СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный краевед"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Юный краевед".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный краевед"»

Рабочая программа кружка «Юный краевед» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у обучающихся умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

Программа рассчитана на обучающихся 8 класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 38 (количество учебных недель в году), количество недельных часов - 1. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цели программы:

  • воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания

учащихся;

  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным

ценностям края;

  • воспитание любви к природе родного края;

  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения

своих земляков;

Задачи программы: Образовательные

1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного
развития общества;

2.Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

  1. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

  2. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

  1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

  2. Развитие кругозора учащихся.



Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ. Формы и методы работы

  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • просмотр презентаций и видеофильмов;

  • проектная деятельность;

  • встречи с интересными людьми;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники;

  • трудовой десант;

  • экскурсии















Личностные и метапредметные результаты


результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Результатами изучения курса краеведения являются умения:

1.объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

2.называть 2-3 достопримечательности края;

3.рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

4.охранять природу родного микрорайона;

5.наблюдать и выделять характерные особенности природы; 6.ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

7.анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

8.создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

Содержание курса

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Вводное занятие. Что такое краеведение и каково его назначение в духовно- нравственном развитии ученика. (1час).

Тема 1. Малая Родина (30часов).

С чего начинается Родина. Физико-географическая характеристика края. Река Индол. Растительный и животный мир края. Памятники природы Белогорского района. Страницы истории села Земляничное и близлежащих сел. Краеведческая олимпиада. Экскурсия в районный историко-краеведческий музей. Сто чудес Крыма. Топонимика края. Этнография. Традиции народов Крыма. Знаменитые личности села. Школьный уголок боевой славы. Топловский женский монастырь. История и судьба. Наш край в литературе и живописи. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Ветераны и дети Великой Отечественной войны. Воины-интернационалисты. Колхоз «Заря». История и современность. Традиции села. Проблемы и достижения.

Тема 2. Я и моя семья (3 ч.).

Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. Тема 3. Наша школа (1 час).

История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции.

Тема4.Памятники Великой Отечественной войны на территории села. Акция «Памятник» (2 часа).

Подведение итогов (1 час).

Календарно-тематическое планирование курса (38 часов, 1 час в неделю).


Название разделов, тем, занятий

Количество часов

Дата проведения


по плану

по факту

1. Вводное занятие. Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика.

1 час

ш


Тема1. Малая Родина

30 часов

н


2.Вдоль речки Индол.

1 час





3.Растения занесенные в Красную книгу.

1 час



4.Физико-географическая характеристика края. Памятники природы

1час



5-8.3накомство с историей села. Знаменитые личности села. Интересные страницы истории родного края.

4 часа





9. Краеведческая олимпиада.

1 час




10.Экскурсия в районный историко- краеведческий музей.

1 час



11. Сто чудес Крыма.

1 час



12-13. Работа в школьном Уголке боевой славы.

2 часа



14-15. Наш край в литературе и живописи.

2 часа



16-18.Этнография. Традиции народов Крыма.

3 часа



19.Топловский женский монастырь. Экскурсия.

1 час



20-21.Наш край в годы Великой Отечественной войны.

2 часа



22-24.Ветераны села. Дети войны. Подготовка и выпуск стенгазеты «Спасибо деду за победу», конкурс творческих работ.

3 часа



25-27.Колхоз «Заря». История. Современная жизнь села. Традиции села. Проблемы и достижения. Посещение сельской библиотеки.

3 часа



28. Воины-интернационалисты.

1 час



29-31.Подготовка и защита проекта «Моё открытие родного края».

3 часа



Тема 2. Я и моя семья

3 часа



32-33.Моя семья. Семейные реликвии. Проект-презентация «Моя родословная».

2 часа



34. Подготовка и защита проекта «Старая фотография рассказала».

1 час



Тема 3. Наша школа

1 час



35. История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции.


1 час



Тема 4. Памятники Великой Отечественной

войны на территории села. Акция «Памятник».

2 часа



36-37. Памятники Великой Отечественной

войны на территории села. Акция «Памятник».

2 часа



38. Подведение итогов.

1 час