СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Калейдоскоп наук" для второго класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса разработана в соответствии с требования ФГОС НОО на основе авторской программы Р. Г. Чураковой  УМК «Перспективная начальная школа» и рассчитана для работы с учащимися второго класса. В содержании интегрированы задания из различных областей знаний русского языка, окружающего мира, литературного чтения и математики. Темы занятий курса расширяют и углубляют знания по учебными предметами.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Калейдоскоп наук" для второго класса»

Авдеева Ольга Юрьевна, учитель высшей категории,

МОУ гимназия №3, г. Волгоград


Программа курса «Калейдоскоп наук» для второго класса


Пояснительная записка

Программа курса «Калейдоскоп наук» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе авторской программы Р. Г. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа» и авторских программ по предметам А. Л. Чекина «Математика», Н. Г. Агарковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, Т. А. Байковой, Н. Л. Лавровой «Русский язык» и О.Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой «Окружающий мир» (Акдемкнига/Учебник, 2012 г.), учебных пособий О. А. Захаровой «Практические задачи по математике. 2 класс» (Акдемкнига/Учебник, 2012 г.), Ю. В. Межуевой «Комплексные работы с текстом. 2 класс» (Лицей, 2017 г.) .

Программа составлена с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и рассчитана на учащихся второго класса общеобразовательной школы.

Актуальность курса

В рамках реализации ФГОС НОО начальная школа должна создавать условия для осуществления образовательного процесса на основе системно - деятельностного подхода, предполагающего организацию детской самостоятельной и инициативной исследовательской деятельности, ориентацию на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов, ритмическую организацию образовательного процесса.

Настоящая программа курса «Калейдоскоп наук» имеет интеллектуальную направленность и способствует раскрытию индивидуальных способностей второклассника, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в совместной деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Программа построена таким образом, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, мелкая моторика, расширяется словарный запас.

В содержании интегрированы задания из различных областей знаний русского языка, окружающего мира и математики. Темы занятий курса расширяют и углубляют знания по учебными предметами.

На факультативных занятиях курса школьники учатся участвовать в совместной деятельности при решении различных учебных задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность. Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.

Образовательные и воспитательные задачи обучения решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых приемов и методов обучения, которые формируют умения учащихся как в группах, так и самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

На занятиях курса предполагается уделять большое внимание рассмотрению нестандартных заданий и заданий повышенного уровня сложности.

В результате проделанной работы учащиеся смогут получить дополнительную информацию по предметам, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление, повысить речевую культуру.

Цели и задачи курса

Цель программы - создание благоприятных условий для создания у второклассников положительных эмоций по отношению к учебе через включение их в творческую деятельность по предметам учебного курса второго класса и решению практических задач.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач, направленных на формирование:

* позитивной самооценки, самоуважения;.

* коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать, социально адекватных способов поведения;

* способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости,  навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени, умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения.

* умения решать творческие задачи, работы с информацией.

Ценностные ориентиры

Ценностные ориентиры факультативного курса связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования, представленными в Примерной основной образовательной программе начального общего образования и предусматривают:

• формирование основ гражданской идентичности личности

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

       • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности

Реализация указанных ценностных ориентиров в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Описание места факультативного  курса в учебном плане

Курс «Калейдоскоп наук»  предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана.

Курс рассчитан для 2 класса, на 30 часов в год, 1 час в неделю.

Особенности организации учебного процесса.

          Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы практических задач к темам учебных курсов 2 класса в комплексе с творческими олимпиадными заданиями, дидактическими и развивающими играми.

  • Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических заданий, сочетающих в себе задания из разных предметов учебных курсов второго класса. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

  • На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задания определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

  • На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задания. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.

  • В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

  •    Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

  •    Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы и приёмы работы:

  • беседа, обсуждение, диалог;

  • создание проблемной ситуации;

  • анализ текстов и задач различных типов;

  • звуко-буквенный анализ слов;

  • слушание и составление небольших текстов;

  • работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

  • работа со справочной литературой;

  • разгадывание и составление ребусов;

  • геометрические построения;

  • арифметические вычисления;

  • упорядочение предметов и математических объектов (по длине, массе);

  • дидактические игры на развитие внимания и закрепления терминологии; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры, решение олимпиадных заданий.

Планируемые результаты освоения программы факультативного курса «Калейдоскоп наук»

        В результате факультативного  курса обучающиеся:

  • научатся использовать начальные математические и филологические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

  • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и речи, приобретут необходимые вычислительные и орфографические навыки;

  • научатся применять знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения знаний в повседневных ситуациях;

  • научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; накопят опыт решения практических задач;

  • познакомятся с простейшими плоскими и объёмными геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;

  • научатся соблюдать нормы русского литературного языка и собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

  • выбирать слова из предложенного ряда для успешного решения коммуникативных задач;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки и применять разные способы проверки орфограмм;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • приобретут в ходе работы с таблицами и графиками важные для практико-ориентированной деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные:

  •  формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные:

  • умения учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные:

  • ориентироваться в книге, используя условные обозначения;

  • работать с моделями слов, предложений;

  • находить необходимые данные в тексте;

  • задавать вопросы по тексту;

  • выполнять сложение, вычитание столбиком, табличное умножение и деление ;

  • чертить с помощью линейки и циркуля простейшие плоские геометрические фигуры и отрезки заданной длины;

  • различать природные объекты и выделять их признаки и связи;

  • приводить примеры животных и растений своего края;

  • называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся.

Курс факультатива «Калейдоскоп наук» предполагает безотметочную форму оценивания. Основную роль должна играть словесная оценка товарищей и учителя. Предусматривается самооценка и самоконтроль учащихся - определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты могут фиксироваться в зачётном листе учителя.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).










Тематическое планирование занятий кружка «Калейдоскоп наук»

для учащихся 2-ого класса


№ п/п

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Содержание

Очень важные науки постигаем мы без скуки


1

Вводное занятие. Условия безопасной работы. (Введение в программу.) Умение ставить цели, делать умозаключения, выводы увиденного.

Мышь-малютка


1

Двузначные числа от 0 до 20. Сложение и вычитание. Таблица сложения. Длина отрезка. Измерение и сравнение длин. Животные луга. Взаимосвязи в природе.

Большая удача


2

Слово, словосочетание, предложение. Типы предложений по цели высказывания и интонации, главные и второстепенные члены предложения. Живая и неживая природа, обитатели водоёмов.

Подарок осени


Сколько весит килограмм?


1

Двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» чисел. Числовые равенства и неравенства. Килограмм.

Солнечная система


1

Сложение и вычитание «круглых» чисел. Солнечная система.

Из жизни речных птиц


1

Форма слова и родственные слова, безударные гласные в корне слова, слова-признаки. Цепи питания

Планета Земля


1

Задачи на разностное сравнение. Сложение и сравнение двузначных чисел. Сотня. Земля – планета Солнечной системы. Материки, океаны Земли.

Волшебное дерево


1

Роль ударения в слове. Ударные и безударные гласные. Проверяемы и непроверяемые гласные. Словарные слова. Дикорастущие и культурные растения.

Изгоняющее кашель


2

Чередование парных согласных в конце и середине слов, согласных с нулевым звуком. Разные способы проверки согласных. Лекарственные растения.

Удивительная встреча


Птичья жизнь


1

Состав слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Птицы леса.

Загадочные знаки


1

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь.

История одной картины


1

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Отличие синонимов от однокоренных слов

Мозаика заданий


2

Решение олимпиадных заданий по русскому языку


Земля, которую использует человек


1

Умножение. Перестановка множителей. Таблица умножения на 1-4. Периметр прямоугольника и квадрата. Деятельность человека в природе.

Делу - время, потехе – час.


1

Таблица умножения однозначных чисел. Порядок выполнения действий. Увеличение в несколько раз. Режим дня школьника. Здоровый образ жизни.

Самая большая страна


1

«Круглые» сотни. Сложение и вычитание «круглых» сотен. Разложение на разрядные слагаемые. Сравнение чисел. Составные задачи. Наша Родина – Россия. Природа России.

  1. .

Твой организм


1

Деление. Уменьшение в несколько раз. Действия первой и второй ступени. Организм человека.

Самый древний калькулятор


1

Запись и способ сложения и вычитания столбиком.

Мозаика заданий


2

Решение олимпиадных заданий по математике


Морской орех


1

Таблица умножения и деления. Сложение и вычитание. Растения разных регионов Земли.

Хлебу подмога


1

Уравнения. Известное и неизвестное. Уравнения на сложение и вычитание. Овощные культуры

Из истории Московского Кремля


1

Время. Единицы измерения: час и минута. Римские цифры. Числовой луч и числовой ряд.

Мозаика заданий


2

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру


Путешествие в мир геометрии


1

Окружность и круг. Геометрические построения.

Мини-конференция «Мои достижения»


1

Обобщение за курс, рассказ о своих успехах.