СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по дополнительному образованию

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по дополнительному образованию»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»















Рабочая программа

по дополнительному образованию

вокального кружка

«Созвездие»









Учитель: Очирова А.В.















г. Закаменск

2023-2024 г.







Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному по дополнительному образованию вокального кружка «Созвездие» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 2)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями);

- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- СанПиНа 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020№ 28 (далее - СанПиН 2.4. 3648-20).

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2022 г. № 115 (с изменениями и дополнениями, редакция № 69 от 11.02.2022 г.)

- Устав школы.

- Учебный план на 2023-2024 год.

Обоснование программы

           Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому всё настойчивее утверждается   важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

        Направление программы- художественно-эстетическое.

В эстетическом воспитании детей важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности.

Искусство вокала – доступное всем. Тысячи детей принимают участие в работе вокальных кружков, студиях сольного пения. Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства.  

 Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыки, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусств.  

      Для  детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Актуальность программы-связана  с  популяризацией  в  последнее   время  детского  вокального  творчества,  ростом  числа  детских  вокальных  конкурсов и фестивалей.

      В  певческой  деятельностипроисходит  творческое  самовыражение  детей, которое  формируется как  в  ансамблевом  пении,  так и сольном  пении.  Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными,  обогащают  свой   вокальный  опыт, получая яркие эмоциональные впечатления.

        В процессе занятий   у детей повышается интерес к вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим ценностям.

Новизна программы заключается в применении   инновационных средств музыкального воспитания, здоровьесберегающих технологий в сочетании с традиционными   музыкально-педагогическими   средствами. Программой предусмотрено регулярное участие детей в различных музыкальных интернет-конкурсах и фестивалях.

Вид программы- авторская

 Цель программы: создание условий для развития   потенциальных творческих способностей через певческую деятельность детей младшего и среднего школьного возраста.

      Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • обучить основам музыкальной грамоты

  • обучить основам вокального мастерства  

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

  • Развивать музыкально-эстетический вкус;

  • Развивать музыкальные способности детей;

  • развивать творческую активность детей;

Основные направления развития по программе: 

∙        развитие музыкального слуха;

∙        развитие вокальных способностей;

∙        развитие ритмических способностей (координация слуховых и двигательных навыков);

∙        теоретическая часть дается в форме бесед и вокальных и дыхательных упражнений.

         Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать занятия более   эмоционально - и информационно-насыщенными.

      Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

 В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков.

Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;        

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

     Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самореализации.

           Результаты освоения программы вокального кружка

         Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

        В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

 


2.Методическое обеспечение программы.

  Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 8 до 14лет.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

– концерты;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические игры

       В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, Серебряной, А.Н.Стрельниковой, Пита Риггса.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Формы подведения итогов:

1.Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;

2.Участие детей в школьных, районных мероприятиях, концертной деятельности.

3.Участие детей в различных интернет-конкурсах и фестивалях (на сайтах «Апельсин», «Южный полюс»).

  Песенный репертуар подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.  

     Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

     Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

- главными из которых является сольное и ансамблевое пение,

- слушание различных интерпретаций исполнения,

- пластическое интонирование,

- добавление элементов импровизации,

- движения под музыку,

- элементы театрализации.

    Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

    Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

    Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, элементарных музыкальных понятий, охрану и гигиену голоса,строение голосового аппарата.

  Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

      Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов. Песенный материал играет важную воспитательную   роль в освоении содержания программы.

     Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар может варьироваться и постоянно обновляться.  

Основными формами работы на занятии являются: распевание, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание не задается.

    Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

    Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования, учитывается здоровьесберегающий фактор.

    Занятия предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.

3.Содержание программы

1-й год обучения.

Цель: создание условий для творческого развития детей через вокальное пение.

Задачи:

формировать основы вокальной культуры;

- дать основы элементарной теории музыки ;

- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения, добиваться унисона;

- развивать творческую активность детей;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

Содержание 1 года обучения:

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Прослушивание голосов.

2.Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

 

3. Звукообразование. Музыкальные штрихи  

Введение: понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Музыкальные штрихи: легато, стаккато, крещендо, диминуэндо. Формирование вокального звука (в прикрытой позиции, академическая и народная манеры пения).

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку   певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Дыхательные упражнения по системе В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой, Л.Серебряной.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова, Л.Серебряной, а также традиционные вокальные упражнения.

6.Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование, а капелла.

7.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов- пение форте и пиано, анализ исполнения.  

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию по губам», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии с помощью музыкально- шумовых инструментов.  

9.Музыкально-сценическое движение.

Развитие самовыражения через движение и пение. Умение изобразить настроение в различных движениях   для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Работа над актёрскими навыками в пении.

10. Работа над репертуаром.

Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, разучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом   произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и фестивалях.

12. Итоговые занятия, творческие отчеты.

Отбор лучших номеров. Творческие отчеты. Выступления для родителей. Анализ выступления.  Совместные чаепития.





Тема

Сроки

1

Вводное занятие. Знакомство с инструментом синтезатор.

Сентябрь

2

Распевки. Разучивание гаммы.

Сентябрь

3

Знакомство с песнями «Маленькая страна», «Учитель»

Сентябрь

4

Разучивание песни «Маленькая страна»

Сентябрь

5

Повтор песни «Маленькая страна»

Знакомство с песней «Учителя»

Разучивание песни.

Сентябрь

6

Подготовка к поздравлению «День Учителя»

Сентябрь

7

Генеральная репетиция поздравления учителей

Сентябрь

8

Выступление

Октябрь

9

Сценическая культура и правила поведения

Октябрь

10

Подбор репертуара к празднику «День Матери»

Октябрь

11

Разучивание песен про маму.

Октябрь

12

Подготовка к празднованию «День Матери»

Ноябрь

13

Генеральная репетиция

Ноябрь

14

Выступление


15

Подбор репертуара к Новому году

Ноябрь

16

Разучивание песни «Зима»

Декабрь

17

Вокально-хоровая работа. Разучивание песни

«Новогодняя»

Декабрь

18

Генеральная репетиция Новогоднего Карнавала

Декабрь

17

Необходимые условия для достижения

ансамблевого звучания

Декабрь

18

Разучивание песни «На безымянной высоте»

Январь


19

Подбор репертуара ко Дню защитника отечества

Февраль

20

Разучивание песен ко Дню защитника отечества

Февраль

21

Подготовка к празднику «8 марта»

Февраль

22

Разучивание песни «Солнечная капель»

Март

23

Разучивание песни «Бабушки-старушки»

Март

24

Анализ построения музыкального произведения

Март

25

Разучивание песни «Хорошо, что у мамы есть я»

Март

26

Выступление

Март

27

Разучивание песни «Священная война»

Апрель

28

Разучивание песни «Горит свечи огарочек»

Апрель

29

Вокально-хоровая работа. Разучивание песни

«День Победы»

Апрель

30

Генеральная репетиция встречи «Салют

Победы»

Май

31

Выступление


31

Разучивание песни «Когда уйдем со школьного

двора»

Май

33

Вокально-хоровая работа. Разучивание песни

«Каникулы – веселая пора»

Май

34

Заключительное занятие. Подведение итогов

Май



    Ожидаемые результаты:


Дети должны знать:

- об искусстве вокала (голос, его возможности)  

-язык музыки (нотная грамотность, основные понятия);

-о культуре поведения на сцене;

Должны научиться, должны уметь:

-слушать и слышать музыку;

-вовремя вступать после музыкального вступления;

-движения ребенка, должны ограниченно сочетаться с музыкой;

-ритмично двигаться под музыку;

-красиво выходить на сцену;

-ориентироваться в пространстве сцены;

              красиво уходить со сцены.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!