СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка Клуб Веселых Литераторов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для внеурочной деятельности ппо предмету "Литература" для 5 -6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка Клуб Веселых Литераторов»


Аннотация

Программа кружка «Клуб Веселых Литераторов » реализует духовно – нравственное и художественно-эстетическое направления во внеурочной деятельности в 6 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования второго поколения.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.

Данная программа учитывает особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.


Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала методики преподавания литературы и театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление читательского опыта и знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

 Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с повышением интереса к литературе, развитием артистизма и навыков сценических воплощений.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к литературе и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 6 класса, на 1 год обучения.

На реализацию курса «Клуб Веселых Литераторов» в 5 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ инсценировок, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, по возможности, посещение спектаклей.
























Кружок художественного инсценирования « Клуб Веселых Литераторов»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Планируемые результаты освоения программы:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

  • наизусть стихотворения русских авторов.

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над инсценировкой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)











Учебно-тематический план


N п\п

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Азбука инсценирования

1

3.

Культура и техника речи

4

4.

Ритмопластика

1

5.

Основы театральной культуры

2

6.

Изучение произведений,

работа над инсценированием, показы

24

7.

Заключительное занятие

1


Итого:

34














4.Содержание программы (34 часа)


Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1 раздел. ( 1 час) Вводное занятие.

На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.

-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

- Знакомство с театрами г.Иркутска (презентация)

2 раздел. ( 1 час) Азбука инсценирования – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

3 раздел. ( 1 час) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

4 раздел. ( 4 часа) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

5 раздел. ( 2 часа) Основы театральной культуры. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

Знакомство с театрами г. Иркутска (презентация)

Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

6 раздел. ( 24 часа) Работа над изучением и инсценировкой басен, рассказов базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Задачи учителя. Учить создавать образ героя басен, рассказов; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.


7 раздел. ( 1 часа) Заключительное занятие

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.


Календарно-тематическое планирование кружка «Клуб Веселых Литераторов»


№ урока

Тема

Основное содержание занятия

Количест-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

1

Вводное занятие.

Задачи и особенности занятий в кружке.

1

беседа

Решение организационных вопросов.


2

Основы театральной культуры.

Познакомить с понятиями «художественное инсценирование», «театр».

Знакомство с театрами г.Иркутска (презентация)

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

текущий

3

Учимся играть.

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся подбирать простейшие рифмы.

1

Работа в парах, группах.

Знакомство с правилами поведения на сцене

предварительный

4

Культура и техника речи.


Разучиваем пословицы и поговорки.

Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра.



1

Фронтальная, групповая работа.

Показ презентации «Пословицы в картинках»

Распределение ролей

Показ инсценировок.

5

Ритмопластика

1. Повторение. Упражнения на развитие дикции (скороговорки ). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.


2. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

1

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

текущий

6-7

Басня – мудрость тысячелетий. Знакомство с баснями «Ворона и лисица» Эзопа, Лафонтена, Крылова.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки ). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Знакомство с истоками басенного жанра. Родоначальники басни.

Сравнительный анализ басен «Ворона и лисица». Юмор в баснях.


2

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа

Распределение ролей, выразительное чтение, инсценирование.

Показ инсценировок

8-10

Басни дедушки Крылова.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Знакомство с баснями И.А.Крылова «Квартет», «Свинья под дубом» и др. (по выбору учащихся)


3

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Отработка дикции

Распределение ролей, выразительное чтение, инсценирование

Инсценирование басен Крылова


11

«В гостях у Михалкова».

Знакомство с творческой биографией С.Михалкова: стихи, рассказы, басни.

1

Фронтальная работа.

Просмотр презентаций

Текущий

12

Басни С.Михалкова

«Волшебное слово», «Услужливый», «Заяц – симулянт»

Знакомство с текстом, выбор басни для инсценировки, распределение ролей, диалоги героев. Юмор в баснях.

1

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа

Распределение ролей, выразительное чтение, инсценирование

Показ инсценировки

13

Инсценирование басен С.Михалкова «Заяц и пчела», «Дальновидная сорока»

Знакомство с содержанием басен, распределение ролей, диалоги героев, репетиции.


Фронтальная работа, словесные методы

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

Показ инсценировки

14

Культура и техника речи



Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание.

1

Индивидуальная работа

Работа над постановкой дыхания.

Тематический

15

Чтение в лицах стихотворений С.Михалкова.

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции. Юмор в стихотворениях.



1

Фронтальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

Текущий

16

Культура и техника речи.

Инсценирование рассказов.

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом


3

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

Показ инсценировки гостям

17

Инсценирование рассказа Михалкова

«Сами виноваты»

Знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев. Юмор в рассказе.


1

Групповая, парная и индивидуальная работа. словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

Художественное чтение диалогов.

18

Репетиция инсценировки рассказа С.Михалкова «Сами виноваты»

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики.

1

Индивидуальная работа

Работа над дикцией, выразительностью

Показ инсценировки

19

Подготовка к инсценировке рассказа С.Михалкова «Праздник непослушания»

Знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев. Юмор в рассказе.



1

Фронтальная работа, словесные методы

Разучивание диалогов

Художественное чтение диалогов

20

Репетиция инсценировки рассказа С.Михалкова « Праздник непослушания»

Репетиция инсценировки.


Индивидуальная работа, работа в парах.

Работа над созданием образов героев с помощью жестов и мимики. Разучивание диалогов

Показ инсценировки

21

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

1

Групповая работа, поисковые методы

Игра

Текущий

22 - 23

Рассказ М.Зощенко. «Умная Тамара».

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».

2. Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

2

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом рассказа: распределение ролей, репетиции

Показ инсценировки

24

Культура и техника речи.


Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы. Подбор музыкального сопровождения.

Показ пантомимы.

25-26

Культура и техника речи

Инсценирование рассказа М.Зощенко «Галоша»

1. Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). 2.Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

3. Знакомство с содержанием , распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

2

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция

Выразительное чтение диалогов

27

Инсценирование рассказов Зощенко.


Художественное инсценирование

1

Словесные и наглядные методы

Игра

Итоговый – выступление перед гостями

28

А.П.Чехов. Творческая биография. Юмористические рассказы Чехова.

Знакомство с творческой судьбой писателя. Чтение юмористических рассказов «Толстый и тонкий», «Хирургия».

1

Фронтальная работа.

Просмотр презентации, выразительное чтение диалогов.

Выразительное чтение диалогов

29 -30

Инсценирование рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Работа над созданием образов героев с помощью жестов и мимики. Разучивание диалогов

2

Индивидуальная

Распределение ролей, диалоги героев, репетиции, изготовление реквизита.


Показ инсценировки

31-33

Инсценирование рассказа А.П.Чехова «Хирургия»

Работа над созданием образов героев с помощью жестов и мимики. Разучивание диалогов.

3

Индивидуальная, групповая

Распределение ролей, диалоги героев, репетиции, изготовление реквизита.

Показ инсценировки

34

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

1

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

Итоговый – выступление перед гостями


Итого:


34











Лист корректировки рабочей программы

№ уроков

Темы

Корректирующие мероприятия

№ и дата приказа