Областное государственное казённое образовательное учреждение
«Южская коррекционная школа – интернат»
Утверждаю:
зам. директора по УВР
_________ Мальцева М.А.
Программа кружка детского творчества
«Швейные секреты»
н
а 2020-2021 учебный год
Составитель:
Учитель ПТО - Бокова Ю.А.
Южа 2020год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы в нашем обществе произошли серьёзные изменения. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Но, с другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребёнка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость.
Эти глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и отзывчивой сфере нашего общества, как дополнительное образование. Именно дополнительное образование является той нишей, где ребёнок может реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность, сформироваться как личность. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является изготовление одежды своими руками.
Научиться шить своими руками мечтают абсолютно все женщины, начиная от пятилетней девочки, которая только начинает ходить в детский сад и уже мечтает о том, чтобы шить своими руками одежду для своих кукол заканчивая бабушкой, которая хочет приобрести швейную машинку, чтобы также своими руками шить одежду, но уже для своей внучки.
Это одновременно и интересное хобби, и психотерапия, и приятный досуг, и способ экономии денег, а для кого-то, возможно и первый шаг к будущей профессии.
Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей ремонта одежды, работы на швейной машине, пошива не сложных изделий из ткани, не даёт представления об истории моды, модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребёнка. Всё это определяет новизну данной программы.
Актуальность программы заключается в том, что ребёнок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления изделий из ткани, а также выполнять не сложный ремонт одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научиться ремонтировать сам свою одежду, экономить семейный бюджет. Целесообразность данной программы состоит в обучении детей работе на швейной машине, ремонту одежды, а также изготовлению изделий из ткани.
Цели и задачи кружка:
Цель рабочей программы:
Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством ремонта одежды и технологии изготовления изделий из ткани и при работе на швейной машине.
Задачи рабочей программы:
Создать благоприятную атмосферу, мотивацию для неформального общения детей, увлеченных общим творческим делом.
Познакомить детей с историей моды и моделирования одежды, технологией и последовательности изготовления швейных изделий из ткани.
Научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий; - выбирать последовательность операций по изготовлению изделий из ткани; - подбирать материал для изготовления швейного изделия; - выполнять не сложный ремонт одежды.
Развивать: дизайнерские способности при моделировании элементов одежды;
- моторику рук во время занятий;
- идейно-художественное мышление;
- самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий;
- творческое воображение, эстетический вкус;
- умение рационально использовать материал и время.
Воспитывать:
- чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
- настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- культуру общения в детском коллективе во время занятий;
- аккуратность и усидчивость при работе над изделием;
- желание качественно выполнять работу.
Данная программа рассчитана на возрастную группу детей от 11 до 15 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 часу (1 учебный час равен 40 минут).
Методы и приемы
Используемые при работе с тканью и работе на швейной машине:
Словесные: беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ
Наглядные: показ образца изделия, иллюстрации, презентация, показ видеоматериалов, организация выставок
Практические: показ технологических приемов, тренировочные упражнения.
Объяснительно-иллюстративные: объяснение, чертежи, схемы, таблицы, журналы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Месяц | № занятия | Темы занятий | Часы |
Сентябрь | 1 | Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности. Беседа «Чему я хочу научиться на кружке» Познакомить с правилами техники безопасности в швейной мастерской. Заинтересовать детей занятиями в швейной мастерской. Воспитывать стремление создавать вещи своими руками. | 1 |
2 | Ручные строчки. Машинные швы. Образцы работ Виды и классификация тканей. Определение искусственных и натуральных тканей. Смёточная строчка. Копировальный стежок. Машинный шов способом «вперёд иголку» (вручную). | 1 |
3 | История костюма. Стили и эпохи. Познакомить с историей костюма. Прививать вкус в одежде. Учить сочетать различные детали одежды в комплекте. Практическое занятие. Посещение «Южский Дом культуры». | 1 |
4 | Вышивка крестом. Техника выполнения счётной вышивки. Инструменты и материалы. Безопасные приемы работы. | 1 |
Октябрь | 5 | Вышивка гладью. Инструменты и материалы. Безопасные приемы работы. | 1 |
| 6 | Лоскутная аппликация. Основные требования подбора лоскутков ткани по структуре и фактуре, учитывая их будущее назначение. Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ. Посещение «Южский дом ремесел». | 1 |
| 7 | Пошив прихватки. Способы соединения лоскутков: ручным обметочным швом, машинной строчкой «зиг-заг», приклеивание с помощью клеевой ленты «паутинка, сеточка», мастер - клеем. | 1 |
| 8 | Пошив рукавички. | 1 |
Ноябрь | | | |
9 | Пошив мешочков для крупы (сухих трав). | 1 |
10 | Пошив игольницы. | 1 |
11 | «Я - модница». Изготовление одежды по выбору. | 1 |
12 | История костюма, одежды. Основные требования при раскладке лекал на ткань с односторонним направлением рисунка, с разносторонним направлением рисунка. Технологическая последовательность раскроя на ткань с учетом всех припусков на шов. | 1 |
Декабрь | 13 | Создание одежды. Перенос выкроек с журнала. | 1 |
14 | Снятие мерок. Раскрой по готовому лекалу на ткань. Экскурсия на швейное предприятие. | 1 |
15 | Изготовление одежды | 1 |
16 | Промежуточная аттестация по итогам усвоения учебной программы «Швейные секреты» за I полугодие в форме тестирования «Проверь себя» (для оценки теоретических знаний) и практического задания. | 1 |
Январь | 17 | Работа с тканью. Вязание края салфетки. | 1 |
18 | Вязание крючком. Изделия из шерстяных ниток. | 1 |
19 | Вязаные украшения. | 1 |
Февраль | 20 | Работа с изонитью. Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка из геометрических фигур. «Змейка» | 1 |
21 | Работа с изонитью. Основные приёмы изонити. Правила заполнения угла «Звезда». | 1 |
22 | Работа с изонитью. «Домик» | 1 |
23 | Завершение работы по изготовлению картинки. Оформление работы в рамку. | 1 |
Март | 24 | Изготовление оберегов. | 1 |
25 | Изготовление оберегов. | 1 |
26 | Изготовление оберегов. | 1 |
Апрель | 27 | Художественная роспись ткани. Батик. Батик. Виды росписи тканей. Инструменты и приспособления для росписи | 1 |
28 | Способы перевода рисунка на ткань. Приготовление красителей. Работа с колером. Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка | 1 |
29 | «Морской конёк» Эскиз. Графика. Выразительные возможности графики. Рисунок «Морской конёк». Эскиз в цвете. Гуашь | 1 |
30 | «Морской конёк». Роспись ткани | 1 |
| 31 | Искусственные цветы из ткани. | |
Май | 32 | Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. | 1 |
33 | Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Основные приёмы изготовления искусственных цветов.Безопасные приёмы работы с инструментами | |
34 | Гофрирование лепестков и листьев. Изготовление тычинок и пестиков Сборка цветов Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся. | 1 |
35 | Итоговая аттестация по итогам усвоения учебной программы «Швейные секреты» за II полугодие - в форме тестирования «Проверь себя» (для оценки теоретических знаний) и практического задания. Участие в итоговой выставке творческих работ и швейных изделий. | 1 |
ИТОГО: | 35 ч |
Тест «Проверь себя»
Оценка теоретических знаний воспитанников в ходе аттестации по итогам усвоения учебной программы «Швейные секреты» за 1 полугодие.
Выбери правильный ответ
1. Перечислите шелковые ткани:
А) Х/Б ткань, бязь, ситец; +Б) атлас, шифон, крепдешин
2.Неполадки в работе швейной машины – «петляет снизу»:
+А) затянуть регулятор натяжения верхней нити; Б) ослабить регулятор натяжения верхней нити
В каком направлении располагаются лекала на ткани при раскрое изделия:
+А) по нити основы; Б) по нити утка
Перечислите машинные швы:
А) прямые, петельные, петлеобразные;
+Б) соединительные: стачные, настрочные, накладные; отделочные: с кантом, складки; краевые: вподгибку, обтачные.
Заправка иглы верхней нити ручной швейной машины:
А) в ушко «от себя»; + Б) в ушко «справа налево»
Заправка иглы верхней нити ножной и электрической швейной машины:
+ А) в ушко «от себя»; Б) в ушко «слева направо»
7. Какая машинная игла используется для обработки тонких тканей?
+А) швейная игла № 70-80; Б) трикотажная игла № 70-80
8. Перечислите дефекты ткани:
+А) затяжки, пятна, нарушение рисунка, неравномерно-окрашенные участки на ткани;
Б) не существуют
9.Способы соединения лоскутков на оборудовании:
А) приклеивание канцелярским клеем;
+ Б) машинной строчкой «зиг - заг»
10. Перечислите свойства ткани?
+ А) прочность, осыпаемость, сминаемость, драпируемость;
Б) крашенние, штампованние
Тест «Проверь себя»
Оценка теоретических знаний воспитанников в ходе аттестации по итогам усвоения
учебной программы «Швейные секреты» за 2 полугодие.
Выбери правильный ответ
Перечислите ткани животного происхождения:
+А) шелк, шерсть; Б) лавсановая, вискозная ткань
Перечислите ткани растительного происхождения:
А) шелк, шерсть; + Б) ситец, сатин
Перечислите ткани химического происхождения:
+А) лавсановая, вискозная; Б) брезентовая, льняная ткань
Перечислите свойства ткани:
+А) прочность, сминаемость, драпируемость, теплозащитные свойства, осыпаемость;
Б) не существуют
Заправка иглы верхней нити ножной и электрической швейной машины:
+А) в ушко «от себя»; Б) в ушко «слева направо»
Какие вы знаете профессии, относящихся к швейному делу?
+А) «Преподаватель трудового обучения», «Швея», «Закройщик», «Дизайнер одежды»,
Б) «Дизайнер квартиры», прораб
7. Что используют для склеивания нижнего среза юбки и брюк?
А) супер-клей; + Б) паутинка, сеточка
8. Для чего необходима в работе клеевая ткань: дублерин, флизелин?
+А) для придания прочности отдельных деталей одежды: полочки, манжеты, воротника;
Б) для обработки внутренней подкладки изделия
9. Снятие мерок для поясного изделия - брюки:
+А) От, Об, Ди; Б) Ог, Об, Ди
10. Каким способом выполняют ремонт одежды для обработки дырки?
А) смёточным стежком;
+Б) обработка заплатки ручным обметочным швом или приклеивание с помощью клеевой ленты «паутинка, сеточка»
Подведение итогов теста: максимальное количество баллов по вопросам - 10 баллов
0 баллов - «неудовлетворительно»
1 - 4 балла - «удовлетворительно»
5 - 7 баллов - «хорошо»
8 - 10 баллов - «отлично»