Пояснительная записка Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Конструктивное детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка «игрушку». Причем, в процессе игры и обучения воспитанники собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни.
Программа кружка «Юные конструкторы» МДОУ «Детский сад «Стрежевой» СП «Колобок» предоставляет детям возможность сделать первые шаги в изучении основ науки и техники и познакомиться с основными принципами конструирования, помогают маленьким детям почувствовать себя настоящими исследователями.
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Направленность: техническая
Форма обучения: очная
Категория детей – нормотипичные дети, дети с нарушениями речи, задержкой психического развития.
Целевое назначение программы:
Изучение простых механизмов, научный поиск, скорость, испытание, прогнозирование и измерение, сбор данных и описание результатов.
Формулировка задачи или проблемы, построение модели, ее тестирование и оценка. Подсчет, рисование геометрических фигур, расчет, измерение, прогнозирование результатов.
Цель программы – овладение детьми навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятия «Конструкция» и её основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), развитие навыка взаимодействия в группе.
Задачи программы:
формировать первичные представления о техническом конструировании, его значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, находить конкретное решение задачи;
развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки;
формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Актуальность программы обусловлена востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении. В процессе активного конструирования, исследования, проведения испытаний и обсуждения результатов у детей развивается широкий спектр технических навыков и знаний.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Обоснование курса
Работа с образовательными конструкторами «LEGO» позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, что является вполне естественным. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Неотъемлемой частью занятия является исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных.
Курс кружковой деятельности условно разделен на 3 части:
Зубчатые колеса; Оси;
Рычаги.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Естественные науки: Дети знакомятся с такими понятиями, как энергия, сила, скорость, трение. Они учатся делать изменения, читать показания приборов, проводить опыты, высказывать предположения, собирать данные и описывать результаты.
Технология: Дети изучают шестерни, колеса, оси, рычаги и блоки; проектируют и конструируют модели и проводят их испытания; учатся принимать решения в соответствии с поставленной задачей, выбирать подходящие материалы, оценивать полученные результаты, пользоваться двухмерными чертежами в инструкциях для построения трехмерных моделей; приобретают навык слаженной работы в команде.
Математика: Дети осваивают стандартные и нестандартные способы измерения расстояния, времени и массы, а также чтение показаний измерительных приборов. Они учатся производить расчеты, обрабатывать данные, строить графики и принимать решения.
Содержание кружковой деятельности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 мин. Во время занятий учитываются СанПиН, в середине занятия проводится физкультминутка. Задания рассчитаны на работу в парах, группах по 4 человека, а также индивидуально. Разделы программы:
Знакомство с понятиями зубчатые колеса, передачи.
Конструирование простых механизмов по технологической карте с использованием зубчатых колес (тележка с вращающимся рекламным табло).
Проектирование.
Творческие проекты.
Знакомство с понятием ось.
Конструирование простых механизмов по технологической карте с использованием осей (тачка, тележка с одиночной фиксированной осью и с раздельными осями).
Проектирование.
Творческие проекты.
Знакомство с понятием рычаг.
Конструирование простых механизмов по технологической карте с использованием рычагов (катапульта).
Проектирование.
Творческие проекты.
Занятия по программе строятся на основе общих педагогических принципов:
технологии проектного обучения – включает в себя проектирование предполагаемого результата, который достигается в процессе обучения. Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, тренинговый, проблемный, поисковый. Обучение должно быть доступным (принцип предполагает последовательное усложнение практических заданий – в создании проектов программ);
принцип систематичности обучения – предполагает такое построение учебного процесса, в ходе которого происходит как бы связывание ранее усвоенного с новым разучиваемым материалом, для образования развития;
принцип увлекательности (интересности) – успешное осуществление обучения; этот прием делает сам процесс овладения программирования интересным, приносящим чувство радости и удовлетворение.
Предполагаемый результат
Ребенок
Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога;
Владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора;
Способен объяснить техническое решение, использует речь для построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
Способен к волевым усилиям при решении технических задач;
Способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения.
Способен выбирать технические решения;
Способен проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
Способен создавать модели реальных объектов и процессов;
Способен оценивать результаты своей и чужой деятельности;
Способен находить собственные ошибки;
Способен отстаивать свою точку зрения;
Способен излагать свои мысли;
Способен видеть реальный результат своей работы;
Способен анализировать и делать выводы по проделанной работе;
Способен работать в команде; Способен распределять обязанности в своей команде.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы будет проходить в форме педагогических наблюдений за результатами детской деятельности в соответствие с критериями.
Критерии оценки эффективности реализации программы
| Параметры |
Естественные науки | Постановка задачи |
Постановка эксперимента |
Использование инструментов для сбора информации |
Обсуждение результатов исследований и их объяснение |
Проведение испытаний |
Наблюдения |
| Рассуждения и аргументация |
| Работа в команде |
| Использование данных для обоснования выводов |
Технология. | Создание действующих моделей реальных объектов и процессов |
Проектирование | Интерпретация двухмерных и трёхмерных иллюстраций и моделей |
| Сравнение природных и искусственных систем |
Демонстрация умения работать с инструментами и простыми механизмами |
Применение законов движения и других знаний физики |
Технология. Реализация проекта | Создание и испытание моделей |
Модификация модели путём изменения конструкции |
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений |
Обучение принципам совместной работы и обмена идеями |
Математика | Использование случайных чисел в диапазоне от 1 до 10 |
Использование чисел для определения расстояния, наклона и других категорий |
Влияние количества зубьев шестерни и диаметра шкива на скорость движения |
Влияние параметров кулачкового механизма на параметры барабанной дроби |
Числовые характеристики повторяющегося движения |
Упорядочивание и отображение данных |
Анализ изменений с разных точек зрения |
Развитие речи | Устное общение с использованием специальных терминов |
Описание логической последовательности событий |
Упорядочивание информации для создания рассказа с фокусировкой на характерах и целях героев |
Применение технологий для выработки идей и обмена опытом |
Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами. |
| ИТОГО: |
Методическое обеспечение.
Конструктор LEGO® (набор 9656) «Первые механизмы»; «LEGO DUPLO®; карточки с изображением системы строения предметов; игрушки человечков для обыгрывания построек.
«Первые механизмы «Книга для учителя»
Содержательный раздел
Тематический план
мес яц | | Тема | Содержание |
| 1 | Вертушка | Знакомство с понятием – энергия. Дать понятие о свойствах материалов и возможностей их сочетания. Формировать умения в навыках сборки деталей. Развивать умения оценивать полученные результаты. Дать понятие о свойствах материала и возможностей их сочетания. Использовать в речи слова: площадь, трение, вращение, ускорение, сила ветра. Материал для работы: картон, вентилятор, бумага, линейка, ножницы. |
2 | Вертушка | Знакомство с понятием – сила. Дать понятие о свойствах материалов и возможностей их сочетания. Формировать умения в навыках сборки деталей. Развивать умения оценивать полученные результаты. Дать понятие о свойствах материала и возможностей их сочетания. Использовать в речи слова: площадь, трение, вращение, ускорение, сила ветра |
2 | Вертушка | Знакомство с понятием – трение. Дать понятие о свойствах материалов и возможностей их сочетания. Формировать умения в навыках сборки |
| | | деталей. Развивать умения оценивать полученные результаты. Дать понятие о свойствах материала и возможностей их сочетания. Использовать в речи слова: площадь, трение, вращение, ускорение, сила ветра |
4 | Вертушка | Знакомство с понятием – вращение. Дать понятие о свойствах материалов и возможностей их сочетания. Формировать умения в навыках сборки деталей. Развивать умения оценивать полученные результаты. Дать понятие о свойствах материала и возможностей их сочетания. Использовать в речи слова: площадь, трение, вращение, ускорение, сила ветра |
| 1 | Вертушка | Предложить детям изготовить вертушку своими руками. Закреплять знания энергии ветра, Понятие площади, свойств материалов, принципов конструирования. Материал для работы: картон, вентилятор, бумага, линейка, ножницы. |
2 | Вертушка | Конструирование на площади домика и обыгрывание вертушки. Учить придумывать сюжет игры. |
3 | Волчок | Закрепить понятие: энергия, ввести понятие чистый элемент. Знакомить с методами измерения, изучать вращение, изучать возможности сочетание материалов. Знакомство с передаточными механизмами. Развивать умение оценивать полученные результаты. Развивать способности придумывать игры. Обогащать словарный запас: ускорение, скорость, вращение, устойчивый, неустойчивый. Материал для работы: цветные фломастеры, бумага, ножницы, свободное пространство на гладкой ровной поверхности, таймер или часы. |
4 | Волчок | Установление взаимосвязей падения и вращение. Развивать умение находить выход из сложной ситуации. |
| 1 | Волчок | Чтобы изготовить волчка нужно взять пусковой механизм и установить его конец, на котором находиться шестерня на синюю ось волчка. Синяя шестерня на оси волчка должна сцепляться с большой желтой шестерней пускового механизма и вращаться, когда вы поворачиваете ручку. Чтобы запустить волчок, крутите ручку и поднимайте пусковой механизм строго вверх. |
2 | Волчок | Д/и «Кто дольше» Волчок можно запустить двумя способами. 1 способ: желтая шестерня пускового механизма может сцепляться, как с синей, так и с красной шестерней волчка. Берем, желтую шестерню пускового механизма сцепляем, с синей 8- зубовой шестерней. Необходимо проверить, в каком случае волчок будет вращаться дольше. После проведенной работы мы запишем результат. Учить размышлять над проделанной работой. Вопросы «Что случилось и почему?» С одинаковой скоростью вы вращали ручку в опыте? На одной поверхности проводили эксперимент? Опишем, как работает модель. Получился у нас чистый эксперимент? |
3 | Волчок | Д/и «Кто дольше» 2 способ: Берем, желтую шестерню пускового механизма сцепляем, с красной 24- зубовую шестерню. Необходимо проверить, в каком случае волчок будет вращаться дольше. После проведенной работы мы запишем результат. Учить размышлять над проделанной работой. Вопросы «Что случилось и почему?» С одинаковой скоростью вы вращали ручку в опыте? На одной поверхности проводили эксперимент? Опишем, как работает модель. Получился у нас чистый эксперимент? |
4 | Волчок | Д/и «Кто дольше» Проверить работу двух способов вращения волчков засекая время. |
| 1 | Волчок | Предложить детям изготовить собственного волчка. Подумать из какого материала лучше всего, можно изготовить и какой формы? Создать с помощью волчков интересные оптические эффекты? (при вращении) И использовать в разных видах игры. Предложить зарисовать самый лучший проект. |
2 | Перекидные качели | Знакомство с понятием: равновесие. Дать детям понятие о том, что если предметы разные, то не может быть одинакового равновесия. Познакомить детей с нестандартным измерением. Обогащать словарный запас: вес. |
3 | Перекидные качели | Знакомство с понятием: точка опоры. Давать детям понятие, что такое точка опоры. Что без точки опоры не сможем установить предмет. Если ее поставить на одну сторону, что будет? Обогащать словарный запас: местоположение. |
4 | Перекидные качели | Закрепление понятия: энергия. Дать понятие о свойствах материалов и возможностей их сочетания. |
| 1 | Перекидные качели | Изучение рычагов. Формирование навыка сборки деталей. Развивать умения оценивать полученные результаты. Обогащать словарный запас: равновесие, масса, местоположение, вес. |
2 | Перекидные качели | Закреплять умение строить перекидную качели Конструирование на площади домика и обыгрывание перекидной качели. Учить придумывать сюжет игры. Развивать умения оценивать полученные результаты. |
3 | Плот | Продолжать знакомить детей понятием равновесие. Дать понятие о выталкивающей силе, тяге и толчке, энергии ветра. Изучать свойств материалов и возможностей их сочетания. Тренировка навыка сборки деталей. Умение оценивать полученные результаты. Обогащать словарный запас: площадь, сила, нагрузка, парус. |
4 | Плот | Продолжать учить строить плот. Продолжать давать понятие о выталкивающей силе, тяге и толчке, энергии ветра. Изучать свойств материалов и возможностей их сочетания. Тренировка навыка сборки деталей. Умение оценивать полученные результаты. Обогащать словарный запас: Плавать, тонуть, устойчивый, неустойчивый. Материал: большой и глубокий поддон, линейка, таймер или часы, полотенце для вытирания мокрых балок. |
| 1 | Плот | Предложить детям придумать и построить свой плот. Вырезать свой придуманный парус. Учить придумывать сюжет игры, обыгрывать его. Развивать у детей конструкторские способности. Обогащать словарный запас: Плавать, тонуть, устойчивый, неустойчивый. |
2 | Пусковая установка для машин | Закреплять понятие: энергия, трение, тяга, толчок. Изучать работу колеса. Тренировать навыки измерять расстояние. Учить собирать детали. Развивать умение оценивать результат, использовать механизмы в конкретных ситуациях. Обогащать словарный запас: угол, оси, сила, трение, наклонная плоскость, шины, колеса. Дополнительный материал: коробки, книги, картон, линейка, скотч. |
3 | Пусковая установка для машин | Продолжать учить строить пусковую установку для машин. Давать детям понятие, чем пусковая машина больше, тем подъем ее дольше, но скат быстрее - зависит от размера. Испытать в работе пусковую машину. Обогащать словарный запас: угол, оси, сила, трение, наклонная плоскость, шины, колеса. Дополнительный материал: коробки, книги, картон, линейка, скотч. |
4 | Пусковая установка для машин | Соревнования: «Чья пусковая установка быстрее и дальше съедет». Продолжать учить строить пусковую установку для машин. Давать детям понятие, чем пусковая машина больше, тем подъем ее дольше, но скат быстрее - зависит от размера. Обогащать словарный запас: угол, оси, сила, трение, наклонная плоскость, шины, колеса. Дополнительный материал: коробки, книги, картон, линейка, скотч. Свободное пространство на ровном гладком полу(2 метра) |
| 1 | Измерительна я машина | Закреплять понятия: энергия, сила, трение. Изучение методов стандартных и не стандартных измерений. Тренировать навыки сборки деталей. Развивать умение оценивать полученные результаты. Умение пользоваться |
| | | механизмами в конкретных ситуациях. Испытать измерительную машину. Обогащать словарный запас: точность, угол, расстояние, трение, масса, наклонная плоскость. Дополнительный материал: коробки, доска, книги, бумага, картон, линейка. Свободное пространство на ровном гладком полу(2 метра) |
2 | Измерительна я машина | Продолжать учить строить измерительную машину. Испытать измерительную машину. Учить пользоваться измерительной шкалой, линейкой. Обогащать словарный запас: точность, угол, расстояние, трение, масса, наклонная плоскость. Дополнительный материал: коробки, доска, книги, бумага, картон, линейка. Свободное пространство на ровном гладком полу(2 метра) |
3 | Хоккеист | Закреплять понятие: энергия, сила. Знакомить с основами знаков движения механизмов. Изучение методов стандартных и не стандартных измерений. Тренировать навык сборки деталей. Развивать умения оценивать полученные результаты, умение придумывать игры. Обогащать словарный запас: угол, расстояние, коэффициент полезного действия. Дополнительно потребуется: свободное пространство на ровном гладком полу (2 метра), линейка. |
4 | Хоккеист | Продолжать учить строить хоккеиста. Проверять работу механизмов. Испытывать расстояние полета шайбы. Проверить механизм работы клюшки. Обогащать словарный запас: угол, расстояние, коэффициент полезного действия. Дополнительно потребуется: свободное пространство на ровном гладком полу (2 метра), линейка. |
| 1 | Хоккеист | Продолжать обыгрывать хоккеиста. Испытывать расстояние полета шайбы разной конструкции (Далеко, дальше) Испытывать расстояние хоккеиста от ворот: дальше, ближе. С какого расстояния. Проверить механизм работы клюшки. Обогащать словарный запас: угол, расстояние, коэффициент полезного действия. |
2 | Новая собачка Димы | Закреплять понятия: трение. Знакомство с ременной передачей. Тренировать навык сборки деталей. Развивать умение оценивать полученные результаты. Способность контролировать игрушки. Обогащать словарный запас: направление, трение, ременная передача, шкив, вращение. Дополнительный материал: ткань, цветные карандаши или маркеры, бумага, ножницы. |
3 | Новая собачка Димы | Продолжать учить детей строить собачку. Умение проверять работу механизма дисков на глазах собаки в противоположные стороны, в одну сторону (Разная, одинаковая). Способность контролировать игрушки. Обогащать словарный запас: направление, трение, ременная передача, шкив, вращение. Дополнительный материал: ткань, цветные карандаши или маркеры, бумага, ножницы. Обыгрывание новой собачки Димы с использованием пластин и постройки на них будки для собаки. |
4 | Переправа через реку кишащая крокодилами | Научить детей применять на практике знания и навыки, касающиеся особенностей конструкций, вопросов прочности, методов измерений. Обеспечения чистоты эксперимента и безопасности изделия. Обыгрывание постройки с использованием человечков. Дополнительный материал: линейка. |
| 1 | Жаркий день (вертушка) | Научить применять на практике знания и навыки, касающиеся использования энергии ветра, применение шестерен и блоков. Использование вращательного движения. Методов измерения, обеспечение чистоты экспериментов и безопасности изделий. Обыгрывание постройки с использованием пластин, постройкой домиков. Дополнительный материал: картон, карандаши, ножницы, скотч, линейка, бумага, шерстяная пряжа или нитки. |
| 2 | Пугало | Научить применять на практике знания и навыки, касающихся использования шестерней и блоков. Вопросов устойчивости. Обеспечения чистоты экспериментов и безопасности изделий. Учить показывать движение пугала. Дополнительный материал: колокольчики, кусочки разных материалов. |
3 | Качели | Научиться применять на практике знания и навыки, касающихся вопросов устойчивости. Условий равновесия. Особенностей конструкций. Обеспечение чистоты экспериментов и безопасности изделий. В целях безопасности вокруг качели необходимо построить ограждение. Обыгрывание конструкции катание на качели человечков. Дополнительный материал: часы или таймер. |
4 | Итоговое занятие | Проверить полученные знания и умения на конкретном задании. Закреплять умения делать постройки самостоятельно. Закреплять знания об особенностях конструкций. Обеспечение чистоты экспериментов и безопасности изделий. Обогащать словарный запас: вертушка, волчок, перекидные качели, плот, пусковая установка для машин, измерительная машина, хоккеист, новая собачка Димы, переправа через реку кишащая крокодилами, жаркий день (вертушка), пугало, качели. |
Используемая литература:
Аленина Т.И, Енина Л.В, Колотова И.О, Сичинская Н.М, Смирнова Ю.В. Шаульская Е.Л Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников: в условиях внедрения ФГОС НОО: учеб.- метод. пособие / М-во образования и науки Челяб. обл., - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2012. - 208 с.
Мирошина Т.Ф, Соловьева Л.Е, Могилёва А.Ю, Перфильева Л.П. Образовательная робототехнка в начальной школе / Челябинск: Взгляд, 2011. - 152 с.
Зайцева Н.Н, Зубова Т.А, Копытова О.Г, Подкорытова С.Ю. Образовательная робототхника в начальной школе. - Челябинск, 2012. - 192 с.Злаказов А. С., Горшков Г. А., Шевалдина С. Г. "Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие" - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. -120 стр.
Словарик основных терминов. Блок или шкив - простой механизм, представляющий собой колесо с желобом по ободу, по которому протянута веревка, кабель или цепь. Служит для передачи энергии, изменения скорости или для вращения другого колеса.
Ведомый элемент конструкции механизма – элемент конструкции, обычно шестерня, блок или рычаг, на который передается энергия от другого элемента.
Ведущий элемент конструкции механизма – элемент конструкции, обычно шестерня, шкив, рычаг, рукоятка или ось, на который передается энергия непосредственно от двигателя.
Вес - сила, с которой тело давит на горизонтальную опору или растягивает вертикальный подвес. Не путать с массой!
Вращение - движение тела вокруг неподвижной центральной точки, при котором расстояние между определенной неподвижной точкой и любой другой точкой тела остается неизменным.
Выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, и всегда направленная вертикально вверх. Если выталкивающая сила больше веса тела, тело плавает, а если меньше веса тела - оно тонет.
Коронное зубчатое колесо - особый вид зубчатого колеса, зубья у которого располагаются на боковой поверхности, что делает его похожим на корону. При сцеплении с другим коронным зубчатым колесом или с обычной прямозубой шестерней, расположенной в перпендикулярной плоскости, может передавать движение под углом 90 градусов.
Коэффициент полезного действия - характеризует эффективность устройства или машины в отношении преобразования или передачи энергии: определяет, какое количество энергии, полученное машиной, преобразовалось в полезную работу. Коэффициент полезного действия машины уменьшается, например, за счет трения, поскольку при трении теряется много энергии.
Масса определяет количество вещества, содержащееся в объекте. Масса тела не зависит от воздействия на объект каких-либо сил, например, силы притяжения. Поэтому, если на Земле масса тела равна 50 кг, то и на орбите, в невесомости, она тоже будет составлять 50 кг. Не путать с весом!
Мощность - величина, измеряемая отношением работы к промежутку времени, в течение которого она произведена, то есть мощность определяет скорость, с которой машина совершает работу.
Неуравновешенная сила, которой не противостоит другая сила, равная ей по величине и противоположная по направлению. Объект, испытывающий влияние неуравновешенной силы, выходит из положения равновесия и начинает двигаться. Например, неуравновешенные перекидные качели.
МДОУ «Детский сад Стрежевой» СП «Колобок» 12