СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Хоровое пение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Хоровое пение- это один из видов музыкального искусства, жанр            вокальной музыки, который называется «хоровое пение».

 Искусство пения предполагает умение певца владеть своим голосом, используя приобретённые технические приёмы и  навыки.

 Песня представляет собой синтез музыкального и поэтического искусства, она передаёт определённое содержание, художественный образ. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд.

Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражению учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащает опыт вокальной импровизации.

      Хоровое пение – основной и самый массовый вид музыкального воспитания и  занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования среди школьников.   Искусство пения и хор- неразрывно связанные понятия.   

      Пение развивает художественный вкус детей и юношества, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению их культурного уровня.

      Хоровое пение служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

        Задача руководителя хорового класса - привить учащимся любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематических коллективных занятиях , учитывая, что хоровое пение- наиболее доступный вид подобной деятельности.

     В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности, помогает поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора. При организации занятий хорового класса необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом.

       На занятиях должны активно использоваться знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.

       Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших группах), т. к. Именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом могут разучиваться достаточно сложные одноголосные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.

     На протяжении  обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

     Подбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, причем в репертуаре хора произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с народными песнями  и с современными произведениями.

     Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.

     Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.

     Могут быть использованы также такие приемы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации «эффектов». В современной образовательной среде,  где очень популярно эстрадное пение, для работы с хором могут быть использованы песни известных певцов и ансамблей. Для сопровождения хорового произведения и используются фонограммы (минус).

    Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

  

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Хоровое пение"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Хоровое пение- это один из видов музыкального искусства, жанр вокальной музыки, который называется «хоровое пение».

Искусство пения предполагает умение певца владеть своим голосом, используя приобретённые технические приёмы и навыки.

Песня представляет собой синтез музыкального и поэтического искусства, она передаёт определённое содержание, художественный образ. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд.

Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражению учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащает опыт вокальной импровизации.

Хоровое пение – основной и самый массовый вид музыкального воспитания и занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования среди школьников. Искусство пения и хор- неразрывно связанные понятия.

Пение развивает художественный вкус детей и юношества, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению их культурного уровня.

Хоровое пение служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Задача руководителя хорового класса - привить учащимся любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематических коллективных занятиях , учитывая, что хоровое пение- наиболее доступный вид подобной деятельности.

В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности, помогает поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора. При организации занятий хорового класса необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом.

На занятиях должны активно использоваться знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.

Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших группах), т. к. Именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом могут разучиваться достаточно сложные одноголосные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.

На протяжении обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Подбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, причем в репертуаре хора произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с народными песнями и с современными произведениями.

Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.

Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.

Могут быть использованы также такие приемы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации «эффектов». В современной образовательной среде, где очень популярно эстрадное пение, для работы с хором могут быть использованы песни известных певцов и ансамблей. Для сопровождения хорового произведения и используются фонограммы (минус).

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для школьников занятия в хоре - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности.

Цель программы:

Данная авторская программа разработана с целью развития вокальных данных , и в целом для формирования творческой активности школьников в процессе коллективной работы в хоре, ансамбле и индивидуально.

Задачи:



Обучающие:



- приобретение вокально-хоровых знаний, умений, навыков;

- формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля;

- координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям;

- слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

- выработка навыков певческого дыхания, напевного и лёгкого звучания детских голосов, а также отчётливой ясной артикуляции. Работа над унисоном. Диапазон 3-5 звуков;

- выработка плавного и отрывистого характера звуковедения. Выработка дикции в упражнениях подвижного темпа;

- расширение диапазона до октавы, выравнивание, округление звучания гласных при пении legato,выработка слитного хорового звучания, работа над унисоном;

-работа над двухголосием, трёхголосием и т. д.;

-работа над ансамблем;

-выработка навыков певческой дикции особенно в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом и трудным сочетанием слов в тексте;

-работа над динамикой: forte. Piano, creshcendo, diminuendo на основе владения певческим дыханием;

- интонирование полутонов и хроматических ходов;

- укрепление вокально-технических навыков.



Важное место занимает вокальная работа, которая включает в себя работу над дыханием, дикцией, обучение приемам обогащения тембра, выработку вокальных регистров и умение пользоваться ими при пении, что позволяет увеличить певческий диапазон, и тем самым расширить исполнительский репертуар.

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над

анализом музыкального произведения;

  • развитие мотивации к изучению музыки;

  • развитие творчества и обогащение музыкального запаса;

  • совершенствование общего музыкального развития учащихся;

  • изучение музыкальной грамоты;

  • углубление и расширение знаний и представлений о хоровом искусстве.

Воспитывающие:

  • воспитание способности воспринимать музыку разных жанров;

  • формирование и развитие у школьников музыкального мышления и музыкального вкуса.

  • формирование у детей ощущение уверенности в себе и удовольствие от занятий;

  • формирование интереса к хоровой музыке.



Развивающие:



Данная программа подразумевает развитие следующих навыков:

развивать голосовые данные детей:

  • Певческой установки и дыхания;

  • Звуковедения и дикции;

  • Ансамбля и строя;

  • Унисона и многоголосия;

  • Художественного исполнения;

  • Развивать разносторонние музыкальные способности детей,

А также:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к творческой деятельности.

Отличительные особенности программы.

Данная программа позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир музыки.

Учитываются коллективные и индивидуальные способности и возможности , а также желания детей.

Упражнения дыхательной гимнастики, вокально- технические упражнения, ритмические движения- полезны для здоровья каждого ребёнка.

Принципы педагогического процесса:

-принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания коллектива;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности молодого человека ;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В основу разработки программы положены технологии,

ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология группового обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.

Организация учебного процесса


Настоящая программа создана для обучающихся в средней общеобразовательной школе, рассчитана на 2года обучения. Старшая группа 13-16 лет, младшая группа-8-12лет. Состав участников хора – не менее 15 человек. Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Условия для приема в творческое объединение: наличие слуха, чувство ритма, музыкальной памяти. Условиями отбора для пения в хоре являются: желание обучающихся заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиями. Условия для отчисления – непосещение занятий.

Программа предусматривает занятия как полным составом хора, так и небольшими группами, дуэтами, трио и солистами. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.

Предусматривается комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Педагогические методы обучения

Наглядный:

- звуковые методы;

- зрительные методы;

- комбинированные методы.

Практический:

- технические упражнения;

- вокальные упражнения;

- выступления.

Воспитательный:

- метод убеждения средствами музыки, беседы;

- метод подражания, личный показ педагога, положительный пример;

- метод внушения, требования

Формы и режим занятий

Занятия (2 раза в неделю) могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, осваивают вокальную и дыхательную технику,разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности школьников.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, учителей, гостей.


Модель выпускника:


По окончании курса обучения выпускник, как творческая личность развивает и усовершенствует музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма; овладевает практическими умениями и навыками: пение в коллективе , культуре поведения на сцене; профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для занятий в хоре; расширяется музыкальный кругозор выпускника и его общая культура; происходит приобщение к концертной деятельности, а так же воспитание нравственных и эстетических чувств, воспитание любви к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям не только своей страны; расширяется эмоционально – ценностное отношение к миру.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первого года обучения



Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Постановка голоса

16


16

1.1

Певческая установка


2


2

1.2

Строение голосового аппарата.

Звукообразование.

2


2

1.3

Дыхание

3



3

1.4

Артикуляционная гимнастика

3


3

1.5

Кантилена и гласные в пении

2


2

1.6

Дикция

2



2

1.7

Настройка голосового аппарата.

Распевание

2


2

2.

Работа над репертуаром

5



5

2.1

Вокализы и учебно-тренировочный материал

1


1

2.2

Народные песни

1



1

2.3

Современные и популярные песни

1


1

2.4

Патриотические и военные песни

1


1

2.5

Стихотворный текст. Орфоэпия


1


1

3.

Развитие вокально-хоровых навыков

30


30

3.1

Унисон

6



6

3.2

Строй

6



6

3.3

Ансамбль

6



6

3.4

Двухголосие

6



6

3.5

Пение a’cappella

6



6

4.

Элементарная теория музыки

7

7


4.1

Основные музыкальные термины

1

1


4.2

Штрихи

1


1


4.3

Динамика и нюансы

1


1


4.4

Звуковедение и фразировка

1


1


4.5

Ритм и длительности

1


1


4.6

Лад и тональность

1


1


4.7

Графическое изображение мелодии

1

1


5.

Развитие актерских и творческих способностей

5


5

6.

Концертная деятельность

5



5


Итого:

68


7

61


Первый год обучения



Содержание курса


На первоначальном этапе работы особенно важно заинтересовать учащихся самим предметом изучения- искусством пения. Необходимо показать всю прелесть, богатство и разнообразие этого вида искусства, возбудить желание учащихся овладеть им. Это поможет воспитать в них настойчивость, упорство и прилежание в обучению хоровому пению.

Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том. Чтобы при пении мышцы тела находились в свободно-активном. Но не расслабленном состоянии.

Полезно, чтобы учащиеся при вдохе положили руки на ребра и проследили их движение во время дыхания. Вдох можно производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних ребер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания. Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а также вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы.

Прогнозируемые результаты (1год)

В результате первого года обучения учащийся должен иметь элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:

  • Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении;

  • Певческое дыхание: спокойный без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;

  • Правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое произношение согласных звуков;

  • Слуховое осознание чистой интонации.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные ее приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

Должен уметь применять вокально – технические навыки.


Обучающиеся должны знать/понимать:

- упражнения для развития дыхательного аппарата;

- \понятия о твердой и мягкой атаке звука;

- знать упражнения на расширение диапазона;

- Возможные упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой


Обучающиеся должны уметь:

- владеть голосовым аппаратом;

- правильно брать дыхание;

- в хоре слушать себя и товарищей.


Звуковедение и дикция


Естественный свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округлении гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте). Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.


Ансамбль и строй


Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонтрование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).


Работа над формированием исполнительских навыков

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения; понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений).

В первый год обучения ведется работа в основном над четырьмя задачами:

  1. Выработка навыков певческого дыхания, напевного и легкого звучания детских голосов, а также отчетливой ясной артикуляции (диапазон 3-5 звуков). Работа над унисоном.

  2. Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения. Выработка дикции в упражнениях подвижного темпа.

В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава.

  1. Расширение диапазона ( до октавы), выравнивание, округление звучания гласных при пении legato, выработка слитного хорового звучания, работа над унисоном.

  2. Работа над двухголосным пением (упражнения с самостоятельным голосоведением в хоровых партиях,начальные упражнения на терцовое двухголосие).

За текущий год учащиеся должны выучить не менее 4-5 хоровых произведений.


Текущий и промежуточный контроль


Формы текущего контроля могут быть разные: от контрольного урока публичного выступления на концертах, в зависимости от исполнительского уровня учащихся.

В конце первого полугодия обучающиеся в кружке принимают участие в районном смотре художественной самодеятельности среди общеобразовательных школ района, исполняют несколько произведений (3-4) разного характера: детская популярная и песня напевного характера

На переводном зачете в конце второго полугодия учащиеся должны исполнить также два-три произведения: русскую народную (без сопровождения) напевную, отечественную популярную песню и по выбору (эстрадную песню, классику).


Методические рекомендации

Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания учащимися ее цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поется данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.

Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно.

Система вокальных упражнений в школьном хоре строится на основе следующих положений вокальной педагогики:

  1. В процессе упражнений необходимо выработать у учащихся навык бесшумного и глубокого вдоха с расширением при вдохе области пояса, а также навык постепенного экономного выдоха с сохранением дыхательного положения грудной клетки. Не следует набирать чрезмерное количество воздуха.

Правильная организация певческого дыхания требует взаимосвязи отдельных частей голосового аппарата. Поэтому не следует увлекаться длительными изолированными дыхательными упражнениями (без пения);

  1. Начинать вокальные упражнения следует с естественно звучащих нот диапазона учащихся, идя постепенно по линии расширения зоны естественного, свободного (примарного) звучания; воспитывать светлое, звонкое звучание в хоре;

  2. В вокально-хоровых упражнениях необходимо учитывать, что в певческой дикции главное заключается не в произношении гласных в их орфоэпическом виде, а в сохранении правильного певческого тона, звучанию которого подчинено произношение гласных. Для этого необходима нейтрализация (выравнивание, округление) произношения гласных в пении, что, в свою очередь, часто требует сохранения чистоты звучания безударной гласной.

Использование гласных и, е и слогов ди, зи, ле помогает исправлять недостатки поющих «затемненным», глухим, излишне глубоким звуком, а гласные у, о и слоги ду, гу, ку, до - поющих открытым, «белым» звуком. Наиболее благоприятны в дикционном отношении песни с таким текстом, который содержит большое количество гласных и согласных звуков, произносящихся с участием голосовых связок.

Следует использовать попевки и упражнения:

  1. на округление и выравнивание гласных А, О, У, Ю;

  2. упражнения стабильного блока:

  • на дыхание,

  • на медленный долгий выдох,

  • на развитие артикуляции,

  • на подвижность диафрагмы,

  • на развитие ровности тембрового звучания,

  • гибкости голоса;

3. упражнения периодически обновляющегося блока:

на легкость и подвижность голоса,

на зубные язычные согласные- Д, З, Т, Р, Л, Н,

на губные- Б, П, В, М.

В практических занятиях наряду с упражнениями рекомендуется пение вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН второго года обучения



Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Теория



Постановка голоса

15


15

1.1

Певческая установка


2


2

1.2

Строение голосового аппарата.

Звукообразование.

1


1

1.3

Дыхание

3


3

1.4

Артикуляционная гимнастика

3


3

1.5

Кантилена и гласные в пении

2


2

1.6

Дикция

2


2

1.7

Настройка голосового аппарата.

Распевание

2


2

2.

Работа над репертуаром

5


5

2.1

Вокализы и учебно-тренировочный материал

1


1

2.2

Народные песни

1


1

2.3

Современные и популярные песни

1


1

2.4

Патриотические и военные песни

1


1

2.5

Стихотворный текст. Орфоэпия

1


1

3.

Развитие вокально-хоровых навыков

31


31

3.1

Унисон

6


6

3.2

Строй

6


6

3.3

Ансамбль

6


6

3.4

Двухголосие

7


7

3.5

Пение a’cappella

6


6

4.

Элементарная теория музыки

7

7


4.1

Основные музыкальные термины

1

1


4.2

Штрихи

1

1


4.3

Динамика и нюансы

1

1


4.4

Звуковедение и фразировка

1

1


4.5

Ритм и длительности

1

1


4.6

Лад и тональность

1

1


4.7

Графическое изображение мелодии

1

1


5.

Развитие актерских и творческих способностей

5


5

6.

Концертная деятельность

5


5


Итого

68

7

61



Второй год обучения

Содержание курса

Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее воспитание и развитие музыкально- певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду.

Продолжение формирования вокально- технических знаний, умений, навыков, особо важных для пения в хоре. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно- активному, экономному выдоху.

К первым четырём задачам ( см.первый год обучения) добавляется работа ещё над четырьмя задачами.

1. Чёткое, лёгкое исполнение мелких длительностей.Выработка навыков певческой дикции в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом и трудным сочетанием слов в тексте. дыхания, напевного и легкого звучания детских голосов, а также отчетливой ясной артикуляции (диапазон 3-5 звуков). Работа над унисоном.

2. Выработка энергичного, но не резкого forte и мягкого, но звучного piano на основе хорошего владения певческим дыханием.

3. Интонирование полутонов и хроматических ходов.

4. Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования в звучании юношеских голосов. Выработка навыков трехголосного пения.


Прогнозируемые результаты (2-год обучения)


В результате второго года обучения учащиеся должны расширить диапазон голоса до октавы. Продолжается работа над организацией дыхания. Преимущественно мягкая атака звука.

В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, гаммы. Округление гласных, способы их формирований в различных регистрах (головное звучание). В течение года должны выучить 5-6 произведений.

Формируемые знания и умения


Обучающиеся должны знать/понимать:

- упражнения для развития дыхательного аппарата;

- упражнения для развития силы голоса;

- вокальные упражнения на округление гласных мягких и твёрдых;

- вокальные упражнения на правильное произношение согласных;

- упражнения на развития четкой дикции;

- виды ансамблей;

- упражнения на расширение диапазона;

- Возможные упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой

Обучающиеся должны уметь:

- владеть голосовым аппаратом;

- правильно брать дыхание;

- в хоре слушать себя и товарищей;

- распределять дыхание в длинных мелодических фразах;

- работать над звукоизвлечением и округлением гласных;

- работать над штрихами и динамикой;

- чувствовать себя одним целым вместе с коллективом.


Текущий и промежуточный контроль

В конце второго года обучения количество исполняемых произведений должно быть увеличено.

В конце первого полугодия- 2-4 разнохарактерных и разножанровых песен. На переводном зачете, в конце года, 3-4 произведения. В репертуаре уже должны быть песни без сопровождения, академического классического жанра, в жанре народной и классической музыки, популярной современной песни.


Методические рекомендации

Идентичны первому году обучения.

Календарно - тематическое планирование на 2014 – 2015 учебный год. Кружок «Хоровое искусство»


№ п/п

Дата

Кол-во часов

Тема и содержание занятий

план

факт

1



2 ч.

Вводный урок. Что такое «хоровое пение, хоровое искусство».

Исполнение легких хоровых упражнений.

2



2 ч.

Постановка корпуса. Учимся правильно дышать. Исполнение легких напевных песен.

3



2 ч.

Звукообразование и округление гласных. Подбор репертуара.

4



2 ч.

Звукообразование, округление гласных. Работа над артикуляцией. Художественное содержание произведения.

5



2 ч.

Дикция и текст в песне.

6



2 ч.

Работа по фразам в песне.

7



2 ч.

Пение в «унисон». Работа над песней.

8



2 ч.

Плавный и отрывистый характер звуковедения.

9



2 ч.

Цепное дыхание. Контиленное звучание.

10



2 ч.

Строй. Динамика. Двухголосие. Песни:

11



2 ч.

Работа над двухголосием в песне.






12



2 ч.

Ансамбль.1-е сопрано, 2-е сопрано

13



2 ч.

Работа над выразительностью исполнения.

14



2 ч.

Разучивание Новогодних песен.

15



2 ч.

Художественное содержание песни. Работа над звукообразованием.

16



2 ч.

Двухголосие . Отработка партий 1-го и 2-го сопрано.

17



2 ч.

Повторение: цепное дыхание, дикция, округление гласных.


18



2 ч.

Повторение: динамика в песне. Выразительность исполнения.

19



2 ч.

Повторение выученных песен на основе технических навыков.

20



2 ч.

Разучивание песни:

21



2 ч.

Художественное содержание песни. Работа над текстом и мелодией.

22



2 ч.

Работа над текстом и мелодией. Работа над округлением гласных.

23



2 ч.

Цепное дыхание. Отрывистое и плавное звуковедение в разучиваемых произведениях.

24



2 ч.

Работа над окончанием фраз и предложений .

25



2 ч.

Трёхголосие. Работа над трёхголосием в хоровых упражнениях. Альт.

26



2 ч.

Двухголосие. Отработка 1 и 2 сопрано. Работа над 3-ей партией в хоре.

27



2 ч.

Дикция и динамика. Двухголосие. Трёхголосие. Исполнение произведения.

28



2 ч.

Повторение изученного материала. Упражнения. Песни. Сценический образ.


29



2 ч.

Работа над выразительностью исполнения.


30



2 ч.

Подготовка к концерту.

31



2 ч.

Концерт.

32



2 ч.

Резервное время.

33



2 ч.

Резервное время.

34



2 ч.

Резервное время.


ИТОГО:


68 ч.





Примерный репертуарный список


Произведения русских композиторов

Аренский А. «Комар один, задумавшись». «Птичка летит, летает».

Глинка М. «Ложится в поле мрак ночной» (из оперы «Руслан и Людмила»)

Лядов А. колыбельная. Окликание дождя

Произведения зарубежных композиторов

Бах И. С. «За рекою старый дом»

Мендельсон Ф. Воскресный день

Шуман Р. Домик у моря

Произведения современных зарубежных композиторов

Генков Г. Добрый ветер

Зыгеревич А. «Солнце подари»

Швен К. Песня о мосте

Эйслер Г. На всех наречьях

Эрдман Г. «Эй, лошадка, гоп, гоп, гоп»

Народные песни

Русские народные песни

«Ой да ты калинушка» (обр.)

«Гори, гори ясно» (обр. Л. Абелян)

«Сидит дрёма» (обр. А. Лядова)

«Блины (обр. А. Абрамского»

«Посеяли девки лен» (обр. А. Гречанинова»»

Произведения a capella

« Ты река ль , моя реченька»

Кюи Ц. Весеннее утро. – Репертуар хорового класса. Вып. 3. – М., 1966

Современные эстрадные песни:

«Здравствуй мир» авт. Лора Квинт;

«Подари улыбку миру» авт. О. Сазонова, А. Варламов;

«Мы дети солнца» авт. Ю. Энтин, Е. Крылатов;

«Птицы белые» авт. К. Никольский;

«День без выстрела на земле» авт. Р. Рождественский, Д. Тухманов ;

«Бухенвальдский набат» Мурадели, Р.Рождественский;

« Дом» Рома Гуцалюк;

Песни из репертуара группы «Непоседы», «Барбарики» и др.


Ресурсное обеспечение


1.Материально-технические:

-музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор);

-музыкальный центр, магнитофон;

-звукоусилительная аппаратура;

- наличие специального кабинета

- наличие репетиционного зала (сцена).

- компьютер.

- записи фонограмм в режиме «+» и «-».

- шумовые инструменты (детский ксилофон, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

- нотный материал, подборка репертуара.

- записи аудио, видео, формат CD, MP3.

- записи выступлений, концертов.


2.Методические: наличие аудио- и видеоматериалов с учебно-методическими комплексами.


Методическая литература


Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л. 1980

Музыка в школе: Журнал, 1983-1988

Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1-17. –М., 1961-1986

Попов В. Русская народная песня в детском хоре. –М., 1985

Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1.-М.,1986

Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. – М., 1988 (Вступительная статья)

Работа с детским хором: Сб. статей/Под ред. В. Соколова. – М., 1981

Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Вып. 2 (Вступительная статья). – М., 1987

Соколов В. Работа с хором 2-е изд. – М., 1983

Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1988

Струве Г. Школьный хор. М., 1981

Эстетическое воспитание в школах искусств: Сб. статей/Сост. П. Халабузарь. – М., 1988

Добровольская Н. М. Распевание в школьном хоре. М., 1969

Добровольская Н. М., Орлова Н. Д. Что нужно знать учителю о детском голосе. М.,1972

Орлова Н. Д. Развитие голоса девочек. М., 1960

Стулова Г. П. Хоровой класс. М., Просвещение, 1988

Апраксина О. А. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. М., 1975

Развитие детского голоса. Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи. М., 1963



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!