РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17
«Юный математик»
образовательная программа кружка
по математике, 4 класс
Составитель: Лгалова Эльвира Александровна,
учитель начальных классов, ВКК,
МБОУ города Иркутска СОШ №17
2022 г.
г. Иркутск
Содержание.
Титульный лист
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы
Основные виды деятельности учащихся
Основные формы проведения кружковой работы
Содержание программы
Учебно-тематический план кружка
Литература
Пояснительная записка
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Курс направлен на расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики. Кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредотачивая внимание на количественных. Курс способствует умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Введение заданий олимпиадного характера готовит учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх.
Программа кружка «Юный математик» способствует гуманизации процесса образования в начальной школе, реализуется на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении, что позволяет индивидуализировать процесс применительно к большому числу детей, обладающих различными способностями.
Предлагаемая программа разносторонне развивает интеллектуальную сферу детей с высоким уровнем познавательной активности, способствует развитию инициативы, проявлению индивидуальных особенностей. Это происходит за счёт гармоничного сочетания поисковой и творческой деятельности.
В результате организации систематических развивающих заданий в кружке появляется возможность постоянно наблюдать за умственным развитием каждого ребёнка, вне связи с учебными успехами, вовремя обнаруживать те или иные изменения в развитии познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах.
Основными принципами реализации программы являются принципы: индивидуальности, доступности, результативности.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ученику успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель: Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных
процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями, обеспечение более высокой интеллектуальной готовности к обучению в средних классах школы,
Задачи:
расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточению внимания на количественных сторонах;
формирование умений и навыков решения нестандартных, творческих задач, заданий повышенного уровня сложности;
формирование универсального учебного действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера;
овладение учащимися способами исследовательской деятельности;
развитие личной сферы ребёнка;
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Планируемые результаты освоения программы, 4 класс
1. Личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
2.Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.
Познавательные УУД:
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Коммуникативные УУД:
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
слушать и понимать речь других, сотрудничать с учителем и учащимися;
использовать простейшие речевые средства для передачи своего мнения.
3.Предметные результаты:
усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевых понятий;
овладение способами исследовательской деятельности;
формирование творческого мышления;
улучшение качества решения задач различного уровня сложности; успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах.
Учащиеся научатся:
анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
решать задачи на смекалку, на сообразительность.
решать логические задачи.
работать в коллективе и самостоятельно.
работать с дополнительной литературой.
Учащиеся получат возможность научиться:
успешно участвовать на олимпиадах, играх, конкурсах.
умению самостоятельно находить необходимую информацию;
Основные виды деятельности учащихся:
решение нестандартных задач;
оформление математических газет;
участие в математических олимпиадах (школьных, всероссийских);
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы;
Основные формы проведения кружковой работы:
Комбинированное тематическое занятие:
Выступление учителя или кружковца;
Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
Разбор решения задач;
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
Ответы на вопросы учащихся;
Домашнее задание.
2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
Математическая карусель.
Математический бой.
Математические турниры, эстафеты.
Математические викторины.
Содержание программы.
1. Введение. Из истории математики (2часа)
Первоначальное знакомство с историей математики, со значением математики в жизни человека. Возникновение цифр и знаков. Как люди научились считать. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов.
2. Числа-великаны. Арифметические действия. (4часа).
Познакомить с классификацией чисел. Виды систем счисления. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
3.Математические ребусы, игры, лабиринты.(3часа)
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
4.Задачи на движение (4 часа)
Решение задач на встречное движение, движение в противоположных направлениях движение в одном направлении.
5.Мир занимательных задач. (6часов).
Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
6. Из занимательной геометрии. (5часов).
Пространственные представления. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
7. Систематизация знаний. (2часа). Систематизация знаний по изученным разделам. Сбор материала и выпуск газеты по группам.
Календарно – тематическое планирование курса кружа
по математике «Юный математик», 4 класс.
№ п/п | Тема занятий | Форма проведения | Планируемые результаты | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1. Из истории математики (2часа) |
1 | Введение. | Знакомство с научно-популярной литературой | Обучающиеся научатся: работать с научно-популярной литературой, выделять главное Обучающиеся получат возможность научиться: составлять план научно-популярной статьи | 1 | | |
2 | Математика – царица наук. Как люди научились считать. | Игровое занятие | Обучающиеся научатся: последовательности чисел в пределах 1000000, как образуется каждая следующая счетная единица. Обучающиеся получат возможность научиться: понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, аргументированно высказывать свою оценку. | 1 | | |
2. Числа-великаны. Арифметические действия. (4часа). |
3 | Удивительный мир чисел. | Игровые занятия | Обучающиеся научатся: пользоваться изученной математической терминологией. Вычислять значение числового выражения, содержащего 4-5 действий. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Обучающиеся получат возможность научиться: выполнению столбиком всех арифметических действий и правил порядка выполнения действий при вычислении значений числовых выражений со скобками и без скобок; контролировать свои действия при работе в группе. | 1 | | |
4 | Интересные приёмы устного счёта. | Игровое занятие | Обучающиеся научатся: выполнять устные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление в пределах ста) Обучающиеся получат возможность научиться: выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста. Принимать активное участие в работе в паре и в группе, | 1 | | |
5 | Искусство вычислений. | Игровые занятия | Обучающиеся научатся: выполнять устные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление в пределах ста) Обучающиеся получат возможность научиться: выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста. Принимать активное участие в работе в паре и в группе, | 2 | | |
3.Математические ребусы, задачи-смекалки.(6часов) |
6 | Учимся отгадывать ребусы. | Игровое занятие | Обучающиеся научатся: рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными. Обучающиеся получат возможность научиться: понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения. Принимать активное участие в работе в паре и в группе, | 1 | | |
7 | Решение ребусов. Задачи – смекалки. | Игровые занятия | Обучающиеся научатся: видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию. Обучающиеся получат возможность научиться: понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения. Принимать активное участие в работе в паре и в группе, | 2 | | |
8 | Игра «Смекай, отгадывай!» | Игровые занятия | Обучающиеся научатся: видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию. Обучающиеся получат возможность научиться: рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными. Принимать активное участие в работе в паре и в группе, | 2 | | |
9 | Практикум «Подумай и реши» | Игровое занятие | Обучающиеся научатся: видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию. Обучающиеся получат возможность научиться: рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными. | 1 | | |
4.Задачи на движение.(4часа) |
10 | Задачи на встречное движение | Решение занимательных задач | Обучающиеся научатся: устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние. Обучающиеся получат возможность научиться: устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние. | 2 | | |
11 | Задачи на противоположное движение, движение в одном направлении | Решение занимательных задач | Обучающиеся научатся: Устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние. Обучающиеся получат возможность научиться: устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние. | 2 | | |
5.Мир занимательных задач. (8часов). |
12 | Решение занимательных задач в стихах. | Решение занимательных задач | Обучающиеся научатся: использованию логических связок «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний. Обучающиеся получат возможность научиться: тому, что логическое следование одного условия из другого означает обязательное выполнение второго (вывода), если выполнено первое (предпосылка). | 1 | | |
13 | Задачи с неполными, лишними данными. | Решение занимательных задач | Обучающиеся научатся: логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний Обучающиеся получат возможность научиться: принимать активное участие в работе в паре и в группе, | 1 | | |
14 | Задачи с изменением вопроса. | Решение занимательных задач | Обучающиеся научатся: логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний Обучающиеся получат возможность научиться: принимать активное участие в работе в паре и в группе, | 1 | | |
15 | Решение нестандартных задач. | Решение занимательных задач | Обучающиеся научатся: логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний Обучающиеся получат возможность научиться: принимать активное участие в работе в паре и в группе, | 1 | | |
16 | Решение олимпиадных задач. | Решение занимательных задач. Конкурс знатоков | Обучающиеся научатся: логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний Обучающиеся получат возможность научиться: принимать активное участие в работе в паре и в группе, приннимать участие в олимпиадах различного уровня | 2 | | |
17 | Решение логических задач. | Решение занимательных задач | Обучающиеся научатся: логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний Обучающиеся получат возможность научиться: принимать активное участие в работе в паре и в группе, | 1 | | |
18 | Задачи с многовариантными решениями. | Решение занимательных задач | Обучающиеся научатся: логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний Обучающиеся получат возможность научиться: принимать активное участие в работе в паре и в группе, | 1 | | |
6. Из занимательной геометрии. (5часов). |
19 | Маленькие тайны фигур. Величины. | Игровое занятие | Обучающиеся научатся: сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом Обучающиеся получат возможность научиться: переводу одних величин в другие | 1 | | |
20 | Периметр и площадь. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. | Игровые занятия | Обучающиеся научатся: Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом Обучающиеся получат возможность научиться: Нахождению площади треугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 2 | | |
21 | Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. | Решение занимательных задач | Обучающиеся научатся: Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом Обучающиеся получат возможность научиться: Нахождению площади треугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | | |
22 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | Решение занимательных задач | Обучающиеся научатся: Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом Обучающиеся получат возможность научиться: Нахождению площади треугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | | |
7. Систематизация знаний. (4часа). |
23 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | Работа со стенгазетой Защита проектов | Обучающиеся научатся: работать с научно-популярной литературой, подбирать и систематизировать материал для газеты. Работать в группе, договариваться, отстаивать свою точку зрения Обучающиеся получат возможность научиться: работать с различными источниками информации (подбирать, отбирать, систематизировать, обобщать материал по заданной проблеме), презентовать исследовательскую работу. Принимать активное участие в работе в паре и в группе, | 2 | | |
24 | Игра «Брейн - ринг». | Игровое занятие | Обучающиеся научатся: выполнять письменные вычисления, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять работу над ошибками. Обучающиеся получат возможность научиться: видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию. Принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства; применять изученные правила общения, осваивать навыки. | 1 | | |
25 | Математический КВН. | КВН | Обучающиеся научатся: выполнять письменные вычисления, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять работу над ошибками. Обучающиеся получат возможность научиться: рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными. Принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства; применять изученные правила общения, осваивать навыки. | 1 | | |
| Всего: | | | 33часа | | |
Список используемой литературы:
Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
ВолинаВ. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», М., 2002
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Лазуренко Л. В., «Занимательные материалы к урокам математики», В., 2005.
Остер Г., «Веселые задачки», М.,2000.
Перельман Я. И. «Веселые задачи», М.,АСТ*Астрель,2005.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
Интернет-ресурсы