ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX-XXI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 9 классов, которые уже знакомы по урокам биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлен раздел изучения особенностей природы Смоленской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит обучающимся, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 34 часа (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов - 1 учебный час в неделю
За год (34 недели) - 34 занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни.
Учебно-тематический план
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | Природа под микроскопом. | 4 |
2 | Осенние явления в природе. | 5 |
3 | Зеленый мир. | 3 |
4 | Мир животных. | 4 |
5 | Организм человека | 3 |
6 | Эволюция природы. | 4 |
7 | Весна в природе | 4 |
8 | Природа под охраной. | 4 |
9 | Здоровье человека и окружающая среда. | 3 |
| Всего | 34 |
В соответствии с данной программой разработан тематический план. В тематическом плане каждому месяцу учебного года соответствует своя тема. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации
Список необходимой литературы.
1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
3. Демонстрационные таблицы.
4. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
5. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
6. Электронно-образовательные ресурсы:
|
Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение. |
Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru 7. Электронно-програмное обеспечение: Компьютер Презентационное оборудование Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления) Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках |
Календарно-тематический план
Сентябрь
Тема 1. Природа под микроскопом
№ | Темы занятий | Форма занятий | Дата | Коррект. даты |
1 | Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. | 3.09. | |
2 | Простейшие организмы. | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом | 10.09. | |
3 | «Суд над бактерией» | Деловая Игра | 17.09. | |
4 | Что показал нам микроскоп. | Викторина, отчетное занятие | 24.09. | |
Октябрь
Тема 2. Осенние явления в природе
№ | Темы занятий | Форма занятий | Дата | Коррект. даты |
1 | Осень в жизни растений и животных. | Рассказ учителя. Беседа | 1.10. | |
2 | Грибное царство. | Беседа, Проектная деятельность | 8.10. | |
3 | Что мы знаем о грибах. | Проектная деятельность | 15.10. | |
4 | «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. | Беседа, экскурсия с фотоаппаратом | 22.10. | |
5 | О чем нам осень рассказала. | Выставка, презентация | 29.10. | |
Ноябрь
Тема 3. Зеленый мир
| Темы занятий | Форма занятий | Дата | Коррект. даты |
1 | Мир растений. Особенности и многообразие растений. | Вводная лекция с элементами беседы, экскурсия. | 12.11. | |
2 | Роль растений в природе и жизни человека. | Беседа. Проектная деятельность | 19.11. | |
3 | Лекарственные растения. Растения красной книги Смоленской области и меры по их охране. | Рассказ. Проектная деятельность. | 26.11. | |
Декабрь
Тема 4. Мир животных
№ | Темы занятий | Форма занятий | Дата | Коррект. даты |
1 | Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. | 3.12. | |
2 | В мире позвоночных животных. Теплокровные животные. | Рассказ. Проектная деятельность. | 10.12. | |
3 | Животные в жизни человека. | Рассказ. Проектная деятельность. | 17.12. | |
4 | Животные красной книги Смоленской области и меры по их охране. | Рассказ, проектная деятельность. | 24.12. | |
Январь
Тема 5. Организм человека
№ | Темы занятий | Форма занятий | Дата | Коррект. даты |
1 | Как появился человек. Выявление доказательств эволюции человека. | Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб. | 14.01. | |
2 | Функциональные пробы и исследования работы организма человека. | Практическая работа. | 21.01. | |
3 | Влияние вредных привычек на здоровье. | Рассказ. Проектная деятельность. | 28.01. | |
Февраль
Тема 6. Эволюция природы
№ | Темы занятий | Форма занятий | Дата | Коррект. даты |
1 | Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. | Вводная лекция с элементами беседы . | 4.02. | |
2 | История динозавров. | Рассказ. Проектная деятельность. | 11.02. | |
3 | Необыкновенные предки современных теплокровных. | Рассказ. Проектная деятельность. | 18.02. | |
4 | Эволюция сегодня и завтра | Рассказ. Викторина. | 25.02. | |
Март
Тема 7. Весна в природе
№ | Темы занятий | Форма занятий | Дата | Коррект. даты |
1 | Весна в жизни растений. Весенние пейзажи | Рассказ учителя. Беседа. Экскурсия в лес, фотосессия | 3.03. | |
2 | Первоцветы под охраной. По страницам красной книги Смоленской области. | Рассказ учителя, проектная деятельность | 10.03. | |
3 | Способы вегетативного размножения растений. | Беседа. Практическая работа | 17.03 | |
4 | Международный День птиц. | Подготовка праздника. | 31.03. | |
Апрель
Тема 8. Природа под охраной
№ | Темы занятий | Форма занятий | Дата | Коррект. даты |
1 | Экологические организации. | Рассказ учителя. Исследовательская работа. | | |
2 | Состояние природы в районе нашего села. | Обзорная экскурсия, фоторепортаж | | |
3 | Методы охраны природы. Природоохранные территории. | Рассказ. Исследовательская работа. | | |
4 | Экологическая акция: «Чистый берег!» | Практическая деятельность | | |
Май
Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда
№ | Темы занятий | Форма занятий | Дата | Коррект. даты |
1 | Здоровье и наследственность. | Рассказ учителя. Беседа. Задачи. | 5.05. | |
2 | Здоровье и среда жизнедеятельности человека. | Рассказ учителя, проектная деятельность | 12.05. | |
3 | Культура питания. Анализ состава пищевых продуктов. | Беседа. Практическая работа. | 19.05. | |