Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
Рабочая программа
по дополнительному образованию
вокального кружка
«Созвездие»
Учитель: Очирова А.В.
г. Закаменск
2023-2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному по дополнительному образованию вокального кружка «Созвездие» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 2)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями);
- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- СанПиНа 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020№ 28 (далее - СанПиН 2.4. 3648-20).
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2022 г. № 115 (с изменениями и дополнениями, редакция № 69 от 11.02.2022 г.)
- Устав школы.
- Учебный план на 2023-2024 год.
Обоснование программы
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому всё настойчивее утверждается важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.
Направление программы- художественно-эстетическое.
В эстетическом воспитании детей важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности.
Искусство вокала – доступное всем. Тысячи детей принимают участие в работе вокальных кружков, студиях сольного пения. Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства.
Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыки, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусств.
Для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Актуальность программы-связана с популяризацией в последнее время детского вокального творчества, ростом числа детских вокальных конкурсов и фестивалей.
В певческой деятельностипроисходит творческое самовыражение детей, которое формируется как в ансамблевом пении, так и сольном пении. Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными, обогащают свой вокальный опыт, получая яркие эмоциональные впечатления.
В процессе занятий у детей повышается интерес к вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим ценностям.
Новизна программы заключается в применении инновационных средств музыкального воспитания, здоровьесберегающих технологий в сочетании с традиционными музыкально-педагогическими средствами. Программой предусмотрено регулярное участие детей в различных музыкальных интернет-конкурсах и фестивалях.
Вид программы- авторская
Цель программы: создание условий для развития потенциальных творческих способностей через певческую деятельность детей младшего и среднего школьного возраста.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
обучить основам музыкальной грамоты
обучить основам вокального мастерства
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Развивать музыкально-эстетический вкус;
Развивать музыкальные способности детей;
развивать творческую активность детей;
Основные направления развития по программе:
∙ развитие музыкального слуха;
∙ развитие вокальных способностей;
∙ развитие ритмических способностей (координация слуховых и двигательных навыков);
∙ теоретическая часть дается в форме бесед и вокальных и дыхательных упражнений.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать занятия более эмоционально - и информационно-насыщенными.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков.
Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самореализации.
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
2.Методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 8 до 14лет.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
– концерты;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, Серебряной, А.Н.Стрельниковой, Пита Риггса.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Формы подведения итогов:
1.Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;
2.Участие детей в школьных, районных мероприятиях, концертной деятельности.
3.Участие детей в различных интернет-конкурсах и фестивалях (на сайтах «Апельсин», «Южный полюс»).
Песенный репертуар подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- главными из которых является сольное и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, элементарных музыкальных понятий, охрану и гигиену голоса,строение голосового аппарата.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов. Песенный материал играет важную воспитательную роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар может варьироваться и постоянно обновляться.
Основными формами работы на занятии являются: распевание, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание не задается.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования, учитывается здоровьесберегающий фактор.
Занятия предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.
3.Содержание программы
1-й год обучения.
Цель: создание условий для творческого развития детей через вокальное пение.
Задачи:
- формировать основы вокальной культуры;
- дать основы элементарной теории музыки ;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения, добиваться унисона;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Содержание 1 года обучения:
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Прослушивание голосов.
2.Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3. Звукообразование. Музыкальные штрихи
Введение: понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Музыкальные штрихи: легато, стаккато, крещендо, диминуэндо. Формирование вокального звука (в прикрытой позиции, академическая и народная манеры пения).
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Дыхательные упражнения по системе В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой, Л.Серебряной.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова, Л.Серебряной, а также традиционные вокальные упражнения.
6.Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование, а капелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов- пение форте и пиано, анализ исполнения.
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию по губам», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии с помощью музыкально- шумовых инструментов.
9.Музыкально-сценическое движение.
Развитие самовыражения через движение и пение. Умение изобразить настроение в различных движениях для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Работа над актёрскими навыками в пении.
10. Работа над репертуаром.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, разучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Участие в интернет-конкурсах и фестивалях.
12. Итоговые занятия, творческие отчеты.
Отбор лучших номеров. Творческие отчеты. Выступления для родителей. Анализ выступления. Совместные чаепития.
№ | Тема | Сроки |
1 | Вводное занятие. Знакомство с инструментом синтезатор. | Сентябрь |
2 | Распевки. Разучивание гаммы. | Сентябрь |
3 | Знакомство с песнями «Маленькая страна», «Учитель» | Сентябрь |
4 | Разучивание песни «Маленькая страна» | Сентябрь |
5 | Повтор песни «Маленькая страна» Знакомство с песней «Учителя» Разучивание песни. | Сентябрь |
6 | Подготовка к поздравлению «День Учителя» | Сентябрь |
7 | Генеральная репетиция поздравления учителей | Сентябрь |
8 | Выступление | Октябрь |
9 | Сценическая культура и правила поведения | Октябрь |
10 | Подбор репертуара к празднику «День Матери» | Октябрь |
11 | Разучивание песен про маму. | Октябрь |
12 | Подготовка к празднованию «День Матери» | Ноябрь |
13 | Генеральная репетиция | Ноябрь |
14 | Выступление | |
15 | Подбор репертуара к Новому году | Ноябрь |
16 | Разучивание песни «Зима» | Декабрь |
17 | Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «Новогодняя» | Декабрь |
18 | Генеральная репетиция Новогоднего Карнавала | Декабрь |
17 | Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания | Декабрь |
18 | Разучивание песни «На безымянной высоте» | Январь |
19 | Подбор репертуара ко Дню защитника отечества | Февраль |
20 | Разучивание песен ко Дню защитника отечества | Февраль |
21 | Подготовка к празднику «8 марта» | Февраль |
22 | Разучивание песни «Солнечная капель» | Март |
23 | Разучивание песни «Бабушки-старушки» | Март |
24 | Анализ построения музыкального произведения | Март |
25 | Разучивание песни «Хорошо, что у мамы есть я» | Март |
26 | Выступление | Март |
27 | Разучивание песни «Священная война» | Апрель |
28 | Разучивание песни «Горит свечи огарочек» | Апрель |
29 | Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «День Победы» | Апрель |
30 | Генеральная репетиция встречи «Салют Победы» | Май |
31 | Выступление | |
31 | Разучивание песни «Когда уйдем со школьного двора» | Май |
33 | Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «Каникулы – веселая пора» | Май |
34 | Заключительное занятие. Подведение итогов | Май |
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
- об искусстве вокала (голос, его возможности)
-язык музыки (нотная грамотность, основные понятия);
-о культуре поведения на сцене;
Должны научиться, должны уметь:
-слушать и слышать музыку;
-вовремя вступать после музыкального вступления;
-движения ребенка, должны ограниченно сочетаться с музыкой;
-ритмично двигаться под музыку;
-красиво выходить на сцену;
-ориентироваться в пространстве сцены;
красиво уходить со сцены.