Муниципальное образовательное учреждение
Радужненская общеобразовательная школа
Коломенский городской округ Московской области
Рекомендовано «УТВЕРЖДАЮ»
педагогическим советом Директор МОУ Радужненской
Протокол № от средней общеобразовательной школы
___________________ / Е.А. Аникин
Приказ № от
Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Юный краевед»
(стартовый)
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Бородина Е. А., учитель истории
высшей квалификационной категории
Коломенский г.о.
2020
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
4. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
6. Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
8. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
10. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
11. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 24.03.2016 № Исх.-3597/21в.
1.1 Направленность
Направленность данной программы – туристско-краеведческая
1.2 Актуальность
Актуальность данной программы состоит в том, что материал данного курса в полной мере соответствует внесённым в Конституцию РФ поправкам от 1.07.2020г. в частности в ст. 67 (Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.) Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
1.3 Цель:
Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям края, развитие навыков ориентирования в современном городе средствами туристско-краеведческой деятельности, а также организацию их свободного времени.
Задачи программы:
Обучающие:
• приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества;
• формирование устойчивой мотивации к изучению истории и культурного наследия родного края;
Развивающие:
• формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании русской литературы и истории;
• развитие смекалки и сообразительности;
• развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературой
• совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие:
• развитие эстетического вкуса и творческих потребностей учащихся через изучение истории и культурного наследия родного края;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы.
1.4 Отличительные особенности
Отличительными особенностями программы « Юный краевед» является её интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии и др.
1.5 Адресат программы
Данная программа рассчитана для обучающихся 10-11 лет.
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у него привычки во всём полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрослого. В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся. С имеющимся же за спиной пережитым опытом самостоятельности ему легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст.
Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание всё испытать самим, неуёмную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости, самостоятельности, потребности проявить себя среди других. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.
1.6 Объем и срок освоения
Программа «Юный краевед» имеет объем 72 часа. Срок освоения программы 1 год. В соответствии с этим в программе выделены два модуля. I модуль на сентябрь-декабрь 2020 года – 32 часа (16 недель по 2 часа в неделю), II модуль на январь-май 2021 года – 40 часов (20 недель по 2 часа).
1.7 Форма обучения – очная
1.8 Особенности организации образовательного процесса
Особенностями организации образовательного процесса являются:
- программа ориентирована на индивидуально-личностный подход,
- основной формой занятий являются проектная деятельность.
1.9 Режим занятий
Занятия проходят по 2 часа в неделю. Всего 72 часа.
1.10 Планируемые результаты
Личностные результаты:
сформировать потребность в приобретении социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
сформировать позитивное отношение школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям;
сформировать коммуникативные и обще учебные навыки работы в группе, навыки самостоятельной работы, умение вести дискуссию, аргументировать свои ответы, развить уверенность в себе;
умение выражать свои эмоции.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД:
понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
уметь планировать и регулировать свои действия во время игры;
определять и формировать цель деятельности с помощью педагога;
учиться работать по определенному алгоритму.
Познавательные УДД:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении задания;
проявлять индивидуальные творческие способности;
получить опыт публичного выступления;
самостоятельно работать с таблицами и справочной литературой;
делать выводы в результате совместной работы группы и педагога.
Коммуникативные УДД:
работать в группе;
обращаться за помощью к педагогу и к товарищам;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
формирование представлений о значении туристско-краеведческих занятий для укрепления здоровья, для успешной учебы и социализации в обществе;
приобретение школьником знаний об истории своей семьи и Отечества;
развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.
1.11 Форма аттестации
Краеведческая конференция. Конкурс экскурсоводов.
1.12 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов (мониторинг)
Мониторинг освоения образовательной программы дополнительного образования «Юные краеведы»
Цель:
отслеживание динамики результатов обучения обучающегося в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, повышения успеваемости обучающихся.
обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения образовательной программы
Задачи:
Контроль качества образования;
Подбор эффективных методов обучения;
Выявление результатов педагогического процесса;
Получение сведений о личности обучающихся;
Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.
Самоанализ своего педагогического труда.
Сроки проведения 1 модуль:
Входной контроль | Дата проведения: сентябрь |
Промежуточный контроль | Дата проведения: ноябрь |
Итоговый контроль | Дата проведения: декабрь |
Сроки проведения 2 модуль:
Входной контроль | Дата проведения: январь |
Промежуточный контроль | Дата проведения: март |
Итоговый контроль | Дата проведения: май |
С целью проверки эффективности развития личностных качеств и предметных навыков обучающихся были разработаны ее параметры и критерии.
Параметру «универсальные учебные действия» соответствуют следующие критерии:
- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям, проявляемая активность при достижении целей, эмоциональное участие в процессе обучения, умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью
- Работоспособность- усидчивость, способность сосредоточенно выполнять предлагаемые задания.
- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся, создания благоприятного климата в коллективе для более успешного освоения программы.
- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.
-Умение общаться с людьми.
Параметру «Подготовка по предмету» соответствуют следующие критерии:
-Степень развития способностей: вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.
Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:
Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;
Средний уровень развития (2-3 балла) характеризует:
Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;
Начальный уровень развития (0-1 балл):
Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.
В ходе проведения мониторинга применялись следующие методы:
Эвристический метод: опрос, беседа,
тестирование, диагностика
кейс-метод
метод проектов
проблемный метод
исследовательский метод.
1.13 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Краеведческая конференция
Участие в олимпиадах
Участие в конкурсах (конкурс экскурсоводческого мастерства)
1.14 Материально-техническое обеспечение
Кабинет истории, компьютер, проектор, парты, стулья, доска.
1.15 Информационное обеспечение
Интернет источники:
http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области
https://infourok.ru – сайт для преподавателей.
https:// kolomna-text.ru›history – сайт с работами по краеведению Коломны
http://www.kolomnamuzej.ru/ - сайт краеведческого музея Коломны
https://kolomna-regbibl.ru/?path=/about/club/- сайт библиотеки имени Лажечникова
1.16 Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования Бородина Екатерина Александровна, педагог высшей квалификационной категории.
2. Учебный план
I модуль на сентябрь-декабрь 2020 года «Коломенский путешественник»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие (техника безопасности). | 0,5 | 0,5 | | Беседа |
2 | Краеведы в путь. | 12,5 | 6,5 | 6 | Беседа, опрос, презентация работы, экскурсия |
3 | Коломна – наша город родной | 15 | 8 | 7 | Беседа, опрос, самостоятельная работа, оформление газеты историческая викторина |
4 | Краеведческая конференция | 4 | | 4 | Презентация исследовательских работ |
| Всего часов | 32 | 15 | 17 | |
I I модуль на январь-май 2021 года «Ярмарка проектов»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие (техника безопасности). | 0,5 | 0,5 | | Беседа |
2 | Малая Родина | 13,5 | 6,5 | 7 | Беседа, опрос, составление генеалогического древа, презентация работ |
3 | Музееведение. | 15 | 7 | 8 | Беседа, самостоятельная работа, составление словаря, составление кроссворда, подготовка сообщений. |
4 | Проектирование виртуальных экскурсий. | 11 | 2 | 9 | Конкурс экскурсоводов |
| Всего часов | 40 | 16 | 24 | |
3. Содержание учебного плана
модуль
1.Вводное занятие
Теория: 0,5 часа
Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Правила поведения на занятиях.
2.Краеведы в путь.
Теория: 6,5 часов
Наука «история». Краеведение – раздел истории. Определение содержания нового предмета. Источники краеведения. Природа и климат в древности, племена, жившие на территории современной Коломны. Их занятия, хозяйство, быт, нравы, верования, взаимоотношения с соседями. История города с древности до сер. 20 века. Восстановление страны в послевоенное время. Развитие промышленности в Коломне. Вклад городских предприятий в развитие страны.
Практика: 7 часов
Коломенский кремль– центр формирования города. Заселение и строительство крепости. Экскурсия по старой Коломне с посещением месторасположения крепости. Иноземные нашествия в истории Коломны экскурсия с посещением Девичье поле. Подготовка и презентация учащимися материалов о первых коломенских заводах и известных общественно-политических деятелях. Разработка и презентация проектов «Гордость советской промышленности». В технологии группового сотрудничества подготовить и представить материал по одному из крупных промышленных предприятий 60-ых – начала 80-ых годов.
3. Коломна – наша город родной
Теория: 8 часов
Современный облик города. Культурный уровень города: школы, ВУЗы, театры, музеи. Земляки – современники, которыми мы гордимся. Вклад Коломны в развитие космонавтики в стране. Знакомство с памятниками города. Роль Коломны как духовного центра нашей страны. Топонимика как вспомогательная историческая наука. Топонимика Коломны.
Практика: 7 часов
Подготовка сообщений о выдающихся земляках. Создание презентаций посвящённых памятникам города. Оформление стенда или газеты «Наш город сегодня». Историческая викторина «Знаешь ли ты город, в котором живёшь?»
4. Краеведческая конференция
Практика: 4 часа
Презентация исследовательских работ посвящённых истории родного города.
модуль
1.Вводное занятие
Теория: 0,5 часа
Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Правила поведения на занятиях.
2. Малая Родина
Теория: 6,5 часов
Понятие малой и большой Родины. История семьи, школы, улицы, района, города, страны, человечества. Туризм. Топонимика Коломенского района. История Московской области. Традиции и обычаи жителей Московской области. Народные игры. Народные промыслы. Что я хочу узнать о родном селе и с чем я желаю познакомить друзей. Как работать с проектом цели задачи и т.п.
Практика: 7часов
Генеалогическое древо и его составление. Презентация проектов: «Моя малая Родина», «Народные промыслы Московской области», «Народные игры».
3. Музееведение.
Теория: 7 часов
Основные понятия и термины музееведения. Что такое музей? Правила поведения в музее. Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование. История музейного дела в России. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Музеи Коломны. Обзор музеев города.
Практика: 8 часов
Составление словаря музейных терминов. Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?». Составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). Поиск в сети Интернет информации о частных и государственных музеях в России. Обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея. Участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Посещение музеев города.
4. Проектирование виртуальных экскурсий.
Теория: 2 часа
Виды, способы создания виртуальной экскурсии. Виртуальные экскурсии по известным музеям мира (просмотр видеофильмов об известных музеях мира и нашей страны;
поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными и нашими собраниями (музеями).
Практика: 9 часов
Виртуальные экскурсии по известным музеям мира - подготовка совместно с родителями реферата: презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев,
об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
Проведение конкурса экскурсоводов.
4. Методическое обеспечение
методы обучения и воспитания: практический, исследовательский, проблемный;
формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая;
формы организации учебного занятия: лекция, презентации работ, конференции;
педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности;
алгоритм учебного занятия: занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задачи практической направленности.
5. Список литературы
Литература для педагога:
1. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
2. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
3. Брижаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. СПб., 2005.
4. Дурович А.П., Бондаренко Г.А., Сергеева Т.М. и др. Организация туризма: Учебное пособие. Мн.: Новое знание, 2006.
5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. М.: Советский спорт, 2004.
6.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.
7.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
8.Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.
9.Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.
10.Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.
11.Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
12.Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.
13. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001.
14. Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. 5–8 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014.
Литература для обучающихся и родителей:
1.Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
2. Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
3. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003. Юхневич М. Ю.
4.Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
5.История в названиях деревень и сел. Страницы истории Подмосковья. Коломна,1991.
6.А.Б. Мазуров Средневековая Коломна в 14- пер. трети 16 вв.Москва: «Александрия»,2001.
7.Г.И. Бычков, А.Н. Девятериков «Коломенский край» Типография «Новости»,1995.
8.Коломенский муниципальный район/ администрация Коломенского муниципального района, коломенский клуб краеведов, А. Денисов,2007.
9.А. Денисов под ред. Е.В. Рыбаковой Коломенский муниципальный район.- Коломна:« Инлайт», 2012.
10.Новое в истории Коломенского края. — Коломна: КГПИ, 2000.
11.А. Кузовкин «Окрест Коломны».- Администрация Коломенского р-на, 1995.
12.// «Вопрос ответ» №52 от 7.12.2000 стр.8.
13.// «Угол зрения» №36 от 15.09.2010 стр.5
14.Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс].
15.http://www.oboznik.ru/?p=30432#more-30432
6. Календарный учебный график
Дата начала реализации программы – 1сентября.
Дата окончания реализации программы – 25 декабря.
Количество учебных недель – 16.
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | | | Вводное занятие Лекция | 1 | Техника безопасности Что - такое краеведение? | МОУ Радужненская СОШ | Беседа Тестирование (входной контроль) |
2 | | | | Лекция | 1 | Древняя земля Коломенская | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
3 | | | | Экскурсия | 1 | Когда появился Коломенский кремль | Старый город | Беседа |
4 | | | | Экскурсия | 1 | Когда появился Коломенский кремль | Старый город | Беседа |
5 | октябрь | | | Рассказ | 1 | Иноземные нашествия в истории Коломны | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
6 | | | | Экскурсия | 1 | Иноземные нашествия в истории Коломны (Девичье поле) | Микро район Колычёво | Опрос |
7 | | | | Лекция | 1 | Смутное время и Коломна (15-17вв) | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
8 | | | | Лекция | 1 | Коломна купеческая (17-18 век) | МОУ Радужненская СОШ | Тест |
9 | | | | Тематическая дискуссия | 1 | Коломна на рубеже веков (19-20 век) | МОУ Радужненская СОШ | Опрос |
10 | | | | Семинар | 1 | Коломна на рубеже веков (19-20 век) | МОУ Радужненская СОШ | Творческая работа |
11 | | | | Лекция | 1 | Коломна в эпоху двух революций | МОУ Радужненская СОШ | Тест |
12 | | | | Лекция | 1 | Промышленная Коломна | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
13 | | | | Семинар | 1 | Промышленная Коломна | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
14 | | | | Лекция | 1 | Коломна в наши дни. | МОУ Радужненская СОШ | Оформление стенда или газеты |
15 | ноябрь | | | Тематическая дискуссия | 1 | Коломна в наши дни. | МОУ Радужненская СОШ | Оформление стенда или газеты |
16 | | | | Лекция | 1 | Коломна космическая | МОУ Радужненская СОШ | Тест |
17 | | | | Лекция | 1 | Памятники Коломны | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
18 | | | | Экскурсия | 1 | Памятники Коломны | Старый город | Беседа |
19 | | | | Экскурсия | 1 | Памятники Коломны | Старый город | Беседа |
20 | | | | Лекция | 1 | Коломна духовный центр | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
21 | | | | Экскурсия | 1 | Коломна духовный центр | Старый город | Опрос |
22 | | | | Лекция | 1 | Знаменитые соотечественники | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
23 | декабрь | | | Семинар | 1 | Знаменитые соотечественники | МОУ Радужненская СОШ | Промежуточный контроль ( подготовка сообщения) |
24 | | | | Семинар | 1 | Знаменитые соотечественники | МОУ Радужненская СОШ | Промежуточный контроль ( подготовка сообщения) |
25 | | | | Семинар | 1 | Знаменитые соотечественники | МОУ Радужненская СОШ | Промежуточный контроль ( подготовка сообщения) |
26 | | | | Учебная лекция | 1 | Топонимика как вспомогательная историческая наука. | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
27 | | | | Игра | 1 | Топонимика Коломны | МОУ Радужненская СОШ | Тест |
28 | | | | Викторина (игра) | 1 | Историческая викторина «Знаешь ли ты город, в котором живёшь?» | МОУ Радужненская СОШ | итоговый контроль |
29 | | | | Итоговое занятие | 1 | Краеведческая конференция | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
30 | | | | Итоговое занятие | 1 | Краеведческая конференция | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
31 | | | | Итоговое занятие | 1 | Краеведческая конференция | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
32 | | | | Итоговое занятие | 1 | Краеведческая конференция | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
Календарный учебный график
Дата начала реализации программы – 1января.
Дата окончания реализации программы – 31 мая.
Количество учебных недель – 20.
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведе-ния | Форма контроля |
1 | январь | | | Вводное занятие | 0,5 0,5 | Техника безопасности Малая Родина | МОУ Радужненская СОШ | Беседа Тестирование (входной контроль) |
2 | | | | Лекция | 1 | История Московской области | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
3 | | | | Лекция | 1 | Традиции и обычаи жителей Московской области. | МОУ Радужненская СОШ | тест |
4 | | | | Лекция | 1 | Народные игры. | МОУ Радужненская СОШ | Учебная игра |
5 | | | | Семинар | 1 | Народные промыслы. | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
6 | | | | Семинар | 1 | Народные промыслы. | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
7 | | | | Практическая работа | 1 | Генеалогическое древо и его составление. | МОУ Радужненская СОШ | Творческий отчёт |
8 | | | | Практическая работа | 1 | Генеалогическое древо и его составление. | МОУ Радужненская СОШ | Творческий отчёт |
9 | февраль | | | Практическая работа | 1 | Генеалогическое древо и его составление. | МОУ Радужненская СОШ | Творческий отчёт |
10 | | | | Лекция | 1 | Что я хочу узнать о родном селе и с чем я желаю познакомить друзей | МОУ Радужненская СОШ | Опрос |
11 | | | | Конференция | 1 | Презентация проектов. | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
12 | | | | Конференция | 1 | Презентация проектов. | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
13 | | | | Конференция | 1 | Презентация проектов. | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
14 | | | | Конференция | 1 | Презентация проектов. | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
15 | | | | Лекция | 1 | Музееведение. Вводное занятие. | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
16 | | | | Игра | 1 | Что такое музей? | МОУ Радужненская СОШ | Опрос |
17 | март | | | Лекция | 1 | Роль музея в жизни человека. | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
18 | | | | Экскурсия | 1 | Роль музея в жизни человека. | Коломенский г.о. | Творческий отчёт |
19 | | | | Лекция | 1 | История музейного дела за рубежом. | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
20 | | | | Семинар | 1 | История музейного дела за рубежом. | МОУ Радужненская СОШ | Реферата |
21 | | | | Лекция | 1 | История музейного дела в России. | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
22 | | | | Семинар | 1 | История музейного дела в России. | МОУ Радужненская СОШ | Реферата |
23 | | | | Выставка | 1 | Коллекционирование | МОУ Радужненская СОШ | Выставка |
24 | | | | Дискуссия | 1 | Школьный краеведческий музей | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
25 | апрель | | | Лекция | 1 | Музеи Коломны | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
26 | | | | Экскурсия | 1 | Музеи Коломны | Коломенский г.о. | Творческий отчёт |
27 | | | | Экскурсия | 1 | Музеи Коломны | Коломенский г.о. | Творческий отчёт |
28 | | | | Экскурсия | 1 | Музеи Коломны | Коломенский г.о. | Творческий отчёт |
29 | | | | Экскурсия | 1 | Музеи Коломны | Коломенский г.о. | Творческий отчёт |
30 | | | | Экскурсия | 1 | Музеи Коломны | Коломенский г.о. | Творческий отчёт |
31 | | | | Лекция | 1 | Виды, способы создания виртуальной экскурсии | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
32 | | | | Лекция (видео фильм) | 1 | Виртуальные экскурсии по известным музеям мира | МОУ Радужненская СОШ | Беседа |
33 | | | | Лекция (видео фильм) | 1 | Виртуальные экскурсии по известным музеям мира | МОУ Радужненская СОШ | Игра |
34 | | | | Лекция (видео фильм) | 1 | Виртуальные экскурсии по известным музеям мира | МОУ Радужненская СОШ | |
35 | май | | | Лекция (видео фильм) | 1 | Виртуальные экскурсии по известным музеям мира | МОУ Радужненская СОШ | Опрос |
36 | | | | Лекция (видео фильм) | 1 | Виртуальные экскурсии по известным музеям мира | МОУ Радужненская СОШ | Тест |
37 | | | | Итоговое занятие | 1 | конкурс экскурсоводов | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
38 | | | | Итоговое занятие | 1 | конкурс экскурсоводов | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
39 | | | | Итоговое занятие | 1 | конкурс экскурсоводов | МОУ Радужненская СОШ | Презентация проектов |
40 | | | | Итоговое занятие | 1 | конкурс экскурсоводов | МОУ Радужненская СОШ | итоговый контроль |