СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юный математик"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный математик"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по кружковой работе

«Юный математик» для 7 - 9 классов разработана на основе:


- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273 – ФЗ;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10 2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189 (зарегистрировано в Минюст России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в учреждениях дополнительного образования детей»;

- Письмо министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Учебный план МБОУ: Мичуринская ООШ на 2018-2019 учебный год;

- Приложение 5.7 к Приказу №104 от 01.08.16г «О рабочих программах, учебных курсах, предметах, дисциплин»;

-Положение МБОУ: Мичуринская ООШ приказ №193 от 30.12.2013 «О разработке и утверждении рабочих программ по учебным курсам и предметам.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

    Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

      Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

      При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:

-  доступности,

- преемственности,

- перспективности,

- развивающей направленности,

- учёта индивидуальных способностей,

- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

    Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.

Целью организации кружка «Юный математик» является:

  1. Реализация идеи наиболее полного использования гуманитарного потенциала математики для развития личностями и формирования основ творческого потенциала учащихся.

  2. Формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.

  3. Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

- формирование системы математических зна­ний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

Развивающие:

  - повышать интерес к математике

- развивать мышление через  усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

   - формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;

    - развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;

    - формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.

Воспитательные:

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие .

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;

 - формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.

 - стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через  организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.

Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с дру­гими школьными предметами, а также личностную заинтере­сованность в расширении математических знаний.

Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Срок реализации программы - 1 год

Кружок рассчитан для учащихся 8 - 9 классов.

В связи с тем, что 08.03.2019 г, 03.05.2019 г, 10.05.2019 г. являются официальными Государственными праздниками, то темы занятийкружка, выпавшие на эти числа, будут реализованы за счёт уплотнения материала занятий итогового повторения.

Курс математики является курсом интегриро­ванным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в рабочей программе темами: «Числа и операции над ними», «Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур», «Текстовые и логические задачи», «Чётность», «Делимость натуральных чисел».

Арифметическим ядром программы является учебный ма­териал, который, с одной стороны, представляет основы ма­тематической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвер­дившей необходимость его изучения для успешного продолжения образования. Арифметический материал в курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обоб­щений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимо­сти между величинами, обеспечивает готовность учащихся к освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в дан­ном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, про­тивопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе ученики с самого начала приучаются проводить анализ за­дачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осоз­нанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных и них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умении: осознанно читать и анализировать содержание за­дачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать но дан­ному условию и что нужно знать для ответа па вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию, видеть раз­личные способы решения задачи и сознательно выбирать наи­более рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (на первых порах — по действиям, а в дальнейшем - состав­ляя выражение); производить необходимые вычисления; проверять правиль­ность ее решения: самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике, уси­ливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание тек­стовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, клас­са, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности, способствует их духовно-нравственному развитию и воспита­нию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям.

При решении текстовых задач используется и совершен­ствуется знание основных математических понятий, отноше­ний, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий; осознан­ному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных от­ношений между объектами, ознакомление с различными гео­метрическими фигурами и геометрическими величинами. В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания соз­дает условия для развития пространственного воображения детей Программой предусмотрено целенаправленное формирова­ние совокупности умений работать с информацией. Эти уме­ния формируются как на уроках, так и во внеурочной деятель­ности — па факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием инфор­мационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном и рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках зна­ния: создаёт условия для творческого развития детей, форми­рования позитивной самооценки, навыков совместной дея­тельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реа­лизовывать планы, нести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышле­ния, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию учений сравнивать математические объекты (числа, число­вые выражения, различные величины, геометрические фигу­ры и 1. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отреша­ющие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами; формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаи­мозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные 'зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.) их обобщение и распространение на расширенную область при­ложении выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует разви­тие познавательного интереса школьника, стремление к посто­янному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмиче­ского мышления школьников. Программа предусма­тривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следо­вать ему при решении учебных и практических задач, осущест­влять поиск нужной информации, дополнять всю решаемую за­дачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемою результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала школьники знакомятся с языком математики, осваивают неко­торые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои до­стижения и изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоенные алгоритмы выполнения действий, умения строить планы решения различ­ных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать ис­тинность высказанного предположения. Освоение математиче­ского содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельно­сти учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные воз­можности для развития умений работать в паре или в группе, формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и дей­ствия отдельных учеников (пар, групп) и большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений ис­пользовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величи­нах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Имен­но эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение школьников математике на основе дан­ной программе способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только са­мостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполнен­ные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность и их рас­ширении, способствует продвижению учащихся 5 - 9 классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отра­жающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хоро­шие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, фор­мулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. План содержания определяет такую последователь­ность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма, навыков вычислений, но и доступное для школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение несвязанных между собой понятий, действий, задач да­ст возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рас­сматриваемых фактах

Учебно – тематическое планирование


№п/п

Название раздела

Число часов

Класс

1

Числа и операции над ними

5

8, 9

2

Подготовка к олимпиадам

5

8, 9

3

Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур. Подготовка к ГИА

5

8, 9

4

Текстовые и логические задачи. Подготовка к ГИА

10

8, 9

5

Чётность. Подготовка к ГИА

4

8, 9

6

Делимость натуральных чисел. Подготовка к ГИА

4

8, 9

7

Подведение итогов работы математического кружка

2

8, 9

ИТОГО:

35


Календарно – тематическое планирование:

№п/п

Общая тема

Тема занятия

Дата

Теория

Практика

1.

Числа и операции над ними. Подготовка к ГИА. (5 ч)


07.09.18 – 05.10.18 г.



1/1


Из истории чисел. Арифметика каменного века.

Подготовка к ОГЭ (Модуль «Алгебра»)

07.09.18

0,5ч


0,5ч

2/2


Бесконечность натуральных чисел. Кроссворды.

Подготовка к ОГЭ (Модуль «Алгебра»)

14.09.18

0,5ч


0,5 ч

3/3


Логические задания с числами. Магические квадраты.

Подготовка к ОГЭ (Модуль «Алгебра»)

21.09.18

0,5ч


0,5ч

4/4


Математические ребусы, головоломки, цепочки закономерностей. Задачи на внимание.

28.09.18


1 ч

5/5


Математическая игра «Эрудит».

05.10.18


2.

Подготовка к олимпиадам(5ч)


12.10.18 – 16.11.18 г.



6/1


Решение задач конкурса « Кенгуру»

12.10.18


7/2


Решение олимпиадных задач. Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по математике.

19.10.18


8/3


Решение олимпиадных задач. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по математике.

26.10.18


9/4


Решение олимпиадных задач. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по математике.

09.11.18


10/5


Решение олимпиадных задач. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по математике.

16.11.18


3.

Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур. Подготовка к ГИА (5 ч)



23.11.18 – 21.12.18 г.



11/1


Старинные меры измерений. Геометрия на плоскости и в пространстве.

Подготовка к ОГЭ (Модуль «Геометрия»)

23.11.18


0,5ч

0,5 ч

12/2


Длина. Измерения. Исследовательская работа

30.11.18

1 ч


13/3


Преобразования геометрических фигур на плоскости по заданной программе. Свойства треугольников

07.12.18


14/4


Конструирование геометрических фигур

14.12.18


15/5


Подготовка к ОГЭ (Модуль «Геометрия»)

21.12.18


4.

Текстовые и логические задачи. Подготовка к ГИА (10 ч)



28.12.18 –15.03.19 г.



16/1


Задачи, решаемые по действиям.

Подготовка к ОГЭ (Модуль «Алгебра»)

28.12.18


0,5ч

0,5 ч

17/2


Задачи на составление уравнений.

Подготовка к ОГЭ (Модуль «Алгебра»)

11.01.19


1 ч

18/3


Задачи на движение. ИКТ

18.01.19

0,5ч

0,5 ч

19/4


Задачи на движение. ИКТ. Подготовка к ОГЭ

25.01.19


1 ч

20/5


Задачи на работу. Подготовка к ОГЭ

01.02.19

0,5 ч

0,5ч

21/6


Решение логических задач. Графическое моделирование

08.02.19


22/7


Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей

15.02.19


23/8


Решение задач на проценты. Подготовка к ОГЭ

22.02.19

0,5ч

0,5ч

24/9


Решение задач на процентный состав. Подготовка к ОГЭ.

01.03.19


25/10


Решение задач из модуля «Реальная математика». Подготовка к ОГЭ

15.03.19


1 ч

5.

Чётность. Подготовка к ГИА (4 ч)


22.03.19 – 19.04.19г.



26/1


Свойства чётности. Примеры решения задач.

22.03.19

0,5ч

0,5ч

27/2


Задачи на чётность натуральных чисел

Подготовка к ОГЭ (Модуль «Алгебра»)

05.04.19


0,5ч

0,5ч

28/3


Решение задач повышенного уровня сложности. Подготовка к ОГЭ.

12.04.19

0,5ч

0,5ч

29/4


Игра «Математическая шкатулка»

19.04.19


6.

Делимость натуральных чисел. Подготовка к ГИА (5 ч)



26.04.19 – 30.05.19 г.



30/1


Свойства делимости натуральных чисел. Подготовка к ОГЭ.

26.04.19

0,5ч

0,5 ч

31/2


Решение задач повышенного уровня сложности. Подготовка к ОГЭ.

17.05.19

0,5ч

0,5ч

32/3


Признаки делимости на 2,3,4,5, 9,10,25

24.05.19

0,5ч

0,5 ч

33/4


Признаки делимости на 7,11. Подготовка к ОГЭ.

31.05.19

0,5 ч

0,5 ч

34/1


Итоговое повторение.




35/2


Подведение итогов работы математического кружка




Планируемые результаты изучения курса математического кружка:

В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки  самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии  при изучении математики, развить интерес к математике, подготовиться к государственной итоговой аттестации.

Требования к уровню подготовки обучающихся

  В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен: знать/понимать:

Что называют числовыми ребусами, свойства геометрических фигур, основные элементы треугольника, свойства четности, понятие об истинном и ложном высказывании, свойства линейной функции, признаки делимости на 2, 5, 10, 4,25, 3, 9, 11, 7.

Уметь: Решать числовые ребусы, задачи на четность, делимость чисел, задачи на составление уравнений, строить графики линейных и кусочно-заданных функций, решать уравнения и неравенства с параметром и модулем, разрабатывать и проводить математические игры и праздники.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнять задания из сборника по подготовке к ГИА.

Формы контроля

п/п

Контроль

Форма контроля

1.

Решение задач.

Участие в олимпиаде

2.

Подготовка к ГИА.

Пробные ГИА, ГИА

3.

Разработка викторин, математических праздников, игр, математических марафонов и т.д.

Неделя математики



Литература: Серия «Учение с увлечением», Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях; 5 – 9 классы, изд. «Глобус»;

  1. Серия «Готовимся к олимпиадам», Подготовка школьников к олимпиадам по математике; 5 – 9 классы, изд. «Глобус»;

  2. Серия «Качество обучения», повторение и контроль знаний по математике на уроках и внеклассных мероприятиях; 7- 9 классы, изд. «Глобус»;

  3. Б.А. Кордемский. Увлечь школьников математикой. М., Просвещение, 2015.

  4. Н.В.Заболотнева .Задачи для подготовки к олимпиадам. Волгоград: Учитель,2011,99с

  5. Л.М.Лоповок . Математика на досуге. М., Просвещение,2014г

  6. Л.Ф.Пичурин. За страницами учебника алгебры. М, Просвещение,2015г

  7. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы.- М.:Фйрис – пресс, 2008.

  8. А.Скопец . Геометрические миниатюры. М,: Просвещение, 2006.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!