СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа дополнительного образования учащихся 5-11 классов по декоративно-прикладному искусству холодный батик "Палитра"
Филиал кадетская школа (Мариинская гимназия) государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»
в р. п. Шолоховском
«Утверждена» Директор филиала
_________ / Войнова Н. А./
Приказ от _______ 2020 г. № ____
М. П.
Дополнительная общеразвивающая
программа
дополнительного образования детей
художественно-эстетического направления
Холодный батик «Палитра»
Вид программы: самостоятельно
разработанная
Срок реализации программы:
1 год
Возраст: 11-18 лет
Составитель программы:
педагог дополнительного
образования
Недодаева Евгения
Александровна
2020 год
р. п. Шолоховский
СОДЕРЖАНИЕ
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы…………………………………………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………3-4
Цель и задачи программы……………………………………………4-5
Содержание программы……………………………………………..5-6
Планируемые результаты……………………………………………6-8
Комплекс организационно-педагогических условий……………………9
Календарный учебный график………………………….…………9-23
Условия реализации………………………….…………………….23-24
Формы организации…………………………………………….….24-29
Список литературы………………………………………………………..29
Материально-техническое обеспечение…………………………………30
Лист фиксирования изменений и дополнений в дополнительной рабочей программе………………………………………………………………31-32
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Палитра» в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества определяет содержание и организацию образовательного процесса в филиале КШ (Мариинская гимназия) ГБОУ РО «БККК».
Настоящая Программа составлена: в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; на основе анализа авторских образовательных программ по батику («БАТИК» Чекменёвой О.Н., «Изобразительное искусство батик» Плотникова С.Н., «Мир батика» Горский В.А. , Смирнов Д.В, Тимофеев А.Т и т.д.), собственных наработок по результатам реализации дополнительной общеразвивающей программы «Палитра», а также в соответствии с ФГОС для программ общеобразовательных программ по «Технологии» и «Изобразительному искусству».
Работа с шелком и красками - увлекательное и захватывающее занятие. Насыщенность и яркость красок в сочетании с мерцанием шелка превращают даже самый простой замысел и незатейливый, на первый взгляд, узор в нечто удивительное.
Искусство украшения тканей известно с давних времен. Родиной батика принято считать Индонезию. Здесь до сих пор сохранились древнейшие технологии изготовления батика. Слово «батик» произошло от инденезийского batik (ba- хлопчатобумажная ткань, tik – означает «точка» или «капля»). Современный батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витража, мозаики.
Программа художественно-эстетической направленности «Батик» является структурной частью системы дополнительного образования, учреждения которой становятся центрами развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей. Программа представляет собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом учащихся, разнообразием и свободой выбора деятельности, что является отличительной особенностью от других программ данного направления.
Программа дает возможность развития творческой личности подростка, ее самореализации и самосовершенствования. Основное направление программы – реализация интересов и потребностей подростков в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою индивидуальность.
Программа «Холодный батик. Палитра» позволяет детям познакомиться с искусством росписи ткани, художественными традициями в этой области искусства, а также реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности.
Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать изделия в различных современных техниках росписи по шелку. Занятия практической деятельностью помогает реализоваться личности ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе. Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.
Обращение к высшим достижениям творцов прошлого и настоящего дает нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность. Занятия творчеством становятся особой средой, в которой учащийся социализируется, как личность. Обучение ведется на основе наблюдения и изучения окружающей действительности. Стремление к отражению реальности служит источником самостоятельных творческих поисков.
Изучение накопленного духовного опыта, нравственных ценностей художественных направлений, воспитывает и обучает конструктивно мыслящую личность, уважающую взгляды и позиции других.
Цели и задачи программы
Цель программы – развитие у ребёнка мотивации к познанию, творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности посредством приобщения его к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества, формирование наиболее полного представления о процессе создания творческих работ и экспериментах в этом виде искусства.
Задачи:
образовательные
-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия образа реальности и произведений искусства.
-углубить теоретические знания и практические навыки в работе с декоративно-прикладной композицией;
-развить чувства пропорции;
-формирование устойчивого интереса к мельчайшим подробностям в росписи с использованием новых технологий, через их собственную деятельность в создании творческих работ;
-научить владеть различными уникальными инструментами и технологиями;
-знакомить с историей возникновения техники батика в России в начале XX века и родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика;
-развить творческое мышление;
- познакомить учащихся с основами декоративной композиции;
-научить приемам перехода из цвета в цвет и законам цветоделения;
-освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах.
-формирование у детей способности нестандартно трактовать любую художественную тему.
-формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Развивающие:
-развитие творческого опыта и способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости.
-развитие способности поддерживать социальные контакты, адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
-развивать художественный вкус и фантазию;
-развитие умения поддерживать обстановку доброжелательности и сотрудничества при общении в группе.
-развитие творческого восприятия действительности, воображения, фантазии, способности к анализу и синтезу и самостоятельности мышления.
-способствовать развитию художественных способностей детей.
-формировать способность ребенка к самопознанию, развитию и совершенствованию;
Воспитательные:
-воспитание эстетической потребности, художественного вкуса.
-воспитание творческой индивидуальности ребенка.
-обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.
-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;
-создание комфортной атмосферы для развития художественно-творческой активности и профессиональной ориентации учащихся.
1.3. Содержание программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Палитра» рассчитана на 1 год обучения.
Каждое занятие для обучающихся в программе уникален и является новым шагом в познании. А познание это происходит через теоретическую и практическую творческую деятельность воспитанниц. Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанниц такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса. Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсия, выставка (посещение и участие), конкурсы различного уровня.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитаннице дается самостоятельное задание с учетом ее возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение проектов.
От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение.
По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала. Все работы отбираются с согласия авторов.
Воспитанницы имеют возможность в дополнительном образовательном объединении «Юная казачка» применить свои расписанные красками ткани для пошива подушек, платков, шарфов и других практически используемых изделий.
Воспитанницы могут самореализоваться на трех уровнях: 1-й уровень – в творческом объединении (показ, обсуждение работ); 2-й уровень – внутри учреждения (конкурсы, авторские выставки); 3-й уровень – внеучрежденческий (районные, областные, всероссийские и международные выставки).
Результативность освоения программы – индивидуального образовательного маршрута – оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики воспитанницы.
Кроме образовательного, программа включает и воспитательный компонент. Предполагается активная социализация воспитанниц не только внутри учреждения, но и за его пределами.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Результатом освоения программы является приобретение следующих УУД:
Личностные результаты:
Дополнительная общеразвивающая программа «Палитра» способствует формированию эстетической и культурологической грамотности:
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде единомышленников под руководством педагога;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу детей в кружке с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
В качестве метапредметных результатов обучения следует назвать:
- использование средств информационных технологий для решения различных творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека,
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах росписи по шелку (холодный батик, свободная роспись, узелковый батик и т.д);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты.
К концу освоения программы воспитанница должна:
Знать:
правила техники безопасности;
об основных средствах художественной выразительности декоративного образа, и художественного образа вещи, приемах переработки реальной формы в декоративные при росписи ткани;
об общности древнейших истоках батика в искусстве народов России и мира;
о стилевых особенностях традиционной росписи ткани разных стран и народов;
основные употребляемые термины в декоративно-прикладном искусстве;
отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства и их роли в эстетическом восприятии произведений;
различные приемы росписи ткани (холодный, горячий, узелковый и свободный батик).
Уметь:
самостоятельно составлять композиции на основе законов композиционного построения;
последовательно работать над творческой композицией в различных техниках;
работать с первоисточниками и литературой, самостоятельно приобретать и применять знания; уметь структурировать и классифицировать знания;
устанавливать причинно-следственные связи;
комплексно оценивать художественные качества произведения декоративно-прикладного искусства на основе взаимосвязи формы предмета с его функциональным назначением, соотношения формы и материала, формы и украшения, синтеза эстетического, функционального и духовного;
приводить примеры народного и декоративно-прикладного искусства, в творчестве которых отражены черты национального своеобразия;
сравнивать воплощение одной и той же идеи в разных видах народного художественного творчества; образы-типы, которые проносят через века представления народа о красоте и добре; устойчивость тем и образов в искусстве народов мира;
применять творческий опыт в художественно эстетической организации среды, используя теоретический материал по истории создания батика;
определять «общее» в языке разных видах искусства;
высказывать оценочные суждения о произведениях, выполненных другими мастерами в области батика;
эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на условно-символический язык в батике;
проявлять интерес к местной, региональной, национальной специфике традиционного и профессионального искусства как к способу выявления индивидуальностей человека нового тысячелетия.
Владеть:
приемами составления декоративного образа на основе переработки натурного материала;
приемами использования основных средств художественной выразительности в рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве;
навыками анализа содержания художественных произведений различных видов и жанров.
владеть на доступном уровне технологией батика;
иметь опыт использования рисунка, цвета, формы в практических работах при росписи ткани.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарно-тематический план
Для воспитанниц 5-7 взводов
№ | ТЕМЫ | Количество часов | Дата
| ||||
План | Факт | ||||||
Т | П | ||||||
1 | Знакомство с программой. Вводное занятие “Мир художника” | 1 |
| 02.09 |
| ||
2 | Ознакомление с историей возникновения батика в Юго-Восточной Азии. Национальные особенности в работах по батику художников Востока (Индонезия, Китай, Япония, Индия). Батик в России. Родоначальники основополагающих направлений в технике русского батика | 1 |
| 02.09 |
| ||
3 | Различные способы росписи тканей. Материалы и инструменты | 1 |
| 02.09 |
| ||
4-6 | Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Выполнение этюда палитры цветов. | 1 | 2 | 09.09, 09.09, 09.09 |
| ||
7-9 | Холодный и горячий батик. Основные приёмы и методы росписи по ткани. Холодный батик. Выполнение росписи палитры цветов. | 1 | 2 | 16.09, 16.09, 16.09 |
| ||
10-11 | Графическое изображение бабочек и насекомых. Рисование, приближенное к реальному. |
| 2 | 23.09, 23.09 |
| ||
12 | Эффект оверлеппинга. Изображение цветов с элементами стилизации. Цветная графика. |
| 1 | 23.09 |
| ||
13-15 | Холодный и горячий батик. Основные приёмы и методы росписи по ткани. Холодный батик. Композиция. “Цветы и бабочки”. Роспись. Оформление. |
| 3 | 30.09, 30.09, 30.09,
|
| ||
16-21 | Узелковый батик |
| 6 | 07.10, 07.10, 07.10, 14.10, 14.10, 14.10 |
| ||
22 | Монотипия. Интерпретация форм, близких к природным. |
| 1 | 21.10 |
| ||
23-24 | Декоративное изображение фруктов, овощей, ягод, грибов. Уравновешенная и неуравновешенная композиция. |
| 2 | 21.10, 21.10 |
| ||
25-27 | Статическая и динамическая композиция. Композиция “Листья”. |
| 3 | 11.11, 11.11, 11.11 |
| ||
28-30 | Композиционный центр. Доминанта в композиции. Графическая композиция “Снежинки”. |
| 3 | 18.11, 18.11, 18.11 |
| ||
31-36 | Холодный батик. Композиция “Дары природы”. Роспись. Оформление. |
| 6 | 25.11, 25.11, 25.11, 02.12, 02.12, 02.12 |
| ||
37-39 | Графические возможности в декоративном изображении объектов природы. Композиция “Рыбы – фантазии”. | 1 | 2 | 09.12, 09.12, 09.12, |
| ||
40-42 | Применение декора в стилизованном изображении. Композиция “Ракушки и морские камешки”. |
| 3 | 16.12, 16.12, 16.12 |
| ||
43-48 | Холодный батик. Композиция “Золотые рыбки”. Роспись. Оформление. |
| 6 | 23.12, 23.12, 23.12, 30.12, 30.12, 30.12 |
| ||
49-51 | Цветная графика “Птицы”. Элементы декора в изображении оперения птиц. | 1 | 2 | 13.01, 13.01, 13.01 |
| ||
52-54 | Форма и орнаментация. Композиция “Перо сказочной птицы” |
| 3 | 20.01, 20.01, 20.01 |
| ||
55-60 | Холодный батик. Композиция “Волшебная птица”. Роспись. Оформление |
| 6 | 27.01, 27.01, 27.01, 03.02, 03.02, 03.02 |
| ||
61-63 | Графическая зарисовка животных. Композиция “Домашние животные”. Стилизованное изображение животных. |
| 3 | 10.02 10.02, 10.02 |
| ||
64-69 | Холодный батик. Композиция “Мой питомец”. Роспись. Оформление. |
| 6 | 17.02 17.02, 17.02, 24.02, 24.02, 24.02 |
| ||
70-72 | Стилизация в натюрморте. Форма и орнаментация. Графическая композиция “Натюрморт с кувшином”. | 1 | 2 | 03.03 03.03, 03.03 |
| ||
73-75 | Холодные и тёплые цвета. Композиция “Натюрморт в тёплых тонах”. |
| 3 | 10.03 10.03, 10.03 |
| ||
76-81 | Холодный батик. Композиция “Ваза с цветами”. Роспись. Оформление. |
| 6 | 17.03, 17.03, 17.03, 07.04, 07.04, 07.04 |
| ||
82-84 | Дополнительные и родственные цвета. Одноцветная монотипия. Графическая композиция “Кора”. | 1 | 2 | 14.04 14.04, 14.04 |
| ||
85-87 | Форма и образ. Изображение деревьев с разным характером. Композиция “Деревья”. |
| 3 | 21.04, 21.04, 21.04 |
| ||
88-93 | Холодный батик. Композиция “Сказочный лес”. Элементы стилизации в декоративном пейзаже. Роспись. Оформление. |
| 6 | 28.04, 28.04, 28.04, 05.05, 05.05, 05.05 |
| ||
94-96 | Свободная роспись. Композиция «Весна» |
| 3 | 12.05, 12.05, 12.05 |
| ||
97-102 | Холодный батик. Композиция. “Платок для мамы”. Роспись Оформление. |
| 6 | 19.05, 19.05, 19.05, 26.05, 26.05, 26.05 |
| ||
ИТОГО: 102 часа | 9 | 93 |
|
Содержание программы
Знакомство с программой. Вводное занятие “Мир художника”.
Вводное занятие Знакомство с детьми, с рабочим местом, техника безопасности, график занятий. (Урок беседа, ознакомление с готовыми изделиями выполненными педагогом и детьми более старшего возраста в технике «батик»). Информация о различных материалах и техниках. Организация рабочего места. Выбор темы и материалов свободный. Показ приёмов работы одним из материалов.
Ознакомление с историей возникновения батика в Юго-Восточной Азии Национальные особенности в работах по батику художников востока. (Индонезия, Китай, Япония, Индия). Батик в России. Родоначальники основополагающих направлений в технике русского батика. Современные приемы в росписи по шелку. Работы художников: Индонезии, Китая, Японии, Индии. Ознакомление детей с искусством росписи по шелку, с учетом национальных особенностей художников востока (демонстрация репродукций художников востока и педагога). Творчество художницы Трофимовой Ирины (открытие новых технологий в батике)
Различные способы росписи тканей. Материалы и инструменты. Роспись по ткани, как один из видов декоративно прикладного искусства. Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Приемы работы с инструментами. Краски для ткани. Кисти для росписи. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.
4-6. Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Выполнение этюда палитры цветов. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый, синий, красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний. Практические работы: Упражнения по смешиванию цветов. Выполнение рисунка в заданном цвете.
7-9. Холодный и горячий батик. Основные приёмы и методы росписи по ткани. Холодный батик. Выполнение росписи палитры цветов.
Графическое изображение бабочек и насекомых. Рисование, приближенное к реальному.
Тушь, цветные фломастеры, гелевые ручки. Изображение объекта таким, каким его видит глаз, без особых изменений. Декоративная выразительность достигается приёмами: штрих, чёткая линия, точка. Понятия: симметрия, пропорции, композиция. Развитие эмоционального восприятия красоты линий, их пластики в природе.
Эффект оверлеппинга. Цветная графика. Изображение цветов с элементами стилизации.
Привлечение внимания к красоте форм живой природы. Гуашь, фломастеры, гелевые ручки. Понятие: декоративный, оверлеппинг. Изучение рассматриваемого цветка. Пластика линий и декора должна соответствовать пластике изученного природного мотива. Создание композиции, где одна форма частично совпадает или наложена на другую. Разработки поверхности изображения линией, точкой, штрихом. Использовать живые цветы, муляжи, гербарии, атласы и фотографии.
Холодный и горячий батик. Композиция “Цветы” Основные приёмы и методы росписи по ткани.
Информация о технике “батик”. Холодный и горячий батик. Сфера применения. Освещение данного вопроса с привлечением книг, иллюстраций, готовых изделий. Демонстрация приёмов для выполнения холодного батика. Композиция “Цветы”. Работа с наглядным материалом. Выполнение рисунка на бумаге, перенос на ткань, крепление к раме, резервирование, роспись (работа с цветом), оформление готовой работы в раму. Декорирование выполненного изделия, рамы.
16-21. Узелковый батик. Знакомство с техникой «узелковый батик». Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание» и « зашивание». Запаривание в домашних условиях. Техника безопасности при окрашивании ткани. Практические работы: подготовка рабочего места, упражнения на изучение различных способов окрашивания ткани, творческая работа – открытка «Цветочная фантазия».
22. Монотипия. Интерпретация форм, близких к природным.
Тушь, чёрная гуашь, фломастеры, разведённая краска, плитка, листы бумаги, кисти, валик. Развивает фантазию и умение почувствовать фактуру. Осваивается техника одноцветной монотипии. Можно так же работать с цветными материалами. Лист бумаги с полученным оттиском доработать, добавить детали, сделать композицию завершённой.
23-24. Декоративное изображение фруктов, овощей, ягод, грибов. Уравновешенная и неуравновешенная композиция. Гуашь, фломастеры. Развитие образного мышления, зрительной памяти, изучение мира растений. Понятия: ритм, контраст, силуэт, уравновешенная и неуравновешенная композиция. Создать композицию из выразительных цветных силуэтов фруктов, овощей, ягод, грибов, располагая мотивы в определённом ритме, делающим работу цельной, гармоничной, уравновешенной. Использование в работе муляжей, атласов, фотографий, открыток.
25-27. Статическая и динамическая композиция. Композиция “Листья”.
Гуашь, цветная тушь, фломастеры, гелевые ручки. Развитие образного мышления, понятия о красоте, многообразии цвета и умения использовать цвет. Понятия: декоративная, статическая, динамическая композиция. Изображение листьев различной формы и цвета в движении: хаотичном, по диагонали, по спирали, кругу. Одна форма может частично закрывать другую. Просмотр иллюстраций, фотографий, слайдов, использование искусственных цветов и растений, гербариев и др. наглядных материалов.
28-30. Композиционный центр. Доминанта в композиции. Графическая композиция “Снежинки”.
Цветная тонированная бумага, белая гуашь, пастельные мелки. Развитие наблюдательности, фантазии, умения видеть красивое в привычном. Дальнейшее изучение мира природы, эмоциональное восприятие красоты. Понятия: композиционный центр, доминанта. Изображение сложных форм снежинок на тонированном фоне, собирая мотивы в композицию с учётом изученных законов. Просмотр слайдов с фрагментами состояния природы, фотографий, альбомов, иллюстрации и т.д.
31-36. Холодный батик. Композиция “Дары природы”. Роспись. Оформление.
Бумага, резервирующий состав, краски для росписи ткани, ткань. Знакомство с формами предмета, эстетическое восприятие различных форм овощей, грибов, фруктов, ягод. Воспитание любви к природе, развитие фантазии на основе реальности. Композиция с заполнением всего поля листа. Перенос рисунка на ткань, работа контур – резервом, роспись текстильными красками, дальнейшая работа с цветом, цветовые гармонии, оформление в раму, декорирование готового изделия.
37-39. Графические возможности в декоративном изображении объектов природы. Композиция “Рыбы – фантазии”.
Графические материалы: тушь, фломастеры, гелевые ручки, пастель. Привлечение внимания к природе, знакомство с морскими обитателями, с многообразием форм рыб, их окраской. Выполнение рисунка рыбки и окружающей её среды с элементами декора. Работа с атласами, открытками, видеоматериалами.
40-42. Применение декора в стилизованном изображении. Композиция “Ракушки и морские камешки”.
Графические материалы: фломастеры, гелевые ручки. Изучение богатства и своеобразия форм, раскраски ракушек и камешков. Развитие умения увидеть интересный, иногда причудливый узор атрибутов водной фауны и создать декоративное изображение. Использование в работе реальных объектов, фотографий, видеоматериалов.
43-48. Холодный батик. Композиция “Золотые рыбки”. Роспись. Оформление.
Продолжение изучение техники холодного батика. Батик классический, солевые эффекты на ткани. Подготовка эскиза под роспись. На основе изученного на 2-х предыдущих занятиях, создать композицию “Золотые рыбки”. Рисунок на бумаге, перенос рисунка на ткань, работа резервирующим составом, роспись (цветовые гармонии), оформление в раму.
49-51. Цветная графика “Птицы”. Элементы декора в изображении оперения птиц.
Графические материалы: пастель, тушь, фломастеры, гелевые ручки. Привлечение внимания к красоте форм живой природы, развитие чувства прекрасного, умение увидеть необычное, воспитание бережного отношения к природе. Рисование птиц с попыткой декоративной обработки формы. Использовать природную фактуру, выделив её графически или внести момент сказочной фантастичности - орнамент. Использование в работе иллюстрированного материала, атласов, фотографии, видеоматериалов.
52-54. Форма и орнаментация. Композиция “Перо сказочной птицы”.
Гуашь, графические материалы: пастель, фломастеры, гелевые ручки.
Развитие эмоционального восприятия цвета. Понятие о цвете как средстве выражения. Развитие фантазии. Изображение необычной формы пера птицы с дальнейшей декоративной разработкой поверхности. Цветовая гармония. В работе использовать знания и материалы предыдущего занятия
55-60. Холодный батик. Композиция “Волщебная птица”. Роспись. Оформление.
Краски для ткани, контур - резервы, бумага, ткань, рамы и др.
Продолжение изучения приёмов и методов, применяемых в технике “батик”.
Выполнение эскиза на бумаге для росписи по ткани на заданную тему. Работа с наглядным материалом. Перенос рисунка на ткань, наводка контурной линии, роспись ткани текстильными красителями, декорирование расписанной ткани, окрашивание рамы, оформление панно в раму.
61-63. Графическая зарисовка животных. Композиция “Домашние животные”. Стилизованное изображение животных.
Гуашь с ограниченной палитрой или графические материалы: сангина, пастель тушь, фломастеры. Привлечение внимания к миру животных: уметь увидеть характер, выразительность позы животного. Создание образа животного путём сознательного усиления эффекта декоративной выразительности. Но стилизовать и утрировать рекомендуется в разумных пределах, чтобы объект был узнаваем. Использование в работе атласов, фотографий видеоматериалов.
64-69. Холодный батик. Композиция. “Мой Питомец” Роспись. Оформление.
Дальнейшее изучение техники “батик”. Отношение человека к миру животных. Воспитание чувства причастности человека к миру природы, любви к животным и ответственности. Эскиз карандашом для батика на заданную тему. Нарисовать своего домашнего питомца: кошку, собаку, птицу, черепаху и т.д. в окружающей среде. Перенос рисунка на ткань, работа контур – резервом, роспись (дальнейшее изучение гармонических сочетаний цветов), оформление в раму, декорирование.
70-72. Стилизация в натюрморте. Форма и орнаментация. Графическая композиция “натюрморт с кувшином”.
Графические материалы. Графическая техника. Знакомство с жанром натюрморта. Мир вещей и настроение. Многообразие форм. Композиция натюрморта с включением формы кувшина, вазы. Дополнение композиции предметами среднего и мелкого размера. Единство формы и декора. Геометрический и растительный орнамент.
Использование в работе посуды различной формы и материалов, альбомов, фотографий.
73-75. Холодные и тёплые цвета. Композиция “Натюрморт в тёплых тонах”.
Развитие эмоционального восприятия цвета. Понятие о цвете как средстве выражения. Холодные и тёплые, контрастные и сближенные цвета. Роль художника в создании формы и декора посуды. Упражнения по цвету. Работа над композицией натюрморта с включением различных форм посуды, фруктов, овощей, цветов и т.д.
Получение “тёплой” палитры с включением белого. Использование материалов, изученных ранее.
76-81. Холодный батик. Композиция “Ваза с цветами” Роспись. Оформление.
Материалы для росписи по ткани. Развитие фантазии на основе реальности. Работа с иллюстрированным материалом или с натурой. Любование красотой цветов и многообразием форм. Графическое изображение вазы с цветами с введением элементов декора. Перевод рисунка на ткань, резервирование, роспись текстильными красителями (дальнейшее формирование чувства цвета), оформление в раму, декорирование ткани и рамы.
82-84. Дополнительные и родственные цвета. Одноцветная монотипия. Графическая композиция “Кора”.
Краски, кисти, валик для краски, пластиковые дощечки, бумага. Выполнение монотипии. Развитие фантазии, восхищение красотой природы, развитие образного восприятия мира природы. Доработать, подвести выполненный оттиск с помощью графических приёмов к образу древесной коры. Использование в работе фотографии коры деревьев, атласов, иллюстрированного материала по теме.
85-87. Форма и образ. Изображение деревьев с разным характером. Композиция “Деревья”.
Тушь, фломастеры, гелевые ручки, уголь, сангина.
Эмоциональное восприятие природы через характер линий. Многообразие линий. Развитие чувства композиционной выразительности. Изображение деревьев разного характера линией, штрихом, точкой, пятном. Использование видеоматериалов, фотографий, атласов, литературного материала.
88-93. Холодный батик композиция “Сказочный лес”. Элементы стилизации в декоративном пейзаже.
Эмоциональное восприятие цвета в природе, развитие фантазии, эстетическое восприятие природы, развитие наблюдательности. Изображение и украшение. Задание как продолжение предыдущих тем “Кора” и “Деревья”. Работа по группам 2-3 чел. Поиск необходимых материалов и выразительных средств на заданную тему. Обработка информации, обдумывание композиции. Создание своего образа дерева из сказочного леса, с элементами стилизации.
94-96. Свободная роспись. Композиция «Весна». Роспись. Офор Основы выставочной экспозиции. Подготовка и проведение выставки изделий. Спецэффекты как средство улучшения внешнего вида работы. Знакомство с дополнительными эффектами: роспись по- сырому, присыпка сухим красителем, солевые эффекты, сухая кисть. Типичные ошибки: пробитый резерв, затекание краски, слабые узлы в узелковом батике, брак во время печати на ткани и др. Способы устранения ошибок и превращения дефектов в эффекты. Проведение конкурса на лучшую работу. Обсуждение работ, индивидуальные консультации. Подготовка работ к выставке.
97-102. Холодный батик. Композиция. “Платок для мамы”. Роспись Оформление.
Материалы для росписи по ткани. Развитие фантазии на основе реальности. Работа с иллюстрированным материалом или с натурой.
Календарно-тематический план
Для воспитанниц 8-11 взводов
№ | ТЕМЫ | Количество часов | Дата
| ||||
План | Факт | ||||||
Т | П | ||||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой. Вводное занятие “Мир художника”. Различные способы росписи тканей. Материалы и инструменты. | 1 |
| 07.09 |
| ||
2-3 | Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Композиция. “Краски осени”. |
| 2 | 07.09, 07.09 |
| ||
4 | Линия и её выразительные возможности. Графические зарисовки природных мотивов с натуры. |
| 1 | 14.09
|
| ||
5 | Ритм линий. Изображение графическими материалами различных состояний природы. |
| 1 | 14.09
|
| ||
6 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Графическое изображение животных и птиц. |
| 1 | 14.09
|
| ||
7-9 | Зарисовка цветов различной формы с элементами стилизации. Цветная графика. |
| 3 | 21.09, 21.09 21.09 |
| ||
10-15 | Техника холодного батика. Динамическая композиция “Вальс цветов”. Ритмическая организация мотивов природы в изображении. Роспись. Оформление | 1 | 5 | 28.09, 28.09, 28.09 05.10, 05.10, 05.10 |
| ||
16-18 | Композиция “Крылья бабочки”. Графические возможности в декоративном изображении. |
| 3 | 12.10, 12.10, 12.10 |
| ||
19-24 | Техника холодного батика. Композиция “Осенний букет”. Роспись. Оформление. |
| 6 | 19.10, 19.10, 19.10 09.11, 09.11, 09.11 |
| ||
25-27 | Цвет. Родственные и дополнительные цвета. Композиция “Блюдо с фруктами”. |
| 3 | 16.11, 16.11, 16.11 |
| ||
28-30 | Цвет. Тёплые и холодные цвета. Композиция “Синие цветы”. |
| 3 | 23.11, 23.11, 23.11 |
| ||
31-36 | Узелковый батик. |
| 6 | 30.11, 30.11, 30.11 07.12, 07.12, 07.12 |
| ||
37-39 | Холодный батик. Композиция “Космос”. Роспись. Оформление. |
| 3 | 14.12, 14.12, 14.12 |
| ||
40-42 | Техника горячего батика. Композиция “Паутинка”,”Фантазия”. Роспись. Оформление. | 1 | 2 | 21.12, 21.12, 21.12 |
| ||
43-45 | Графическая композиция “Геометрия”. Монораппортная композиция с элементами декора. |
| 3 | 28.12, 28.12, 28.12 |
| ||
46-51 | Холодный батик. Композиция “Абстрактная композиция с геометрическими фигурами» Роспись. Оформление. |
| 6 | 11.01, 11.01, 11.01 18.01, 18.01, 18.01 |
| ||
52-54 | Стилизованный рисунок. Композиция “Птицы”. Графическое изображение оперения птиц. Композиция “Крылья”. Применение декора в стилизованном изображении оперения птиц. |
| 3 | 25.01, 25.01, 25.01
|
| ||
55-60 | Холодный батик. Композиция “Жар – птица” или “Сказочный сад”. Роспись. Оформление. |
| 6 | 01.02, 01.02, 01.02 08.02, 08.02, 08.02 |
| ||
61-62 | Графическая композиция “Лукошко”. Явление оверлеппинга в декоративной композиции. Изображение ягод и грибов. |
| 2 | 15.02, 15.02
|
| ||
63-65 | Композиция “Вазы”. Изображение ваз различной формы с элементами декора. |
| 3 | 15.02 22.02, 22.02 |
| ||
66-68 | Композиция “Декоративный натюрморт”. Графическое изображение натюрмортных постановок. Стилизация в натюрморте. |
| 3 | 22.02 01.03, 01.03 |
| ||
69-71 | Декоративный натюрморт. Композиция “Витраж”. Цветная графика. |
| 3 | 01.03 08.03, 08.03 |
| ||
72-78 | Холодный батик. Композиция “Натюрморт – фантазия”. Роспись. Оформление. Коллективная работа. |
| 7 | 08.03 15.03 15.03 15.03 05.04 05.04 05.04 |
| ||
79-81 | Натюрморт в графике. Композиция “На кухне”. |
| 3 | 12.04 12.04 12.04 |
| ||
82-83 | Портрет. Графический портретный рисунок. Зарисовки с натуры. |
| 2 | 19.04 19.04 |
| ||
84-86 | Портрет. Шарж, карикатура. Гротескное выражение изображения. Графический рисунок. |
| 3 | 19.04 26.04, 26.04 |
| ||
87 | Композиция “Маски” Цветная графика. Элементы декорирования. Форма, цвет, декор. |
| 1 | 26.04
|
| ||
88-90 | Холодный батик. Композиция “Знаки Зодиака”. Роспись. Оформление |
| 3 | 03.05 03.05 03.05 |
| ||
91-96 | Пейзаж. Линейная и воздушная перспективы. Холодный батик. Композиции: “Закат на море”,“Ясный день. Яхты”, «Пейзаж с архитектурой». Роспись. Оформление. | 1 | 5 | 10.05 10.05 10.05 17.05 17.05 17.05 |
| ||
97-98 | Свободная роспись. Композиция «Весеннее настроение» |
| 2 | 24.05 24.05 |
| ||
99-102 | Холодный батик. Композиция. “Страна восходящего солнца”. Роспись. Оформление. Итоговая композиция на свободную тему. Роспись. Оформление. |
| 4 | 24.05 31.05 31.05 31.05 |
| ||
ИТОГО: 102 часов | 4 | 98 |
|
Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с программой. Вводное занятие “Мир художника”. Различные способы росписи тканей. Материалы и инструменты. Вводное занятие Знакомство с детьми, с рабочим местом, техника безопасности, график занятий. (Урок беседа, ознакомление с готовыми изделиями выполненными педагогом и детьми более старшего возраста в технике «батик»). Информация о различных материалах и техниках. Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Приемы работы с инструментами. Краски для ткани. Кисти для росписи. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Организация рабочего места. Выбор темы и материалов свободный. Показ приёмов работы одним из материалов.
2-3. Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Композиция. “Краски осени”.Современные приемы в росписи по шелку. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый, синий, красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний. Практические работы: Упражнения по смешиванию цветов. Выполнение рисунка в заданном цвете. Привлечение внимания к красоте форм живой природы. Гуашь, фломастеры, гелевые ручки. Понятие: декоративный. Пластика линий и декора должна соответствовать пластике изученного природного мотива. Создание композиции, где одна форма частично совпадает или наложена на другую. Разработки поверхности изображения линией, точкой, штрихом. Использовать живые цветы, муляжи, гербарии, атласы и фотографии.
Линия и её выразительные возможности. Графические зарисовки природных мотивов с натуры. Тушь, цветные фломастеры, гелевые ручки. Изображение объекта таким, каким его видит глаз, без особых изменений. Декоративная выразительность достигается приёмами: штрих, чёткая линия, точка. Понятия: симметрия, пропорции, композиция. Развитие эмоционального восприятия красоты линий, их пластики в природе.
Ритм линий. Изображение графическими материалами различных состояний природы. Тушь, цветные фломастеры, гелевые ручки. Изображение объекта таким, каким его видит глаз, без особых изменений. Декоративная выразительность достигается приёмами: штрих, чёткая линия, точка. Понятия: симметрия, пропорции, композиция. Развитие эмоционального восприятия красоты линий, их пластики в природе.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Графическое изображение животных и птиц. Тушь, цветные фломастеры, гелевые ручки. Изображение объекта таким, каким его видит глаз, без особых изменений. Декоративная выразительность достигается приёмами: штрих, чёткая линия, точка. Понятия: симметрия, пропорции, композиция. Развитие эмоционального восприятия красоты линий, их пластики в природе.
Зарисовка цветов различной формы с элементами стилизации. Цветная графика.
Привлечение внимания к красоте форм живой природы. Гуашь, фломастеры, гелевые ручки. Понятие: декоративный, оверлеппинг. Изучение рассматриваемого цветка. Пластика линий и декора должна соответствовать пластике изученного природного мотива. Создание композиции, где одна форма частично совпадает или наложена на другую. Разработки поверхности изображения линией, точкой, штрихом. Использовать живые цветы, муляжи, гербарии, атласы и фотографии.. Узелковый батик. Знакомство с техникой «узелковый батик». Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание» и « зашивание». Запаривание в домашних условиях. Техника безопасности при окрашивании ткани. Практические работы: подготовка рабочего места, упражнения на изучение различных способов окрашивания ткани, творческая работа – открытка «Цветочная фантазия».
10-15. Холодный батик. Динамическая композиция “Вальс цветов”. Ритмическая организация мотивов природы в изображении.
Гуашь, фломастеры. Развитие образного мышления, зрительной памяти, изучение мира растений. Понятия: ритм, контраст, силуэт, уравновешенная и неуравновешенная композиция. Создать композицию из цветов, располагая мотивы в определённом ритме, делающим работу цельной, гармоничной, уравновешенной. Использование в работе атласов, фотографий, открыток.
Композиция “Крылья бабочки”. Графические возможности в декоративном изображении. Тушь, цветные фломастеры, гелевые ручки. Изображение объекта таким, каким его видит глаз, без особых изменений. Декоративная выразительность достигается приёмами: штрих, чёткая линия, точка. Понятия: симметрия, пропорции, композиция. Развитие эмоционального восприятия красоты линий, их пластики в природе.
19-24. Техника холодного батика. Композиция “Осенний букет”. Роспись. Оформление.
Демонстрация приёмов для выполнения холодного батика. Композиция “Осенний букет”. Работа с наглядным материалом. Выполнение рисунка на бумаге, перенос на ткань, крепление к раме, резервирование, роспись (работа с цветом), оформление готовой работы в раму. Декорирование выполненного изделия, рамы.
25-27. Цвет. Родственные и дополнительные цвета. Композиция “Блюдо с фруктами”. Знакомство с жанром натюрморта. Мир вещей и настроение. Многообразие форм. Использование в работе посуды различной формы и материалов, альбомов, фотографий.
28-30. Цвет. Тёплые и холодные цвета. Композиция “Синие цветы”. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый, синий, красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний.
31-36. Узелковый батик. Знакомство с техникой «узелковый батик». Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание» и « зашивание». Запаривание в домашних условиях. Техника безопасности при окрашивании ткани.
37-39. Холодный батик. Композиция “Космос”. Роспись. Оформление.
Бумага, резервирующий состав, краски для росписи ткани, ткань. Воспитание любви к природе, развитие фантазии на основе реальности. Композиция с заполнением всего поля листа. Перенос рисунка на ткань, работа контур – резервом, роспись текстильными красками, дальнейшая работа с цветом, цветовые гармонии, оформление в раму, декорирование готового изделия.
40-42. Техника горячего батика. Композиция “Паутинка”,”Фантазия”. Роспись. Оформление.
Развитие наблюдательности, фантазии, умения видеть красивое в привычном. Дальнейшее изучение мира природы, эмоциональное восприятие красоты. Понятия: композиционный центр, доминанта. Изображение сложных форм собирая мотивы в композицию с учётом изученных законов. Просмотр слайдов, фотографий, альбомов, иллюстрации и т.д.
43-45. Графическая композиция “Геометрия”. Монораппортная композиция с элементами декора.
Тушь, чёрная гуашь, фломастеры, разведённая краска, плитка, листы бумаги, кисти, валик. Развивает фантазию и умение почувствовать фактуру. Осваивается техника одноцветной монотипии. Можно так же работать с цветными материалами. Лист бумаги с полученным оттиском доработать, добавить детали, сделать композицию завершённой.
46-51. Холодный батик. Композиция “Абстрактная композиция с геометрическими фигурами» Роспись. Оформление. Развивает фантазию и умение почувствовать фактуру.
52-54. Стилизованный рисунок. Композиция “Птицы”.
Графические материалы: пастель, тушь, фломастеры, гелевые ручки. Привлечение внимания к красоте форм живой природы, развитие чувства прекрасного, умение увидеть необычное, воспитание бережного отношения к природе. Рисование птиц с попыткой декоративной обработки формы. Использовать природную фактуру, выделив её графически или внести момент сказочной фантастичности - орнамент. Использование в работе иллюстрированного материала, атласов, фотографии, видеоматериалов.
55-60. Холодный батик. Композиция “Жар – птица” или “Сказочный сад”. Роспись. Оформление.
Краски для ткани, контур - резервы, бумага, ткань, рамы и др.
Продолжение изучения приёмов и методов, применяемых в технике “батик”.
Выполнение эскиза на бумаге для росписи по ткани на заданную тему. Работа с наглядным материалом. Перенос рисунка на ткань, наводка контурной линии, роспись ткани текстильными красителями, декорирование расписанной ткани, окрашивание рамы, оформление панно в раму.
61-62. Графическая композиция “Лукошко”. Явление оверлеппинга в декоративной композиции. Изображение ягод и грибов.
Гуашь, фломастеры. Развитие образного мышления, зрительной памяти, изучение мира растений. Понятия: ритм, контраст, силуэт, уравновешенная и неуравновешенная композиция. Создать композицию из выразительных цветных силуэтов фруктов, овощей, ягод, грибов, располагая мотивы в определённом ритме, делающим работу цельной, гармоничной, уравновешенной. Использование в работе муляжей, атласов, фотографий, открыток.
63-65. Композиция “Вазы”. Изображение ваз различной формы с элементами декора.
Графические материалы. Графическая техника. Знакомство с жанром натюрморта. Мир вещей и настроение. Многообразие форм. Изображение ваз различной формы с элементами декора. Единство формы и декора. Геометрический и растительный орнамент.
Использование в работе посуды различной формы и материалов, альбомов, фотографий.
66-68. Композиция “Декоративный натюрморт”. Графическое изображение натюрмортных постановок. Стилизация в натюрморте.
Графические материалы. Графическая техника. Знакомство с жанром натюрморта. Мир вещей и настроение. Многообразие форм. Композиция натюрморта с включением формы кувшина, вазы. Дополнение композиции предметами среднего и мелкого размера. Единство формы и декора. Геометрический и растительный орнамент.
Использование в работе посуды различной формы и материалов, альбомов, фотографий.
69-71. Декоративный натюрморт. Композиция “Витраж”. Цветная графика.
Живописные материалы. Мир вещей и настроение. Многообразие форм. Эмоциональное восприятие цвета в природе, развитие фантазии, эстетическое восприятие природы, развитие наблюдательности. Изображение и украшение. Поиск необходимых материалов и выразительных средств на заданную тему. Обработка информации, обдумывание композиции.
72-78. Холодный батик. Композиция “Натюрморт – фантазия”. Роспись. Оформление. Коллективная работа.
Материалы для росписи по ткани. Развитие фантазии на основе реальности. Работа с иллюстрированным материалом или с натурой. Любование красотой цветов и многообразием форм. Графическое изображение вазы с цветами с введением элементов декора. Перевод рисунка на ткань, резервирование, роспись текстильными красителями (дальнейшее формирование чувства цвета), оформление в раму, декорирование ткани и рамы.
79-81. Натюрморт в графике. Композиция “На кухне”.
Развитие фантазии на основе реальности. Работа с иллюстрированным материалом или с натурой. Любование красотой цветов и многообразием форм.
82-83. Портрет. Графический портретный рисунок. Зарисовки с натуры.
Графические материалы. Графическая техника. Знакомство с жанром портрета. Виды портрета.
84-86. Портрет. Шарж, карикатура. Гротескное выражение изображения. Графический рисунок.
Графические материалы. Графическая техника. Знакомство с жанром портрета. Виды портрета.
87. Композиция “Маски” Цветная графика. Элементы декорирования. Форма, цвет, декор.
Развитие фантазии на основе реальности. Работа с иллюстрированным материалом или с натурой. Любование красотой цвета и многообразием форм.
88-90. Холодный батик. Композиция “Знаки Зодиака”. Роспись. Оформление.
Материалы для росписи по ткани. Развитие фантазии на основе реальности. Работа с иллюстрированным материалом или с натурой. Любование красотой цвета и многообразием форм. Графическое изображение «знаков Зодиака» с введением элементов декора. Перевод рисунка на ткань, резервирование, роспись текстильными красителями (дальнейшее формирование чувства цвета), оформление в раму, декорирование ткани и рамы.
91-96. Пейзаж. Линейная и воздушная перспективы. Холодный батик. Композиции: “Закат на море”,“Ясный день. Яхты”, «Пейзаж с архитектурой». Роспись. Оформление.
Различные материалы: гуашь, акварель, цветные фломастеры, гелевые цветные ручки. Эмоциональное восприятие цвета в природе, развитие фантазии, эстетическое восприятие природы, развитие наблюдательности. Изображение и украшение. Поиск необходимых материалов и выразительных средств на заданную тему. Обработка информации, обдумывание композиции.
97-98. Свободная роспись. Композиция «Весеннее настроение».
Спецэффекты как средство улучшения внешнего вида работы. Знакомство с дополнительными эффектами: роспись по - сырому, присыпка сухим красителем, солевые эффекты, сухая кисть. Типичные ошибки: пробитый резерв, затекание краски, слабые узлы в узелковом батике, брак во время печати на ткани и др. Способы устранения ошибок и превращения дефектов в эффекты.
99-101. Холодный батик. Композиция. “Страна восходящего солнца”. Роспись. Оформление.
Материалы для росписи по ткани. Развитие фантазии на основе реальности. Работа с иллюстрированным материалом. Любование красотой цвета и многообразием форм. Графическое изображение композиции с введением элементов декора. Перевод рисунка на ткань, резервирование, роспись текстильными красителями (дальнейшее формирование чувства цвета), оформление в раму, декорирование ткани и рамы.
102-105. Холодный батик. Итоговая композиция на свободную тему. Роспись. Оформление.
Выполнение творческой росписи на свободную тему. Проведение конкурса на лучшую работу. Обсуждение работ, индивидуальные консультации. Подведение итогов. Подготовка работ к выставке.
2.2. Условия реализации
Срок реализации программы составляет 1 год при постоянном составе учащихся 5-11 классов (11-18 лет). Занятия проводятся 6 раз в неделю по 6 академических часов. 3 часа в 5-7 взводах, 3 часа в 8-11 взводах. Полный объем учебных часов – 204 часов, продолжительность одного занятия – 40 мин, необходимость разбиения на подгруппы или индивидуальных занятий по потребности в них (на усмотрения учителя). В соответствии с графиком работы филиала КШ (Мариинская гимназия) ГБОУ РО «БККК», расписанием занятий на 2020-2021 учебный год, производственным календарем РФ на 2020-2021 год итого получается 204 часа, по 102 часа в 5-7 взводах и в 8-11 взводах, все темы курса пройдены.
Формы аттестации
Для оценки качества освоения дополнительной общеразвивающей программы «Палитра», а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяются следующие виды диагностики:
Вводная – проводится в начале учебного года и предназначена для определения уровня подготовленности обучающихся.
Тематическая – проводится в ходе учебного процесса, в конце каждого учебного полугодия, определяет уровень знаний и умений по изученному материалу, что позволяет проверить, на сколько обучающиеся усвоили новый материал.
Промежуточная – проводится в конце учебного года по завершению изучения годового учебного материала и определяющая уровень сформированных универсальных учебных действий по дополнительной общеразвивающей программе.
По завершению изучения дополнительной общеразвивающей программы проводится выставка работ.
Творческая деятельность обучающихся входит в систему оценки знаний, как дополнительный критерий оценивания успешности освоения дополнительной общеразвивающей программы.
Результативность обучения определяется по десятибалльной шкале и предполагает 4 уровня выраженности оцениваемого качества:
- неудовлетворительный;
- начальный;
- базовый;
- повышенный.
Градация баллов | Основные показатели | Уровень обученности |
10 баллов | - великолепно | Повышенный (талантливый) |
9 баллов 8 баллов | - очень хорошо - хорошо | Базовый (творческий) |
7 баллов 6 баллов 5 баллов | - удовлетворительно - допустимо - минимально допустимо | Начальный Репродуктивный уровень (осознанное воспроизведение) |
До 5 баллов | - низкий | Неудовлетворительный (уровень знакомства) |
10 баллов – оригинально, нестандартно применяются полученные знания на практике, самостоятельно формируются новые умения на базе ранее полученных знаний и навыков.
8-9 баллов – легко выполняются практические задания, свободно применяется усвоенная теория в практической деятельности.
5-7 баллов – обучающийся владеет теоретическими и практическими знаниями, воспроизводит формулировки, но затрудняется при объяснении, не всегда способен к обобщению и применению знаний в простых случаях.
До 5 баллов – уровень знакомства с предметом; несоответствие практических и теоретических умений и навыков программным требованиям; обучающийся не может самостоятельно выполнить даже самые простые задания.
В течение учебного года результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы заносятся в диагностическую карту группы. В конце года результаты вносятся в сводную таблицу, в которой отражаются основные показатели эффективности педагогической деятельности:
- динамика развития обучающихся за учебный год;
- уровень усвоения обучающимися знаний, умений и навыков по основным темам;
- уровень сформированности универсальных учебных действий по предмету.
Для оценки результативности обучения диагностические испытания делятся на:
- теоретические задания по предмету;
- практические умения;
- обще учебные знания, умения, навыки.
Критерии оценивания учебных результатов согласно Положению «О мониторинге освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ».
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов |
1. Теоретическая подготовка ребёнка | |||
1.1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы
| Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям | Начальный уровень – ребёнок овладел более чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой. Базовый уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период. Повышенный уровень – освоил весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период, занимался исследовательской работой по изучаемым темам. | 5 - 7
8 - 9
10 |
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
| Начальный уровень – ребёнок избегает употреблять специальные термины. Базовый уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой. Повышенный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. | 5 - 7
8 - 9
10
|
2. Практическая подготовка ребёнка | |||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
| Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
| Начальный уровень – ребёнок овладел более чем ½, предусмотренных умений и навыков. Базовый уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. Повышенный уровень – овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период, выполняет самостоятельные творческие проекты с их использованием. | 5 - 7
8 - 9
10 |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Начальный уровень – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с материалами и инструментами. Базовый уровень – работает с материалами и инструментами с помощью педагога. Повышенный уровень – работает с материалами и инструментами самостоятельно, творчески. | 5 - 7
8 - 9
10 |
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять простые практические задания педагога. Базовый уровень – выполняет задания на основе образца, вносит элементы творчества в работу. Повышенный уровень – выполняет практические задания творчески, не используя образцы. | 5 - 7
8 - 9
10 |
3. Общеучебные умения и навыки ребёнка | |||
3.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу
| Самостоятельность в подборе и анализе литературы
| Начальный уровень – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Базовый уровень – работает с литературой, ведет поиск информации, с опорой на свои знания и собственный опыт с помощью педагога или родителей. Повышенный уровень – работает с литературой самостоятельно, умеет использовать полученные знания по живописи в других областях, осуществляет поиск информации с опорой на свои знания и собственный опыт, умеет анализировать, классифицировать и обобщать информацию. | 5 - 7
8 - 9
10 |
3.2. Соблюдение правил техники безопасности и организация рабочего места | Умение организовывать свое рабочее место и соблюдать правила техники безопасности | Начальный уровень – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при организации рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Базовый уровень – самостоятельно организует свое рабочее место, соблюдает технику безопасности при работе с материалами и инструментами. Повышенный уровень – самостоятельно организует свое рабочее место, соблюдает технику безопасности при работе с материалами и инструментами; Умеет самостоятельно планировать и рационально распределять время на выполнение задания. | 5 - 7
8 - 9
10 |
Занятия в кружке «Палитра» помимо практической деятельности включают в себя беседы об искусстве, показ фильмов и презентаций, посещение выставок, а также участие в них, что призвано содействовать всестороннему развитию личности каждого ребенка, обогащению его духовного мира.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей и интересов обучающихся.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением бесед об изобразительном искусстве;
- система межпредметных связей (живопись, композиция, рисунок), что позволяет почувствовать практическую направленность занятий, их связь с жизнью;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы.
Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания, и состоит, как правило, из следующих этапов:
1 этап – организационный. Включает организацию начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания обучающихся. Служит для подготовки детей к работе на занятии.
2 этап – проверочный. Данный этап предназначен для выявления пробелов по изученному ранее материалу и их коррекции.
3 этап – подготовительный (подготовка к новому содержанию). На данном этапе происходит мотивация и принятие детьми цели учебно - познавательной деятельности.
4 этап – усвоение новых знаний и способов действий. Основной этап занятия, на котором обеспечивается восприятие, осмысление и первичное запоминание связей и отношений в объекте изучения.
5 этап – первичная проверка понимания изученного. Устанавливается, насколько правильно и осознанно материал усвоен обучающимися (выполняются пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил).
6 этап – закрепление новых знаний, способов действий и их применение. На данном этапе применяются задания, которые выполняются обучающимися самостоятельно, т. е происходит активное усвоение новых знаний, способов действий и применение их на практике.
7 этап – рефлексивный. Происходит выявление качества и уровня овладения знаниями, обучающимися осуществляют рефлексивные действия. Дети оценивают свою работоспособность, психологическое состояние, анализируют результативность работы.
8 этап – итоговый. На данном этапе осуществляется анализ и оценка успешности достижения цели, определяется перспектива последующей работы на занятиях.
Методы обучения
Применяются следующие методы обучения:
репродуктивный;
проблемный;
частично-поисковый;
использование интернет-ресурсов, исследовательская и проектная деятельность;
метод проектов (позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- наглядные (показ образцов, иллюстраций, способов выполнения работы)
- практические (в творческой деятельности учащиеся опытным экспериментальным путем осуществляют поиск оптимального художественного и технического решения);
- совместно – коммуникативные методы (рассказ, объяснение, убеждение, беседа, способствующие освоению и закреплению материала).
Методы организации контроля и самоконтроля познавательной деятельности (аналитические): анкетирование, самоанализ, опрос, сравнение, наблюдение.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- наглядные (показ образцов, иллюстраций, способов выполнения работы);
- практические (в творческой деятельности, обучающиеся опытным экспериментальным путем осуществляют поиск оптимального художественного и технического решения);
- совместно - коммуникативные методы: рассказ, объяснение, убеждение, беседа, способствующие освоению и закреплению материала.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности творческой активности:
- поощрение;
- создание положительной эмоциональной атмосферы и успеха;
- создание игровой ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М.,2003г.
2. Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. С-П., 2001г.
3. Кожохина С.К. Батик. Ярославль, 2000г.
4. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М., 2000г.
5. Синеглазова М.О. Батик. М., 2002г.
6. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001г.
7. Энциклопедия художника, Искусство батика, М., 2000г.
8. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, 2006г.
9. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 2008г..
10. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск, 2007г.
11. Величко Н. Роспись. М., 2003г.
12. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. С_П., 2008г.
13. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи. Ростов-на-Дону, 2004.
http://www.art-catalog.ru/ – галерея картин известных художников, биографии.
http://www.artprojekt.ru/ – история мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы, контакты специализированных магазинов и производственных фирм.
http://www.artandphoto.ru/ – галереи живописи и фото российских и зарубежных художников в жанрах: пейзаж, портрет, фэнтези, природа.
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Помещение и оборудование:
Занятия проводятся в специально оборудованном классе, оборудованным мультимедийным проектором, компьютером. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, шкаф и полки для хранения наглядных пособий, а так же учебных работ детей. Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и по размерам полезной площади соответствовать числу учащихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам санитарии и безопасности работы.
Наглядные пособия:
К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся:
работы учащихся;
таблицы по видам и жанрам живописи;
таблицы по цветоведению;
творческие карточки-задания;
технологические карты.
презентации в программе POWER POINT,
фотографии известных мест,
репродукции художников.
Инструменты и приспособления:
- краски акриловые для росписи по ткани «Батик»,
- декоративные контуры,
- калька и копирка,
- газеты,
- нитки, иголки, кнопки, губка, кисти, графический карандаш,
- резерв, трубочка для резерва,
- ножницы,
- ткани.
- рамы,
- соль,
- палитра,
- емкость под воду,
- утюг,
- канцелярские ножи.
Согласована Протокол заседания методического совета от ______2020 года, № 1 Руководитель МС ___________Е.И.Ильяшенко
| Согласована Заместитель директора по УВР ________________Н.И.Гуртовая _______2020 года
|
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31