СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по биологии "Удивительное рядом"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Удивительное рядом". Биологический кружок организуется для обучающихся 9 класса, которые уже знакомы по урокам биологии с миром живых организмов.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по биологии "Удивительное рядом"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX-XXI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 9 классов, которые уже знакомы по урокам биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Смоленской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит обучающимся, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 34 часа (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.

  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

  • Количество часов - 1 учебный час в неделю

  • За год (34 недели) - 34 занятия.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

  • ведение здорового образа жизни.

Учебно-тематический план

темы

Название темы

Количество часов

1

Природа под микроскопом.

4

2

Осенние явления в природе.

5

3

Зеленый мир.

3

4

Мир животных.

4

5

Организм человека

3

6

Эволюция природы.

4

7

Весна в природе

4

8

Природа под охраной.

4

9

Здоровье человека и окружающая среда.

3


Всего

34

В соответствии с данной программой разработан тематический план. В тематическом плане каждому месяцу учебного года соответствует своя тема. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации





Список необходимой литературы.

1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.


2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование


3. Демонстрационные таблицы.


4. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»


5. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии


6. Электронно-образовательные ресурсы:


  1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение.

  1. Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru


7. Электронно-програмное обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Презентационное оборудование

  3. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)

  4. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках



























Календарно-тематический план


Сентябрь

Тема 1. Природа под микроскопом

Темы занятий

Форма занятий

Дата

Коррект. даты

1

Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

3.09.


2

Простейшие организмы.

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

10.09.


3

«Суд над бактерией»

Деловая Игра

17.09.


4

Что показал нам микроскоп.

Викторина, отчетное занятие

24.09.



Октябрь

Тема 2. Осенние явления в природе

Темы занятий

Форма занятий

Дата

Коррект. даты

1

Осень в жизни растений и животных.

Рассказ учителя. Беседа

1.10.


2

Грибное царство.

Беседа,

Проектная деятельность

8.10.


3

Что мы знаем о грибах.

Проектная деятельность

15.10.


4

«Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов.

Беседа, экскурсия с фотоаппаратом

22.10.


5

О чем нам осень рассказала.

Выставка, презентация

29.10.



Ноябрь

Тема 3. Зеленый мир


Темы занятий

Форма занятий

Дата

Коррект. даты

1

Мир растений. Особенности и многообразие растений.

Вводная лекция с элементами беседы, экскурсия.

12.11.


2

Роль растений в природе и жизни человека.

Беседа. Проектная деятельность

19.11.


3

Лекарственные растения. Растения красной книги Смоленской области и меры по их охране.

Рассказ. Проектная деятельность.

26.11.


Декабрь

Тема 4. Мир животных

Темы занятий

Форма занятий

Дата

Коррект. даты

1

Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки.

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.12.


2

В мире позвоночных животных.

Теплокровные животные.

Рассказ. Проектная деятельность.

10.12.


3

Животные в жизни человека.

Рассказ. Проектная деятельность.

17.12.


4

Животные красной книги Смоленской области и меры по их охране.

Рассказ, проектная деятельность.

24.12.



Январь

Тема 5. Организм человека

Темы занятий

Форма занятий

Дата

Коррект. даты

1

Как появился человек.

Выявление доказательств эволюции человека.

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

14.01.


2

Функциональные пробы и исследования работы организма человека.

Практическая работа.

21.01.


3

Влияние вредных привычек на здоровье.

Рассказ. Проектная деятельность.

28.01.



Февраль

Тема 6. Эволюция природы

Темы занятий

Форма занятий

Дата

Коррект. даты

1

Теория эволюции.

От Дарвина до Опарина.

Вводная лекция с элементами беседы .

4.02.


2

История динозавров.

Рассказ. Проектная деятельность.

11.02.


3

Необыкновенные предки современных теплокровных.

Рассказ. Проектная деятельность.

18.02.


4

Эволюция сегодня и завтра

Рассказ. Викторина.

25.02.







Март

Тема 7. Весна в природе

Темы занятий

Форма занятий

Дата

Коррект. даты

1

Весна в жизни растений. Весенние пейзажи

Рассказ учителя. Беседа. Экскурсия в лес, фотосессия


3.03.


2

Первоцветы под охраной.

По страницам красной книги Смоленской области.

Рассказ учителя, проектная деятельность

10.03.


3

Способы вегетативного размножения растений.

Беседа. Практическая работа

17.03


4

Международный День птиц.

Подготовка праздника.

31.03.



Апрель

Тема 8. Природа под охраной

Темы занятий

Форма занятий

Дата

Коррект. даты

1

Экологические организации.

Рассказ учителя. Исследовательская работа.



2

Состояние природы в районе нашего села.

Обзорная экскурсия, фоторепортаж



3

Методы охраны природы. Природоохранные территории.

Рассказ. Исследовательская работа.



4

Экологическая акция: «Чистый берег!»

Практическая деятельность




Май

Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда

Темы занятий

Форма занятий

Дата

Коррект. даты

1

Здоровье и наследственность.

Рассказ учителя. Беседа. Задачи.

5.05.


2

Здоровье и среда жизнедеятельности человека.

Рассказ учителя, проектная деятельность

12.05.


3

Культура питания.

Анализ состава пищевых продуктов.

Беседа. Практическая работа.

19.05.