СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка для летнего оздоровительного лагеря "Раз, два, три, четыре, пять - я умею рисовать"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начинаю подготовку к летнему отдыху заранее и готовлю рабочую программу для кружка по рисованию. Программа эта опробирована, но в этом году я решила внести некоторые изменения. Вся прелесть в том, что каждое занятие уникально и никогда не повторяется в течении сезона. График кружка составлен так, что занятия для детей проводятся утром и вечером. Таким образом, каждый может выбрать для себя удобное время для посещения кружка. На стене я вывешивала план занятий и используемые техники и материалы. В конце каждого занятия дети клеи прямо на плане свою оценку каждому занятию: солнышко - если занятие понравилось и облачко - если испытывали сложности или затруднения.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка для летнего оздоровительного лагеря "Раз, два, три, четыре, пять - я умею рисовать"»









«Раз, два, три, четыре, пять -

я умею рисовать!»

Программа кружка

художественной направленности по подготовке, организации и поведению летнего отдыха и оздоровления детей



руководитель кружка Грудачева Марина Сергеевна

























2019 г.

Пояснительная записка

Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, учит внимательно наблюдать и анализировать; развивает зрительную память, пространственное и образное мышление; учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать; помогает осуществлять жизненный выбор, строящийся на общечеловеческих ценностях.

Занятия в кружке изобразительного искусства предоставляют неиссякаемые возможности для разностороннего развития детей, помогают им стать духовно богаче, развивают художественный вкус. Активная творческая деятельность, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека.

Программа кружка «Раз, два, три, четыре, пять - я умею рисовать!» художественной направленности, знакомит детей с прекрасным миром гармонии линий, разнообразия форм и цвета в искусстве и жизни. С ее помощью ребята научатся понимать многоцветие и красоту окружающего мира.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания, умения и навыки при работе над оформлением детского праздника, украсить летним пейзажем свою комнату, подняв настроение себе и окружающим.

Новизна представленной программы в том, что за короткое время лагерной смены используется система коротких заданий с быстрой сменой материалов и нетрадиционных техник: чёрно-белый и цветной граттаж; восковые мелки, акварель, краски, фломастеры, ручки, карандаши. Перечисленные техники не использовались ранее в течение учебного года.

Большое внимание уделено индивидуальной работе с детьми и поиску творческих решений. Занятия опираются на впечатления от окружающей природы, походов, прогулок и т.д., проводятся они не только в кабинете, но и на пленэре. Часто здесь ребята черпают темы и сюжеты для творческих работ.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми программы способствует развитию воображения, фантазии, внимания; формирование эстетического вкуса, культуры рисования.

Цель программы – формирование интереса к изобразительному искусству, создание условий для развития творческой личности.

Задачи:

личностные:

  • создание условий для формирования межличностных отношений в коллективе;

  • создание условий для воспитания чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской поддержки;

  • создание условий для привития интереса к творчеству.

метапредметные:

  • развитие мотивации к художественной деятельности;

  • развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

  • развитие фантазии, логического мышления, внимания и воображения, творческой инициативы;

  • развитие чувства композиции;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

образовательные:

  • формирование понятия основ изобразительной грамоты;

  • ознакомление с основами изобразительной деятельности: работа над цветом, тоном, формой, композицией рисунка;

  • использование нетрадиционных техник рисования: граттаж, оттиск, цветные мелки.


Отличительной особенностью данной программы является использование цвета, как главного элемента. Это дает учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое восприятие.

Каждый ребенок рождается художником, каждый одарен от природы. Его восприятие – образное, яркое. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. Развивается умение детей действовать с различными материалами: мыльными пузырями, песком, отпечатками пальцев, восковыми мелками и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Техники рисования:

  • гуашь

  • акварель

  • графика (цветные карандаши)

  • восковые мелки и акварель;

  • граттаж;

  • рисунки из отпечатков пальцев;

  • кляксография;

  • смешанные техники

Материалы и инструменты:

  • бумага для рисования;

  • плотная бумага для черчения (формат А3)

  • цветная бумага;

  • цветная пористая резина;

  • белый картон;

  • простые карандаши и стирательные резинки;

  • линейки (30 см)

  • акварельные краски;

  • гуашь;

  • восковые мелки;

  • цветные карандаши;

  • фломастеры;

  • гелиевые ручки;

  • ватные палочки;

  • поролон;

  • средство для мытья посуды;

  • жидкое мыло;

  • трубочки для коктейля;

  • стеки или старые стержни для процарапывания;

  • пластилин;

  • цветные мелки;

  • песок;

  • ножницы:

  • стаканы для воды;

  • емкости для смешивания красок (тарелки);

  • палитры;

  • подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях кружка:

  • Восприятие – основа зрительной памяти, образного мышления.

  • Сравнение – основной путь организации сознательного восприятия, активизации мышления.

  • Сочетание восприятия изобразительного искусства с восприятием музыки и литературы – активизация образного мышления и творчества. Для активизации внимания, создания творческой атмосферы на занятиях активно используются отрывки из музыкальных, стихотворных произведений и т.д.

  • Игровые формы деятельности. На занятиях используются приемы драматизации и уподобления с детьми младшего школьного возраста. Учебно-иммитационные и деловые игры для подростков.

  • Метод плавного погружения в тему. Использование музыки, через эмоциональный рассказ, анализ работ мастеров активизируется желание творить. Самостоятельная работа – сам процесс творчества.

  • Упражнение – метод, цель которого разгрузить творческую деятельность, расковать образное мышление.

  • Дифференциация задания. Деление детей на группы для выполнения творческой работы.

  • Демонстрация детских работ. В конце занятия детские работы показываются всей группе, обращается внимание на положительные моменты. Недостатки работ обсуждаются индивидуально.

  • Обобщение темы. Каждый цикл занятий по одной теме заканчивается коллективной или индивидуальной творческой работой.

  • Практическая значимость результата работы. Максимальное использование детских работ в практической деятельности, такой как закладки, подарки, оформление помещения.

  • Раскрытие связи искусства с жизнью.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Все методы используются в комплексе.

При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:

1. Использование приема транслирования информации,

2. Отбор тематического содержания,

3. Главный герой рисования – ребенок,

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,

5. Педагог создает схематические изображения,

6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,

2. Обеспечение главных условий общения,

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,

4. Использование различных коммуникативных средств.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  • Организация ежедневных выставок детских работ.

  • Тематические выставки в лагере.

  • Оформление эстетической развивающей среды в отряде.

Ожидаемые результаты:

для педагогов:

  • совершенствование содержания и форм отдыха, оздоровления и занятости детей;

  • самореализация для оценки творческого потенциала участников программы;

  • обобщение передового опыта использования эффективных форм работы с детьми в каникулярный период;

  • социально-психологическая и практическая помощь детям в адаптации к социуму.

для детей:

  • овладение определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования;

  • выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование способов самоконтроля;

  • самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Учебно – тематический план кружка «Раз, два, три, четыре, пять -

я умею рисовать»

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Рисование гуашью. День и ночь.



2

Рисование фломастерами и цветными карандашами. Как я вижу лето.



3

Рисование ватными палочками. Одуванчики.



4

Рисование акварелью и солью. Морские обитатели.



5

Техника «Кляксография». Дутые рисунки.



6

Рисование цветными карандашами. Движущиеся рисунки.



7

Техника «Монотипия». Сказочные цветы.



8

Рисование мыльными пузырями. Мороженое.



9

Техника «Граттаж». Калейдоскоп цветов (подготовка фона для граттажа).



10

Техника «Граттаж». Калейдоскоп цветов.



11

Рисование отпечатками пальцев. Забавные животные.



12

Рисование песком. Солнце.



13

Рисование по мятой бумаге. Натюрморт.



14

Техника «Коллаж». Рисуем автопортрет.



15

Техника «Цветные мелки». Рисование на асфальте.









Планируемые результаты

К концу лагерной смены:

учащиеся должны знать:

  • правила работы с акварелью, восковыми мелками, гуашью;

  • особенности рисования в технике граттаж, оттиск;

  • правила работы с кисточками разных размеров;

  • термины: краски, кисть, палитра, мольберт, фон, граттаж, оттиск.



учащиеся должны уметь:

  • смешивать краски, работать по мокрому фону;

  • владеть техникой работы с тонкими кисточками;

  • рисовать в технике граттаж, оттиск.



компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты

у детей в результате занятий по программе:

личностные:

  • межличностные отношения в коллективе;

  • чувство коллективизма, взаимовыручки и товарищеской поддержки;

  • интерес к творчеству;

метапредметные:

  • мотивация к художественной деятельности;

  • потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

  • фантазия, логическое мышление, внимание и воображение, творческая инициатива;

  • чувство композиции;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, возможность ее решения;

образовательные:

  • знание понятия основ изобразительной грамоты;

  • знания основ изобразительной деятельности: работа над цветом, тоном, формой, композицией рисунка;

  • нетрадиционные техники рисования: граттаж, оттиск, цветные мелки.


Методическое обеспечение программы

Образовательная программа кружка «Раз, два, три, четыре, пять - я умею рисовать!» предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, создает условия для расцвета природных дарований. В ее основу положены принципы:

  • доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, уровень

  • их подготовленности, степень сформированности коллектива;

  • наглядности – на занятиях используется много демонстрационного материала;

  • сознательности и активности – для активизации деятельности детей необходимо пробудить в них интерес к обучению, определить мотивы для получения знаний.

Методическое сопровождение

  • учебной работы педагога: методика контроля усвоения учащимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся; наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству; методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;

  • работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;

  • массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, праздника, игровой программы).

Виды дидактических материалов:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

  • схематический (оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, шаблоны и т.п.);

  • картинный (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);

  • дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);

  • учебные пособия, журналы, книги;

  • тематические подборки материалов, сценариев, игр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!