СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Наши ручки - говорушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровой материал данной программы способствует развитию мелкой моторики дошкольников, а также помогает детям познавать окружающий мир и активизировать речевые способности детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Наши ручки - говорушки"»

Программа кружка

«Наши ручки – говорушки»

Пояснительная записка

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития детей и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Направленность

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана через развитие пальчиковой и общей моторики, обеспечивающих двигательные функции руки, скоординированные действия глаза и руки, положительно влиять на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Актуальность

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Деятельность кружка «Наши ручки - говорушки» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, развитие речи и творческих способностей.

Цель: развитие речи и мелкой моторики детей 4 – 5 лет в играх и упражнениях.

Задачи программы:

Образовательные:

- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, ритмичность развития тактильной, кожной чувствительности пальцев рук; создавать условия для развития мелкой моторики и развития речи, расширять коммуникативные способности детей.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие речи детей.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, внимательность к выполнению заданий.

Принципы обучения

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей.

3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий.

Программа разработана для детей 4 - 5 лет.

Срок реализации программы – 1 года

Формы и режим занятий:

- ведущей формой организации занятий является групповая форма.

- наполняемость группы – 12 человек.

- занятия проводятся -1 раз в неделю, продолжительностью 20 -25 минут.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:

Вводная часть – 5 минуты.

Основная часть –10-15 минут.

Заключительная часть – 5 минуты.

Методы и приемы:

Словесные (рассказы, объяснения, беседы)

Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)

Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения)

Игровые (различные дидактические игры)

Виды занятий: занятия проводятся в игровой форме.

На занятиях будут использоваться пальчиковые игры, театрализованные игры с пальчиковыми куклами, массаж пальчиков с помощью различных подсобных материалов, игры с различными пособиями по сенсорике и сенсомоторике.

Предполагаемый результат обучения

- научится ориентируется в пространстве и на микроплоскости;

- научится быстро и успешно справляться с заданиями, требующими координированных движений рук;

- научится выполнять задания по словесной и зрительной инструкции;

- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;

- повысится речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети смогут использовать пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- у детей будет развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Необходимые материалы и оборудование:

- резиновые игрушки, мячики (ежи);

- бусы, нитки, мозаика, прищепки, счетные палочки, шишки, спички;

- различные материалы: пластичные, сыпучие (крупы, макароны, бобовые, песок, орехи); образцы тканей разной фактуры;

- бумага, цветные карандаши;

- фигурки животных, муляжи овощей;

- фигурки для пальчикового театра;

- картотека пальчиковых игр;

- картотека потешек;

Перспективно-календарный план работы кружка

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1. Овощи - 2

2. Фрукты - 2

- стимулировать тактильные ощущения

- развивать мелкую моторику рук и пальцев, координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением

- формировать умение вслушиваться в речь окружающих и давать ответные двигательные и речевые реакции

- формировать слуховое восприятия к неречевым звукам (звуки животных, скрип деревьев, плеск воды, шелест листьев)

- формировать предметную соотнесенность знаний (покажи предмет - назови его)

Октябрь

1. Осень

2. Лес. Грибы

3. Лес. Ягоды

4. Лес. Деревья


- формировать слуховое восприятия к неречевым звукам (звуки животных, скрип деревьев, плеск воды, шелест листьев)

- формировать предметную соотнесенность знаний (покажи предмет - назови его)

- упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений

Ноябрь

1. Моя семья

2. Мой дом

3. Мебель

4. Игрушки

- формировать умение вслушиваться в речь окружающих и давать ответные двигательные и речевые реакции

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимание

- тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками

- развивать координацию движений

Декабрь

1. Одежда

2. Обувь

3. Головные уборы

4. Новый Год

- формировать умение соотносить словесную инструкцию с выполняемым действием (на примере действий и по картинкам)

- формировать умение правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении

- закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии

- закреплять умение проводить округлые линии

Январь

1. Зима

2. Зимующие птицы

3. Зимние забавы

- развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить

- развивать координацию движений рук, мелкую моторику

- совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь

Февраль

1. Домашние животные

2. Дикие животные

3. Домашние птицы

4. Транспорт

- формировать умение называть и показывать домашних и диких животных

- формировать умение составлять предложения по выполняемому действию

- развивать речь, умение быстро и чисто говорить

- развивать координацию движений рук, мелкую моторику

- совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Март

1. Мамин праздник

2. Весна

3. Весенние цветы

4. Комнатные растения

- учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту

- учить создавать узор из кругов, штрихов.

- развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить

- развивать координацию движений рук, мелкую моторику

- совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Апрель

1. Профессии. Продавец

2. Профессии. Врач

3. Профессии.

Повар

4. Почтальон


- знакомить детей с профессиями людей, их трудовыми действиями.

- закрепить обобщающее понятие профессия

- развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить

- развивать координацию движений рук, мелкую моторику

- совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Май

1. Насекомые

2.Рыбки в аквариуме

3. Цветы на лугу

4. Скоро лето

- обогащать и уточнять словарь по теме

- упражнять в составлении рассказа по плану-схеме

- стимулировать тактильные ощущения

- развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением

- развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений.

- воспитывать бережное отношение к природе.

Список используемой литературы

1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.

2. Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. – 2009.

3. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008

4. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! – СПб.: издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.

5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. -2005.

6. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4—5 лете ЗПР. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

7. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007