Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Художественное слово»
Возраст учащихся: 8-9 лет
Срок реализации :1 год
Оглавление
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Содержание программы
Комплекс организационно педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе ОУ (приказ № 204 от 31 августа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
Актуальность программы обусловлена следующими факторами.
В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.
Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.
Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).
Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный кружок «Художественное слово» Кружок существует с года.
Одаренные дети - это звездочки на школьном небосклоне. Задача учителя – помочь им засиять ярче.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
1.2Цели кружка «Художественное слово»: формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине, развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков,обучение детей умению владеть устным и письменным словом.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать творческие возможности детей
2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения
3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел
4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом
6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние
7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
Ожидаемые результаты
- Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок
- Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть
- Читать выразительно стихи, басни. Знать 2-3 стихотворения наизусть.
- Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений
- еть работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя
- Учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.
1.3 Содержание программы
Данная программа рассчитана на 2021- 2022 учебный год. С последующим ее развитием на три учебных года.. Программа литературного кружка «Художественное слово» рассчитана на 34 часа в год, и включает в себя работу
- по восприятию чужой речи;
- по воспроизводству готового текста;
- по созданию собственных высказываний
2.Комплекс организационно педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата прове дения | Кор рек тировка |
1 | Вводное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. Знакомство. Играем этюды. «Знакомство», «Органическое молчание» и др. «В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи. | 1 | | |
2 | Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А.Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами. Упражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова» | 1 | | |
3 | Чудо поэтического слова. (Развитие понятий метафора, стихотворная и прозаическая речи.) Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М.Нахимовского.»Хомячок», «Рожицы» | 1 | | |
4 | Подготовка к общешкольному празднику Дню учителя. Составление сценария. Разучивание сценок и стихов. | 1 | | |
5 | Репетиция сценок, стихов, песен к Дню Учителя. | 1 | | |
6. | Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. Отбор стихов на конкурс. | 1 | | |
7. | Подготовка к районному конкурсу чтецов. Отработка артикуляции, голоса, ритмики. | 1 | | |
8 | Подготовка к общешкольному конкурсу чтецов .Отработка техники речи. | 1 | | |
9 | Подготовка к участию в муниципальном конкурсе чтецов | 1 | | |
10 | Подготовка и выпуск газеты «Русское слово». | 1 | | |
11 | Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова».Подготовка к Дню Матери. | 1 | | |
12 | Выбор стихов и сценок к концерту посвящённому Дню Матери. | 1 | | |
13 | Выпуск газеты «Русское слово» к Дню Матери. Подготовка к мероприятию к Дню матери. | 1 | | |
14 | Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 1 | | |
15 | Редактирование сочинений «Одна юбилейная дата» Сергий Радонежский – заступник и просвятитель земли русской. Подбор стихов, сценок, песен к Новому году. | 1 | | |
16 | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. Разучивание стихов, песен, сценок к Новому году. | 1 | | |
17 | Подготовка к Новому году.Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок) | 1 | | |
18 | Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание калядок, рождественские стихи. | 1 | | |
19 | Просмотр фильма « Православные святыни Руси». Заочная экскурсия в Муром. | 1 | | |
20 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля. | 1 | | |
21 | Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова | 1 | | |
22 | Подборка номеров художественной самодеятельности для общешкольного концерта к 8 марта.. | 1 | | |
23 | Сбор материала для исследовательских работ. Создание выпуска праздничной газеты, презентации. Подготовка к конкурсу сочинений, стихов «Мама – это солнце» | 1 | | |
24 | Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Сбор материала для исследовательских работ. | 1 | | |
25 | Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Выпуск праздничной газеты «Русское слово», конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце» | 1 | | |
26 | Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ. | 1 | | |
| Редактирование исследовательских работ. Подготовка к защите. Составление презентации. | 1 | | |
27 | Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». 11.Изучаем язык мимики и жестов. | 1 | | |
28 | Слово в прозе 1. Жанры прозы. 2. Художественный анализ текста. 3. Коллективная творческая работа: «Мы придумываем сказку», «Мы пишем рассказ», «Творческий эксперимент». 4. Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. | | | |
29 | Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа». Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал». Басни И.А.Крылова. Составление партитуры. | | | |
30 | Разработка сценария митинга к Дню Победы. Подборка стихов, песен, инсценировок. | 1 | | |
31 | Создание презентации «И опять приходит День Победы» Выпуск праздничной газеты. | 1 | | |
32 | Православные традиции в жизни современного человека и в русской литературе. История праздника Пасхи. | 1 | | |
33 | Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах». | 1 | | |
34 | Слово в прозе 1. Жанры прозы. 2. Художественный анализ текста. 3. Коллективная творческая работа: «Мы придумываем сказку», «Мы пишем рассказ», «Творческий эксперимент». 4. Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. | 1 | | |
| | | | |
2.2 Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение | -кабинет №6 - компьютер, принтер, интерактивная доска, проектор, географические карты |
Информационное обеспечение | изобразительные наглядные пособия – таблицы; рисунки, схемы, плакаты, схематические рисунки различные словари; энциклопедии; художественные книги. |
Кадровое обеспечение | Бакурина Елена Викторовна учитель начальных классов(высшая категория) |
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Фестиваль
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
0 - 1,0 – низкий уровень; 1,1 - 2,0 –ниже среднего; 2,1 - 3,0 – средний уровень; 3,1 - 4,0 –выше среднего; 4,1 - 5,0 – высокий уровень. | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
| |
Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
| |
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Беседа
Выставка
Защита проекта
Игра
Презентация
Мини-конференция
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
2.6.Список литературы
1. 1 . Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.
2. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991
3. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.
4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.
5. 5. Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.
6. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.
7. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
8. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»
Русские народные сказки