СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
на 29 декабря 2022 г.);
Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(с изменениями на 31 июля 2020 года);
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Об образовании в Республике Крым: законРеспублики Крымот 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 19.12.2022 г.);
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;
Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Уставом МБОУ Багеровская СОШ №1;
Направленность программы – социально-педагогическая. Программа способствует формированию обоснованного поведения учащихся в социальной среде, потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме, готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Актуальность программы определяется сегодня значением, передающимся патриотическому воспитанию детей и подростков. Каждому ребенку подросткового возраста, свойственен интерес к групповой деятельности (команде), проявлению себя в сфере военно-патриотического направления, чтобы совершенствовать свое физическое начало. Данная Программа направлена на решение таких проблем, как повышение занятости детей в свободное время, физическое развитие и оздоровление детей, воспитание детей и подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине.
Становление России, ее развитие, превращение в великую державу всегда
основывались на воспитании у народа чувства любви к своей родине и гордости за нее.
Новизна программы. Данная программа позволяет придать патриотическому воспитанию школьников системный и целенаправленный характер, упорядочить подготовку к оборонно-спортивной и туристской игре «Зарница». Программа основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях. Она расширяет знания и вырабатывает устойчивые умения учащихся по целому ряду предметов (истории, географии, физкультуре, ОБЖ) формирует высокие нравственные и психологические качества, помогает учащимся в построении системы жизненных ценностей, основанной на любви к Отечеству, уважении к ее истории, языку, культуре, традициям, позитивного отношения к почетной обязанности защитника Отечества.
Отличительная особенность программы имеет практическую ценность: на занятия будут приглашеныспециалисты разных сфер деятельности, такие как: медицинский работник,специалисты МЧС, МВД, военкомата, спортивных школ и т.д.
В практическую часть Программы также входит разработка мероприятий,
акций и событий, которые учащиеся, осваивающие данную программу, смогуторганизовать и провести на уровне своей школы, а полученный опыт будетспособствовать и мотивировать ребят к участию в организации региональныхсобытий и участию во Всероссийских конкурсных программах.
Даннаяпрограмма создает возможность для учащихся не только получитьпрактический опыт, но и применить его, возглавив районные и школьныештабы по направлению юнармии.
Содержание программы позволяет эффективнореализовать технологию наставничества в форме «учащийся-учащийся», прикоторой полученные в ходе освоения данной программы опыт и знания, ребятасмогут передать своим сверстникам в ходе неформальноговзаимообогащающего общения.
Педагогическая целесообразность программынаправлена на повышение интереса учащихся к военно-патриотической деятельности и предназначена обеспечить:
– участие молодежи в реализации государственной политики в областивоенно-патриотического и гражданского воспитания;
– изучение истории и культуры Отечества и родного края;
– передачу и развитие лучших традиций российского воинства;
– приобретение военно-прикладных умений и навыков;
– воспитание ответственности за порученное дело, дисциплинированности,исполнительности, готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Адресат программы. Данная образовательная программа предполагает обучение детей 11-17 лет. Набор детей в группу свободный, принимаются все желающие. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития учащихся.
В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.
Следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность, происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути.
Объем и срок освоения программы. Программа реализуется в течение одного учебного года: 34 недели (I полугодие – 15 недель, II полугодие – 19 недель) и рассчитана на 106 часов.
Уровень программы – базовый. Данный уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления данной программы.
Формы обучения и виды занятий: фронтальные,групповые и коллективные. Занятия проводятся в очной форме, но в случаях необходимости (пандемия и т.д.) занятия могут реализовываться в дистанционном формате и включать следующие инструменты онлайн-коммуникаций: социальная сеть ВКонтакте, чаты в мессенджерах Viber, WhatsАpp.
На занятиях используются следующие методы и приёмы обучения:
Виды проведения занятий:
- сочетание обзорных бесед и установочных лекций;
- занятия-презентации, занятия вопросов и ответов;
- занятия по физической подготовке;
- военизированный кросс, военно-прикладная полоса препятствий;
- занятия-тренировки: строевая подготовка, огневая подготовка;
- практические занятия;
- экскурсии;
- тренинги;
- сюжетно-ролевая игра;
- медицинская подготовка для оказания первой доврачебной помощи;
- занятия по спортивно-прикладному туризму.
Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом. Состав группы постоянный, в течение учебного года возможны отчисления и зачисления отдельных учащихся. Причинами для отчисления могут быть частые пропуски по болезни (более 50% занятий) и связанное с этим отставание по учебной программе, изменение режима занятий по основным школьным предметам, систематические серьезные нарушения правил поведения, а также личное желание учащегося и/или его родителей (опекунов). Зачисление новых учащихся в случае появления вакантных мест осуществляется на основе входного контроля, предусмотренного программой.
Режим занятий. Общее количество часов в год составляет 102 часа.Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу
(1 академический час – 45 минут). Количество учащихся в группе – до 15 человек.
Цель программы: совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.
Задачи программы:
1) образовательные:
- обучение молодежи основам службы в Вооруженных Силах РФ;
- формирование у ребят морально-психологических качеств, уважительного отношения к Вооружённым Силам РФ и военной профессии;
- военно-профессиональная ориентация юношей на выбор профессии офицера;
2) развивающие:
- развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности, дисциплинированности;
- формирование потребностей в самопознании, самореализации;
- расширение кругозора современных детей и подростков, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативной культуры;
3) воспитательные:
- воспитание патриотических чувств, привитие любви к своей Родине, её культуре и истории, гордости за героическое прошлое;
- воспитание качеств коллективизма, товарищества, взаимопомощи;
- формирование гражданственности, патриотизма;
- воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу, дому;
- воспитание социальной активности; гражданской позиции; культур общения и поведения в социуме; навыков здорового образа жизни, пропаганда здорового образа жизни, популяризация физической культуры и спорта среди молодёжи, приобщение её к систематическим занятиям физической культуры и спорту.
Работа по данной программе представляет собой совместную учебно- познавательную, творческую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности.
Воспитательный потенциал программы.
Цель воспитательной работы: создание благоприятной среды для повышения личностного роста учащихся, их развития и самореализации.
Задачи воспитательной работы:
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности;
формирование осознанного понимания общечеловеческих ценностей;
утверждение морально-этических и нравственных ориентиров;
формирование гражданской и социальной позиции личности, патриотизма и национального самосознания учащихся;
выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений.
Ожидаемые результаты:
вовлечение большого числа учащихся в деятельность данного направления и повышение уровня сплоченности коллектива;
улучшение психического и физического здоровья учащихся;
сокращение детского и подросткового травматизма;
развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Формы проведения воспитательных мероприятий:беседа, игра, викторина, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников: групповые, парные, индивидуальные.
Воспитательные мероприятия по содержаниювоспитания:познавательные, духовно-нравственные, культурно-досуговые, гражданско-патриотические, профилактические.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др.
Воспитательная работа в рамках программы «Юнармия» направлена на развитие творческих способностей учащихся, воспитание любви к родной стране, культурным ценностям России, формирование активной жизненной позиции, нравственных устоев, развитие навыков самовыражения, коммуникации, организацию активного досуга учащихся.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к активному участию в различных мероприятиях учреждения, объединения: мастер-классы, беседы, конкурсы, игры, акции.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий, будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся.
Для реализации воспитательных задач педагогом разрабатывается план воспитательной работы объединения (Приложение 5).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Разделы, темы | Кол-во часов (всего) | Кол-во часов 5-6 классы | Кол-во часов 7-8 классы
| Кол-во часов 9-10 классы
|
Виды деятельности учащихся |
1 | Пожарнаябезопасность. | 16 | 6 | 5 | 5 | познавательные беседы, подготовка презентаций,эстафеты, викторины,конкурсы |
2 | Живыестраницыпрошлого. | 29 | 9 | 10 | 10 | познавательныебеседы,подготовкапрезентаций, проектов,экскурсии,отработкапрактическихнавыковвикторины,конкурсы |
3 | ГражданскаяоборонаиЧС. | 19 | 6 | 6 | 7 | познавательныебеседы,экскурсии,эстафеты,отработкапрактических навыков |
4 | Террористическаябезопасность. | 14 | 5 | 5 | 4 | познавательныебеседы,отработкапрактическихнавыков |
5 | Медицинскаяподготовка. | 14 | 5 | 5 | 4 | отработкапрактическихнавыков |
6 | Прикладнаяфизическаяподготовка. | 16 | 5 | 5 | 6 | эстафеты,подвижныеигры,отработкапрактическихнавыков |
|
| 108 | 36 | 36 | 36 |
|
СОДЕРЖАНИЕ
учебно-тематического плана
Тема 1. Пожарная безопасность
Программа имеет социально – педагогическую и воспитательную направленность, рассчитана на обучение детей правилам пожарной безопасности, так как дети - это одна из наименее защищенных от пожаров групп населения из-за отсутствия знаний и навыков в области пожарной безопасности. Их обучение необходимо начинать с дошкольного возраста и проводить его в течение всей учебы в школе, начиная с самого простого и постепенно усложняя материал. В связи с загруженностью детей в школе основными предметами обучение не может быть постоянным, оно должно проводиться периодически в три этапа.
Раздел 2. Живые страницы прошлого.
Данная программа позволяет расширить представления учащихся об исторических деятелях. Главная задача реализации программы видится в пробуждении как можно у большего количества учащихся стремления овладеть активными знаниями по истории. История именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.
Раздел 3. Гражданская оборона и ЧС.
I этап: Программа первого и второго года носит информационно - деятельностный характер и предусматривает обучение подростков основам выживания в экстремальных природных условиях, знакомит с личным и групповым снаряжением для ведения спасательных работ, средствами защиты от поражающих факторов, с методами оказания первой медицинской помощи, с природоохранным кодексом туриста.
II этап: Программа третьего года, носит практический характер и предусматривает дальнейшее углубление и расширение знаний, накопление опыта, совершенствование навыков и умений, совершенствование морально-психологического состояния в экстремальных ситуациях. Участие в различных соревнованиях муниципального и районного масштаба, инструкторскую деятельность.
Раздел 4. Террористическая безопасность.
Стратегическая цель настоящей Программы заключается в формировании социально-политических компетенций учащихся (обучающихся) посредством правильного понимания и умения теоретически различать виды терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм, идеология терроризма, террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты, информационная среда, национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения и др.
Раздел 5. Медицинская подготовка.
Программа актуальна в ситуации выбора профессии, это школа воспитания любви и милосердия к человеку, уважение к труду медицинского работника, развитие интереса к подходам лечения и здоровья человека, желание не только самому овладеть основами медицинских знаний, но и в создавшихся условиях дома, на улице, в школе суметь помочь нуждающимся.
Данная программа побуждает интерес подростков к новому виду деятельности, решает проблему ранней профориентации, отвечает потребностям современных детей и их родителей актуальных вопросов социализации ребенка.
Раздел 6. Прикладная физическая подготовка.
В современных условиях стоит вопрос о состоянии здоровья населения, в том числе, учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни и спортивный стиль жизнедеятельности должны стать надежной защитой, способной помочь молодежи адаптироваться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, актуализирует требование формирования у молодого человека ценностной ориентации и мышления относительно сознательного укрепления здоровья.
Планируемые результаты
По окончании обучения, учащиеся будут знать:
- основы геральдики и государственной символики;
- историю Вооруженных сил РФ;
- правила дорожного движения;
- правила строевой подготовки;
- правила пожарной безопасности;
Учащиеся будут уметь:
- разрабатывать элементы государственной символики;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- действовать при пожаре;
- выполнять приемы строевой подготовки.
Календарный учебный график (Приложение 1).Начало учебного года – 1 сентября. Конец учебного года – 25 мая.
Начало учебных занятий не ранее 09.00, окончание – не позднее 20.00.
Продолжительность учебного года – 34 недели. Учебные занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному директором МБОУ Багеровская СОШ №1.
При необходимости с целью вычитки программного материала в полном объеме учебный год может быть продлен (с учетом требований п.п. 1, п.6, ст. 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В случае вычитки программы до окончания учебного года в оставшиеся даты проводятся занятия воспитательного и общеразвивающего характера.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается педагогом самостоятельно в соответствии с требованиями, закрепленными в локальных актах МБОУ Багеровская СОШ№1. В случае переносов, уплотнений занятий педагогом дополнительного образования заполняется лист корректировки.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим нормам;
- материалы и инструменты, которые приобретаются самими учащимися и имеются у педагога (тетради, ручки, учебные пособия);
- мебель: учебные столы и стулья, книжные шкафы, учебная доска.
Технические средства обучения: ноутбук, колонки, доступ к Wi-Fi.
Информационное обеспечение.Во время занятий и информационно-просветительских мероприятий используются обучающие и профилактические видеофильмы и видеоролики по работе с различными художественными материалами, мастер-классы, наглядные пособия: иллюстрации и схемы, литература.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, региона, села, школы; портреты участников Великой Отечественной войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Кадровое обеспечение.Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности военно-патриотического направления.
Для решения задач программы важны практико-прикладные мероприятия: тренинги, соревнования, викторины, участие в форумах и фестивалях муниципального, регионального и федерального уровня, встречи с ветеранами войн, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности.
Методическое обеспечение:
- особенности организации образовательного процесса:групповая и индивидуальная. Методика изучения курса наряду с традиционными приёмами (беседа, слово педагога, самостоятельные работы и т.д.) включает и творческую деятельность учащихся, участие в конкурсах и олимпиадах;
- методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, проектный, дискуссионный;
- методы воспитания: убеждение, упражнение – это метод воспитания, который предполагает такую организацию повседневной жизни и учебной деятельности, которая позволяет учащимся накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с поведением. Метод дилемм – это метод воспитания, который заключается в совместном обсуждении учащимися моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против»;
- формы организации учебного занятия:основными формами являются лекция, беседа, круглый стол, деловая игра, практическое занятие. Дополнительными формами организации выступают: турнир, диспут, защита проектов, конкурс, конференция, мастер-класс, «мозговой штурм», олимпиада, открытое занятие, презентация, семинар, эксперимент, встреча с интересными людьми;
- педагогические технологии: групповые технологии, технология коллективной творческой деятельности, коммуникативная, дифференцированного обучения, проблемного обучения.
Алгоритм учебного занятия:
- подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание кабинета, подготовка необходимого инвентаря);
- организационный момент (приветствие детей, настраивание учащихся на совместную работу, актуализация опорных знаний);
- теоретическая часть (объявление темы занятия, цели и задач, объяснение теоретического материала);
- физкультминутка;
- практическая часть – закрепление изученного материала (выполнение упражнений и заданий по теме, игры);
- окончание занятий (рефлексия, подведение итогов занятия).
Методическое обеспечение программы включает в себя: методическую литературу и методические разработки для обеспечения образовательного и воспитательного процесса (календарно-тематическое планирование, планы-конспекты занятий, годовой план воспитательной работы, сценарии воспитательных мероприятий, дидактический материал и т.д., которые являются приложениями к программе). Оригиналы хранятся у педагога дополнительного образования и используются в образовательном процессе.
Формы аттестации и контроля. Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков учащихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функция.
Входной контроль учащихся проводится с целью определения уровня развития первоначального практического навыка. Результаты контроля обеспечивают личностно-ориентированный подход в процессе обучения. Период проведения входного контроля: сентябрь.
Промежуточная аттестация учащихся проводится с целью определения результатов обучения, изменения уровня развития детей, их творческих способностей по окончании 1-го полугодия учебного года. Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение. Период проведения: декабрь/январь.
Итоговая аттестация учащихся проводится с целью определения результатов обучения, изменения уровня развития детей, их творческих способностей по окончании учебного года. Период проведения – май.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. В процессе освоения учебной программы применяются следующие формы отслеживания образовательных результатов:
- тестирование;
- собеседование;
- опрос (устный и письменный);
- упражнения;
- лингвистическая игра;
- комплексная работа;
- беседа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.Для предъявления демонстрации образовательных результатов по программе используется:
- диагностические материалы, которые позволяют определить количество учащихся чел./%, полностью освоивших дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу; определить уровень усвоения программы (высокий, достаточный, низкий);
- открытое занятие;
- творческая и проектная работы;
- контрольная работа, тестирование.
Оценочные материалы. Оценка деятельности учащихся объединения делится на два вида: оценка теоретических знаний и практических умений – профессиональные навыки, и оценка поведенческих навыков – особенности коммуникации в группе.
Оценка теоретических знаний и практических умений:
- умения применять изученный материал при выполнении различных заданий;
- умение работать по алгоритмам;
- выполнение практических заданий, участие в различных активных формах занятий;
- умение найти ошибку, проанализировать и исправить её.
Оценка поведенческих навыков:
- организация рабочего пространства;
- уважение к другим учащимся;
- оценка результатов своей работы;
- знание и выполнение техники безопасности труда;
- работа в коллективе;
- творческая инициатива.
Критерии оценивания
1-3 балла – низкий уровень: учащийся овладел не в полной мере знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, испытывает серьёзные затруднения при выполнении практических работ, выполняет лишь простейшие практические задания;
4-7 баллов – достаточный уровень: учащихся выполняет задания с ошибками, исправляет их при помощи наводящих вопросов педагога; время от времени принимает участие в активных формах занятий (игры, круглые столы, беседы, конкурсы);
8-10 баллов – высокий уровень: учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, не испытывает особых затруднений; принимает активное участие в активных формах занятий (игры, круглые столы, беседы, конкурсы).
Результаты диагностики теоретических и практических навыков заносятся в протокол и итоговую ведомость (Приложение 2.1).
Образцы оценочных материалов для проведения мониторинга учащихся представлены в Приложении 2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Балашов, Р.В., Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность / Р.В. Балашов, В.И. Лутовинов. – М.: ДОСААФ России, 2010.
2. Брюнин, А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти юнармейцев. Оренбург / А.И. Брюнин. – МАУДО «ЦВР «Подросток». 2008.
3. Валеев, Р.А., Зайцев, А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма / Р.А. Валеев, А.А. Зайцев. - Вологда: ВИРО, 2004.
4. Вырщиков, А.Н. Психолого-педагогические основы формирования готовности к защите Родины: Материал / А.Н. Вырщиков. – М.:2010.
5. Кривоносенко, Ф.Х. Патриотизм как наиболее глубокое чувство любви к Родине / Ф.Х. Кривоносенко. – М.: 2005.
6. Лутовинов, В.И., Титов, Э.А. Организационно-методические основы военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России / В.И. Лутовинов, Э.А. Титов. – М.: ДОСААФ России, 2012.
7. Медицинская помощь при экстремальных ситуациях: Справочник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005
8. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации – М.: Анкил, 2013
Для учащихся и родителей:
1. Беспятова, Н. К., Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 192 с.
2. Гаврилов, Ф.К., Кожин, Г.А. Военно-спортивные игры / Ф.К. Гаврилов, Г.А. Кожин. – М.: Изд-во ДОСААФ, 2006.
3. Гогунов, Е.Н., Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: АСАDЕМIА, 2003.
4. Касимова, Т.А., Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 64 с.
5. Целовальникова, А. Патриотами не рождаются, ими становятся / А. Целовальникова. – ОБЖ №11, 2006 г.
6. Чиняков, М.Н. Уроки патриотизма / М.Н. Чиняков. – ОБЖ, №8, 2005 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.scrf.gov.ru
http://www.mvd.ru
http://www.emercom.gov.ru
http://www.minzdrav-rf.ru http://www.mil.ru http://www.mon.gov.ru
Приложение 3
Методические материалы
ПЛАН–КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Дата проведения занятия:
Группа № 1
Объединение: «Юный друг пограничника»
Руководитель: Миловидова МВ..
Тема занятия:Воинские звания, знаки различия. Государственные награды Российской Федерации. Ведомственные знаки отличия Министерства обороны Российской Федерации
Цель занятия: Знакомство с историей возникновения и существующими воинскими званиями в Вооруженных Силах РФ
Задачи занятия:
Образовательная:Познакомить с системой воинских званий в ВС РФ
Развивающая: Мотивация к изучению воинских званий
Воспитательная: Воспитать уважение к службе в Вооруженных Силах
Тип занятия: комбинированный.
Видзанятия: практическое занятие.
Формаорганизации: групповая, индивидуальная
Оборудование и наглядные материалы:ноутбук, видеоурок, раздаточный материал.
Ход занятия
1.Организационная часть
Авторитет воинских званий несомненно очень высок. В основе этого авторитета лежит то обстоятельство, что они кратко и выразительно определяют военную квалификацию, заслуги, служебный стаж и боевой опыт каждого военнослужащего.
2.Актуализация знаний
Возникновение воинских званий связано с появлением постоянного войска. Организованные формы оно приняло лишь в середине 16-го века при царствовании Ивана Грозного, когда было создано стрелецкое войско. С 1681 года выделялись звания и должности: полковой голова, полуголова (пятисотенный), сотник, пятидесятник, десятник, стрелец.
Поступая на русскую службу, иностранные наёмники сохраняли военные чины, полученные ими в странах прежнего пребывания. Так стали появляться капитаны, ротмистры прочие.
В 30-х годах 17-го века правительство царя Михаила Фёдоровича приступило к созданию полков «нового строя». Вводятся звания в соответствии с терминологией, сложившейся в западноевропейских странах.
В 1722 году Пётр 1-й утверждает Табель о рангах, устанавливавшую систему воинских, гражданских и придворных чинов.
С 1802 года в русской армии начали вводить погоны на оба плеча. С 1807 года погоны офицеров и генералов были заменены эполетами. И до введения погон различие в должностном положении всегда находило отражение в определённых элементах военной одежды. Так командный состав стрелецких войск в отличие от рядовых носил цветные перчатки и посох, являвшийся в то время символом власти. При Петре -1м унтер-офицеры имели золотой галун на обшлагах камзола и на полях шляпы. На офицерской одежде золотым галуном обшивались не только обшлага камзола и поля шляпы, но также борта и карманы камзола.
При Николае1-м вводят кованые звёздочки на эполеты, но при этом вензеля и литерные буквы полков сохраняются. В 1843 году устанавливают знаки различия на погоны младшего командного состава. В 1854 году погоны были введены на походное обмундирование генералов и офицеров. Эполеты остались только на парадной форме.
После русско-японской войны 1905 года для мундиров и гимнастёрок выбрали цвет хаки.
Гвардия сформировалась ещё Петром 1-м из потешных войск, которые были развёрнуты в Преображенский и Семёновский полки, получивших название гвардейских в 1690 году. В офицерский состав гвардии входили главным образом богатые титулованные дворяне. Солдаты же набирались из физически сильных, высоких и благонадёжных людей. Гвардия в целом и каждая отдельная часть её имели в своём названии частицу «лейб» (например, лейб-гвардии Семёновский полк), обозначающую, что эти войска непосредственно состоят при особе государя.
Наряду с обычными регулярными войсками в России с давних пор существовали полурегулярные казачьи войска. Казак – слово тюркского происхождения, в переводе означающее удалец, свободный. К началу 20-го века в России существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Уральское(Яицкое), Амурское, Семиреченское, Астраханское, Уссурийское, Енисейское. Во главе каждого войска стоял наказной (назначенный) атаман со своим штабом, который и управлял делами войска. Чины в казачьих войсках отличались от остальных. Так же спецификой обладали и военные чины военно-морского флота.
3.Сообщение новой темы
Вплоть до 1917 года существовала громоздкая довольно система титулования. Различались два вида титулов: титулы, связанные с чинами, и титулы, связанные с родовым происхождением. Общий титул для чинов:
1-2 класса - ваше высокопревосходительство;
3-4 класса - ваше превосходительство;
5 класса - ваше высокородие;
6-8 классов - ваше высокоблагородие;
9-14 классов - ваше благородие.
При письменном обращении лиц нижестоящих к вышестоящим полагалось называть как общий, так и частный титул по чину и должности, например, «Его высокоблагородию командиру 27-го пехотного полка полковнику Петрову». При аналогичном обращении к нижестоящему должностному лицу сохранялся только частный титул по должности, например, «Командиру 27-го пехотного полка».
При устном обращении к высшим чинам употреблялись общие титулы: ваше превосходительство, ваше благородие и т. д. При обращении к равным или низшим по чину назывался частный титул с добавлением фамилии, например, «Капитан Иванов», «Рядовой Петров» и т. д.
Второй вид титулов – по происхождению (достоинству) также подразделялся на общие и частные титулы. К частным относились такие, как:
император, Ваше императорское величество (государь) великий князь, Ваше императорское высочество князь императорской крови, Ваше высочество светлейший князь, Ваша светлость князь, Ваше сиятельство граф, Ваше сиятельство барон, Ваше благородие дворянин, Ваше благородие.
При обращении к лицам, имевшим титулы по достоинству, титул этот употреблялся во всех случаях, заменяя собой все другие. При обращении к капитану– князю генерал или полковник пользовались титулом «князь», а поручик – «ваше сиятельство».
30 ноября 191 года 1-й съезд Северного фронта принял резолюцию в которой был пункт:
1. Отменить все чины, звания и уничтожить знаки отличия до боевых (Георгиевских крестов) включительно, раз навсегда прекратить выдачу за чины и отличия денежных отпусков. Всем военнослужащим отныне присваивается общее наименование «солдат-гражданин».
3 декабря 1917 года об упразднении всех военных чинов и званий и отмене всех наружных знаков отличия (нашивок, погон, орденов, медалей, крестов) было объявлено приказом №11 по Петроградскому военному округу.
Эти положения были подтверждены Декретом СНК от 16 декабря 1917 года «Об уравнении в правах всех военнослужащих».
В январе 1918 года СНК постановляет: организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия». Уставом внутренней службы 1918 года предусматривались следующие должности: красноармеец, командир отделения, помощник командира взвода, старшина роты, командир взвода, помощник командира роты, командир роты, командир батальона и т.д. При обращении начальник называл подчинённого по должности, например, товарищ красноармеец, товарищ командир взвода и т.д.
Первой эмблемой, свидетельствовавшей о принадлежности военнослужащего к Красной Армии, являлся нагрудный знак, введённый в апреле 1918 года.
В ходе гражданской войны армия стала массовой и необходимость в знаках различия стала очевидной. Так начальник стрелковой дивизии И.П. Уборевич в рапорте реввоенсовету 6-й армии писал: «Доношу, что мной вводятся, как временная мера, отличительные знаки на левом рукаве для отделённых, взводных, ротных и полковых командиров. Надеюсь, Реввоенсовет-6 утвердит, так как эта мера вызывается необходимостью» В январе 1919 года единая форма одежды и знаки различия получили официальное утверждение. Знаки различия состояли из пятиконечной звезды, треугольников, квадратов и ромбов алого сукна.
В 1924 году устанавливается новая форма одежды для РККА и знаки различия переносятся с нарукавных нашивок на петлицы гимнастёрок и шинелей.
В конце 1940 года устанавливаются звания красноармеец, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина.
Из воспоминаний главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова: «Серьёзным поводом, побудившим Советское правительство ввести погоны в Красной Армии, было введение единоначалия. В боевых условиях новыми знаками различия решили поднять и укрепить авторитет командных кадров… Было признано полезным ввести в ВС общепринятые знаки различия – погоны.»
Погоны были узаконены в РККА и в ВМФ СССР указами Президиума Верховного Совета от 6 января и 15 января 1943 года.
В июне 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР устанавливается высшее воинское звание -Генералиссимус Советского Союза. Сталин форму не утвердил и до конца своих дней носил маршальскую форму.
Солдат – от итальянского нанимать. Впервые в Италии в 15-м веке у наёмников.
В России с 30-х годов 17 века. В СССР с 1946 года
Рядовой – звание для солдат. В ВС СССР с 1946 г. вместо звания красноармеец.
Ефрейтор – от немецкого освобождённый в/зв лучших солдат. Впервые в Германии в
17-м веке. В России с 18 века. В Советской Армии с 0 2.11.1940 г.
(в западных армиях – рядовой 1-го класса)
Младший сержант – в СССР с 02.111940 г.
Сержант – от латинского служащий. Впервые во Франции в 15 веке. В России в 30-х
годах 17-го века. В 1691 году 19-летнему Петру-1му был присвоен чин
гвардии сержанта. В ВС СССР с 02.11.1940 г.
Старший сержант – в/зв сержантского состава. В документах российского военного ведомства впервые упомянуто в 1763 г. В ВС СССР с 02.11.1940 г.
Старшина –1) в/зв сержантского состава. В ВС СССР с 22.09.1935 г.
2) должностное лицо в роте (батарее).
Младший лейтенант – первичное офицерское звание младших офицеров. В СССР с 05.08.1937г.
Лейтенант – от французского заместитель. Во Франции с 15-го века. Для офицеров
Российского флота чин введён в 1701 г. (до 1917г.). Для офицеров Российской
армии в 1722 г. В Советских ВС с 22.09.1935 г.
Старший лейтенант – в дореволюционной России существовало только в ВМФ с1907 по1917
В ВССССР с 22.09.1935 г.
Капитан – от латинского военачальник. Во Франции с 16-го века командирыотдельных
рот. В России с 16-го века до 1917 г. В Советских ВС введено 22.09.1935.
Майор – от латинского большой, старший. Впервые в 16-м веке в Испании. В России с
17-го века. С 1711 г. разделён на: 1) премьер майора (командир 1-го
батальона; 2) секунд майора (командир 2-го батальона). С 1798 г. деление
отменено. В ВС СССР с 22.09.1935 г.
Подполковник - в Русской армии с 17-го века. В ВС СССР с 01.09.1939 г.
Полковник – происходит от русского слова «полк», которое имело несколько значений:
поход, войско, стан. С 13-го века этим словом обозначали часть боевого
порядка войск. С 16-го века командиры полков в Запорожской сечи стали
называться полковниками. В ВС СССР с 22.09.1935 г.
Генерал – от латинского общий, главный. Начальная часть высших воинских чинов и
званий. Впервые во Франции в 16-м веке. В России в17-м веке.
Генералиссимус – от латинского самый главный. Впервые во Франции Генриху Анжуйскому
в 1569 г. В России с 17-го века. Эти звания получили:
1. Боярин князь Ромодановский – 1694 г.
2. Воевода Шеин – 1696 г.
3. Князь Меншиков – 1727 г.
4. Принц Антон Брауншвейгский – 1741 г.
5. Князь Суворов А.В. – 1799 г.
6. И.В. Сталин – 27.06.1945 г.
Погоны – от польского: жгут, шнур. – наплечные нашивки на форменной одежде.
В Русской армии с 1700 г. на одно левое плечо, а с 1802 – на оба.
В ВС СССР с 1943 г.
Орден – это знак отличия, государственная награда за особые заслуги.
В России первый орден появился в самом конце XVII в. В 1699 г. Петром I был учреждён орден Святого Андрея Первозванного.
Знак ордена – крест особой формы в виде буквы Х с изображением фигуры святого Андрея Первозванного, который носили на широкой голубой ленте через правое плечо. Орден включал также звезду. По кругу шла надпись: «За веру и верность».
Орден был официально объявлен высшей наградой Российской империи, им награждались только лица, принадлежавшие к высшему дворянству, как гласил Устав ордена, «за особые отличия перед Отечеством». Кавалерами ордена стали выдающиеся отечественные полководцы П. А. Румянцев и А. В. Суворов.
В ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 гг., в 1769 г., был учреждён Императорский Военный орден Святого великомученика и Победоносца Георгия с девизом «За службу и храбрость».
Орден Св. Георгия имел четыре степени, причём, в первый раз, награждаемый должен был представляться к 4-й, низшей степени, в следующий раз – к 3-й, далее – ко 2-й и к 1-й.
Георгиевский орден имел особе положение, его предписывалось носить всегда, на любой одежде.
Полным кавалером ордена Св. Георгия был выдающийся российский полководец Михаил Илларионович Кутузов. 4-й степенью креста он был награждён за разгром турок под деревней Шумы, 3-й степенью – за участие в штурме Очакова, 2-й степенью – за храбрость при взятии Измаила, 1-й степенью – за командование русской армией в Бородинской битве.
В 1913 г. был утверждён новый статут комплекта наград, который стал называться Георгиевским. В числе этих наград был и солдатский крест, названный Георгиевским, который имел четыре степени. Награждённые всеми четырьмя степенями носили эти кресты на общем банте и именовались полными георгиевскими кавалерами.
Георгиевский крест стал самым почётным знаком воинской доблести, олицетворявшим верность Отечеству.
Первым советским орденом стал орден Красного Знамени, который был учреждён в 1918 г. В положении об ордене было определено, что он присуждается гражданам РСФСР, проявившим особую храбрость и мужество при боевой деятельности.
6 апреля 1930 г. был учреждён орден Ленина как высшая государственная награда.
В апреле 1934 г. было учреждено звание Героя Советского Союза.
Первая медаль «Золотая Звезда» была вручена лётчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. А. В. Ляпидевский (1908-1983) – лётчик, Герой Советского Союза (1934), генерал-майор авиации. В 1934 г. он участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин».
В годы Великой Отечественной войны лётчикам А. И. Покрышкину и И. Н. Кожедубу это звание было присвоено трижды. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков удостоен высокого звания Героя Советского Союза четырежды (1939, 1944, 1945, 1956).
Трижды Герои Советского Союза (слева направо)
А. И. Покрышкин, Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб.1945 г.
Одновременно с положением об ордене Ленина был утверждён статут ордена Красной Звезды, которым награждались за большие заслуги в деле обороны СССР как в военное, так и в мирное время. Орден Красной Звезды стал самой массовой наградой.
Во время Великой Отечественной войны для награждения участников войны были учреждены специальные воинские награды. В мае 1942 г. был учреждён орден Отечественной войны 1-й и 2-й степеней.
В июле 1942 г. были учреждены три ордена: Суворова, Кутузова и Александра Невского.
В октябре 1943 г. был учреждён орден Богдана Хмельницкого трёх степеней. 1-я степень предназначалась для награждения командующих фронтами, армиями и партизанскими соединениями, 2-я степень – для награждения командиров среднего звена, 3-я степень – для рядового состава и партизан.
В ноябре 1943 г. были утверждены знак и статут ордена Победы – высшего военного ордена. Это самый дорогой наградной знак, он представляет собой платиновую звезду с рубиновыми лучами, окаймлёнными бриллиантами весом 16 каратов. Всего этой наградой были отмечены 11 человек (трое – дважды). 10 апреля 1944 г. первыми ордена Победы были удостоены маршал Г. К. Жуков и А. М. Василевский. Этим орденом были награждены также 5 иностранных военачальников, в том числе генералы армии Д. Эйзенхауэр (США) и фельдмаршал Б. Монтгомери (Великобритания).
В марте 1944 г. были учреждены ордена Ушакова и Нахимова двух степеней.
В ноябре 1943 г. был учреждён орден Славы трёх степеней для рядового и сержантского состава. В качестве знака ордена была принята звезда с изображением Спасской башни и надписью «Слава» на медальоне. Орден Славы носился на пятиугольной колодке с георгиевской лентой. Лица, удостоенные всех трёх степеней ордена, именовались полными кавалерами ордена Славы и в правах приравнивались к Героям Советского Союза. Этот орден был очень популярен в солдатской среде.
С распадом СССР отошла в прошлое и существовавшая наградная система, но награды Великой Отечественной войны остались почитаемыми в глазах россиян.
Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные выдающиеся заслуги перед государством.
Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, почётные звания Российской Федерации.
В Российской Федерации в марте 1992 г. было установлено звание Героя Российской Федерации и утверждён знак отличия – медаль «Золотая Звезда».
В 1994-2008 гг. были учреждены орден «За заслуги перед Отечеством» четырёх степеней, орден Святого Апостола Андрея Первозванного, орден Святого Георгия четырёх степеней, знак отличия Георгиевский крест четырёх степеней, орден Мужества, орден «За военные заслуги», орден Почёта, орден Дружбы, орден Жукова, орден «За морские заслуги», орден «Родительская слава». Сохранены орден Святого Георгия четырёх степеней, знак отличия Георгиевский крест четырёх степеней, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника.
Отметим также, что мы рассказали только о части наград, учреждённых в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Для полной картины перечислим все ордена с указанием года их учреждения в хронологическом порядке.
Ордена Российской империи:
Святого Андрея Первозванного (1699), Святой Екатерины (1713), Святого Александра Невского (1725), Святой Анны (1742), Святого Георгия (1769), Святого Владимира (1782), Святого Иоанна Иерусалимского, или Мальтийский орден (1798), Святого Станислава и Белого Орла (1831).
Ордена СССР:
Красного знамени (1918), Трудового Красного Знамени (1928), Ленина и Красной Звезды (1930), Почёта (с 1935 до 1988 г. – «Знак Почёта»), Отечественной войны (1942), Суворова, Кутузова, Александра Невского (1942), Богдана Хмельницкого, Победы, Славы (1943), Ушакова, Нахимова (1944), «Мать-героиня», «Материнская слава» (1944), Октябрьской революции (1967), Дружбы народов (1972), Трудовой славы (1974), «За службу родине в Вооружённых Силах СССР» (1974), «За личное мужество» (1988).
Ордена Российской Федерации:«За заслуги перед Отечеством», Мужества, «За военные заслуги», Почёта, Дружбы (1994), Жукова (1995), Святого Андрея Первозванного (1998), Святого Георгия (2000), «За морские заслуги» (2002), «Родительская слава» (2008).
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Российская наградная система за военные заслуги была создана в XVIII в.
В Советской России и в СССР была учреждена новая наградная система.
В Российской Федерации наградная система объединяет традиции двух прошедших исторических эпох.
5. Используемая литература
«Воспитание школьника» № 5,9. М., 2021
Касимова Т. А. «Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие». – М.:Айрис – пресс, 2020. – 64с. – (Методика). 3. 4. Степанищев А. Т. История Отечества: преподавание в школе. М., 2021 Интернетресурсы 8
СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Урок – Я Юный друг пограничника
Цель:формирование у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, сопричастности к её истории и судьбе; обучающиеся должны осознавать своё место в современной России и её развитии, свои собственные возможности и возможности своих сверстников в построении собственной карьеры.
Задачи:
Образовательные: повторить пройденный и освоить новый, ранее не изучавшийся материал о Всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом общественном движении «ЮНАРМИЯ» как перспективном направлении патриотического воспитания молодежи России;
Воспитательные: воспитать у учащихся гордость и уважение к Российской Федерации сегодня, её развитию, формировать чувство патриотизма, основанного на возможностях собственного участия в развитии России;
Развивающие: заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.
Оборудование: компьютер, проектор, видеофрагменты, презентация.
Ход работы
I. Организационный этап.
На фоне торжественной музыки слова
Ведущий 1:
На века России нашей слава!
Непреклонно мужество Руси.
Отчий дом и честь храни, держава!
Флаг страны с достоинством неси!
Руководитель отряда:
Дорогие ребята! Наверняка каждый помнит строки стихотворения «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…».
О том, что такое Родина, нам рассказывали с детства — наши родители, учителя, об этом мы читали в книгах. Это понятие такое многогранное, всеобъемлющее, но, по сути, что бы мы ни понимали под словом «Родина» — земля, двор либо страна, мы сами осознаем, что являемся ее неотъемлемой частью.
Чтобы не забывать и не потерять эту связь, в России на базе школ создаются военно-патриотические клубы, целью которых является патриотическое воспитание молодого поколения.
Ведущий 1: (слайд № 1)
Всероссийское военно-патриотическое движение Юнармия было создано по инициативе Минобороны России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. Сегодня Российское движение школьников – это более 1500 образовательных организаций, активно принимающих участие в деятельности. Это движение только начинает развиваться.
Ведущий 2: (слайд № 2 - видеофрагмент «Вступление в ряды «Юнармии» в музее ПВО).
И мы с вами не остались в стороне от этого движения. Давайте вспомним май 2018 года.
Ведущий 1:
(обращение к Юнармейцам в зале)
А Вы помните этот день? Каковы были Ваши впечатления от вступления в Юнармию? Расскажите.
(Юнармейцы делятся впечатлениями)
Ведущий 2:
На сегодняшнем мероприятии (уроке) я предлагаю вам ближе познакомиться с всероссийским движением «Юнармия».
Ведущий 1:
(слайд № 3)
По инициативе Министра обороны Российской Федерации Сергея Кужегетовича Шойгу, 29 октября 2015 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в целях:
совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения,
создания благоприятных условий для гармоничного развития личности детей,
формирования нравственных ценностей и ориентиров,
а также военно-патриотического воспитания.
Ведущий 2:(слайд № 4)
Одним из направлений Российского движения школьников является всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия».
«Юнармия» - это возрождение традиций военно-патриотического воспитания молодежи.Она стремится не только поднять престиж армии, но и вызвать интерес у подрастающего поколения к истории, географии страны, рассказать о героях и выдающихся деятелях, полководцах, которыми гордится Россия.
Ведущий 1:(слайд № 5)
Юнармейское движение зародилось ещё в 1990 году на основе детско-юношеской добровольной общественной организации «Движение юных патриотов» (ДЮП), которая была образована путем слияния военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец», постов у Вечного огня Славы, военно-патриотических клубов и других. Девиз организации звучал так: «Во славу Отечества!». Направления работы ДЮП строились вокруг программ по подготовке к военной службе, патриотическому воспитанию, приобщению молодого поколения к отечественной истории.
Ребята, давайте подумаем, чем и кем может гордиться наша страна? (ответы юнармейцев: победами в военных сражениях, культурой, наукой, спортивными достижениями…)
Ведущий 2:(слайд № 6)
В движение «Юнармия» вступить может любой школьник. Юнармейцев обучают оказывать медицинскую помощь, ориентироваться по карте. В свободное время юнармейцы будут нести вахту памяти у Вечного огня, заниматься волонтерской деятельностью, вести работу по сохранению мемориалов, а также принимать участие в других мероприятиях.
«Наша страна проходит такой период, когда важно, чтобы дети помнили историю своей страны, чтили ее и любили. Юнармеец — патриот, тот человек, которому не все равно на окружающий мир, который готов его совершенствовать. Но главное — это человеческие ценности. Честь и честность, забота о ближнем, и защита слабого, взаимовыручка и справедливость, а также здоровый образ жизни — именно этого и ждут от юнармейца.
Ведущий 1:(слайд № 7)
В настоящее время проработана структураюнармейского движения.
Высшим руководящим органом является – Главный штаб. Работают региональные и местные отделения.
Начальником Главного штаба является Дмитрий Труненков - российский общественный деятель, спортсмен-бобслеист, выступавший за сборную России с 2006 по 2016 год. Олимпийский чемпион 2014 г. дважды серебряный призёр чемпионата мира, чемпион России и Европы, Заслуженный мастер спорта России. Начальник Главного штаба всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия». Лейтенант ВС РФ.
Ведущий 2: (слайды № 8-9)
29 июля 2016 года движение «Юнармия» получило государственную регистрацию, и с этого момента организация получила свой флаг и эмблему.
Российским брендом «Армия России» подготовлены образцы формы одежды и атрибутики юнармейцев. Отличительным знаком юнармейца является ярко-красный берет.
(слайд № 10)
Движение «Юнармия» разделяется на программы:
Нравственно-патриотическое развитие
Воспитание социальной и гражданской ответственности
Физическое и спортивное развитие
Интеллектуальное развитие.
Юнармеец ____________________________(читает стих)
Орлам, рожденным для побед,
Пора расправить крылья,
Оставить в небе яркий след,
Стать добрым, смелым, сильным.
Хотим всегда быть впереди,
Обнять страну всем сердцем,
Скорей взрослеть! Быстрей расти
В рядах юноармейцев.
(слайд № 11)
На сайте движения https://yunarmy.ru/ можно посмотреть актуальные новости о мероприятиях, которые проходят во всех регионах страны.
На базе нашей школы создан отряд юнармейцев. Давайте посмотрим результаты их деятельности: (слайд № 12 - просмотр видеофрагментов)
Руководитель отряда: (слайд №13)
Вступление в ряды Юнармии объединило вас с участниками более 5 тысяч различных военно-патриотических и молодежных организаций. Мы, старшее поколение, хотим, чтобы выросло новое поколение граждан, бережно относящихся к истории и традициям России, готовых строить светлое будущее для себя и своей страны.
Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» является настоящей школой будущего. Здесь воспитывается характер, смелость, целеустремленность, патриотизм и воля к победе. Участие в нем поможет вам с честью нести звание кадетов-нахимовцев, «юнармейцев», быть верными сынами своего Отечества.
Юнармеец _____________________________(читает стих)
И мы научимся побеждать
Как завещали предки,
Чтоб взрослые смогли сказать:
«Вас можно брать в разведку!»
И мы страну не подведем
И рядом с вами встанем,
Чтобы герои всех времен
Могли гордиться нами.
У нас и дух, и воля есть,
Мы набираем силы,
Чтоб строить будущее здесь,
Достойное России!
Руководитель отряда: (слайд №14)
Вы - будущие защитники нашей Родины и в ваших руках – судьба современной России. Будьте достойными гражданами своей страны, какими были ваши деды и прадеды, отстоявшие в тяжелейших условиях свободу и независимость Отчизны.
В заключение предлагаю исполнить гимн Юнармии
(звучит гимн «ЮНАРМИИ» - «Служить России») (слайд №15)
Полки идут стеной, красиво держат строй
И гордо шелестят знамёна.
Комбат и рядовой, единою судьбой
Мы связаны с тобой, друг мой.
Служить России суждено тебе и мне,
Служить России, удивительной стране,
Где солнце новое встаёт на небе синем.
Плечом к плечу идут российские войска
И пусть военная дорога не легка,
Мы будем верою и правдою служить России.
В бесстрашии атак спасли мы русский флаг,
И дом родной, и наши песни.
А, коль придёт беда, собою мы тогда
Отчизну заслоним, друг мой.
Служить России суждено тебе и мне,
Служить России, удивительной стране,
Где солнце новое встаёт на небе синем.
Плечом к плечу идут российские войска
И пусть военная дорога не легка,
Мы будем верою и правдою служить России.
Полки идут стеной, красиво держат строй
И вместе с нами вся Россия.
И он, и ты, и я - армейская семья,
И этим мы сильны, друг мой.
Служить России суждено тебе и мне,
Служить России, удивительной стране,
Где солнце новое встаёт на небе синем.
Плечом к плечу идут российские войска
И пусть военная дорога не легка,
Мы будем верою и правдою служить России.
Беседа по вопросам:
Что такое Юнармия?
Когда и для чего она была организована?
Как это движение продолжает патриотические традиции России?
Кто может вступить в Юнармию?
Зачем молодым людям вступать в Юнармию?
Как наше училище связано с движением «Юнармия»?
Как участие в Юнармии поможет в вашей будущей профессии?
Приложение№4
Календарно-тематическое планирование к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный друг пограничника»
(5-6 классы)
№ | Темазанятий | Кол-вочасов | Дата | |
| Тема1.Юныйпатриот. | 36 | По плану | По факту |
1 | Вводное занятие. Устав юнармейцев. Общие положения. Внутреннийпорядок идисциплинаюнармейцев. | 1 | сентябрь |
|
2 | Россия-Родинамоя. | 1 | сентябрь |
|
3-4 | ГосударственныесимволыРоссийскойФедерации. | 2 | сентябрь |
|
5 | СимволикаЮнармии. | 1 | сентябрь |
|
6 | Роднойгород–частицаРоссии.СимволикаКрыма. | 1 | октябрь |
|
7 | ИсторияВооруженныхСилРоссийскойФедерации. | 1 | октябрь |
|
8 | Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 1 | октябрь |
|
9 | Символы Воинской Чести. | 1 | октябрь |
|
10 | ДнивоинскойславыРоссии-дниславныхпобед,сыгравшихрешающуюрольвистории России. | 1 | ноябрь |
|
11-14 | Путешествие по городам-героям.(Москва,Санкт-Петербург,Волгоград, Курск) | 4 | ноябрь |
|
15-16 | Город Керчь и Севастополь в годы Великой Отечественной войны.Земляки– герои. | 2 | декабрь |
|
17-18 | Военно-спортивные конкурсы. | 2 | декабрь |
|
19 | ЭкскурсиявМузей истории школы | 1 | январь |
|
20-21 | Дети войны. | 2 | январь |
|
22-25 | Проект«Военная летопись нашей семьи». | 4 | Февраль-март |
|
26-27 | Военно-спортивные эстафеты. | 2 | март |
|
28-31 | Проект«Аллея Бессмертного полка» | 4 | апрель |
|
32 | День Победы. | 1 | май |
|
33- | Военно–спортивнаяигра«Зарничка». | 1 | май |
|
34 | Защита проектов. | 1 | май |
|
Календарно-тематическое планирование к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный друг пограничника»
(7-8 класс)
№ | Темазанятий | Кол-вочасов | Дата | |
| Тема1.Пожарная безопасность. | 15 | По плану | По факту |
1 | Пожарнаяохранаидобровольныепожарныеобъединения. | 1 | сентябрь |
|
2-3 | Огонь-друг иврагчеловека. | 2 | сентябрь |
|
4 | Основныепричинывозникновенияпожаров. | 1 | сентябрь |
|
5-8 | Противопожарныйрежимв школе. | 4 | октябрь |
|
9 | Средствапожаротушения. | 1 | ноябрь |
|
10 | Правилапользованиясредствамипожаротушения. | 1 | ноябрь |
|
11 | Системыавтоматическогопожаротушенияипожарнойсигнализации. | 1 | ноябрь |
|
12 | Правилаэвакуацииприпожаре. | 1 | ноябрь |
|
13 | Эвакуационныезнаки.Предупреждающиезнаки. | 1 | декабрь |
|
14 | Видытравмприпожаре. | 1 | декабрь |
|
15 | Оказаниедоврачебнойпомощипострадавшимприпожаре. | 1 | декабрь |
|
| Тема2.Живыестраницыпрошлого | 21 |
|
|
16 | ДеньвоинскойславыРоссии. | 1 | декабрь |
|
17-18 | Военно-спортивныеэстафеты. | 2 | январь |
|
19 | ЭкскурсиявМузейисториишколы | 1 | январь |
|
20 | ИсторияВооруженныхСилРоссийскойФедерации. | 1 | январь |
|
21 | ВооружениеибоеваятехникаВСРФ. | 1 | февраль |
|
22 | БоевыетрадицииВооруженныхСилРоссии. | 1 | февраль |
|
23 | Военныепесни. | 1 | февраль |
|
24-25 | Великаяотечественнаявойна.Календарьсобытий. | 2 | Февраль-март |
|
26-27 | ГероиВеликойОтечественнойвойны. | 2 | март- |
|
28-29 | Виртуальноепутешествиепогородам-героям. | 2 | апрель |
|
30-31 | Проект«АллеяБессмертногополка» | 2 | апрель |
|
32 | Творческийвечер«Увойнынедетскоелицо» | 1 | май |
|
33 | Военно–спортивнаяигра«Зарничка». | 1 | май |
|
34 | Защитапроектов. | 1 | май |
|
Календарно-тематическое планирование к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный друг пограничника»
(9-11 класс)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | |
| Тема1.Гражданская оборонаиЧС | 16 | По плану | По факту |
1 | ОрганизацияГОРоссии. | 1 | сентябрь |
|
2 | ЧСприродногохарактера. | 1 | сентябрь |
|
3 | ПравилаповеденияпривозникновенииЧСприродногохарактера. | 1 | сентябрь |
|
4 | ЧСтехногенногохарактера. | 1 | сентябрь |
|
5 | ПравилаповеденияпривозникновенииЧСтехногенногохарактера. | 1 | октябрь |
|
6 | Безопасностьнаводных объектах. | 1 | октябрь |
|
7 | Поражающиефакторысовременныхсредствпоражения. | 1 | октябрь |
|
8 | Современныесредстваиндивидуальнойзащиты. | 1 | октябрь |
|
9 | Правилапользованияпротивогазом. | 1 | ноябрь |
|
10 | Правилапользованиякостюмомхимзащиты. | 1 | ноябрь |
|
11-12 | Практическиетренировки. | 2 | ноябрь |
|
13 | Историясоздания МЧС | 1 | декабрь |
|
14 | МЧС-сегодня. | 1 | декабрь |
|
15-16 | Военно-спортивныеэстафеты. | 2 | декабрь |
|
| Тема2.Террористическаябезопасность | 8 |
|
|
17 | Терроризм-угрозаобщества. | 1 | январь |
|
18 | Триуровнятеррористической угрозы. | 1 | январь |
|
19 | ТрагедияБеслана. | 1 | февраль |
|
20 | Действияприобнаруженииподозрительногопредмета. | 1 | февраль |
|
21 | Ответственностьзаложноесообщениеотеррористическомакте. | 1 | февраль |
|
22 | Действияпризахватевзаложники. | 1 | февраль |
|
23 | Правилаэвакуацииприугрозевозникновениятеракта. | 1 | март |
|
24 | Противодействиетерроризму-делокаждого. | 1 | март |
|
| Тема3.Медицинскаяподготовка | 4 |
|
|
25-26 | Практическоезанятие.Оказаниепервоймедицинскойпомощи | 2 | март |
|
27-28 | Практическоезанятие.Транспортировка«раненых» | 2 | апрель |
|
| Тема4.Прикладнаяфизическаяподготовка | 8 |
|
|
29-30 | Подвижныеигрывспортивномзале. | 2 | апрель |
|
31-32 | Военно-спортивныеэстафеты. | 2 | май |
|
33-3434 | Защитапроектов. | 2 | май |
|
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный друг пограничника»
№ п/п | Дата
| Тема | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Согласование с заместителем директора, методистом (подпись) | |||||
план | факт | |||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
объединения социально-гуманитарной направленности
«Юный друг пограничника»
на 2023-2024 учебный год
№ | Наименование | Направление | Время проведения | Дата по факту | Место проведения | Ответствен-ный |
1 | Проведение инструктажа по ТБ | Профилактическое | сентябрь | | |
|
2 | Родительское собрание | Работа с семьей | сентябрь | | |
|
3 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по школьному краеведению | Познавательное | сентябрь | | |
|
4 | Познавательная игра «Знает вся моя семья, Знаю ПДД и я ...» | Познавательное, профилактическое | сентябрь | | |
|
5 | Выставка творческих работ, посвященных дню рождения поселка Ленино | Культурно-досуговое | сентябрь | | |
|
6 | Познавательный час ко Дню гражданской обороны | Гражданско-патриотическое, познавательное | октябрь | | |
|
7 | Муниципальный этап конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» | Познавательное, гражданско-патриотическое | октябрь | | |
|
8 | Беседа с учащимися «Нет терроризму!» | Профилактическое | октябрь | | |
|
9 | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | Профилактическое | октябрь | | |
|
10 | Выставка детских работ «Мой Крым» | Культурно-досуговое | октябрь | | |
|
11 | Беседы с учащимися и родителями о здоровом образе жизни | Профилактическоеработа с семьей | октябрь | | |
|
12 | Познавательная игра «Знай свой край» | гражданско-патриотическое | октябрь | | |
|
13 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» | Познавательное, гражданско-патриотическое | ноябрь | | |
|
14 | Урок добра и милосердия к Международному дню инвалидов | Духовно-нравственное | ноябрь | | |
|
15 | Патриотический час, посвященный Дню Неизвестного солдата | Познавательное, гражданско-патриотическое | декабрь | | |
|
16 | Круглый стол «Быть гражданином» ко Дню Конституции Российской Федерации | Познавательное, гражданско-патриотическое | декабрь | | |
|
17 | Проведение инструктажа по ТБ | Профилактическое | декабрь | | |
|
18 | Интерактивная игра «Знай правила дорожного движения!». | Профилактическое | январь | | |
|
19 | Конкурс рисунков, посвященных Дню Защитника Отечества | Культурно-досуговое | февраль | | |
|
20 | Родительское собрание | Работа с семьей | февраль | | |
|
21 | Муниципальный этап краеведческих чтений | Познавательное | март | | |
|
22 | Единый урок, посвященный Дню воссоединения Крыма с Россией | Гражданско-патриотическое | март | | |
|
23 | Гагаринский урок «Космос – это мы» | Познавательное | апрель | | |
|
24 | Викторина «Азбука здоровья» | Познавательное | апрель | | |
|
25 | Открытое занятие о благотворительных проектах современности | Духовно-нравственное, | апрель | | |
|
26 | Участие в международной акции «Георгиевская ленточка» | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное | май | | |
|
27 | Тематическое занятие, посвященное Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов | Гражданско-патриотическое | май | | |
|
28 | Родительское собрание | Работа с семьей | май | | |
|
Приложение 1
Календарный учебный график
объединения «Юный друг пограничника»
Месяц | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Недели обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | ||||||||||||||||||||||||
Год обучения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Аттестация/ форма контроля | Входной контроль | Практическая работа | | | Миниспектакль | | | | Соревнование | | Промежуточ-ная аттестация | Практическая игра | | | | | Смотр строя и песни | | | | | | | | Организация экскурсии | Итоговая аттестация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов в год – 108 | 12 | 12 | 15 | 12 | 11 | 14 | 14 | 14 | 14 |
9