия:

«Воспроизведение геометрических фигур».

Развитие и коррекция слуховой памяти:

"Пересказ".

Развитие мышления:

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Работа в тетради:

"Нарисуй по образцу” (по клеткам)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632336/

(развитие внимания)

https://infourok.ru/material.html?mid=24642

(тренажёр на развитие памяти)


http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl


Приложение№1

29

Занятие №29

Развитие произвольного внимания, восприятия:

"Разложи палочки также".

Развитие и коррекция слуховой памяти:

"Посмотри на картинку, а запомни слово".

Развитие мышления:

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Работа в тетради:

"Корректурная проба"

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632336/

(развитие внимания)

https://infourok.ru/material.html?mid=24642

(тренажёр на развитие памяти)


http://gym498.ru/igra-trenazher-dlya-razvitiya-myshl


Приложение№1

30

Занятие №30

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Да и нет - не говорить”.

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори".

Развитие мышления:

Упражнение "Сложи фигуры».

Работа в тетради: "Нарисуй по образцу” (по клеткам)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500055/

(развитие внимания)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606970/(развитие памяти образной)

https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikov


Приложение№1

31

Занятие №31

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Не пропусти профессию"

Развитие и коррекция памяти:

"Посмотри на картинку, а запомни слово".

Развитие мышления:

Упражнение "Сложи фигуры».


Работа в тетради: "Нарисуй по образцу” (по клеткам).


http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500055/

(развитие внимания)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606970/(развитие памяти образной)

https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikov


Приложение№1

32

Занятие №32

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Не пропусти профессию"

Развитие и коррекция памяти:

"Посмотри на картинку, а запомни слово"

Развитие мышления:

Упражнение "Сложи фигуры».

Работа в тетради:

«Расставь значки»

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/591796/игры на развитие познавательных интересов, отработку умножения, словарных слов)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/507750/(развитие долговременной памяти)

https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikov


Приложение№1

33

Занятие №33

Развитие и коррекция внимания, восприятия:"Найди отличия"

Развитие и коррекция памяти:"Пересказ", "Опосредованная память", "Выполни движение"

Работа в тетради:

"Нарисуй вторую половину" (по клеткам),

Развитие образного мышления:

Упражнение "Составь фигуру".

Работа в тетради:

«Расставь значки»

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/591796/игры на развитие познавательных интересов, отработку умножения, словарных слов)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/507750/(развитие долговременной памяти)

https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikov


Приложение№1

34

Занятие №34

«Итоговая диагностика»

Э.Ф.Замбицявичене Методика исследования словесно-логического мышления. Тест Бурдона «Корректурная проба» буквенный вариант.

http://window.edu.ru/resource/106/54106/files/pdc1.html


Приложение№1























РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Применение некоторых методов и приёмов частично началось с 2014 года. На базе накопленного материала было проведено научное исследование.

Наблюдение с целью установить эффективность применения коррекционных занятий проводилось с 2017 года на группе учащихся моего класса. Наблюдения велись по следующему плану:

    1. Начальная диагностика;

    2. Экспериментальное обучение;

    3. Повторная диагностика;

    4. Анализ результатов работ учащихся.



Начальная диагностика, нацеленная на выявление исходного уровня сформированности познавательных процессов учащегося с ОВЗ по сравнению с учащимися класса.

Используя методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»,«Узнавание недорисованных, неправильно нарисованных предметов»,«Запомни слова», «Запомни числа», мною была проведена диагностика учащихся класса и учащегося с ОВЗ.

В контрольной группе класса было 13 учащихся и 1 учащийся с ОВЗ.

Результаты диагностики познавательных процессов на начало учебного года. (сентябрь 2017г.)

  1. Особенности развития внимания.

  1. Особенности развития памяти.



  1. Особенности развития мышления.

На основе диагностики учащийся с ОВЗ оказался в группе с низкими показателями развития познавательных процессов.

В результате обследования 13 детей 3 «И» класса и ребёнка с ОВЗ и обработки диагностических данных можно сделать следующие выводы:


    1. Разработать индивидуальную программу по коррекции недостаточно развитых процессов у учащегося с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей.

    2. Организовать работу по программе с этим ребёнком.

    3. Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания, развития и обучения ребёнка с ОВЗ; индивидуальные консультации по результатам диагностики.


Далее в течение всего учебного года проводились систематические индивидуальные коррекционные занятия с учащимся ОВЗ по развитию познавательных процессов. В конце учебного года мною была проведена «Итоговая диагностика» на основе методики Э.Ф.Замбицявичене исследования словесно-логического мышления. Тест Бурдона «Корректурная проба» буквенный вариант.

Результаты проведённой диагностики показали, что систематические занятия с учащимся ОВЗ принесли положительные результаты в повышении уровня развития познавательных процессов ребёнка.

У учащегося с ОВЗ, прошедшего курс занятий по данной программе, наблюдается повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания; увеличивается объем вербальной и зрительной памяти; формируются приёмы запоминания; повышается уровень развития смысловой памяти, мышления; также формируется самостоятельность в выполнении заданий.

Считаю целесообразным продолжить работу с детьми ОВЗ по данной программе.



Игры и упражнения на развитие и коррекцию внимания


Картинки «Найди отличие»

Дидактический материал: две картинки с похожими изобра­жениями одного и того же предмета.

Задача ребенка найти, чем отличаются картинки друг от друга.


    1. «Не пропусти животное (растение, профессию)»
    2. Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,
    3. обозначающее, например, животное.

В другой раз можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем возможно объединение первого и второго задания. Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяет познавательную активность ребёнка.ребенка.

Вариант1

стол, книга, лошадь, стул, дверь, ви­ноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ко­вер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тет­радь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

Вариант2

МАШИНА, МЕДВЕДЬ ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ, КОШКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР, АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА, ГАЗЕТА, КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ, СОЛНЦЕ, МЫШЬ, ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЗЕБРА, РОЩА, СОБАКА, САМОВАР, ВОЛК, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ОВЦА, ПУЛЕМЁТЧИК…

Вариант 3

ДОРОГА, БЕРЁЗА, САМОЛЁТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ВОРОБЕЙ, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, ОДУВАНЧИК, ГОРОД, СОБАКА, КРАПИВА, ВАСИЛЁК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, МИМОЗА…

Вариант 4.

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ…

«Летает - не летает»

    1. Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,
    2. обозначающее, летающий объект.

ОКНО, ЛЁД, ВОРОБЕЙ, РАМА, КНИГА, МУХА, ШУМ, ЛОМ, САМОЛЁТ, ДЯТЕЛ, ВОДА, САД, ВЕРТОЛЁТ, ПЕРО, ШЛЯПА, СТРЕКОЗА, ЛАСТОЧКА, КОРОВА, КОМАР, КОШКА, ПЧЕЛА, ПОЛ, РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, РАКЕТА, СТУЛ, ШКАФ, БАБОЧКА ПОЛКА, ХЛЕБ, ОСА

«Съедобное – несъедобное»

Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее съедобное.

Барабан, кубики, сосиска, тарелка, сыр, шляпа, телевизор, майка, динозавр, торт, ложка, диван, арбуз, кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, салфетка, бутерброд, завтрак, йогурт.

«Да и нет, не говорить»

Задача ребенка отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет».

Вариант 1:
Ты сегодня завтракал?

Тебе нравится твоя прическа?
Ты сегодня не опоздал в детский сад?

Сколько тебе лет?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Ты хочешь идти в школу?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Тебе нравится смотреть мультфильмы?

Ты любишь гулять?

Ты любишь играть?

Снег идет летом?

Солнце светит ночью?

Суп едят вилкой?

Цыплята умеют плавать?

Снегирь- это перелётная птица?

Скворечник – это домик для насекомых?

Ёлка зелёная?



Вариант2:

Берлога медведя на ветке?

Яблоки созревают зимой?

Листья желтеют осенью?

Воробей это птица?

У машины 4 колеса?

Лиса живет в логове?

Понедельник- это часть суток?

Стихи поют?

Пирамидка – это школьная принадлежность?

Ты любишь читать?

Луна квадратная?

В неделе 5 дней?

Стол – это электроприбор?

Апельсин синий?

Снег тает весной?

Ёж впадает в спячку?

«Топ-хлоп».
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Задача ребенка хлопать, если выражение верное, или топать, если выражение не правильное.
Примеры:

Летом всегда идет снег.

Картошку едят сырую.

Ворона - перелетная птица.

«Бывает – не бывает»

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если не бывает, то не ловит..

Ситуации можно предложить разные:

  1. Папа ушел на работу.

  2. Поезд летает по небу.

  3. Кошка хочет есть.

  4. Человек вьет гнездо.

  5. Почтальон принес письмо.

  6. Зайчик пошел в школу.

  7. Яблоко соленое.

  8. Бегемот залез на дерево.

  9. Шапочка резиновая.

  10. Дом пошел гулять.

  11. Туфли стеклянные.

  12. На березе выросли шишки.

  13. Волк бродит по лесу.

  14. Волк сидит на дереве.

  15. В кастрюле варится чашка.

  16. Кошка гуляет по крыше.



«Чего не стало?»

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе. Ребёнку предлагают в течение 30 секунд рассмотреть и запомнить предметы; затем предметы закрываются ширмой и убирают 1-2 предмета. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов. Задача ребенка назвать каких предметов не стало.


«Птица - не птица».

Задача ребенка внимательно слушать текст и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, хлопнуть в ладоши

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,
Майки и орланы…
Прилетели птицы:

Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке




Упражнение «Разложи палочки также»

Ребенку даётся образец с узором из счётных палочек. Задача ребенка выложить узор по образцу.

    1. Упражнение «Цифровая таблица».

Ребенку показывают таблицу с набором цифр от 1 до 9, которые располагаются в произвольном порядке. Задача ребенка как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9. Большинство детей выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Можно задание усложнять в зависимости от возраста ребенка (больше чисел предлагать).


1

7

4

8

2

9

6

5

3



Игра на развитие мышления

«исключи лишнее»


Цель: развитие мышление


Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

Игра «Ключ к неизвестному»


Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.


Ход игры: Ребёнку предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого он может задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Ребёнок должен задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?



Упражнение «Найди слово»

Цель: Развитие мышления

Инструкция: «Перед вами столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов вы должны выбрать два (только два) слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой».

Упражнение «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Ход проведения: Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.



Упражнение «Свет, зажгись

Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.

Ход игры: Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу.

Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.

Упражнение (на развитие ассоциативного мышления)

Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению.

Ход проведения: Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.

Примерный набор слов:

ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.

Упражнение "Нелогичные ассоциации"

Цель: Развитие мышления.

Ход проведения: Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой. Книга Цветок Сосиска Мыло

Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выработать у детей устойчивый навык.

Упражнение «Играем кубиками»

Цель: Развитие мышления.

Ход проведения: Задание состоит из изображений пяти разных кубиков в первом ряду. Кубики расположены так, что из шести граней у каждого из них видно только три.

Во втором ряду нарисованы эти же пять кубиков, но повернутые по-новому. Необходимо определить, какому из пяти кубиков второго ряда соответствует кубик из первого ряда. Понятно, что в перевернутых кубиках могут появиться новые значки на тех гранях, которые до поворота не были видны. Каждый кубик из верхнего ряда нужно соединить линией со своим повернутым изображением в нижнем ряду.

Упражнение "На что это похоже"?

Цель: Развитие мышления.

Ход проведения: Надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Игра «Отгадай предмет по описанию»

Цель: Развитие мышления.

Ход проведения: Нужно найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.

Упражнение "Сложи фигуры"

Цель: Развитие мышления

Ход проведения: "Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа".

Упражнение "Составь фигуру".

Цель: развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.

Ход проведения: а) "На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг".

Упражнение "Классификация"

Цель: Развитие мышления.


Ход проведения: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.


Упражнение "Догадайся сам"


Цель: Развитие мышления.


Ход проведения: "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.
- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
- Кот или кит? Какое больше? Почему?
- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Упражнение "Слова-близнецы"


Цель: развитие мышления.


Ход проведения: "Какое слово обозначает то же самое, что и слова:

1) родник и то, чем открывают дверь;
2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;
3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению".

Дополнительные задания к упражнению:
4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие);
5) часть ружья и часть дерева;
6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;
7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.

Упражнение «Главный предмет»


Цель: Развитие абстрактно-логическое мышление


Ход проведения: Взрослый говорит детям: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.

Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?"

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)



Игра "Кто кем (чем) будет?"

Цель: Развитие мышления.

Ход проведения: Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком - бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками

Игра-наоборот: "Кто кем был?".


- лошадь - жеребенком
- цветок – семенем

Игра "Жили-были..."

Цель: Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.

Ход проведения:
Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

Игра "Какое что бывает?"

Цель: развитие мышления.

Ход проведения: Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?

Упражнение "Найди общее слово"


Цель: Развитие мышления.


Ход проведения: В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

"Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь".

Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д.


Упражнение "Подбери слова"


Цель: Развитие внимания, формирование индуктивного речевого мышления.


Ход проведения: 1) "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)".

2) Другой вариант этого же задания.
Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:
мяч                         мебель
тополь                     цветок
шкаф                       насекомые
тарелка                    дерево
пальто                     одежда
муравей                  посуда
щука                       игрушка
роза                         рыба

2. Игра «Ключ к неизвестному»

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры

1.Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?



 3. Упражнение   «Дерево, лист, плод»

Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Возраст: дошкольный,  младший  школьный.

Материал:

Коробка с двумя отделениями;

Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);

Карточки с изображением листьев этих деревьев;

Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и  подбирает к ней карточку с листом и  плод.

 4.  Упражнение  «Собрать фигуру»

Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления  и   памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков. Материалы: комплекты разрезных геометрических фигур по числу участников. Необходимое время: 20-25 минут. Процедура проведения Каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу. Если участники выполняют это задание с разной скоростью, целесообразно перейти к индивидуальному показу эталонов, что позволит сохранить интерес участников к данному  упражнению. Комментарии к занятию: Занятие будет удачным, если к этому времени ведущий сумеет установить контакт с учащимися, сформировать особый микроклимат на занятиях, отличный от атмосферы обычных уроков. Только в этом случае дети будут свободно фантазировать. Решение мыслительных задач будет успешным, если психологу удастся на предыдущих занятиях развить мотивацию достижения успеха в деятельности и  сформировать установку на достижение положительного результата. При выполнении второго  упражнения  необходимо оказывать помощь в организации деятельности учащимся, которые в этом нуждаются.  5. Упражнение «План местности»
Цель:  Развитие  навыков совместной деятельности. Возраст: дошкольный,  младший  школьный. Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро. Проведение: Дети разбиваются на команды и  выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом. 6. Упражнение «Говори наоборот» Цель:  развитие  мышления, воображения. Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.  7. Упражнение «Веселый счет» Цель: разогревающее  упражнение. Можно использовать  для   развития мышления  и  внимания у  школьников. Для проведения этого  упражнения  заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.  8. Игра   «Исключи лишнее» Цель:  развитие  мышления Возраст:  младший  школьный возраст. Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее. Цвет: апельсин, киви, хурма цыплёнок, лимон, василёк огурец, морковь, трава сахар, пшеница, вата. Форма: телевизор, книга, колесо косынка, арбуз, палатка. Величина: бегемот, муравей, слон дом, карандаш, ложка. Материал: банка, кастрюля, стакан альбом, тетрадь, ручка Вкус: конфета, картошка, варенье торт, селёдка, мороженое Вес: вата, гиря, штанга мясорубка, перышко, гантели  9. Упражнение «Свет, зажгись!» Цель: формирование навыков мышления, развитие  памяти на события. Возраст: дошкольный, младший школьный Материал: настольная лампа или торшер. Ход игры: Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу. Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.

10. Упражнение «Сходство и различие»

Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд – при этом можно использовать и их изображение. Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

11. Упражнение «Ищем клад»

Возраст: дошкольный.

Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т.д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.

После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

12. Упражнение   (на  развитие  ассоциативного мышления)


Цель этого  упражнения  - побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:

Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.

Примерный набор слов:
ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.


13. Упражнение "Конкретизация абстрактного"


"Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь/сердце и т.д."


Все эти упражнения направлены на формирование умения устанавливать логичные ассоциации, т.е. развивают логический вид запоминания. Однако в школе часто нужно запомнить материал, внешне логически не связанный. Для формирования этого умения мы предлагаем следующие упражнения.


14. Упражнение "Нелогичные ассоциации"


Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой.

Книга Цветок Сосиска Мыло

Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выработать у детей устойчивый навык.

15. Упражнение "Нелогичные" парные ассоциации слов


В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями.

"Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку".



Примерные пары для тренировки:

Горшок - коридор      Солнце - палец
Ковер - кофе             Двор - ножницы
Кольцо - лампа         Котлета - песок
Ноготь - книга           Обезьяна - пальто
Жук - кресло             Зубной врач – туалет

Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат. 






ЛИТЕРАТУРА:

1. http://www.ruskid.ru, www. adalin. mospsy.ru

2. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников

3. Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Москва, 2000.

5. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. Санкт-Петербург, 2002.

6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева

Н.Л. Работа психолога в начальной школе. Москва, 1998.

7. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Москва, 1999.

8. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 -10 лет. Москва, 1993.

9. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. Москва, 2004.


10. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

11. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. - М. , 2003.

12. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Екатеринбург, 2003.

13. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!