Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Угранская средняя школа»
Угранского района Смоленской области
Рабочая программа
кружка по истории
«Что изучает история»
(2 класс)
Разработала Зубко М.А.
учитель истории
с. Угра
2015 – 2016 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка основана на авторской программе М.Д.Маханёва. О.Л. Князева «Приобщение школьников к краеведению и истории России».М.: АРКТИ. – 2005.
Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что представляется одной из важнейших задач экспериментальной работы по гражданскому воспитанию.
Цель: пробуждение интереса к истории, формирование личности, способной ценить исторический вклад народов.
Задачи:
способствовать формированию интереса учащихся к исторической науке;
способствовать формированию умения видеть красоту и художественные особенности произведений искусства, созданных в прошлом;
сформировать у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины;
познакомить учащихся с разными вспомогательными историческими дисциплинами;
создавать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать умение работать в группах;
воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления исторического сознания.
Возможные виды деятельности
рассказ;
сюжетно-ролевые игры;
изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;
изучение денежных знаков;
виртуальные экскурсии;
изготовление рисунков, поделок;
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;
2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;
3. определять причины и следствия исторических процессов;
4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;
5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;
6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;
7. самостоятельно работать с исторической информацией;
8. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;
9. составлять краткое выступление по заданной теме;
10. аргументировано высказывать свое мнение и выводы.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) при работе во 2 классе.
Планируемые результаты изучения:
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание программы
Введение. Что такое история.
Для чего нужна история и как она интересна.
Исторические источники.
Познакомить детей с видами исторических источников: устные, письменные, вещественные. Выяснить мнение детей, почему необходимо знать свою историю. Классификация исторических источников.
Наука археология – наука лопаты.
Познакомить детей с профессией археолога, рассказать об археологических раскопках. Дидактическая игра « Говорящие находки» (дети по картинкам составляю рассказ о предмете)
История на карте.
Познакомить детей с особенностями исторической карты, рассказ о появлении различных названий на карте.
Географические названия.
Познакомить детей с историей появления названий городов, рек, деревень.
Моя малая Родина.
Рассказ о месте, где живешь, о деревне. Рисунки «Моя Родина»
Мой дом и всё в нём.
Показать старинные предметы быта и сравнить их с современными, отгадывание загадок
Я и моя история.
Познакомить детей с историей возникновения имени, фамилии, отчества. Рассмотреть фотографии из жизни одного человека. Чтение стихотворения С. Михалкова «Смешная фамилия»
В поисках клада.
Познакомить детей с историей возникновения монет. Игра « В поисках клада» - по старой карте детям предлагается отправиться на поиски клада»
«Пиши, да не спеши».
Познакомить детей с историей письменности. Задание «Напиши письмо»
Аз- буки - веди (история азбуки и алфавита).
Познакомить детей с историей появления алфавита.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Познакомить детей с историей появления первых книг. Чтение любимых книг.
Быль или вымысел? Былины о русских богатырях. Проанализировать вымысел и реальность в легендах, мифах, сказках. Чтение былин о богатырях.
Творческое задание
Есть женщины в русских селеньях.
Показать роль женщины в истории. Рассказать о женщинах прошлого. Рассказы детей о женщинах их семьи.
«Смоленск возвели на Днепре».
Познакомить детей с историей города Смоленска, с выдающимися жителями, памятниками искусства. Составление коллажа «Ожерелье Земли Русской» (рисунки детей, фотографии)
«Жить – Родине служить».
Рассказать о подвигах русского народа в разные исторические эпохи. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, ветеранам. По возможности встреча и беседа с ветеранами или посещение школьного музея.
Олимпийские игры.
Познакомить детей с историей появления Олимпийских игр. Рассказать детям о разнообразных видах спорта, о выдающихся спортсменах
«Праздник, праздник!»
Рассказ о праздниках, как их отмечают в разных странах. Какие были праздники на Руси. Подготовка к празднику.
Творческое задание
Календарно—тематическое планирование
34 часа
№ п.п | Кол-во час. | Основное содержание программного материала (тема) | Дата | Формы и виды контроля |
| План | Факт | |
1 | 1 | Введение. Что такое история? | | | |
2 | 1 | Исторические источники | | | |
3 | 2 | Наука археология – наука лопаты | | | |
4 | 2 | История на карте | | | |
5 | 2 | Географические названия | | | |
6 | 2 | Моя малая Родина | | | |
7 | 1 | Мой дом и всё в нём | | | |
8 | 2 | Я и моя история | | | |
9 | 2 | В поисках клада | | | |
10 | 2 | «Пиши, да не спеши» | | | |
11 | 1 | Аз-буки –веди (история азбуки и алфавита) | | | |
12 | 2 | Книга не самолет, а за тридевять земель унесет. | | | |
13 | 3 | Быль или вымысел? Былины о русских богатырях | | | |
14 | 1 | Творческое задание | | | Рисунки, поделки |
15 | 2 | Есть женщины в русских селеньях | | | |
16 | 2 | «Смоленск возвели на Днепре» | | | |
17 | 2 | «Жить – Родине служить» | | | |
18 | 2 | Олимпийские игры | | | |
19 | 1 | «Праздник, праздник!» | | | |
20 | 1 | Творческое задание | | | Коллаж на тему «Что изучает история?» |
Учебная и методическая литература
1. Энциклопедия «Что было до нашей эры».
2. Справочник дошкольника «История».
3. Детская энциклопедия «РОСМЭН».
4. В.В. Успенский «Легенды и мифы Древней Греции».
5. О.В. Дыбина «Что было до…».
6. Л.Н. Толстой «Былины».
7. Сказки народов мира.
8. Данилина, Галина Николаевна. Дошкольнику - об истории и культуре России: пособие для реализации гос. программы "Патриот. воспитание граждан Рос. Федерации на 2001-2005 годы" / Г. Н. Данилина. - [3-е изд., испр. и доп.]. - М.: АРКТИ, 2005