СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юный математик, 4 класс"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный математик, 4 класс"»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ г. ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17












«Юный математик»


образовательная программа кружка

по математике, 4 класс










Составитель: Лгалова Эльвира Александровна,

учитель начальных классов, ВКК,

МБОУ города Иркутска СОШ №17















2022 г.

г. Иркутск



Содержание.



  1. Титульный лист


  1. Пояснительная записка


  1. Планируемые результаты освоения программы


  1. Основные виды деятельности учащихся


  1. Основные формы проведения кружковой работы

  2. Содержание программы



  1. Учебно-тематический план кружка



  1. Литература



























Пояснительная записка

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

  • Обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Курс направлен на расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики. Кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредотачивая внимание на количественных. Курс способствует умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Введение заданий олимпиадного характера готовит учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх.

Программа кружка «Юный математик» способствует гуманизации процесса образования в начальной школе, реализуется на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении, что позволяет индивидуализировать процесс применительно к большому числу детей, обладающих различными способностями.

Предлагаемая программа разносторонне развивает интеллектуальную сферу детей с высоким уровнем познавательной активности, способствует развитию инициативы, проявлению индивидуальных особенностей. Это происходит за счёт гармоничного сочетания поисковой и творческой деятельности.

В результате организации систематических развивающих заданий в кружке появляется возможность постоянно наблюдать за умственным развитием каждого ребёнка, вне связи с учебными успехами, вовремя обнаруживать те или иные изменения в развитии познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах.

Основными принципами реализации программы являются принципы: индивидуальности, доступности, результативности.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ученику успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель: Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных

процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями, обеспечение более высокой интеллектуальной готовности к обучению в средних классах школы,

Задачи:

    • расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;

    • развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточению внимания на количественных сторонах;

    • формирование умений и навыков решения нестандартных, творческих задач, заданий повышенного уровня сложности;

    • формирование универсального учебного действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера;

    • овладение учащимися способами исследовательской деятельности;

    • развитие личной сферы ребёнка;

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Планируемые результаты освоения программы, 4 класс

1. Личностные результаты:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

2.Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.

Познавательные УУД:

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Коммуникативные УУД:

  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

  • слушать и понимать речь других, сотрудничать с учителем и учащимися;

  • использовать простейшие речевые средства для передачи своего мнения.

3.Предметные результаты:

  • усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевых понятий;

  • овладение способами исследовательской деятельности;

  • формирование творческого мышления;

  • улучшение качества решения задач различного уровня сложности; успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах.

Учащиеся научатся:

  • анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

  • решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • решать логические задачи.

  • работать в коллективе и самостоятельно.

  • работать с дополнительной литературой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • овладеть способами исследовательской деятельности;

  • успешно участвовать на олимпиадах, играх, конкурсах.

  • умению самостоятельно находить необходимую информацию;

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение нестандартных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математических олимпиадах (школьных, всероссийских);

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы;


Основные формы проведения кружковой работы:

  1. Комбинированное тематическое занятие:

  • Выступление учителя или кружковца;

  • Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;

  • Разбор решения задач;

  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;

  • Ответы на вопросы учащихся;

  • Домашнее задание.

2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

  • Математическая карусель.

  • Математический бой.

  • Математические турниры, эстафеты.

  • Математические викторины.

  • Устные или письменные олимпиады.

Содержание программы.

1.  Введение. Из истории математики (2часа)

Первоначальное знакомство с историей математики, со значением математики в жизни человека. Возникновение цифр и знаков. Как люди научились считать. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов.

2. Числа-великаны. Арифметические действия. (4часа).

Познакомить с классификацией чисел. Виды систем счисления. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

3.Математические ребусы, игры, лабиринты.(3часа)

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

4.Задачи на движение (4 часа)

Решение задач на встречное движение, движение в противоположных направлениях движение в одном направлении.

5.Мир занимательных задач. (6часов).

Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

6. Из занимательной геометрии. (5часов).

Пространственные представления. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

7. Систематизация знаний. (2часа). Систематизация знаний по изученным разделам. Сбор материала и выпуск газеты по группам.


Календарно – тематическое планирование курса кружа

по математике «Юный математик», 4 класс.


п/п

Тема занятий

Форма проведения

Планируемые результаты

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1. Из истории математики (2часа)

1

Введение.

Знакомство с научно-популярной литературой

Обучающиеся научатся:

работать с научно-популярной литературой, выделять главное

Обучающиеся получат возможность научиться:

составлять план научно-популярной статьи

1



2

Математика – царица наук. Как люди научились считать.

Игровое занятие

Обучающиеся научатся:

последовательности чисел в пределах 1000000, как образуется каждая следующая счетная единица.

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать различные позиции в подходе
к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, аргументированно высказывать свою оценку.

1



2. Числа-великаны. Арифметические действия. (4часа).

3

Удивительный мир чисел.

Игровые занятия

Обучающиеся научатся:

пользоваться изученной математической терминологией. Вычислять значение числового выражения, содержащего
4-5 действий. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

выполнению столбиком всех арифметических действий и правил порядка выполнения действий при вычислении значений числовых выражений со скобками и без скобок; контролировать свои действия при работе в группе.

1



4

Интересные приёмы устного счёта.

Игровое занятие

Обучающиеся научатся:

выполнять устные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление в пределах ста)

Обучающиеся получат возможность научиться:

выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста. Принимать активное участие в работе в паре и в группе,

1



5

Искусство вычислений.

Игровые занятия

Обучающиеся научатся:

выполнять устные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление в пределах ста)

Обучающиеся получат возможность научиться:

выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста. Принимать активное участие в работе в паре и в группе,

2



3.Математические ребусы, задачи-смекалки.(6часов)

6

Учимся отгадывать ребусы.

Игровое занятие

Обучающиеся научатся:

рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными.

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать различные позиции в подходе
к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения. Принимать активное участие в работе в паре и в группе,

1



7

Решение ребусов. Задачи – смекалки.

Игровые занятия

Обучающиеся научатся:

видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать различные позиции в подходе
к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения. Принимать активное участие в работе в паре и в группе,

2



8

Игра «Смекай, отгадывай!»

Игровые занятия

Обучающиеся научатся:

видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными. Принимать активное участие в работе в паре и в группе,

2



9

Практикум «Подумай и реши»

Игровое занятие

Обучающиеся научатся:

видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными.

1



4.Задачи на движение.(4часа)

10

Задачи на встречное движение

Решение занимательных задач

Обучающиеся научатся:

устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние.

Обучающиеся получат возможность научиться:

устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние.

2



11

Задачи на противоположное движение, движение в одном направлении

Решение занимательных задач

Обучающиеся научатся:

Устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние.

Обучающиеся получат возможность научиться:

устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние.

2



5.Мир занимательных задач. (8часов).

12

Решение занимательных задач в стихах.

Решение занимательных задач

Обучающиеся научатся:

использованию логических связок «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний.

Обучающиеся получат возможность научиться:

тому, что логическое следование одного условия из другого означает обязательное выполнение второго (вывода), если выполнено первое (предпосылка).

1



13

Задачи с неполными, лишними данными.

Решение занимательных задач

Обучающиеся научатся: логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний

Обучающиеся получат возможность научиться:

принимать активное участие в работе в паре и в группе,

1



14

Задачи с изменением вопроса.

Решение занимательных задач

Обучающиеся научатся:

логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний

Обучающиеся получат возможность научиться:

принимать активное участие в работе в паре и в группе,

1



15

Решение нестандартных задач.

Решение занимательных задач

Обучающиеся научатся:

логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний

Обучающиеся получат возможность научиться:

принимать активное участие в работе в паре и в группе,

1



16

Решение олимпиадных задач.

Решение занимательных задач.

Конкурс знатоков

Обучающиеся научатся:

логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний

Обучающиеся получат возможность научиться:

принимать активное участие в работе в паре и в группе, приннимать участие в олимпиадах различного уровня

2



17

Решение логических задач.

Решение занимательных задач

Обучающиеся научатся:

логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний

Обучающиеся получат возможность научиться:

принимать активное участие в работе в паре и в группе,

1



18

Задачи с многовариантными решениями.

Решение занимательных задач

Обучающиеся научатся:

логически мыслить, использовать логические связки «и», «или», «если …, то …», «не только …, но и …» при построении со- ставных высказываний

Обучающиеся получат возможность научиться:

принимать активное участие в работе в паре и в группе,

1



6. Из занимательной геометрии. (5часов).

19

Маленькие тайны фигур. Величины.

Игровое занятие

Обучающиеся научатся:

сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр
и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом

Обучающиеся получат возможность научиться:

переводу одних величин в другие

1



20

Периметр и площадь. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника.

Игровые занятия

Обучающиеся научатся:

Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр
и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом

Обучающиеся получат возможность научиться:

Нахождению площади треугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.


2



21

Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.

Решение занимательных задач

Обучающиеся научатся:

Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр
и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом

Обучающиеся получат возможность научиться:

Нахождению площади треугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1



22

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.


Решение занимательных задач

Обучающиеся научатся:

Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр
и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом

Обучающиеся получат возможность научиться:

Нахождению площади треугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1



7. Систематизация знаний. (4часа).

23

Проектная деятельность «Газета любознательных»

Работа со стенгазетой

Защита проектов

Обучающиеся научатся:

работать с научно-популярной литературой, подбирать и систематизировать материал для газеты. Работать в группе, договариваться, отстаивать свою точку зрения

Обучающиеся получат возможность научиться:

работать с различными источниками информации (подбирать, отбирать, систематизировать, обобщать материал по заданной проблеме), презентовать исследовательскую работу. Принимать активное участие в работе в паре и в группе,

2



24

Игра «Брейн - ринг».

Игровое занятие

Обучающиеся научатся:

выполнять письменные вычисления, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять работу над ошибками.

Обучающиеся получат возможность научиться:

видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию. Принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства; применять изученные правила общения, осваивать навыки.


1



25

Математический КВН.

КВН

Обучающиеся научатся:

выполнять письменные вычисления, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять работу над ошибками. Обучающиеся получат возможность научиться:

рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными. Принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства; применять изученные правила общения, осваивать навыки.


1




Всего:



33часа





Список используемой литературы:


  1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. ВолинаВ. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», М., 2002

  6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  7. Лазуренко Л. В., «Занимательные материалы к урокам математики», В., 2005.

  8. Остер Г., «Веселые задачки», М.,2000.

  9. Перельман Я. И. «Веселые задачи», М.,АСТ*Астрель,2005.

  10. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  11. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  12. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  13. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  14. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  15. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

  16. Интернет-ресурсы




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!