СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Отдел образования администрации Сампурского района Тамбовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сатинская средняя общеобразовательная школа»
Петровский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Сатинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании педагогического совета от « » августа 2021 г. Протокол №
| Утверждена приказом № от « » августа 2021 г. Директор школы _______________В.В.Ветров |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности
«Азбука жизни»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень освоения программы: ознакомительный
Автор-составитель:
Сургучева Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования
с. Петровка
2021 год
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. педагога | Сургучева Татьяна Александровна |
Вид программы | Модифицированная |
Тип программы | Общеразвивающая |
Образовательная область | Основы безопасности жизнедеятельности |
Направленность деятельности | Социально-гуманитарная |
Способ освоения содержания образования | Теоретический и практический |
Уровень освоения содержания образования | Ознакомительный |
Уровень реализации программы | Дополнительное образование |
Форма реализации программы | Групповая |
Продолжительность реализации программы | 1 год, 72 часа |
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 Пояснительная записка
Данная программа социально-педагогической направленности
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024»;
- Региональный проект «Успех каждого ребенка».
Детский дорожный транспортный травматизм является актуальной проблемой современной жизни. С увеличением количества машин на улицах городов, поселков увеличилось и количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей, и подростков.
Детский дорожно-транспортный травматизм устойчиво занимает ведущее место среди других видов и, пожалуй, труднее всего поддается снижению. Анализ причин происходящих дорожно-транспортных происшествий, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной является недисциплинированность детей на дороге и легкомысленное отношение к опасности на дороге. Отсутствие навыков и автоматизма оценки опасности дорожной ситуации. Пренебрежительное по недоумению отношение к последствиям беспечного восприятия опасности.
Знакомство с методами обучения детей правилам дорожного движения дает основания для выводов о теоретической направленности обучения без развития мотивированного, направленного на самосохранение, поведения детей. Наблюдается недостаток методов психологического, эмоционального воздействия на детей при изучении правил дорожного движения, отсюда и слабое закрепление знаний правил дорожного движения, и безответственное отношение к их соблюдению.
Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.
Дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда даже повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.
Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителем. Ребенок может не услышать звук приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.
Актуальность дополнительной программы - содержание программы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения с учетом системообразующих связей всех элементов дорожно-транспортного процесса, что способствует формированию сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Новизна дополнительной программы в том, что используемые формы и методы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ходе реализации данной программы выступают не только средством реализации целей и решения проблем детского травматизма, но способом самовыражения, самореализации, самоценностью обучающегося.
Программа предназначена для формирования представлений о правилах дорожного движения у обучающихся. Программа включает такой объем специальных знаний и умений, который может обеспечить детям безопасность нахождения на улицах, на дорогах
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в том, что при ее реализации обеспечивается активизация социальных, интеллектуальных интересов обучающихся во внеурочное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, способной на социально значимую практическую деятельность и реализацию творческих инициатив.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является использование в образовательном процессе психолого-педагогических техник (тренинги, ролевые игры и др.), способствующих формированию внутренней мотивации у ребенка осознанной необходимости безопасного и культурного поведения в социуме, охраны и укрепления здоровья с учетом возрастных особенностей обучающихся.
В программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности. Предусматриваются практические упражнения, конкурсно - соревновательные мероприятия, самостоятельная работа.
Адресат программы.
Данная программа адресована для учащихся 6-10 лет, так как дети данного возраста способны на ознакомительном уровне выполнять задания данной программы. Ее основным направлением является комплексный подход к получению обучающимися знаний, навыков и умений на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе.
Условия набора учащихся.
В группу обучения принимаются все желающие заниматься в данном объединении, не имеющие медицинских противопоказаний.
Количество учащихся
В группе 10 чел.
Объём и срок освоения программы .
Срок освоения дополнительной образовательной общеразвивающей программы составляет 1 год (72 часа, 2 часа в неделю, по 45 минут одно занятие)
Формы обучения и режим занятий:
Форма обучения – очная.
Режим занятий:
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий | Продолжительность одного занятия |
1 год | 01.09.2021г | 27.05.2022г | 36 | 72 | 2 раза в неделю | 45 мин. |
Методические условия реализации программы:
Наряду с традиционными формами, в программе используются современные педагогические технологии и методики: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, здоровье-сберегающие. Учебный материал программы кружка распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Программа творческого объединения направлена на формирование системного мышления, положительных межличностных отношений, расширение основных знаний, умений и навыков безопасного поведения и здорового образа жизни школьников.
Формы организации деятельности обучающихся. В соответствии с видами деятельности при выполнении программы могут применяться следующие формы и методы: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, творческие конкурсы, выпуск памяток и стенгазет.
Наряду с групповыми и коллективными формами работ проводится индивидуальная работа с обучающимися, в том числе при подготовке соревнований, конкурсов, выставок и других массовых мероприятий. Создаются условия для дифференциации и индивидуализации обучения соответственно творческим способностям, одаренности, возрасту, психофизическим особенностям и состоянию здоровья членов творческого объединения. Активность учащихся на занятиях поддерживается подбором увлекательных форм работы:
-составление и оформление докладов и презентаций;
-работа в сети Интернет;
- экскурсии;
-виртуальные экскурсии;
-беседы;
-индивидуальная работа с учащимися;
-занятия-игры;
-выставки рисунков;
-викторины;
- конкурсы;
- соревнования;
- поиск информации в библиотеке
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы дополнительного образования:
– формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей обучающегося как участника дорожного движения, его культуру поведения на дорогах и улицах, необходимую для устранения опасных ситуации.
Задачи программы:
Обучающие
– познакомить с историей развития правил дорожного движения, историей регулирования дорожного движения, историей развития дорог, транспорта в стране, в регионе;
- изучить правила дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта, велосипедиста, познакомиться с группами дорожных знаков;
- знать сигналы светофора.
Воспитательные
- формировать навыки безопасного поведения на дороге;
- формировать бережное, уважительное отношение к окружающим, к участникам дорожного движения.
Развивающие
– развивать умения, навыки, способности быстро реагировать в сложных, экстремальных ситуациях на дороге;
- развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и осознанного поведения на дороге;
- формирование социально компетентной, гуманитарно - ориентированной личности младшего школьника, обладающего высокой культурой и гражданской ответственностью.
1.3 Учебный план
№ | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
| |||||
Всего | Теория | Практика |
| ||||||
1 | Вводное занятие. Входной контроль. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | | Анкетирование | | | ||
2 | Раздел 1«Путешествие в прошлое» | 3 | 3 | | Наблюдение | ||||
3 | Раздел 2 «Дорога и ее элементы» | 5 | 3 | 2 | Наблюдение | ||||
4 | Раздел 3 «Участники дорожного движения» | 8 | 5 | 3 | Наблюдение, экскурсия, тестирование, творческие задания | ||||
5 | Раздел 4 «Транспорт нашего города» | 4 | 3 | 1 | Наблюдение, творческие задания | ||||
6 | Раздел 5 «Твоя безопасность на дороге» | 11 | 7 | 4 | Наблюдение, зачёт | ||||
7 | Раздел 6 «Регулирование дорожного движения» | 24 | 12 | 12 | Наблюдение, Творческие задания, соревнование, зачёт, тестирование | ||||
8 | Раздел 7 «Мы - юные велосипедисты» | 6 | 3 | 3 | Наблюдение, зачёт | ||||
9 | Раздел 8 «Основы оказания первой доврачебной медицинской помощи» | 4 | 2 | 2 | Наблюдение, зачёт | | |||
10 | Раздел 9 «Времена года на дороге» | 5 | 5 | | Наблюдение, творческие задания | | | ||
11 | Итоговое занятие | 1 | | 1 | Тестирование, соревнование, зачёт | | | ||
23 | Итого | 72 | 44 | 28 | | | |
Содержание программы
Вводное занятие. Входной контроль
Теория. Знакомство с обучающимися. Рассказ о целях и задачах обучения по программе, знакомство с планом и расписанием на год, регулярностью встреч. Мини-мониторинг по выявлению интересов, пожеланий и предпочтений детей по данному курсу.
Практика. Диагностика (анкетирование) уровня осведомленности учащихся о правилах дорожного движения и уровня сформированности практических навыков применения правил дорожного движения.
РАЗДЕЛ 1. «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ»
Тема 1.1. «История Правил дорожного движения»
Теория. Требования, предъявляемые к движению транспорта и пешеходов. Правила дорожного движения – единый нормативный акт, устанавливающий порядок движения на всей территории страны. Из истории Правил дорожного движения: «дорожные» акты на Руси; правила движения в г.Москве (1812 г.). Выполнение Правил дорожного движения, взаимное уважение пешеходов и водителей являются залогом безопасного движения по улицам и дорогам. Обязанности участников дорожного движения - знать и соблюдать требования Правил, не создавать опасности или помех для дорожного движения, не причинять ущерба.
Тема 1.2. «Кто придумал колесо и построил дорогу»
Теория. Первые средства передвижения. Тягловые животные. Роль грузов в появлении колеса. Роль колеса в появлении дорог. Первые мощеные дороги. Понятие «коломенская верста». История появления тротуаров. Роль дорог в развитии транспорта. Как появилось право- и левостороннее движение История возникновения и особенности право- и левостороннего движения. Страны с право- и левосторонним движением. Отличие транспорта, опасности для пешехода, приехавшего из стран с другим типом движения. Дороги в России.
Тема 1.3. «История появления автомобиля»
Теория. История создания первых автомобилей и их изобретатели. Из истории создания отечественных автомобилей. Первый рейс. Паровые, электрические и бензиновые автомобили. Развитие автомобильного парка города. Транспорт города сегодня: численность, структура (автомобили, автобусы, троллейбусы). Автомобилизация и безопасность дорожного движения. Эволюция автомобилей. Дорожное движение в городе (объем пассажирских перевозок, количество маршрутов общественного транспорта и их протяженность, транзитный транспорт). Значение и роль автомобильного транспорта.
РАЗДЕЛ 2. «ДОРОГА, ЧТО ТЫ РАССКАЖЕШЬ О СЕБЕ?»
Тема 2.1. «Понятие «дорога», элементы дороги»
Теория. Элементы дороги. Назначение тротуара. Особенности городских и загородных дорог. Автомагистраль и особенности движения по ней транспорта. Дорожная разметка, ее значение для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Виды дорожной разметки (горизонтальная разметка – линии, стрелки, надписи и другие обозначения на проезжей части; вертикальная разметка – сочетание черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог). Линии горизонтальной разметки информирующие пешеходов. Разделительная полоса и линия, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений: отличие и назначение. Установка и назначение дорожного ограждения. Места безопасного перехода проезжей части. Меры предосторожности при остановке пешехода на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Обозначение остановок общественного транспорта. Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Правила безопасного движения и поведения на тротуаре. Правила безопасного передвижения по тротуару в составе группы.
Практика. Практическое занятие по закреплению у учащихся знаний основных элементов дороги. Тренировочное упражнение по отработке навыков безопасного поведения при остановке пешехода на разделительной линии разметки на середине проезжей части. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
Тема 2.2. «Дорога с одно- и двусторонним движением»
Теория. Дорога с одно- и двусторонним движением. Направление движения. Расположение грузовых автомобилей, автобусов, легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов на проезжей части. Приближение транспорта к пешеходному переходу на дорогах с односторонним и двусторонним движением. Дорожная разметка (разделение полос одного и противоположного направления движения транспорта, разметка в зоне пешеходных переходов). Правила безопасного перехода дорог с одно- и двусторонним движением.
Тема 2.3. «Перекресток»
Теория. Виды перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, многосторонние. Границы перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. Правила безопасного перехода на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
Практика. Тренировочное упражнение по отработке навыков перехода перекрестка.
Тема 2.4. «Обобщающее занятие»
Теория. Повторение пройденного материала второго раздела. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний, разбор дорожных ситуаций.
Примерные вопросы:
Как обозначаются на проезжей части места, разрешенные для перехода?
Как называется сплошная белая линия, нанесенная посередине дороги? Что она обозначает?
Где разрешается переходить проезжую часть?
Как перейти дорогу с двусторонним движением?
Как перейти дорогу с односторонним движением?
Почему перекресток считается одним из самых опасных мест на дороге?
Практика. Творческая работа учащихся в группах - создание опасных участков и безопасных маршрутов движения для пешеходов.
РАЗДЕЛ 3. «УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Тема 3.1. «Участники дорожного движения»
Теория. Кого называют участниками дорожного движения, в чем их различия. Взаимоотношения и взаимозависимость участников дорожного движения. Ответственность участников движения за безопасность. Возможные опасные последствия неправильного поведения пешехода. Культура поведения на дороге и вне ее. Взаимное уважение участников движения - важный элемент транспортной культуры и дорожной безопасности. Соблюдение правил дорожной безопасности - неотъемлемая черта культурного человека. Признаки культуры (вежливость, дисциплинированность, предупредительность, бережливость, отзывчивость). Маленькие дети и престарелые пешеходы – специфические участники дорожного движения, особенности их поведения на улице. Внимание к действиям маленьких детей на улице и оказание им помощи.
Тема 3.2. «Мы – пешеходы»
Теория. Обязанности участников дорожного движения – знать и соблюдать требования правил, не создавать опасности или помех для дорожного движения. Выбор места и последовательность действий при переходе проезжей части. Опасность перехода проезжей части дороги рядом со стоящим транспортом или иным препятствием, ограничивающим обзор дороги. Пересечение проезжей части под прямым углом (наилучшая обзорность с обоих сторон и сокращается расстояние). Действия пешеходов, не успевших закончить переход всей проезжей части (необходимо пропустить транспорт, ожидая на разделительной полосе возможности дальнейшего безопасного движения, а при их отсутствии – на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений). Движение пеших групп и колон.
Практика. Разбор ситуаций с использованием комплекта интерактивных плакатов. Проведение имитационной игры по отработке и закреплению навыков и умений выбора места и последовательности действий при переходе проезжей части дороги.
Тема 3.3. «Мы – пассажиры»
Теория. Виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки. Остановка общественного транспорта – зона повышенного внимания. Возможные последствия спешки при посадке, посадки в переполненный салон и движения с незакрытой дверью. Правила поведения в салоне общественного транспорта. Правила поведения для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе из транспорта. Правила безопасного перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая, опасные ситуации, возникающие при этом.
Практика. Проведение тренинга по отработке правил поведения в автобусе, а также отработка и закрепление навыков и умений безопасного перехода дороги после выхода из общественного транспорта. Разбор дорожно-транспортных ситуаций, мини-экскурсия на ближайшую остановку. Наблюдение за участниками дорожного движения и выделение из них «образцовых» и «нарушителей».
Тема 3.4. «Труд водителя»
Теория. ПДД для водителей. Кого называют водителем; место водителя в транспорте; сигналы, подаваемые водителями транспортных средств (световые, звуковые, рукой). Дорожные ситуации глазами водителя. Особенности управления автомобилями. Почему водитель может не увидеть пешехода, переходящего дорогу. Требования, предъявляемые к водителю. Техническое состояние транспортного средства. Особенности управления автомобилем. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Тема 3.5. «Обобщающее занятие»
Теория. Повторение пройденного материала третьего раздела. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний.
Примерные вопросы:
Почему опасно задерживаться при выходе из транспорта?
Что является важным при переходе проезжей части?
В чем заключается культура поведения человека на дороге?
Для чего водители транспортных средств подают сигналы?
Что запрещается делать при пользовании общественным транспортом?
Как нужно вести себя на тротуаре?
Практика. Групповая творческая работа обучающихся по разработке, подготовке и созданию «Памятки юного пешехода». Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Работа с книгой: подбор пословиц и поговорок со словами – дорога, транспорт, движение и т.д. Подготовка и проведение викторины по ПДД для пешеходов и пассажиров для обучающихся начальной школы.
Тема 3.7. «Контрольное занятие»
Теория. Контрольная работа (работа по карточкам, решение ситуационных задач) по проверке знаний, умений и навыков обучающихся, полученных в ходе изучения материала третьего раздела.
РАЗДЕЛ 4. «ТРАНСПОРТ НАШЕГО ГОРОДА»
Тема 4.1. «Типы и виды транспортных средств»
Теория. Виды наземного транспорта. Типы автомобилей (легковые, грузовые, специальные). Легковые автомобили, правила посадки, размещения и выхода из них. Активная и пассивная безопасность в автомобиле (ремни безопасности и адаптеры к ним, детские удерживающие устройства, подушки безопасности, экраны безопасности). Правила безопасного поведения в легковом автомобиле. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом. Сигналы, подаваемые водителем.
Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Осознание опасности транспортных средств для людей, актуализация потребности в безопасности на дороге. Конкурс рисунков на тему «Типы и виды транспортных средств»
Тема 4.2. «Транспортные средства оперативных служб»
Теория. Транспорт с нанесенными на нем специальными цветографическими схемами; виды и его назначение; особенности движения. Правила поведения пешеходов при проезде транспортных средств с включенными спецсигналами.
Тема 4.3. «Железнодорожный транспорт»
Теория. История развития железнодорожного транспорта, его виды. Правила безопасного перехода через железнодорожные пути и поведения вблизи них. Регулируемый и нерегулируемый железнодорожный переезд, его обозначение. Знаки-помощники, обеспечивающие безопасность вблизи железнодорожных переездов. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
РАЗДЕЛ 5. «ТВОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ»
Тема 5.1. «Дорожно-транспортное происшествие и правила поведения
при чрезвычайных ситуациях на транспорте»
Теория. Определение, виды и статистика дорожно-транспортных происшествий. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Предвидение неправильных действий водителей и компенсирующие действия пешеходов, обеспечивающие их безопасность. Наиболее аварийное время суток и время года. Ответственность за нарушение ПДД. Правила поведения в легковом автомобиле и при чрезвычайных ситуациях в общественном транспорте. Наиболее опасные места в легковом и грузовом автомобиле. Разбор конкретных ДТП (наезд, опрокидывание, столкновение и т.д.)
Тема 5.2. «Правила безопасного перехода проезжей части дороги»
Теория. Где и как переходить проезжую часть дороги. Обозначение подземных, надземных и наземных регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов. Последовательность действий при переходе проезжей части на различных видах пешеходных переходов. Правила выбора места для перехода, когда поблизости нет обозначенного пешеходного перехода. Понятие перекрестка дороги с круговым движением. Типы перекрестков. Нерегулируемый перекресток – где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. Правила безопасного перехода перекрестков. Особенности перехода дороги на перекрестке (внимание автомобилям, поворачивающим направо и пересекающим при этом пешеходный переход). Типичные ошибки пешеходов при переходе проезжей части. Правила движения пешеходов в городе. Правила безопасного поведения при движении в организованной группе (не выходить из колонны, не нарушать ее порядка, выполнять указания сопровождающих взрослых и др.). Особенности движение транспорта на загородной дороге. Правила безопасного поведения пешеходов и перехода проезжей части дороги вне населенных пунктов.
Практика. Тренировочные упражнения по отработке навыков безопасного перехода проезжей части дороги. Работа по карточкам – определение типичных ошибок пешеходов при переходе проезжей части. Разбор дорожно-транспортных ситуаций, тренировочное упражнение по отработке алгоритма действий безопасного перехода перекрестков и перехода различных видов дорог на основе осознанного применения Правил дорожного движения.
Тема 5.3. «Какие опасности подстерегают нас на дороге»
Теория. Опасные дорожные ситуации, связанные с ограниченным обзором; с неожиданным выходом на проезжую часть; с ошибочным прогнозом; с отвлечением внимания; с пустынной улицей; с испугом. Дорожные ловушки. «Мертвая зона». Предметы, ограничивающие обзор дороги. Как избежать дорожных ловушек. Основные опасности на дороге, наиболее опасные участки. Габариты автомобиля и степень его опасности. Транспортное средство, остановившееся первым у пешеходного перехода для пропуска пешеходов, может скрывать за собой другое движущееся транспортное средство. Определение безопасного расстояния. Переход дороги вблизи от объектов, мешающих обзору. Разбор конкретных дорожных ситуаций.
Тема 5.4. «Остановочный и тормозной путь автомобиля»
Теория. Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Понятие «тормозной путь» автомобиля. Расчет остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. Почему опасно внезапное появление пешехода на проезжей части.
Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
Тема 5.5. «Обобщающее занятие»
Теория. Повторение пройденного материала пятого раздела. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
Примерные вопросы:
Чем опасны дороги с неинтенсивным движением?
В чем опасность игры возле проезжей части?
Как безопасно перейти дорогу с двусторонним движением?
С какими опасными привычками должен бороться пешеход?
Как погодные условия влияют на безопасность дорожного движения (для водителей и пешеходов)?
Каковы правила посадки в общественный транспорт?
Практика. Групповая творческая работа обучающихся по подготовке и выпуску школьной стенгазеты по правилам безопасного поведения на дороге.
Тема 5.6. «Контрольное занятие»
Практика. Решение дорожно-транспортных ситуаций по карточкам.
РАЗДЕЛ 6. «РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Тема 6.1. «Светофор»
Теория. Транспортный и пешеходный светофоры. Расположение транспортных и пешеходных светофоров. Отличие транспортного светофора от пешеходного, значение их сигналов и действия пешеходов. Светофор с мигающим желтым сигналом. Переход проезжей части в соответствии с сигналами транспортного и пешеходного светофоров. Правила безопасного перехода проезжей части на регулируемом перекрестке.
Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций с использованием комплекта интерактивных плакатов. Отработка алгоритма действий при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Решение тематических задач в интерактивном режиме. Изготовление макетов светофора.
Тема 6.2. «Регулировщик дорожного движения»
Теория. Немного истории: первые регулировщики. Обязанности инспектора дорожно-патрульной службы (выявление нарушителей среди водителей и пешеходов и пресечение нарушений в соответствии с действующим законодательством). Предупреждение, штраф, ограничение прав, административный арест. Средства для регулирования дорожного движения (жезл и свисток). Сигналы регулировщика и действия пешеходов по этим сигналам. Подчинение сигналам регулировщика - обязанность каждого участника дорожного движения.
Практика. Тренировочное упражнение по отработке навыков выполнения сигналов регулировщика и правил перехода проезжей части по этим сигналам. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Конкурс рисунков по теме «Наши помощники на дорогах»
Тема 6.3. «Дорожные знаки»
Теория. История появления дорожных знаков. Значение и роль дорожных знаков для пешеходов и водителей (помогают организовывать и регулировать движение потоков транспорта и пешеходов, облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения). Зона действия, места установки и расположения групп дорожных знаков (предупреждающие знаки, запрещающие знаки, знаки приоритета, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички)).
Практика. Решение дорожно-транспортных ситуаций по отработке навыков пользоваться дорожными знаками и умения различать их по группам, считывать с них информацию и использовать ее в процессе дорожного движения. Изготовление дорожных знаков.
Тема 6.4. «Обобщающее занятие»
Теория. Повторение пройденного материала шестого раздела. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний.
Примерные вопросы:
Какие бывают виды светофоров и каково их назначение?
Необходимость нахождения регулировщика на проезжей части дороги?
Покажите жест регулировщика, который соответствует красному (зеленому) сигналу светофора.
Какова роль дорожных знаков в организации дорожного движения?
Какие группы дорожных знаков вы знаете?
Практика. Групповая творческая работа обучающихся (коллаж на тему «Дорожные знаки на дороге»). Подготовка и проведение игры «Путешествие в страну дорожных знаков».
Тема 6.5. «Контрольное занятие»
Практика. Тестовая диагностика уровня знаний и практического усвоения материала обучающимися по темам раздета.
РАЗДЕЛ 7. «МЫ - ЮНЫЕ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ»
Тема 7.1. «Общее устройство велосипеда»
Теория. Виды велосипедов (дорожные, спортивные, горные, детские, подростковые). Основные узлы и детали велосипеда. Проверка снаряжения велосипеда и технического состояния. Правила техники безопасности при эксплуатации велосипеда.
Практика. Знакомство с основными узлами и деталями велосипеда: седло, рама, тормоз, руль, цепь, колеса, шины.
Тема 7.2. «Правила техники обслуживания и ремонта велосипеда»
Теория. Правила техники безопасности в процессе обслуживания при пользовании инструментами и ГСМ. Как разобрать и собрать велосипед. Устранение неисправностей. Техническая аптечка. Специнструменты. Виды и периодичность техобслуживания, технология техобслуживания, оборудование для техобслуживания, предупредительная система техобслуживания. Условия эксплуатации велосипеда.
Практика. Знакомство с устройством велосипеда и выявление неисправностей.
Тема 7.3. «Требования, предъявляемые к движению велосипедов»
Теория. Правила езды на велосипеде во дворе (подальше от стоящих автомобилей; при приближении автомобилей и мотоциклов необходимо остановиться и пропустить их, запрещается ездить по проезжей части до 14 лет и тротуарам). Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Сигналы предупреждения, подаваемые велосипедистами. Правила маневрирования на велосипеде: проезд регулируемых перекрестков и нерегулируемых перекрестков, поворот налево, направо, остановка.
Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Отработка навыков подачи сигналов предупреждения рукой при движении на велосипеде. Игра-тренинг «Умелый велосипедист» по отработке правил маневрирования на велосипеде.
Тема 7.4. «Учебно-тренировочная езда на велосипеде
(фигурное вождение велосипеда)»
Практика. Отработка навыков выполнения поворотов и разворотов, прохождения фигур велоэстафеты (змейка, слалом, восьмерка, «желоб», коридор из досок, «качели» и др.), умения сохранять равновесие. Отработка техники вождения велосипеда. Демонстрация навыков маневрирования и фигурного вождения на чистоту выполнения и скорость.
РАЗДЕЛ 8. «ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»
Тема 8.1. «Основы анатомии и физиологии человека»
Теория. Основные представления о системах организма и их функционировании: сердечно-сосудистая система, нервная система, опорно-двигательная система. Простейшие признаки, позволяющие определить их состояние: частота пульса и дыхания, реакция зрачков, степень утраты сознания, цвет слизистых и кожных покровов. Комплектация индивидуальной медицинской аптечки.
Тема 8.2. «Термические поражения»
Теория. Термические ожоги. Клинические признаки, определение степени тяжести ожогового поражения, особенности наложения повязок, проведения иммобилизации при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим с ожогами глаз, верхних дыхательных путей. Тепловой удар. Принципы оказания первой медицинской помощи. Холодовая травма. Обморожение, переохлаждение. Способы согревания при холодовой травме.
Тема 8.3. «Остановка наружного кровотечения»
Теория. Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного кровотечения. Приемы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии; наложение жгута-закрутки и резинового жгута; максимальное сгибание конечности; тампонирование раны, наложение давящей повязки. Приемы остановки кровотечения из полости рта, из ушей, из носа. Техника туалета ран, дезинфицирования и наложение асептических повязок при повреждениях различной локализации.
Практика. Отработка навыков остановки наружного кровотечения (пальцевое прижатие артерии; наложение жгута-закрутки и резинового жгута; максимальное сгибание конечности; тампонирование раны, наложение давящей повязки).
Тема 8.4. «Транспортная иммобилизация»
Теория. Общие принципы транспортной иммобилизации. Иммобилизация подручными средствами (импровизированные шины). Наложение бинтовых фиксирующих повязок. Приемы переноски на импровизированных носилках, волокуше, на руках, на плечах, на спине. Использование попутного транспорта для транспортировки пострадавших (способы погрузки в легковой и грузовой автомобиль, автобус).
Практика. Отработка навыков наложения бинтовых фиксирующих повязок и шин; переноски пострадавших на импровизированных носилках, волокуше, на руках, на плечах, на спине, погрузка пострадавших.
РАЗДЕЛ 9. «ВРЕМЕНА ГОДА НА ДОРОГЕ»
Тема 9.1. «Сезонные опасности на дорогах: осень»
Теория. Опасности на дороге: дождь, листопад, пасмурная погода, туман, заморозки. Правила безопасного поведения на дороге при резком изменении погодных условий, на мокрой и скользкой дороге, в дождь и туман. Решение ситуационных задач. Инструктаж перед осенними каникулами.
Тема 9.2. «Сезонные опасности на дорогах: зима»
Теория. Опасности на дороге: гололедица, снег, метель, короткий день. Правила безопасного поведения на дороге в зимнее время года. Зимний двор – опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок автомобилей, гаражей, проездов по дворовым территориям. Инструктаж перед зимними каникулами. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
Тема 9.3. «Сезонные опасности на дорогах: весна»
Теория. Основные опасности в весенние время года (оттепель днем и заморозки вечером и ночью, мокрая дорога, туман, яркое солнце). Резкое изменение погодных условий. Правила безопасного поведения на дороге весной. Весенние игры во дворах, парках (правила безопасности). Инструктаж перед весенними каникулами.
Тема 10.4. «Сезонные опасности на дорогах: лето»
Теория. Опасности на дороге в летнее время года (длинный световой день, яркое солнце, дождь, увеличение количества иногородних машин, велосипедов и мотоциклов). Опасности недостаточной видимости для водителя и пешехода, плохого уличного освещения. Темная одежда в сумерки – источник дополнительной опасности. Правила перехода дороги в темное время суток (выбор освещенного места, установленного для перехода). Решение ситуационных задач. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Конкурс рисунков по теме «Летом на дорогах». Инструктаж перед летними каникулами.
Тема 11. Итоговое занятие
Практика. Повторение, обобщение и демонстрация учащимися знаний, практических умений и навыков грамотного и безопасного поведения в дорожной среде, полученных в период обучения. Отработка основных этапов формирования психологического механизма безопасности дорожного движения: фиксация внимания, оценка ситуации, активизация долгосрочной памяти; практическое выполнение определенных действий на основе ПДД, выход из ситуации. Подготовка и проведение игры-путешествия по станциям «Правила дорожные знать каждому положено».
1.4 Прогнозируемые результаты программы
К концу курса обучения по данной программе
1.Учащиеся должны знать:
- что такое ДТП, их виды, причины, последствия;
- источники опасности на дороге;
- группы дорожных знаков;
- элементы дороги и их назначение;
- правила перехода проезжей части;
- виды светофоров и значение их сигналов;
- обязанности пешехода, пассажира и велосипедиста;
- устройство велосипеда;
- правила оказания первой доврачебной медицинской помощи;
Учащиеся должны уметь:
- определять места безопасного перехода проезжей части;
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации.
- читать информацию по дорожным знакам;
-оценивать дорожную ситуацию;
-управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
- применять приёмы оказания первой доврачебной медицинской помощи;
- решать ситуационные задачи.
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:
Личностные – ответственное отношение к безопасному поведению на улицах и дорогах, устойчивость гражданской позиции, навыки здорового образа жизни, чувство коллективизма.
Метапредметные – сотрудничество и совместная деятельность с педагогом и сверстниками; работа индивидуально и в группе: нахождение общего решения и разрешение конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов.
Образовательные - обучение детей безопасному поведению в дорожной среде, усвоение знаний и навыков поведения на улице, понимание сигналов светофоров и регулировщиков, знание значения важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги), а также основ оказания первой доврачебной медицинской помощи.
В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности объединения. Наглядным результатом является устойчивый интерес детей к деятельности объединения. Это могут стать итоги участия воспитанников в районных конкурсах, викторинах. Занятия способствуют выработке у обучающихся таких качеств, как: дисциплинированность, инициативность, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма проведения занятия | Тема занятия | Место проведе ния | Форма контроля | ||
1 | | | | Индивидуальная | Вводное занятие. Входной контроль. Инструктаж по технике безопасности | Кабинет начальных классов | Анкетиро вание | ||
1.Раздел «Путешествие в прошлое» 3 ч | |||||||||
2/1 | | | | Групповая | История Правил дорожного движения | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
3/2 | | |
| Групповая | Кто придумал колесо и построил дорогу | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
4/3 | | |
| Групповая | История появления автомобиля | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
Раздел «Дорога и ее элементы» 5 ч | |||||||||
5/1 | | |
| Групповая | Понятие «дорога», элементы дороги | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
6/2 | | |
| Индивидуальная | Понятие «дорога», элементы дороги | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
7/3 | | |
| Групповая | Дорога с одно- и двусторонним движением | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
8/4 | | |
| Работа в паре | Перекресток | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
9/5 | | |
| Работа в паре | Обобщающее занятие | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
3. Раздел «Участники дорожного движения» 8 ч | |||||||||
10/1 |
| |
| Групповая | Участники дорожного движения | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
11/2 |
| |
| Индивидуальная | Мы – пешеходы | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
12/3 |
| |
| Групповая | Мы – пешеходы | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
13/4 |
| |
| Групповая, работа в паре | Мы – пассажиры | Территория остановки | Наблюдение | ||
14/5 |
| |
| Групповая | Мы – пассажиры | Кабинет начальных классов | экскурсия | ||
15/6 |
| |
| Групповая | Труд водителя | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
16/7 |
| |
| Групповая, Индивидуаль ная | Обобщающее занятие | Кабинет начальных классов | творческие задания | ||
17/8 |
| |
| Индивидуальная | Контрольное занятие | Кабинет начальных классов | тестирование
| ||
4. Раздел «Транспорт нашего города» 4 ч | |||||||||
18/1 |
| |
| Групповая | Типы и виды транспортных средств | Кабинет начальных классов | творческие задания | ||
19/2 |
| |
| Групповая, индивидуальная | Типы и виды транспортных средств | Кабинет начальных классов | творческие задания | ||
20/3 |
| |
| Групповая | Транспортные средства оперативных служб | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
21/4 |
| |
| Групповая | Железнодорожный транспорт | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
5. Раздел «Твоя безопасность на дороге» 11 ч | |||||||||
22/1 |
| |
| Групповая | Дорожно-транспортное происшествие и правила поведение при чрезвычайных ситуациях на транспорте | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
23/2 | | |
| Индивидуально-групповая | Правила безопасного перехода проезжей части дороги | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
24/3 |
| |
| Групповая | Правила безопасного перехода проезжей части дороги | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
25/4 |
| |
| Работа в паре | Правила безопасного перехода проезжей части дороги | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
26/5 |
| |
| Групповая | Правила безопасного перехода проезжей части дороги | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
27/6 |
| |
| Групповая | Правила безопасного перехода проезжей части дороги | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
28/7 |
| |
| Индивидуальная | Правила безопасного перехода проезжей части дороги | Кабинет начальных классов | зачёт | ||
29/8 |
| |
| Групповая | Какие опасности подстерегают нас на дороге | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
30/9 |
| |
| Групповая | Остановочный и тормозной путь автомобиля | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
31/10 |
| |
| Групповая | Обобщающее занятие | Кабинет начальных классов | Творческие задания | ||
32/11 |
| |
| Индивидуальная | Контрольное занятие | Кабинет начальных классов | зачёт | ||
6. Раздел «Регулирование дорожного движения» 24 ч | |||||||||
33/1 |
| |
| Групповая | Светофор | Кабинет начальных классов | Творческие задания
| ||
34/2 |
| |
| работа в паре | Светофор | Кабинет начальных классов | Творческие задания
| ||
35/3 |
| |
| Групповая | Регулировщик дорожного движения | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
36/4 |
| |
| Индивидуальная | Регулировщик дорожного движения | Кабинет начальных классов | Творческие задания, соревнование | ||
37/5-54|22 |
| |
| Индивидуальная | Дорожные знаки | Кабинет начальных классов | Наблюдение творческие задания зачёт | ||
55/23 |
| |
| Индивидуально-групповая | Обобщающее занятие | Кабинет начальных классов | Творческие задания | ||
56/24 |
| |
| Индивидуальная | Контрольное занятие | Кабинет начальных классов | Тестирование | ||
7. Раздел «Мы - юные велосипедисты» 6 ч | |||||||||
57/1 |
| |
| Групповая | Общее устройство велосипеда | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
58/2 |
| |
| Групповая | Правила техники обслуживания и ремонта велосипеда | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
59/3 | | |
| Индивидуальная | Требования, предъявляемые к движению велосипедов | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
60/4 |
| |
| Индивидуальная | Учебно-тренировочная езда на велосипеде (фигурное вождение) | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
61/5 |
| |
| Индивидуальная | Учебно-тренировочная езда на велосипеде (фигурное вождение) | Кабинет начальных классов | Наблюдение | ||
62/6 |
| |
| Индивидуальная | Учебно-тренировочная езда на велосипеде (фигурное вождение) | Кабинет начальных классов | зачёт | ||
8. Раздел «Основы оказания первой доврачебной медицинской помощи» 4 ч | |||||||||
63/1 |
| |
| Групповая | Основы анатомии и физиологии человека | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
64/2 |
| |
| Групповая | Термические поражения | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
65/3 |
| |
| работа в паре | Остановка наружного кровотечения | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
66/4 |
| |
| работа в паре | Транспортная иммобилизация | Кабинет начальных классов | зачёт | ||
9. Раздел «Времена года на дороге» 5 ч | |||||||||
67/1 |
| |
| Групповая | Сезонные опасности на дорогах: осень | Кабинет начальных классов |
Наблюдение
| ||
68/2 |
| |
| Групповая | Сезонные опасности на дорогах: зима | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
69/3 | | |
| Групповая | Сезонные опасности на дорогах: весна | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
70/4 |
| |
| Групповая | Сезонные опасности на дорогах: лето | Кабинет начальных классов | Наблюдение
| ||
71/5 |
| |
| Индивидуально-групповая | Сезонные опасности на дорогах: лето | Кабинет начальных классов | творческие задания | ||
10. Итоговое занятие 1 ч | |||||||||
72/1 |
| |
| Индивидуально-групповая | Итоговое занятие | Кабинет начальных классов | Тестирование, соревнование, зачёт |
2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение занятий.
Занятия проходят в кабинете начальных классов, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
Информационное обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
1.Развивающие электронные игры:
- «Школа дорожных знаков» https://infourok.ru/elektronnaya-igra-po-pdd-2623033.html
- тренажёр «Волшебные знаки»
https://easyen.ru/load/nachalnykh/igra/interaktivnyj_trenazhjor_volshebnye_znaki_pdd/217-1-0-18108
- «С детства знать положено правила дорожные» https://ped-kopilka.ru/blogs/blog44365/interaktivnaja-igra-po-pd-s-detstva-znat-polozheno-pravila-dorozhnye.html
- «Пешеход на дороге» https://pedsovet.org/publikatsii/osnovy-bezopasnosti-jiznedeyatelnosti/interaktivnaya-igra-po-pdd--peshehod-na-doroge
2.Методическая продукция.
- презентация «Правила дорожного движения для водителе»;
- презентация «Автомобиль. Дорога. Пешеход»;
- презентация «Весёлые вопросы по ПДД»
- презентация «Правила дорожного движения»;
- презентация «Дорожные знаки»;
- презентация «История развития дорог»;
- презентация «Улица и её знаки»;
- презентация «Перекрёстки и их виды»;
- презентация «Мы - пассажиры»;
- презентация «Мы - пешеходы»;
- презентация «История правил дорожного движения»;
- презентация «История появления колеса»;
- презентация «Оказание первой помощи при ожогах и обморожении».
Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы, имеет первую квалификационную категорию по должности «Учитель начальных классов».
2.3.Формы контроля и аттестации.
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- экскурсия;
- выполнение творческих работ;
- зачёт;
- соревнование.
а) формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
видеозапись, грамота, готовая работа, маршрутный лист, материал тестирования и анкетирования, протокол соревнований, фото.
б) формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, защита творческих работ, конкурс, соревнование.
2.4. Оценочные, методические и диагностические материалы
Оценочные и диагностические материалы
Оценка качества реализации программы включает в себя вводный и итоговый контроль учащихся.
Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года.
Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств.
Кроме того, учебно-тематический план содержит в себе вводное и итоговое занятие. Вводное занятие включает в себя начальную диагностику и введение в программу, итоговое занятие — подведение итогов.
Для каждого учащегося важно продемонстрировать свои творческие достижения, получить одобрение и справедливую оценку своих стараний от педагога, родителей и сверстников. Подведение итогов происходит на общем итоговом занятии. Критериями освоения программы служат знания, умения и навыки учащихся, позволяющие им участвовать в массовых мероприятиях данной направленности.
Основные результаты развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: анкеты, позволяющие анализировать развитие личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей, а также зачеты, соревнования и творческие конкурсы.
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе.
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________________
Вид и название детского объединения___________________________________________
Ф. И. О. педагога_____________________________________________________________
Дата начала наблюдения_______________________________________________________
Показатели | Количество баллов |
1. Теоретическая подготовка 1.1. Теоретические знания: 1) безопасные места перехода проезжей части около школы; 2) правила движения по дороге; 3) виды перекрѐстков и правила перехода проезжей части на них; 4) сигналы светофора и их значение; 5) правила перехода проезжей части; 6) правила посадки и высадки из автобуса; 7) способы оказания первой медицинской помощи |
|
2. Практическая подготовка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: 1) применять на практике основные правила перехода проезжей части; 2) переходить улицу, дорогу с односторонним движением; 3) выбирать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на игровую площадку; 4) работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; 5) читать информацию по дорожным знакам; 6) оценивать дорожную ситуацию; 7) оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; 8) пользоваться общественным транспортом |
|
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе усвоения программы.
В программе предусмотрено развитие личностных качеств ребенка. Динамика личностного развития детей, занимающихся в объединении, отслеживается по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности. В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.
Схема самооценки «Мои достижения»
Тема, раздел. | Что мною сделано? | Мои успехи и достижения. | Над чем нужно работать. |
| | | |
2.5.Методические материалы
Технологии обучения
В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, здоровье-сберегающие технологии.
Методы обучения
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические и исследовательские.
Формы организации образовательного процесса
Работа детского объединения предусматривает специальную организацию регулярных занятий, на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально.
Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Формы организации деятельности учащихся
Данная программа предполагает следующие формы занятий:
- традиционное занятие,
- комбинированное занятие,
- практическое занятие,
- творческие конкурсы;
- выпуск памяток и стенгазет.
Беседы, сообщения, рассказы, обсуждения, викторины, путешествия, планируемые и проводимые педагогом, должны развивать у учащихся способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить и применять полученные знания и умения на практике.
Конкурсы, игры помогают учащимся приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать ответственность на себя, демонстрировать свои достижения и достойно воспринимать достижения других людей.
Дидактические материалы:
- таблицы по правилам дорожного движения;
- безопасные маршруты;
- сборник « Правила дорожного движения»;
- сюжетные картинки;
- иллюстрации с изображением различных ситуаций на улицах и дорогах;
- карточки с изображением дорожных знаков;
- фотографии исторических личностей;
- макеты светофоров.
2.6. Список литературы
Литература для учителя:
1. Безопасность на дорогах: руководство по использованию учебно-практического пособия для конструирования и анализа дорожных ситуаций. – М.: Учприбор, 2009.
2. Безопасность на дорогах: методическое пособие для учителей по использованию УМК «Безопасность на дорогах» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Учприбор, 2009.
3. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе: Метод. пос. для организаторов внешкольной работы, руководителям отрядов ЮИД, театральных кружков и пр. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
4. Григорян Н.В., Данченко С.П., Форштат М.Л. Методические рекомендации по правилам и безопасности дорожного движения: В помощь учителю по проведению уроков в 5,6,7,8. 9 классах. - СПб: изд. «Лики России», 2008.
5. Данченко С.П., Форштадт М.Л. Учебные пособия по правилам и безопасности дорожного движения «Дорожная безопасность» для 5-9 классов. - СПб: изд. «Лики России», 2007.
6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дополнительного образования. В рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» - М.: Изд. дом Третий РИМ, 2006.
7. Рыбин А.Л. Велосипедистам о безопасном дорожном движении. – М., 1991.
8. Форштадт М.Л. Методическое пособие по Правилам дорожного движения. - СПб: изд. «Лики России», 2007.
9. Форштат М. Опасная тенденция: Детский дорожно-транспортный травматизм: вчера и сегодня // Основы безопасности жизни. – 2006. – Март.
10. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. - М.: изд. «Мир», 2005.
Литература для учащихся:
1.Буланова С.А. «Правила поведения на дороге». М.: ООО «Стрекоза»,
2008–18 с.;
2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. - М.: изд. «ACT», 2005.
3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя. Первая медицинская помощь на месте происшествия. Учебное пособие. - М.: изд. «ACT Астрель», 2004.
4. Правила дорожного движения РФ (с комментариями).
5. Первая помощь в экстремальных ситуациях. Практическое пособие. / Сост. С.В. Петров, В.Г. Бубнов. - М.: изд. «НЦ ЭНАС», 2004.
6. Форштат М.Л., Эопова А.В., Добровольская А.П., Новиков А.В. Пешеход на дороге (обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения). - С.-Петербург, 2002.
7. Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода. Познавательное пособие для детей младшего школьного возраста. ООО изд. «Кедр», 2012-2014.
2