Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Мой друг-русский язык", 5 класс»
Организация кружка «Мой друг-русский язык» (5 класс)
Программа
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
Лингвистический факультатив – это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Основными целями проведения кружковых занятий являются:
* привитие интереса учащимся к русскому языку;
* углубление и расширение знаний по русскому языку;
* развитие лингвистического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
* воспитание настойчивости, инициативы.
Организация работы факультатива.
В основе работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа начинается в начале сентября. В течение года занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке которых активное участие принимают члены факультатива.
Основные требования к программе факультатива:
1) связь содержания программы факультатива с изучением программного материала;
2) использование занимательности;
3) использование исторического материала;
4) решение нестандартных, олимпиадных задач;
5) учет желаний учащихся;
6) особенности школы;
7) наличие необходимой литературы у учителя.
Методы и формы работы.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.
Используемая литература.
Современный русский язык в программированных упражнениях. Учебное пособие для студентов и абитуриентов. М.: издательство МГЛУ, 2001.
Зайцева О. Н. Уроки истории языка в школе: Предпрофильное обучение: Методическое пособие для учителя. М.: Вербум-М, 2005
Дроздова О. Е. Методические рекомендации к урокам языкознания: Пособие для учителя, М.: Владос, 2003
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки |
1 | Введение. Роль языка в жизни человека. | 1 | |
2 | В мире звуков. Звук и буква. | 1 | |
3 | Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. | 1 | |
4 | Игры с буквами, звуками. | 1 | |
5 | Игры с буквами и словами. | 1 | |
6 | «Слово – образ, слово – ассоциация». Игры со словами. | 1 | |
7 | Бывают ли у слов родственники? | 1 | |
8 | К истокам слова. | 1 | |
9 | Можно ли сломать язык? | 1 | |
10 | Сказал то же, да не одно и то же. | 1 | |
11 | Тёзки наоборот. | 1 | |
12 | Игры со словами. «Слово – понятие, слово – творчество». | 1 | |
13 | О словах одинаковых, но разных. | 1 | |
14 | Азбука важных и вежливых слов. | 1 | |
15 | Фразеологические обороты. | 1 | |
16 | Почему мы так говорим? | 1 | |
17 | Крылатые слова. | 1 | |
18 | Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). | 1 | |
19 | «Биография слов». | 1 | |
20 | Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз. | 1 | |
21 | Как правильно употреблять слова. | 1 | |
22 | Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики. | 1 | |
23 | Игры с буквами и словами: распавшиеся слова, слово в слове. | 1 | |
24 | В руках умелых слово творит чудеса. | 1 | |
25 | Откроем за буквами русского языка чудо. | 1 | |
26 | Игры с буквами и словами: верно – не верно. | 1 | |
27 | Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы, буриме. | 1 | |
28 | Почему мы так говорим? | 1 | |
29 | Богатство русского языка (фразеологизмы). | 1 | |
30 | Богатство русского языка (синонимы, антонимы). | 1 | |
31 | Что бы это значило? Секреты одной буквы, логогриф. | 1 | |
32 | Превращения слов. | 1 | |
33 | Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | |