Программа кружка
«Наши ручки – говорушки»
Пояснительная записка
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития детей и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Направленность
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана через развитие пальчиковой и общей моторики, обеспечивающих двигательные функции руки, скоординированные действия глаза и руки, положительно влиять на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Актуальность
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Деятельность кружка «Наши ручки - говорушки» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, развитие речи и творческих способностей.
Цель: развитие речи и мелкой моторики детей 4 – 5 лет в играх и упражнениях.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, ритмичность развития тактильной, кожной чувствительности пальцев рук; создавать условия для развития мелкой моторики и развития речи, расширять коммуникативные способности детей.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, внимательность к выполнению заданий.
Принципы обучения
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий.
Программа разработана для детей 4 - 5 лет.
Срок реализации программы – 1 года
Формы и режим занятий:
- ведущей формой организации занятий является групповая форма.
- наполняемость группы – 12 человек.
- занятия проводятся -1 раз в неделю, продолжительностью 20 -25 минут.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 5 минуты.
Основная часть –10-15 минут.
Заключительная часть – 5 минуты.
Методы и приемы:
Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения)
Игровые (различные дидактические игры)
Виды занятий: занятия проводятся в игровой форме.
На занятиях будут использоваться пальчиковые игры, театрализованные игры с пальчиковыми куклами, массаж пальчиков с помощью различных подсобных материалов, игры с различными пособиями по сенсорике и сенсомоторике.
Предполагаемый результат обучения
- научится ориентируется в пространстве и на микроплоскости;
- научится быстро и успешно справляться с заданиями, требующими координированных движений рук;
- научится выполнять задания по словесной и зрительной инструкции;
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- повысится речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети смогут использовать пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- у детей будет развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Необходимые материалы и оборудование:
- резиновые игрушки, мячики (ежи);
- бусы, нитки, мозаика, прищепки, счетные палочки, шишки, спички;
- различные материалы: пластичные, сыпучие (крупы, макароны, бобовые, песок, орехи); образцы тканей разной фактуры;
- бумага, цветные карандаши;
- фигурки животных, муляжи овощей;
- фигурки для пальчикового театра;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека потешек;
Перспективно-календарный план работы кружка
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | 1. Овощи - 2 2. Фрукты - 2 | - стимулировать тактильные ощущения - развивать мелкую моторику рук и пальцев, координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением - формировать умение вслушиваться в речь окружающих и давать ответные двигательные и речевые реакции - формировать слуховое восприятия к неречевым звукам (звуки животных, скрип деревьев, плеск воды, шелест листьев) - формировать предметную соотнесенность знаний (покажи предмет - назови его) |
Октябрь | 1. Осень 2. Лес. Грибы 3. Лес. Ягоды 4. Лес. Деревья | - формировать слуховое восприятия к неречевым звукам (звуки животных, скрип деревьев, плеск воды, шелест листьев) - формировать предметную соотнесенность знаний (покажи предмет - назови его) - упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии - развивать мелкую моторику рук, координацию движений |
Ноябрь | 1. Моя семья 2. Мой дом 3. Мебель 4. Игрушки | - формировать умение вслушиваться в речь окружающих и давать ответные двигательные и речевые реакции - развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимание - тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками - развивать координацию движений |
Декабрь | 1. Одежда 2. Обувь 3. Головные уборы 4. Новый Год | - формировать умение соотносить словесную инструкцию с выполняемым действием (на примере действий и по картинкам) - формировать умение правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении - закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии - закреплять умение проводить округлые линии |
Январь | 1. Зима 2. Зимующие птицы 3. Зимние забавы | - развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить - развивать координацию движений рук, мелкую моторику - совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь |
Февраль | 1. Домашние животные 2. Дикие животные 3. Домашние птицы 4. Транспорт | - формировать умение называть и показывать домашних и диких животных - формировать умение составлять предложения по выполняемому действию - развивать речь, умение быстро и чисто говорить - развивать координацию движений рук, мелкую моторику - совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. |
Март | 1. Мамин праздник 2. Весна 3. Весенние цветы 4. Комнатные растения | - учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту - учить создавать узор из кругов, штрихов. - развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить - развивать координацию движений рук, мелкую моторику - совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. |
Апрель | 1. Профессии. Продавец 2. Профессии. Врач 3. Профессии. Повар 4. Почтальон | - знакомить детей с профессиями людей, их трудовыми действиями. - закрепить обобщающее понятие профессия - развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить - развивать координацию движений рук, мелкую моторику - совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. |
Май | 1. Насекомые 2.Рыбки в аквариуме 3. Цветы на лугу 4. Скоро лето | - обогащать и уточнять словарь по теме - упражнять в составлении рассказа по плану-схеме - стимулировать тактильные ощущения - развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением - развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений. - воспитывать бережное отношение к природе. |
Список используемой литературы
1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
2. Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. – 2009.
3. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008
4. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! – СПб.: издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.
5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. -2005.
6. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4—5 лете ЗПР. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
7. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007