СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Эм-Ка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Эм-Ка"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия п.Ноглики















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка  

«эМ-Ка» 

Моделист-конструктор

(технология)


в 5 - 11 классах

на 2016-2017 учебный год



разработал: Игумнов Д.С.,

учитель технологии













пгт. Ноглики

Пояснительная записка

В основе общетехнического творчества, как вида деятельности школьников лежит творческое восприятие и переработка приобретенных знаний и опыта, умение применить  полученные знания на практике, умение их совершенствовать.

Внеклассные занятия по техническому труду помогают решать важнейшие задачи образования и развития детей. Задачи связи обучения с жизнью, познания учащимися окружающего мира, последовательного расширения их политехнического кругозора, задачи обогащения межпредметных связей.

Организация внеклассной работы по техническому труду позволяет дополнять учебно-воспитательную работу. проводимую на уроках технологии, помогает повышать интерес учащихся к выполняемым заданиям.

Немаловажное значение имеет возможность варьировать количество и состав учащихся, привлекаемых к участию в очередном внеклассном проекте, задании, а также большая свобода выбора тем и видов работ.

Все это помогает учителю лучше выявить и использовать пути удовлетворения интересов детей к технике, к труду, позволяет уделять больше внимания организации трудовой самодеятельности каждого из учащихся.

Рабочее название кружка – «эМ-Ка» (Моделист-конструктор)



Цели внеклассной работы по этому направлению:

  • создание возможностей творческого развития детей;

  • развитие креативности мышления;

  • проявить  у учащихся интерес к технике;

  • развить  у кружковцев способностей к самостоятельному  мышлению;

  • расширить кругозор по общетехническому направлению;

  •  удовлетворить формирующиеся интересы и увлечения;

  • умение применить полученные знания на практике, умение их совершенствовать;

  • повышение роли кружковых занятий – это действенное средство профессиональной ориентации учащихся;

  • формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.





Задачи:

Обучающие:

- развивать стремление к углублению знаний

- привить самые разнообразные навыки, обработки различных материалов

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий

- развивать индивидуальные способности обучающихся

- усвоение множества общенаучных  и специальных знаний сверх школьной программы


Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду

- формировать чувство коллективизма, гражданственности

- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям

- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность)

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи

Познавательные:

- участие в поисково-конструкторской, исследовательской деятельности

- развивать познавательный интерес к техническому и декоративно-прикладному творчеству

Развивающие:

- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность

- содействовать формированию всесторонне развитой личности

- создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся

- формировать и развивать пространственное воображение

Мотивационные:

- создание комфортной обстановки на занятиях, а также атмосферы доброжелательности, сотрудничества

- формирование специальных политехнических знаний и умений

- развивать активную деятельность

Эстетические:

- умение ценить красоту

- воспитывать аккуратность, культуру поведения

- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества

Социально-педагогические:

- создание атмосферы сотрудничества

-привить навыки коллективного творческого труда

- возможность самореализации, формирование общественной активности

- формирование общественной активности, реализация в социуме

-формирование профессионального интереса к техническому и декоративно-прикладному творчеству



*В работе кружка участвуют учащиеся 5 - 11-х классов.

*Группа составляет 10 или более учащихся. Возраст – от 11-ти до 16-ти лет. Включение в рабочие группы старшеклассников младших по возрасту учащихся помогает более быстрому овладению умениями и навыками и более быстрой адаптации к условиям для самореализации.

*Количество занятий в неделю – 2 часа, в год – 68 часов.


Программа призвана реализовать конструкторско-технологическую деятельность учащихся, сформировать понятие о видах ремесла, побудить использовать полученные знания и умения для создания нужных и красивых вещей.

Условия реализации

Для реализации программы необходим личностно-ориентированный подход к учащимся, направленный на развитие природных задатков. Учащиеся, приходящие на занятия кружка, обычно очень интересуются техникой, техническими устройствами, сооружениями, машинами.

В зависимости от назначения, объема, сложности и срочности работы, она может выполняться в одиночку или коллективно.

Интерес, побудительный мотив к какому-то виду деятельности или объекту труда необходимо направить в исследовательско-познавательное русло (если это модель боевой техники, то необходимо постараться найти сведения об аналогах, об истории развития, чертежах и так далее, если это игрушки, изделия для дома, сувениры – учащиеся могут принести показать известные им поделки или литературу о них).

Необходимо нацелить учащихся на результат своей деятельности. Техническое моделирование – участие в соревнованиях на лучшую модель.


Программа реализуется на базе мастерских Гимназии с использованием оборудования, станков и инструментов, применяемых и в учебном процессе.

Материалы предоставляются Гимназией, частично приносятся учащимися.


Запланированным результатом должно являться участие каждого ученика в подготовке изделий для выставок.

При подготовке к выставке необходимо помочь учащимся оформить или создать проект, историческую справку, описание своей работы.



Тематическая литература:

  1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 2008г.

  2. Беляков Н.А. «Внеклассные занятия по труду», М., «Просвещение», 1996.

  3. Белов А.А. Коваленко В.И., «Художественное проектирование», М., 1999.

  4. Болотина Л.А. Журавлева А.Г., «Техническое моделирование», М., «Просвещение», 1998.

  5. Ермаков А. Простейшие авиамодели. - М: " Просвещение", 1989г.

  6. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990г.

  7. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: " Машиностроение",1999г.

  8. Мартенсон А. «Начинаем мастерить из древесины», М., 1999.

  9. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1994г.

  10. Рожков В. Авиамодельный кружок. - М: "Просвещение" , 1998г.

  11. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающуюмодель .- М: ДОСААФ СССР, 2003г.

  12. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР,2002г

  13. Филенко Ф.Н. «Поделки из природных материалов», М., 1997.

  14. Хворостов А.С. «Художественное конструирование», М., 2007.

Учебно-тематический план занятий 

раздела

Наименование раздела

Количество часов

В том числе

Теория

Практика


Вводное занятие

2

2

-

I

Изготовление простейших механических игрушек

14

2

12

II

Разработка и изготовление динамических моделей механизмов

32

5

27

III

Изготовление динамической модели с электроприводом (коллективная творческая работа)

18

2

16


Отчётное занятие

2

2

-

Итого

68

13

55


Содержание программы


Вводное занятие (2 часа)

Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда. Краткие сведения о выдающихся русских изобретателях. Организация рабочего места. Сохранность инструментов и материалов. Обсуждение плана работы кружка.

Раздел I

Изготовление простейших механических игрушек (14 часов)

Тема 1. Инструменты и материалы. Подвижные и неподвижные соединения (2 часа)

Показ и объяснение приёмов пользования простейшими инструментами, необходимыми при изготовлении деталей изделий из различных материалов лобзиком, ножом, ножовкой, рубанком, стамеской, ручной дрелью, напильником, зубилом, паяльником и др.

Особенности обработки фанеры, различных пород древесины пилением, строганием, долблением. Склеивание древесины и древесных материалов. Металлы и их обработка. Разметка тонколистового металла. Правка, рубка и резка металла. Гнутьё деталей из тонколистового металла, проволоки и проката. Сверление. Клёпка. Папье-маше. Краски и лаки. Чертёжный и разметочный инструмент. Шаблоны.

Практические работы

Разметка учебных образцов на фанере. Выпиливание лобзиком внешних и внутренних контуров, размеченных на фанере.

Разметка и обработка образцов из деревянных реек

Работа с тонколистовым материалом и прокатом: разметка, вырезание ножницами, гнутьё, рубка, опиловка, сверление.

Тема 2. Изготовление плоских (рычажных) механических игрушек (6 часов)

Значение плоских механических игрушек для первоначальной работы юных конструкторов. Схема элементарной плоской механической игрушки и её устройство («Дергунчик», «Кузнецы»). Основные детали и узлы изделия: силуэты подвижных и неподвижных деталей, соединительные оси, капроновая нить, шарик. Назначение каждой детали, варианты силуэта (принцип конструирования игрушки), целесообразные размеры, применяемые материалы и способы изготовления.

Практическая работа

Вычерчивание силуэтов деталей на фанере. Выпиливание по контуру. Сверление отверстий. Изготовление заклёпок-осей из медной проволоки. Сборка изделия. Закрепление оснастки с шариком. Пробные испытания игрушки и устранение выявленных недостатков. Раскраска готового изделия.

Тема 3. Изготовление плоских (блочных) механических игрушек (6 часов)

Схема простой блочной механической игрушки («Медвежонок», «Обезьяна». Основные части изделия: капроновая нить, корпус. Принцип работы блока под действием силы тяжести. Схема блочной механической игрушки с подвижными деталями. Способы изготовления корпуса из различных материалов. Варианты конструкции. Порядок запуска.

Практическая работа

Изготовление блочных механических игрушек. Изготовление корпуса, подвижных деталей. Сверление отверстий согласно схеме. Сборка и испытание изделия. Окраска.


Раздел II

Разработка и изготовление динамических моделей механизмов (32 часа)

Тема 1. Методы изготовления основных узлов и деталей

силовых передаточных механизмов (8 часов)

Типы силовых передач, применяемых для запуска динамической игрушки. Фрикционная передача. Зубчатая передача. Методы изготовления ведущих колёс, подшипников. Корпус механизмов.

Практическая работа

Изготовление отдельными группами учащихся различных типов силовых передач с заданным передаточным числом. Изготовление корпуса-основания. Испытание и отладка.

Тема 2. Изготовление динамической игрушки на основе кривошипно-шатунного, эксцентрикового механизма (12 часов)

Схемы механических игрушек с кривошипно-шатунным валом («Пианист», «Спортсмен», «Конвейер» и т.п.), с эксцентриковой системой толкателей. Значение кривошипно-шатунных механизмов в технике. Принцип работы, применяемые конструкции. Выбор передаточного отношения.

Практическая работа

Расчет конструкции. Изготовление вала. Изготовление корпуса-основания (шиповое соединение стенок). Сборка на сухую с валом. Изготовление и подгонка толкателей (деревянные стержни или проволока). Изготовление фигурки согласно расчётных размеров. Закрепление толкателей на фигурке. Сборка конструкции без клея, проверка качества соединений и подвижных деталей. Сборка на клей. Испытание механизма. Окраска и лакировка изделия.

Тема 3. Изготовление динамической игрушки с гидравлическим приводом (12 часов)

Гидравлические элементы машин. Принцип работы и устройство. Гидравлические схемы. Техника, использующая гидравлические механизмы (краны, экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и проч.). Схема гидравлического погрузчика с грейферным захватом. Виды грейферов их устройство. Разработка грейферного захвата. Обсуждение типа грейфера и других доступных для изготовления по аналогии гидравлических механизмов.

Практическая работа

Изготовление шаблонов деталей грейферного захвата. Выпиливание деталей из фанеры. Разметка отверстий по шаблону. Сборка конструкции стрелы с грейферным захватом. Установка гидравлической системы на конструкцию, калибровка и испытание. Изготовление системы управления. Показательные соревнования моделей.

Раздел III

Изготовление динамической модели с электроприводом (коллективная творческая работа)

(18 часов)

Тема 1. Электродвигатели для механической игрушки (2 часа)

Принцип работы электродвигателя. Маленькие электродвигатели, выпускаемые промышленностью. Основные части электродвигателя, их назначение и устройство.

Источники питания электродвигателей, применяемые в моделизме. Понятие о напряжении и силе тока. Последовательное и параллельное соединение гальванических элементов.

Практическая работа

Работа с электродвигателем на стенде. Изготовление резинового диска и металлических шкивов для фрикционной и ременной передачи крутящего момента от электродвигателя. Проверка работы передач. Последовательное и параллельное соединение батарей.

Тема 2. Разработка и изготовление изделия с электроприводом (16 часов)

Выбор типа изделия и ее масштаба. Определение основных размеров изделия. Составление схемы силовой передачи и эскизов общего вида изделия. Элементарный расчёт для получения передаточного отношения. Составление эскизов основных деталей изделия. Подбор материалов, из которых будут изготавливаться детали изделия.

Практическая работа

Изготовление изделия с электродвигателем, включая дополнительную подсветку. Испытания изделия и её доводка. Показательная демонстрация возможностей изделия с электроприводом.

Заключительное занятие (2 часа)

Подведение итогов работы кружка за год. Вручение дипломов об окончании курса «Моделист-конструктор». Награждение лучших кружковцев памятными призами.

      Данная программа рассчитана на 68 часов.