Аннотация
Программа кружка «Клуб Веселых Литераторов » реализует духовно – нравственное и художественно-эстетическое направления во внеурочной деятельности в 6 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования второго поколения.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
Данная программа учитывает особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала методики преподавания литературы и театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление читательского опыта и знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с повышением интереса к литературе, развитием артистизма и навыков сценических воплощений.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к литературе и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 6 класса, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Клуб Веселых Литераторов» в 5 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ инсценировок, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, по возможности, посещение спектаклей.
Кружок художественного инсценирования « Клуб Веселых Литераторов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планируемые результаты освоения программы:
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над инсценировкой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Учебно-тематический план
N п\п | Содержание программы | Всего часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Азбука инсценирования | 1 |
3. | Культура и техника речи | 4 |
4. | Ритмопластика | 1 |
5. | Основы театральной культуры | 2 |
6. | Изучение произведений, работа над инсценированием, показы | 24 |
7. | Заключительное занятие | 1 |
| Итого: | 34 |
4.Содержание программы (34 часа)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. ( 1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г.Иркутска (презентация)
2 раздел. ( 1 час) Азбука инсценирования – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. ( 1 час) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. ( 4 часа) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. ( 2 часа) Основы театральной культуры. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
Знакомство с театрами г. Иркутска (презентация)
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. ( 24 часа) Работа над изучением и инсценировкой басен, рассказов базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить создавать образ героя басен, рассказов; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. ( 1 часа) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Календарно-тематическое планирование кружка «Клуб Веселых Литераторов»
№ урока | Тема | Основное содержание занятия | Количест-во часов | Формы и методы работы | Вид деятельности | Виды контроля |
1 | Вводное занятие. | Задачи и особенности занятий в кружке. | 1 | беседа | Решение организационных вопросов. | |
2 | Основы театральной культуры. | Познакомить с понятиями «художественное инсценирование», «театр». Знакомство с театрами г.Иркутска (презентация) | 1 | Фронтальная работа | Просмотр презентаций | текущий |
3 | Учимся играть. | Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся подбирать простейшие рифмы. | 1 | Работа в парах, группах. | Знакомство с правилами поведения на сцене | предварительный |
4 | Культура и техника речи. | Разучиваем пословицы и поговорки. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра. | 1 | Фронтальная, групповая работа. | Показ презентации «Пословицы в картинках» Распределение ролей | Показ инсценировок. |
5 | Ритмопластика | 1. Повторение. Упражнения на развитие дикции (скороговорки ). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. 2. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | 1 | Фронтальная, групповая и индивидуальная работа | Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики | текущий |
6-7 | Басня – мудрость тысячелетий. Знакомство с баснями «Ворона и лисица» Эзопа, Лафонтена, Крылова. | Упражнения на развитие дикции (скороговорки ). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Знакомство с истоками басенного жанра. Родоначальники басни. Сравнительный анализ басен «Ворона и лисица». Юмор в баснях. | 2 | Фронтальная, групповая и индивидуальная работа | Распределение ролей, выразительное чтение, инсценирование. | Показ инсценировок |
8-10 | Басни дедушки Крылова. | Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Знакомство с баснями И.А.Крылова «Квартет», «Свинья под дубом» и др. (по выбору учащихся) | 3 | Фронтальная, групповая и индивидуальная работа. Отработка дикции | Распределение ролей, выразительное чтение, инсценирование | Инсценирование басен Крылова |
11 | «В гостях у Михалкова». | Знакомство с творческой биографией С.Михалкова: стихи, рассказы, басни. | 1 | Фронтальная работа. | Просмотр презентаций | Текущий |
12 | Басни С.Михалкова «Волшебное слово», «Услужливый», «Заяц – симулянт» | Знакомство с текстом, выбор басни для инсценировки, распределение ролей, диалоги героев. Юмор в баснях. | 1 | Фронтальная, групповая и индивидуальная работа | Распределение ролей, выразительное чтение, инсценирование | Показ инсценировки |
13 | Инсценирование басен С.Михалкова «Заяц и пчела», «Дальновидная сорока» | Знакомство с содержанием басен, распределение ролей, диалоги героев, репетиции. | | Фронтальная работа, словесные методы | Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью | Показ инсценировки |
14 | Культура и техника речи | Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание. | 1 | Индивидуальная работа | Работа над постановкой дыхания. | Тематический |
15 | Чтение в лицах стихотворений С.Михалкова. | Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции. Юмор в стихотворениях. | 1 | Фронтальная работа | Конкурс на лучшего чтеца | Текущий |
16 | Культура и техника речи. Инсценирование рассказов. | Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом | 3 | Фронтальная, групповая и индивидуальная работа | Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью | Показ инсценировки гостям |
17 | Инсценирование рассказа Михалкова «Сами виноваты» | Знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев. Юмор в рассказе. | 1 | Групповая, парная и индивидуальная работа. словесные методы | Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах | Художественное чтение диалогов. |
18 | Репетиция инсценировки рассказа С.Михалкова «Сами виноваты» | Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики. | 1 | Индивидуальная работа | Работа над дикцией, выразительностью | Показ инсценировки |
19 | Подготовка к инсценировке рассказа С.Михалкова «Праздник непослушания» | Знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев. Юмор в рассказе. | 1 | Фронтальная работа, словесные методы | Разучивание диалогов | Художественное чтение диалогов |
20 | Репетиция инсценировки рассказа С.Михалкова « Праздник непослушания» | Репетиция инсценировки. | | Индивидуальная работа, работа в парах. | Работа над созданием образов героев с помощью жестов и мимики. Разучивание диалогов | Показ инсценировки |
21 | Основы театральной культуры | Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения | 1 | Групповая работа, поисковые методы | Игра | Текущий |
22 - 23 | Рассказ М.Зощенко. «Умная Тамара». | Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2. Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | 2 | Фронтальная работа, словесные методы | Работа с текстом рассказа: распределение ролей, репетиции | Показ инсценировки |
24 | Культура и техника речи. | Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. | 1 | Групповая работа. Методы поисковые, наглядные | Разучиваем игры-пантомимы. Подбор музыкального сопровождения. | Показ пантомимы. |
25-26 | Культура и техника речи Инсценирование рассказа М.Зощенко «Галоша» | 1. Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). 2.Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). 3. Знакомство с содержанием , распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | 2 | Словесные и наглядные методы. Групповая работа | Работа над постановкой дыхания. Репетиция | Выразительное чтение диалогов |
27 | Инсценирование рассказов Зощенко. | Художественное инсценирование | 1 | Словесные и наглядные методы | Игра | Итоговый – выступление перед гостями |
28 | А.П.Чехов. Творческая биография. Юмористические рассказы Чехова. | Знакомство с творческой судьбой писателя. Чтение юмористических рассказов «Толстый и тонкий», «Хирургия». | 1 | Фронтальная работа. | Просмотр презентации, выразительное чтение диалогов. | Выразительное чтение диалогов |
29 -30 | Инсценирование рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» | Работа над созданием образов героев с помощью жестов и мимики. Разучивание диалогов | 2 | Индивидуальная | Распределение ролей, диалоги героев, репетиции, изготовление реквизита. | Показ инсценировки |
31-33 | Инсценирование рассказа А.П.Чехова «Хирургия» | Работа над созданием образов героев с помощью жестов и мимики. Разучивание диалогов. | 3 | Индивидуальная, групповая | Распределение ролей, диалоги героев, репетиции, изготовление реквизита. | Показ инсценировки |
34 | Заключительное занятие. | Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. | 1 | Фронтальная работа. Словесные методы | «Капустник» - показ любимых инсценировок | Итоговый – выступление перед гостями |
| Итого: | | 34 | | | |
Лист корректировки рабочей программы
№ уроков | Темы | Корректирующие мероприятия | № и дата приказа |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |