Программа кружка «Юные хозяюшки»
Пояснительная записка
Дополнительное образование призвано для развития интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, оно расширяет и дополняет образовательную программу, несет развивающее начало и помогает целенаправленно использовать послеурочное время.
Особенностью дополнительного образования является создание условий для поддержки личности, его достижений, для выявления одаренных детей, для осознания ребенком своих способностей. Специфика дополнительного образования в том, что оно создает условия для достижения успеха в успеваемости, которые не востребованы основным образованием.
Кружок « Юные хозяюшки» - предметный, является как бы продолжением изучения предмета «Технология».
Программа составлена на основе типовой программы по трудовому обучению «Технология» (средних общеобразовательных учреждений) 5-х классов для обучения девочек и включает в себя разделы: «Кулинария», «Рукоделие»». На изучение этих разделов в программе отводится не более 12-16 часов. Изучают эти блоки девочки очень охотно, но не всегда можно дать много дополнительного материала по этим разделам, как бы не хотелось учителю, ведь время на уроке ограничено. Поэтому более углубленно изучить эти разделы можно на занятиях кружка.
Программой предусмотрено более 75% учебного времени на практические занятия – овладение общетрудовыми умениями и навыками, на самостоятельные работы (под контролем учителя), а остальное время – на изучение теоретического материала.
Для эффективного усвоения содержания используются следующие методы работы:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа);
- частично-поисковый (самостоятельная работа, соревнования);
- исследовательский;
- бригадный метод;
- творческие домашние задания.
Используются для работы инструкционные и технологические карты.
Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня знаний и умений, она служит подготовкой детей к самостоятельной жизни. Занятия кружка способствуют усвоению морально-эстетических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.
Питание – неотъемлемая часть жизни. Зачем нужна пища, знает каждый, о хлебе насущном человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать это топливо, уметь грамотно его использовать должен любой человек. Пища восполняет энергию, затраченную человеком на какую-либо работу. Чем тяжелее работа, тем больше энергетического материала необходимо компенсировать. За счет пищи организм в достаточно короткие сроки полностью обновляется. Большое значение имеет вид пищи. Пища до приема должна радовать, доставлять удовольствие, возбуждать аппетит.
Всем этим занимается наука о приготовлении пищи – кулинария. Великие тайны откроются перед теми, кто захочет научиться готовить по всем правилам, превращать сырые продукты во вкусную и полезную пищу.
Умение хорошо, вкусно и быстро готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни. «В здоровом теле – здоровый дух!» - говорили древние. Умение приготовить вкусную пищу – необходимо всем. Особенно это касается женской половины человечества, хотя лучшие повара, по статистике, - мужчины.
Девочка, девушка, женщина, мать!!! Научившись приготовлению пищи, оформлению блюд и экономному расходованию продуктов, девочки должны выполнять подобные работы дома, в семье.
Полученные знания помогут накормить семью, принять гостей, а может быть и сделать первый шаг в выбранной профессии. Способность самим приготовить простейшие блюда вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к дальнейшим действиям.
Приобщение детей к народной культуре, народным традициям, обратившись к житейскому опыту самих детей, через обязательные умения, которые передавались от старшего к младшему в каждой семье, раскрывает перед учащимися гармоническое взаимодействие всех поколений в семье и обществе. Элементы народного творчества помогают ребенку соприкоснуться с миром прекрасного, с народными традициями, с культурным наследием нашего народа. Все это помогает в становлении личности, расширении кругозора и учит бережному отношению к народным традициям.
Современные подходы к образованию требуют, чтобы учащиеся усваивали не отдельные друг от друга знания и умения, а овладевали всей совокупностью образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельный характер, в комплексе, т.е. овладевали определенными компетенциями. Помочь придать теоретическим знаниям практическую направленность позволит применение новых образовательных технологий, в том числе проектная и исследовательская работа.
В основе проектной и исследовательской деятельности учащихся лежит развитие критического мышления, познавательных навыков, умений самостоятельно контролировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Учебный проект или исследование дает возможность учащемуся максимально раскрыть свой творческий потенциал, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутые результаты.
Исследовательские работы учащихся используются для практического закрепления полученных знаний по пройденной теме или разделу, как одна из форм промежуточной аттестации, как результат учебно-исследовательской деятельности по предмету.
Цель программы
- Накопление информационного багажа.
- Систематизация и расширение знаний, умений и навыков учащихся в решении сложных учебных задач.
- Развитие индивидуальности ребенка, его потенциала (способностей).
- Оказание социальной помощи и подготовка учащихся к адаптации в жизненном пространстве.
Задачи программы
- совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении хозяйства, заготовке и хранении продуктов;
- приготовление блюд, эстетическое оформление, проявление элементов творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их;
- ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- воспитание уважения к народным традициям и интереса к традиционным видам рукоделия;
- развитие творческой инициативы;
- обогащение и расширение мировоззрения;
- формирование личностных качеств, самостоятельности и потребности в творчестве;
- самостоятельное применение полученных знаний для решения конкретных практических задач;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости;
- воспитание творческого отношения к домашнему труду;
- воспитание уважения к личности, заботы о родных и близких;
- воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии; строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.
Программа рассчитана на 78 часов.
Форма занятий – групповая
Длительность одного занятия 2 часа 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты
Дети 1-го года обучения должны знать:
- Общие сведения о процессе пищеварения;
- правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
- виды бутербродов и горячих напитков;
- способы определения свежести яиц;
- виды овощей, правила первичной обработки овощей;
- о кулинарном значении молока, способах определения качества молока;
- правила варки крупяных каш и макаронных изделий;
- способы определения качества муки, питательную ценность изделий из теста, виды теста, виды разрыхлителей;
- виды вышивки;
- теплые и холодные цвета, сочетание цветов;
- как правильно выбрать нитки, иглы и ткань для вышивки;
- способы перевода рисунка на ткань;
-способы уменьшения и увеличения рисунка;
- виды и свойства пряжи;
- как правильно выбрать крючок;
- как работать над проектом;
Дети 1-го года обучения должны уметь:
- работать с кухонным оборудованием, определять качество продуктов(овощей, яиц, молока, рыбы, мяса) и производить первичную обработку, работать с бытовыми электроприборами, мыть посуду, применять моющие средства;
- выполнять нарезку овощей;
- готовить блюда из сырых овощей, яиц, молока, круп и макаронных изделий, рыбы, мяса;
- приготавливать тесто и выпекать блины, печенье;
- выполнять простейшие ручные швы;
- выбрать и выполнить изделие в технике ручной вышивки
- выполнять основные приемы вязания;
- выбрать и выполнить вязаное изделие;
- оформить проектную работу.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – тестовые задания, выставка работ, выступление на конкурсе проектных работ.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ | Основные блоки | Количество часов |
ВСЕГО | Теория | Практика |
1. | Раздел «Кулинария» | 46 | 14 | 32 |
2. | Раздел «Рукоделие» - вышивка | 32 | 6 | 26 |
| ВСЕГО | 78 | | |
Содержание программы 1-й год обучения
№ п/п | ТЕМА |
| Раздел «Кулинария» |
1. | Вводное занятие. Содержание программы кружка. Правила безопасной работы при приготовлении блюд. Правила санитарии и гигиены. |
2. | Хлеб и его значение. Бутерброды. Горячие напитки. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. |
3. | Практическая работа: Технология приготовления простых бутербродов. Технология приготовление сложных бутербродов. Русский чай. Сервировка стола к завтраку. |
4. | Практическая работа: Технология приготовление закусочных бутербродов. Приготовление какао. Сервировка стола к завтраку. |
5. | Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Хранение яиц. |
6. | Практическая работа: Технология приготовления отварных яиц всмятку, вкрутую. Приготовление фаршированных яиц. |
7. | Пищевая ценность овощей. Виды овощей, используемые в кулинарии. Сохранность питательных веществ в овощах при кулинарной обработке. Первичная обработка овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка). Способы и формы нарезки. |
8 | Практическая работа: Технология приготовления салатов из свежих овощей - огурцы, помидоры, лук, зелень. Заправка для салата. |
9. | Практическая работа: Технология приготовления салатов из вареных овощей. Винегрет. |
10. | Практическая работа: Технология приготовления салатов из свежих овощей. Салат Оливье. |
11. | Практическая работа: Технология приготовления квашеной капусты. |
12. | Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Питательная ценность молока. Способы определения качества молока. Сроки хранения молока. Кисломолочные продукты, их значение в питании человека. |
13. | Практическая работа: Технология приготовления молочного супа с рисом. Сервировка стола к обеду. |
14. | Практическая работа: Приготовление жидкой каши на молоке –овсяной. |
15. | Крупы и макаронные изделия. Виды круп, их первичная обработка. Виды макаронных изделий и их первичная обработка. Правила варки жидких, вязких и рассыпчатых каш. Способы варки макаронных изделий. Соотношение крупы и макаронных изделий и жидкости при варке . |
16. | Практическая работа: Технология приготовление рассыпчатой гречневой каши с овощами. |
17. | Практическая работа: Технология приготовления блюда – макароны по-флотски. |
18. | Практическая работа: Технология приготовления запеканки из макарон. |
19. | Питательная ценность хлебобулочных изделий, виды теста. Основные и дополнительные продукты для приготовления теста. Определение качества муки (по цвету, запаху, вкусу, влажности). Разрыхлители теста (дрожжи, сода). Ароматические добавки. |
20. | Практическая работа: Технология приготовления теста для блинов – блинчики с творогом. |
21. | Практическая работа: Технология приготовления блинного пирога. |
22. | Практическая работа: Технология приготовления песочного теста – печенье песочное формовое. |
23. | Практическая работа: Технология приготовления рождественских пряников. |
| Раздел «Рукоделие»- вышивка |
1. | Вышивка – традиционный русский вид рукоделия. История вышивки. Виды вышивки. |
2. | Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Сочетание цветов. |
3. | Выбор ниток, игл и ткани для вышивки. Способы перевода вышивки на ткань. Способы уменьшения и увеличения рисунка. |
4. | «Шов вперед иголку, закрепление нити. «Шов назад иголку», «Россыпь», «Строчка» |
5. | Стебельчатый шов. |
6. | Тамбурный шов. |
7. | Петельный шов. |
8. | Узелки. Рококо. |
9. | Изготовление салфетки (вышивка выбранным швом и отделка края) |
10. | Изготовление салфетки (вышивка выбранным швом и отделка края) |
11. | Изготовление салфетки (вышивка выбранным швом и отделка края) |
12. | Изготовление куклы из ниток. |
13. | Изготовление куклы из лыка. |
14. | Изготовление куклы-закрутки.(девочка) |
15. | Изготовление куклы-закрутки.(мальчик) |
16. | Итоговое занятие. |
| ИТОГО : 78 ЧАСОВ |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации
Литература
Учебники «Технология» под редакцией Симоненко 5-7 класс М Вента-Граф, 2001г.
«Кулинария» Ермакова В.И. М, Просвещение, 1983 г.
«Кулинария» Ермакова В.И., М, Просвещение,1983г.
«Миллион меню» под редакцией И. Ройтенберг изд. «Урал» 2003г.
«Как украсить стол за 10 минут» М, изд. Дом «Ниола 21-век»
«Технология» Дополнительные и занимательные материалы 5-9 кл.,Л.Д.Карачавцева, О.П. Власенко 2009г. Волгоград
«Занятия по прикладному искусству» Дополнительное образование Е.А.Гурбина изд. «Учитель»2008г.
7. «Технология рукоделия» Краткая энциклопедия вышивки. Дополнительное образование.
О.Н.Маркелова, изд. «Учитель»2009г.